Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Цели и задачи изучения дисциплины.

Рабочая программа

Дисциплина: Интегративная психология
  _______________________________________________________________
Кафедра: Психологии
  ___________________________________(_____КП__________________) аббревиатура

 

 

Специальность (направление) 030301 «Психология»

(код специальности (направления), полное наименование)

 

 

Дата введения в учебный процесс УлГУ: «21» мая 2010г.

Программа переутверждена (актуализирована) на заседании кафедры протокол № 1 от 29.08.11.

Программа переутверждена (актуализирована) на заседании кафедры протокол №

Программа переутверждена (актуализирована) на заседании кафедры протокол №

 

Сведения о разработчиках:

 

ФИО Аббревиатура кафедры Ученая степень, звание
Пазекова Галина Евгеньевна кафедра психологии кандидат псх. наук, доцент
     
     
     
     

 

  Согласовано:
  Заведующий кафедрой /Калинина Н.В./ (Подпись) (ФИО) «__11____»______05___________2010__г.  

 

 

Цели и задачи изучения дисциплины.

1. Требования к уровню освоения дисциплины «Интегративная психология»:

· Иметь представление о научной парадигме (системном подходе) в психологической науке; об интегративной психологии как современном научном направлении и ее базовых парадигмальных «ветвях».

· Знать основные направления интегративной психологии и их содержательную характеристику.

· Уметь определять и подбирать технологии гармонизации живой системы «человек» на основе интегративного системного подхода.

Категориальный аппарат дисциплины: научная парадигма; живые системы; онтопсихология; квантовая психология; каузальная психология; альтернативная психология; духовная психология; этическая психология; технологии гармонизации.

Объем дисциплины.

3.1. Объем дисциплины и виды учебной работы:

Вид учебной работы Количество часов (форма обучения очная)
Всего по плану В т.ч. по семестрам
     
Аудиторные занятия:     - -
Лекции        
практические и семинарские занятия        
лабораторные работы (лабораторный практикум) - - - -
Самостоятельная работа        
Всего часов по дисциплине        
Текущий контроль (количество и вид) Тестирование      
Курсовая работа - - - -
Виды промежуточного контроля (экзамен, зачет) Экзамен Экзамен    

 

3.2. Распределение часов по темам и видам учебной работы:

Форма обучения: очная

    Всего Виды учебных занятий
Аудиторные занятия Самостоятельная работа
лекции практические занятия, семинар лаборатор-ная работа
Раздел 1. Новая общенаучная парадигма
1. Научная картина мира: редукционистский, интегративный, тотальный подходы.       -  
2. Теории живых систем.       -  
Итого:          
Раздел 2. Интегративная психология - современное научное направление
3. Введение в интегративную психологию.       -  
4. Базовые направления интегративной психологии.       -  
Итого:       -  
Раздел 3. Направления интегративной психологии.
5. Онтопсихология       -  
6. Квантовая психология       -  
7. Духовная психология          
8.Этическая психология          
9. Эволюционная психология          
Итого:          
Раздел 4. Гармония внешнего и внутреннего пространства личности
10. Гармония личности: междисциплинарный подход.          
11. Технологии гармонизации живой системы «человек»          
Итого:          
             

 

Содержание курса.

Раздел 1. Новая общенаучная парадигма

Тема 1. Научная картина мира: редукционистский, интегративный, тотальный подходы. (4ч.)

Структура научных революций (Т.Кун). Концепции смены научных парадигм (К.Поппер, С.Тулмин, Э.Эзер). Четыре глобальные научные революции по В.С.Степину.

 

Тема 2. Теории живых систем. (4ч.).

Системный подход в науке, системное мышление. Общая теория живых систем Л.Берталанфи. Тектология А.Богданова. Теории информации. Кибернетика.

Системный нелинейный анализ. Модели самоорганизации. Гиперциклы. Фрактальная геометрия. Автопоэз и паттерны жизни. Гайя – теория.

 

 

Раздел 2. Интегративная психология - современное научное направление

Тема 3. Введение в интегративную психологию. (2ч.).

 

Проблема изолированности, раздробленности научных школ в психологии. Актуалгенез холистического подхода к исследованию живой системы «человек». Теории самосозидания. Автопоэз в социальной среде. Концепции «ментального процесса». Теория Сантьяго. Психосоматическая сеть.

Тема 4. Базовые парадигмы интегративной психологии. (4ч.).

Базовые парадигмы предмета психологии: физиологическая ( В. Вундт, Э. Титченер, Ф. Брентано, Вюрцбургская школа, Л. М. Лопатин Г. И. Челпанов ), психоаналитическая (З.Фрейд), бихевиористическая ( Торндайк, И. П. Павлов, Э. Толмен, Ф. Б, Скиннер ), экзистенциально-гуманистическая ( Л. Бинсвангер, М. Босс, Дж. Бугенталь, Ф. Бэррон, К. Бюлер, С. Джурард, А. Маслоу, Р. Мэй, Е. Минковски, К. Роджерс, В. Франкл ), трансперсональная ( У. Джеймс, К. Г. Юнг, Р. Ассаджиоли, А. Маслоу, К. Уилбер, С. Гроф ).

 

Раздел 3. Направления интегративной психологии.

Тема 5. Онтопсихология А.Менегетти. (2 ч).

Введение в онтпсихологию. Категриальный аппарат онтопсихологии. Структура личности. Прикладные аспекты онтопсихологии.

Тема 6. Квантовая психология. (2 ч).

Психология восприятия и осознания: поуровневый подход. Структурная организация человека: подход М.С.Урих. Психологический возраст личности. Квантовая психология Р.Уилсона. Характеристика личности с разным психологическим возрастом. Метод причинно – следственных связей.

 

Тема 7. Духовная психология. (2ч).

Философско – религиозные течения как основа духовного подхода в психологии (шаманизм, даосизм, буддизм, тантризм, суфизм, христианство). Трансперсональная психология. Духовные практики и психотерапия.

 

 

Тема 8. Интегральная психология личности. (2 ч).

Предпосылки создания интегральной психологии. Интегральный подход М.Лайтмана. Интегральная психотерапия и методики развития личности.

Тема 9. Эволюционная психология (2 ч).

Эволюционная психология. Парадигма и методы эволюционной психологии. Современный синтез. Поведение как эволюционная функция. Внешний средовой детерминизм. Модульная психика. Эволюционная теория и личность.

 

Раздел 4. Гармония внешнего и внутреннего пространства личности.

Тема 10. Гармония личности: междисциплинарный подход (2 ч.).

Проблема гармонии в различных науках: античная философия; числовая гармония; филлотаксис; «золотое» сечение; тринитроника. Содержание психологической гармонии личности.

Тема 11. Т ехнологии гармонизации живой системы «человек» (2 ч).

Теоретические модели гармоничной личности. Эмпирические исследования гармонизации личности в психологической науке.

Темы практических или семинарских занятий.

 

Раздел 1. Новая общенаучная парадигма

Тема 1. Научная картина мира: редукционистский, интегративный, тотальный подходы. (4ч.) – семинар

Вопросы к теме:

1. Натурфилософия античности. Атомистика. Геоцентрическая космология.

Средневековая схоластика.

2. Естествознание эпохи Возрождения (Б.Спиноза, Н.Кузанский, Б.Телезино, Т.Компанелла, Д.Бруно, Н.Коперник, Г.Галилей)

3. Ньютоно – картезианская парадигма (Ф.Бэкон, И.Ньютон, Р.Декарт).

4. Общая теория относительности А.Энштейна

5. Квантовая механика (Н.Бор, В.Гайзенберг, В.Паули, Д.Цее, Д.Дойч)

6. Антропокосмическая философская парадигма М.Пьер, Т.де Шарден)

7. Русский космизм (К.Циолковский, А.Чижевский, В.Вернадский)

Литература:

1. Дугин А. Эволюция парадигмальных оснований науки. –М.: Арктогея, 2002.

2. Кармин А.С. Научное мышление и интуиция: эйнштейновская постановка проблемы // Научная картина мира. – киев, 1983.

3. Кун Т. Структура научных революций. – М.: Наука,1975.

4. Менский М.Б. Квантовая механика, сознание и мост между двумя культурами//Вопросы философии. – 2004. - №6

5. Никольский А.Б, Чумичев С.А. К вопросу о новой цивилизационной парадигме // Доклад на 7Международ. Конф. «Новая парадигма»

6. Степин В.С. Теоретическое знание. – М.: Прогресс – Традиция, 2000

 

 

Тема 2. Теории живых систем. (4ч.).

Вопросы к теме:

1. Системная парадигма (Л.Берталанфи, Н.Винер, М.Мерасович, Дж.Клир)

2. Синергетика (И.Пригожин, И.Стенгерс, Г.Хакен, С. Курдюмов)

3. Универсальный эволюционизм Э.Янча

4. Голографическая парадигма Д.Бома

5. Эвереттика (Хью Эверетт)

 

Литература:

1. Капра Ф. Паутина жизни. - Киев: «София», 2005.

2. Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса: новый диалог человека с природой. – М.: Прогресс, 1986.

3. Талбот М. Голографическая вселенная. – Киев: «София», 2004.

4. Философия современного естествознания: учеб. пособие для вузов /под ред. проф. С.А.Лебедева, - М.: Гранд, 2005.

5. Янч Э. Самоорганизующаяся вселенная. Вводная часть. / пер. Данилов Ю.А. // Общественные науки и современность. – 1999. - №1.

 

Раздел 2. Интегративная психология - современное научное направление

 

Тема 4. Базовые парадигмы интегративной психологии. (6ч.).

Вопросы к теме:

1. Физиологическое направление: В. Вундт, Э. Титченер, Ф. Брентано, Вюрцбургская школа, Л. М. Лопатин Г. И. Челпанов )

2. Психоаналитическое направление: (З.Фрейд)

3. Бихевиористическое направление: ( Торндайк, И. П. Павлов, Э. Толмен, Ф. Б, Скиннер )

4. Экзистенциально-гуманистическое направление: ( Л. Бинсвангер, М. Босс, Дж. Бугенталь, Ф. Бэррон, К. Бюлер, С. Джурард, А. Маслоу, Р. Мэй, Е. Минковски, К. Роджерс, В. Франкл )

5. Трансперсональное направление: ( У. Джеймс, К. Г. Юнг, Р. Ассаджиоли, А. Маслоу, К. Уилбер, С. Гроф ).

Литература:

 

Раздел 3. Направления интегративной психологии.

Тема 5. Онтопсихология А.Менегетти. (2 ч).

Вопросы к теме:

1. Предпосылки создания онтопсихологии.

2. Концепция семантичесого поля.

3. Онтотерапия

4. Работа с образами в онтопсихологии.

5. Психосоматика в онтопсихологии

Литература:

1. Менегетти А. Словарь образов. Практическое руководство по имагогике. Л.: ЭКОС и Ленинградская ассоциация онтопсихологии, 1991.

2. Менегетти А. Психология жизни. С.-Пб.: ИПЦ "Паллада", ФМБ "Пирал" и ИКА "Тайм-аут", 1992. Менегетти А. Путь мудреца или искусство жизни. Пермь: Хортон Лимитед, 1993.

3. Менегетти А. Онтопсихологическая педагогика. Пермь: Хортон Лимитед, 1993.

4. Менегетти А. Клиническая онтопсихология. Пермь: Хортон Лимитед, 1995.

5. Орлов А.Б. Психология личности и сущности человека: парадигмы, проекции, практики. М.: “Логос”, 1995.

Тема 6. Квантовая психология. Семинар - практикум(2 ч).

Вопросы к теме:

1. Методика оценки психологического (внутреннего) возраста личности.

2. Каузальная психология Урих М.С.

3. Квантовый тренинг.

Литература:

1. Уилсон Р.А. Квантовая психология. Перевод с англ. под ред. Я. Невструева. — К.: «ЯНУС», 1998.

2. М.Урих Психология восприятия и осознания. Тюмень, изд-во «Истина», 2001.

3. М.Урих Лекции по причинной психологии. Тюмень, изд-во «Истина», 1999.

4. Пазекова Г.Е. Квантовые уровни сознания и методика оценки психологического возраста личности. /сборник материалов н/п конференции «Актуальные проблемы образования». Ульяновск, 2008

 

 

Тема 7. Духовная психология (2ч).

Вопросы к теме:

1. Основания духовности в разных мировых религиях.

2. Древний шаманизм, средневековое знахарство и современная психотерапия: кросскультурный анализ.

