Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Урок 55 (123). Нравственные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова.




Цель: провести синтез и углубление знаний учащихся по образам Пьера Безухова и Андрея Болконского.

 

Ход урока

I. Беседа с элементами диспута.

Пьер Безухов

— Скажите, кто из героев романа вам больше всего понравился?

— Сегодня мы поговорим только о Пьере и князе Андрее. Почему вам понравился Пьер Безухов?

(Он не такой, как другие светские... Вот он появляется в салоне А. П. Шерер. Хозяйка салона даже пугается его искреннего, правдивого взгляда. Мне нравится его простота, понимание других людей и сочувствие им. Когда Пьер попадает в плен, то запросто разговаривает с солдатами, находит с ними общий язык.

По-моему, самое главное в Пьере — доброта. Потому он и умеет понять любого человека. Когда Пьер встречается с княжной Марьей, он и ее понимает. Он вообще ко всем добр, даже к тому французскому офицеру, которого он спас, к Рамбалю.)

— А может быть, Пьер просто понимает, что из-за убийства французского офицера могут быть неприятности...

(Нет, Пьеру вообще не свойственно рассчитывать, что получится в результате какого-то поступка, он просто не мог допустить, что бы убили человека.)

— А в чём еще вы видите доброту Пьера?

(Он спас ребенка во время пожара, заступился за женщину, раз давал деньги всем, кто просил. Сумел понять Наташу после ее разрыва с князем Андреем. Сумел ее утешить, хотя сначала шел к ней с чувством обиды за друга, князя Андрея. (Зачитать отрывок т. II, ч. V, гл. 22 со слов «Было морозно и ясно…»)

— Да, это истинная доброта и человечность. Вспомним еще эпизод дуэли между Пьером и Долоховым. Зачитайте эту сцену (т. II, ч. I, гл. 5 со слов «Ну, начинайте! — сказал Долохов...») Хотел ли Пьер этой дуэли?

(Нет, не хотел.)

— А Долохов?

(Долохову было все равно. Он гусар, привык к дуэлям. Хотя Денисов не хотел кровопролития, ему было страшно и за Долохова, и за Пьера.)

— Как Пьер переживает ранение Долохова? Ведь он впервые стрелял в человека.

(Ему грустно, тоскливо. И, наверное, не только потому, что он ранил Долохова, а и оттого, что жизнь вообще нелепа, если, не желая убивать, можно вдруг убить.)

Пьер не может видеть чужого страдания, чужой беды, даже если их испытывает человек, которого он не любит, который перед ним виноват. Он способен осуждать самого себя, а это может далеко не каждый. Кажется, и в этом проявляется милая, свойственная Пьеру неловкость. Если подходить строго, эта черта — недостаток, так судят о ней окружающие, а вот лиши Толстой своего героя этой неловкости, житейской непрактичности — и пропало бы его обаяние. Так часто недостатки людей бывают продолжением их достоинств. Не случайно князь Андрей сказал о своем друге: «Это самый смешной и рассеянный человек на свете, но самое золотое сердце». Расскажите, каковы пути правды, по которым прошел Пьер.

Эти поиски были главными в жизни героя. В конце романа мы видим, что именно Пьер предстает перед нами как организатор тайного политического общества «Независимых, свободных людей». Он обвиняет царя в бездействии, резко критикует существующий строй, возмущается реакцией и аракчеевщиной.

 

Князь Андрей

— Чем привлекает вас Андрей Болконский?

(Он умный, понимает жизнь, разбирается в политике. А самое главное, не карьерист, не трус, не ищет «уютного местечка»)

— Снова вспомним начало романа. Князь Андрей появляется в салоне А. П. Шерер и еще не зная его, мы уже можем о нем сказать нечто важное. Что же именно?

(Ему не по себе в светском обществе.)

— А какими деталями Толстой это подчеркивает?

(У князя Андрея скучающий вид. Он смотрит на всех прищурившись. Его красивое лицо портит гримаса. Когда его сзади трогает Пьер, князь Андрей досадливо морщится, потому что не знает, что это Пьер.)

— Мы узнаем, что князь Андрей может быть совсем другим с теми, кого любит... Когда Пьер его спросил, зачем он идет на войну, которую нельзя назвать справедливой... Что отвечает ему князь Андрей?

(Зачитывается отрывок «Для чего? Я не знаю. Так надо... — Я иду потому, что эта жизнь, которую я веду здесь, не по мне».)

— Какой вывод мы можем сделать?

(Князь Андрей не удовлетворен пустой светской жизнью, он хочет чего-то большего, он мечтает о славе (зачитать отрывок т. I, ч. III, гл. 12 «Ночь была туманная»).

— А как вы думаете, слава — это и есть то самое главное, что необходимо человеку?

(Наверное, нет. Ведь слава — только для себя. Князь Андрей хочет заслужить славу подвигом, настоящим делом. Такая целеустремленность может заполнить собою всю жизнь. Суворов говорил: «Плох тот солдат, который не мечтает быть генералом».)

Но ведь хотеть быть генералом можно по-разному. Один продвигается по службе благодаря своим силам и способностям, и видит конечную цель в том, чтобы полнее реализовать себя. Ну, а если глубже вникнуть в высказывание Суворова, то его надо понимать так: каждый должен стремиться достичь в своем деле совершенства.

— А для чего хочет выдвинуться в жизни князь Андрей?

(Чтобы проявить свои силы, да и о почестях он тоже думает. Тщеславие, свойственное светскому обществу, его тоже задевает. Несмотря на то, что князь Андрей думает о славе, он нам симпатичен, так как он хочет добиться славы честно. В мечтах о славе проявляется его отвращение к бессмысленной и бессодержательной жизни. Он ищет смысл жизни.)

Он очень молод. Мечтательность свойственна молодым. В этом нет ничего дурного. Когда же человек мужает, находит свое признание, все суетное отступает.

— Чем мудрее человек, тем меньше тщеславия в его мечте. Когда князь Андрей это понял?

(После Аустерлицкого сражения. Его мечты о славе показались ему ничтожными, а Наполеон — мелким, хотя и он когда-то мечтал о «своем Тулоне».)

Болконский после войны 1805-1807 гг. возвращается домой, живет в своем имении. Его душевное состояние тяжелое.

— Мечты о славе больше не занимают: к чему стремиться? Скажите, Борис Друбецкой или Берг могут страдать из-за того, что у них не цели в жизни?

(Конечно, нет. Они мелкие люди, а князь Андрей — человек глубокий. Он страдает от отсутствия смысла жизни. Решает заняться общественными делами, участвует в работе комиссии по составлению новых законов, но потом понимает, что они оторваны от жизни. Он идет на войну. Перед Бородинским сражением чувства его переполнены, ведь он участвует в общем патриотическом деле. Но и тут его постигает разочарование.)

— К каким выводам о жизни приходит князь Андрей?

(Он понимает, что жить нужно для добра. Быть добрым вообще, понимать и любить людей — это хорошо, однако, такому человеку нужно активное выражение этой любви.)

— Смерть обрывает искания князя Андрея. Но если бы он не умер и его поиски продолжались, к чему бы они привели Болконского?

(Пьер высказывает мысль, что если бы князь Андрей был жив, то он был бы с декабристами.)

— А почему князь Андрей не простил Наташу?

(Он по характеру человек жесткий, постоянный в своих принципах. Он не смог принять Наташу слабой, растерянной, ошибающейся, мечущейся.)

— Почему же Пьер простил Наташу?

(Он добрее. Возможно, он ее пожалел.)

— Когда же князь Андрей простил Наташу?

(Уже раненный, лёжа в избе, он понял, как был жесток. Болконский переосмысливает свою жизнь. Впервые он думает не о себе, а об ее боли и страдании. Ему многое пришлось перенести, он становится мягче, добрее, мудрее.)

— Что сближает князя Андрея и Пьера, несмотря на разницу в их характерах?

(Их сближает многое. Это передовые люди своего времени. Они не живут пустой светской жизнью. У них есть цель, притом, цель большая. Они хотят быть полезными в своей деятельности.)

 

II. Демонстрация фрагмента видеофильма «Война и мир».

Эпизоды «Аустерлицкое сражение», «Бородинское сражение», «Ранение князя Андрея».

 

III Запись ОСК «Андрей Болконский»

 

 

Уроки 56-57 (124-125). Семья в романе «Война и мир» [48]

Цель: показать, что толстовский идеал — патриархальная семья с ее святой заботой старших о младших и младших о старших, с умением каждого в семье больше отдавать, чем брать; с взаимоотношениями, построенными на «добре и правде».

 

Ход урока

Что нужно для счастья? Тихая семейная жизнь... с возможно-

стью делать добро людям.

Л. Н. Толстой

Вы, Лев Николаевич, один из тех людей, слова которых возвыша-

ют душу и делают слезы даже высокими и у которых хочется в мину-

ту горя заплакать и горячо поцеловать руку, как у родного отца.

И. Бунин






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных