ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
IV. Работа с текстом пьесы— О чем мы узнаем из диалогов героев о Диком и Кабанихе? — Как относятся к купцам Кудряш, Шапкин, Кулигин? В чем разница в их жизненных позициях? Задание. Нарисуйте портрет Дикого, расскажите о его отношениях к домочадцам и жителям города, дайте его речевую характеристику. (Дикой — дюжий, дородный купчина с окладистой бородой, он в поддевке, смазанных сапогах, стоит подбоченясь, говорит низким, басоватым голосом… или Дикой — маленький, сухонький старикашка с редкой бороденкой и беспокойно бегающими глазками; этот жалкий в сущности чело век способен приводить в трепет окружающих.) — На чем же основано самодурство таких людей как Дикой? (На власти денег, материальной зависимости и традиционной покорности калиновцев. Дикой откровенно обсчитывает мужиков. Дикой сознает силу — это сила денежного мешка. Поэтому он так дорожит каждой копейкой, поэтому так раздражают его встречи с Борисом, который претендует на часть наследства. Дикой грубо набрасывается на Бориса, и он вынужден сносить оскорбления: ведь он получит наследство лишь в том случае, если будет почтителен. И Дикой прекрасно понимает, что Борис зависит от него, и откровенно над ним куражится. Материальная зависимость — вот основа взаимоотношений героев пьесы.) — Какова же жизненная позиция Кулигина? (Кулигин с болью говорит о «жестоких нравах города, но советует «угождать как-нибудь» самодурам Он не борец, а мечтатель его проекты неосуществимы. Он тратит свои силы на изобретение вечного двигателя. С жизненной позицией Кулигина связаны и особенности его речи, эмоциональной, но старомодной. Он часто употребляет старославянские слова и фразеологизмы, цитаты из «Священного писания» («Насущность хлеба», «малую благостыню», «несть конца мучениям» и т. д.). Архаичны и художественные вкусы Кулигина. Литература ХIХ века — Пушкин, Гоголь, Лермонтов, — прошла мимо него. Он остался верен Ломоносову и Державину.) — Где происходит действие II (явл. 1.)? Кто действующие лица, их роль? (Комната в доме Кабановых. Окна закрыты ставнями, полумрак; от лампад, висящих перед иконами, струится мерцание, по стенам стоят сундуки с хозяйским добром В этой мрачной комнате особенно выразительно звучит монолог Феклуши.) — Кто такая Феклуша? Ваше первое впечатление о ней? — О чем она сообщает Глаше? С каким героем ее можно противопоставить? (По ходу развития действия Кулигин и Феклуша не вступают в открытую борьбу, но изображены в пьесе как антиподы.) — О чем рассказывает Феклуша в д. II, явл. 1? Итак, если Кулигин несет в общество культуру, то Феклуша — тьму, невежество. Ее нелепые рассказы создают у калиновцев искаженные представления о мире, вселяют в их души страх. — Как речь Феклуши отражает ее характер? (Жизненная позиция Феклуши предопределяет и особенности ее речи. Она стремится расположить к себе окружающих, поэтому тон ее речи вкрадчивый, льстивый. Этот привычный тон она сохраняет, даже обращаясь к служанке Глаше. Угодливость Феклуши подчеркивается и ее присловием «милая».) Перечитаем рассказ Феклуши о «неправедных землях», сохраняя особенности ее речи. — Д. III, явл. 1. Разговоры Кабанихи с Феклушей. Что нового дает этот разговор для характеристики этих героев? (Они скорбят о конце доброго старого времени, осуждают новые по рядки. Автор показывает, насколько они невежественны. Новое властно входит в жизнь, подрывает основы домостроевских порядков. Символично звучат слова Феклуши о том, что наступают «последние времена» и даже «время-то стало в умаление приходить». Действительно, патриархальный мир Кабановых и диких доживает последние дни. Над ними собирается гроза.) — Д. III, явл. 2. Что нового узнаем о характере Дикого? (Никто не может угодить ему, только Кабаниха может «разговорить», т. к. грубость на грубость («Ты не очень-то горло распускай... а я тебе дорога...»).) Д. III, явл. 3. Теплый летний вечер, и снова из уст Кулигина слышим рассказ о правах Калинова. Зачитайте монолог, сделайте вывод. Задание. Опишите Марфу Игнатьевну Кабанову (Высокая, грузная старуха, носит темное, старомодное платье; держится прямо, с достоинством, ходит медленно, степенно, говорит веско, значительно.) — А каков ее душевный облик? Черты ее характера, взаимоотношения с другими героями? — Кто дает ей первую характеристику?(явл. 3). Оправдывается ли эта характеристика в явл. 5? — На каких основах должна, по мнению Кабанихи, строится семейная жизнь? (Основой семьи Кабаниха видит домостроевские, освященные стариной законы жизни. Кабаниха искренне убеждена, что если не соблюдать этих законов, никакого порядка не будет. Она говорит от лица целого поколения, постоянно употребляя нравоучительные фразы: «Не очень-то нынче старших уважают», Ведь от любви родители и строги-то к вам бывают, от любви вас и бранят-то...». Все это придает фигуре Кабанихи монументальность. Ее образ вырастает до символа патриархальной старины.) — Каковы особенности речи Кабанихи, как они связаны с жизненной позицией и характером Кабанихи? (Опираясь на авторитет старины, Кабаниха широко использует в речи народную фразеологию, пословицы («Что ты сиротой-то прикидываешься? Что ты нюни-то распустил?» «Чужая душа — потемки»). Властная, деспотичная Кабаниха непрерывно точит домашних. Размеренный, монотонный характер придают речи Кабанихи повторы слов, словосочетания («...кабы своими глазами не видела да своими ушами не слыхала», «...что мать ворчунья, что мать проходу не дает, со свету сживает…»). — Как относится к Кабанихе и ее поучениям Тихон, Варвара, Катерина? В чем проявляется их отношение? (Зависимые от Кабанихи домочадцы по-разному относятся к ее поучениям. Тихон думает лишь о том, чтобы угодить матери, стремится убедить ее в своем послушании. Обращение в форме множественного числа, повторяемое слово «маменька» придают его речи уничижительный характер, и только реплика в сторону («Ах ты, господи!») выражает его истинное отношение к материнским поучениям. Варвара на протяжении диалога вслух не промолвила ни одного слова, но про себя иронизирует над матерью, осуждает ее («Не уважишь тебя, как же!» «Нашла место наставления читать»). Варвара убеждена, что без притворства здесь не проживешь. И только Катерина открыто заявляет о своем человеческом достоинстве. («Да хоть и к слову‚ за что ж ты меня обижаешь?» «Напраслину-то терпеть кому ж приятно!») Таким образом, уже в первых явлениях перед нами раскрываются острые столкновения героев, которые складываются в единый конфликт самодуров и их жертв. Монолог Кулигина выводит нас за пределы личных взаимоотношений действующих лиц и придает этому конфликту широкое общественное звучание. Д. IV явл. 1,2. Вновь картины дикого невежества темного царства. — Как показывает эти картины автор в этом действии? (Если раньше они связаны были с рассказами Феклуши, то теперь Островский показывает целую толпу горожан, олицетворяющих калиновское мещанство. Характерны и разговоры горожан о Литве, которая «на нас с неба упала», и их суеверный страх перед грозой, и настороженное отношение к словам Кулигина, и та покорность, с которой они исполняют приказания Дикого.) — Как горожане выражают свое отношение к Дикому? (Во время разговора дикого и Кулигина толпа явно сочувствует Дикому, зло и тупо смеется над Кулигиным.) — Каковы взаимоотношения Дикого и Кулигина? (Кулигин выступает как просветитель. Он уговаривает Дикого принести пользу городу, просит у него денег на солнечные часы и громоотвод, но в ответ дикой напоминает Кулигину, что тот червяк: «Захочу — помилую, захочу — раздавлю». Ему нравится показывать свою силу, нравится куражиться над беззащитным. Дикой, как и Кабаниха, цепко держится за старые порядки.) Задание. Зачитайте этот эпизод и сделайте вывод о развитости и самостоятельности мышления жителей города. — Явл. 6. Каковы взаимоотношения между Варварой, Тихоном и Катериной? — Явл. 7. В каких сценах и эпизодах содержится, по-вашему, завязка драмы? В чем ее своеобразие? — Какое значение имеет монолог Катерины в начале явл. 7? — Что мы узнаем о жизни Катерины в доме родителей? — Как сказалось на речи Катерины влияние народной поэзии и церковной литературы? — В чем сущность Катерины? Как раскрывается внутренняя борьба Катерины в диалоге с Варварой? Как постепенное нарастание внутренней тревоги отражается на ее речи? V. Слово учителя Завязка «Грозы» определяется по-разному. А. И. Ревякин считает завязкой признание Бориса в любви к Катерине в сочетании с ответным признанием Катерины. Е. Холодов утверждает, что завязкой является решение Катерины пойти на свидание с Борисом. Обе точки зрения отражают любовную коллизию драмы. Но сущность драмы нельзя сводить к любовной интриге. В основе конфликта лежит столкновение самодуров и их жертв. «Гроза» с первых явлений вводит читателя и зрителя в обстановку напряженной борьбы. Мы застаем героев в тот момент, когда противоречия между ними достигли уже значительной остроты. Речь Катерины соответствует облику женщины из народа. В основе ее речи лежит поэтика народной песни; повторы, инверсии, риторические восклицания придают речи Катерины задушевность, напевность («А какие сны мне снились, Варенька, какие сны!»), сравнения, слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами («ключик», «водицы»). Влияние на речь Катерины церкви, духовных стихов («храмы золотые», «кипарисом пахнет», «лукавый шепчет»). Через речь видим двойное влияние на характер Катерины: 1) от песенного народного творчества — порыв к свободе, счастью, свету; 2) от церкви — самоотречение, смирение. Уже в языке отражается глубокое противоречие, составляющее сущность душевной трагедии Катерины. Привыкшая с детства к независимости, Катерина стремится отстоять свою свободу, но считает свои мечты и стремления греховными. Душевное состояние героини отражено в ее речи. Вспоминая родной дом, Катерина говорит спокойно, неторопливо. Когда рассказывает о своей любви, душевной борьбе — речь ее становится тревожной, порывистой. («Что же мне делать! Сил моих не хватает. Куда мне деваться...»). Мрачные пророчества сумасшедшей барыни, которых Катерина слышит подтверждение своих предчувствий близкой смерти, картины грозы усиливают драматизм ситуации... На следующем уроке мы посвятим нашу беседу этой героине.
Домашнее задание 1. Заполнить таблицы (по вариантам): Таблица для Варианта 1 «Образ города Калинова (изображение в пьесе)»
Таблица для Варианта II «Город Калинов глазами героев пьесы»
2. Индивидуальное задание. Образ Катерины в оценке Добролюбова и Писарева.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|