Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ




 

Ясперс К. Введение в философию (1950) (Пер.: Философский словарь. М.: Иностр. лит., 1961. С. 609–610, 611); Или: Ясперс К. Введение в философию. Минск, 2000. Разд. 1: Что такое философия

Вопрос о том, что такое философия и в чем заключена ее ценность, является спорным. То от нее ожидают чрезвычайных откровений, то позволяют равнодушно игнорировать ее как беспредметное мышление. На философию то взирают с робостью, видя в ней значительные усилия необыкновенных людей, то вообще третируют как бесполезные раздумья о чем-то призрачном. Философию то считают таким занятием, которое под силу всякому и в принципе должно быть простым и понятным, то изображают ее настолько трудной, что само занятие ею представляется безнадежным. То, что выступает под названием философии, в действительности являет собой пример подобных противоречивых суждений. Для человека, верящего в науку, наихудшим является то, что философия совершенно не имеет всеобще значимых результатов – того, что можно познать и чем благодаря этому можно обладать. В то время как науки получили в своих областях определенные обязательные и общепринятые знания, философия не достигла ничего, несмотря на тысячелетние усилия. Нельзя отрицать того, что в философии нет единодушия, присущего сфере окончательно познанного. То, что с необходимостью признается каждым человеком, становится в силу этого научным познанием и уже не является философией, а относится к особой области знания.

В противоположность наукам философскому мышлению не присуще, не свойственно прогрессивное развитие. Конечно, мы ушли дальше, чем греческий врач Гиппократ. Но едва ли мы можем сказать, что мы ушли дальше Платона. Мы ушли вперед только в том, что касается материала научного познания, использованного им. В самом же философствовании мы, быть может, только еще вновь приближаемся к нему.

Достоверность, которая может быть приобретена в философии, не является научной, то есть одинаковой для всякого человека, это убеждение, в достижении которого участвует вся сущность человека. В то время как научное познание направляется на отдельные предметы, знать о которых совершенно не обязательно для каждого, в философии речь идет о целостности бытия, которая присуща человеку как таковому – об истине. Там, где вспыхивает свет этой истины, она схватывается глубже. Чем всяким научным познанием.

Правда, развитая философия связана с науками, она делает предпосылкой то наиболее высокое состояние, которое достигнуто науками в соответствующую эпоху. Там, где пробуждается человек, прежде других наук выступает философия. <…>

Философия как система обычно делится на теорию познания, метафизику (онтологию, космологию, философскую антропологию, философию существования, теологию), логику (логистику, математику), этику, философию права, эстетику и философию искусства, натурфилософию, философию истории и культуры, социальную и экономическую философию, религиозную философию, психологию.

История философии есть история человеческого мышления, которое выдвигает философские проблемы, ставит их перед собой и работает над их разрешением. Философы всех времен и народов занимаются одними и теми же проблемами, во всех философиях есть теория познания, метафизика, этика и т. д.

 


Вопросы для самопроверки

1. Приведите противостоящие друг другу оценки философии, которые называет Ясперс.

2. Какие особенности философии по сравнению с наукой отмечает Ясперс?

3. Как познают истину наука и философия?

4. Назовите разделы философского знания.


Философия

 

 

Материалы для выполнения учебных заданий

 

2-е издание, исправленное и дополненное

 

Составители:

Розова Сталя Сергеевна,

Сычева Людмила Сергеевна,

Соловьев Олег Борисович,

Суханова Наталья Петровна

 

 

Верстка И. П. Селивановой

Подписано в печать 30.10.2006 г.

Формат 60х84 1/16. Офсетная печать.

Уч.-изд. л. 13,5. Усл. печ. л. 11, 27. Тираж 350 экз.

Заказ №


* Напомню одну из его формулировок: «Поступал так, чтобы максима твоей воли могла в то же время иметь силу принципа всеобщего законодательства» [2, т. 4. Ч. 1. С. 347].

* Подобная реконструкция кантовского ответа вполне правомерна и вытекает из всего духа его философии [См.: 2, с. 351–588; 5, с. 93].

* Лейбниц пишет: «Монады вовсе не имеют окон, через которые что-либо могло бы войти туда или оттуда выйти» (Лейбниц Г. В. Соч.: В 4 т. М, 1982. Т. 1. С 413–414).

* На наш взгляд, именно анализ истории и предыстории техногенной цивилизации был основным материалом, на котором К. Маркс разрабатывал концепцию общественно-экономических формаций. Его обращение к исследованию традиционных обществ привело к идее азиатского способа производства, которая вызвала множество дискуссий в исторической и философской литературе. По-видимому, цивилизационный и формационный подходы выступают как дополнительные способы описания исторического процесса. Традиционные цивилизации можно отнести к докапиталистическим формациям, в которых господствовали отношения личной зависимости. Первые этапы истории техногенной цивилизации связаны с капитали­стической формацией (отношение вещной зависимости), переход к развитым фор­мам социализма марксизм явно связывал с теми процессами, которые характерны для высших стадий развития техногенной цивилизации. По всей вероятности, те ранние формы социализма, которые возникли как своеобразный гибрид осколков традиционных культур и идеалов техногенного развития, всегда стоят перед опас­ностью деформации социалистических принципов. Их перестройка и обновление выступают условием восхождения к высшим стадиям цивилизованности, соответст­вующей развитым формам социализма.

* В нашей философской литературе уже отмечалась историческая динамика этих функций науки [См., напр.: 2, с. 35–36]. Солидаризируясь с этой точкой зрения, следует еще раз подчеркнуть, что они свойственны только развитой науке, которая возникает в процессе становления техногенной цивилизации. В традиционных же обществах они не могут сформироваться, поскольку культура в этих обществах не создает предпосылок, позволяющих науке обрести относительно самостоятельный мировоззренческий статус. Последнее является обязательным условием для последующего превращения наук производительную и социальную силу.

* Приоритетными в этом отношении являются работы И. Т. Фролова.

* Беседа состоялась 14 июля 1930 г. на даче Эйнштейна в Капуте под Берлином (Прим. ред.).






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных