Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Исторических событий и источник настоящих норм морали




Цели: проследить изображения народа как носителя лучших человеческих качеств, ведущую роль народа в истории, т. е. как реализуется в романе «мысль народная».

 

Ход урока

I. Вступительное слово учителя.

На первом уроке по роману «Война и мир» мы поставили перед собой задачу: понять, какую жизнь Толстой утверждает, какую отрицает. На каждом уроке получали частичные ответы: при знакомстве с салоном А. П. Шерер, при изучении войны 1805 года и Отечественной войны и т. д. Мы поняли, критерий толстовской оценки жизни: все оценивается по близости к живой жизни природы и близости к народному духу. Все, что непонятно народной душе и не принимается ею, не принимается и Толстым. То, что оторвано от национальных народных корней, осуждается Толстым, например, аристократическое общество. Сила в народе, сплоченном единой целью, — главная мысль романа.

«Народная мысль», которую любил Толстой, раскрывается в романе в двух аспектах:

— в историко-философском плане — в утверждении, что народ — ведущая сила истории;

— в морально-психологическом плане — в утверждении, что народ есть носитель лучших человеческих качеств.

Оба эти плана, переплетаясь, образуют критерий оценки Толстым жизни: по близости к народу, к его судьбе и к его духу писатель судит о своих героях.

 

II. Беседа.

— Почему народ является ведущей силой истории?

(В философии истории писатель утверждает, что всякое историческое событие происходит только при совпадении интересов и поступков людей. (Сцены оставления Москвы, повсеместное противодействие французам, Бородинская битва и победа в войне проистекали из единства интересов русских людей, не желавших быть «слугам Бонапарту»). Дубина народной войны есть грозная сила сплотившегося борьбе с врагом народа. Солдат с подвязанной щекой и Тихон Щербатый, артиллеристы на батарее Раевского и мужики-ополченцы, купец Ферапонтов, ключница Мавра Кузьминична и др. — все чувствуют и поступают одинаково. В борьбе с «миродерами»они проявляют героизм, переносят любые трудности и лишения во имя жизни и независимости отечества.

То, что Толстой имеет в виду в романе под понятием народ, есть, скорее, нация. В единой борьбе с врагом совпадают интересы и поведение Наташи Ростовой, ее братьев Пети и Николая, Пьера Безухова, семьи Болконских, Кутузова и Багратиона, Долохова и Денисова, «молоденького офицерика» и саратовской помещицы, оставившей со своими шутихами Москву без приказа Ростопчина. Все они, по Толстому, не менее герои истории, чем старостиха Василиса или Тихон Щербатый. Все они включаются в рой людей, делающих историю. Основой национального единства является простой народ, и к нему стремится лучшая часть дворянства. Герои Толстого только тогда находят свое счастье, когда не отделяют себя от народа. Поблизости с народом Толстой оценивает своих положительных героев. Но следует помнить, что в изображении народа сказались противоречия Толстого. (Сцена бунта богучаровских крестьян). Утверждая мысль о национальном единстве, Толстой вольно или невольно сделал социальную рознь несвоевременной, хотя и закономерной.)

— Почему так стремятся к народу герои романа? Почему «солдатом, просто солдатом» хочет быть Пьер?

(Народ есть носитель лучших человеческих качеств. «... Они все время до конца были тверды, спокойны... Они не говорят, но делают» — думает Пьер.)

— Какие же качества в народе автор считает лучшими?

(Это и способность идти на жертвы и лишения во имя Родины, героизм, «скрытая теплота патриотизма», умение все делать, неприхотливость, жизнерадостность, миролюбие и ненависть к «миродерам». Все эти качества видим в солдатах, в Тихоне Щербатом, в лакее князя Андрея Петре и других (примеры). Однако Толстой считает положительными и другие качества, которые больше всего присущи в романе Платону Каратаеву, именно он в свое время возродил в Пьере веру в справедливость жизни.)

— Чем он подействовал на Пьера? Похож ли он на других мужиков?

(В Каратаеве, как и в других мужиках, есть положительные качества: простота, спокойствие, умение приспособиться жить в любых обстоятельствах, вера в жизнь, беспокойство о Москве, доброжелательность, он мастер на все руки (примеры из текста). Но есть в нем и другое: доброта становится в нем всепрощением (и к врагам тоже), неприхотливость — отсутствием всяческих требований к жизни (везде ему хорошо), вера в разумность естественного хода событий в жизни — покорностью перед судьбой («рок головы ищет»), интуитивность поведения — абсолютным отсутствием разума («не своим умом — божьем судом»). Как же оценивать такого человека? Качества его, как положительные, так и отрицательные, присущи русскому крестьянству. Толстой считает Каратаева «олицетворением всего русского, доброго и круглого» (т. IV, ч. I, гл. 13). Наивность, стихийность, покорность обстоятельствам есть и в других крестьянах, в том же Тихоне Щербатом, Богучаровцах, но в образах других крестьян главными являются активные начала. Роман в целом показывает «сопротивление злу», борьбу, а в Каратаеве же главное — всепрощение, приспособленчество к жизни, и именно за эти качества Толстой идеализирует его, делает мерилом жизненности и для Пьера, любимого своего героя.)

 

III. Закрепление в форме фронтального опроса:

— Как Л. Н. Толстой понимает слово «народ»?

— Как проявляет себя народ в войне 1805 года? Какие герои вам особенно запомнились?

— Отчего зависит нравственная оценка персонажа у Толстого?

— Какую роль сыграло партизанское движение в Отечественной войне 1812 года?

— Как понимаете слова Толстого «роевое начало»?

— Каким героям романа наиболее присущи черты русского национального характера?

— Почему «мысль народная» — любимая мысль Толстого в романе? В чем ее смысл?

 

Домашнее задание.

1. Сочинение — миниатюра «Скрытая теплота патриотизма», «Партизанская война 1812 года», «Петя Ростов в партизанском отряде». (По выбору).

2. Составить план развернутого ответа «Народ в романе «Война и мир» и подготовить сообщение по данной теме, используя тезисы в тетради, учебник с. 245-249, дополнительную литературу.

3. Пересмотреть эпилог и составить викторину для взаимопроверки знания текста из 6 вопросов.

4. Индивидуальное задание — сообщение. «Мирная жизнь в романе» (т. II, эпилог — сходство и различие).

 

Урок 53 (121). Эпилог романа [47]

Цель: проследить сходство и различие в изображении мирной жизни по т. II и эпилогу; как завершается главная мысль романа о предназначении человека, о том, как жить.

 

Ход урока

I. Беседа.

— Как решается главная мысль романа —о предназначении человека, о том, как жить? Какие два пути выбирают герои?

(Л. Н. Толстой показывает два пути два основных пути, которые выбирают люди: для одних главное — внешнее благополучие, богатство, карьера; для других — ценности духовные, т. е. жизнь не только для самых себя. Для князя Андрея — это потребность выразить себя, совершить что-то большое; для Пьера, княжны Марьи — делать добро; для Наташи — любить. В эпилоге герои на этом пути обрели истинное счастье. Пьер после долгих и трудных поисков нашел счастье в слиянии общественной деятельности и счастливой семейной жизни.)

— Почему приезд Пьера — радостное событие для всех: для жены, детей, стариков, слуг?

— Как по-вашему, семья Пьера и Наташи — хорошая семья?

— Что было главным для графини Марьи в воспитании детей?

— Толстой сумел показать поэзию и прозу семейной жизни в их неразрывной связи. Значимость счастливой семейной жизни в системе главных человеческих ценностей подчеркнута ссылкой на Платона Каратаева. Почему?

(Пьер говорит Наташе: «Он одобрил бы это, нашу семейную жизнь. Он так желал видеть во всем благообразие, счастье, спокойствие, и я с гордостью показал бы ему нас». Счастливая семья осознается Пьером как неотъемлемая составная правильной «благообразной» жизни. Он уверен, что именно так воспринял бы это Каратаев. А ведь Платон по Л. Толстому — выразитель народного духа, народной мудрости.)

— Расскажите эпизод спора Пьера и Николая Ростова. Какие слова Н. Ростова, по-вашему, самые страшные?

(«...начни вы противодействовать правительству, какое бы оно ни было,... мой долг повиноваться ему…»)

— Почему же благородный Н. Ростов стоит на такой позиции? Или он не может, не хочет или боится думать?

— Можно ли найти аргументы, подкрепляющие позицию Ростова?

(Вспомните эпизод из войны 1805-1807 гг. С французами заключен мир. Боевым офицерам непонятно это. Если все так просто, если так, почти по-дружески, могут разговаривать оба императора, зачем было воевать, проливать кровь? А если Бонапарт в самом деле враг рода человеческого, зачем мир? Неужели русские войска не одержали бы победу? Об этом и зашел вечером разговор среди офицеров. «...Николай молча ел и преимущественно пил. Он выпил один две бутылки вина. Внутренняя поднявшаяся в нем работа, не разрешаясь, все так же томила его. Он боялся предаваться своим мыслям и не мог отстать от них. Вдруг на слова одного из офицеров, что обидно смотреть на французов, Ростов начал кричать с горячностью, ничем не оправданною и потому очень удивившего офицеров. — «И как вы можете судить, что было бы лучше!.. Как вы можете судить о поступках государя, какое мы имеем право рассуждать?!.. Наше дело исполнять свой долг, рубиться и не думать, вот и все, — заключил он».)

— Итак, чего боится Николай? И почему?

(Боится думать, так легче жить; не хочет осложнять себе жизнь. Пока Н. Ростов нам симпатичен, но какое-то предостережение мы уже чувствуем. Словно Толстой ставит вопрос: а всегда ли человек должен слепо следовать общепринятым взглядам?)

— Что может произойти от бездумья и некритического отношения к действительности?

— Можно ли привести исторические примеры, свидетельствующие в пользу Ростова, когда движения против власти и порядка приводили непоправимым последствиям для России и для ее народа?

— Что общего в изображении любимых героев Толстого, что их сближает?

(Главные герои в эпилоге показаны в зрелую пору их жизни, все они самоотверженно служат людям: обществу или семье, близким. Толстой описывает их с любовью. Не пропала и безвременно оборвавшаяся жизнь князя Андрея — растет достойный отца Николенька Болконский.)

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных