ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
II. Самостоятельная работа с текстом поэмыАнализ эпизодов: а) расправа помещиков с крепостными (восьмая глава); б) авторская характеристика правового положения бедных (седьмая глава); в) нищета народных масс — контрастные сопоставления: у Манилова, у Плюшкина; г) борьба крестьян — волнения, бунты, месть, убийство Дробяжкина (девятая глава), Фыров (седьмая глава); д) изображение людей, искалеченных крепостным правом (Петрушка, Селифан, Пелагея); бедственное, бесправное положение людей, утративших трудоспособность (Копейкин); е) образ народа-творца в поэме: комментированное чтение от рывка восьмой главы — «русский человек...», характеристика крестьян с точки зрения Чичикова (Пробка, Телятников), образ искусного мастера, собравшего «дорожный снаряд», лирические отступления автора «птица-тройка», «замашисто и бойко русское слово». Задание классу. Выявите в тексте поэмы приемы и способы изображения автором Петрушки, Селифана, маниловского приказчика, двух мужиков, рассуждающих о колесе. Некоторые критики, современники Гоголя, упрекали его в том, что в поэме он смеялся над русским народом. Докажите несправедливость этого упрека. Сделайте выводы и обобщения. (Гоголь, отразив талантливость, трудолюбие русского народа, силу, но, будучи верным правде жизни, не скрыл теневой стороны его характера. В описании крестьян звучит не только добродушный юмор, но и сожаление автора о том, что тысячи петрушек, селифанов обречены быть примитивно и убого мыслящим существами.) — В чем надо искать причину этого? (Вину и причину ах беспомощности нужно искать в условиях социального бытия.) — Можно ли сказать, что автор изобразил весь народ в конкретных образах? Какого еще героя вводит Гоголь? (Нельзя думать, что в лице дяди Митяя, Пелагеи Гоголь изобразил весь народ. В поэме есть еще один герой: положительный, полный великой жизнеутверждающей силы, исполненный веры в будущее, находящийся в процессе развития, борьбы — это Русь, русский народ.)
III. Беседа — Где и как говорится о трудолюбии и талантливости русского человека, о его физической силе, выносливости? (За судьбами отдельных крестьян, которые когда-то пахали, работали на барина, за судьбами мужиков, убежавших от неволи, гнета, унижений и издевательств, за образами столяров, плотников, сапожников, мастеров перед читателями встает истинный облик народной России.) — Какие стороны народного характера Гоголь ценит более всего? — Как выражена вера писателя в силы, талант, светлое будущее русского народа, русского государства? — Как название «поэма» отразилась в изображении народа? — В чем раскрывается образ Руси? (Новая Россия раскрывается в лирических отступлениях. Понятия лирическое отступление отличается от «авторских отступлений», которые лишены эмоциональной окраски (например, о тонких и толстых, о господах средней руки и т. д.) — По какому принципу расположены персонажи и лирические отступления, в чем разница такого расположения? Проследите по тексту. (Образы поэмы расположены по линии нарастания пошлости, низменности и мертвенности, то лирические отступления сменяются по степени нарастания лирического напряжения, потому что автор не выражает свои чувства «просто так». В этом проявляется связь лирических отступлений с самими жизненными явлениями, которая составляет основной композиционный стержень «Мертвых душ» как поэмы.) В первых главах мы больше встречаемся с юмором, иронией и грустными наблюдениями автора, но чем дальше идет повествование, тем отступления автора усложняются, лирическое напряжение нарастает и в конце поэмы слышим торжественное и волнующее пророчество о будущем народной Руси. Значит, логическая последовательность лирических отступлений определяется самим автором, они связываются его личностью, чувствами и оценками, так как в художественном произведении так или иначе все сводится к личности автора, а личность его проявляется во всем, начиная от кажущегося, на первый взгляд, случайного слова и кончая стилем сложнейшей диалектикой души персонажа.
IV. Итоги урока Наблюдения над средствами изображения героев, над прямыми авторскими оценками персонажей и явлений действительности, над лирическими отступлениями создают представление о тех нравственных нормах, с высоты которых Гоголь обличает крепостническую Русь. В поэме нет героя, близкого автору, как это было в «Горе от ума» А. С. Грибоедова, «Евгении Онегине» А. С. Пушкина, «Герое нашего времени» М. Ю. Лермонтова. Значимость творчества Гоголя достигается тем, что помещикам, чиновникам-взяточникам и Чичикову противопоставлен сам автор. Поэтому в авторском раздумье выражается нравственный идеал писателя, его мечта о «высоком достоинстве человека», его «великих и святых обязанностях». Именно с позиции этого идеала Гоголь судит «пошлость пошлого человека». Автор — человек своего времени, потрясенный бедами и страданиями своей Родины. Он мечтает о будущем благополучии народа России.
Домашнее задание 1. Сравнить роль автора в «Евгении Онегине» А. С. Пушкина и «Мертвых душах» Н. В. Гоголя. 2. Каково место и роль авторских характеристик в системе изобразительных средств поэмы, служащих для создания образа?
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|