Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Психологический портрет




 

 

Психологический профиль построен. Что дальше? Каждый из радикалов, входящих в него, определяет поведенческую тенденцию, вступающую в той или иной степени в противоречие с остальными (иначе радикал не был бы самостоятельным, отдельным психическим явлением).

Понятно, что от последовательного — одна за другой — описания разнородных тенденций мало толку. Получится нечто вроде: «обследуемый (так принято в психодиагностической практике обозначать лицо, подвергающееся психологическому обследованию) обладает устойчивой работоспособностью, активен, настойчив, целеустремлен, склонен придавать каждой решаемой им задаче масштабное социальное значение, в группе стремится занять позицию лидера... несамостоятелен, ведом, старается любым способом уклониться от ответственности, исполнителен, но безынициативен...» (сочетание 3, 7). Чепуха, не правда ли?

Чтобы избежать подобной чепухи, необходимо научиться трактовать сочетание радикалов как единое целое, не смущаясь тем, что тенденции, обусловленные этими радикалами, противоречивые, подчас — взаимоисключающие.*

 

* По закону диалектики эти различные тенденции, в одно и то же время, и дополняют друг друга, увеличивая адаптационные возможности человека, и порождают внутриличностные противоречия. Пугаться этого не надо, об этом просто следует знать.

 

Научиться можно только на практике. Поэтому, уважаемые коллеги, предлагаю взять быка за рога и приступить к делу.

Разумеется, мы не замахнемся сразу на весь психологический профиль целиком, а попробуем познакомиться с принципом решения подобных задач и выработать первоначальные умения на примерах сочетаний двух радикалов. Для простоты предположим, что в этих примерах один из радикалов отчетливо доминирует над другим.

Допустим, в психологическом профиле изучаемого лица (обследуемого) содержится сочетание 3, 7, упомянутое нами выше. Паранояльность доминирует, а тревожность модифицирует ее.*

 

* В случае, когда в профиле присутствует четко выраженный доминирующий радикал, следует считать, что этот радикал определяет основную цель (тенденцию) поведения, а остальные — механизмы, способы и ресурсы ее достижения. При универсальном способе адаптации цель задает тот радикал, который в наибольшей степени соответствует требованиям обстановки, т. е. отвечает за адаптацию к данным условиям среды. Остальные радикалы обеспечивают ресурсы.

 

Как будет выглядеть обследуемый внешне? Как он проявит себя в деятельности, в отношениях с окружающими? Какие задачи он сможет решать наиболее успешно? Какой коммуникативный стиль будет приемлемым для него, а какой — нет? Давайте попытаемся ответить на эти вопросы. Подскажу, коллеги, что за основу описания характера в подобном случае следует брать качества доминирующего радикала, и оценивать, как эти качества меняются под влиянием другой — субдоминирующей — тенденции.

Внешность параноика отличается, как вы помните, приверженностью к одежде классического стиля. Тревожность добавит к этому неброский (чаще всего серый) цвет, «обез-личенность» (на одежде не будет никаких опознавательных знаков, выдающих принадлежность обследуемого к тому или иному политическому, научному и т. д. течению — никакого упоминания о «символе веры»), склонность носить одно и то же (почти в буквальном смысле: всю жизнь в одном костюме).

Оформление пространства сохранит характерные для параноика черты «тотальной рабочей зоны», однако количество предметов будет небольшим, минимально необходимым для осуществления избранной деятельности.

Двигательная активность обследуемого не будет столь обильной, исполненной самоуверенности, как у «чистого» параноика. Поубавится направляющих и ритмообразующих жестов. В незнакомом окружении они исчезнут совсем (пока обследуемый не освоится).

Обследуемый будет отличаться высокой устойчивой работоспособностью, настойчивостью, целеустремленностью, старательностью, прилежанием. Он сохранит за собой инициативу, активность при постановке целей, формулировке задач, но при этом будет не лишен осмотрительности, здравой осторожности.

Масштабность его замыслов несколько уменьшится (почти как у Есенина: «я теперь скупее стал в желаньях»).

Прежде чем начать работу, он проведет целый комплекс подготовительных мероприятий, тщательно обдумает и взвесит все мыслимые способы решения актуальной задачи, сопоставит их с собственными возможностями (при этом он будет руководствоваться правилом: лучше недооценить себя и двигаться к цели медленнее, поэтапно, чем переоценить — и сорвать выполнение задания).

В коллективе функции лидера и большую часть исполнительской работы обследуемый будет стараться взять на себя.*

 

* Паранояльность, все же, доминирует; тревожность в данном случае лишь усилит обсуждаемый поведенческий феномен за счет неуверенности в возможностях партнеров-исполнителей. Иными словами, принимая функции исполнителя, обследуемый снимет с себя часть более тягостной для него ответственности руководителя.

 

 

Одновременно он будет настаивать на поддержании как можно более стабильного ритма и режима работы; с прохладцей (если не негативно) отнесется к предложениям внести какие-либо дополнения, изменения, новшества в ранее обговоренный и утвержденный порядок осуществления деятельности. Он будет препятствовать также изменениям персонального состава рабочей группы («коней на переправе не меняют»).

Круг общения обследуемого ограничится деловыми партнерами, коллегами-единомышленниками. Не испытывая интереса к индивидуальным особенностям людей, он будет любой разговор направлять на обсуждение производственных проблем, сложностей, делясь, таким образом, своей тревогой с окружающими. Попытки приобщить его к чьим-то личностным, интимным переживаниям будут им решительно пресекаться («Голубчик, о чем это вы? Какие мелочи вас волнуют! О деле нужно думать»).

Лучше всего обследуемый справится с задачами, направленными на реальное преобразование тех или иных областей человеческого бытия. Но он, при этом, не будет стремиться стать первопроходцем. Ему легче будет жить и действовать в русле общепризнанных программ, идеологических «линий», направлений, по-своему участвуя в их осуществлении.

Такому человеку можно поручить достаточно широкий фронт работ с персональной ответственностью за их выполнение, но он захочет при этом знать, что не одинок, что рядом трудится множество людей, стремящихся к достижению одной с ним цели. Кроме того, будучи социально негибким, он станет избегать разноплановой деятельности, требующей быстрого переключения с одного алгоритма (технологии) на другой.

Переубедить обследуемого, как и параноика «в чистом виде», практически невозможно. Его, как отчасти тревожного, можно испугать, чтобы он отказался от своих намерений (но стараться нужно будет сильно!).

Вот главное, что следует сказать о поведенческой тенденции, формирующейся из сочетания паранояльного и тревожного радикалов (психологический профиль 3, 7).

 

Рассмотрим другое сочетание. Пусть это будет 3, 1: паранояльно-истероидное.

Во внешности обследуемого, наделенного этим характером, появятся уже упоминавшиеся опознавательные знаки: эмблемы в петлице, значки с портретом вождя, гербом государства или организации, с изображением достигнутых результатов («Запуск космического корабля «Восток», Офицерский клуб «Москва-Санкт-Петербург» и т. п.). Добавится яркости, претенциозности, ухоженности (именно об этом сочетании радикалов, вероятно, писал Пушкин: «быть можно дельным человеком и думать о красе ногтей»).

Пространство, оформленное обследуемым, будет изобиловать все теми же опознавательными знаками: портретами, переходящими знаменами, вымпелами, всевозмож-

ными дипломами, наградами и упоминаниями об оных... И это будут реальные награды за реальные успехи.

В мимике, жестикуляции и позах засквозит самолюбование, уверенность в значительности всего, что ни делается обследуемым, высокомерие и покровительственность.

Обнаруживая в деятельности недюжинную работоспособность, увлеченность делом, целеустремленность, обследуемый, вместе с тем, часть времени и сил будет с удовольствием тратить на пропаганду собственных замыслов и достижений. Ему будет скучновато работать в узком кругу посвященных, вдали от магистральных путей цивилизации, решая задачи, не предполагающие широкого общественного резонанса.

Если в предыдущем сочетании мы видели стремление при выборе направлений работы, постановке задач быть осторожным реалистом, то здесь, напротив, мы встретимся с некоторой переоценкой собственных возможностей, излишней масштабностью планов с привкусом прожектерства.

Присутствие истероидной тенденции скажется и на отношении обследуемого к результатам собственных усилий: он будет склонен преувеличивать успехи, игнорировать неудачи. С одной стороны, вера в свою непогрешимость, в «путеводную звезду», безусловно, поможет ему в преодолении трудностей, но с другой — добавит самоуверенности (хоть кажется, куда уж больше!), окончательно похоронит потребность спросить чьего-то совета, поработать над ошибками.

Внимания к окружающим наличие истероидности, как вы понимаете, коллеги, не добавит. В характере станет больше эгоцентризма, появится желание получить высокую оценку своих заслуг (со склонностью, кстати, приписывать заслуги коллектива одному себе). В голову будут приходить мысли о собственной исключительности, особой миссии, общественно-историческом значении. Обострится честолюбие и стремление к карьерному росту.

Так же, как тревожность, субдоминирующая истероидность пробивает брешь в непоколебимом упрямстве параноика — появится возможность уговорить обследуемого изменить первоначальный замысел (или хотя бы отложить на время его осуществление), апеллируя к общественному мнению (дескать, «народ не поймет» и т. п.).

Обратите внимание, что сочетание паранояльно-истероидное (3, 1) не то же самое, что истероидно-паранояльное (1, 3).

В первом случае проявляется склонность демонстрировать, выдвигать на первый план собственные реальные, подчас весьма ценные и значительные, достижения, расширять круг единомышленников, слегка преувеличивая и приукрашивая перспективы для придания дополнительной привлекательности замыслу.

Направленность личности остается, если можно так выразиться, социоцентрической. Индивид служит обществу.

Во втором — настойчивое стремление навязать окружающим собственную персону, израсходовать потенциал паранояльного радикала на достижение сугубо эгоцентрических целей.

Обладатель истероидно-паранояльного сочетания решает истероидную задачу самопрезентации средствами паранояльного радикала — реальными достижениями. Но эти достижения имеют для него значение постольку и до тех пор, пока связаны с его именем.

Перефразируя знаменитое изречение Станиславского, первые «любят искусство в себе», а вторые — «себя в искусстве».

Возьмем еще один пример. Оставив в доминирующей позиции паранояльный радикал (для большей наглядности) дополним сочетание шизоидным радикалом — 3, 5.

Классический стиль оформления внешности останется на первом плане. К нему добавится, например, цветовая эклектика (аляповатый галстук, несуразно раскрашенная жилетка и т. п.), некоторая неряшливость, неаккуратность. Обитаемое пространство будет заполнено предметами, имеющими непосредственное отношение к любимому делу, в беспорядке разбросанными. Двигательная активность, отражающая желание трудиться без устали, спорить, поучать и т. д., приобретет заметную угловатость, резкость, неловкость.

Стремление к социально значимому, производительному труду, к реальным его результатам останется, но пути их достижения утратят строгую логичность, рациональность, появится склонность неоправданно усложнять ситуацию, не всегда четко видеть цель, пытаться решить две взаимоисключающие задачи одновременно. Пострадает планирование, отчасти из-за описанного только что несовершенного целеполагания, отчасти — по причине своеобразного и не всегда предсказуемого процесса принятия решений обследуемым (упрямо отстаивая свою точку зрения, он может вдруг, без видимого повода, изменить ее на диаметрально противоположную).

В связи с этим, меньше взаимопонимания будет в коллективе. В работе появятся рывки, перебои, конфликты

из-за противоречивой информации, поступающей к исполнителям. Хотя, несмотря на это, общая задача для всех будет достаточно ясной, а цель — достижимой, вполне реалистичной (чего нельзя сказать о сочетании 5, 3 — шизоидно-паранояльном, при котором усилия будут направлены на воплощение странных, несуразных, с ортодоксальной точки зрения, замыслов).

Шизоидность привносит в характер творческое начало. Следовательно, здесь так же, как и в предыдущих примерах, можно ожидать некоторых колебаний обследуемого (при всей его паранояльности) по поводу нерушимости собственных намерений.

Однако если тревожность и истероидность указывали на наличие определенных рычагов для сознательного влияния на поведение, то в данном случае подобная возможность не просматривается. Прогнозировать поступки обследуемого можно, лишь опираясь на ведущую паранояльную тенденцию (в конце концов, усложняя, путая, но он все же придет к намеченному результату). Шизоидность в этом сочетании четко дает понять одно: если при решении задачи строгое соблюдение технологии принципиально важно для получения конечного результата, то справиться с ней обследуемый не сможет.

Надеюсь, коллеги, ход рассуждений вам понятен и вы теперь способны самостоятельно воспроизвести его, анализируя любые сочетания.

Давать психодиагностическую оценку сочетаниям трех радикалов ненамного сложнее. Описание совместного проявления (взаимовлияния) двух первых радикалов дополняется и корректируется с учетом свойств, присущих тре-

тьему, — только и всего. Данный подход применим и к трактовке всего психологического профиля целиком.*

 

*Для самопроверки, когда психологический профиль (вчерне) уже построен, автор рекомендует воспользоваться приемом «попарного сопоставления радикалов». Допустим, профиль выглядит как 1, 3, 2, 4. Сопоставим первую пару радикалов: 1 и 3. Иными словами, ответим на вопрос (привлекая всю известную нам информацию об обследуемом): мы имеем дело с истероидно-паранояльным сочетанием или с паранояльно-истероидным (различия между ними обсуждаются в тексте главы)? Если обследуемый ведет себя как обладатель истероидно-паранояльного профиля, значит, наша первоначальная психодиагностическая гипотеза верна и можно двигаться дальше — обсуждать следующую пару радикалов — 3 и 2: паранояльно-эпилептоидное или эпилептоидно-паранояльное (в первом случае речь идет о человеке, планомерно идущем к преобразовательной цели, во втором — об упорно создающем упорядоченную систему взаимоотношений)? Если же гипотеза дала сбой с самого начала, и мы обнаружили превосходство паранояльного радикала над истероидным (3, 1, а не 1, 3), то следующим шагом будет сопоставление радикалов 1 и 2 (агрессивная самопрезентация или рекламируемая агрессия?). И так до тех пор, пока все радикалы профиля не будут сопоставлены, и не выстроится реальная, обоснованная их последовательность. При таком сопоставлении возможна ситуация, когда радикал, первоначально поставленный в середину профиля, после попарного обсуждения всех радикалов выйдет на доминирующую позицию.

 

 

Попробуем теперь, вооруженные знанием этой, в общем-то, нехитрой технологии, описать психологический профиль Екатерины Дмитриевны Булавиной (см. главу 9) — 1, 4, 5, 6, 2:

«Обследуемая (так, по правилам, строго будем называть мы Екатерину Дмитриевну) характеризуется невысокой, неустойчивой работоспособностью, которая несколько повышается, если к решаемой задаче приковано внимание окружающих и/или ожидается широкое общественное обсуждение ее результатов.

Лучше всего ей удается гуманитарная деятельность, осуществляемая непосредственно в социальной среде, но, при этом, не предполагающая тесного неформального общения и активного двустороннего обмена эмоциями и доверительной информацией.

Она предпочитает, не афишируя этого, находиться на некотором психологическом расстоянии от других людей, «держать дистанцию». Будучи человеком довольно уживчивым, с мягкими манерами, нетребовательным, она, тем не менее, вырабатывает — не столько для других, сколько для себя — некие правила построения взаимоотношений с окружающими, критерии оценки их поведения. Если, по той или иной причине, эти правила и требования нарушаются людьми, входящими в круг ее общения, обследуемая старается более или менее деликатно отдалиться от них. При этом «отдаление» происходит не столько в физическом (общение как таковое, как правило, не прекращается), сколько в психологическом смысле.

В обследуемой отсутствуют целеустремленность, настойчивость, нет осознания своего, сколько-нибудь определенного, социального предназначения. В рамках деятельности, отвечающей вышеназванным условиям, некая ситуационно обусловленная цель, разумеется, возникает. Но при столкновении с препятствиями, которые, с точки зрения обследуемой, невозможно обойти, ее работоспособность снижается, и цель постепенно теряет субъективную привлекательность.

Впрочем, благодаря гибкости, изобретательности и оригинальности ума, достаточно развитой чувствительности к нюансам межличностных отношений обследуемая способна имитировать любую, в том числе не свойственную ее характеру деятельность на этапе декларирования намерений, обсуждения перспектив, осуществления первоначальных действий.

Однако, по мере востребованности конкретного осязаемого продукта, сопряженные с этим обязанности становятся для нее все более тягостными. В конце концов, после нравственных колебаний, ведущих к самооправданию, она отказывается от выполнения принятых на себя обязательств.

Попытки тем или иным способом принудить ее к дальнейшему приложению усилий, к выполнению долга приведут лишь к более энергичному — с ее стороны — и, одновременно, более грубому и прямолинейному уходу из ситуации.

Отсутствие реальных достижений обследуемая склонна отрицать, игнорировать, пытаясь уверить себя, прежде всего, и других людей в обратном, создать иллюзию успеха и благополучия. В тех случаях, когда ошибки и потери все же, несмотря на все ее усилия, становятся очевидными, настроение обследуемой заметно снижается. Она перестает сопротивляться внешним обстоятельствам и погружается в своеобразные, мало понятные окружающим внутренние переживания с непредсказуемым исходом.

В повседневной жизни довольно общительна, любит быть на виду, в центре благожелательного внимания. Обладая развитыми коммуникативными навыками, легко формирует круг широких, поверхностных контактов. Эмоциональна, способна к сочувствию, однако, даже в отношениях с близкими людьми не может преодолеть отчетливого эгоцентризма.

Сосредоточена, в основном, на собственных, эгоистических интересах. Не лишена любопытства, но по-настоящему интересуется происходящим в той лишь степени, в какой оно затрагивает ее личность. Высокая культура поведения, с одной стороны, и оптимистическое, по большей части, отношение к жизни, с другой, позволяют ей быть хорошо, доброжелательно воспринятым членом общества, производить благоприятное впечатление на окружающих.

Однако, в ситуациях субъективно сложных (см. выше) она вместе с самообладанием теряет и чувство эмоциональной зависимости от людей, нравственной ответственности перед ними. Обнаруживает нетерпимость, грубость, бестактность, безразличие, холодность.

Дело усугубляется еще и тем, что редкие попытки обследуемой выразить свое истинное душевное состояние, объяснить мотивы собственного поведения наталкиваются на непонимание из-за их неоправданной, по мнению большинства окружающих, усложненности, вычурности, отсутствия очевидной логической связи с реальным значением происходящего».

Давайте, коллеги, переведем дух. Разумеется, о стилистике поведения Екатерины Дмитриевны Булавиной можно было бы сказать еще многое, но свою миссию на этом этапе автор считает выполненной.

Автор полагает, что ему удалось познакомить вас с тем, что является результатом психодиагностики характера — с психологическим портретом.

Психологический портрет индивидуума — это систематизированное описание стиля его поведения (включая деятельность и общение) в социальной среде, сделанное — подчеркнем — литературным, доступным для всеобщего понимания языком.*

 

* Иными словами, употребление в тексте психологического портрета терминов «истероидный», «шизоидный» и т. п. недопустимо. Эти понятия должны быть, по возможности, изложены общедоступно. Даже использование автором в приведенном выше психологическом портрете слов и словосочетаний «эгоцентризм», «коммуникативные навыки» и т. д. с этой точки зрения спорно.

 

 

Таким образом, разработка психологического профиля является первым этапом создания психологического портрета. Собственно портрет является результатом реконструкции профиля, на «скелет» которого словно бы наращивается «мясо» психологических качеств, свойственных каждому входящему в него радикалу. Нечто подобное проделывал знаменитый анатом профессор Герасимов, реконструируя лица исторических деятелей по их сохранившимся черепам.

Структура психологического портрета состоит из постоянной (облигатной) и переменной (факультативной) подструктур.

Постоянным в психологическом портрете, как правило, является описание, как было продемонстрировано выше, особенностей деятельности и общения: работоспособности, склонности к различным видам деятельности, условий, влияющих на ее эффективность, отношения к людям, коммуникационной культуры, реагирования на субъективно сложные ситуации и т. д.

В зависимости от реальной психодиагностической задачи к этому могут добавляться ответы на те или иные конкретные вопросы.

На сегодняшнем российском рынке труда, как показывают социологические исследования, из профессий, базирующихся на практической психологии, наиболее востребованы три: психолог-менеджер по персоналу, психолог-консультант т. н. «очень значительных персон» и психолог-психотерапевт (точнее, психокорректор).

Соответственно, в психологические портреты, являющиеся базовой продукцией, производимой психологами-практиками, чаще всего бывает включена оценка индивидуальных особенностей обследуемого с точки зрения перспектив его профессиональной пригодности (облегчения или, наоборот, усложнения адаптации к обсуждаемой профессиональной деятельности, участку труда), обучения, ротации «по горизонтали» и/или «по вертикали», мотивации к труду.

В работе с VIP-ами особое значение приобретает формирование привлекательного имиджа. А это отнюдь не просто. Чтобы созданный профессионалами выигрышный, запоминающийся образ внешности и поведения известной личности не только достиг некой сиюминутной цели, но и закрепился, способствуя дальнейшему ее продвижению «через тернии — к звездам», необходимо, чтобы его прочной основой были реальные, а не выдуманные качества характера. Носить чужое лицо — слишком утомительное, затратное занятие.

Другое дело — объективно познать индивидуальность и, используя ее сильные стороны, построить на их фундаменте красивое светлое здание обновленной личности, раскрепостив, тем самым, внутренние возможности для дальнейшего социального роста. Иными словами, не посадить человека «в чужие сани», в которых долго не усидишь, а смастерить ему свои — легкие, удобные, прочные, быстрые... Там, где психолог сотрудничает с имиджмейкером (или сам является таковым), в психологическом портрете появляется раздел, в котором данная задача подробно обсуждается.

Психологу, специализирующемуся на психокоррекционной работе, важно знать, какие качества характера человека, обратившегося к нему за помощью, почему и на каком жизненном этапе стали вдруг препятствовать поступательному развитию личности.

С точки зрения автора, понятие «конфликтная личность» применительно к психически здоровому человеку — нонсенс.

Надеюсь, в процессе обсуждения радикалов автору удалось убедить вас, уважаемые коллеги, в том, что ни одна из тенденций не наделена абсолютным «отрицательным зарядом» (иначе она просто была бы уничтожена эволюционным процессом, удалена из социума).

Конфликт возникает в тех случаях, когда индивид оказывается погруженным в социальную ситуацию, настолько неадекватную его характерологическим особенностям, что это негативно сказывается на самом процессе социализации.

Поведение в конфликте, индивидуально окрашенное (демонстративное, брутальное, пугливое, тоскливо-обреченное, противоборствующее и т. д.) за счет присущих человеку поведенческих качеств, является протестом на эту неадекватность. Понять, в чем именно она заключается и что нужно сделать, чтобы помочь страдающему человеку, чтобы превратить его протестный потенциал в преобразовательный — главная задача психолога. Обсуждение путей и способов ее решения в подобных случаях обогащает психологический портрет.

Перечисленными вариантами, конечно, не исчерпывается многообразие содержания факультативной подструктуры психологического портрета.*

 

* Можно, к примеру, задаться вопросом: мог ли студент Родион Раскольников убить старуху-процентщицу? Если да, то применил бы он для этих целей топор? И тут же — в рамках психологического портрета — ответить: «Да, мог. Именно топором. Им, шизоидам, иначе нельзя. Попал в затруднительное материальное положение, долго думал, придумал — убью старушку. Оптимальный выход! Взял топор — идешь по улице, всем видно, что именно несешь; доставать неудобно, крови много, крику еще больше... С шизоидной точки зрения — идеальное орудие убийства».

 

Однако, как сказал Козьма Прутков, нельзя объять необъятного. Научитесь, уважаемые коллеги, составлять психологические портреты, возьметесь за решение реальных вопросов практической психологии, и жизнь не замедлит обогатить вас профессиональной эрудицией и опытом.

Полагаю, что уважаемых читателей интересует вопрос составления не только психологического портрета, но и автопортрета. Конечно, узнав кое-что о структуре и особенностях характера, логично спросить: «А кто же я по этой классификации? Из каких радикалов состоит мой собственный характер? В какой последовательности они представлены во мне?» Ответить можно, только объективно и честно оценив свое поведение. Какова его ведущая цель? Цель, отказаться от которой невозможно ни при каких обстоятельствах?

Если все, что делает в своей жизни человек, например, направлено на его самопрезентацию — создание благоприятного, выигрышного имиджа в глазах окружающих, значит ведущий (доминирующий) радикал в его психологическом профиле... Какой? Верно — истероидный! Все остальные качества, которые находит в себе этот человек, подчинены истероидности. Они играют роль ресурсов, вспомогательного материала, технологического обеспечения ведущего радикала.

Так, паранояльность делает самопрезентацию настойчивой до упрямства (я — лучше всех и докажу это!) и, кроме того, позволяет укреплять свое реноме реальными достижениями. При этом, однако, ценность собственных достижений для человека с таким складом характера теряется, как только они перестают работать на самопрезентацию.

К примеру, писатель с истероидно-паранояльным психологическим профилем гордится своим произведением, посвященным некоему «вождю», поскольку за него он получает высокие звания и премии. Как только этот вождь» ниспровергается другими и общественное мнение диаметрально меняется, писатель старается забыть и о произведении, и о премиях, и досадует, если ему про них напоминают. Нет, ему не страшно. Просто указание на авторство утратившего актуальность опуса наносит ущерб самопрезентации в сегодняшних условиях. То, что вчера было для него престижно, сегодня — стыдно.

Эпилептоидность сообщает самопрезентации планомерность, организованность, технологичность, функциональность. Сочетание в характере истероидности и эпилептоидности приводит человека в профессию, где основным профессионально важным качеством является создание и поддержание собственного имиджа, склонность к ролевому перевоплощению. В трудной ситуации, когда внимание публики ослабевает, обладатель этих радикалов способен обратить на себя внимание с помощью агрессии, прибегнув к эпатажу, жестоким выходкам, скандалам и т. п.

Гипертимность заставляет осуществлять самопрезентацию в веселых компаниях, в целом, в процессе общения. При этом сочетании радикалов человек обращает на себя внимание анекдотами, шутками, оптимистическими экспромтами, слывет хохмачем и заводилой на общественных праздниках, в застольях...

Шизоидность заключает в себе творческий ресурс самопрезентации. Без шизоидности в характере любая самопрезентация обречена на шаблонность, вторичность, отсутствие оригинальной «изюминки».

Эмотивность гармонизирует самопрезентацию, делает ее красивой и ненавязчивой.

Тревожность сдерживает аппетиты истероида, заставляет его быть осмотрительным, осторожным, выбирать — на кого производить выигрышное впечатление, а от кого — и спрятаться в «фон».

Примерно, так. Чтобы правильно поставить психологический «диагноз» как себе самому, так и любому из окружающих, надо хорошо знать основную — целевую — составляющую каждого радикала. Мы об этом подробно говорили выше.

Коротко напомню:

 

истероидный радикал определяет стремление, прежде всего, к самопрезентации;

эпилептоидный — к созданию четко структурированного пространства для жизни и работы, в котором исключены непредвиденные информационные потоки (лишние предметы и неуправляемые люди);

 

паранояльный — к реальному результату преобразовательной активности («нужно мир сначала переделать!»);

 

эмотивный — к красоте и гармонии, к альтруизму (пример человека с доминирующим эмотивным радикалом — Мать Тереза);

 

шизоидный — к разрушению устоявшихся и поиску оригинальных, принципиально новых технологий поведения (деятельности, коммуникаций);

 

гипертимный — к устранению условностей и объективно необязательных запретов в сфере коммуникации, к расширению и демократизации круга общения;

 

тревожный — к сопротивлению новизне, консервации привычных жизненных условий.

 

Если человек тратит свои силы, время, интеллект (который, с этой точки зрения, также является вспомогательным ресурсом характера) на достижение одной из перечисленных выше целей, то соответствующий этой цели радикал и будет доминирующим в профиле.

Разумеется, чем более отчетливо выражено подобное доминирование, тем легче поставить «психологический диагноз». При значительной выраженности одновременно нескольких радикалов затруднение с разработкой психологического профиля испытает и опытный диагност.

Но, в любом случае, не следует опускать руки. Секрет успеха, как и везде, во внимательном отношении к предмету — нужно вглядываться в человека, изучать его поведение во всех деталях, собирать как можно больше психодиагностически значимой информации, учиться применять методику попарного сравнения радикалов (см. выше) — и успех непременно придет. Чего автор всем искренне желает.

А теперь позвольте автору последовать совету вышеупомянутого почитаемого всеми философа. «Если у тебя есть фонтан, — сказал он, — заткни его!».

Обсуждавшаяся нами на протяжении десяти глав тема визуальной (нетестовой) диагностики характера с элементами прогнозирования и управления поведением завершена.

Поверьте, автор рассказал практически все, что знал сам. Методика, предложенная автором, исчерпана. Остальное зависит от ваших собственных усилий, желания овладеть ею, целеустремленности, азарта, интереса к людям. Дерзайте!

Как говорил один из тех, кто брался учить автора профессии и вообще уму-разуму (человек глубокий, интересный, но, к сожалению, весьма косноязычный): «Я хотел вас зажечь!».

 

 

Вопросы и задания

 

 

1. Дайте определение понятия «психологический портрет». Из каких подструктур он состоит? Приведите примеры.

 

2. Опишите общедоступным литературным языком основные особенности деятельности и общения, присущие индивидам, чьи психологические профили включают в себя следующие сочетания: 1, 6; 2, 7; 2, 5; 1, 5, 6.

 

3. Разверните (реконструируйте) психологический профиль вашего знакомого (-ых), который автор ранее просил вас построить, в психологический портрет.

Представьте, что вы решаете в отношении этого человека задачу профессиональной ориентации (трудоустройства). К профессиям какого рода его адаптация могла бы пройти наиболее успешно? Какие профессии ему «противопоказаны»? Почему? Обсудите это в факультативной части разрабатываемого психологического портрета.

 

4. Разработайте психологический портрет Даши Булавиной. Попробуйте ответить на вопрос, в чем внутренние, основанные на особенностях характера, причины ее метаний, психологической неустроенности, ее «хождения по мукам».

 

5. Разработайте психологические портреты ваших любимых литературных героев. Поэкспериментируйте с ними, встав на позиции специалиста по профессиональному псиологическому отбору, имиджмейкера, консультанта, приглашенного для решения их психологических проблем.

 

6. Потренировавшись «на кошках», беритесь за решение реальных задач (только будьте крайне осторожны, бережны по отношению к людям, не торопитесь оглашать ваши выводы и прозрения — не навредите!).

 

 

Об авторе

 

 

Пономаренко Виктор Викторович — врач-психиатр, психолог, в недавнем прошлом управленец в сфере организации здравоохранения. Закончил 2-й Московский медицинский институт им. Н.И.Пирогова, Российский государственный социальный институт и Российскую академию государственной службы (РАГС) при Президенте РФ. Имеет более чем 18-летний опыт научных исследований и практики в различных отраслях психологии. Автор около 40 публикаций по тематике прикладной психологии, а также ряда оригинальных методик, которые были с успехом использованы, в том числе в целях раскрытия значительного числа преступлений, имевших большой общественный резонанс. Один из немногих специалистов-практиков, удостоенных за свою работу нескольких государственных наград. Преподает в РАГС при Президенте РФ, ведет курс практической психологии в Институте бизнеса и делового администрирования (ИБДА) Академии народного хозяйства при Правительстве РФ. Руководит собственной консалтинговой фирмой «Линтер».

 

Спасибо, что скачали книгу в бесплатной электронной библиотеке Royallib.ru

Оставить отзыв о книге

Все книги автора






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных