![]() ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Муви лайф» — «Жизнь кино» — журнал о жизни звезд Голливуда и других знаменитостей. — Прим. ред.«Мэгги, подай его сюда. Он где-то там лежит. Ох, это действительно нокаут. Вы никогда в это не поверите. Вот он. Принеси его сюда. Вот! Это заставит их посмеяться там, в Конкордии». Она раскрыла его, подала мне, затем стала ждать моей реакции. Я едва верил своим глазам. Первая страница состояла из рекламы, как увеличить размер бюста на 3 дюйма за две недели. Дальше шел странный заголовок: «Сенсация! Лиз Лёрнс Бёртон завела другую женщину». Затем шел разворот на две страницы о Кэтрин и Роберте Янге. Через две страницы шел кричащий заголовок: «Роберт Янг исцелен чудотворной верой Кэтрин Кульман!» Я посмотрел на Кэтрин. Я знал, как сильно она ненавидит, когда ее называют «целительницой верой». На мгновение я подумал о том, чтобы сказать ей, что я действительно думаю об этом. Затем я посмотрел на ее лицо — улыбка замерла, руки нервно дергались, она вся была в ожидании моей реакции — моего одобрения. Я капитулировал, спрятавшись за свою маску: «Ох! Это действительно нечто!» Она снова ожила. «А что я вам говорила, — засмеялась она. — Все говорят обо мне». Обернувшись к Мэгги и Марион, которые не прекращали барабанить на своих машинках, хотя мы стояли в нескольких дюймах от их столов, Кэтрин сказала: «Как вы думаете, не заберут ли они назад мой почетный диплом Университета Орала Робертса, когда увидят это?» Она похлопала себя по бедру, снова подняла голову и снова засмеялась: «Вы знаете, даже Орал никогда не попадал на страницы "Муви лайф"». Я не думал, что она попадет под обстрел Университета Орала Робертса. Я как-то не мог себе представить «Муви лайф» украшающим университетскую библиотеку. В декабре 1974 журнал «Пипл»* поместил обзор на 4 страницы, который включал фотографию Кэтрин, лежащей на кровати в своем красивом доме в Фокс-Чэпеле, и читающей Библию под антикварной люстрой. Заголовок гласил: «Дорогой Иисус, я не хочу дворца на Небе, просто посмотри, какая у меня хорошая кровать». Кэтрин думала, что это весело. * People дин из многочисленных бульварных журналов в США. — Прим. ред. Она была также под впечатлением, когда теологический журнал «Христианство сегодня» поместил ее фотографию на обложку и посвятил ей семь страниц интервью типа вопрос-ответ. Ее реакция была такой же, когда журнал «Американский католик» уделил ей пять страниц и в заключение писал: «Многие католики Римско-католической Церкви в 1970-х годах более открыты той идее, раньше осмеянной, что Святой Дух действует через женщину-проповедника по имени Кэтрин Кульман и исцеляет людей в наши дни». Она читала каждый обзор, каждую статью о себе, которые появлялись в воскресных журналах по всей Америке. Казалось, словно она действительно черпала поддержку из них, даже из плохих. Во всяком случае, ее признавали, и ее человеческая, плотская часть, похоже, нуждалась в этой поддержке, чтобы двигаться дальше. В 1973 году меня пригласили выступить на Большой питтсбургской харизматической конференции, которая проходила в Питтсбургской духовной семинарии. Я только что прилетел в Питтсбургский аэропорт, и в то же время туда прибыла Кэтрин из Луизвилля, штат Кентукки. Увидев меня в аэропорту, она засмеялась: «Что вы здесь делаете?» — «Я приглашен выступать на "Большой питтсбургской..."» Я ничего не знаю об этом, — прервала она меня, — но позвольте мне показать вам кое-что. Где они, Мэгги? Они вон в той сумке, наверху. Принеси их мне. Вы никогда не поверите, что луизвилльские газеты написали сегодня утром. Можете себе представить? В последний вечер мы провели сильнейшее служение в баптистской церкви «Волнат стрит». И доктор Вейн Дехони, бывший президент «Южной баптистской конвенции»... просили женщину-проповедника... Вы верите?., и чудеса... сотнями. Ох, милый мой, где же эти газеты? Мы читали их в самолете. Ох, вот и Лёш с автомобилем. Мы не спали три дня. Идем, Мэгги». И они ушли. Я так и не увидел этих газет. Сомневаюсь, что Кэтрин просматривала их снова. Но в то время чтение их дало ей больше пищи, чем полноценный завтрак. Та же самая неуверенность преследовала ее, когда ее путали с другими, ведущими служение исцеления, особенно с теми, кто подпадал под категорию «целителей верой». В течение ряда лет, хотя они и не встречались лично, она негодовала на служение Орала Робертса, часто подтрунивая над ним в прессе или во время своих проповедей-импровизаций. Орал никогда не отвечал, и это, несомненно, не доводило ситуацию до точки кипения. Когда его служение обратилось от исцеления к образованию и он открыл свой дорогой университет в Талсе, Кэтрин заметила: «Он всегда умел делать деньги». Эта односторонняя вражда продолжалась. В 1970 году Кэтрин получила приглашение провести субботнее послеобеденное служение в Вашингтоне, округ Колумбия, на региональном съезде «Общины полноевангельских бизнесменов». Богослужение должно было происходить в зале «Вашингтон хилтон». В субботу вечером, сразу после окончания проповеди Кэтрин, Всемирная акция певцов из Университета Орала Робертса должна была давать концерт, сопровождая проповедь самого Орала. В тот вечер, кончив проповедовать и переодевшись, Кэтрин проскользнула в затемненную аудиторию, чтобы послушать Орала. Она уже несколько раз делала так в прошлом, появляясь инкогнито на'его палаточных собраниях. Но теперь он изменился, и Кэтрин хотела посмотреть, на кого он стал похож. Виола Малачук, жена Дэна, заняла для нее место в конце зала. Расположившись на стуле, Кэтрин опустила руку на плечо Виолы и удовлетворенно рассмеялась: «А у нас было больше народу сегодня, не правда ли?» Весной 1971 года, однако, произошло нечто, изменившее его отношение к Кэтрин. Орал слушал теле- и радиопередачи Кэтрин и был засыпан рекомендациями друзей посетить «служение с чудесами». Он прилетел в Лос-Анджелес с этой целью. Инкогнито, так же как и Кэтрин посещала его собрания в прошлом, он прошел на балкон и растворился в большой толпе. Это было переживание, изменившее жизнь того, кто первым представил чудеса широкой аудитории. Вспоминая тот момент, Орал рассказывал: «Я огляделся вокруг. Это были другие люди, ие те, что приходили на мои собрания. Можно сказать, что эта публика включала в себя так называемый высший слой общества, но также и людей попроще, вроде меня. Затем внезапно произошла перемена, которая целиком захватила всю Кэтрин. Я мог видеть это с балкона. Она сказала: «Здесь слева есть человек, который ощущает присутствие Божье и получает исцеление. Встаньте и выйдите вперед». Я повернулся и увидел женщину, стоящую с маленьким ребенком. Ребенок был в браслетах и на костылях. Этот мальчик стоял, и ему помогали переставлять ноги. На полпути к сцене они остановились. Они сняли браслеты и отняли костыли, и маленький мальчик сделал шаг — и еще шаг. Когда он подошел к ступеням, ведущим на сцену, люди кинулись помогать ему. «Не трогайте его, — сказала Кэтрин. — Давайте посмотрим, что сделал Святой Дух». «Я был абсолютно сломлен, — продолжал Орал, — когда малыша отпустили и он не пошел, он побежал. В этот момент я осознал, что Кэтрин Кульман — помазанный Богом сосуд, и я был возбужден, потому что я сам сидел там и лично видел вещи, которые Бог не делал через меня. Я видел вещи, которые Бог не делал через других, которых я знал. И я порадовался, что Бог так велик. Он был более велик, чем я мог себе представить. Он был более велик, чем она могла себе представить. Я посмотрел на сцену, увидел там католических священников, протестантских служителей и еврейского раввина. Я никогда не видел, чтобы такие люди собирались вместе. Я понял, что всемогущий Бог сделал что-то совершенно особое, чтобы собрать всех этих людей вместе, да еще и меня привел на балкон. Я понял, что Бог был в этой женщине и что она была уникальной, потому что Бог использовал ее особым образом. Он всегда использовал не только мой голос, но и мои руки. Но Он не использовал ее руки, чтобы исцелять людей. Ей не нужно было касаться людей так, как Бог давал мне касаться их. Пока я не возлагал руки, редко бывали чудеса. Но с Кэтрин было совсем иное. Я начал понимать, что Бог использует не один и тот же метод, у Него много методов». После собрания Орал вышел с балкона и встретил друга, Тинка Вилкерсона, состоятельного дилера из Талсы, который был в совете попечителей Университета Орала Робертса. Тинк был знаком с Кэтрин. Он сказал, что она слышала, что Орал пришел на собрание и хотела бы встретиться с ним. «О, нет, — возразил Орал, подняв руки вверх, — я знаю, на что это похоже, когда заканчиваешь подобное собрание. Ты так истощен, что едва можешь стоять. Я имею в виду, что когда помазание уходит, то ты так ослабеваешь, что нужно прилечь, иначе свалишься». «Это не относится к мисс Кульман, — сказал Тинк. — Она еще крепче, когда завершает собрание, чем когда его начинает, даже если она 5 часов стояла на ногах». «Но я истощен, просто смотря на нее, — запинаясь сказал Орал, — как может эта слабая, хрупкая женщина быть сильнее, когда все уже позади, чем когда она начинает? Я должен это увидеть». Направившись по длинному коридору вдоль зала, Тинк и Орал дошли до гримерной Кэтрин. Это была их первая встреча лицом к лицу. Тинк стоял позади, словно опасаясь того, что может произойти. Орал взял инициативу в свои руки. Прежде чем Кэтрин успела что-либо вымолвить, он сказал: «Бог поднял Вас как Свою подручную. Ваша работа шла мимо меня, так что я не могу в полной мере воздать Ему хвалу». Кэтрин кивнула. Горечь ушла из нее. Она заглянула глубоко в глаза того человека, которого раньше рассматривала как соперника и сказала: «Орал, я знаю. Я знаю, кто я, и я знаю, кто Вы. Я знаю, что я есть, и я знаю, что есть Вы. Я знаю, что я есть в Царстве, и я знаю, что есть Вы. Я знаю свое место». Они стояли, смотря друг на друга, затем Орал сочувственно сказал: «Вы, должно бьггь, устали». «Вовсе нет, — засмеялась Кэтрин, — я хочу где-то тихо пообедать с друзьями, но я чувствую себя хорошо». Орал покачал головой: «Отлично, Кэтрин, у Вас есть нечто, чего нет у меня и никогда не было». Начиная с этого момента их отношения изменились. Осенью следующего года Кэтрин приехала в Талсу, чтобы провести «собрание с чудесами». Орал посетил его и благословлял со сцены. Служение произвело сильное впечатление на город. Более 9 тысяч человек набилось в муниципальный центр, где впервые собрались вместе служители всех деноминаций. Католики и протестанты пришли вместе. Первым человеком, «сраженным Духом», была католическая монахиня. Далее по ходу собрания пастор Первой методистской церкви, доктор Билл Томас, был также «сражен Духом». Христианское общество Талсы было наэлектризовано еще несколько дней после ее отъезда. Весной 1973 года Университет Орала Робертса, теперь уже имея все полномочия, дал свою первую почетную степень доктора гуманитарных наук Кэтрин. «Мы сделали это, — сказал Орал, — потому что она представляет самое лучшее служение исцеления во имя Иисуса. Я хочу, чтобы мир вспомнил, почему этот университет был создан и что это несколько больше, чем академическая организация. И тем человеком в мире, который вобрал в себя все, во что мы верим, является Кэтрин Кульман». Кэтрин, одетая в шапочку и мантию, которые она раньше не имела права носить, получила свою докторскую степень и обратилась к залу. Конечно, у нее текли слезы. Она подняла свой диплом высоко и сказала: «Никто здесь не может представить, чего мне это стоило. Только Бог». Затем она повернулась к Оралу и, улыбаясь, закончила: «Орал, Вы знаете, мы — одно. Мы — одно». После церемонии Кэтрин подозвала Орала: «Ричард и Пэтти хотят довезти меня до аэропорта». Ричард и Пэтти Роберте были сыном и невесткой Орала и участвовали в его телевизионном шоу. Оба были артистами и в течение ряда лет пели со Всемирной акцией певцов. Однако, возможно, из-за славы, возможно, из-за того, что отец Ричарда был знаменит, их отношения становились натянутыми. _ Орал взял руку Кэтрин: «о нашей семье никогда не было разводов. Моя жизнь выдерживала многое. Но Эвелин и я — мы бессильны в этом. Это было трудно для Пэтти... войти в семью, подобную нашей... Но есть еще проблемы...» Его голос упал, и они оба пошли к парковочной площадке молча. Никто точно не знает, что произошло в автомобиле в тот день. Но когда Ричард и Пэтти вернулись домой из аэропорта, их брак был уже иным. Спасенным. Кэтрин вернулась в Университет осенью 1975 года. Это было одно из последних служений перед ее смертью. Собрание проходило в новом зале на 4000 посадочных мест. Она говорила студентам о самой себе и о Святом Духе. «Мир назвал меня глупой за то, что я отдала всю мою жизнь Тому, Кого я никогда не видела, — сказала она печально. — Я знаю точно, о чем я буду говорить, когда я буду стоять в Его присутствии. Когда я посмотрю на чудесное лицо Иисуса, я смогу сказать только одно: «Я пыталась». Я делала все, что только могла. Мое искупление станет совершенным, когда я встану перед Ним и увижу Того, Кто сделал все это возможным». Когда она призвала к покаянию, все ответили на призыв. Плача. Падая на колени вокруг сцены и в проходах. Один из известных баскетболистов, которого никто не мог обратить в веру, упал на колени у сцены и стал молиться. А еще через три минуты он начал восхвалять Бога на новом молитвенном языке. Позднее Орал вспоминал: «В тот день я понял, что она имела в виду, когда говорила: «Это не Кэтрин Кульман, это — Святой Дух!» Святой Дух — это Живой Христос, вернувшийся в этой невидимой, неограниченной форме. Святой Дух был более реален для нее, чем любой человек. Они были в таком общении — она и Святой Дух, — что когда они говорили, ты не мог сказать, где начинает говорить Святой Дух и кончает Кэтрин. Они были одно». Это был странный альянс между двумя служителями, каждый из которых был велик в своей области. В этом альянсе они дополняли, даже благословляли один другого. Оба учились друг у друга, и взаимное влияние продолжалось до конца жизни Кэтрин. Несмотря на то, что критики Кэтрин пытались объяснить этот союз ее неуверенностью в себе, это было не так. Большая часть из того, что она делала, рождалось из позитивных устремлений, а не из восполнения комплексов. Я лично никогда не знал человека с более высокими мотивами — она доводила себя до полного истощения ради Господа. «Вы знаете, — однажды сказала она мне, — если бы некоторые из людей, делающих небрежно работу для Господа, так же работали на работодателя, их бы уволили еще до конца рабочего дня». Хотя у Кэтрин была особая любовь к служителям, она жестко относилась к тем из них, кто удовлетворялся второсортной работой. Она требовала совершенства от себя и своих работников и ожидала того же от всех остальных, кто представлял Господа. Она часто судила по внешнему виду. «Я не хочу, чтобы этот человек был организатором, — могла она сказать о том, кто был занят на служении в зале. — Если у него нет самодисциплины, чтобы начистить свои ботинки, то я не хочу, чтобы он касался служения Божьего». Когда Кэтрин впервые приехала в Питтсбург, у нее возникла необходимость напечатать некие тексты. Она обратилась к местному работнику. Но когда материал вернулся в ее офис, она пришла в ярость. «Огрехи этой работы непростительны», — сказала она. Она вызвала работника в офис и велела забрать работу. Она не могла принять ее. Когда человек, наконец, пришел, Кэтрин встретила его у дверей и устроила ему выговор. Он стоял и робко слушал, как она указывает на ошибки. В конце он стал извиняться: «Хорошо, мисс Кульман. Я полагал, что поскольку вы — религиозная организация, то люди не заметят несколько ошибок». Кэтрин взорвалась: «Сэр, вы ведь не стали бы делать небрежную работу для мистера Харриса из фирмы «Айс капейдс». Вы знаете, он стал бы требовать совершенства, и вы сделали бы для него хорошую работу. Но я представляю нечто большее, чем эта фирма. Вы можете и не считать так, но то, что выходит из этого офиса, представляет величайшую корпорацию в мире, и за столом директоров в ней сидят Отец, Сын и Святой Дух. Мне поручено сделать их работу, и я хочу совершенства для них». Естественно, у нее были свои страхи. Они есть у всех нас. Она была так наполнена ими, что даже случайный наблюдатель мог заметить прорехи в ее защитных латах. Но не они направляли ее, ибо в глубине сердца она была самой уверенной женщиной, которую я только встречал. Об этом свидетельствовал ее непререкаемый авторитет в духовных вопросах. Это не было маской. Это было подлинным. И когда ее кто-то серьезно ранил, друзья или враги, даже переживая сильное поражение, она находила Иисуса. Нет, движущей силой в ее жизни была любовь. Подобно апостолу Павлу, который сказал: «Любовь Христа понуждает меня», она была ведома любовью — ее любовью ко Христу и ее любовью к людям. Живо в моей памяти всплывает время, когда я сидел с ней в грязной гримерной в Орландо, штат Флорида. Собрание кончилось. Люди разошлись. Но она плакала, почти бессознательно всхлипывая. Я хотел обнять ее, как отец утешает свою разбитую жизнью дочь. Но я не смел коснуться ее. Помазание Божье было еще на ней, и я знал, что ей надо дать побыть в печали. Было только одно плечо, на которое она могла бы положить голову, только одно сердце, из которого пришло бы успокоение, — сердце ее Небесного Отца. Я уже знал из рассказов Мэгги и других, близких ей людей, что она постоянно плакала в темноте, покидая «собрание с чудесами». Так много было тех, кто был в боли, так много потерянных в самообвинении и проклятии душ, а она была всего лишь женщиной. Одна хрупкая, обыкновенная женщина — с сердцем большим, как у Самого Бога. Неудивительно, что она умерла от расширения сердца, стучавшего и расширяющегося в попытках объять весь мир Христов. Я видел ее в десятках случаев, берущей ребенка, который был хромым, может быть, парализованным с рождения, и поднимающей этого ребенка к груди с любовью матери. Я убежден, что в любой момент, если бы это потребовалось, она была готова отдать свою жизнь за исцеление ребенка. Она обнимала алкоголиков с туманным взором и плакала с ними. Проститутки, приходившие на ее собрания, размазывали вместе со слезами свой макияж; они знали, что если только коснутся ее, то коснутся любви Божьей. И те маленькие старушки, прихрамывающие с палками или на костылях, некоторые из них даже не говорили по-английски, были привлечены универсальным языком любви. Ни один человек не мог так любить. Нужна была женщина, лишенная любви мужчины, без детей, чтобы любить так, как любила она. И она давала из своей опустошенности. Наполненная единственным любимым, которого ей было позволено иметь — Святым Духом.
Глава 16 Предательство! Похоже, что Кэтрин наконец чего-то «достигла». Ее стол был завален письмами от ведущих телепрограммы с просьбами поучаствовать в их шоу — Майка Дугласа, Дины Шор, Мерва Гриффина. Некоторые из них, например Джони Карсон из «Вечернего шоу», пытались «подманить» ее. «Большинство докторов говорит, что до 85 процентов всех болезней носят психосоматический характер, — подзуживал ее Карсон. — Как Вы можете представить, что эти люди получили исцеление, если они не были по-настоящему больны?» Кэтрин отвечала в том же стиле — в конце концов, он был на ее поле с подобными вопросами: «Если доктора не в состоянии помочь психосоматическим больным, и они приходят на эти великие служения с чудесами, и Бог касается их, и они уходят без костылей, и остаются здоровыми, то какая разница, психосоматика это или нет?» Карсон слабо улыбнулся, прочистил горло и сказал, что пришло время для рекламы. Но вместе с растущей популярностью Кэтрин пришел и мрак опасности. Она была влюблена в мистику Голливуда. Ральф Вилкерсон представил ей Дино Картсонакиса. Это был настоящий самородок. Красивый молодой пианист с внешностью греческого бога пришел в «Мелодиленд» Вилкерсона в качестве музыкального директора. Ральф понял, что несмотря на выдающиеся музыкальные способности молодого грека, он не был дирижером хора. Он был музыкантом. То, что было нужно Кэтрин. Кэтрин сходу взяла его на работу. Она использовала многих пианистов на телевизионных шоу, но Дино превосходил ее мечты. С темными волосами, горящими глазами, он сидел за пианино, словно за арфой. И хотя ему не было тридцати, когда она наняла его, он уже считался одним из лучших клавишных музыкантов во всей стране. И скоро он уже выходил у нее на сцену: «А теперь — Дииинноооо». Прожектор выхватывал его, когда он появлялся из-за кулис одетый в темно-голубой вельветовый пиджак, в рубашке с жабо и сияющими запонками. Когда он кончал играть, она брала его за руку и рассказывала те самые глупые истории о маленькой девочке, которая хотела, чтобы Дино был на ее Рождественской елке, а он стоял и кротко слушал все это. В конце концов, она подобрала ему одежду, лучше, чем он мог бы сделать это сам, и она научила его носить ее. Она послала его в Италию, чтобы он сшил там у портных свои костюмы, она селила его в лучшие отели и финансировала записи его музыки. Она находила приятным быть в компании красивого молодого человека, который сопровождал ее на обеде, сидел рядом во время долгих перелетов, давал чаевые портье и ловил такси. Ее работники в питгсбургском офисе называли его «жиголо» — наемный сопроводитель Кэтрин. Стив Зеленко, помощник Кэтрин в питгсбургском офисе, увидел опасность и пытался предостеречь ее: «Смотрите, мисс Кульман, это выглядит просто нехорошо. Ну ладно, этот парень забавен. Он легкомысленный. К нему можно привязаться, когда стареешь. Но будьте осторожны». Кэтрин была уверена в себе: «Я знаю, что делаю. Я знаю, со стороны кажется, словно он использует меня и мою протекцию. Но я знаю, что делаю. Не беспокойтесь об этом». Но Стив беспокоился, так же, как и многие другие друзья Кэтрин. Дела пошли хуже, когда Дино убедил Кэтрин, что ей следует нанять его родственника Пола Бартоломью для распространения телевизионных программ и в качестве ее личного администратора. Он стал самым высокооплачиваемым сотрудником Кэтрин. В свое лучшее время он зарабатывал свыше 130 тысяч долларов в год, плюс 15 тысяч за то, что является личным администратором. Кроме того, Кэтрин платила всю арендную плату за его офисы в Нью-порт-Бич. «Смотрите за этим парнем, — предупреждал Стив Зеленко. — Он не нужен вам. Многие ходят за вами, чтобы получить у вас работу. У вас есть варианты, о которых этот парень и не мечтал. Избавьтесь от него, пока не поздно». Кэтрин вихрем вырвалась из студии звукозаписи и сказала Марион Марш в ближайшем офисном помещении: «Не знаю, зачем я разговаривала с этим человеком. Он зациклился на одной теме». Но Стив был прав, и если бы Кэтрин могла прислушиваться к нему или к другим вокруг нее, это избавило бы ее от многих переживаний и проблем, может быть, это продлило бы ей жизнь. Кэтрин стало известно, что Дино ухаживает за Дебби Кинер, которая, по слухам, была эстрадной артисткой. Кэтрин пришла в бешенство. Она знала, что Дино на короткой ноге с Джун Хант, дочерью техасского миллиардера X. Л. Ханта из Далласа. С этим она смирилась. Но встречи с бывшей артисткой — это совсем иное. Она выразила Дино свое недовольство. Он отрицал, что Дебби в прошлом была артисткой из шоу, но признал, что они встречались. Кэтрин все еще была вне себя. Их отношения после этого ухудшились — хотя были редкие счастливые моменты. В декабре 1973 года Кэтрин, Мэгги и Дино летели из Питтсбурга в Лос-Анджелес. Мэгги просматривала бульварные газеты: «Нейшнал инквайер», «Нейшнал таттлер» и другие сборники сплетен. «Посмотрите на это!» — воскликнула она. Она вручила газету Кэтрин. В ней была история о Дебби Кинер. Дино молчал, когда Кэтрин вырвала статью и положила ее в свою папку. Она снова выступила против него: «Смотри, ты должен решить. Если ты хочешь продолжать общение с этой девушкой, то ты покидаешь наше служение. Вот так». Дино пытался объяснить, что они лишь случайные друзья. «Оставь ее! — сказала Кэтрин. — Если ты не оставишь ее, ты прекращаешь работать со мной». Дино обещал больше не встречаться с ней, и казалось, что отношения Кэтрин с Дино наладились. Кэтрин взяла его с собой, когда она и Мэгги поехали отдыхать в Бразилию, в Рио-де-Жанейро, в январе 1975 года. Дино сказал, что ему надо сделать кое-какие покупки, и Кэтрин нехотя дала ему денег. Позднее, когда она узнала, что он покупал вещи, чтобы отдать их Дебби, она была сильно огорчена. Все же она была достаточно мудра, чтобы понять, что он «созрел» для женитьбы. Она надеялась и часто говорила Мэгги, что когда он женится, он не будет бросать тень на служение. 22 февраля 1974 года она подписала контракт с голливудской фирмой Ральмана и Мангера по поводу выступлений на телевидении. Немедленно Пол Бартоломью заявил, что он также должен быть упомянут в контракте. Он уговорил ее подписать еще один контракт, в котором говорилось, что он — исключительный агент в управлении всеми делами на телевидении для «Организации Кэтрин Кульман». Ральман и Мангер подали в суд, но Кэтрин, в конце концов, удалось замять это дело. Дино наблюдал за всем этим, и в феврале 1975 он уговорил своего родственника Бартоломью подготовить письменный контракт, чтобы Кэтрин его подписала. В контракте он запрашивал, чтобы она платила ему 20 тысяч долларов зарплаты, плюс 500 долларов за каждое личное выступление (включая телевизионные шоу), плюс все расходы. Дино серьезно обдумывал женитьбу на Дебби и хотел защитить свои интересы. Кэтрин была в Лос-Анджелесе на «служении с чудесами» в зале «Святыня» в воскресенье и затем осталась, чтобы записать восемь телевизионных шоу в среду и в четверг. Во вторник вечером Бартоломью прибыл, чтобы встреч чаться с Кэтрин. Он пришел в отель «Сентури плаза». Из вестибюля он позвонил в ее номер на 18-м этаже и спросил, может ли он подняться к ней. Кэтрин была подозрительна. «Вы знаете, Пол, у нас завтра запись, мы рано начинаем». — «У меня есть письмо к Вам. Вы должны посмотреть его до записи завтра утром». Кэтрин сжала губы. «Отдайте его швейцару и попросите его принести письмо, — сказала она. — Я позабочусь о нем». Через несколько минут после прочтения письма Дино она уже звонила Мэгги в Питтсбург. Офис был уже закрыт, но она нашла ее дома. «У нас проблемы», — сказала она. «В чем дело?» — спросила Мэгги. «Дино выдвинул несколько вызывающих запросов и хочет, чтобы я подписала контракт до завтрашнего утра. Мне нужен пианист — срочно». «Как насчет Пола Феррина?» — посоветовала Мэгги. Пол Феррин женился на Байни Андерсон, одной из девушек из «Трио Андерсон» в Денвере. Он был хороший музыкант и играл в церкви для моряков в Сан-Хосе, в Калифорнии. «Попробуй узнать, можем ли мы заполучить его, — сказала Кэтрин уставшим голосом. — Позвони мне потом». Мэгги объяснила ситуацию Полу, и он согласился вылететь в среду рано утром, чтобы быть на студии Си-би-эс на тот случай, если он понадобится. Все было готово для конфронтации на следующее утро. Дино прибыл рано, но увидел в студии Пола Феррина, разговаривающего с Диком Россом. Не теряя времени, он направился в гримерную Кэтрин. — Ну что? — спросил он, стоя в дверях. — Что, ну что? — ответила Кэтрин, не вставая со стула. — Вы подписали? — Нет, и не собираюсь подписывать. Вы знаете, что так давить на меня нельзя. У вас все было хорошо. Слишком хорошо. — Что там делает этот парень, Феррин? — спросил Дино. Кэтрин улыбалась. — Вы ведь не думали, что я найду замену, не так ли? Я в этом деле состою гораздо дольше, чем вы. Теперь вас нет. Исчезли. Уходите и не приходите больше. Кэтрин была уже на ногах, ее лицо пылало от гнева. Дино хлопнул дверью. Пальцы у нее дрожали, она закрыла лицо руками и заплакала. Но она была, как назвал ее один репортер, «тертый калач». Она знала аксиому Голливуда. Шоу должно продолжаться. Она собралась с силами и направилась в комнату для макияжа. Нужно было делать дело. Это была невероятно тяжелая неделя. В воскресенье 2 февраля она вела «собрание с чудесами» в зале «Святыня». В понедельник она записывала шоу Дины Шор на Си-би-эс. Во вторник она снова была на Си-би-эс, чтобы записать шоу Ларри Сольвея для канадского телевидения. В тот вечер она получила записку Пола Бартоломью и контракт. На следующее утро у нее был разговор с Дино, и она записала 4 программы для Си-би-эс. На следующий день она записала еще 4 программы. В субботу она вылетела в Питтсбург, чтобы проводить служение в Янгстауне в воскресенье. На следующей неделе у нее было еще «служение с чудесами» в Первой пресвитерианской церкви в Питтсбурге, а затем, 16 февраля, она снова была в «Святыне», чтобы провести еще одно «служение с чудесами» в Лос-Анджелесе. Во вторник она полетела в Окленд для «служения с чудесами» в Оклендском «Колизее». В тот же день она сделала телепрограмму «Утро в Сан-Франциско». В четверг она вылетела в Питтсбург, чтобы провести в пятницу утром «служение с чудесами» в «Первой пресвитерианской». В тот же день после обеда ей нужно было записать программу Дэвида Саскинда, а затем снова отправиться в Янгстаун в воскресенье. Казалось, что ничто уже не может сделать график более плотным. Но это было не так. В течение нескольких месяцев доктор Артур Меткалф, дирижер хора Кэтрин, чувствовал боль в груди. Его врачи в Питтсбурге проверили его состояние и дали ему «зеленый свет», сказав, что будут обследовать его, когда он вернется домой из Калифорнии. Он был с Кэтрин в «Святыне» и в Окленде, а затем, 19 февраля, полетел домой. Утром 20 февраля 1975 года он вышел из дома и поехал на машине в офис. Боль в груди возобновилась, и ему пришлось вернуться домой. Еще до полудня госпожа Меткалф позвонила в офис и промолвила: «Арт только что умер». Марион безмолвствовала. Не только из-за горя о своем дорогом друге, но и потому, что она знала, что мисс Кульман уехала в Питтсбург, только что пережив тяжелое время в своей жизни. Выдержит ли она еще один удар? Марион послала Лёша встретить Мэгги и сказать ей о смерти доктора Меткалфа. Мэгги затем могла бы сообщить эту новость Кэтрин. Никто не знал, как повлияли проблемы с Дино на сердце Артура Меткалфа. И никто не знает, как оба эти события повлияли на Кэтрин. Вопрос с Дино был далек от своего решения. 15 февраля Кэтрин уволила Пола Бартоломью как своего личного администратора, хотя она не могла уволить его как телевизионного агента. Она опрометчиво подписала контракт, в котором было записано, что она не может уволить его без уведомления об этом за 90 дней — уведомления, которое не может быть выписано ранее 31 декабря. Таким образом, она не могла освободиться от контракта до 31 марта 1976 года — больше года было впереди. В 1972 году, когда Кэтрин была в Талсе для проведения «собраний с чудесами», именно Тинк Вилкерсон пожертвовал офисные помещения для Моди Филлипс, чтобы помогачь в организации собраний. Тогда же Тинк предложил помочь мисс Кульман из своих собственных денег. «Я действительно чувствую, что могу помочь вам, — сказал он. — Вы уже ведете дела успешно, но вам нужен человек, чтобы действовать в качестве управляющего делами, и кто вел бы ваши деловые контракты». Не было секретом, что Кэтрин обманывали несколько раз. Впрочем, Кэтрин заинтересовалась предложением Тинка. Она поблагодарила его и восприняла это предложение как дружеский жест. Однако Тинк и его жена продолжали посещать «служения с чудесами». У Кэтрин возникла привязанность к Сью, и она часто звонила ей по субботам утром, просто чтобы поговорить. Сью начала понимать, что Кэтрин была, в общем, одиноким человеком, и она могла служить ей просто выслушивая ее. Это было теплое общение, хотя и не очень близкое. В апреле 1975 года Тинк и Сью вылетели в Сент-Луис, чтобы посетить «служение с чудесами» в зале «Кейл» и встретиться с Кэтрин. Тинк дошел до ее отеля после собрания, и они поговорили. Он знал, что Дино уволен, но остались еще проблемы с Полом Бартоломью, и он говорил с ней об этом. Кэтрин сказала ему, что она была связана контрактом с Бартоломью, и она боялась, что он попытается обмануть ее. Она сказала ему, что планирует выкупить этот контракт и взять нового агента. Это стоило бы ей больше 120 тысяч долларов, но ей было необходимо, чтобы Бартоломью ушел; она чувствовала это. «Кэтрин, насколько я могу судить, это наихудший поступок, который вы можете совершить», — сказал Тинк. И хотя у него не было никаких сведений в то время, Тинк подозревал, что Бартоломью возьмет деньги, а затем снова будет обманывать ее. Кэтрин покачала головой: «Я собираюсь сделать это. Я решилась. Я уже сформировала новую корпорацию под названием «Кульман медиа интернешнел», которая будет заведовать моими служениями в средствах массовой информации». Тинк тоже покачал головой: «Вы делаете ужасную ошибку. Я не буду спорить об этом, но я говорю, что это неправильно. Сью и я улетаем на Гавайи, но мы остановимся в Лос-Анджелесе и повидаемся с вами на пути домой в Талсу». В субботу вечером, 3 мая, Тинк и Сью прибыли в Лос-Анджелес с Гавайских островов. Они позвонили ей в отель. Кэтрин только что вернулась с «собрания с чудесами» в Лас-Вегасе. «Я устала сейчас, — сказала она, — но я буду рада видеть вас завтра. Может, мне стоить прислушаться наконец к вашим советам». На следующий день Тинк и Кэтрин встретились, чтобы обсудить растущую проблему с Бартоломью. Тинк побуждал ее нанять адвоката. Кэтрин не решалась нанять питтсбургского адвоката, ибо она боялась, что информация дойдет до жителей ее родного города. Удивительно, ведь у нее был адвокат в совете директоров «Организации Кэтрин Кульман», но она запретила ему заниматься этим делом. Вилкерсон рекомендовал адвоката Орала Робертса — Сола Игера. Похоже, что Кэтрин устала, и она сказала ему, чтобы он делал то, что считает нужным. Вилкерсон позвонил Оралу Робертсу и обсудил вопрос с ним. Игер согласился немного помочь, но он был наполовину в отставке и не мог уделить должное время этому делу. Тогда Вилкерсон позвонил своему адвокату Ирвину Э. Унгерману и попросил его вести дело. Унгерман изучил условия контракта и затем посоветовал Кэтрин уволить Бартоломью. Пол Бартоломью следил за ходом дела. Во вторую неделю мая он «срочно» позвонил Мире Вайт, одной из секретарш Кэтрин на Западном побережье, прося ее встретиться с ним в вестибюле отеля «Сентури плаза». В записке для мисс Кульман Мира Вайт сообщала о том, что там происходило: «В ходе встречи господин Бартоломью упрашивал меня оказать помощь в новом голливудском офисе господина Картсонакиса. Он обсуждал свой собственный уход из «Организации Кэтрин Кульман» и говорил мне, что написал книгу о мисс Кульман и носит ее в чемоданчике с собой. Он сказал мне, что носит ее везде, куда бы ни шел, и не выпускает ее из рук. Я выразила озабоченность этим делом и поинтересовалась его мотивами и последствиями для всех участников дела... Мое ощущение, что он хочет, чтобы я стала посредником для выплаты компенсаций и удостоверяла, что он не опубликовал книгу. Он продолжал уверять, что не будет публиковать книгу, если только мисс Кульман согласится поговорить с ним. Он утверждал, что у него есть большой человек в прессе, готовый сотрудничать в деле издания книги». Мисс Вайт сказала, что это сообщение напомнило ей тот случай, когда она случайно услышала телефонный разговор в офисе господина Бартоломью в Ньюпорт-Бич в сентябре 1973 года. Он говорил с кем-то по телефону и сказал: «Когда я не буду больше работать с мисс Кульман, я готов сотрудничать в написании статьи». Несколько вещей стали очевидными. Вот уже некоторое временя Дино и Пол строили планы, как выудить побольше денег из этого предприятия, и собирали информацию, чтобы опубликовать разоблачительный материал о жизни Кэтрин. Также стало очевидным, что Бартоломью намеревался попытаться нажать на Кэтрин, прося денег в обмен на отказ от публикации своей книги. Это было неприятное дело. 1 июля 1975 года Пол Бартоломью подал иск в Верховный суд Лос-Анджелеса, в котором утверждалось, что Кэтрин или ее помощники нелегально взяли его личные записи из его офиса в Ньюпорт-Бич, связанные с его бизнесом, и что она разорвала свой контракт с ним. Иск требовал 430 тысяч 500 долларов в качестве компенсации. Поскольку этот офис Бартоломью был снят на деньги «Организации Кэтрин Кульман», то она чувствовала себя вправе войти, взять записи и вывезти мебель. Но Кэтрин была уже знаменита, а потому все газеты в Америке давали освещение этой битвы. Журнал «Пипл» послал репортера взять интервью у Дино и Пола. Рассел Чандлер, редактор отдела религии в «Лос-Анджелес тайме», дал репортаж на первой странице газеты. Дино и Пол не ограничились в своих заявлениях проблемами, связанными с иском. Чандлер сообщил, что, по словам Дино, он покидает служение ввиду якобы имеющегося несоответствия ее профессионального имиджа и ее личной жизни. «Ее двойная мораль оказывала плохое воздействие на мою совесть», — сказал он. Почему же, можно спросить, он хотел подписать контракт, чтобы продолжать работать в таких условиях? Кэтрин пыталась бороться. Она защищала свое решение об увольнении Бартоломью как только могла, хотя сердце говорило ей иное. Снова и снова она думала о том, чтобы следовать за велением своего сердца и выплатить по контракту. Она понимала, что может устроить все так, чтобы он не опубликовал свою книгу. Но теперь все это попало в газеты. Одна из величайших трагедий Кэтрин состояла в том, что она собрала вокруг себя несколько человек, не понимающих работу Святого Духа. Похоже, они не воспринимали Его как характер Иисуса Христа, как святость Бога, как первичный двигатель Вселенной. Он был просто некой невидимой силой, которая обитала внутри и вокруг Кэтрин. И по этой причине большинство работников Кэтрин не испытывали нужды становиться духовными людьми. Было достаточно, что мисс Кульман была духовной. В конце сентября судебный процесс наконец-то завершился. Но не без взаимного обмена исками и встречными исками. Кэтрин согласилась выплатить Полу Бартоломью 75 тысяч долларов, плюс 16230 долларов 70 центов в качестве комиссионных. Кроме этой наличности в пользу Бартоломью, оба постановления были одинаковыми: «(Стороны, вовлеченные в дело) соглашаются, таким образом, никогда не делать обидных, скандальных или клеветнических комментариев относительно прошлых отношений с «Организацией Кэтрин Кульман», Кэтрин Кульман или «КМИ», без ограничения всего вышесказанного, и на период десяти лет с этой даты не готовить и не распространять (в одиночку или в составе группы) никаких манускриптов или информационных источников, ссылающихся на биографический или исторический материал или содержащих таковой...» Договор был подписан Полом и Кристиной Бартоломью и Дино и Дебби Картонакис. Битва окончилась, но, как это было во Франклине и Акроне, никто не выиграл, а на Царство была брошена тень. Только на сей раз, Кэтрин страдала больше других. Ее ослабленное тело не могло выдержать наказания. Во время слушания дела она попала в госпиталь города Талсы є серьезной болезнью сердца. Врачи предупреждали ее, что она может стать фатальной. Она не захотела слушать. Ей нужно было лететь в Калифорнию. Нужно было записывать телепрограммы, отвечать на письма, вести борьбу. После всего этого осталось лишь одно место, куда она должна была пойти непременно. Как Анна и ее подруга, в остальном она станет жить, словно ничего этого не было. В том же сентябре Кэтрин нанесла краткий визит в Конкордию, штат Миссури. Она захотела посетить кладбище. Мама умерла весной 1958 года, в возрасте 86 лет. Кэтрин хорошо относилась к маме. Однажды она послала плотника из Питтсбурга, чтобы починить просевшее крыльцо и поправить оконные переплеты в маленьком домике на Апельсиновой улице, куда мама переехала. Было бабье лето, когда она приехала. Листья на вязах, кизиле и древовидном оксидендруме неподвижно висели в послеобеденном зное, когда она ехала по улице Сен-Луис мимо большого белого двухэтажного дома, где она провела столько счастливых часов своего детства. В конце улицы было кладбище, разделенное на три секции: одна — для «Объединенной церкви Христа», другая — для баптистов и третья — для методистов. Лютеранское кладбище было на другой стороне городка, рядом с большой автострадой. Кэтрин попросила водителя подъехать к третьей секции и подождать ее. Она вышла из машины и медленно пошла туда, где были надгробные камни. Эмма, 1872—1958. Мама, которая порола ее в подвале. Как Кэтрин теперь нуждалась в ней! Рядом с этим камнем был камень папы. Иосиф Адольф, 1866—1934. Она вспомнила, когда в последний раз видела его живым. Он стоял на заднем дворе и одной рукой держался за бельевую веревку. — Кэтрин, ты помнишь, когда ты была маленькой девочкой, ты стояла позади меня, пока я читал газету. Ты говорила: «Папа, дай мне пятицентовик». А я сидел и посмеивался над тобой, делая вид, что не расслышал. Ты просила снова, и я, наконец, порывшись в кармане, доставал тебе монетку. Ты помнишь? Кэтрин тогда только начала служение в Денвере. Она улыбнулась и кивнула головой: «Да, папа, я помню». — Есть нечто, чего ты не знала, милая. Я любил тебя так сильно, что дал бы тебе все, что бы ты ни попросила. Ты сама ограничивала себя, поскольку ты хотела лишь 5 центов. Кэтрин стояла, смотря вниз на выцветший камень, и ее глаза были полны слез. — Папа, как я хочу, чтобы ты был сейчас здесь. Я бы положила голову тебе на плечо. Ты так нужен мне. Она отвернулась от могил и посмотрела наверх. Слова кардиолога звучали у нее в голове: «У Вас может быть еще один приступ, может быть через месяц, а может быть и через три месяца. Но я твердо могу сказать, что у Вас еще будет приступ. Ваш митральный клапан не в порядке». «Дорогой Иисус, — всхлипывала она, — исцели меня. Я не хочу умирать. Я не хочу умирать». На кладбище было тихо. Она слышала лишь щебетание и пение птиц. Она повернулась к могилам. Вазочка с поблекшими пластмассовыми цветами лежала рядом с маминой могилой. Она была опрокинута, и Кэтрин нагнулась, чтобы поставить ее. Она видела, что кроты изрыли землю вокруг камня — коричневая горка выдавалась на фоне зеленой травы. Солнце садилось как раз за холмами. Прямо на запад была молочная ферма. Бриз доносил мычание коров, идущих на дойку. Бурундучок промелькнул в траве и исчез позади другого надгробного камня. Все имена были немецкие. Старые, знакомые имена: Хейенброк, Кох, Детерк, Лохёфенер, Вестерхаус, Хервальд, Баргфреде, Франке, Шрёдер... Дальше на север, позади вязов и ив, был шпиль лютеранской церкви. В центре кладбища стояла огромная ель. Узловатая, она вытянулась более чем на 100 футов по направлению к небу. Одна из нижних ветвей была сломана, и в самом низу ствола образовалась пустота. Она походила на маленький грот, наподобие тех, что можно найти в католической церкви, со статуей и свечкой. Возможно, что ветка была сломана зимой, потому что она не смогла нести вес снега и льда на ней. Ничего не осталось, кроме этой пустоты. Вытерев слезы, Кэтрин медленно пошла к основанию дерева, смотря на уродливую рану. На ум пришли слова Иисуса, те слова, которые она проповедовала так часто: «Всякую у Меня ветвь, не приносящую плода, Он отсекает; и всякую, приносящую плод, очищает, чтобы более принесла плода... как ветвь не может приносить плода сама по себе, если не будет на лозе, так и вы, если не будете во Мне» (Иоан.15:2,4). Она закрыла глаза и стояла молча. Были слышны только легкий звук ветра, гуляющего в елях у дороги, и чириканье маленьких птичек. Как и та большая ветка, Кэтрин была перегружена. Возможно, пришло время ей сломаться, чтобы другие ветви могли нести ношу. Она ужаснулась от мысли, что она оставит уродливую рану после себя. Не было никого, кто бы мог занять ее место. Впрочем, возможно, Бог не планировал продолжать ее служение. Возможно, другая и десятки других подхватят его — как более высокие ветви на старой ели понесут зимой ношу льда и снега. Она не могла осмыслить этого. Она пошла к автомобилю, слишком усталая и слабая, чтобы даже молиться.
Глава 17 Последняя работа «Если я взойду на сцену и помазания Святого Духа не будет, я уйду и никогда больше не буду проводить «служение с чудесами». Без Него я — ничто», — это Кэтрин говорила тысячи раз в последние годы своей жизни. В начале своего служения она верила в это. Но ближе к концу, я убежден, она просто произносила эти слова. Не было возможности остановиться. Телевизионное служение требовало само по себе 30 тысяч долларов в месяц. Тот факт, что у нее была самая длинная серия из всех, что производились на дорогих студиях Си-би-эс, был частью ее имиджа. Остановиться или урезать служение означало бы начало конца. То же самое касалось и «служений с чудесами». Когда боль в груди стала почти нестерпимой, вместо того чтобы проводить меньше собраний, она проводила их еще больше. Она должна была продолжать. В мае 1975 года она приехала в Лас-Вегас для проведения «служения с чудесами». Святой Дух действовал с большой силой. Это был один из тех случаев, когда я думал, что вот придет день, и все в зале будут исцелены. Но ее физическое состояние было плохим. После собрания, когда мы были с ней в ее номере-люкс во «Дворце Цезаря», я побуждал ее сократить ее расписание. «Я не могу, — сказала она, нервно шагая взад и вперед. — Нет возможности. Служение должно продолжаться». Она была старым членом труппы. Шоу должно было продолжаться, независимо от того, как она себя чувствовала. Ибо «опустить занавес» означало бы смерть еще более быструю и болезненную, чем горение на сцене. Все же, глубоко в своем сердце она знала, что не была непогрешимой и что она не могла командовать Богу, что делать. Это было одной из причин, почему она ревновала, когда слышала, что другие служители, например Ральф Вилкерсон, проводили собрания, на которых чудеса случались почти так же часто, как и на ее собраниях. И Кэтрин верила всем своим сердцем, что Бог хочет, чтобы каждое церковное собрание было «собранием с чудесами», чтобы через каждого пастора, каждого священника, каждого раввина Святой Дух действовал и приносил людям чудеса. Она также верила, что приближается день великих «служений с чудесами». Она знала, что не может жить вечно. Она знала, что умирает, и она собиралась уйти пламенеющим факелом, а не едва горящей, с колеблющимся огоньком свечкой. Но когда она умрет, «служение» закончится. И по мере того как факт близкой смерти становился ей ясен (хотя никто, похоже, не сознавал, как близка она была к смерти), мне казалось, она позаботилась о том, чтобы другие, особенно близкие ей люди, не пытались поддерживать жизнь в том, чему Бог позволил умереть. Все же у нее было мало времени, чтобы осмысливать будущее. Загадывать вперед, даже на 6 месяцев, было выше ее возможностей. В то же время у нее была ужасная дилемма в вопросах веры. С одной стороны, Святой Дух и «служение с чудесами» были так связаны воедино, что нельзя было проводить служение без Его присутствия. С другой стороны, ее преследовал тот возвращающийся ночной кошмар, что она могла сделать что-то, не понравившееся Ему, и Он ушел от нее. Снова и снова она молилась на сцене и в тишине своей комнаты, словно штурмуя небесные врата: «Не отбирай Святого Духа от меня». Она проповедовала ту же самую проповедь: «Бог не делится славой с человеком. Он — Бог-ревнитель, Он требует всю славу Себе». Она проповедовала себе, ибо она знала, как близко она была от «дележа славы». Осенью 1972 друзья Кэтрин запланировали парадный вечер в питтсбургском отеле «Хилтон», чтобы отпраздновать ее 25-летнее служение в Питтсбурге. Одним из событий на вечере должна была стать презентация Евы Анжелико Фрудакис, известного скульптора, которая изготовила золотую медаль к празднованию юбилея. Кэтрин позировала ей долгими часами и, похоже, была довольна рельефным портретом на золоте медали. На следующее утро я задержался в ее офисах в «Карльтон-Хаус» перед тем, как вернуться во Флориду. Она щедро подарила мне одну из медалей, размером с серебряный доллар, а затем вручила копию информационного сообщения для национальных газет. Описание медали в этом сообщении было изложено следующим образом: «Мисс Кульман изображена с протянутыми для исцеления руками на передней стороне медали в виде золотого рельефа. На другой стороне медали — рельефное изображение Иисуса, исцеляющего больного». Я прочел напечатанное сообщение, затем снова взглянул на Кэтрин. В таком напряженном ожидании ответного знака или реакции я видел ее много раз: взгляд, пристально смотрящий на меня, прямо в лицо, словно замороженная улыбка. Я знал, что на сей раз мне нужно дать ей нечто большее, чем просто согласие, о котором она просила. Я сказал мягко: «Как Вам кажется, не лучше было бы сказать, что Иисус изображен на передней стороне медали, а Кэтрин — на оборотной?» Она не стала упорствовать: «Вы правы! Вы абсолютно правы!» Повернувшись к Мэгги, которая сидела за своим столом, она сказала: «Мэгги, нам нужно изменить это сообщение». Но было слишком поздно. Сообщение уже пошло по всей стране. И хотя Кэтрин не обращала на это внимания, я знал, что она была неспокойна, ибо это означало, что нечто случилось с ней, нечто, чего она не любила, хотя и не знала, как бороться с этим. Два года спустя Кэтрин приехала в Монтрит в штате Северная Каролина, чтобы выступить перед «Собранием христианских издателей». Почти три тысячи человек собрались в большом зале «Андерсон холл», и большинство из них надеялись увидеть чудеса. Когда она прибыла, я проскользнул за кулисы, чтобы сказать ей, что мы все готовы. Она схватила меня крепко за руку и шепотом спросила: «Джеми, что вы здесь делаете?» Я улыбнулся: «Я здесь, чтобы поддержать вас». Она покачала головой. Ее лицо выглядело уставшим. «Мы не будем проводить «собрания с чудесами», — серьезно сказала она. — Я буду только проповедовать. Это все. Я буду только проповедовать. Несколько секунд спустя она была уже на сцене, привычно жестикулируя. Она махала руками и говорила о Святом Духе. Пока она таким образом вышагивала по сцене, люди начали беспокоиться. Кэтрин имела в распоряжении едва больше часа, а она привыкла использовать 4 или 5 часов для «служения с чудесами». В конце служения она отчаянно пыталась спасти собрание, но было слишком поздно. Бывшая певичка из ночного клуба, которая была спасена и исцелена на служении мисс Кульман, вышла на сцену. К концу собрания она подошла к одному из стоявших на сцене микрофонов, чтобы усилить звучание голоса, и начала петь «Аллилуйя». Кэтрин была недовольна. Чтобы положить этому конец, она дотронулась до женщины, молясь за нее. Та упала, сраженная силой. Затем Кэтрин обернулась, схватила меня за руку и подтолкнула к микрофону. Если уж кто-то должен был вести пение, то она хотела, чтобы это был знакомый человек, а не посторонний. Люди пели, но апатично. Кэтрин ходила взад и вперед по сцене, произнося свои любимые фразы. Они, похоже, были пусты. Певица поднялась на ноги, и Кэтрин коснулась ее снова. На этот раз ничего не произошло. В отчаянии я услышал, как она сказала: «Дух сейчас на Вас, Джеми». Она махнула рукой в мою сторону, указывая пальцем на мое лицо, когда я пел. В прошлом были случаи, когда, даже если она просто приближалась ко мне, я падал под действием силы. Но в тот день это была просто Кэтрин и рука, указывающая на мое лицо. Я любил ее слишком сильно, чтобы разочаровать. Со смиренным вздохом я упал назад на руки человека позади меня. Пока он помогал мне встать на ноги, Кэтрин снова начала говорить: «Я воздаю Тебе славу. Я воздаю Тебе хвалу» и пыталась коснуться меня, чтобы я упал. Но на сей раз это уже не получилось. Я просто отступил назад, когда она коснулась меня. Она повернулась и пошла к другой части сцены. Затем она исчезла за дверью. По пути в аэропорт она сказала Дэну и Виоле Малачук, которые везли ее: «Я хотела бы еще провести «служение с чудесами», но мне надо сесть в этот самолет, чтобы вернуться в Питтсбург». Сила была слабее, чем в прошлые годы. Были другие случаи. Руфь Фишер рассказывала о том, как она была с ней в Тампе, когда случилось похожее. Там, кажется, она соединила вместе все проповеди, накопленные за прошлые годы, и представила их «в одном пакете». Получилось путано и слабо. Люди были обеспокоены, они бродили вокруг в ожидании начала «служения с чудесами». Бог наблюдает за Своим словом, и чудеса были, но все происходило так, словно они были несмотря на Кэтрин, а не благодаря ей. Нечто странное, судя по всему, происходило в ее служении. Внешне это был пик ее славы. Аудитория была самой широкой за всю ее карьеру. Телевидение сделало ее имя привычным домашним словом. Ее книги читались по всему свету. А внутри все разваливалось и рушилось. Дино и Бартоломью ушли, облив ее грязью. Несколько ее давних работников дошли до аморального поведения, и, очевидно, она была действительно смущена и не знала, что делать. Отношения между Мэгги и Кэтрин стали натянутыми. Тинк и Сью были теперь с ней все время. И в довершение ко всему, тело ее было больным. Двадцать лет назад она улизнула из Питтсбурга и отправилась к доктору в Вашингтон на обследование. Он предупредил ее, что у нее увеличенное сердце. Ей нужен был покой. Вместо этого она продолжала следовать своей философии относительно всех плохих вещей — она жила так, словно этого никогда не случалось. Но проблемы с сердцем при этом оставались. По мере того как она старела и стресс возрастал, состояние сердца ухудшалось. Стив Зеленко рассказал мне, что однажды Кэтрин, после спора с одной из своих секретарш, вошла в радиостудию в своем офисе в «Карльтон-Хаус». Ее лицо было пепельного цвета. «Идите сюда», — сказала она Стиву. Взяв его правую руку, она прижала ее к левой части груди. «Я мог чувствовать, как билось ее сердце между ребрами, пытаясь подгонять само себя, — рассказывал Стив. — Когда я убрал свою руку, то я почти что видел ее сердце, пульсирующее между ребер, под платьем. Казалось, оно было открыто». Бывало, что Кэтрин останавливалась во время диктовки писем, без предупреждения вставала со стула и ложилась на пол. «Однажды она сделала так в радиостудии, — продолжал Стив, — и напугала меня почти до смерти. Она готовилась к записи. Я был в операторской будке и посмотрел вверх. Она исчезла из-за стола. Я вошел в студию и увидел, что она лежит на деревянном полу. «Продолжайте работу, — сказала она, — я просто отдохну несколько секунд». Я вернулся в свою операторскую будку, но я испугался, думал, что она умирает. В конце концов я вернулся в студию и предложил ей полежать на диване. Она покачала головой, и на ее лице появилось странное выражение. — «Нет, я останусь здесь на минутку. Со мной все будет в полном порядке». Я понял, когда вернулся в будку, что она не может подняться. Потому она осталась лежать на полу. Затем, примерно 10 минут спустя, она вернулась за стол, готовая начать запись. Это было так, словно этого и не происходило. Но это было». Были и другие приступы, более серьезные. Летом 1974 года Мэгги позвонили из Калифорнии: «Мисс Кульман очень больна. Мы сажаем ее в самолет. Она нуждается в немедленном медицинском обследовании». Это было в субботу после обеда. Мэгги встретила ее в Питтсбургском аэропорту. Авиакомпания всегда проявляла особую заботу о Кэтрин. Представитель по делам пассажиров в Питтсбурге был глубоко растроган на одном из ее собраний, и большая часть персонала знала ее. Она сошла с самолета бледная как смерть, но улыбающаяся. Она кивала головой и говорила с людьми в аэропорту. Мэгги довела ее до автомобиля и принесла багаж. Когда она села в машину рядом с ней, Кэтрин сказала: «Вези меня к врачу. Я умираю». — «Хорошо, ты поедешь в больницу?» — «Нет! Никаких больниц». Кэтрин задыхалась, держась за грудь. Мэгги привезла ее прямо к офису доктора, который согласился быть наготове в случае, если Кэтрин откажется ехать в больницу. Он сделал рентген и сказал, что в легких чисто, но сердце сильно увеличено. Он прописал ей настойку наперстянки. После одного дня отдыха она вернулась к своим обычным делам. Хотя ее организм быстро сдавал, казалось, она только увеличивало активность. Помимо своих обычных служений, она запланировала октябрьскую серию собраний на юге: Мобил, Тампа и Уэст-Палм-Бич. Она запланировала выступить в «Мелодиленд» в Калифорнии, а затем вернуться в Израиль на Вторую всемирную конференцию по Святом)' Духу в ноябре. Это выглядело почти как самоубийство. Затем она без предупреждения решила ввязаться в величайшую полемику, чтобы дать новый толчок харизматическому движению, которое началось в начале 1950-х годов. Это поставило в тупик даже самых близких ей людей. Более года христианские лидеры по всей Америке обсуждали «за» и «против» так называемого «движения послушания». Это учение выдвигалось вначале проповедниками из «Служения христианского роста» из Форт-Лодердейла в штате Флорида, хотя оно поддерживалось не только ими. Учение призывало всех христиан — даже тех, кто занимал ведущие позиции, — подчинить свою жизнь и служение другим христианским лидерам. Был призыв ко всем христианам — соединиться в «посвященных группах» (церквях) и подчиниться «пастырям» (пасторам). Никто не требовал большей верности или подчинения от своих последователей, чем Кэтрин. Впрочем, учение служителей из Форт-Лодердейла шло дальше. Оно настаивало, что даже лидеры в Царстве должны быть в подчинении один у другого. Это для Кэтрин было немыслимо. 5 сентября 1975 года она получила толстый пакет материалов от одного из сотрудников «Общины полноевангельских бизнесменов». Видимо, «Община» боролась за подчинение и послушание по той же причине, по которой Кэтрин противостояла этому учению. Многие люди, будучи раньше лояльными к «Общине», входили теперь в состав домашних групп и ячеек под руководством пасторов-мирян (пастырей). Некоторые из этих людей больше не вносили деньги в «Общину», а платили десятину своим пастырям. Сцена была готова к битве. В этом пакете была вся нужная Кэтрин информация. Он включал несколько личных писем, написанных различными независимыми служителями и мирянами, которые нападали на лодердейлское учение, и в частности, — на Боба Мамфорда, лидера «Служения христианского роста». Хотя Кэтрин была пионером в движении открытия Святого Духа заново, она, казалось, не осознавала, что Дух также движется во многих других частях Царства. Фактически, в течение последних пятнадцати лет своей жизни Кэтрин посетила лишь несколько собраний, проводимых другими служителями. Она не была под влиянием учений других людей. Она была слишком занята своим собственным служением. Она говорила мне: «Святой Дух — это единственный учитель, который мне нужен». Это было уязвимое место в ее доспехах, и через эту щель в нее попало копье, призывающее к ответным действиям. В середине сентября, будучи уверенной, что и другие на ее стороне, Кэтрин начала битву против тех, кто учил подчинению и послушанию. Предполагалось, что Мамфорд будет одним из учителей на Второй всемирной конференции по Святому Духу в Израиле в конце октября. Конференция спонсировалась «Логосом», и Кэтрин видела, что сможет оказать существенное влияние на нее. Она позвонила своему старому другу, Дэну Малачуку, президенту «Логоса», и сказала: «Если Боб Мамфорд поедет в Израиль, то я не поеду». Это было сюрпризом для Дэна. «Этот человек — еретик, — сказала Кэтрин. — Я не хочу появляться на одной конференции с ним. Выбирайте — либо Мамфорд, либо я». Более пяти тысяч человек со всего света уже зарегистрировались для посещения конференции. Многие из них приезжали не только послушать учителей (одним из которых был Мамфорд), но и посетить «служение с чудесами», которое Кэтрин собиралась проводить в Тель-Авиве. Заявление Кэтрин поставило Малачука в трудную ситуацию. И хотя у него самого были серьезные оговорки относительно многих концепций учения послушания, он все же верил, что Мамфорд был человеком Божьим. Кроме того, «Логос» делал все возможное, чтобы проповедовать единство Тела Христова, и Дэн чувствовал, что присутствие Мамфорда поможет исцелить раны. Малачук был человеком волевым, и его первой реакцией было воспротивиться угрозам и запугиваниям Кэтрин. Он знал ее в течение многих лет как добрую приятельницу, но он не знал, что она может действовать так резко. Он собрал Совет директоров и сказал: «Что-то не так. Это так не похоже на поведение Кэтрин. Я знаю, что она очень больна. Я опасаюсь за ее жизнь». Совет директоров международной ассоциации «Логос», который включал в себя самые известные имена в харизматическом движении — Давид дю Плесси, преподобный Деннис Беннетт, генерал Ральф Хейнс и другие, — со всей серьезностью рассмотрел дело. Дэн уже позвонил Бобу Мамфорду и рассказал ему, что произошло, пытаясь выяснить его позицию. Боб немедленно предложил снять свою кандидатуру, если захочет Совет. Это была исключительная ситуация, и она привела людей к сильной молитве. Многие вещи не стыковались с возможными вариантами выбора, но ни один из аргументов не указывал ясно на волю Божью. Тем не менее, им нужно было выбирать, и в конце концов они решили принять предложение Боба и подчиниться требованию Кэтрин. В следующее воскресенье Кэтрин появилась в зале «Стэмбог» в Янгстауне, что случалось теперь не так уж часто. Она собиралась нанести, как она полагала, смертельный удар движению «послушания». «Робкие могут покинуть зал прямо сейчас», — начала она. Больше часа она проповедовала, стуча по кафедре, защищая «служение» от лжеучителей. «Есть новая доктрина, называемая «движение послушания и подчинения», — сказала она. — Возможно, вы о ней не слышали прежде. Но она настолько хитра и приносит так много зла, что если кто-то не противостанет сатане и не остановит это движение, то оно полностью разрушит великое харизматическое движение». Кэтрин также напала на учение о работе в группах, утверждая, что это — зло: «Они не только призывают вас отдавать деньги пастырю, но и позволяют вовлекать в работу по группам и открывать ваши самые сокровенные мысли. Вот что я вам скажу: я не собираюсь кому-либо говорить о моих сокровенных мыслях». Зал смеялся и аплодировал, когда она сообщила, что потребовала, чтобы Мамфорд не присутствовал на сцене Всемирной конференции по Святому Духу. Это полностью выходило из рамок характера Кэтрин. Ни один человек в истории не был использован таким демонстративным образом, чтобы соединять вместе уклонившихся от общения членов Тела Христова. Ее вера обычно была спокойной, но на сей раз она, похоже, умышленно раскачивала лодку. Это походило на некую силу, которая побуждала защищать «свое служение». Когда Дино и Бартоломью обнажили на публике свои сабли против нее, она успокоилась тем, что Бог позаботился и о ней, и о них. Она знала о строгом предупреждении Писания «не поднимать руку на помазанников Божьих». И даже когда у нее была тяжба с Далласом Биллингтоном из Акрона в штате Огайо, она не позволяла ей перейти в личную битву и никогда не называла его еретиком. А в конце приложила все силы, чтобы «починить заборы». Но теперь, в гневе и разочаровании, подогреваемая своей неуверенностью и побуждаемая людьми, которые дали ей лишь частичную информацию, она бросилась в бой против тех, кого многие считали также помазанниками Божьими — в той же степени, как и ее. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|