ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
II. Аналитическое рассмотрение сложной проблематики повести.— Что можно сказать о композиции повести? В чем ее особенность? (История Гобсека — это рассказ в рассказе, где очень точно расставлены действующие лица, изображена аудитория, на которую якобы рассчитана повесть.) О необыкновенной фигуре ростовщика Гобсека рассказывает не автор-повествователь, а рассказчик, стряпчий Дервиль. Рассказывает он в салоне особняка виконтессы де Гранлье. Слушатели, члены семьи виконтессы, которая по богатству и знатности рода было одной из самых влиятельных дам в Сен-Жерменском предместье, прерывают рассказ и раздумья Дервиля короткими и немногочисленными репликами. Бальзак повествует в «Гобсеке» одновременно о многих очень не похожих друг на друга людях. На втором плане повести, как бы в тени, находятся дочь виконтессы де Гранлье — Камилла и обедневший аристократ Эрнест де Ресто. Их любви сочувствует адвокат Дервиль. Сидя в гостиной госпожи де Гранлье, Дервиль сообщает матери девушки неизвестные подробности о печальной истории семьи графа де Ресто и той роли, которую в этой истории играл ростовщик Гобсек. Отец Эрнеста, граф де Ресто, в свое время женился на женщине из буржуазной среды, красавице Анастази, обладавшей сильным характером. Анастази, выйдя замуж за аристократа в годы Реставрации, разорила мужа, пустив по ветру все его состояние ради светского щеголя и авантюриста Максима де Трай. Дервилю, в то время лишь начинавшему свою адвокатскую практику, с трудом удалось сохранить часть имущества графа де Ресто для его сына. Таков, казалось бы сюжет повести. Но на самом деле сюжет этим не ограничивается. В повести есть литературное обрамление. Чтобы понять его назначение, нужно выяснить роль рассказчика в повести. — Каково социальное положение, профессия Дервиля? — Как относится к нему автор? — Какими нравственными качествами он наделен? (Дервиль — выходец аз демократической среды, юрист. «Этот стряпчий, человек высокой честности, знающий, скромный и с хорошими манерами, стал другом семейства Гранлье. Своим поведением в отношении госпожи де Гранлье он достиг почета и клиентуры в лучших домах Сен-Жерменского предместья, но не воспользовался их благоволением, как это сделал бы какой-нибудь честолюбец — пишет Бальзак. Читал эти строки, можно сказать, что Дервиль — порядочный, честный человек и автор симпатизирует этому герою. Но при дальнейшем углублении в текст становится ясно, что автор относится к нему иначе, намного сложнее. Внешне Дервиль выглядит вполне респектабельно, но с первых страниц по отношению к нему чувствуется авторская ирония. Дервиль из тех адвокатов, которые помогли приехавшей из эмиграции аристократии возвратить их имения, отобранные когда-то революцией. Так он помог виконтессе де Гранлье вернуть особняк. «Осмелев от этого успеха, — он затеял кляузную тяжбу с убежищем для престарелых и добился возвращения ей лесных угодий в Лиснее…» И если провести сравнение между Гобсеком и Дервилем, то Гобсек по-своему сильная личность, а Дервиль — воплощение порядочности, умеренности и аккуратности в достижении своей карьеры). — Почему Бальзак доверяет рассказать историю Гобсека Дервилю? (Дервиль выносит на суд людской жизненную позицию Гобсека. Он доверяет рассказать о нем человеку, близко знавшему его в течение более чем десяти лет: «Единственным человеком, с которым старик поддерживал отношения, был я. Он заглядывал ко мне попросить огонька... разрешал мне по вечерам заходить в его келью, и мы иной раз беседовали...» Для писателя важно и то, что рассказчик — опытный юрист, великолепно знающий кухню предпринимательства и сферы накопительства. К тому же Дервиль человек честный, по-своему даже уважающий Гобсека). — Какова художественная функция слушателей в повести? Кто они? (Слушатели в повести — члены семьи виконтессы де Гранлье. Писатель принципиально указывает на время, когда происходит разговор в гостиной. Это зима 1829-1830-х гг., т. е. исход эпохи реставрации, канун июльской революции 1830 г., которая положит конец правлению дворянской династии Бурбонов, и в результате которой править во Франции станет король Луи Филипп. Наверное, за несколько лет до того вряд ли виконтесса де Гранлье стала бы слушать о каком-то ростовщике. Теперь не просто слушают, а заинтересованы всем, о чем говорит Дервиль. В начале повести стряпчий говорит: «Пора мне, виконтесса, рассказать одну историю, которая заставит вас изменить взгляд на положение в свете графа Эрнеста де Ресто...» Виконтесса поняла, что рассказ этот будет для нее интересен, так как речь идет о судьбе ее дочери Камиллы, влюбленной в графа Эрнеста. Таким образом, повод к рассказу Дервиля о Гобсеке — его желание открыть глаза виконтессе на истинное положение молодого графа: счастье Камиллы еще недавно зависело от папаши Гобсека. Но так как он недавно умер, господин де Ресто скоро вступит во владение превосходным состоянием».) — Итак, к какому выводу приводит писатель своих читателей своим рассказом Дервиля? (Счастье, судьба, будущее дворян зависят от власти денег. Судьба конкретного человека тоже зависит от тех изменений, которые происходят в обществе. Бальзак первым из писателей обратился к исследованию этого явления, наверное, поэтому слушателями Дервиля являются те, которые не имеют представления о сфере практической деятельности Гобсека. Эта сфера поражает их воображение, им приоткрывается завеса обыденности, в конечном итоге приоткрывается она и читателю. Значит, в повести нет ничего случайного, все ее художественные компоненты оказываются необходимыми, закономерными). — А что из себя представляет главный герой повести? Ведь к нему нет однозначного отношения ни у Дервиля, ни у читателей. — Что поражает Дервиля в Гобсеке? — Что для него составляет загадку Гобсека?
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|