ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Урок 36. Идейно-художественный анализ комедии«Свои люди — сочтемся!» («Банкрот», 1847—1849 гг.) Цель урока: раскрыть своеобразие комедии «Свои люди — сочтемся!» Оборудование: текст комедии, иллюстрации П. Боклевского.
Ход урока Пояснение Изучение данной пьесы проводится в рамках внеклассного чтения, по этому значительная часть работы по прочтению и анализу произведения должна проводиться учащимися дома.
I. Проверка домашнего задания 1. Повторение материала предыдущего урока «А. Н. Островский как создатель русского национального театра» (2 ученика). 2. Назвать основные этапы жизни и творчества А. Н. Островского (1 ученик отвечает, 1 рецензирует и дополняет ответ). 3. Проверка знания текста комедии «Свои люди — сочтемся!» (4 ученика обмениваются листочками с тестом; 1 ученик задает вопросы классу). 4. Проверка восприятия комедии (беседа по анкетированию).
II. Запись эпиграфа и плана урока Я считаю на Руси три трагедии: «Недоросль», «Горе от ума», «Ревизор». На «Банкроте» я ставлю номер четвертый. В. Ф. Одоевский
План: 1. История написания комедии. Название. 2. Содержание и идейная направленность пьесы. 3. Пьеса в оценке современников. 4. Вступительное слово учителя.
III. Слово учителя А. Н. Островский начал писать еще в студенческие годы. Его литературные взгляды складывались под влиянием Белинского и Гоголя: молодой человек с самого начала исторического пути объявил себя приверженцем реалистической школы. В гоголевской манере были написаны первые очерки и драматические этюды Островского. 4 декабря 1847 года Островский, чередуясь с артистом Провом Садовским, читал свою пьесу «Свои люди — сочтемся!» в доме М. П. Погодина, издателя журнала «Москвитянин». Слушатели приняли ее с восторгом. Присутствовавший на чтении Н. В. Гоголь тут же написал одобрительный отзыв и передал его автору. Первое название пьесы «Банкрут» (в современном языке «банкрот»). — Давайте подумаем над эпиграфом сегодняшнего урока. Что имел в виду под словом «трагедия» В. Ф. Одоевский? (Слово «трагедия» здесь употреблено в значении подлинно высокого драматического произведения.)
IV. Содержание комедии, герои, идейная направленность (выступления учащихся, элементы беседы) В заголовок комедии вынесены слова одного из героев Подхалюзина: «Свои люди — сочтемся!». Раскройте смысл названия комедии. Найдите в пьесе сцену, где содержатся слова, подкрепляющие это название. — Возрастает ли смысл пьесы из заглавия — пословицы или опровергает ее? — Какие фрагменты текста четвертого действия проявляют это? Прокомментируйте их. — Перескажите кратко содержание пьесы. — Что высмеивает комедия? Кто ее главный герой? Охарактеризуйте его. (В комедии высмеяны грубый и жадный купец — самодур Самсон Силыч Большов. Его самодурство не знает никаких границ, пока он чувствует под собой твердую почву — богатство.) — Что же губит героя? В чем идея комедии? (Но жадность губит его. Желая разбогатеть еще больше, Большов, по совету ловкого и хитрого приказчика Подхалюзина, переводит на его имя все свое имущество и объявляет себя несостоятельным должником, банкротом.)
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|