Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Возникновение новой культурной общности, 1817-1862 гг.




1817 год стал поворотным пунктом в истории равнинных оджибвеев. В этот год оджибвеям, равнинным кри и ассинибойнам, пришлось уступить колонии Селкирка земли вдоль Ред Ривер и реки Ассинибойн. В это же время их торговые связи с манданами ослабли, а также участились стычки с сиу за доступ к местам охоты на бизонов. Однако в то же время очевидность того, что оджибвеи приспособились к жизни на равнинах стала наиболее видна.

В этот период образ жизни большинства равнинных оджибвеев являлся переходным: охота на бизонов сочеталась с пушным промыслом, рыбной ловлей и собирательством. Хотя теперь существование большинства оджибвеев в разной степени основывалось на промыслах в прериях, большинство оджибвеев продолжали жить в лесостепи вдоль рек Ассинибойн, К’Аппель и Саскачеван (рис. 1). В их число входили onikami-wininiwak - «народ, занимающийся волоком», mistowaiau-wininiwûk (?) «виннипегский народ» и kipaukaning-wininiwûk (?) «народ реки К’Аппель». Основные торговые отношения они установили с англичанами, а самые западные из них сохраняли связи с равнинными кри и ассинибойнами. После 1820 года оджибвеи установили тесные связи с появившимися поселениями метисов. В районах к востоку от Черепашьих Гор оджибвеи охотились на бизонов вместе с метисами на юге до Чёртова озера, а после 1850 года часть оджибвеев мигрировала вместе с метисами на равнины Альберты и Монтаны. Некоторые из этих оджибвеев входили в группу, называемую ša-kana-šši-wininiwak – «английский народ».

По-настоящему новая народность оджибвеев, наездников на лошадях, охотившихся на бизонов, образовалась на равнинах не раньше 1820-1830-х годов. По мере того, как оджибвеи закреплялись на равнинах, всё большее число оджибвеев покидали лесостепи и леса, чтобы присоединиться к своим уже обосновавшимся на равнинах соплеменникам. Из-за сокращения ресурсов в восточной лесостепи и прериях, а также благодаря новым возможностям, открывавшимся благодаря торговле шкурами, в середине девятнадцатого столетия на западные равнины постоянно прибывали новые оджибвеи. Те оджибвеи, что лучше других приспособились к жизни на равнинах, стали переселяться и основываться на территории от Черепашьих Гор до восточного края Кипарисовых холмов. Это был уже полностью конный народ, обеспечивающий свою жизнь и торговлю охотой на бизонов. Основная часть этой народности занимала территории между реками Ассинибойн и Сури и наверняка включала в себя mikkinakk wači-winiwak – «народ Черепашьей горы» и mo-swači-wininiwak - «народ Мышиной горы». Возле поселения Таунер (Северная Дакота) часть этих оджибвеев основала большую укреплённую деревню, называвшуюся pišikki ka’-tta’-t – «Бизоний Вигвам», которая была разрушена племенем янктонаи в 1824-1825 гг. Имеются сведения, что в следующем десятилетии некоторые оджибвеи вместе с равнинными кри и ассинибойнами торговали с американцами в Форт-Юнион на Миссури.

После эпидемий 1830-х годов, выкосивших большую часть местных равнинных кри и ассинибойнов, равнинные оджибвеи стали основным населением равнин по обе стороны реки Сури. Другие равнинные оджибвеи двинулись дальше на запад и поселились в регионе Лесистых гор и Кипарисовых Холмов, населённых преимущественно равнинными кри и ассинибойнами. Это были mittikwači-wininiwak – «народ Лесистых гор» и inina-ntaka-wininiwak – «народ Кипарисовых холмов». Если не считать различий в языке и этнической идентификации, эти равнинные оджибвеи являлись, по сути, частью регионального сообщества, в которое входили их союзники равнинные кри и ассинибойны.

Жизнеобеспечение

Обширный и экологически разнообразный регион, который заселили равнинные оджибвеи, сформировали культуру, в которой обнаруживаются связи как с равнинами, так и с восточным Вудландом. В первых упоминаниях об их жизни на равнинах содержатся сведения о том, что оджибвеи охотились на бизонов главным образом осенью и зимой. Охотились малыми группами, возглавляемыми «бизоньими шаманами» и паундмейкерами, которые строили загоны, с помощью которых охотились на бизонов. В более поздние годы устраивалось две большие охоты в году: одна – летом для получения мяса, вторая – осенью для обеспечения мясом и шкурами. Так же, как и их соседи - ассинибойны и равнинные кри, оджибвеи охотились на бизонов верхом под управлением руководителя охоты, выбранного вождём группы и советом. Этот руководитель, в свою очередь, назначал воинов, или okiĉĉita-k, которые обладали абсолютной властью в вопросах выслеживания и организации охоты.

Поскольку равнинные оджибвеи бóльшую часть года жили либо в лесостепи, либо на лесостепных оазисах посреди прерий, они охотились и ставили ловушки на лосей, вапити, кроликов, ондатр, перепелов. А для тех, кто жил ближе к лесостепи, некоторые из этих видов животных были основой их пищевого рациона. Равнинные оджибвеи занимались также рыбной ловлей, а жившие ближе к лесостепи, рыбачили бóльшую часть лета. Кроме того, для тех, кто жил ближе к лесостепи, важную роль продолжало играть собирательство (дикий рис, кленовый сахар и т.п.), в то время как у живущих на равнинах оджибвеев бóльшую роль стали играть овощи, такие как дикая репа. Имеются сведения, что, жившие в прерии и лесостепи равнинные оджибвеи выращивали местные и привозные полевые культуры, от кукурузы до картофеля.

Материальная культура

Двойная принадлежность оджибвеев проявлялась в разных сферах их материальной культуры. Равнинные оджибвеи жили либо в жилищах равнин – сделанных из шкур типи, либо в сделанных из коры или тростника вигвамах, характерных для восточного Вудланда. Как и индейцы Равнин, они изготовляли парфлеши из сыромятной кожи и украшения бэкрестов из оленьей кожи и в то же время делали контейнеры из берёзовой коры и корзины из ивовых прутьев. На их ожерельях встречались геометрические и цветочные орнаменты, а в одежде и мокасинах сочетались характеристики нарядов индейцев Равнин и восточного Вудланда. Для транспортировки припасов и имущества они использовали травуа, характерные для Равнин, хотя многие из них пользовались каноэ и двухколёсными тележками (тележки Красной реки).

Социальная организация

Оджибвейские группы получали название от местности, на которой они проживали. Так же, как у соседних равнинных кри и ассинибойнов, эти территориальные объединения состояли из кочевых мало сплочённых групп, состав которых менялся. Оджибвеи, жившие возле восточного Вудланда жили поселениях типа деревень. Некоторые из таких поселений вблизи Нетли-Крик и Черепашьих гор были постоянными - население жило в них зимой и летом постоянно. Деревней и группами управлял главный вождь, должность часто наследственная. Власть вождя была ограничена. Ему подчинялись вожди более низкого уровня, получавшие свои должности благодаря благородству, дипломатическим способностям или успехам на войне. Эти вожди образовывали совет без какой-либо четкой структуры. Они назначали заслуженных воинов для поддержания общественного порядка. Некоторые из okiĉĉita-k были также членами военных мужских обществ, в том числе «Больших Псов», связанных с аналогичными обществами соседних равнинных кри.

Родственные отношения у равнинных оджибвеев подобны тем, какие были у дакота, при которых муж и родители жены избегали друг друга. Они состояли из ряда экзогамных патрилинейных кланов, называемых, например, Громовая Птица, Лось, Медведь и Осётр. Было принято оказывать гостеприимство гостям из того же клана. Первые женитьбы и замужества обычно организовывались родителями; развод происходил без трудностей. Местом жительства новой семьи обычно становилось жилье мужа.

Религия

В религии и ритуалах равнинных оджибвеев отражалось их переходное положение. Их дуалистическая космология, выражающаяся в борьбе между Громовой Птицей и подводными пантерами, являлась наследием восточного Вудланда, так же как Мидевивин или Медицинская Палатка, Вабано и церемония Трясущейся Палатки. Оджибвеи переняли некоторые ритуалы, характерные для ассинибойнов и равнинных кри. Танец Травы (maškossi-wiššimowin или pwa-niššimowin), Танец Солнца (ni-pa-kwe-ššimowin – «Танец Жажды») и Сообщество клоунов (wi-ntiko-kka-nak) – три примера тому. Церемония Курильного Типи и Торговый Танец (manta-?itiwin) были у них общие с равнинными кри.

У равнинных оджибвеев поощрялись независимость и ответственность членов сообщества. Детей хвалили за их умения, способности, самостоятельность, их приучали уважать свою семью, сообщество и мир духов. Основные события жизненного цикла отмечались специальными ритуалами, в число которых входили детально разработанные пиры в честь умерших (может, просто «поминки»?).

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных