Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Организация занятий и роль взрослого




 

Как уже отмечалось, воспитатель, по Монтессори, не должен вмешиваться в действия ребенка и управлять ими. Особые ограничения система Монтессори накладывает на вербальную активность взрослого. Слова взрослого должны быть предельно простыми, ясными для ребенка и лаконичными. Воспитатель не должен произносить ни одного лишнего слова, а только те, которые дают ясное, отчетливое представление о предмете. Лучше ничего не сказать, чем забросать ребенка многими непонятными словами. Гораздо важнее слов дать такой материал, который стимулирует активность ребенка, его способность видеть, сравнивать, систематизировать. Следовательно, педагогу необходимо уделять большое внимание организации специальной развивающей среды. Слова-указания используются крайне редко, их заменяют мимика, выразительный жест, собственный пример. Все это требует от воспитателя особого умения и даже артистизма.

Свободные разговоры детей поощрять нельзя, поскольку они отвлекают внимание ребенка от работы с материалом. Если работа поглощает его внимание, он молчит. Кроме того, лишние разговоры могут отвлекать от работы других. Свобода, существующая в детских садах Монтессори, ограничивается двумя очень важными запретами: «Нельзя делать того, что вредит тебе самому!» и «Нельзя делать того, что вредит твоим товарищам!» Всякое действие, вредящее самому ребенку или его товарищам, должно быть немедленно пресечено, причем быстро и без лишних разъяснений, так как пояснения только запутывают и оставляют возможность для самооправдания.

Для педагога, по Монтессори, важно уметь отступить на задний план, не навязывать своих замыслов и не руководить. Его основная задача — наблюдать и исследовать самостоятельную деятельность ребенка. Ему не следует учить и передавать знания. Он должен наблюдать за каждым ребенком и пытаться понять его. Такой воспитатель воспринимает ребенка как работника, овладевающего своей огромной задачей, верит в его возможности и доверяет его стремлению к независимости и ответственности.

Естественно, педагог помогает ребенку в его становлении, но эта помощь направлена прежде всего на активизацию его самостоятельности, поскольку к истинному пониманию явлений ребенок может прийти только сам. Главная просьба, на которую всегда должен откликаться воспитатель, — это: «Помоги мне это сделать самому!» Однако активизация самостоятельности не исключает возможности ненавязчиво направлять действия ребенка.

День в детском саду Монтессори начинается со свободной работы. Каждый ребенок выбирает, чем он будет сегодня заниматься. Этот выбор определяется дидактическим материалом, как правило, хорошо знакомым ребенку. Воспитатель терпеливо наблюдает, как дети сами выбирают материал для занятий. Если ребенок еще не освоился и затрудняется в выборе, воспитатель мягко направляет его: «Почему бы тебе не заняться сегодня этим?», «А этот материал тебе нравится?» Однако выбор делает сам ребенок — последнее слово всегда остается за ним. Когда воспитатель замечает, что ребенок впервые взял новый для него материал, то предлагает малышу характер действия с этим предметом, молча демонстрируя способ работы с материалом. Воспитатель действует настолько выразительно и эмоционально, а материал настолько привлекателен, что любой ребенок сразу загорается желанием работать с ним. Общая рабочая атмосфера начала дня и притягательность дидактического материала обычно захватывают детей. Они работают индивидуально, каждый за своим столом, со своим материалом и в своем темпе. Никто не торопит и не подгоняет ребенка. При этом свобода передвижения детей не ограничивается: каждый ребенок может подойти к воспитателю или к своим товарищам. Группы обычно бывают разновозрастные (от трех до шести лет), и младшие дети могут наблюдать за работой старших и учиться у них.

Интересно и то, что в группе занимаются 30 и даже 40 детей, а набор дидактического материала — всего один. Это, по мнению Монтессори, организует дисциплину и способствует развитию воли ребенка. Действительно, в детских садах Монтессори царят порядок, тишина и строгая дисциплина, которую дети соблюдают сами, без нотаций и призывов воспитателя. Дети сами берут материал, работают с ним, а потом ставят на полку на то же место, откуда взяли. Состояние полной сосредоточенности и погруженности ребенка в работу, характерное для этих садов, получило название в педагогике «феномена Монтессори».

Индивидуальная работа не исключает общих групповых занятий, к которым, в частности, относится «Круг» — короткий 15-минутный сеанс общения. Темы такого общения могут быть самыми разными — личные проблемы или праздники, календарные даты, свойства предметов и пр. «Круг» ведет педагог, но он и здесь немногословен и стремится не управлять детьми. Он скорее стимулирует детей к самостоятельным высказываниям и наблюдает за их поведением и ходом их мысли.

Особое внимание на общих занятиях уделяется навыкам дисциплины. Воспитатель специально показывает детям, как правильно и тихо ставить стулья, чтобы они не гремели и не отвлекали других; показывает, как расставлять материал на полки, как пользоваться теми или иными предметами. При таком обучении не требуется много слов и пояснений. Главное — максимально выразительно продемонстрировать те или иные действия. Подражание и воспроизведение движений воспитателя считается значительно более эффективным методом научения, чем слова и объяснения.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных