Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Диспут Августина и Фортуната-манихея

 

Предисловие, перевод (с незначительными сокращениями)

и примечания – Ярослав Золотарев

 

Acta seu Disputatio contra Fortunatum Manichaeum представляет собой стенограмму живого диспута между Августином и манихеем Фортунатом. У меня нет сведений о наличии русских переводов, то есть, по моим данным, на русский текст переводится впервые.


======================================================


День первый


Пятого сентября, в консульство сиятельных Аркадия Августа (во второй раз) и Руфина, в городе Гиппо Регий состоялся диспут против пресвитера манихеев Фортуната, в банях Соссия, в присутствии народа.


1. Августин сказал: То, что я раньше считал истиной, теперь я считаю ошибкой. Я хочу услышать от тебя, присутствующего здесь, верны ли мои суждения. Прежде всего, я считаю высшей ошибкой верить в то, что всемогущий Бог, на которого единого мы уповаем, в любой его части (ex aliqua parte) может быть разрушен, или загрязнен, или поврежден. И это, как я знаю, утверждает ваша секта, хотя и не в тех словах, которые я сейчас употребляю; ведь когда вас спрашивают, вы исповедуете, что Бог неповреждаем, и совершенно нерушим, и незагрязняем; но когда вы начинаете излагать остальное, мы вынуждены провозгласить Его повреждаемым, проникаемым, загрязняемым. Ведь вы говорите, что некий темный род, какой бы он ни был, восстал против царства Божия; и что всемогущий Бог, когда он увидел, что разрушение и разорение угрожает Его владениям, вместо того, чтобы сам сопротивляться противнику и против него выступить, послал ту добродетель, из которой, перемешанной со злом и бесовским отродьем, был сформирован мир. Поэтому так получилось, что добрые души тут работают, служат, ошибаются и повреждены: чтобы они могли увидеть необходимость в освободителе, который должен очистить их от ошибки, разрешить их от этого смешения со злом, и освободить их от рабства. Я думаю, что неблагочестиво верить, что всемогущий Бог когда-либо боялся любого противника, или был вынужден ввергать нас в страдания.


Фортунат сказал: Поскольку я знаю, что ты был одним из нас, то есть жил среди манихеев как последователь, ты изложил принципы нашей веры. Смысл же данной дискуссии в обсуждении нашего образа жизни и ложно приписываемых нам преступлений, за которые мы преследуемся. Итак, пусть добрые люди, которые тут присутствуют, услышат от тебя, правда ли мы совершаем те преступления, или нет. Ведь от твоего учения и от твоего объяснения они смогут получить более верную информацию о нашем образе жизни, если ты сам про это расскажешь.


2. Августин сказал: Я был среди вас, но вера и мораль - это разные вещи. Я предлагаю обсуждать веру. Но если те, кто тут присутствует, предпочитают слышать о морали, я не отвергну этого вопроса.


Фортунат сказал: Я бы хотел сначала очистить себя в вашей совести, в которой мы загрязнены, через свидетельство компетентного человека (которого я и сейчас считаю компетентным), и перед лицом будущего расследования Христом, праведным судьей, видел ли он в нас, или в себе, когда он подражал нам, те вещи, в которых нас обвиняют?


3. Августин сказал: Ты призываешь меня к чему-то другому, хотя я предложил обсуждать веру, о вашей же морали полностью знают только ваши монахи. Но ты знаешь, что я был не монахом, а слушателем. Поэтому хотя я присутствовал на ваших молитвенных собраниях, как ты спросил (не делаете ли вы, монахи, отдельных молитвенных собраний для самих себя, знает только Бог и вы сами); однако на ваших молитвенных собраниях, где я присутствовал, я не видел ничего позорного; но достаточно и того, что та вера, которую я после этого изучил и принял, запрещена, и что вы выполняете службы лицом к солнцу. Кроме этого я ничего нового не обнаружил на ваших собраниях, но если кто у вас задает вопрос о морали, он задает вопрос монаху. А что вы там, монахи, делаете между собою, у меня нет никаких способов узнать. Ведь я часто слушал от тебя, что ты получаешь причастие. Однако, поскольку, получив причастие, ты скрываешь его от меня, откуда я знаю, что ты получил? Итак, вопросы морали должны быть оставлены для дискуссий среди ваших монахов, если их вообще можно обсуждать. Ты дал мне веру, которую я сейчас отвергаю. Это я и предлагаю обсуждать. Пусть ответ будет дан согласно моему предложению.


Фортунат сказал: Это самое мы и исповедуем: что Бог неповреждаемый, сияющий, неприступный, неприкасаемый, непреступаемый, и что Он обитает в собственном вечном свете, и что ничего повреждающего от Него не исходит, ни тьмы, ни чертей, ни сатаны, ничего враждебного не находится в царстве Его. Но что он послал спасителя, подобного Ему; и что Слово, рожденное от основания мира, когда Он сформировал мир, после формирования мира пришло к людям; что он выбрал души, которые Его достойны, по своей собственной святой воле, освятил их небесной заповедью, наполнил верой и небесным разумом; что под его руководством те души вернутся обратно в царство Бога, согласно святому Его обещанию, в котором он сказал: "Я путь, истина и дверь" и "Никто не приходит к Отцу, кроме как через меня". В это мы верим, потому что другим способом, то есть, через другого посредника, души не могут вернуться в царство Божие, если они не нашли его как путь, истину и дверь. Ведь сам он говорит: "Тот, кто видел меня, видел и моего Отца", и "кто поверит в меня, никогда не вкусит смерти, но перешел от смерти в жизнь и не придет на суд". В это мы верим, и таков разум нашей веры, и по мере сил нашего ума мы пытаемся жить по его заповедям, следуя за верой этой троицы, Отца и Сына и Святого Духа.

 

4. Августин сказал: По какой причине те души, которые должны перейти через Христа от смерти к жизни, впали в смерть?

 

Фортунат сказал: Соблаговоли продолжить и опровергнуть, что нет ничего кроме Бога.

 

5. Августин сказал: Нет, ты соблаговоли ответить на вопрос, который тебе задан: какая причина предала эти души смерти?


Фортунат сказал: Нет, ты соблаговоли сказать, есть ли что-то, кроме Бога, или все вещи в Боге (utrum aliquid sit praeter Deum, an omnia in Deo sint).


6. Августин сказал: На это я могу ответить, что Господь пожелал, чтобы я узнал, что Бог не может подвергаться какой-то необходимости, или насилию, или повреждению в любой части. И поскольку ты это тоже признаешь, я спрашиваю, по какой необходимости он послал сюда души, которые, как ты говоришь, должны вернуться через Христа?


Фортунат сказал: То, что ты сказал: что Бог открыл тебе, что Он неповреждаемый, также как Он открыл это и мне; нужно ли искать причину, как и зачем души пришли в этот мир, так что теперь по справедливости Он освобождает их от этого мира через своего единородного Сына, Ему подобного, если кроме Него ничего не существует?


7. Августин сказал: Мы не должны разочаровывать присутствующих, и от вопроса, предложенного для обсуждения, переходить к другому. Итак, оба мы исповедуем, и мы согласны, что Бог неповреждаем и нерушим, и не может никаким способом чему-то подвергаться. Из чего следует, что твоя ересь ложна, ведь она говорит, что Бог, когда он увидел, что его царству угрожает уничтожение и разрушение, послал силу, которая вступила бы в битву с родом тьмы, и что из-за этого смешения наши души трудятся. Мой аргумент краток, и как я полагаю, любому человеку ясен. Если Бог никак не мог пострадать от рода тьмы, потому что Он неповреждаем, то Он послал нас сюда, чтобы мы тут страдали, безо всякой причины. Но если что-то может пострадать, оно не неповреждаемо, и ты обманываешь тех, кому ты говоришь, что Бог неповреждаем. Ведь это твоя ересь отрицает, когда ты объясняешь ее до конца.


Фортунат сказал: Мы ощущаем в себе то, о чем нас учит апостол Павел, который говорит: "ощущайте то, что и Христос Иисус, который, будучи сотворенным в форме бога, хотя это и не ограбление быть равным Богу; но опустошил себя, получив форму раба, будучи сделанным подобно людям, и по внешнему виду воспринимался как человек (et habitu inventus ut homo), он унизил себя, и был послушен даже до смерти". Это мы ощущаем и о себе, что и о Христе, который будучи сотворенным в форме бога, был послушен даже до смерти, чтобы показать аналогию нашим душам. И как он показал в себе что-то аналогичное смерти, и воскрес из мертвых, показав, что он от Отца, также, как мы считаем, будет и с нашими душами, потому что через него мы будем в состоянии стать свободными от смерти, которая или чужда Богу, или принадлежит Богу, и милосердие Его прекращается, и имя освободителя, и дела того, кто освобождает.


8. Августин сказал: Я спрашиваю, как мы пришли в смерть, а ты говоришь мне, как мы освобождаемся от смерти.


Фортунат сказал: Так сказал апостол, чтобы должны ощущать о своих душах то, что показал нам Христос. Если Христос страдал и умирал, то и мы тоже.


9. Августин сказал: Всем известно, что католическая вера заключается в том, что наш Господь, который и есть власть и мудрость Бога, и Слово, через которое были сделаны все вещи и без которого ничего не могло быть сделано, стал человеком, чтобы нас спасти. В том человеке, которым он стал, он показал то, о чем ты сказал. Но мы сейчас задаем вопрос о сущности самого Бога (nunc de ipsius Dei et ineffabilis maiestatis substantia quaerimus) и его невыразимого величия, может ли кто-то его поранить, или нет. Ведь если кто-то может Его поранить, то Он неповреждаем. Если ничего не может повредить сущность Бога, а это и собирался сделать темный род, против которого, как вы говорите, Бог вел войну до основания мира; и во время этой войны, как вы утверждаете, мы, то есть души, которые сейчас проявлены в ожидании освободителя, перемешались с разного рода злом и стали причастны смерти. Ведь я возвращаюсь к этому простому положению: если Он мог быть поранен, он не неповреждаем; если не мог, то Он жестоко поступил, послав нас сюда на страдание.


Фортунат сказал: Принадлежит ли душа Богу, или нет?


10. Августин сказал: Справедливо ли, чтобы ты, вместо того, чтобы отвечать на мои вопросы, задаешь свои? Если так, то я отвечу.


Фортунат сказал: Действует ли душа независимо от Бога? Вот что я тебя спрашиваю.

 

11. Августин сказал: Я скажу тебе о том, о чем ты спрашивал; запомни только, что в то время, как ты отказываешься отвечать на мои вопросы, я ответил на твои. Если же ты спрашиваешь, спускается (descenderit) ли душа от Бога, это большой вопрос; но спускается ли она от Бога или нет, я скажу это о душе, а не о Боге; потому что душа - это одно, а Бог - это другое. Бог неповреждаем, ничему не подвергается, непроницаем, незагрязняем, не может в любой части быть чем-то поврежден и Ему нельзя нанести рану ни в какой части. И мы также видим, что душа - грешная, крутится как белка в колесе, ищет правды и желает освободителя. Эти изменения души показывают мне, что душа - не Бог. Ведь если душа - сущность Бога, то сущность Бога блуждает, сущность Бога повреждена, сущность Бога подвергается насилию, сущность Бога обманывается; и так говорить неправедно (nefas est dicere).


Фортунат сказал: Итак, ты отрицаешь, что душа от Бога, так как она служит грехам и порокам и земным вещам, и руководится ошибкой, потому что такого не может быть, чтобы Бог или его сущность подвергались такому. Ведь Бог неповреждаем и его сущность святая и непорочная. Но я-то тебя спрашиваю - душа от Бога или нет? И мы исповедуем, и показываем от прихода спасителя, от его святой проповеди, от его избрания; что он помиловал души, и душа теперь называется следующей его воле; что он может освободить ее от смерти и привести ее в вечную славу, и вернуть ее Отцу. Но что ты говоришь и на что надеешься о душе? От Бога она или нет? Может ли сущность Бога, от которой, по твоему мнению, душа не происходит, подвергаться воздействиям?

 

12. Августин сказал: Я отрицаю, что душа - сущность Бога в том смысле, что она не Бог; но все-таки я придерживаюсь того, что она от Бога и ее творца, потому что она была сделана Богом. Создатель - это одно, а созданная вещь - другое. Тот, кто сделал, может быть неповреждаем, а то, что Он сделал, не может быть во всем равно Тому, кто ее сделал.

 

Фортунат сказал: Но я не говорил, что душа - как Бог. Но поскольку ты сказал, что душа - это что-то сделанное, и поскольку нет ничего, кроме Бога (et nihil praeter Deum), я и спрашиваю, придумал (adinvenit) ли Бог сущность души?


13. Августин сказал: Помни, что я отвечаю на твои вопросы, а ты не отвечаешь на мои. Я сказал, что душа была сделана Богом, как и все вещи были сделаны Богом; и что между теми вещами, которые сделал Всемогущий Бог, главное место принадлежит душе. Но если ты спрашиваешь, сделал ли Бог душу, вспомни, что и я, и ты, согласились в том, что Бог всемогущ. Но тот, кто ищет помощи от какого-то материала, не всемогущ, ведь тогда он не может сделать то, что хочет. Из чего следует, что согласно твоей вере, все вещи, которые Бог сделал через свое слово и знание, он сделал из ничего. Ведь мы читаем: "Он приказал, и они были сделаны; он повелел, и они были сотворены".


Фортунат сказал: Вся ли вселенная по Его приказу?


14. Августин сказал: В это я верю, но именно та вселенная, которая была сотворена.

 

Фортунат сказал: Если бы они были все сделаны, то согласовались бы между собою; поскольку же они сами себе не подходят (inconvenientia sibi sunt), из этого следует, что нет одной сущности, хотя они стали сочетаться и формировать мир по приказу одного Единого. Но в самих же вещах видно, что нет сходства между тьмой и светом, правдой и ложью, смертью и жизнью, душой и телом, и другими подобными вещами, которые отличаются друг от друга в именах и внешнем виде. И справедливо сказал наш Господь: "Дерево, которое не посадил мой небесный Отец будет вырвано и брошено в огонь, потому что не приносит доброго плода", и справедливо вырвать это дерево. Итак, из разума вещей (ex ratione rerum) поистине следует, что есть два начала в этом мире, которые внутри себя согласуются в формах и именах, и одно из них принадлежит материальной природе, а другое - вечная сущность всемогущего Отца, и мы верим, что это - сущность Бога.


15. Августин сказал: Эти противоположные вещи, которые привели тебя к противоречию со мною, произошли из-за нашего греха, точнее, из-за греха человека вообще. Ведь Бог сделал все вещи добрыми, и хорошо их устроил; но Он не сотворил греха, и наш добровольный грех - это единственная вещь, которая называется злом. Есть и другой вид зла, который является наказанием за грех. Ведь поскольку есть два вида зла, грех и наказания за грех, грех не падает на Бога (peccatum ad Deum non pertinet); наказание на грех падает на мстителя. Ведь Бог добрый, потому что создал все вещи, и справедливый, потому что мстит за грех. Таким образом, хотя все вещи были устроены в наилучшем виде, сейчас мы все видим совсем противоположным, потому что это по справедливости постигло падшего человека, который не захотел соблюдать закон Божий. Ведь Бог дал свободную волю разумной душе, которая в человеке. Ведь стало возможным получить заслугу только потому, что мы можем быть добрыми добровольно, а не по необходимости. Поскольку же подобает нам быть добрыми не по необходимости, но добровольно, подобает и Богу дать душам свободную волю. Но той душе, которая подчиняется Его закону, он подчинил все вещи без сопротивления, чтобы все другие вещи, которые создал Бог, ей служили, если только сама душа пожелала служить Богу. Но если она откажется служить Богу, те вещи, которые ей служили, превратятся в ее наказание. Таким образом, если все вещи правильно устроены Богом, и все они - добрые, то Бог не подвергается злу.


Фортунат сказал: Он не подвергается, но побеждает зло.

 

16. Августин сказал: От кого Он мог бы пострадать?


Фортунат сказал: Я считаю, что он хотел предотвратить зло, но не беспорядочно, а с доблестью и осознанностью. Но отрицай, что зло отдельно от Бога, если можно показать заповеди, которые даны не по его воле (не совсем понял текст, перевожу дословно – Пер.). Заповедь не вводится, если нет того, что ей противоположно. Свободная способность жить не дается, если нет смерти, согласно аргументу апостола, который говорит: "И вас, которые были мертвыми по своим грехам и преступлениям, в которых вы когда-то жили под управлением этого мира, под властью правителя власти воздуха, духа, который теперь действует в детях сопротивления, между которыми и мы когда-то все жили в желаниях нашего мяса, добровольно действуя по советам мяса, и были по природе детьми злобы, как и прочие, Бог, который богат во всяком милосердии, нас помиловал. И хотя мы были мертвыми по грехам, оживил нас вместе во Христе, благодаря которому мы спасены. И вместе с ним воскресил и поместил на небо с Иисусом Христом, чтобы показать в будущих веках обширные богатства своей милости к нам в Иисусе Христе. Ведь мы по милости спасены через веру; и это не от нас, ведь это подарок от Бога; не от дел, чтобы никто не хвалился. Ведь мы - его творение, созданы во Христе Иисусе для добрых дел, которые Бог приготовил, чтобы мы ходили в них. Поэтому помните, что когда-то вы по мясу были язычники, которых называли залупой те, которых руками обрезали в мясе, потому что вы тогда были без Христа, чужие израильскому обществу, враги заветам, не надеялись на обещания и были в этом мире без Бога. Теперь же в Христе Иисусе вы, которые когда-то были далеко, стали близкими в крови Христа. Ведь он - наш мир, который сделал из обоих одно, и уничтожил забор между нами и враждебность своим телом, а закон приказов отменил своим решением, чтобы из двух создать в самом себе одного нового человека, сделав мир, и чтобы примирить обоих в одном теле с Богом, крестом убивая враждебность в себе. И он пришел и проповедовал мир вам, которые были далеко, и мир тем, которые были близко. Ведь через него мы оба имеем доступ в одном духе к Отцу".


17. Августин сказал: Этот отрывок из апостола, который ты счел нужным привести, если я не ошибаюсь, очень сильно подтверждает мою веру и отвергает твою. Во-первых, поскольку сама свободная воля, о которой я сказал, что от нее зависит способность души грешить, здесь достаточно описана, когда упоминаются грехи, и сказано, что наше примирение с Богом совершается через Иисуса Христа. Ведь из-за греха мы стали противоположными Богу; но исполняя заповеди Христа мы примиряемся с Богом; так что мы, которые были мертвыми во грехах, могли бы быть живыми, соблюдая его заповеди; как это было положено первому человеку, что и утверждает наша вера. Итак, я спрашиваю тебя, согласно тому отрывку, что прочитан, как у нас могут быть грехи, когда противоположная Богу природа принуждает нас делать то, что мы делаем? Ведь тот, кто принуждается природой что-то делать, не согрешает. Но кто грешит, грешит по свободной воле. Как тогда нам могли повелеть покаяние, если мы не делали ничего злого, но это делал темный род? Если покаяние относится к темной расе, то она будет тоже царствовать с Ним, получая прощение грехов; а если к нам, то этим показывается, что мы грешили добровольно. Ведь это было бы верхом безумия для Бога прощать тех, кто не делал ничего злого. Но тот, кто не действует по собственной воле, не делает никакого зла. Итак, душа, которая сегодня обещает себе прощение грехов и примирение с Богом, должна перестать грешить, и покаяться за прошлые грехи: если она ответит согласно твоей вере и скажет: чем я согрешила? в чем я виновата? Почему ты изгнал меня из твоего царства, чтобы я сражалась с какими-то чертями? Меня попрали ногами, меня перемешали, я была повреждена, я изношена, моя свободная воля не сохранилась. Ты знаешь ту необходимость, которая меня заставила; почему же Ты обвиняешь меня в тех ранах, которые я получила? Почему Ты ведешь меня к покаянию, когда Ты и есть причина моих ран; когда ты знаешь, что я страдала и что со мной сделала темная раса. Ведь ты - творец, который не может подвергаться никакому вреду, и в то же время хочешь спасти царство, которого ничего не может повредить, ты бросил меня вниз в эти страдания. Если же я часть тебя, которая произошла из твоего сердца, если я - твое царство и твой рот, я не должна была ничему подвергаться от того темного рода, и я должна была быть неповрежденной и не подвластной тому роду, если бы я была частью Господа. Но поскольку этого теперь нельзя проверить, разве только по моему повреждению, как меня могут называть частью Тебя, ведь тогда или Ты не остался неповрежденным, или ты был жесток, желая, чтобы я страдала для того царства, которое никак не могло быть повреждено этим родом тьмы? Отвечай на это, пожалуйста, и соблаговоли также объяснить мне, как это было сказано апостолом "Мы были по природе дети злобы", которые, как он говорит, были примирены с Богом. Если мы по природе были детьми злобы, как же ты сказал, что душа по природе - дочь и часть Бога?


Фортунат сказал: Если апостол сказал о душе, что мы по природе дети злобы, то душа устами апостола отчуждалась бы от Бога. Этим аргументом ты только показываешь, что душа не принадлежит Богу, потому что апостол говорит "мы по природе дети злобы". Но если это говорится о том законе, которого придерживался апостол, происходя, как он сам свидетельствует, от семени Авраама, следовательно, он говорит это о материи, что мы (то есть евреи) были детьми злобы, как и все остальное человечество. Но он показывает, что сущность души от Бога, и что душа не может быть иначе примирена с Богом, как только через учителя, который есть Христос Иисус. Ведь после того, как враждебность убита, мы видим, что душа казалась недостойной Бога. Но она была послана, как мы исповедуем, от всемогущего Бога, происходя от него и послана для исполнения его воли. Также мы верим, что Христос Спаситель пришел с небес, чтобы выполнить волю Отца. И такова была воля Отца, чтобы освободить наши души от той же враждебности, и эта враждебность была убита, та, которая, если бы она не сопротивлялась Богу, никогда не могла бы быть названа враждой там, где есть единство, и нельзя было бы говорить или совершить убийство там, где есть только жизнь.


18. Августин сказал: Вспомни, что апостол сказал, что мы были отчуждены от Бога из-за нашего образа жизни.


Фортунат сказал: Я утверждаю, что есть две субстанции. В субстанции Света, как мы выше сказали, Бог сохраняется неповрежденным; но есть противоположная природа тьмы, о которой я исповедую, что она побеждена силой Бога, и что Христос был послан для моего восстановления, как и ранее говорил тот же самый апостол.


19. Августин сказал: Тогда нужно рационально обсудить веру в две природы, что необходимо для тех, кто нас слушает. Но поскольку ты снова прибегнул к святым писаниям, я тоже к ним спускаюсь, и требую, чтобы ничего не было пропущено, и чтобы, используя определенные положения, мы бы не вносили беспорядок в умы тех, кто писания хорошо не знает. Итак, рассмотрим то положение, которое апостол выдвигает в послании к римлянам. Ведь на первой же его странице он явно против тебя. Ведь он говорит: "Павел, слуга Иисуса Христа, призванный быть апостолом, выбранный к евангелию Бога, которого Он обещал до этого через своих пророков в святых писаниях, о его сыне, который был сделан от семени Давида по телу, который был предопределен быть Сыном Бога с властью, согласно духу святости от воскресенья из мертвых нашего Господа Иисуса Христа". Мы видим, что апостол учит нас о нашем Господе Иисусе Христе, что по телу он был предназначен силой Бога, и согласно телу был сделан от семени Давида. Поскольку ты всегда это отрицал и всегда будешь отрицать, как же ты так серьезно приводишь писания, чтобы мы могли что-либо по ним обсуждать.


Фортунат сказал: Ты утверждаешь, что по телу Христос был от семени Давида, и в то же время утверждаешь, что он рожден от девственницы и прославлен как Сын Бога. Но этого не может быть, потому что то, что от духа - дух, а то, что от тела - тело. И против этого святое Евангелие говорит, что мясо и кровь не будут наследовать царства Божия, и поврежденное не наследует неповрежденное.


Здесь аудитория начала шуметь, требуя, чтобы обсуждали на основании доводов разума, потому что они увидели, что Фортунат не принимает все вещи, которые написаны у апостола. Прошло некоторое обсуждение со всеми, в процессе которого Фортунат сказал, что слово Бога захвачено родом тьмы. И на этом, поскольку все присутствующие выражали свое отвращение таким словам, собрание было закрыто 1.

 

Диспут второго дня


(Начало.)

На следующий день опять позвали нотариуса и продолжили дискуссию следующим образом:

Фортунат сказал: Я говорю, что Всемогущий Бог не производит из себя ничего плохого, и что его вещи остаются неповрежденными, распространяются и рождаются из не подверженного насилию источника; но другие противоположные вещи, которые существуют в этом мире, не текут (manare) от Бога и не появляются в этом мире как творение Бога; то есть, так сказать, не происходят от Бога. Итак, мы получили в вере то, что зло чуждо Богу.


20. Августин сказал:И наша вера такова, что Бог не является прародителем зла, и Он не сделал никакой злой природы. Но поскольку оба мы согласны, что Бог неповреждаем и незагрязняем, необходимо рассмотреть благоразумно и благочестиво, какая вера чище и достойнее величия Бога; та, в которой утверждается, что или сила Бога, или какая-то часть Бога, или Слово Бога, может быть изменено, подвергнуто насилию, повреждено, заковано; или та, в которой говорится, что Всемогущий Бог и вся Его природа и сущности никогда не могут быть повреждены в любой части, но что зло существует по добровольному греху души, которой Бог дал свободную волю. И если бы Бог не дал этой свободной воли, не было бы справедливого уголовного суда, никакой заслуги от праведного поведения, никакого божественного указания покаяться в грехах, никакого прощения грехов, которое Бог учредил для нас через нашего Господа Иисуса Христа. Поскольку тот, кто грешит не добровольно, вообще не грешит. Это я полагаю ясным и понятным для всех. Поэтому нас не должно беспокоить, если согласно нашим заслугам мы терпим какие-то неудобства в тех вещах, которые Бог сотворил. Ведь поскольку Он добр, он так и сделал все вещи; поскольку справедлив, он не может жалеть грешников, грехи которых, как я сказал, не были бы грехами, если бы у нас не было свободной воли. Ведь если кто-нибудь, так сказать, будет кем-то связан во всем теле, а его рукой будет что-то ложное написано без его собственной воли, и когда это станет известным судье, разве он обвинит этого человека в преступлении лживости? И далее, если это показывает, что нет греха там, где нет свободного упражнения воли, я хотел бы услышать, что злого сделала душа, которую вы называете или частью, или силой, или словом, или еще чем-то от Бога, что она должна быть наказана Богом или покаяться в грехе, или заслужить прощение, если она никаким образом не согрешила?


Фортунат сказал: О субстанциях я предлагаю считать, что Бог может рассматриваться как творец только доброго, и как мститель за злое, потому что злое - не от Него. Итак, от доброго разума я полагаю, что Бог мстит за злое, потому что оно не от Него. А если бы оно было от Него, или Он дал бы им разрешение грешить, как ты говоришь, что Бог дал свободную волю, то Он стал бы соучастником в моей ошибке, потому что Он был бы творцом моей ошибки; или Он не знал, что я сделаю, или Он оставил меня, не сочтя меня достойным Себя. Вот какое рассуждение мной предлагается, а сейчас я хочу спросить, учредил Бог злое или нет? И учредил ли Он конец злу? Ведь из этого следует, как учит нас и вера евангельская, что те вещи, которые, как мы говорим, были сделаны самим Богом как Богом-Творцом, были им сотворены и порождены, должны считаться неповреждаемыми. Это и утверждается в нашей вере, и ты сам можешь подтвердить, что мы это исповедуем, и что это подтверждает и авторитет христианской веры. И поскольку я не могу никак показать то, во что верю, без подтверждения этой веры авторитетом писаний, за это меня и обвиняют, что я следую христианству. Осмелишься ли ты сказать, что зло появилось в мире, сотворенное Богом? Или праведно верить, что злое - не от Бога, и такое рассуждение должно почитаться и приниматься? Я говорил о субстанциях, но не о грехе, который живет в нас. Ведь если мы считаем, что наши ошибки не имеют источника, что тогда нас понуждает впадать в грех или в ошибку? Ведь поскольку мы грешили ненамеренно, и были принуждаемы противоположной и враждебной нам субстанцией, мы можем следовать познанию вещей. И от этого знания душа предупреждается и восстанавливается в первоначальной памяти, узнает источник, от которого она ведет свое существование, и в каком зле она живет, и какими добрыми делами можно исправить то, чем она ненамеренно согрешила, и поэтому возможно через исправление своих ошибок и с помощью добрых дел обеспечить себе заслугу примирения с Богом, которое творит наш Спаситель, который учит нас также делать доброе и избегать злого. Ведь если ты хочешь, чтобы мы верили, что не от какой-то противоположной природы, но по своему собственному выбору, человек или служит праведности, или вовлекается в грехи; тогда, раз нет противоположного рода, если душа, которой, как ты говоришь, Бог дал свободную волю, заключенная в тело, живет сама по себе, как она могла бы грешить, или быть вовлеченной в грехи? [Если греха как такового нет, так как Бог его разрешил, дав свободную волю?] 2

 

21. Августин сказал: Я считаю, что это не грех, если он совершается не по собственной воле; и потому и существует награда, потому что мы по собственной поле делаем правильное. Или если тот, кто невольно грешит, заслуживал бы наказания, тот, кто невольно делает доброе, заслуживал бы и награды. Но кто сомневается в том, что награда дается только тому, кто что-то делает по доброй воле? Отсюда мы знаем и то, что наказание также накладывается на того, кто что-то делает по злой воле. Но поскольку ты меня отсылаешь к примордиальным началам и субстанциям, то хочу сказать, что моя вера заключается в том, что Бог Всемогущий - на что необходимо особенно обратить внимание и хорошо это запомнить - что Бог Всемогущий сделал все хорошо. Но сделанные им вещи не могут быть такими, какими Он их сделал. Потому что несправедливо и глупо верить, что работы равны работнику, сделанные вещи - делателю. Отсюда если благочестиво верить в то, что Бог сделал все хорошо, поскольку Он невероятно превосходен и весьма преотличен; источник же и глава зла - грех, как и апостол сказал: "Жадность - корень всякого зла (Radix omnium malorum est cupiditas); и, следуя ей, мы терпим кораблекрушение в вере и подвергаем себя многим страданиям". Ведь если ты ищешь корень всякому злу, ты имеешь апостола, который говорит, что жадность корень всех зол. А корень корня я не могу искать. Или если есть другое зло, корнем которого не является жадность, тогда жадность не будет корнем всех зол. Но если это правда, что жадность - корень всех зол, то зря мы ищем какое-то другое зло. Но что касается этой твоей противоположной природы, которую ты вводишь, хотя я и ответил на твои возражения, прошу тебя рассказать мне, полностью ли она злая, может ли быть какой-то грех, отдельный от нее, только ли через нее одну заслуживается наказание, а не через душу, через которую якобы не совершается никаких грехов. Но если ты говоришь, что только противоположная природа заслуживает наказания, а не душа, я спрашиваю, для кого предназначено покаяние, которое заповедано. Если душе заповедано покаяться, то грех происходит от души, и душа согрешила добровольно. Ведь если душа принуждается делать злое, тогда то, что она делает - не злое. Разве не глупо и невероятно абсурдно говорить, что род тьмы согрешил и что теперь каюсь за их грехи? Разве не невероятно абсурдно говорить, что род тьмы согрешил, а прощение грехов предназначено для меня, того, который, согласно вашей вере, может сказать: Что я сделал? Что я совершил? Я был с Тобой, я был одно целое, я не был загрязнен любого рода грязью. Ты послал меня сюда, ты испытывал необходимость, ты защищал свои царства, когда великое загрязнение и опустошение им угрожало. И поскольку Ты знаешь необходимость, согласно которой я здесь унижен, причину, по которой я не могу дышать, которой я не могу противостоять; почему же Ты обвиняешь меня во грехе? Или почему ты обещаешь мне прощение грехов? Отвечай на это без уклонения, если можешь, как и я отвечал тебе.


Фортунат сказал: Мы говорим так, что душа принуждается противоположной природой к преступлению, и для этого преступления, которое ты совершаешь, нет никакой причины, кроме зла, которое живет в нас; ведь ясно, что помимо наших тел зло живет во всем мире. Ведь не только то, что мы имеем в наших телах, живет во всем мире и известно как добро; но злое начало тоже присутствует. Ведь твоя честь сказала, что эта жадность, которая живет в наших телах - корень всякого зла; и поэтому, если бы не было желания зла где-то помимо наших тел, уже от жадности противоположная природа поселилась бы во всем мире. Ведь апостол отметил, что именно жадность - корень зол, а не какое-то абстрактное зло, которое ты назвал корнем всех зол. Но жадность, которую ты назвал корнем всех зол, не должна пониматься одним способом, как будто бы в наших телах жила только она одна; ведь ясно, что это зло, которое живет в нас, исходит от злого создателя и что этот корень, как ты его называешь - только малая часть зла, и поэтому оно не корень само по себе, но малая часть зла, того зла, которое живет везде. Его корень и дерево наш Господь назвал злым, и он никогда не приносит доброго плода, и его Отец не насадил его, и оно должно быть вырвано с корнем и брошено в огонь. Ведь как ты говоришь, что грех должен быть вменен противоположной природе, и эта природа принадлежит злу; как же эта природа может быть грехом души, если после предупреждения нашего Спасителя и его подробного учения, душа должна отделиться от этого противоположного и враждебного рода, украшая себя чистотой; и что иначе она не может быть восстановлена в собственной природе. Ведь сказано: "если бы Я не пришел и не говорил им, они бы не согрешили. Но теперь я пришел и сказал, и они отказались поверить мне, так что они не имеют оправдания в их грехе". Поскольку совершенно ясно, что покаяние дается после прихода Спасителя, и после получения знания, с помощью которого душа может как бы вымыться в божественном фонтане от грязи и пороков, а также от всего мира, и от тел, в которых живет одна и та же душа, быть восстановленной в царство Бога, откуда она произошла. Ведь сказано апостолом, что "разум тела враждебен Богу; оно не субъект закона Бога, и даже не может им быть. Итак, очевидно из этого, что добрая душа грешит не добровольно, но делая то, что не является субъектом закона Бога. Ведь из этого следует и то, что "тело враждует против духа и дух против тела; так, что ты не можешь делать вещи, которые хочешь". И опять говорит апостол: "я вижу другой закон в частях моего тела, который воюет против закона моего разума и ведет меня как военнопленного к закону греха и смерти. Вот какой я несчастный; кто меня освободит от тела этой смерти, если бы не милость Бога через Господа нашего Иисуса Христа", "через которого мир был распят для меня и я для мира".

 

22. Августин сказал: (пропускаю, опять долго и высокопарно излагает то же самое; его позиция уже многократно тут переводилась, он просто постоянно ее повторяет и все).


Фортунат сказал: Как Господь сказал своим ученикам: "И вот, я посылаю вас как овец среди волков". Поэтому должно быть известно, что не с враждебным намерением наш Спаситель посылает своих овец, которые - его ученики, посреди волков, если бы не было какого-то противоположного начала, о котором он говорит образно как о волках, к которым посланы его ученики; чтобы души, которые, возможно, обманываются посреди волков, могли быть снова призваны к их подлинной сущности. Итак, это было в древние времена, и в наше время тоже, что до основания мира души были посланы против враждебной природы, чтобы, подчиняя ее своим усилием, они могли возвратить Богу победу. Ведь тот же самый апостол говорит, что не только должна быть борьба между телом и кровью, но также против начальства и властей, и духов злобы, и против правления тьмы. Если же зло живет в обоих местах, и везде считается злобным - то не только в наших телах, но и во всем мире, в котором поселились души, есть зло, которое поселилось под небом и было заковано.

 

23. Августин сказал: (Пропускаю пассаж)... Не соблаговолишь ли ты ответить на один вопрос, который я задаю: может ли Бог страдать от повреждений, или нет? И прошу тебя ответить: Он не может.


Фортунат сказал: Он не может страдать от повреждений.


24. Августин сказал: Зачем же он послал нас сюда, согласно твоей вере?


Фортунат сказал: Я исповедую, что Бог не может быт поврежден, а также, что Он послал нас сюда. Но если это противоположно твоим взглядам, расскажи, как же души тут очутились, и почему Бог желает их освободить как через свои заповеди, так и через своего собственного сына, которого Он послал.


25. Августин сказал: (потому что согрешили).


Фортунат сказал: Я имею в виду следующее: зачем души сюда пришли, и зачем Бог хочет освободить души, если они добровольно решили жить посреди зла?


26. Августин сказал: Вот это я у тебя и спрашиваю, а именно, если Бог не может страдать от повреждений, зачем Он нас сюда послал?


Фортунат сказал: Ты нас спрашиваешь, почему были посланы души, если зло не может повредить Бога, и почему они были смешаны с миром? Но об этом и апостол говорит: "Может ли вещь, которая была создана, сказать тому, кто ее сотворил: зачем ты меня так сделал?". Если этот вопрос рассматривать, то нужно спросить у Бога, почему он послал души, хотя никакая необходимость Его не принуждала. Но если Он и послал души, то Он также и проявил желание освободить их 3.

 

27. Августин сказал: Таким образом, Бог был вынужден это сделать, или нет?

 

Фортунат сказал: Все так, как оно есть. Не пытайся внести ненависть в то, что было сказано, потому что мы не считаем, что Бог может быть вынужден что-то сделать, но Он по своей воле послал душу.

 

28. Августин сказал: Напомним, что было сказано раньше (и по десятому кругу то же самое, еще и с ругательствами).


Фортунат сказал: Ты утверждаешь, что мы говорим, что Бог был жесток, посылая душу, и что Бог сделал человека, вдохнул в него душу, и конечно, Он предвидел, что душа будет участвовать в будущих страданиях, и не будет способной согласно злому разуму восстановиться в своем наследии. Но так могут говорить либо глупые, либо те, душа которых капитулировала перед злом. Ведь я приводил из Писания, когда ты говорил, что Бог якобы принял душу, и что она не от Него; ведь принимать чужое - это не то, что принимать свое.


29. Августин сказал: О принятии я несколько дней назад говорил согласно свидетельству апостола, который говорит, что мы призваны, чтобы нас признали сыновьями. Это не я отвечаю, а апостол, но эту вещь, то есть принятие, мы можем исследовать, если нужно, в подходящее время; и об этом я отвечу без промедления, когда ты ответишь на мои возражения.

Фортунат сказал: Я сказал, что душа вышла против противоположной природы, и эта природа не могла повредить Бога.


30. Августин сказал: Зачем она тогда вышла, когда Бог, которого ничто не может повредить, ничего не должен защищать?


Фортунат сказал: Ты сознательно признаешь, что Христос пришел от Бога?


31. Августин сказал: Ты снова спрашиваешь меня, но отвечай сначала на мои возражения.

Фортунат сказал: Я так принял в вере, что по воле Бога сошел Христос.


32. Августин сказал: А я говорю: Почему Бог, всемогущий, неповреждаемый, неизменяемый, которого ничто не может повредить, послал душу в страдания, в ошибку, к этим вещам, от которых мы мучаемся?


Фортунат сказал: Потому что сказано: "У меня власть дать мою душу и власть забрать ее". Здесь Христос говорит, что по воле Бога душа и пришла.


33. Августин сказал: Я спрашиваю, по какой причине Бог, когда он не может страдать от чего-то, послал сюда душу?


Фортунат сказал: Мы уже сказали, что Бог не может никак повреждаться, и мы сказали, что душа находится в противоположной природе, и таким образом она ограничивает противоположную природу. И, таким образом, ограничение накладывается на противоположную природу, а не на Бога. Ведь сам Он сказал: "У меня власть дать мою душу и власть забрать ее". Отец дал мне силу дать мою душу, и взять ее. О какой же тогда душе говорит Бог через Сына? Конечно, о нашей душе, которая содержится в этих телах, которая пришла по Его воле, и по Его воле снова забирается.


34. Августин сказал: Это всем известно, почему наш Господь сказал: "У меня власть дать мою душу и власть забрать ее"; потому что он собирался пострадать и воскреснуть. Но я спрашиваю тебя вновь и вновь, если Бог никак не может повреждаться, почему он послал души?

Фортунат сказал: Чтобы обуздать противоположную природу.


35. Августин сказал: И пожелал ли Бог всемогущий, милосердный и превосходный обуздать противоположную природу, для того, чтобы сделать нас необузданными?

Фортунат сказал: Но Он также призывает нас обратно к Себе.


36. Августин сказал: Если Он призывает к Себе из необузданного состояния, из греха, из заблуждения, из несчастья, зачем же надо было душе страдать от таких великих зол так долго, до самого конца мира? В то время как Бог, который, как вы говорите, ее послал, не может никаким образом страдать.


Фортунат сказал: Что я тогда, по-твоему, должен говорить?


37. Августин сказал: Я знаю, что тебе нечего сказать, и что я, когда я был среди вас, не находил ничего, способного ответить на этот вопрос, и что был предупрежден свыше оставить это заблуждение и обратиться в католическую веру или скорее вспомнить о ней, по снисхождению Того, который не позволил мне навсегда оставаться в этой лжи. Но если ты признаешь, что тебе нечего ответить, я объясню католическую веру всем верующим в нее, которые тут слушают и изучают, если они разрешают и хотят 4.

 

ПРИМЕЧАНИЯ ПЕРЕВОДЧИКА

 

1 Тут какой-то конспект (причем подозреваю, что аргументы Фортуната особенно сильно сокращаются), поэтому считаю нужным пояснить:

1. Августин долдонил весь день про свободу воли, Фортунат пытался объяснить, что в манихейской картине мира воли как таковой вообще нет, мы не нуждаемся в этой гипотезе; если бы она и была, то это ничего бы не объясняло, потому что непонятно, из чего она выбирает, если нет другого начала.

2. Августин продолжал, в наглой манере тролля, повторять свою лабуду, требуя все время, чтобы ему отвечали на его вопросы, на которые уже ответили, периодически завывая в обычном ораторском стиле и так далее. Фортунат в ответ привел совершенно ясное место из апостола Павла, согласно которому души спасаются по воле Божией, а не по своей собственной воле, и по милости, а не по заслугам. Место совершенно ясное, и именно так, кстати, трактуют все протестанты, которые католическое учение Августина про заслуги полностью отвергают, и притом на основании Писания. И во многих других местах Павел говорит то же самое, что спасаются по благодати, а не потому, что соблюдают какой-то закон.

3. Поскольку текст совершенно ясный и однозначно толкуемый, на что ему и было указано, Августин начал вообще переводить стрелки: типа почему ты вообще ссылаешься на Павла, Павел-де, по его сведениям, утверждал, что Христос телом родился генетически от Давида, что манихеи всегда отвергают. На что Фортунат возражает, что тело не может вечно существовать, как дух, о чем многократно написано и в Евангелии, и, следовательно, никак не может относиться к религиозным вопросам информация о том, что какое-то тело от другого тела генетически происходит, а Христа мы понимаем духовно (как Павел в другом месте пишет, "если мы и знали такого телесного человека, то уже не знаем"). После этого начинается со стороны Августина истерика с разжиганием окружающей толпы, что манихеи-де не признают всех писаний Павла (хотя только что ему показали, что он не признает одного из главных учений Павла об оправдании верой вообще, напрочь, Августин многократно по ходу дискуссии утверждал, что души спасаются делами). В процессе криков Фортунат, в частности, заявил, что часть приписываемых Павлу текстов фальсифицированы католиками (что библейской критикой в наше время давно уже установлено, даже компьютерный анализ подтвердил), что привело к дальнейшему нагнетанию истерии.

 

2 Вообще говоря, вот эти представления Августина про "свободную волю" критиковались и в католичестве, и, тем более, в православии. Это только звучит как "свободная", на самом же деле у него люди получаются всегда виноватыми в том, что с ними происходит, и вся реальность предстает как вечный уголовный суд (не случайно он это слово и упоминает). То есть поступили с тобой несправедливо - виноват ты, потому что грешник; пришла чума и холера - люди виноваты, отступили от Бога, и так далее. Кроме того, "добрые дела" получаются абсолютной заслугой человека, а не от Бога происходят: это приводило потом в католической церкви к тому, что они этими "заслугами" торговали вплоть до индульгенций. То есть вот это приукрашенное Августином якобы "свободное" учение на самом деле ведет и к осуждению бедных, больных и страдающих людей - "сами согрешили", и к немереной гордыне "праведных", которые считают свою праведность своей собственной заслугой.

Вот ребенок только что родился и умирает в ужасной болезни - так он, по Августину, сам виноват, потому что все плохое случается только с грешниками. Сумел, значит, как-то в утробе еще сознательно выбрать зло, и вот теперь Бог карает.

Фортунат же излагает нечто гораздо более доброе: вот объективно существует зло, и никто не виноват в нем, кроме самого зла. И объективно существует Бог, который совершает добрые дела, в том числе и в праведных. Если мы что доброе делаем, то это заслуга Бога, а если что плохое происходит, то это сотворил дьявол. Итак, у нас нет оснований ни гордиться своими "заслугами", потому что все это Божие, ни осуждать людей, которые страдают, потому что мы полагаем, что их мучает дьявол, а сами по себе их души от Бога и не виноваты. И за это доброе, всепрощающее учение Мани Хайя злые и мертвые в своей гордыне католики и убивали святых и праведных.

 

3 Фортунат тут ловит Августина на противоречии в его теории: Августин считает, что все зло оттого, что люди сами решили делать зло. Тогда какой смысл Богу освобождать людей, если они сами решили делать зло? Ну типа решили и ладно, если сам Бог разрешил им принимать такие решения, зачем Он тогда их спасает, у Бога решение переменилось, теперь решил не разрешать им делать зло что ли? Более логично, что души по природе от Бога, но находятся в некоей смеси со злом и в борьбе, поэтому Бог спасает своих из мира. То есть бросили нас сюда в десант, кругом всякие черти, пули свистят, фронт и вообще ад конкретный. Собственно, точно я не знаю, зачем командование меня сюда послало, могу только какие-то теории строить об этом. Я точно знаю, что зло мне в любой ситуации отвратительно, потому что Бог сотворил меня добрым. И что командование постоянно нам помогает, то оружие сбросят, то еду, то песню споют, в общем, я разделяю все цели войны, которые ведет главнокомандование добрых сил, и готов сражаться даже до смерти.
Вместо этого образа "бойцов", который в манихействе решительно доминирует (там постоянно "война, победа" во всех текстах) у католиков какой-то непонятный образ "преступников", которым Бог сначала разрешает совершать преступления, потом сажает их за это в тюрьму, всячески там над ними "праведно" издевается за их грехи, потом некоторых, которые решили не грешить, из тюрьмы выпустит. То есть вместо сказок про солдат и воинов перед нами какие-то сказки про тупых детей, которых учат пиздюлями. Конечно, манихейская сказка лучше и добрее к человеку: она объявляет человека сыном Бога, который имеет какую-то значимую цель в этом мире, и сам Бог его послал на эту войну.

 

4 В основном там даже не о манихействе, а о свободе воли и теодицее, то есть общефилософские вопросы, которые потом в Европе обсуждались постоянно, практически до 19 века, когда Бог начал массово исключаться из философии. Августин предлагает схему " свободы воли ", которая позднее транслировалась РКЦ и РПЦ и входит во многие катехизисы. Надо, кстати, сказать, что она не тождественна католицизму в целом, как он там утверждает, а это собственная теория Августина (либо его учителя Амвросия), резко противоречащая Писанию, так как и Павел, и Евангелие совершенно четко стоят на позициях предопределения, и зачастую довольно жестко критикуют "оправдание законом", вплоть до того, что Павел в одном месте матерится по этому поводу, типа хер пусть себе обрежут.


Зная, что текстам Павла все это никак не соответствует, на что ему указывает и оппонент, да это и очевидно, Августин призывает руководствоваться разумом и предлагает следующую схему теодицеи, на его взгляд, логичную:


1. Бог добровольно предоставил людям возможность грешить, чтобы люди были свободными в своих решениях.


2. Люди и согрешили.


3. Будучи справедливым, Бог людей за эти грехи жестоко карает, непрерывно мучая их при жизни и после смерти. Этим и объясняется мировое зло.


4. Будучи милосердным, Бог также их и спасает, если они добровольно хотят прекратить грешить и начинают делать добрые дела.


5. На Страшном Суде происходит некая итоговая калькуляция, по результатам которой определяется, избирала ли душа больше Бога или больше черта, и потом ее (по ее собственной вине) посылают либо вечно мучаться, либо вечно быть с Богом.


Никакой логики в этой схеме ни я, ни многие люди, которые ее критиковали, и в том числе Фортунат в этой дискуссии, не видим. Абсолютно непонятно, чем она "логичнее". Если Бог сам разрешил людям грешить, зачем Он тогда их карает? Это же непоследовательно - вот я допустим кому-то разрешаю пользоваться своим плеером, а потом такой подбегаю и начинаю бить его по роже с криками: "ах ты гад, ах ты сволочь, ты мне теперь заплатишь кучу денег, ты теперь у меня будешь вечно в аду" и все такое прочее. Не только непоследовательно, но и подло получается - сам разрешил, и сам же покарал за то, что воспользовались его разрешением.


Более того, непонятно, зачем Бог спасает. Ну решили они грешить, все, таково было их решение. Зачем их спасать после этого, если души совершенно свободны, и совершая преступления, реализуют, получается, свою собственную природу, которая и заключается в свободном выборе? Какой смысл тогда в деятельности попов, церкви, ниспослании пророков и так далее? Казалось бы, как карать их Бог не имеет права, так и в спасении их нет никакого смысла, они же сами не захотели.


Что касается калькуляции, то она делает Бога какой-то машиной, которая механически считает плюсы и минусы, чем-то вроде индуистской кармы. Кроме того, маловероятно, что мы можем каким-то способом заплатить Богу, который предоставил жизнь и так далее, а система подсчета добрых и злых дел предполагает, что накопив достаточно добрых дел, мы как бы Богу что-то там выплачиваем, и теперь Бог становится нам должным, то есть Бог обязан нас спасти, потому что мы по собственной воле праведники. Это создает порядочный простор как для гордыни, так и для осуждения ближних.
Я уже молчу о том, насколько эта якобы "свободная" теория морально чудовищна. Августин утверждает, что все страдания, которые люди испытывают, они испытывают по собственной вине. То есть все эти несправедливости, болезни, войны, унижения - это все сами заслужили и в конечном итоге сами захотели так мучаться. В том числе и малые дети, и герои, пострадавшие за правду - все страдания, по Августину, это наказание Бога за добровольно совершаемые преступления людей. Это конкретно фарисейский подход, который вносится из примитивно понимаемого иудаизма, и прямо осуждается Христом в Евангелии. Когда к Христу там подходят фарисеи и спрашивают про человека, слепого от рождения, кто согрешил, слепой или родители его, то Христос им ясно отвечает: "не согрешил ни он, ни родители его, но сейчас я на нем покажу дела Божии", и немедленно лечит слепого. Августин конкретно во всей этой дискуссии и своих многочисленных сочинениях, которые позднее легли в основу католицизма, именно вот эту фарисейскую теорию излагает, что "все виноваты", причем Христос конкретно показывает, как надо поступать - вместо того, чтобы сочинять, кто там в чем виноват, он просто лечит человека.
Августин же именно пытается обвинить в чем-то людей, и вся реальность у него предстает как вечный суд над людьми, который в итоге закончится вечным приговором.


Фортунат придерживается концепции предопределения (которая и в исламе, и в протестантизме, в общем, не менее известна людям, чем августиново фарисейство; безусловно, предопределение не является догматом исключительно манихейства), которую излагает в следующей форме:


1. Зло существует объективно, то есть оно просто есть. Люди не виноваты в том, что существует зло. Бог также зла не творил, вот оно как-то само по себе всегда есть. Это данность.


2. Бог ненавидит зло и постоянно с ним сражается, как например Христос в Евангелии увидел слепого, и тут же вылечил, то есть победил зло. При этом Христос не спрашивал, кто там виноват и кто там согрешил. Если человек во зле и в страдании, Бог ему сочувствует в любом случае, не разбирая вины.


3. Добрые люди созданы Богом, чтобы сражаться со злом. Это тоже такая данность, она эмпирически наблюдается: есть люди, которые ненавидят зло. Они страдают, потому что находятся во зле, а суть зла - это смерть и страдания.


4. Вопрос, почему Бог послал людей сражаться, абсурден, потому что предполагает какую-то причину выше Бога. Бог сражается и мы сражаемся, мы же из Бога и состоим, Он присутствует в каждом из добрых непосредственно. Если мы часть Того, кто столкнулся со злом, то, конечно, мы также столкнулись со злом, будучи Его частью.


4. Бог обещал победить зло и забрать добрых людей, которые сражались вместе с Ним, с Собой.


5. Небесный суд не является каким-то подсчетом по совокупности дел, это подход совершенно идиотский и формальный. Просто добрые люди, которых Бог изначально сотворил для сражения, они, конечно, со всей победившей армией будут победителями. А те, кто случайно получился от смешения зла и добра (которое наступило объективно), они будут уничтожены в силу того, что смешение света и тьмы прекратится как таковое. Это понятно, поскольку у них природа смешанная, то когда смесь прекратится, прекратятся и те, кто из нее состояли, что совершенно логично.


Схема явно выглядит именно что рациональнее, все "аргументы" против нее Августина заключаются в том, что он тупо повторяет свою вышеизложенную аморальную теорию, обильно добавляя к ней ругательства в адрес оппонента.


В исламе и протестантизме предопределение излагается обычно несколько по другому, но я полагаю, что это просто адаптация к восприятию слабых и глупых людей, а истина, конечно, такова, как Фортунат излагает. Потому что это логично и позволяет объяснить мир без обвинения Бога во всех преступлениях, которые в нем происходят.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Детская психология как раздел возрастной психологии | 


Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных