Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Правила «восьмерки» и «красной лини»: монтаж по ориентации в пространстве и по смещению осей съемки




Задание по теории и практике монтажа – 2 курс, осенний семестр

 

Классическое правило 180 градусов (или на профессиональном сленге правило «восьмерки») и функциональное овладение этим правилом лежит в основе комплекса упражнений и микроэтюдов, направленных на развитие практических навыков и компетенций в системе режиссуры монтажа кино и телевидения.

 

Вкратце как пользоваться правилами «восьмерки»:

Собеседников (соперников) показывают из-за плеча друг друга. Если одного человека снимать из-за правого плеча его собеседника, то второго надо показать из-за левого плеча первого. Масштаб изображения персонажей следует сделать одинаковым и достаточно крупным. Лицо должно быть в фокусе, а плечо его визави лучше сделать нерезким. В текущий момент можно показать лицо того партнера, который произносит слова (кроме кратких реплик), но будет нелишним заснять и реакцию слушателя на звучащую речь. Плечо или затылок собеседника достаточно отобразить только первый раз, далее это делать не обязательно, так как однообразие быстро надоедает, как и слишком частое чередование кадров.

Не надо затягивать крупные планы, их лучше размежевать изображением окружения.

При съемке оратора и слушателей (артиста и публики, тамады и гостей за столом) существует разница в точках взгляда, одна выше другой. Поэтому в смежных кадрах желательно кратковременно применить наклон камеры (ракурс): слушателей показать с верхней точки взгляда, оратора — с точки взгляда сидящего ниже слушателя. Длительная съемка людей при наклоненной камере нежелательна, вполне достаточно снять с ракурсом только один из каждой пары кадров. Чтобы избежать нижней точки взгляда, можно отойти подальше и снимать телеобъективом.

Если говорящий слегка развернут влево, то слушающие должны быть показаны с разворотом вправо в такой же степени и наоборот.

«Восьмерка» в смежных кадрах применяется и к одному персонажу. Для уточнения положения героя на местности масштаб изображения спереди и сзади лучше делать одинаковым (общий или дальний план). А когда герой уходит со сцены, в следующем кадре его показывают спереди более крупным планом с резким изменением фона; если человек входит в здание, то следующий кадр надо сделать из помещения на фоне открытой двери.

При монтаже «восьмерки» необходимо учитывать следующие правила:

  • камера во время съемки не должна пересекать линию, соединяющую взаимодействующих персонажей (в первую очередь — положение их глаз) или оба положения героя, иначе зритель потеряет пространственную ориентацию. Микрофон также не должен пересекать линию взаимодействия, иначе исказится стереофония;
  • фон (окружение) в смежных кадрах значительно изменяется, но некоторые предметы должны легко угадываться с противоположных сторон для облегчения привязки кадров по месту;
  • если линия взаимодействия явно отличается от горизонтальной, то следует применить ракурс, причем точкой зрения (точкой съемки) можно подчеркнуть симпатии автора.

Фаза движения. При смене масштаба изображения или при монтаже «восьмерки» необходимо сохранять фазу движения объектов на экране. Требуемая точность зависит от скорости движения и часто не превышает 0,1 секунды, что осуществимо только при компьютерном монтаже. Если фазу не отслеживать совсем, то стык потеряет плавность.

Сохранение фазы однократного движения (жест, мимика, удар по мячу, наклон дерева от порыва ветра) возможно только при монтаже кадров, снятых синхронно двумя камерами, что в любительской практике применяется крайне редко. В таких случаях проще использовать разделительный кадр, в котором фаза движения не прослеживается.

Стык легче делать в начале или в конце очередного периода движения, так как среднюю фазу цикла отследить очень трудно. Моменты постановки ноги на землю, поднятия рук в наивысшую точку и т. п. при замедленном просмотре вперед или назад определяются довольно просто.

Согласование по композиции. Чтобы после стыка пленки зрителю не приходилось искать героя по всему экрану, соседние кадры надо согласовывать по расположению деталей и частей изображения, то есть по композиции. Резкое изменение освещенности или колорита сцены также вызывает ощущение временного и пространственного скачка. Подобная проблема возникает и при стыковке кадров, снятых двумя камерами одновременно, так как они могут иметь разную настройку баланса белого.

  • Смещение сюжетно важного элемента (центра внимания) рекомендуется ограничить третью ширины и высоты экрана.
  • Площадь больших темных или светлых участков в соседних кадрах не должна измениться больше чем на треть.
  • Новые цвета не следует вводить более чем на трети площади экрана.
  • Присутствие общего предмета фона в смежных кадрах (угол дома, часть окна, предмет обстановки) облегчит пространственную привязку.
  • При изменении цветовой температуры источника света (облако закрыло солнце) между кадрами обязательно вставьте разделитель (кадр с облачным небом).

Кадр-разделитель. Для соединения кадров, не согласуемых по выше рассмотренным правилам, используется разделитель (или «перебивка»). Между плохо стыкуемыми кадрами можно показать крупный план второстепенного по содержанию предмета (например, деталь интерьера или лицо водителя при съемке городских пейзажей из автомобиля), можно показать окружение сцены (например, заходящее солнце при съемке вечерней прогулки). В качестве разделителя можно использовать также подходящий переходной эффект.

 
Правило красной линии

Камера должна находиться только по одну сторону от красной линии (см. картинку)

Если вы можете представить себе актера, прогуливающегося или бегущего в каком-то направлении, то вы можете отобразить путь движения в виде линии. Если два актера общаются между собой, то соедините точки, где они стоят, и продлите линию в продолжение этого соединения. Даже если на сцене много актеров, вы все еще можете провести линию, соединяющую две противоположные точки места действия.

Сложности возникают, когда у вас группа актеров, расположенных по кругу в комнате, либо сидящих за столом. Теперь "линия" будет менять свое расположение в соответствии с динамикой ведения разговора. Затем режиссеру нужно осторожно спланировать, какой сделать охват, чтобы при монтаже можно было показать зрителю плавный переход к новой точке зрения, позволить наблюдателям осмыслить новое расположение "линии".
 

Если камера пересекает воображаемую ось, соединяющую два объекта, это называется пересечением линии. Новый кадр, снятый с противоположной стороны, называется обратный ракурс (reverse angle).

  • Если идет беседа двух персонажей, то проводим линию между ними;
  • если персонаж идет, то линия - это направление его движения;
  • если персонаж читает книгу, то линия проходит между его глазами и книгой;
  • если персонаж выходит из кадра, и в следующем кадре появляется вновь, то воображаемая линия проходит между сценами (если вышел налево, то входит справа).

Взглянем на правило 180 градусов на примере диалога между двумя актерами. Если Вася (в оранжевой рубашке) находится слева, Петя (в синей рубашке) - справа, то Васе нужно всегда смотреть вправо, даже если Петя будет отсутствовать в кадре. Также Петя должен всегда оставаться лицом налево. При монтаже переход на другую сторону линии, где персонажи поменяются местами, дезориентирует зрителя и разрушит целостность сцены.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных