Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Урок 36. Идейно-художественный анализ комедии




«Свои люди — сочтемся!» («Банкрот», 1847—1849 гг.)

Цель урока: раскрыть своеобразие комедии «Свои люди — сочтемся!»

Оборудование: текст комедии, иллюстрации П. Боклевского.

 

Ход урока

Пояснение

Изучение данной пьесы проводится в рамках внеклассного чтения, по этому значительная часть работы по прочтению и анализу произведения должна проводиться учащимися дома.

 

I. Проверка домашнего задания

1. Повторение материала предыдущего урока «А. Н. Островский как создатель русского национального театра» (2 ученика).

2. Назвать основные этапы жизни и творчества А. Н. Островского (1 ученик отвечает, 1 рецензирует и дополняет ответ).

3. Проверка знания текста комедии «Свои люди — сочтемся!» (4 ученика обмениваются листочками с тестом; 1 ученик задает вопросы классу).

4. Проверка восприятия комедии (беседа по анкетированию).

 

II. Запись эпиграфа и плана урока

Я считаю на Руси три трагедии:

«Недоросль», «Горе от ума», «Ревизор».

На «Банкроте» я ставлю номер четвертый.

В. Ф. Одоевский

 

План:

1. История написания комедии. Название.

2. Содержание и идейная направленность пьесы.

3. Пьеса в оценке современников.

4. Вступительное слово учителя.

 

III. Слово учителя

А. Н. Островский начал писать еще в студенческие годы. Его литературные взгляды складывались под влиянием Белинского и Гоголя: молодой человек с самого начала исторического пути объявил себя приверженцем реалистической школы. В гоголевской манере были написаны первые очерки и драматические этюды Островского.

4 декабря 1847 года Островский, чередуясь с артистом Провом Садовским, читал свою пьесу «Свои люди — сочтемся!» в доме М. П. Погодина, издателя журнала «Москвитянин». Слушатели приняли ее с восторгом. Присутствовавший на чтении Н. В. Гоголь тут же написал одобрительный отзыв и передал его автору. Первое название пьесы «Банкрут» (в современном языке «банкрот»).

— Давайте подумаем над эпиграфом сегодняшнего урока. Что имел в виду под словом «трагедия» В. Ф. Одоевский?

(Слово «трагедия» здесь употреблено в значении подлинно высокого драматического произведения.)

 

IV. Содержание комедии, герои, идейная направленность (выступления учащихся, элементы беседы)

В заголовок комедии вынесены слова одного из героев Подхалюзина: «Свои люди — сочтемся!». Раскройте смысл названия комедии. Найдите в пьесе сцену, где содержатся слова, подкрепляющие это название.

— Возрастает ли смысл пьесы из заглавия — пословицы или опровергает ее?

— Какие фрагменты текста четвертого действия проявляют это? Прокомментируйте их.

— Перескажите кратко содержание пьесы.

— Что высмеивает комедия? Кто ее главный герой? Охарактеризуйте его.

(В комедии высмеяны грубый и жадный купец — самодур Самсон Силыч Большов. Его самодурство не знает никаких границ, пока он чувствует под собой твердую почву — богатство.)

— Что же губит героя? В чем идея комедии?

(Но жадность губит его. Желая разбогатеть еще больше, Большов, по совету ловкого и хитрого приказчика Подхалюзина, переводит на его имя все свое имущество и объявляет себя несостоятельным должником, банкротом.)

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных