ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
VII. Слово учителя.Еще со времен первых античных и восточных философов (а это примерно VI век до н. э.) люди начали задаваться вопросом о соотношении свободы и необходимости, об их роли в жизни человека. Во времена средневекового христианства этот вопрос был переформулирован в вопрос о соотношении свободы воли человека и судьбы. Один из отцов церкви (V век) считал, что человеку от Бога дано право выбирать, но оно ограничено судьбой, возникает как следствие его грехопадения. Ко времени появления легенды о Фаусте в Европе вновь разгорается этот давнишний спор. Основными оппонентами были Мартин Лютер и Эразм Роттердамский, который считал, что человеку дана свобода воли, она же налагает на него ответственность за этот выбор. Лютер считал, что свобода выбора — это гордыня, которая ведет человека к гибели. — Каков выбор Фауста? Чтобы ответить на этот вопрос, мы должны обратиться к тексту трагедии, а также представить исторический фон (знакомый по урокам истории). Время действия в «Фаусте» достаточно условно. Но время написания трагедии известно — она создавалась с 1813 по 1831 годы, т. е. в те годы, непосредственно следующие за Великой французской революцией. — Какие еще события произошли в ХVIII в.? Деятельность мыслителей ХVIII в., так называемых просветителей, была направлена на развенчивание всех догм и авторитетов старого времени, в том числе авторитета христианской церкви. В центр всего их мировоззрения был поставлен человек. Трагедия отражает дух времени. Гете не был приверженцем революционных методов переустройства общества. Но он ясно осознавал: «начинается новая эпоха всемирной истории». Встает вопрос, какими же гранями новая эпоха всемирной истории открывается в «Фаусте»? Ответ на этот вопрос подводит нас к идее произведения, которая в свою очередь раскрывается через основной конфликт в трагедии. Это конфликт между Фаустом и Мефистофелем. Пояснение для учителя: Программой предусмотрено изучение не всей первой части трагедии, а избранных сцен: «Пролог на небесах», «У городских ворот», две сцены в кабинете Фауста; можно взять и другие по усмотрению учителя. Эти сцены дают возможность связно представить ход развития действия в первой части «Фауста» и вводят читателя в самую суть проблематики, раскрывают смысл конфликта между Фаустом и Мефистофелем. Следует подробно остановиться на тексте «Пролога на небесах».
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|