Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






АКУСТИЧЕСКИЙ ГНОЗИС




(неречевой слух)

Симптомы, диагностические признаки Отделы мозга
передние лобные задние лобные медио-базальные лобно-височные верхние височные средние височные субкортикальные
П Л П Л П Л П Л П Л  
□ Нарушение идентификации: а) бытовых шумов б) мелодий, голосов       + + +    
□ Трудности различения речевых интонаций     + +    
□ Нарушения акустического звена слухо-моторных координаций: 1) нарушение оценки количества ударов при сохранном восприятии ритмической структуры: а) недооценка б) переоценка   +         +     +     +/- +/-
2) нарушение восприятия ритмической структуры: а) недооценка б) переоценка           +/- +     +/- +     +/- +/-
3) диссоциации между выполнением ритмов по образцу и неправильной их оценкой со слуха + +          

 


Продолжение таблицы 5

Симптомы, диагностические признаки Отделы мозга
передние лобные задние лобные медио-базальные лобно-височные верхние височные средние височные субкортикальные
П Л П Л П Л П Л П Л  
4) Диссоциация между более успешным воспроизведением по образцу серий акцентированных и/или структурированных ритмов, чем простых неструктурированных ритмов       + +  
5) Замена воспроизведения ритмов по инструкции недиффиренцированным рядом ударов + +     + +  
6) Ухудшение оценки и воспроизведения ритмов по образцу при увеличении: а) числа проб б) темпа в) числа предъявлений ритмической структуры в серии г) сложности ритмической структуры       + +     +   +     +   +   + +     +/-   +/-  

 


Окончание таблицы 5

Симптомы, диагностические признаки Отделы мозга
передние лобные задние лобные медио-базальные лобно-височные верхние височные средние височные субкортикальные
П Л П Л П Л П Л П Л  
7) Нарушение выполнения на фоне патологического утомления     + +     +
8) Диссоциация между правильным выполнением ритмов по инструкции и неправильной их оценкой и воспроизведением по образцу       +/- +/- +
□ Нарушение моторного звена слухо-моторных координаций: 1) Элементарные персеверации   +       +
2) Персеверации предыдущей структуры + +   +     +
3) Контролируемые лишние неоттормаживаемые импульсы   + + +     +
4) Трудности выполнения акцентированных ритмов (разных по силе удара)   + +       +

 


ТАБЛИЦА 6

УСТНАЯ РЕЧЬ

Нарушения речи Отделы мозга
передние лобные задние лобные передние височные средние височные задние височные нижние теменные теменно-височно-затылочные субкортикальные мозолистое тело  
Л Л Л Л Л Л Л      
Афазии (по формам): □ Динамическая +                  
□ Эфферентная моторная   +                
□ Афферентная моторная           +        
□ Сенсорная     +              
□ Акустико-мнестическая       +            
□ Семантическая             +      
□ Амнестическая         +   +      
Дизартрии               +    
Аномии                 +  
Симптомы, диагностические признаки Формы афазий
динамическая эфферентная моторная афферентная моторная сенсорная акустико-мнестическая амнестическая семантическая
Нарушения речи (по ее видам) Нарушения устной речи: □ Экспрессивной (разговорной): + + + + + + +
1) Автоматизированной (упроченные фразы, штампы, несентенциальные выражения)   +/- +/- +/-      
                                 

Продолжение таблицы 6

Симптомы, диагностические признаки Формы афазий
динамическая эфферентная моторная афферентная моторная сенсорная акустико-мнестическая амнестическая семантическая
2) Рядовой (перечисление чисел натурального ряда, дней недели, месяцев года)     +/- +/- +/-      
3) Спонтанной: а) монологической б) диалогической в) групповой   + +/- +/-   + + +   + + +   + + +   + + +     + + +
4) Произвольной: а) повторной б) номинативной     + +   + +   + +   +/- +     +  
□ Импрессивной (восприятие и понимание)   +/- +/- + +   +
Нарушения письменной речи: □ Письмо   + + + +/-    
□ Чтение   + + + +/-    
Нарушения внутренней речи Симптомы нарушения устной речи □ Элементарные персеверации + +          
□ Искажения просодики (ритмики и мелодики) + +          
□ Сужение речи до штампов, автоматизмов + +          
□ Эмболы   + +        
□ Эхолалии + +          
□ Нарушение предикативности (телеграфный стиль) + +          
□ «Рубленый» характер фраз (короткие фразы) + +          

 


Окончание таблицы 6

Симптомы, диагностические признаки Формы афазий
динамическая эфферентная моторная афферентная моторная сенсорная акустико-мнестическая амнестическая семантическая
□ Речевая инактивность +            
□ Трудности включения в активную речь + +          
□ Трудности артикуляции   + +        
□ Смазанность, нечеткость речи     +/-        
□ Литеральные парафазии   +/- + +      
□ Отчуждение смысла слов       + +    
□ Логоррея, или жаргон афазии       +      
□ Вербальные парафазии       +/- + + +
□ Называние предмета по функциональным признакам         +    
□ Мнестические западения на слова       + + +  
□ Трудности звукоразличения при увеличении объема материала       + +    
□ Нарушение понимания: а) логико-грамматических конструкций б) предлогов в) сравнительных конструкций г) падежных конструкций д) инверсий               +   +   + + +
□ Трудности определения грамматической категории слова   +         +
□ Поиск номинации в семантическом поле         + + +
□ Аграмматизм   +          
□ Параграмматизм       + +/-    

 


ТАБЛИЦА 7

ЧТЕНИЕ

Формы алексий Отделы мозга
задние лобные передние височные средние височные височно-затылочные височно-теменные нижние теменные теменно-затылочные
Л Л Л Л Л Л Л
□ Эфферентная моторная +            
□ Афферентная моторная           +  
□ Сенсорная   +          
□ Акустико-мнестическая     +        
□ Оптико-литеральная       + +   +
□ Оптико-вербальная (симультанная)       + +   +
□ Оптико-мнестическая       + +   +
Симптомы, диагностические признаки Отделы мозга Формы алексий
передние лобные задние эфферентная моторная афферентная моторная сенсорная акустико-мнестическая оптико-литеральная оптико-вербальная оптико-мнестическая
П Л П Л
□ Угадывающее чтение + +   + + +   + + +
□ Узнаёт упроченные слова «в лицо», но не может их прочитать     + + +        
□ Трудности чтения: а) букв б) слогов в) слов (особенно малознакомых)         +   +   + +   +   + +   +     + +   +     +   +   + +   +
                               

Продолжение таблицы 7

Симптомы, диагностические признаки Отделы мозга Формы алексий
передние лобные задние эфферентная моторная афферентная моторная сенсорная акустико-мнестическая оптико-литеральная оптико-вербальная оптико-мнестическая
П Л П Л
□ Полное отсутствие чтения         +        
□ Литеральные замены, паралексии         +        
□ Вербальные паралексии, при сохранности понимания общего смысла прочитанного         +        
□ Нарушение понимания прочитанного +/- + + + +/- +/- +/- + + + +
□ Персеверации: а) элементарные б) системные +     +            
□ Дезавтоматизированное чтение     + +     + + +
□ Нарушение звуко-буквенного анализа слова     + + +   +   +
□ Нарушение дифференциации близких по зрительным признакам букв (особенно в стилизованном виде)             +   +/-
□ Нарушени восприятия пространственной ориентации букв             +   +/-
□ Трудности прочтения букв, слов, частично компенсируемые узнаванием их со слуха                 +

Окончание таблицы 7

Симптомы, диагностические признаки Отделы мозга Формы алексий
передние лобные задние эфферентная моторная афферентная моторная сенсорная акустико-мнестическая оптико-литеральная оптико-вербальная оптико-мнестическая
П Л П Л
□ Нарушение называния букв при правильном их копировании                 +
□ Нарушение узнавания «в лицо» знакомых и незнакомых слов               + +
□ Схватывание отдельной части слова (чаще корневой)               +  
□ Игнорирование левой части страницы текста +/- +              
□ Чтение как неконтролируемая система догадок +                
□ Потеря строки, выхватывание отдельных фрагментов строк + +                
□ Нарушение звуко-буквенного анализа слова                  
□ Пропуск букв     + + +        
□ Перестановка букв, слогов     + +/- +        

 


ТАБЛИЦА 8

 

ПИСЬМО

Нарушения письма Отделы мозга
передние лобные задние лобные передние височные нижние теменные теменно-височно-затылочные затылочно-височные затылочно-теменные мозолистое тело субкортикальные
П Л Л Л Л Л П Л П Л    
Аграфии (по формам): □ Динамическая + +/-              
□ Афферентная моторная       +          
□ Эфферентная моторная   +              
□ Сенсорная     +            
□ Семантическая         +        
□ Оптико-пространственная         + + + + +    
□ Оптико-мнестическая           + +    
Дизграфия-дископия               +  
Макрография +                
Микрография                 +
Симптомы, диагностические признаки Отделы мозга Формы аграфий
передние лобные динамическая афферентная моторная   эфферентная моторная сенсорная семантическая оптико-пространственная оптико-мнестическая
П Л
□ Нарушение самостоятельного письма: а) букв б) слогов, слов         + +       + +       + +     + +
                               

 


Продолжение таблицы 8

Симптомы, диагностические признаки Отделы мозга Формы аграфий
передние лобные динамическая афферентная моторная   эфферентная моторная сенсорная семантическая оптико-пространственная оптико-мнестическая
П Л
□ Нарушение письма со слуха: а) букв б) слогов, слов       + +     +   + +     + +   + +
□ Нарушение списывания                
□ Перестановки или антиципации букв, слогов     +/- + +      
□ Пропуск букв: а) гласных б) согласных       + +   + +   + +      
□ Литеральные пространственные параграфии (подбор нужной буквы или неадекватное пространственное расположение элементов буквы)             +  
□ Зеркальное написание букв             +  
□ Литеральные оптические параграфии (трудности дифференциации букв, близких по зрительному образу)               +
□ Замена обобщенного образа буквы в рамках одной графемы конкретным обазом               +

 


Окончание таблицы 8

 

 

Симптомы, диагностические признаки Отделы мозга Формы аграфий
передние лобные динамическая афферентная моторная   эфферентная моторная сенсорная семантическая оптико-пространственная оптико-мнестическая
П Л
□ Слитное написание слов, фраз + +/-              
□ Недописывание слов: а) опускается середина слова б) опускается конец слова       + +        
□ Побуквенное письмо     +         +
□ Инициальное письмо +              
□ Замена букв, близких фонематически         +      
□ Замена букв, далеких фонематически         +      
□ Гоморганные параграфии (близкие по месту порождения звука)     + +/-        
□ Трудности артикуляции подлежащей написанию буквы     +          
□ Трудности грамматического согласования слов и структурирования предложений при самостоятельном письме + +   +        
□ Персеверации: а) букв, слогов, слов б) фраз     +/- +     +        
□ Трудности употребления логико-грамматических конструкций при самостоятельном письме                
□ Нарушение намерения, замысла реализации письма + +            

 


ТАБЛИЦА 9

 

ПАМЯТЬ

Симптомы, диагностические признаки Отделы мозга
передние лобные задние лобные медиальные лобные средние височные базальные височные медиальные височные (гиппокамп) теменные затылочно-теменные гипоталамо-диэнцефальные
П Л П Л П Л П Л П Л   П Л П Л  
Модально-неспецифические нарушения памяти: □ Забывание текущих событий           +     +
□ Сужение объема отсроченного воспроизведения из-за: 1) тормозимости следов интерференицией 2) угасания (слабости) следов без интерферениции 3) нарушения избирательности в виде: а) контаминаций б) побочных вплетений   +   +     +       +         +   +/-     +/-
□ Конфабуляции     + +/-            
□ Реминисценции           +     +
□ Улучшение запоминания при смысловой организации материала                 +
□ Сужение объема непосредственного воспроизведения (отсутствует «фактор края») + + + + +   + +  

 


Продолжение таблицы 9

 

Симптомы, диагностические признаки Отделы мозга
передние лобные задние лобные медиальные лобные средние височные базальные височные медиальные височные (гиппокамп) теменные затылочно-теменные гипоталамо-диэнцефальные
П Л П Л П Л П Л П Л   П Л П Л  
Модально-специфические нарушения памяти: □ Сужение объема непосредственного воспроизведения (отчетливо выражен «фактор края») при запоминании: а) вербальных стимулов б) зрительных стимулов в) движений                  
□ Процесс заучивания не приводит к росту продуктивности запоминания: а) вербальных стимулов б) зрительных стимулов в) движений                  
□ Сужение объема отсроченного воспроизведения из-за гомогенной интерференции, при запоминании: а) вербальных стимулов б) зрительных стимулов в) движений                  
□ Вербальные парафазии           +     +

 


Окончание таблицы 9

 

Симптомы, диагностические признаки Отделы мозга
передние лобные задние лобные медиальные лобные средние височные базальные височные медиальные височные (гиппокамп) теменные затылочно-теменные гипоталамо-диэнцефальные
П Л П Л П Л П Л П Л   П Л П Л  
□ Реминисценции для: а) вербальных стимулов б) зрительных стимулов           + +     +/- +/-  
□ Пространственные ошибки при запоминании зрительных стимулов: 1) координатные 2) метрические 3) структурно-топологические 4) проекционные               + + +   + + +   + + +   + + +  
□ Нарушение памяти на лица         +     +  

 


ТАБЛИЦА 10

 

МЫШЛЕНИЕ

Симптомы, диагностические признаки  
передние лобные задние лобные базальные лобные теменно-затылочные височные теменно-височно-затылочные субкортикальные
П Л П Л П Л П Л П Л П Л  
□ Нарушение контроля + +   + +        
□ Нарушение деятельности на фоне патологического утомления     + +       +
□ Постепенная врабатываемость в деятельность              
Наглядно-образное мышление: □ Фрагментарность анализа + +            
□ Равновероятная актуализация нескольких гипотез + +/-   + +        
□ Соскальзывание на побочные ассоциации + +   + +        
□ Формальное описание элементов сюжетной картинки +            
□ Резонерство + +            
□ Неспособность к самостоятельному описанию сюжета + +           +
Наглядно-действенное мышление: □ Хаотичность и импульсивность в конструкторской деятельности + +   + +        

Окончание таблицы 10

Симптомы, диагностические признаки  
передние лобные задние лобные базальные лобные теменно-затылочные височные теменно-височно-затылочные субкортикальные
П Л П Л П Л П Л П Л П Л  
□ Пространственные ошибки: а) координатные б) метрические в) структурно-топологические г) фрагментарные +   + + + + + + + + + + +  
□ Инертные + + +/-       +
Вербально-логическое мышление: □ Нарушение планирования при решении задач +            
□ Нарушение понимания условий задачи, текста + +   + + +  
□ Нарушение следования плану при решении задач + + + +          
□ Трудности переключения при смене алгоритма решения   +         +
□ Нарушение счета: а) в пределах 10 б) при переходе через десяток + + +   +/- +   + +  
□ Нарушение разрядного строения числа       +   +  
□ Стереотипность ответов из-за трудностей переключения + +          
□ Распад таблицы умножения +   +        
□ Нарушение понимания и осмысливания вербального материала + +       + +  
□ Нарушение понимания переносного смысла +            
□ Ситуативное обобщение +   +       +

 


ТАБЛИЦА 11

ЭМОЦИИ

 

 

Симптомы, диагностические признаки Отделы мозга
базальные лобные медиальные височные гипоталамо-диэнцефальные
П Л П Л П Л  
Интенсивность эмоций: □ Патологическая сила аффекта       +    
□ Снижение аффективногс тонуса       +    
□ Усиление интенсивности эмоций: а) отрицательных б) положительных   + +   +  
□ Вялость эмоционального реагирования           +
Эмоциональный фон: □ Эйфория (благодушие)   +        
□ Депрессия (подавленность)     +     +
□ Эмоциональный паралич (безразличие) +          
Спонтанное эмоциональное реагирование и реакции на причину: □ Пароксизмы тоски, тревоги, страха     +   +  
□ Ригидность           +
□ Лабильность   +   +    
□ Пароксизмы с вегетативными нарушениями       +    

Окончание таблицы 11

Симптомы, диагностические признаки Отделы мозга
базальные лобные медиальные височные гипоталамо-диэнцефальные
П Л П Л П л  
□ Патологический а) смех б) плач         +     + +/-
□ Негативизм или агрессия       + + +/-
□ Сужение поля эмоционально значимых стимулов + + +     +
Знак эмоций: □ Преобладают эмоции: а) положительные б) отрицательные       +   +     +   +  
□ Трудности идентификации а) положительных эмоций б) отрицательных эмоций     +     +   +     +  

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В

последнее время значительно расширилась сфера практического приме­нения знаний в области нейропсихологической диагностики. Потреб­ность в овладении этими знаниями растет не только среди студентов, но и среди специалистов смежных специальностей: врачей, педагогов, дефекто-логов и т. д.

Настоящее пособие призвано повысить диагностические возможности на­чинающего нейропсихолога. Пользуясь таблицами пособия, можно качественно квалифицировать результаты, полученные в ходе нейропсихологического ис­следования пациента, а также грамотно описать синдром и сформулировать заключение. Однако результаты конкретного нейропсихологического исследо­вания не следует «подгонять» к предложенным терминологии и набору очагов поражения мозга. Дело в том, что мы попытались систематизировать лишь наиболее изученные нарушения разных видов психической деятельности при локальных поражениях головного мозга. Но даже для отраженных в пособии ВПФ недостаточно изученными остаются нарушения внимания, мышления, эмоций, зрительного гнозиса, нарушения праксиса и речевых процессов при поражениях правого полушария и глубинных структур мозга. Нарушения со­знания вообще не вошли в пособие, так как структура, характеристики и функционирование высшего уровня психического отражения действительности очень сложны и пока недостаточно исследованы.

Кроме того, в пособии не представлены данные экспериментальной и клинической нейропсихологии относительно атипичных синдромов наруше­ний ВПФ у правшей и левшей, отличия локальных форм патологии от со­судистых, атрофических и других форм, данные о синдроме «расщепленного мозга», о роли отдельных подкорковых образований в структуре ВПФ, о возникших в связи с нарушениями онтогенеза особенностях ВПФ у детей.

Нейропсихология является достаточно молодой, развивающейся наукой и многие ее направления находятся в стадии становления и накопления фактического материала. Это делает необходимым пополнение учебных по­собий новыми нейропсихологическими данными. Тем не менее, усвоение заложенных А. Р. Лурией основ нейропсихологической диагностики локальных, преимущественно опухолевых, поражений головного мозга, необходимо для изучения других форм церебральной патологии.


ЛИТЕРАТУРА

1. Лурия А. Р. Основы нейропсихологии. — М.: Изд-во МГУ, 1973. — 374 с.

2. Хомская Е.Д. Нейропсихология. — М.: Изд-во МГУ, 1987. — 288 с.

3. Схема нейропсихологического исследования (учебное пособие) / Под ред. А. Р. Лурии. — М: Изд-во МГУ, 1973. - 60 с.

4. Хомская Е.Д., Корсакова Н.К., Николаева В. В., Лебединский В. В. Материалы к спецпрактикумам по нейро- и патопсихологии. – М.: Изд-во МГУ, 1980. – 89 с.

5. Нейропсихологическая диагностика. Ч. 1: Схема нейропсихологического исследования высших психических функций и эмоционально-личностной сферы. — 40 с; Ч. 2: Аль­бом. - 46 с. / Под ред. Е. Д. Хомской. - М: Изд-во МГУ, 1994.

6. Методика адаптированного нейропсихологического исследования для детских невропатологов: Методические рекомендации / Под ред. Э. Г. Симерницкой. — М.: Б. и., 1988. -21с.

7. Бабенкова С. В. Клинические синдромы поражения правого полушария мозга при остром инсульте. — М.: Медицина, 1971. — 263 с.

8. Кок Е.П. Зрительные агнозии. — М.: Медицина, 1967. — 224 с.

9. Корсакова Н. К., Московичюте Л. И. Подкорковые структуры мозга и психические процессы. — М.: Изд-во МГУ, 1985. — 116 с.

10. Корсакова Н. К., Московичюте Л. И. Клиническая нейропсихология. — М.: МГУ, 1988. — 89 с. — (Педагогика, психология).

11. Корчажинская В. И., Попова Л. Т. Мозг и пространственное восприятие (односторонняя пространственная агнозия). — М.: Изд-во МГУ, 1977. — 88 с.

12. Лебединский В. В. К нейропсихологической классификации двигательных персевераций // Функции лобных долей мозга / Под ред. Е. Д. Хомской и А. Р. Лурии. — М.: Наука, 1982. - С. 144-153.

13. Лурия А. Р. Высшие корковые функции человека. — М.: Изд-во МГУ, 1969. — 503 с.

14.А. Лурия А. Р. Нейропсихология памяти: В 2-х т. — Т. 1: Нейропсихология памяти (наруше­нии памяти при локальных поражениях мозга). — М.: Педагогика, 1974. — 312 с; Т. 2: Нейропсихология памяти (нарушения памяти при глубинных поражениях мозга) – М: Педагогика, 1976. - 192 с.

15. Семенович А. В. Умрихин С. О. Пространственные представления при отклоняющемся развитии: Методические рекомендации к нейропсихологической диагностике. — М.: П. п., 1997. -52 с.

16. Спрингер С., Дейч Г. Левый мозг, правый мозг: асимметрия мозга /Пер. с англ. — М.: Мир, 1983. – 256 с.

17. Цветкова Л. С. Нейропсихологическая реабилитация больных. – М.:
Изд-во МГУ. -1985. - 327 с.


Максименко Марина Юльевна,






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2025 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных