Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Значение системы Монтессори и ее оценка




 

Система Монтессори имела большое значение в развитии дошкольной педагогики. Уникальный дидактический материал этой системы практически без изменений просуществовал более 100 лет. Многие пособия этого материала нашли применение в других системах дошкольного воспитания и широко используются в наши дни для развития сенсорики и моторики маленьких детей. Кроме того, эта система на практике продемонстрировала необходимость индивидуального подхода к каждому ребенку. Возможность свободного выбора материала и занятия, работа в своем индивидуальном темпе, сосредоточенность на своем деле, сознательная дисциплина — все это важные и несомненные преимущества данной системы. Воспитанники детских садов Монтессори отличаются организованностью, ответственностью и умением работать самостоятельно.

Вместе с тем данная система содержит ряд ограничений и противоречий. Так, декларируемый тезис о предоставлении ребенку полной свободы находится в явном противоречии с жесткой регламентацией воспитательных воздействий. Выбор действий ребенка строго органичен предлагаемым дидактическим материалом и жестко предписанными действиями с ним. В результате действия детей становятся однообразными, стереотипными и автоматическими, а значит, не свободными. Педантизм и излишняя регламентация предлагаемых упражнений скорее способствуют «дрессировке» по овладению различными навыками, а не всестороннему развитию личности и индивидуальности ребенка.

Тезис о самообучении ребенка и невмешательстве взрослого в его деятельность также представляется сомнительным. Ведь и сам дидактический материал, и способы действия с ним, и специальные упражнения по выработке послушания — все это разработано и предложено воспитателем, так что влияние и вмешательство воспитателя безусловны и несомненны.

Другое противоречие данной системы связано с ее задачами. Выдвигая на первый план задачу умственного и познавательного развития, Монтессори ограничивает сферу воспитания детей работой с сенсорным материалом. Осуществляемые с детьми упражнения по развитию органов чувств обеспечивают лишь выработку элементарных сенсорных дифференцировок, но мало что дают для формирования более сложных форм восприятия и практически совсем не развивают мышление ребенка. Развитие мышления и сознания ребенка невозможно представить без усвоения им языка и овладения речью. Именно посредством речи дошкольник учится осознавать свои действия, выделять существенные признаки предметов, классифицировать, планировать, создавать новое и пр. Игнорирование роли речи в умственном развитии ребенка является серьезным ограничением в данной системе.

Вместе с речью Монтессори нивелирует также значение такой важнейшей в дошкольном возрасте формы деятельности, как свободная сюжетно-ролевая игра, в которой развиваются творческое начало ребенка и многие важнейшие качества его личности. Ограничение активности ребенка только работой с сенсорным материалом существенно тормозит развитие творческого воображения и фантазии ребенка, а это важнейшие факторы, способствующие формированию внутренней независимости.

Кроме того, серьезную критику вызывает сугубо индивидуальный характер деятельности детей в рамках данной системы. Каждый ребенок работает самостоятельно, независимо от других, и отвечает только за себя. Какие-либо совместные, коллективные формы деятельности отрицаются. Все это ведет к возникновению индивидуалистических черт в характере и отнюдь не способствует развитию детских взаимоотношений.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных