Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Глава III. Работа Столыпина в III Думе. Аграрная реформа.




 

16 ноября 1907 года Столыпин выступает перед Думой с правительственной декларацией. Первая и основная задача, как он говорил, это не реформа, а борьба с революцией, которая может сорвать все, что было задумано им. Также надо было разобраться с еще одной задачей, аграрной реформой, которая долгое время оставалась не решенной. После принятия Думой указа 9 ноября с внесенными поправками законопроект поступил на обсуждение Государственного совета и был принят им, после чего по дате его утверждения царем стал именоваться законом 14 июня 1910 года. По своему содержанию это был закон, который способствовал развитию капитализма в деревне.

Конечно же, это был прогрессивный закон, но он обеспечивал успех лишь прусскому пути развития сельского хозяйства, когда можно было пойти по американскому пути, который предусматривал развитие сельского хозяйства путем наделения крестьян землей (фермы), где бы они стали полновластными хозяевами. Смысл закона раскрывался в его первой статье, где говорилось, что каждый домохозяин, владевший землей на общинном праве, может потребовать «укрепления» этой земли в его частную собственность. Он мог оставить за собой излишки, если мог за них заплатить по выкупной цене 1861 года. Дополнением к закону 14 июня 1916 года был принятый обеими палатами закон о землеустройстве, называвшимся законом 29 мая 1911 года. В соответствии с ним для проведения землеустройства не требовалось предварительного закрепления земли за домохозяевами. Крестьянские банки и сам процесс переселения также разрушали общину. В 1906 году Крестьянскому банку было передано несколько гектаров удельных и казенных земель, но свой главный земельный фонд банк создавал за счет скупки помещичьих земель. В задачу переселенческого управления входило разрядить земельную тесноту, которая наблюдалась в центральных районах России. Основными районами переселения явились: Сибирь, Северный Кавказ, Средняя Азия. Эта реформа не удалась. Она не достигла ни политических, ни экономических целей, которые перед ней ставились. У крестьян не было достаточно материальных средств для того, чтобы поднять свое хозяйство, чтобы купить новую технику, которая позволила бы повысить производительность.

Крах столыпинской аграрной реформы был обусловлен тем, что она проводилась в условиях сохранения помещичьего землевладения. Только ликвидация помещичьего хозяйства могла спасти реформу Столыпина.

Столыпин не ограничивался реформами в сельском хозяйстве, он обдумывал преобразования местного управления, образования для малоимущих и крестьян. Речь, в которой затрагивались эти вопросы, прозвучала в Думе 9 ноября 1908 года. Вскоре возник в Думе «Польский вопрос», который возник в 1910 году в связи с вопросом о западном земстве и выборах от западных губерний в Государственный совет. Еще в 1909 году группа членов Государственного совета внесла законодательное предложение, целью которого было сокращение числа депутатов от западных губерний. Дело в том, что все депутаты были поляки, так как в и их руках были сосредоточены крупные землевладения, а выборы в Государственный совет проводились по земельному цензу. Предлагалось разделить 9 губерний на 3 избирательных округа. Русских выбирали по два человека от округа, а поляк - по одному. Таким образом, от девяти губерний выбиралось бы шесть русских и три поляка. Столыпину эта идея очень понравилась. Получалось вдвойне хорошо: с одной стороны - либеральная форма, а с другой - реализация любимого лозунга: «Россия для русских».

1 июня 1908 года законопроект был передан в Государственный совет, а 17 июля стал законом. Столыпинская реформа была продиктована реакционным Советом объединенного дворянства и носила резко выраженный насильственный характер по отношению к большинству крестьянства.

Центральное место в этих мероприятиях занимал Указ 9 ноября 1906г.

О порядке выхода крестьян из общины и закрепления в личную собственность надельной земли. После утверждения с некоторыми изменениями Думой и Государственным советом указ получил название Закона от 14 июня 1910г. Его дополняло «Положение о землеустройстве» от 29 мая 1911 года. К другим мероприятиям Столыпин относил деятельность Крестьянского банка, а также переселенческая политика.

По указу каждый домохозяин-общинник получал право требовать закрепления своего надела в личную собственность. Если он

владел наделом, превышающим душевную норму, то излишек по его желанию мог быть выкуплен им у общины по ценам 60-г.г. 19 века, то есть в несколько раз ниже рыночных. Для реализации

указа создавались губернские и уездные землеустроительные комиссии. Домохозяева могли требовать от общества сведения своих земель в цельный участок - хутор или отруб.

Столыпинская реформа ускорила развитие капитализма в деревне. Однако сам закон о выходе из общины содержал ряд ограничений, задерживавших это развитие (собственность на выделенные земли была неполная, а скупка земель в одни руки не могла

превышать шести душевных наделов и т. п.). При этом Столыпинская реформа означала развитие капитализма по прусскому пути,

сохраняя основное препятствие для развития производительных

сил - помещичьи землевладения. В политическом отношении Столыпинская реформа была реакционной. Крестьяне боролись уже между собой за лучшие наделы, и были отвлечены от революционной борьбы против помещиков.

За 10 лет (с 1907-1916) из общины выделилось более 2 млн.

домохозяев. Наибольшее число выделов падает на губернии с более

высоким уровнем развития капитализма в деревне (Таврическая,

Екатеринославская, Херсонская, Самарская, Саратовская, Киевская, Харьковская, Курская, Орловская, Могилевская).

Характерно, что в малоземельных губерниях процент выделившихся был выше, чем в губерниях с большим наделом. Это говорит о том, что наряду с кулаками стремились выйти из общины и

бедняки с целью продажи своей земли. В целом по России выделилось 22,7% от общего числа общинников. Свыше 1,3 млн. домохозяев, вышедших из общины, продали свои земли (в общей сложности 4,3 млн. десятин). Всего было закреплено в личную собственность 14,1% всех надельных земель. За 1906-1917 годы было образовано около 1,6 млн. участковых хозяйств с общей площадью в 16 млн. десятин - около 1/10 части всех дворов Европейской России. Хутора не получили значительного распространения. Через Крестьянский банк с 1906 года по 1910 год было продано, главным образом кулакам, несколько более 6,5 млн. десятин.

Переселенческая политика, цель которой состояла в оттягивании избытка крестьянского населения из внутренних губерний в Сибирь, Казахстан, Среднюю Азию и др., оказалась еще менее эффективной.

С 1909 года начался спад переселенческой волны и рост числа обратных переселенцев. Возвращаясь обратно, переселенцы умножали собой массу крестьян, ограбленных и обозленных Столыпинской

реформой. Реформа потерпела провал в политическом и экономическом плане. Она встретила ожесточенное сопротивление подавляющей массы крестьянства. Развернулась борьба трудящегося крестьянства с кулаками внутри общины, но в связи с этим общекрестьянская борьба против помещиков не прекратилась.

В 1910-1914 годы было более 13 тыс. крестьянских выступлений. Не оправдались также расчеты на кулачество как на массовую социальную опору царизма. Оно было малочисленным и не могло противопоставить себя открыто всей массе крестьянства.

Хотя капитализм в деревне благодаря Столыпинской реформе стал развиваться несколько быстрее, он все же, как указывал В. И. Ленин, шел черепашьим шагом. Сохранение помещичьего землевладения неизбежно приводило к сохранению отработочных,кабальных форм аренды, тормозило превращение крестьянина в свободного товаропроизводителя. Столыпинская реформа создавала наряду с кулаком батрака с наделом. В результате реформы бедняцкая часть деревни достигла 2/3 всего крестьянского населения. Крестьяне сопротивлялись переходу на хутора и отруба. Землевладение зависело от капризов природы. Имея полосы в разных частях общественного надела, крестьянин обеспечивал себе ежегодный средний урожай: в засушливый год выручали полосы в низинах, в дождливый - на взгорках. Только большой отруб, расположенный в разных рельефах, мог гарантировать ежегодный средний урожай. Несмотря на все старания правительства, отруба приживались только в северо-западных губерниях, включая часть Псковской и Смоленской областей. В южных и юго-восточных губерниях главным препятствием были трудности с водой. Но здесь довольно успешно пошло насаждение отрубов, так как там отсутствовали сильные общинные традиции, и был высокий уровень развития аграрного капитализма. Почва была плодородна и однородна на очень больших пространствах.

Итоги реформы:

К 1 января 1916 года из общины вышло 2 млн. домохозяев.

Им принадлежало 14.1 млн. десятин земли. 13 млн. домохозяев перешли к хуторному и отрубному владению. Всего из общины по

приблизительным подсчетам вышло меньше третьей части домохозяев. Властям не удалось ни разрушить общину, ни создать устойчивый и массовый слой крестьян-собственников. Так, что можно говорить о неудаче аграрной реформы.

Но вместе с тем положение в русской деревне заметно улучшилось. Крестьяне получили больше личной свободы, устройства хуторов и отрубов на банковских землях, некоторые виды землеустройства, переселение в Сибирь.

В 1910 году в переселенческом движении обозначился кризис. Поток переселенцев уменьшился вдвое, начался возврат людей из Сибири. Поэтому в 1910 году П. А. Столыпин и глава землеустроительного ведомства А. В. Кривошеин отправились в продолжительную поездку в Сибирь. Подводя итоги поездки, они сделали вывод об общем успехе переселения. Но это не снимало проблему кризиса переселенческого движения; ставился вопрос об изменении прежней системы регулирования. Переселенцы отказывались от худших участков, предлагавшихся на одинаковых условиях с лучшими. Были и «самовольные» переселенцы, которые,

прибыв на место, долго не могли устроиться, получить землю, перебивались случайными заработками.

Было принято решение сохранить бесплатное земельное наделение для населения менее обжитых районов и ввести продажу земли в наиболее благоприятных местах. Именно отсутствие права частной собственности на землю в Сибири сдерживало развитие капиталистических отношений.

Столыпин намеревался перестроить всю систему местного управления: от сельского до губернского. Если раньше

помещик был над мужиком, то теперь Столыпин хотел усадить их рядом в волостном правлении. Расходы на содержание волостного хозяйства должны были лечь на все сословия. Губернаторы должны быть подчинены Совету министров и М.В.Д..

Эти реформы имели немаловажное значение. Но помещики не хотели принять эти преобразования. Они не хотели отдавать свои привилегии, не хотели платить деньги на содержание школ и больниц для крестьян, полицию и почту.

Реформы встретили яростное сопротивление крайне правых и крайне левых. Революционеры с неприятием относились к любым улучшениям системы, так как ее недостатки питали революционерам настроение.

Все это влекло за собой узость внутреннего рынка, деградацию сельского хозяйства, резкое обострение аграрного кризиса, его затяжной и мучительный характер. Провал Столыпинской реформы делал неизбежной новую народную революцию.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных