ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
I. Самостоятельная работа учащихся. Обсуждение ответовВопросы и задания для самостоятельной работы учащихся: — Как отразилась общественная позиция писателя в замысле поэмы? — Почему Гоголь назвал «Мертвые души» поэмой, а не романом? — Какие объяснения последовательности изображения помещиков вы знаете? — Как сюжет и оригинальная композиция поэмы помогают глубже раскрыть идейно-тематический замысел произведения? — В чем заключается своеобразие творческого метода Гоголя? — Личность автора, авторское присутствие: где оно превалирует — у Пушкина или у Гоголя? — Что нового открывает поэма «Мертвые души» в Гоголе — писателе и человеке? — Докажите, что Гоголь — наш современник. — Произведения каких музыкантов, скульпторов увековечили образ Гоголя и его творения? — Сопоставляя портреты Гоголя работы А. Г. Венецианова, А. А. Иванова, Ф. А. Моллера, И. Е. Репина, докажите, кто из художников, по вашему мнению, наиболее полно раскрыл его личность. Индивидуальные задания: а) Гоголь в художественной литературе; б) Гоголь в музыке; в) Гоголь в изобразительном искусстве. 1. При обсуждении вопроса о названии поэмы важно донести до учащихся смысл заглавия поэмы: «мертвыми душами» называли крестьян умерших, но еще числившихся в «ревизских сказках»; «мертвые души» в поэме — это помещики-крепостники, чиновники-бюрократы. Двойственный смысл заглавия, которое «носит в себе что-то наводящее ужас» (А. И. Герцен), выражает основную идею произведения и прогрессивные тенденции поэмы, одновременно служа осью сюжета и пружиной развития действия в ней.
2. Сложный и оригинальный замысел поэмы требовал для своего воплощения соответствующих художественных решений. Вначале Гоголь называет свое произведение романом, но вскоре убеждается, что привычная жанровая форма неподходяща: она ограничивает в известной мере субъективное начало в повествовании. А он, как известно, не мыслил своего творения без авторского комментария. В результате писатель склоняется к мысли, что это не роман, а поэма, но не в традиционном, а каком-то особом значении слова. В «малом виде эпопеи» описательный эпический элемент органически объединяется с элементом лирическим, ибо жизнь раскрывается через авторское размышление.
3. Сюжет поэмы. Дополнительные вопросы: — Как сюжетные линии позволяют писателю показать духовный мир действующих лиц, охарактеризовать типические черты, дух эпохи? — Какова роль сюжета в общем замысле «Мертвых душ»? (С одной стороны, на примере одной губернии он раскрывает все пороки николаевской монархии и, таким образом, губернские безобразия олицетворяют жизнь целой эпохи. С другой — ведя читателя вместе с плутоватым «героем», заставляет сквозь смех и слезы озирать всю громадно несущуюся жизнь
4. Композиция произведения. Задание классу. По мнению М. П. Погодина, в первом томе содержание поэмы не двигается вперед, что Гоголь выстроил длинный коридор, по которому ведет своего читателя вместе с Чичиковым и, отворяя двери налево и направо, показывает сидящим в каждой комнате урода. Так ли это? (Показ персонажей у Гоголя подчинен строгой внутренней последовательности, она только внешне механична и случайна: от приятного и сахарного Манилова мы попадаем к менее приятным Коробочке, Ноздреву, Собакевичу. Усиливается мотив «мертвых душ», чтобы потом почти со всем окаменеть в Плюшкине. Образ Чичикова-приобретателя, ловкого дельца буржуазного склада, естественно связывает все части произведения. Писатель, используя несколько вводных эпизодов, стремится показать широкую картину нравов. Эти эпизоды, так же как и лирические монологи самого автора, подчинены раскрытию характеров.)
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|