ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Искусство Мастера НЛП 2 страницаБ.: Как бы это пригодилось в работе с человеком, имеющим фобию, — то, что мы увидим через минуту, делает д-р Бэндлер? М.: Одна из вещей, которая делает для меня НЛП уникальной — то, что это первая модель, которая за все время по-настоящему показала то, что происходит с кем-то, у кого фобия. Тот, у кого фобия, в какой-то момент имел переживание, которое он может помнить, а может и не помнить. Это прекрасный пример разового обучения. Если ты никогда не видел кого-то, у кого фобия к лифтам, заходи в лифт и забудь про эту фобию. Похоже на то, что у них было это одно переживание, и с тех пор, когда бы они ни приближались к тому, что порождало фобию, оно вызывает волнение или неприятное ощущение. Я хочу использовать аналогию с американскими горками. Если мы сидим здесь и смотрим, как вагон заходит на первый подъем, мы могли бы услышать звук колес, щелкающих по рельсам. Мы могли бы услышать, как люди приходят в возбуждение. У нас могли бы быть по этому поводу какие-то ощущения. Но если бы нам с тобой пришлось переменить положение в то время, когда вагон достигает верхушки перед первым спуском, так, чтобы мы с тобой сидели в первом вагоне, держась за сиденье, а эта штука шла бы вниз, это два, в высшей степени, различных переживания. Б.: Да. М.: А что происходит с тем, у кого фобия — это то, что они всегда на первом сиденье. Это как если бы у тебя были опре- деленные воспоминания и ты о них думал: вот некоторые твои воспоминания.., они где-то похожи на просмотр фильма, ты видишь себя. Б.: И д-р Бэндлер хочет услышать то, как перспектива изменяется? М.: В этом переживании. Начиная с кого-то, действительно переживающего что-то неприятное, помогая ему, что мы называем «отделиться», чтобы он увидел это переживание по-другому. Б.: И одна из особенностей работы с фобиями в том, что часто на помощь кому-то, имеющему фобию, уходило очень много времени. Возможно, 10, а то и 18 встреч. Совершенно уникально в НЛП то, что д-р Бэндлер будет работать здесь с человеком, у которого фобия и, надеемся, ситуация изменится примерно через 20 минут. М.: Я думаю, одним из факторов, позволяющих ему это делать, является то, что он понимает структуру переживания. Ты можешь взять определенную дисциплину и попробовать выяснить сначала, что ты относительно этого чувствуешь, и разобрать это. Или ты можешь начать понимать структуру переживания. И если я изменю полностью структуру каким-то определенным образом, то я, совершенно очевидно, изменю все свое отношение к этому переживанию. И когда я перестрою или изменю твое положение с кого-то, испытывающего непосильное эмоциональное переживание, на кого-то, вернувшегося и смотрящего с другой точки зрения, я бесспорно изменю твои ощущения относительно тебя самого, и этого переживания. |Б.: В то время как люди смотрят эту видеопленку, мы хотим сказать, что существует пособие, которое прилагается к пленке и в котором имеется множество советов — что искать и как понять то переживание, которое вы будете наблюдать. Но, Майкл, так как они уже смотрят, на что бы ты хотел обратить внимание? М.: Я бы хотел, чтобы они обратили внимание на пару вещей. Первая — нужно заметить, как д-р Бэндлер добивается понимания того, что же именно происходит внутри Ли, как он создает тревогу или реакцию в виде фобии. А затем обратите внимание на то, что именно делает д-р Бэнд- лер, чтобы изменить внутреннее переживание. Еще я хочу предупредить о том, о чем мы уже упоминали на других пленках — то, что благодаря д-ру Бэндлеру эта работа выглядит очень простой, очень мягкой, и хотя, может быть, это и так, когда уже поймешь и изучишь модель, я думаю, вы согласитесь с нашей настоятельной рекомендацией, что для того, чтобы действительно эффективно использовать эту модель, необходимо определенное время потренироваться с квалифицированным инструктором НЛП и убедиться, что вы знаете то, что делаете. Это очень мощная техника. Б.: Да. А сейчас мы посмотрим эту мощную технику с д-ром Ричардом Бэндлером. Ричард: Как тебя зовут? Л.: Ли. Р.: Ли. Это твое первое имя? Л.: Верно. Р.: Правильно. Вот пока один правильный ответ. Чего бы тебе хотелось, Ли? Ты только что сидел и смотрел, как она проделывала это. Л.: Ну, у меня... я думаю, это называется приступом паники. Р.: Что это, здесь есть что-нибудь такое, что до смерти пугает людей? Что тут происходит? Л.: Фобия, или, как хочешь ее называй, приступы паники. У меня трудности с выездом за пределы города. Когда я веду машину... Р.: За пределы города — в противоположность въезду в город? Л.: Нет, просто оставаясь в городе, когда я хочу уехать, большинство из них и случается. В основном. Р.: Ну, это другое дело. У меня паника, когда я въезжаю в город. Я думаю, основанная на реальном опыте. Конечно, я езжу в такие города, как Нью-Йорк, Сан-Франциско — этого достаточно, чтобы вызвать панику у кого угодно. У них там такие холмы, что ты не поверишь. Нужно привыкнуть, чтобы там водить машину. Но, как я понимаю, это немного другое. Это случается прямо на границе города или ты сам как бы вводишь себя в это? Есть какой-нибудь знак, который говорит: ты сейчас покидаешь город — паникуй? Л.: Нет, я думаю, я просто себе говорю, когда готовлюсь ехать, она вроде как на меня немного находит. Р.: Даже до того, как ты выйдешь из дома? Л.: Даже если я думаю об этом. Р.: Даже если ты всего лишь думаешь об этом? Когда ты думаешь об этом, рисуешь ли ты изображения или разговариваешь с собой об этом? Л.: Когда кто-то упоминает о том, чтобы куда-нибудь поехать, я начинаю... Р.: Не темни, мы здесь в цейтноте. Л.: Когда кто-то что-нибудь говорит о поездке за город, поездке куда-нибудь, первая моя мысль — сказать «нет». Я не могу, я придумываю отговорки... Р.: У тебя в голове что-нибудь происходит или это невольная реакция? Л.: Ну, я сейчас думаю, что это, главным образом, реакция. Знаешь, я говорю, что у меня эти приступы паники и все такое, и это меня беспокоит так, что я просто не могу ехать. Р.: А если бы я предложил, что после того, как мы отсюда уйдем, мы с тобой поедем за город — ты чувствуешь панику, когда думаешь об этом? Л.: Если бы я знал, что мне придется это сделать, — да. Р.: Тебе придется. Я, знаешь ли, проверяю свою работу. Л.: О, в самом деле? Р.: Да. Мы живем в реальном мире. Единственное, из-зи чего бы ты, возможно, чувствовал большую панику — это мой гнев. Я хочу тебя проверить как клиента. Я заводил брыкающихся и кричащих людей в лифты, чтобы проверить фобию. Когда они туда попадали, они обнаруживали, что единственное, к чему у них была фобия, — был я. Они чувствовали себя отлично. Но я просто хочу знать, как ты достигаешь паники. Ты сейчас это можешь сделать? Подумай о том, чтобы поехать... Л.: Нет, в самом деле, если бы я был в машине, готовясь... Р.: Ну, ладно, попробуй. Закрой глаза и притворись, что ты видишь то, что увидел бы, садясь в машину. И знал, ка ково это — ехать по направлению... 5 Милтоя Эриксон Л.: В открытых местах, да. Так, небольшое покалывающее чувство... Совершенно непохожее на то, что я действительно чувствую. Р.: Ты видел себя в этом образе? Л.: Да, в машине, да. Выглядывая наружу. Р.: Выглядывая наружу. Ты когда-нибудь ездил за город? Л.: О, да. Р.: И когда ты вспомнишь, ты можешь увидеть то, что ты видел, когда это случилось? Л.: Ты имеешь в виду — когда меня охватила паника? Р.: Да, ты правильно понял. Л.: Хорошо. Но я думал, ты раньше всерьез говорил. Р.: Нет, я хочу здесь пойти до конца. Видишь ли, я не знаю. Ко мне приходят люди и врут о том, что у них эти проблемы. Л.: Нет, я могу вспомнить первый раз. Р.: Самый первый раз. Это было неожиданностью? Л.: Да. Я просто стал белым как снег, сердце стучало 90 миль в час, и я чувствовал себя так, как будто собирался умереть. Я чуть не потерял сознание. Р.: Была какая-нибудь причина? Л.: Такой не знаю. Р.: Никакой глубокой психологической основы? Л.: Такой не знаю. Р.: Просто твой мозг сказал: аррр... мне достаточно. В штаны не наложил? Л.: Действительно. Р.: Мозги — они такие. У меня есть теория — почему. Тебе кто-нибудь когда-нибудь рассказывал мою теорию? Л.: Нет. Р.: Моя теория в том, что причина такая: так как мир отклоняется на 20 градусов, в действительности у каждого из нас чужой мозг, и он, этот мозг, пьян. Л. (смех): Хорошо. Р.: Это вся теория, которая у меня есть. Это степень моей теоретической основы. Ладно. Пожалуйста, вернись назад и увидь то, что ты видел, и услышь то, что ты слышал в самый первый раз, когда тебя охватила паника. Л.: Я вышел из дома дяди и сел в машину. Поехал по шоссе, и после этого... Р.: Я хочу, чтобы ты это сделал внутри. Я хочу, чтобы ты действительно увидел то же самое, что ты видел в тот момент, и услышал те же звуки. Л.: Ладно. Р.: Прямо до того момента, когда она наступит. Л.: Хорошо. Р.: Ты чувствуешь ее, когда ты делаешь это? Л.: Не так, как тогда. Но я что-то чувствую. Да. Р.: Хорошо. Она сильная? Л.: Да. Р.: Отлично. Я просто хотел, чтобы ты убедился, что у тебя сохранилась эта проблема. Иногда люди теряют свои проблемы. Они продвигаются в жизни, и раз — ее нет. Л.: Ну, это не так, как было. Не так, как если бы на самом деле быть там. Это забавное чувство. Ты чувствуешь, что там тебе что-то говорят. Р.: Что, ты думаешь, оно тебе говорит? Л.: Ну, оно говорит мне, что я бы снова пережил, если бы сделал это. Р.: Может быть. Кто знает? Что ты думаешь после того, как посмотрел на нее? Л.: Это очень интересно. Очень, очень интересно. Как будто заставляет тебя поверить... да. Р.: Видишь ли, дело в том, что у меня очень хорошие отношения с человеческим подсознанием. Я, кажется, чаще всего не так здорово лажу с рассудком людей. Я много знаю о том, как люди учатся. Видишь ли, это как если бы я протянул руку, чтобы пожать твою, твоя рука знает, как это делать. Через некоторое время она делает это вроде как автоматически. И подумай, как было бы неприятно все время по мнить, что такое рукопожатие. Хорошо... подними руку.., если бы тебе пришлось вновь этому учиться, чтобы око и- о- сто работало автоматически. Поэтому я люблю, когда в< :еи автоматически. Где-то твой мозг научился паниковать;ta ч-той города. Но если твой мозг может чему-то подобному •& учиться, я имею в виду, что, может быть.., он старается тебя здесь удержать. Может быть, у него есть убедительный дь вод. К тому же существуют и другие способы сделать подобное. Кажется, это было бы не очень-то удобно. Особенно и этих 5* краях. Возможно что-то приятное за чертой города. Что там? Л.: Прекрасная местность для начала. Работа. Когда приходится путешествовать. Р.: О, может быть, какая-то часть тебе предлагала бы быть бедной и торчать в городе? Л.: Может, и так. Р.: Нет. Я не верю в эту чушь. Меня не проведешь. Я знаю, что мы учимся самым разным вещам. Может быть, в какое-то время и существует некоторая функция (назначение), но я не думаю, что через некоторое время эти функции... Представь, сколько люди учат нелепых вещей, у которых было бы какое-то назначение, а теперь нет. Я всегда помню об одном парне ростом почти семь футов, который в течение девяти месяцев участвовал в одном из моих учебных семинаров: он был высоким человеком, но этот учебный семинар проходил в комнате, где было всего три стула, а остальное — подушки и тому подобное. Это было одно из мест, где проходили групповые встречи, и я арендовал эту комнату. Мне пришлось сесть на стул. Я не люблю сидеть на полу. Однажды он подошел ко мне, взглянул на меня и пошел. «Парень, — сказал он, — я всегда думал, что ты выше меня». Потому что внутри он не чувствует, что он ростом в семь футов. Он чувствует себя намного меньше, он вроде как забыл. А люди забывают такое очень легко. Очень часто люди не знают, что они выросли. Поэтому внутри они чувствуют себя низкими, маленькими и все такое. Это, в общем, неважно. Как тебе это удалось, прямо удивительно, что ты можешь помнить, как паниковать. Сколько раз ты выезжал за черту города и у тебя это было? Ты помнишь сколько раз? Л.: Возможно, около 5 — 8 раз. Р.: Как давно это случилось? Л.: Самый первый раз было около двух, двух с половиной лет назад. Р.: Ты пробовал только 8 раз. Сколько дорог ведет из города? Л.: Возможно, 6 или 8. Р.: Видишь ли, я немного более склонен к экспериментам, чем ты. Я бы попробовал все разные дороги, чтобы посмотреть, можно ли выбраться. Так как дело могло быть в твоей машине. Л.: У меня одна машина. Р.: Ты ехал той же дорогой и в первый, и в восьмой раз? Л.: Нет. Р.: Хорошо. Потому что, может быть, где-то там есть знак, который говорит: «Не паникуй!» Что-нибудь приятное вроде этого. У меня был друг, который научился одной замечательной вещи. Когда он был молодым, кто-то из докторов сказал, что ему придется либо научиться жить с тем, что с ним было неладно, либо прыгнуть с моста «Золотые ворота».И — о чудо! Примерно через пять лет они нашли средство от его болезни. И он расхаживал по Сан-Франциско недалеко от моста и без всякой причины испытывал желание покончить с собой. Сейчас я уверен, что в то время у врача было хорошее намерение, но этот человек оказался внушаемым. Л.: Просто держал это в голове. Р.: Для него это было очень важно. Ну, ладно, я скажу, что я хочу от тебя. Твой случай простой. Это прямо по моей части. Никто тебе не говорил, что моя любимая вещь... моя, любимая вещь... фобии, потому что у меня нет... я не наделен прекрасной памятью. В общем пустая голова во многих отношениях. Большую часть жизни я провел в поисках того, что я только что куда-то убрал. Что я хочу от тебя... Я хочу, что бы ты вернулся и вспомнил время, когда ты ушел — это был дом твоего дяди? Л.: Ага. Р.: Хорошо. Дом твоего дяди. И ты знаешь, чтобы ты увидел, если бы поехал. Насколько это далеко? Л.: Наверное, миль семь. Р.: Семь миль. Хорошо. Потом — раз — и знаешь, к тому месту, где наступает паника. Потому что в голове ты можешь сделать это очень быстро. Увидь то, что ты видел, когда ты был там. Только на этот раз я хочу, чтобы ты быстро пробе-чтобы убедиться, что ты помнишь. Другими словами, наблюдай, как если бы ты мог лететь рядом с машиной, наблюдай за выражением своего лица. Наблюдай за собой. (Длинная пауза) Л.: Хорошо. Р.: Теперь, когда ты себя видишь, испытываешь ли ты какие-нибудь подобные чувства? Л.: Нет. В общем, нет. В самом деле, нет. Я вижу себя нервной развалиной. Р.: Когда говоришь о вождении машины, это плохое слово. Л.: Я знаю. Я был. Я был нервной развалиной. Р.: Ты не разбил машину? Л.: Нет, я доехал до дома. Р.: Но если ты не нервничаешь, тебе не придется... действительно, если ты в самом деле начинаешь нервничать, я тебе предлагаю успокоиться. Ты когда-нибудь думал об этом? Л.: Я старался говорить себе: «Ну, теперь успокойся». Но когда ты там находишься, выбраться трудновато. Р.: Да. На этот раз я хочу, чтобы ты сделал... Я хочу, чтобы ты сделал это снова. На этот раз сделай это изнутри. Л.: Просто вернуться прямо туда? Р.: Да, только на этот раз ты сядешь внутрь и сделаешь это изнутри. Так что начинаешь получать те ощущения, которые говорят тебе... (пауза). Ты их еще чувствуешь? Л.: Нет. В самом деле нет. Я могу об этом думать. Я могу представить себя, как я сел в машину и поехал, когда это пришло. Но у меня не было покалывающего ощущения, которое ко мне приходит, когда я об этом думаю. Р.: Не было? Л.: Ну... Р.: На всякий случай я скажу тебе, что мы будем делать. Я хочу, чтобы на этот раз ты увидел это еще раз снаружи. Я хочу, чтобы ты прогнал это очень быстро и, когда пойдешь до конца, до момента сразу после паники, до конца именно этого воспоминания, я хочу, чтобы ты его остановил — в виде слайда. Затем я хочу, чтобы ты перелетел «снаружи» «вовнутрь» машины, чтобы ты увидел все, что видел бы там, если бы был там. И я хочу, чтобы ты прокрутил это кино в обратном направлении, пока снова не окажешься у дядиного дома. Тебе придется пройти весь путь назад. Это то, что тебе действительно следует сделать — в обратном направлении. Л.: Хорошо. Р.: Отлично. Еще раз, я хочу, чтобы ты прогнал это. Посмотри,.сможешь ли найти там какую-то часть той паники. Если бы было так просто это изменить, не было бы это халтурой? И ты прокол два года... Л.: В консультациях, да. Р.: Так знаешь что? Вот что: тебе никто не сказал, что надо делать. Знаешь, они ходят — в школу. Они даже иногда делают такую вещь в школах. Они говорят тебе, что ты должен произнести слова по буквам. Но они не говорят тебе — как. Поэтому множество людей делало это фонетическим образом. Ты в школе учил фонетику? Л.: Нет. Р.: Ну, так даже слово «фонетика» нельзя произнести по буквам фонетическим образом. Ты об этом думал? Те, кто придумал название для этой системы, не очень-то серьезно к себе относились. И в любом случае учителя не могут хорошо произносить по буквам. Ты подходишь и спрашиваешь: «Как произносится по буквам это слово?» Они всегда пользуются старой уловкой: «Иди и посмотри в словаре». Если бы я знал, как оно пишется по буквам, я бы с самого начала посмотрел в словаре. Но большинство людей останавливаются и мысленно рисуют изображение этого слова. Затем они срисовывают. Я не знаю, что люди так поступают. Л.: Я тоже. Р.: Так поступают те, кто правильно пишет. Ну, и почему тебе не сказали об этом в школе? И в школе тебе не сказали, что если у тебя такая штука как паника, остановись, увидь себя снаружи, быстро пройди через это, сделай слайд и вернись назад. Этого тебе не говорят. Если бы кто-то пришел и сделал это... Я думал о том, чтобы написать книжку для выживания. Потому что я решил, что жизнь приводит к смерти и процесс жизни создает огромные трудности. Л.: Да. Р.: У тебя не было бы проблемы, если бы ты не был жив. Л.: Совершенно верно. Р.: Самоубийцы додумались до этого. Их проблема в том, что их бы ке волновало, если бы не было... Они бы не возражали, если бы они вообще не родились. Вернись и сделай это еще раз. Давай посмотрим, удастся ли нам добыть здесь из тебя немного паники. Ты попал в беду, я разминаюсь. Л.: Нет, я могу сейчас об этом подумать и испытать то покалывающее ощущение как обычно. Р.: Даже покалывающее? Ты можешь постараться получше. Ты можешь испытать покалывание. Л.: Ну, я попробую. Нет, в самом деле нет. Р.: Ну, давай. Ты же хочешь убедиться, правда? Л.: Да. Р.: Хорошо. Тогда почему бы нам не проехаться за город? Л.: Я готов попробовать. Р.: Остановись и подумай об этом. Если ты хочешь попробовать. Л.: Да. То, что я сказал... Я готов попробовать. Р.: Так, это другое. Мы поедем прокатиться через некоторое время. Я еще хочу сделать пару вещей, а затем мы прокатимся за город. В общем-то, если это только восемь миль, может быть, я найду кого-нибудь, кто отвез бы тебя за город и привез назад. Может, сказать этим ребятам из видео... Л.: Чем это для меня было. Смогу ли я действительно добиться ощущения, если сильно сосредоточусь. Но это не то, что действительно сесть в машину и поехать. Р.: Да, я знаю. Л.: Я не могу заставить себя... Р.: Но ты мне говорил, что когда тебя приглашали ехать, ты всегда говорил: «Я не могу». Л.: Верно. Р.: Ты этого не сказал, потому что теперь это уже неправда. Так что мы это сделаем. Почему бы нам здесь не остановиться и не пропустить это через тест? Билл: Прошло около часа с тех пор, как Ли закончил встречу с д-ром Бэндлером, чтобы поехать и посмотреть, что теперь произойдет с его фобией во время поездки за черту города. Он возвращается в студию рассказать, чем было для него это переживание. Р.: Отлично. Ли только что вернулся, и я подумал, что заставлю тебя доложить, что случилось. Л.: Я выехал за черту города. Более того, я выехал за пределы штата. Р.: Ты выехал за пределы штата! Л.: Да, только через мост. Он где-то в двух-трех милях отсюда. Р.: Какой мост? Л.: Мост 6-й улицы в Хантингтоне, Огайо. Р.: Значит, уехал в сельскую местность? Л.: Ну, это за чертой города, это я гарантирую. Это маленький городок в той стороне. Я даже думал о нем, переезжая через мост. Р.: Сколько времени прошло с тех пор, как ты переезжал через этот мост? Л.: Четыре с половиной года. Р.: Четыре с половиной года. Ну и что ты об этом думаешь? Л.: Я просто не могу поверить, что это со мной случилось. Это все равно, что выйти из тюрьмы. Это действительно происходит. Вот к чему это сводится. Прежде, всегда, когда я пытался выехать за город, я все время ждал, когда наступит паника. Иногда это случалось, в большинстве случаев — нет. На этот раз я даже не... Я даже не ждал, чтобы это случилось. Я просто поехал и вернулся. Р.: Когда ты последний раз был в отпуске? Л.: О, вот здорово, по крайней мере, шесть или семь лет назад. Я очень хочу в отпуск, но не могу. Я хотел поехать с семьей на Всемирную ярмарку... Р.: Теперь ты сможешь поехать. Л.: Да. Р.: Так ты куда собираешься — на Всемирную ярмарку? Л.: Если они не закроются к тому времени, когда я туда доберусь. Р.: Сколько она будет работать? Л.: Я думаю, она работает до... Р.: Они ведь проводят ее в течение всего года? Л.: Нет, я думал, только в октябре, так, кажется. Р.: Лучше садись в машину и поезжай. Л.: Действительно. Р.: Куда еще? Как ты думаешь... Что, думаешь, случится, когда ты приедешь домой? Л.: Они мне не поверят. Так что я свожу их куда-нибудь. Мою семью. Р.: Ты собираешься их свозить куда-нибудь сегодня вечером? Л.: Думаю, да. Р.: Свози на прогулку. Тебе, возможно, придется это сделать, чтобы они убедились. Л.: О, да, я свожу. Р.: Затем тебе, возможно, придется им сказать, что тебя привязывали к столбам и прибивали руки гвоздями. Люди не думают, что изменения могут происходить очень легко. Л.: Да, я не думал, что это будет так легко. Р.: И как тебе то, что это было так просто? Л.: В это просто не веришь. Просто нельзя осознать, что ты в самом деле можешь это делать.. Р.: Спасибо. Л.: Спасибо. Р.: Пожалуйста. Всего хорошего. Там — большой мир. Л.: Да, думаю, да. Я это выясню. Р.: Может быть, когда-нибудь ты даже поедешь на Запад. Но не езди туда, где я живу. Л.: Будет трудновато, да? Р.: Верно. Это долгая дорога через океан. Случай 3 Страх перед начальником Билл: Это одна из видеолент, запечатлевших д-ра Ричарда Бэндлера, одного из основателей нейролингвистического программирования. Сегодня со мной Майкл Сэггес, который изложит содержание. Майкл, нам очень повезло, что в этой серии участвует д-р Бэндлер. Майкл Сэггес: Билл, я думаю, это действительно уникальная возможность, что д-р Бэндлер находится в студии, где мы можем снять пленки высокого качества и дать продолжение этих пленок через восемь месяцев. Я очень рад этому проекту. Б.: Я думаю, что это уникальная особенность. У нас с тобой большой опыт работы в медицине, где ты работаешь с кем-то в аудитории или с кем-то в кабинете и никогда по-настоящему не знаешь, эффективно ли то, что ты сделал. Такое с профессионалами часто происходит. Уникальность здесь состоит в том, что через восемь месяцев мы возьмем интервью у людей, с которыми работал д-р Бэндлер. М. С: Не только это, Билл. Мой опыт, да, я думаю, и твой, показывает, что на многих учебных пленках, которые я видел студентом, практикантом, можно увидеть, как кто-то работает с пациентом, но потом пленка кончается, и ты так и не знаешь, что с ними случилось. И я думаю, тот факт, что мы решили вернуться и, спустя восемь месяцев, посмотреть продолжение, делает эту пленку в какой-то степени уникальной. Б.: Да. Да и у нас есть пособие, которое прилагается к пленке, и мы сможем глубже объяснить, что такое НЛП. Но не мог бы ты в течение минуты рассказать людям, которые смотрят эти пленки, что такое НЛП, в чем его отличие от других подходов, которые часто используются в терапии? М. С: Я думаю, Билл, на этот вопрос существует множество ответов. Для меня самой характерной, привлекательной особенностью является то, что НЛП, несмотря на то, что это модель и моделированный процесс, позволяет нам начать понимать внутреннюю структуру чьего-либо переживания. И на многих пленках вы увидите, как д-р Бэндлер начинает работать с чьим-либо внутренним переживанием. Б.: А не просто смотрит снаружи на их поведение. М. С: Именно так. Например, в одной ситуации он может начать исследовать чьи-то внутренние образцы или внутреннего ревизора... как они разговаривают с собой. И, как мы увидим и услышим это на пленках, эти внутренние переживания, структура этих переживаний оказывает огромное воздействие и влияние не только на их чувства, но и на внешнее поведение. Б.: Для меня одна из удивительных вещей, от которой я время от времени получаю большое удовольствие, когда смотрю — вы увидите это на пленке во время работы Майкла с д-ром Бэндлером — то, что само тело говорит тебе, что происходит внутри. Одна из конкретных вещей, которые д-р Бэндлер помог обнаружить, касается движения глаз. Когда люди начинают мысленно рисовать изображения, их глаза поднимаются вверх. Вы увидите Майкла на этой пленке, когда он будет мысленно представлять вещи, вы можете увидеть, как его глаза пойдут вверх, чтобы нарисовать эти изображения. Д-р Бэндлер останавливается на этом несколько раз. М. С: Я думаю, что одна из уникальных особенностей НЛП в том, что поскольку оно основано на сенсорной информации, на том, как люди обрабатывают информацию, то существуют подсказки, которые можно использовать. Например, движения глаз. Мы называем их оценивающими движениями глаз. Большинство людей оценивают зрительные образы, поднимая глаза. Большинство людей оценивают слуховую информацию, глядя куда-нибудь в сторону. Б.: Другими словами, когда они разговаривают с собой? М. С: Когда они разговаривают с собой или очень часто говорят вслух. И люди также смотрят в другом направлении, когда они что-то ощущают. То, что ты как наблюдатель можешь это заметить, указывает на то, как человек, с которым ты работаешь, обрабатывает информацию. Б.: Так что во время просмотра этой пленки, одна из вещей, на которую должен обратить внимание человек, знако- мящийся с НЛП... однажды он обнаружит, что Майкл делает нечто совершенно уникальное — создает для него проблему. Это то, что, общаясь с людьми внешне, он внутренне разговаривает с собой. Это можно в самом деле обнаружить, наблюдая за движением его глаз. М. С: Если внимательно смотреть, поражает то, что д-р Бэндлер обнаруживает это раньше, чем Майкл. В.: Да. За чем-нибудь еще нужно наблюдать на этой пленке? М. С: Я бы хотел, чтобы они воспользовались своими чувствами, чтобы увидеть и услышать — уникальное взаимодействие д-ра Бэндлера и этого человека, а также обратить внимание на изменения, которые начинает испытывать Майкл. Можно заметить движение лица, глаз или уровень расслабленности или напряженности его тела в то время, как он начинает постоянно взаимодействовать с д-ром Бэндлером. Б.: Д-р Бэндлер, кажется, в самом деле прекрасно прово-ит время, а иногда чуть ли не играет с этим определенным клиентом. Как бы ты это объяснил? М. С: Одна из вещей, которую я узнал, да, думаю, и ты оже, из нашего личного общения с д-ром Бэндлером, это то, то он всегда знает, что делает. Д-р Бэндлер выглядит очень ростым. Во время взаимодействия с Майклом он пользует-я некоторыми очень сложными приемами НЛП. Я полагаю, то он использует юмор как одно из средств, чтобы помочь 'айклу расслабиться и установить с ним контакт и для того, чтобы получить от Майкла все больше и больше информации во время взаимодействия с ним. В.: Да, Мы с удовольствием представили вам д-ра Ричарда Бэндлера во время его работы с Майклом. Ричард: Так, хорошо. Как тебя зовут? Тебя зовут Майкл, верно? М.: Верно. Р.: Я это помню, потому что раньше тебя с кем-то спутал. М.: Верно. Майклов довольно много. Р.: Я считаю, что если произносишь Майкл, Ричард, Боб, Гарри и еще несколько подобных имен, то все равно вероятность 1:10, что скажешь верное имя, особенно если речь идет католиках. С католиками не промахнешься. М.: Пэт, Майкл. Р.: Да, Пэт, Майкл, вот в общем и все. Ну, что тебя привело сюда? Ты же не просто проходил по коридору, ты явно чего-то хочешь. М.: Верно. Некоторые виды поведения, которые я на себя нагоняю. Р.: Нагоняешь на себя? Ну, это новое. У меня еще не было никого, кто бы на себя нагонял. Давай, намекни. Я не очень хороший отгадчик. Я не знаю. Никогда никто раньше времени не скажет. М.: Я испытываю ощущения, которые неприятны. И я хочу от них избавиться. Р.: Какие? Какие-нибудь особые или мы просто будем... Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|