3. Трансперсональная психология.

4. Духовный кризис. Поддержка в духовном кризисе.

5. Околосмертный опыт и психологическая паллиативная помощь.

 

Литература:

1. Агни Йога. – Самара, 1992.

2. Библия. М.: Российское библейское общество, 2002.

3. Бхагавад Гита. Москва – Ленинград – Калькутта, 1996.

4. Ассаджоли Р. Психосинтез. Теория и практика. От душевного кризиса к высшему «Я». – М, 2006.

5. Евтюшкин В.П. Семь вечных духовных практик. – М.: АСТ; СПб.: Сова, 2007.

6. Гроф С. Космическая игра: исследование рубежей сознанияю – М.:АСТ, 2001.

7. Гроф К., Гроф С. Духовный кризис: когда преобразование личности становится кризисом. /пер.с англ. Ригина А., Киселёва А. – М.: АСТ, 2003.

8. Зеличенко А.И. Психология духовности. М., 1996.

9. Каббала. М.: Лонгфелло, 2005.

10. Коран. /пер. смыслов и комментариев имам В.Пороховой. –М.: Рипол классик, 2004.

11. Торчинов Е.А. Религии мира: опыт запредельного. Психотехника и рансперсональные состояния. – СПб, 1999.

12. Уилбер К. Никаких границ: восточные и западные пути личностного роста. – М.: АСТ, 2003.

13. Уолш Р. Основания духовности. – М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2000.

14. Юнг К.Г. человек и его символы. СПб.: Б.С.К., 1996.

 

Тема 8. Интегральная психология (2 ч).

Вопросы к теме:

1. Источники интегральной психологии.

2. Концепции высшего Я.

3. Акме как вершина развития человека.

Литература:

1. Бодалев А. Вершина в развитии взрослого человека.(http://hpsy.ru/linka/)
2. Вахромов Е. Психологические концепции развития человека: теория самоактуализации. М., 2001
3. Гроф С. "Путешествие в поисках себя: измерения сознания и новые перспективы психотерапии и внутреннего исследования". М., 1995
4. Козлов В., Сивицкий В. Интегративная психология. Минск 2003. (http://82.116.12.40/book/book7/book7_t.html)
5. Лайтман М.Статьи. 2004 (http://www.kabbalahscience.com/)
6. Майков В. Становление трансперсональной психологии. 2004
7. Майков В. Интегральная философия Кена Уилбера.(http://transpersonal.ru/wilber.htm)
8. Маслоу А. Психология бытия. М., 1997
9. Маслоу А. Дальние пределы человеческой психики. СПб., 1997
10. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М.: Прогресс, 1998
11. Франкл В. Человек в поисках смысла. (http://hpsy.ru/link/250)
12. Уилбер К. Интегральная психология. М., 2004
13. Щербаков М. Кластерная теория интеграции.(http://www.ipd.ru/articles/kti.shtml).

 

 

Тема 9. Эволюционная психология (2 ч).

Вопросы к теме:

1. Происхождение человека;

2. Эволюция человеческого мозга, сознания и языка;

3. Брачное, сексуальное, социальное и экономическое поведение;

4. Истоки орудийной деятельности и искусства.

Литература:

3. Палмер Дж., Палмер Л. Эволюционная психология. www.koob.ru

4. Карлсон Н.Р. Физиология поведения. Бостон, 1998

 

 

Раздел 4. Гармония личности и т ехнологии гармонизации живой системы «человек»

Тема 10. Гармония личности: междисциплинарный подход (2 ч.).

1. Теоретические модели гармоничной личности.

2. Гармония внешнего и внутреннего пространства личности.

Литература:

  1. Бергер Л. К постижению гармонии мира./ Музыкальная жизнь. 1993, №3.
  2. Брэгг П.С.Формула совершенства. Спб, 1993.
  3. Брэй р. Как жить в ладу с собой и миром? М., 2002.
  4. Гармонический человек: из истории идей о гармонически развитой личности./ сост. Трофимов П.С. М.: искусство, 2005.
  5. Гармония. /Философская энциклопедия, т. 1. М.: сов. Энц-я, 1960, с.с. 323 - 324
  6. Гармония. \ сов. Энциклопедический словарь. М.: сов. Энц-я, 1979, с. 280
  7. Голицын Г.А., Петров В.М. Гармония и алгебра живого: в поисках биологических принципов оптимальности. М.: знание, 2000
  8. Давыдов А.А.Существует ли мера социальной гармонии?/ соцолог. Иссл-я, 2008, № 5
  9. Елисеев в. Тайцзицюань: искусство гармоничного действия./ наука и религия. 1989, № 8
  10. Милтс А.Ггармония и дисгармония личности. М., 2009.
  11. Тимердинг Г.Е.Золотое сечение. Петроград, 1924.

 

Тема 11. Технологии гармонизации живой системы «человек» (2 ч).

1. Метод видео-компьютерной психодиагностики и психокоррекции (ВКП) А.Ануашвили.

2. Технология виброизображения.

3. Телесные методы психокоррекции

4. Техника работы с электромагнитным полем человека в телесно-ориентированной психологии и психокоррекции

5. Позитивная психотерапия.

6. Духовноориентированный подход в психотерапии.

Литература:

  1. Ануашвили А.Н. Основы психологии – Варшава, Москва: издательство Международного института управления, психологии и психотерапии, 2002.
  2. Бурно М.Е. Терапия творческим самовыражением. М., 1989
  3. Додонов Б.И. Эмоциональные типы, типичность и гармоническое развитие личности./Вопр. психологии, 1978, № 3
  4. Иорданский В.Б. Хаос и гармония. М., 1982
  5. Лосев А.Ф. История античной эстетики: Итоги тысячелетнего развития. Кн. 2. М.: Искусство, 1994 (Главы 1, 2, 5, 6, 7)
  6. Лоуэн А. Биоэнергетческий анализ. М., 2006.
  7. Маслоу А. Психология бытия. М., 1997
  8. Маслоу А. Дальние пределы человеческой психики. СПб: Евразия, 1997
  9. Палтышев Н.Н. Педагогическая гармония. Киев, 1996
  10. Прихожан А.М. Психология неудачника: тренинг уверенности в себе. М.: Сфера, 1997
  11. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М.: Прогресс, 1994
  12. Роджерс К. Творчество как усиление себя. / Вопросы психологии, 1990, № 1
  13. Снегирев Б.И. О законах гармонии и красоты./ Философские иссл-ия, 1996, № 1
  14. Харькин В., Гройсман А. Тренинги самооздоровления и самосозидания. М.: Магистр, 1996

 

Вопросы к экзамену по курсу «Интегративная психология»

1. Интегративная психология как современное научное направление: актуалогенез, задачи, предмет.

2. Научная парадигма: содержание и характеристика.

3. Развитие научного знания. Научные революции (по В.Стёпину)

4. Научные направления и парадигмальные теории философии: русский космизм, универсальный эволюционизм, эвереттика.

5. Научные направления и парадигмальные теории естествознания: теория систем Л.Берталанфи, синергетика, голографическая парадигма.

6. Базовые парадигмы в психологии: физиологическая, психоаналитическая, бихевиористическая.

7. Базовые парадигмы в психологии: экзистенциальная, гуманистическая, трансперсональная.

8. Внешнее и внутреннее пространство личности. Гармонизация личности.

9. Структура личности с позиций онтопсихологии А.Менегетти.

10. Структурная организация человека с позиций каузальной психологии.

11. Методы познания онтопсихологии - язык тела, кодировка образов и сновидений.

12. Концепция семантического поля в онтопсихологии.

13. Имагогика как онтопсихологическая психотерапия.

14. Феномены этической психологии личности.

15. Проблема субъекта и субъектности в психологии.

16. Психологическая модель человека как субъекта развития и саморазвития.

17. Характерологические типы ориентаций личности в этической психологии.

18. Экспериментальные исследования нравственно – этических компонент личности.

19. Квантовая психология Р.А.Уилсона.

20. Психологический возраст и уровни развития сознания личности.

21. Технологии интегративной психологии (психосоматика, духотелесность).

22. Психография как метод альтернативной психологии.

23. Телесно ориентированные психотехнологии.

24. Психическая саморегуляция как феномен интегративной психологии.

25. Методы экспресс – диагностики организации живой системы «человек».

26. Психологический менеджмент личности.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Образец задания на решение переводческой задачи | 


Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных