Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Сексуальность, непосредственность, юмор и игра - положительные силы, ибо удовольствие не есть грех. 22 страница




 

Остановка внутреннего диалога - нелегкая задача. Если во время "ходьбы Силы" или какого-нибудь динамического не-делания переполнение тоналя сенсорными сигналами, не поддающимися интерпретации, заставляет ум замолкнуть, то во время подготовки к сновидению масса внешних сигналов резко сокращается, что затрудняет достижение внутреннего безмолвия.

 

Во-первых, следует сосредоточиться на дыхании и сделать его ритмичным. Иногда бывает достаточно погрузиться в мысленное наблюдение за тем, как воздух входит в легкие и покидает их, чтобы внутренний диалог замер на несколько минут - время, достаточное для того, чтобы войти в сновидение. Главное, не забывать о фоновом расслаблении физического тела. Концентрируя внимание на чем-либо, мы склонны непроизвольно напрягать те или иные группы мышц - особенно в области шеи и плеч. Если внутренний диалог не останавливается, попробуйте "опустить" внимание в область солнечного сплетения или ниже - в брюшную полость. Мысленно "упираясь" лучом внимания в живот, вновь проконтролируйте дыхание и степень релаксации. Десять минут ритмического дыхания на фоне глубокого расслабления могут вызвать утрату ощущения конечностей. Это хороший признак - он говорит о том, что привычная схема распределения внимания перестала работать.

 

Фиксация внимания на точке, расположенной выше макушки головы, подталкивает точку сборки к характерному сдвигу вверх, в ту область, где ей легче всего выйти за пределы кокона и сформировать тело сновидения. Существует довольно четкий критерий качества фиксации внимания на этой точке: возникает тактильная иллюзия, словно нечто "выдвигается" из макушки и начинает осязать пространство над головой. Если это странное ощущение возникло и удержалось хотя бы минуту, можно быть уверенным - вы обязательно войдете в сновидение.

 

Вышеперечисленные условия (расслабление, безмолвие, фиксация на макушке) способствуют концентрации внимания на внутреннем звуке. О концентрации на внутреннем звуке знает любой, более-менее знакомый с йогическими дисциплинами. Йоги называют этот звук нада. Он воспринимается как тихий свист или жужжание в ушах и возникает на фоне полной тишины. Некоторые испытывают затруднение при попытке услышать этот загадочный звук, хотя физиологи считают его вполне реальным и связывают с шумом внутричерепного кровообращения. Тогда, возможно, вам больше подойдет инструкция "прислушайтесь к тишине внутри головы". Ведь в конечном счете смысл техники сводится к помещению центра произвольного внимания внутрь черепа. Это можно рассматривать как разновидность не-делания, поскольку в голове ничего услышать нельзя - для этого нет ни соответствующих органов чувств, ни нервных окончаний. Впрочем, то же касается фиксации внимания над макушкой. Как и всякий когнитивный диссонанс, названные техники уже по этой причине могут парализовать внутренний диалог, а специфическое изменение энергообмена способствует такому сдвигу точки сборки, что приводит нас непосредственно в сновидение.

 

Здесь и наступает момент для провозглашения намерения, о чем говорил Кастанеда в приведенной выше цитате. Как было сказано, самая компактная формула звучит так: "Я сновидящий". Можно, однако, выразить намерение иначе - скажем, "Я намерен войти в сновидение" или просто "Я вхожу в сновидение". Нет никакого смысла повторять эту формулу как заклинание. Она не сработает, если не выполнена подготовительная работа, описанная выше. Когда же соблюдены все условия, достигнутое фоновое состояние позволяет войти в контакт с намерением почти мгновенно.

 

В первый год занятия сновидением вам, скорее всего, придется каждый раз проходить через разрыв непрерывности сознания. Иными словами, вы сначала будете засыпать, а потом словно бы "просыпаться" в сновидении. С развитием подвижности точки сборки "разрыв" может исчезнуть. Это странное и удивительное чувство, когда вы погружаетесь в сновидение плавно, некоторое время даже ощущая одновременно свое физическое тело и "тело сновидения". На этом этапе может возникать рассогласование перцептивных функций точки сборки: например, вы уже осознаете себя в теле сновидения, а зрительный канал по-прежнему прикован к закрытым глазам физического тела. В этот момент вам кажется, что ваше тело сновидения "ослепло" и требуется специальное намерение, чтобы глаза сновидящего "открылись". Не следует волноваться из-за этих странных явлений, ведь они свидетельствуют о расширении осознания и снижении силы фиксации точки сборки. Дело в том, что на ранних этапах работы точка сборки резко срывается со своей привычной позиции, движение ее стремительно и неуловимо для перцептивного внимания. Со временем, когда фиксация точки сборки ослабевает, она может покидать свое место довольно плавно - именно в этом случае возникает рассогласование перцептивных функций, ощущение "раздвоения" или "слепоты" тела сновидения.

 

При длительной практике плотность тела сновидения естественным образом возрастает. Основной метод уплотнения энергетических полей в сновидении, конечно же, заключается в постоянной тренировке и развитии внимания. Дон Хуан даже называл этот процесс "накоплением внимания сновидения". Первой задачей сновидящего является освоение максимальной фиксации нового режима восприятия. Он стремится к тому, чтобы объекты не уходили из поля восприятия сами по себе, чтобы способ интерпретации воспринимаемого не изменялся хаотически, и для этой цели создает прочный полевый каркас из энергообменных процессов между компонентами тела сновидения и эманациями воспринимаемого поля. В первую очередь, этот каркас строится за счет специально сфокусированного внимания между окружающими объектами и руками. Сновидец многократно переводит взгляд с рук на какой-нибудь внешний объект, добиваясь четкости и стабильности "картинки". Затем количество таким образом зафиксированных объектов постепенно увеличивается, чтобы образовать некую сеть из лучей внимания, что напоминает тоналю об идее пространства и позволяет определить границы тела сновидения.

 

За оформлением границ следует работа по повышению плотности энергетических полей, окружающих вышедшую за границы кокона точку сборки. С этой целью сновидящий пытается активно действовать в сновидении. Каждая сознательно совершенная манипуляция с внешними объектами, процессами или полями автоматически приводит к ощутимому возрастанию плотности тела сновидения. Конечно, на такую тренировку могут уйти годы и даже десятилетия. Она может показаться однообразной и скучной. Но подлинной целью толтекского сновидения является достижение "дубля", и иного пути к нему нет.

 

Сильное искушение исследовать различные миры сновидения в качестве пассивного созерцателя может сильно затормозить этот процесс. Вы будете довольно легко переходить из одной позиции точки сборки в другую, а феерические видения, каждый раз возникающие в этом случае, невольно увлекают и вызывают естественное любопытство.

 

Конечно, от таких путешествий тоже есть польза - зажигаются новые поля осознания, точка сборки обретает все большую свободу передвижения. И все же я не рекомендую посвящать этим занятиям слишком много времени. Достаточно выбрать одну позицию сновидения и работать с ней до возникновения "дубля", т.е. до настройки полноценного энергообмена точки сборки с внешним полем. Поскольку, как правило, такая позиция расположена не очень далеко от кокона, вы воспринимаете мир, мало чем отличающийся от мира первого внимания. Здесь вы нечасто будете встречать неорганических существ и тем самым избавите себя от рискованных контактов, о печальных последствиях которых я уже написал. Кроме того, этот мир сновидения по причине своего сходства с привычным нам миром является идеальной тренировочной площадкой для полноценного оформления тела сновидения. Здесь проще и удобнее учиться "ходить", "оборачиваться", "пользоваться руками" и т.п. Именно в этом режиме восприятия вы сможете в конце концов получить верифицируемые результаты, так как последствия совершенных здесь действий найдут свое отражение в мире повседневного восприятия. Пробудившись, вы сможете проверить эффективность своего поведения и качество работы внимания во сне.

 

Что же касается формы тела сновидения, то эксперименты в этой области лучше оставить для заключительной стадии работы. Обычно форма естественным образом копируется с привычной схемы физического тела. Осваивайте ее. Кастанеда писал по этому поводу: "[Дон Хуан] сказал, что второе внимание неизбежно стягивается фокусом на энергетическом поле нашего существа и трансформирует эту энергию во что-нибудь подходящее. Самое легкое - это, конечно, изображение нашего физического тела, которое мы хорошо знаем по опыту использования первого внимания" ("Дар Орла"). Искусство оборотничества можно изучать только после того, как вы убедились, что полностью владеете копией привычного для себя тела.

 

В данной дисциплине роль мощного ускорителя развития осознания играет совместное сновидение. Имея партнера-сновидящего, вы можете значительно интенсифицировать свое внимание, координируя совместные действия в избранной позиции сновидения. Конечно, добиться этого нелегко: многое зависит не только от вас, но и от уровня вашего товарища. Труднее всего удержать точку сборки в одной, общей для вас позиции. Кастанеда по этому поводу дал замечательный совет: встретившись в сновидении, взяться за руки и не отпускать друг друга вплоть до возвращения в обычный режим восприятия. Насколько мне известно из собственного опыта, это действительно самый лучший способ вместе удержаться в одном мире сновидения. Здесь открывается огромный простор для вашей фантазии - делайте все что хотите, странствуйте, исследуйте, развлекайтесь. В любом случае уровень вашей тренированности начнет стремительно возрастать.

 

По мере "накопления внимания сновидения" вы откроете для себя сновидение-наяву. Об этом состоянии уже было сказано выше (гл. 4). Стоит лишь добавить, что в общем процессе развития сновидящего это явление указывает на приближение состояния "дубля". Невероятная легкость, с какой точка сборки покидает свое место в случае спонтанной остановки внутреннего диалога, сочетается с повышенной способностью контролировать тело сновидения. Постоянный контакт двух режимов восприятия - первого и второго внимания - позволяет непрерывно контролировать действия в сновидении и корректировать их с бодрствующим осознанием.

 

Достижение "дубля" - это серьезный успех на пути освоения второго внимания. Именно "дубль" дает нам шанс отправиться в "окончательное путешествие", т.е. достичь тотальной трансформации еще при жизни физического тела. Как только вы добрались до своего "дубля", мир бесповоротно меняется в ваших глазах. Сновидение-наяву, бывшее до сих пор чем-то эпизодическим и очень странным, станет навещать вас регулярно. Осознание будет легко и часто бесконтрольно переходить из физического тела в тело "дубля", а потом наоборот. Писатель Сухарник познакомился с Кастанедой как раз в этот период и написал впоследствии, что Карлос произвел на него впечатление "Кандида, страдающего шизофренией". Казалось, все в нем было раздвоено: эмоции, мышление, даже память. К счастью, период бесконтрольного существования "дубля" быстро заканчивается. Сновидящий, как правило, находит внутренние критерии, позволяющие ему различить, в какой позиции сейчас находится его восприятие.

 

На "шизофренической" стадии "дубль" выделяется совершенно спонтанно: в результате сильных эмоциональных реакций (гнева, страха и т.п.), перед засыпанием и сразу после пробуждения (причем некоторое время действительно невозможно сообразить, что это - обычное сновидение или уже "дубль"), а также от непроизвольной остановки внутреннего диалога, которая может случиться в любое время суток и в любом месте. Через некоторое время эта беспорядочная активность, сбивающая с толку как самого сновидящего, так и окружающих, прекращается. Сновидец начинает контролировать свое второе тело и использовать его для совершения путешествий в иных мирах восприятия либо для осуществления каких-нибудь чисто магических действий.

 

Высшая реализация сновидящего - телепортация. Стоит ему добиться столь высокого уровня контроля внимания в состоянии "дубля", что его точка сборки сможет перетянуть все энергетические эманации кокона туда, где оказалась точка сборки с развившимся "вторым телом", и перед ним реально встает перспектива погружения в третье внимание. Впервые удавшаяся телепортация сопровождается сильным психологическим и соматическим потрясением. Для перцептивного аппарата характерна временная утрата ориентации, ощущение "пробуждения" может сопровождаться потерей фокусировки зрения, головокружением и шумом в ушах. Реакция тела может быть столь бурной, что потребуется неотложная помощь окружающих. Перцептивные и соматические функции в этой ситуации демонстрируют свою тесную взаимосвязь. Нарушение восприятия собственного тела приводит к утрате контроля над его функциями: тошнота, расстройство желудка, кратковременная невозможность удерживать равновесие и двигаться. В этой ситуации необходима мощная атака сенсорных сигналов извне, чтобы точка сборки восстановила необходимую жесткость фиксации и в полном объеме собрала схему тела. Как известно, дон Хуан попросту погружал Карлоса в холодную воду - это действительно очень эффективный метод. Иногда помогает активное движение, физический труд, деятельность, требующая сосредоточенности и мышечного напряжения.

 

Здесь завершается путь сновидения. Интеграция первого и второго внимания получает свое полное воплощение в способности телепортировать всю целостность энергетического тела. На этом высоком уровне толтекский маг имеет возможность уйти в любой из миров сновидения, не дожидаясь разрушения физического тела. Он становится подлинным трансформантом - существом, радикально изменившим собственную природу. Жизнь и смерть для трансформанта радикально меняют свое содержание и свое качество. Изменение плотных энергетических структур кокона позволяет ему значительно продлить бытие индивидуального осознания в его абсолютной целостности.

 

Тем не менее такой выход лишь откладывает на неопределенный срок окончательную реализацию - полное воспламенение всех полей осознания и включение третьего внимания. Традиция "новых видящих" утверждает, что третье внимание должно быть достигнуто здесь, в мире повседневного восприятия, а не в мирах сновидения, длительное пребывание в которых делает структуру энергетического тела мага подобной структуре "союзника". По их мнению, качество осознания, приобретаемое в результате такого модуса существования, со временем привязывает мага к избранному миру и лишает свободы.

 

Третье внимание - апофеоз толтекской дисциплины - является, безусловно, результатом гармонического совершенствования с помощью безупречности, сталкинга, сновидения и намерения. В конце магического пути "людей знания" эти дисциплины сливаются в некое синтетическое целое, формируя особый способ осознания и бытия. Их всесторонняя взаимосвязь становится очевидной, ибо каждый аспект учения постигается благодаря успехам во всех техниках одновременно. Сталкинг способствует сновидению, безупречность - сталкингу, сновидение помогает выявить связь с намерением и т.д. и т.п. В режиме первого внимания мы способны лишь говорить о логических и рациональных связях между ними, их сущностная гармония - вне сферы формального интеллекта. Особенно ярко это демонстрирует техника намеревания, которой посвящена заключительная глава этой книги.

 

ГЛАВА 9. МАГИЯ БЕСКОНЕЧНОСТИ.

НАМЕРЕНИЕ

Становится ясно, что самое важное

на земле и на небесах - это долгое

и однонаправленное подчинение: его

результатом является нечто, ради чего

стоит жить на этой земле, а именно

мужество, искусство, музыка, танец,

разум, дух - нечто преобразующее...

Ф.Ницше

 

Кастанеда недаром назвал учение дона Хуана "магией бесконечности". Если уж говорить о толтекском пути как о магии (что не совсем точно), то слово "бесконечность" здесь более чем уместно. Все усилия толтекского мага направлены на приближение к подлинной Реальности, к духу, абстрактному и никак не связаны с посюсторонними колдовскими манипуляциями. Бесконечное в картине мира, которую описал Кастанеда, - это "темное море осознания", океан бурлящих энергий, стремящихся реализовать себя определенным образом, Реальность-вне-интерпретации, нагуаль. Этот непостижимый мир движется собственными путями, которые имеют мало общего с путями, придуманными человеком. Дон-хуановский "человек знания" стремится понять Реальность если не разумом (что, судя по всему, невозможно), то чувством, непосредственным восприятием, безмолвным созерцанием. В результате этих поистине космических усилий он сливается с бесконечностью и движется вместе с нею - но куда? Совершенно невольно мы представляем себе некий эволюционирующий механизм и полагаем, что толтеку открываются цели этой эволюции, конечный ее результат, в результате чего его дорога в бесчисленных мирах восприятия обретает смысл - пусть очень сложный, но хотя бы в общих чертах переводимый на язык человеческих понятий. К сожалению или к счастью, дело обстоит иначе. Ожидаемого типа понимания не обретает никто и стремиться к нему бесполезно. Что, например, мы понимаем под эволюцией Вселенной?

 

Эта привлекательная идея, развитая и взлелеянная прогрессистами Нового Времени, как и большинство человеческих представлений, опирается на концепцию пространственно-временного континуума. Часто она несет в себе устаревшие фантомы вроде евклидового пространства и объективного протекания временных процессов, имеющих линейную природу и одностороннюю направленность. Данная мировоззренческая модель была безоговорочно принята европейской наукой, когда аристотелева логика казалась единственно разумной и, главное, очевидной для естествоиспытателя. Железная причинно-следственная цепь превращала Вселенную в некое подобие постепенно разворачивающейся модели, где каждый эволюционный шаг являлся очередной ступенью в невидимой лестнице, путь по которой каждый миг приближает нас к сияющему вдали Абсолюту, где возможна лишь кратковременная задержка, но ни в коем случае не обращение вспять и не бесконечное топтание на месте. Прогрессизм такого рода и по сей день питает оптимизм ученых, видения новоявленных пророков и смутные надежды всего человеческого рода.

 

Здравый смысл и позитивистское отношение к познанию не позволяет разумному человеку принимать на веру вдохновляющие декларации эволюционистов. Вера в исключительную роль нашего вида и в его светлое будущее - скорее предмет рассуждений для тех, кто поставил личную веру выше данного им опыта, для социальных утопистов, а также для тех, кто возлагает большие надежды на генетические потенции современного человека.

 

Нагуализм Кастанеды, хоть это и покажется странным для исследователей мистических учений, - учение во многом позитивистское. Оно не спекулирует на мифах или на утверждениях, которые невозможно ни доказать, ни опровергнуть. Оно не требует слепой веры в свои фундаментальные положения и опирается в основном на эксперимент, на идею самоисследования, а заключения свои описывает часто исключительно с феноменологической точки зрения. Дон Хуан, обращаясь к тем или иным объяснительным моделям, всякий раз подчеркивает их условность, никак не навязывая однозначной и жесткой картины мира. Я хочу еще раз подчеркнуть, что Кастанеда вовсе не полемизирует с прогрессизмом или религиозными идеями - он просто исключает их из сферы анализа, дискуссии и прочей подобной болтовни, в которой очень редко рождается истина. Он честно указывает в своих книгах только на то, что подтверждено его личным опытом, только на те закономерности и психические феномены, которые возможно повторить и попытаться изучить их природу. И даже когда Карлос рассказывает нам миф об Орле, можно заметить, что он вовсе не настаивает на истинности этого знания - он просто информирует читателя о нем, как о некоем атавизме, доставшемся с незапамятных времен в наследство "новым видящим". И сообщает о нем он лишь потому, что данный миф содержит в себе практические указания, которые могут пригодиться современному исследователю в его праксисе.

 

Вернемся, однако, к идее эволюции. Самые разные мистические традиции питали с ее помощью у своих адептов чувство собственной важности. В их космогенезе Человек обязательно играл ключевую, решающую роль: именно в человеке концентрировались плоды всей до-человеческой эволюции, именно от его поведения зависело, в какую сторону пойдет дальнейшее развитие мира. На это млекопитающее с чрезмерно развитым мозгом и гипертрофированной способностью к рефлексии возлагалась ответственность за дальнейшее бытие Вселенной. Время от времени это существо становилось центральной ареной борьбы между Ариманом и Ормуздом, оказывалось объектом пристального внимания Люцифера и т.д. и т.п. Ради спасения человека (и, разумеется, мироздания) на Землю нисходили высочайшие духи Вселенной - Заратустра, Будда, Христос, Магомет и множество бодхисаттв. Они служили проводниками Божественного Знания, указывали путь и вообще очень старались. Тем не менее, как мы знаем, мировые религии теперь редко находят таких пылких энтузиастов, как прежде. Да и в давно минувшие века лишь избранные единицы отдавали жизнь во имя торжества великих идей. Штайнер - этот странный визионер, попытавшийся в нашем столетии воскресить целый букет разнообразных верований, - утверждал, что пик "железного века" (Кали-Юги) пришелся на 1800 год. Остается лишь недоумевать по поводу устрашающих орудий массового истребления, появившихся в XX веке - последнем веке Кали-Юги, когда признаки новой эры должны проявляться со все большей силой, когда человек должен испытать на себе первые провозвестия следующей эпохи Духа. На самом же деле мы столкнулись с двумя мировыми войнами, уничтожившими ощутимую часть человечества, с беспрецедентным падением нравов, воинствующим материализмом и реальной угрозой как перенаселения планеты, так и исчерпания всех природных ресурсов, катастрофического загрязнения окружающей Среды и пр. Наивный прогрессизм XIX столетия сменился тотальным разочарованием и все возрастающим страхом перед будущим. Религия и традиционная мистика могут, конечно, утешить и подарить забвение, но многовековая история человечества, к несчастью, так и не подтвердила их радужных надежд.

 

Нагуализм отказывается говорить об эволюции, об особенной роли человека во Вселенной, он предоставляет человеческому роду уникальную возможность не полагаться ни на кого, кроме себя, и при этом ни в чем не ущемляет стремления нашего духа, не оскопляет его, подобно материалистическим учениям. Сила, которую часто поминает дон Хуан, становится помощником только в том случае, когда воин прикладывает немало стараний, чтобы оказаться на одном пути с океаном бытия, с этой единственной Реальностью.

 

Метафизическая картина в данном учении опирается не на фантазии, а на многовековые эксперименты видящих. Возможно, как раз поэтому она не слишком богата на красочные детали. Во вселенной осознания (в нагуале) есть лишь один источник энергии. Он никогда не истощается, поскольку пребывает вне пространственно-временного континуума - продукта тонального аппарата, стремящегося нашу ограниченность распространить на окружающую Реальность. Одним из выразительных примеров экспансии нашей ограниченности служит, на мой взгляд, закон сохранения массы и энергии. Энергия всегда избыточна. Аппарат человеческого восприятия разворачивает неопределимую Реальность нагуаля в структуру, наделенную пространством и временем. Та Единственная Точка, единственная "линия мира", которая в конечном итоге содержит все и находится вне всяких измерений, исторгает энергию беспрерывно и в огромных количествах. Иными словами, акт творения совершается каждый квант времени (для нашего восприятия), или каждую кшану, как говорят буддисты.

 

Скептически настроенный читатель может заметить, что при таком положении дел мироздание было бы хаотичным, непредсказуемым, иными словами - в нем торжествовала бы анархия свободно буйствующих энергий. Однако видящий отчетливо воспринимает те ограничения, которые не позволяют космосу превратиться в хаос. Каузальная связь (карма, как ее называют индусы) обеспечивает в каждом участке энергетического диапазона вселенной сознания определенный порядок и определенную последовательность. Выражаясь языком современной физики, каждая виртуальная частица, если она возникла в точке, уже овеществленной предыдущими всплесками энергии, превращается в крохотный "кирпичик", служащий для роста, укрепления и развития тех овеществленных форм, что находились здесь в предыдущую кшану времени. Она несет в себе изменение, но, получив энергетический заряд от прежней, умирающей частицы, занимает ее место, сохраняя тем самым относительную стабильность тел и явлений в избранном режиме восприятия. Подобная участь настигает крайне малое число виртуальных частиц; прочие остаются призрачными и мимолетными, для воспринимающего аппарата человека просто не существующими. Однако они принимают активное участие в ежесекундном формировании Реальности, будучи в общем-то проекциями тех самых "нитей мира", которые так много говорят видящим.

 

Так совершается видимая эволюция Вселенной: однажды овеществившийся объект (процесс, явление) продолжает свое бытие до тех пор, пока энергетическая поддержка в данной области имеет место. Возникает впечатление непрерывности, чего-то, имеющего начало, конец, а также все промежуточные стадии.

 

Таким образом, иллюзия эволюционного процесса - результат интерпретации и имеет исключительно психическую природу. Достаточно вспомнить знаменитые "пятна Роршаха", рассматривая которые испытуемый субъект может обнаружить в случайных узорах ту или иную картинку. Перцептивное соглашение, достигнутое в результате совместного выживания нашего вида, позволяет распределить сенсорные сигналы таким образом, чтобы они укладывалась в принятую модель мироздания и подтверждали привычные научные воззрения. Правда, изменение научной парадигмы заставляет ученых перетолковывать все те же эмпирические свидетельства в угоду новым идеям и творить следующую, как им кажется, усовершенствованную картину мира.

Критерием совершенства здесь служат только прагматические потребности и интересы человечества. Реальность же остается неизменной - более того, она всегда готова предоставить свою нечеловеческую мозаику для бесконечного потока следующих интерпретаций в соответствии с изменившимся тоналем времен.

 

Возникновение органической жизни на Земле, а впоследствии - жизни разумной, есть яркое свидетельство неисчерпаемых возможностей экспансии мировой Энергии. Бесконечное разнообразие комбинаторных возможностей эманаций подразумевает возникновение неисчислимого ряда причинно-следственных цепей, завершением (или промежуточным этапом) которых может стать как трилобит, так и высшее млекопитающее с исключительно развитым мозгом.

 

К несчастью, нам не дано предугадать, чем завершится та или иная игра эманаций. Очевидно, любая причинно-следственная цепь развивается до некоторого неизвестного нам энергетического предела. Можно даже предположить, что вымирание целого ряда биологических видов (как, скажем, динозавры) отнюдь не было вызвано климатическими или иными внешними условиями; подобные процессы вполне могли быть связаны с консервацией вида, т.е. дальнейшей неспособностью к изменению. Неразрешимое противоречие между стремлением эманаций к изменению структуры и полной неспособностью вида к такому изменению, быть может, послужило истинной причиной увядания и разрушения организмов, утрате способности репродуцировать себя.

 

Вполне естественно, что допустимое время стагнации находится в прямой зависимости от количества энергии, поглощаемого и выделяемого конкретной полевой структурой: чем количество энергии больше, тем длительнее срок допустимой стагнации.

 

Бесконечность - это мироздание как единая система, имеющая один источник энергии. Сложность такой системы бесконечно превышает сложность любого отдельного организма, ее населяющего. Если мы рассмотрим самих себя с точки зрения нагуаля, то в конечном итоге найдем лишь совокупность энергетических связей, объединенных великой целью гомеостазиса.

 

Вселенная осознания функционирует таким же образом. Энергия перетекает из одного участка диапазона восприятия в другой именно так, чтобы обеспечить необходимую избыточность, тем самым защищая систему в целом от каких бы то ни было функциональных нарушений. С некоторой натяжкой можно сказать, что Вселенная функционирует подобно живому существу: как и все живое, она стремится сохранить себя и одновременно видоизменяться до бесконечности. Именно так мы можем понять одно из значений толтекского термина намерение. Речь идет о присущем мирозданию желании непрестанно трансформироваться, расти, сохраняя при этом сущностную непрерывность. Конечно, Вселенная не обладает личностью, как не обладают ею многие биологические формы; тем не менее постоянные процессы энергообмена, отторжения и поглощения материи, наличие полевых связей между ее различными областями - все эти качества на своем уровне дублируют жизненный метаболизм любого органического существа. Иными словами, различие между большими и малыми эманациями, между отдельным организмом и Внешним Миром на уровне видения превращается в формальность. Недаром дон Хуан не любил рассуждать о том, происходит ли некое явление "внутри" или "снаружи". Для видящего эти слова поневоле теряют значение. Бесконечность движима грандиозными и смутными импульсами, импульсы же рождаются в результате некоторой присущей эманациям чувствительности. Где-то здесь зарождается безличное намерение бесконечности, которое является общим итогом взаимодействия всех существующих полей и в силу своей природы становится категорическим императивом для самой формы существования Реальности. Можно ли считать, что целью намерения является эволюция, если ни одному ограниченному существу не дано постичь его содержание, транслировать его в дискурс, в ряд образов и содержаний формального характера? Вряд ли. Представители естественных наук должны быть крайне недовольны подобным положением дел. Их поиски смысла уже который век приводят в тревожную пустоту, где интеллекту суждено переживать лишь недоумение и оцепенение. Пока европейский разум не изменит иерархию когнитивных ценностей, пока он не переформулирует свои задачи, сознательно ограничив область исследований тем, что может быть обработано этим специфически человеческим инструментом познания, фрустрации не миновать. Но если мы не в состоянии сформулировать содержание намерения, быть может, мы способны хоть что-то сказать о своеобразии его проявлений и тем самым хоть в ничтожной степени приблизиться к осознанию его природы?






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных