ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Многообразие субъектов проектной деятельности
С точки зрения методологов, основанием реализации проектной деятельности в образовании служат целе-ценностные установки субъектов проектирования, которые согласуются и проходят экспертизу в ходе межличностной коммуникации. В различных видах учебного проектирования субъектами становятся как взрослые, так и дети. В зависимости от вида и цели проектной деятельности это могут быть индивидуальные и совокупные субъекты (учебные и творческие группы, класс, коллектив образовательного учреждения, профессиональные и сетевые сообщества). В образовательном и социально-педагогическом проектировании могут участвовать менеджеры образования и специалисты — педагоги разного уровня, а также представители педагогической общественности. Специфика позиции участника проектирования заключается в том, что он всегда выступает как осознающий (сознательный) преобразователь действительности. Педагогическая инструментовка формирования проектного замысла выбирается в соответствии с уровнем развития совокупного сознания субъекта и его предыдущим опытом участия в проектах. Одно дело, если в рамках учебного проектирования в совместную деятельность вступают младшие школьники, другое, если этим занимаются опытные специалисты, знакомые с технологией осуществления основных проектных процедур (диагностики, целеполагания, рефлексии). В любом случае необходимо четкое определение меры активности и компетентности каждого участника проектирования, а также понимание того, почему данная категория лиц привлекается к проектной деятельности в определенной роли. Проектные роли. В рамках проектировочной деятельности ее субъекты могут выступать в роли заказчиков, разработчиков, лидеров, координаторов (менеджеров), руководителей, исполнителей проекта, экспертов. Каждая из этих ролей сопряжена с выполнением особых функций и по-своему необходима для прохождения всех этапов проекта. Так, пока нет заказчика на продукт, образовательное проектирование никому не нужно, кроме тех, кто им занимается и привлекает ресурсы. Без менеджера возникают трудности в привлечении ресурсов и координации действий. Без экспертов трудно судить о новизне и социальной значимости проектного результата. Дифференциация проектных ролей осуществляется в зависимости от практических потребностей непосредственных участников проектирования или в соответствии с наличием социального заказа. Целесообразно разрабатывать и закреплять ролевые функции и регламент деятельности участников проекта в каком-то специальном рабочем документе. Вот, например, выдержка из регламента деятельности тьютора в рамках проекта «Переподготовка учителей-гуманитариев» (СНОСКА: Алексашина И. А. Проект «Переподготовка учителей-гуманитариев». Санкт-Петербургская модель. Информационный бюллетень проекта. Выпуск 1. — СПб., 1997.-С. 8, 9). Функции тьютора 1. На подготовительном этапе программы. · Организация предпроектной деятельности. · Комплектование групп участников. · Участие в разработке программы семинара, учебного плана занятий, расписания и др. · Обеспечение обратной связи со слушателями. 4. На завершающем этапе программы. · Составление аналитического отчета по итогам программы. · Маркетинг индивидуальных педагогических проектов. · Выдача сертификата, рекомендации к аттестации учителей. Тьютор имеет право: · представлять проект в рамках предметной области в пределах своих функциональных обязанностей по отношению к третьим лицам; · решающего голоса при зачислении в группу, определении индивидуального режима работы слушателей, определении руководителей индивидуальных проектов, определении поощрения и их форм, отчисления из группы; · корректировать учебный процесс и состав учебной группы; · представлять интересы слушателей; · решать вопросы дифференцированной оплаты труда экспертов. В педагогических проектах могут участвовать и совокупные субъекты. Примером служат так называемые поисковые, пилотные группы или команды. В качестве субъектов, участников проекта также могут выступать ситуативные объединения (например, пользователи компьютерных сетей). Выбор и формирование субъекта соответствующего типа и масштаба — необходимый этап проектной деятельности. Особенно это \ важно в случае учебного проектирования, где от персонального I состава и масштаба проектных групп, от точности распределения функций между участниками во многом зависит предметный и педагогический результат. В качестве примера рассмотрим особенности некоторых специфических для сферы проектирования совокупных субъектов. Моделирующие пары представляют в системе проектирования разновидность такого группового субъекта, как диада. Его целесообразно формировать и использовать «внутри» проектной деятельности, когда у участников, относящихся к разным профессиональным (социальным, возрастным) категориям, необходимо создать актуальный или прогностический эталонный опыт действий, отношения, эмоциональной реакции в определенных социально заданных рамках парного профессионального (межличностного) взаимодействия. Такая пара, созданная в проектных целях, в своей деятельности моделирует инновационные изменения, которые после соответствующей самооценки, оценки и коррекции переносятся в реальный процесс профессионального взаимодействия. Например, в опыте волгоградских педагогов были составлены моделирующие пары «руководитель образовательного учреждения — учитель английского языка той же школы». На курсах они параллельно осваивали: учитель — инновационную технологию обучения языку; директор — приемы эффективного управления инновационными изменениями, условия эффективности инновационной технологии обучения английскому языку. Возвратившись на место работы, учитель начинал вводить освоенную технологию в практику обучения. Директор прилагал усилия для создания инновационной среды, благоприятной для внедрения технологии. Возникающие при этом типовые проблемы, ситуации напряжения, новые эффекты сразу же подвергались рефлексии, анализировались и учитывались при корректировке следующих проектных шагов. Возможен игровой вариант формирования моделирующих пар, выполняющий диагностическую или пропедевтическую функцию. Так, в рамках учебного проектирования, предметом которого являлось продуктивное профессиональное поведение, студентам выпускного курса педагогического университета предлагали сформировать пары «директор школы — молодой учитель, нанимающийся на работу». Далее в условиях регламентированного времени все пары параллельно проигрывали ситуацию приема на работу и составления трудового договора. Основная установка для обеих сторон — максимально удовлетворить собственные потребности и запросы, связанные со служебной встречей. При этом возможно задать разные режимы работы пар: спонтанное общение, основанное на личном опыте и представлениях о ситуации, либо взаимодействие по инструкции. По итогам работы пар проводится общая дискуссия, материалом для которой служат личные впечатления каждого участника пары. Таким образом, выявляются внутренние мотивы «начальника» и «подчиненного», стереотипы, штампы, тупиковые способы действия с той и другой стороны, удачные приемы и ходы, позволяющие достичь желаемого. В итоге совместными усилиями проектируется модель продуктивного поведения в типовой ситуации устройства на работу молодого специалиста (СНОСКА: Аналогичный прием использовался на курсах повышения квалификации администраторов школ). Проектная команда. Под проектной командой обычно подразумевается основной круг людей (специалистов), непосредственно участвующих в социально-педагогическом или образовательном проекте. Внутри этого круга происходит выделение и распределение сфер ответственности (функций), которые позволяют комплексно обеспечить реализацию проекта. К ним относятся исследование, обучение, экспертиза, подготовка документации, координация деятельности, техническая или социальная разработка, консалтинг, методическое сопровождение, администрирование Так, для сетевого обучения характерно командное обеспечение проекта в силу значительного усложнения характера деятельности по его сопровождению. Примерный состав такой команды: руководитель проекта (преподаватель, ученый); методисты-координаторы, лидеры, возглавляющие учебные (целевые, тематические) группы, тьюторы, программист, отвечающий за разработку конфигурации сайта и создание необходимых программных продуктов; техник, обеспечивающий устойчивость связи. Пилотная группа — группа участников, осуществляющих пилотажные (пробные, экспериментальные) действия в логике проекта. Иногда этап действий, который связан с такими локальными пробами, называют пилотным проектом. По сути, пилотная группа — это первопроходцы, на долю которых выпадает апробация того или иного инновационного подхода со всеми вытекающими из этого сложностями. В такую группу обычно отбирают наиболее квалифицированных специалистов, склонных к обоснованному риску и умеющих действовать в ситуации неопределенности. Так, проект «Правовое образование» предусматривал создание пилотной группы преподавателей различных предметов, которые одновременно должны были стать и разработчиками инновационных программ, и первыми, кто апробирует их на практике. Группа тьюторов (тренеров) — эта группа участников проекта проходит опережающее по отношению к остальным обучение, с тем чтобы впоследствии передать свои знания и опыт другим. Иногда параллельно они выполняют методические функции по отношению к своим коллегам. В уже упоминавшемся проекте по разработке нового формата выпускного экзамена по английскому языку тщательно отобранная группа наиболее опытных учителей английского языка была направлена в Великобританию для ознакомления со специальной литературой, нормативными документами и реальным опытом, связанным с организацией процедуры языкового тестирования. Впоследствии они провели серию обучающих семинаров для учителей города по данной проблематике. Следующий этап проекта потребовал от группы освоения методологии создания тестовых материалов и методических пособий в помощь российским учителям английского языка. После этого они смогли обучать коллег работе с этими пособиями. В ходе проектирования формируются также разнообразные учебные и рабочие группы, выполняющие в зависимости от целей проектной деятельности и этапа ее реализации различные функции. Например, в ходе проектной игры «Летний лагерь: прогноз» в каждом отряде был создан организационно-мозговой центр (ОМЦ), задачей которого стала организация и проведение мозгового штурма с целью создания банка идей, их экспертной оценки и отбора. В состав ОМЦ вошли консультант-организатор — наиболее подготовленный и авторитетный человек, досконально разбирающийся во всех сторонах жизни лагеря; генератор идей — член отряда, способный мыслить ассоциативно, самостоятельно развивать поступающие идеи, предлагать в развитие свои; фиксаторы идей — члены отряда, умеющие быстро и точно не только зафиксировать поступающие идеи, но и распределить их по заданным проблемам. Состав экспертов отражает интересы всех заинтересованных в успешной организации жизни лагеря групп. Здесь члены отряда, подростки и старшеклассники; представители профсоюзов и руководства пионерских лагерей. Их задачей является всесторонний анализ предлагаемых идей со своей профессиональной и общественной позиции (СНОСКА: По материалам В. П. Бедерхановой). В международной практике сложилось понятие учебный кружок. Это разновидность неформальной группы — участников системы дополнительного образования. Учебный кружок в ряде случаев также выступает в качестве группового субъекта проектной деятельности. Создание любой группы и педагогическое сопровождение ее деятельности обычно осуществляются с учетом закономерностей развития групповой динамики и специфики той или иной выполняемой совместно проектной процедуры. Речь идет о групповом целеполагании, групповой коммуникации, групповой рефлексии, многообразные способы организации которых подробно описаны в соответствующей литературе. В зависимости от функционального назначения группы выбираются различные подходы к ее формированию. Очень важно правильно подобрать состав. Так, при проведении проекта, связанного с совершенствованием системы профессионального образования, специалистами из г. Нижний Новгород было установлено, что в рабочую группу необходимо включать учителей-практиков, которые непосредственно ведут новый курс; представителей работодателей и экспертов по данному направлению. Желательно, чтобы состав группы оставался постоянным, поскольку процесс проектного обучения построен по принципу постоянного совершенствования на основе рефлексии и группового обсуждения. Предыдущий материал постоянно подвергается изменениям и коррекции, поэтому новым людям практически невозможно полноценно участвовать в работе, если они пропустили ряд проектных шагов. Если проект международный, в группе должен быть компетентный переводчик, свободно владеющий профессиональной лексикой. Это поможет избежать смысловых искажений при толковании материалов и экспертных суждений. Специфическим субъектом проектной деятельности могут быть тренинг-группы, которые ситуативно формируются для пропедевтики или преодоления тех или иных трудностей, связанных с освоением режима и отдельных процедур проектной деятельности. Работа тренинг-групп может быть нацелена на: · диагностику и коррекцию тех или иных личностных проявлений; · снятие внутренних барьеров, мешающих продуктивным действиям в рамках проекта; · создание благоприятной психологической и эмоциональной атмосферы внутри группы; · изменение характера групповой динамики по ходу проекта; · формирование дополнительных умений, навыков, опыта, необходимых для успешного продолжения проекта; · активизацию позиции участников и др. К совокупным субъектам проектирования относят также различные виды внешних по отношению к проектам объединений, таких как наблюдательный или консультативный советы, экспертные, редакционные и другие группы. Целесообразно включать в их состав представителей различных учреждений, организаций, категорий специалистов, чтобы обеспечить комплексный характер экспертизы и исключить момент лоббирования интересов какой-то одной группы (социальной, профессиональной, возрастной). Причем поэтапный характер осуществления проектной деятельности предполагает подвижность структуры субъектов, смену акцентов в деятельности специалистов, их ротацию. Например, в рамках проектов сети «Эврика» существует совет сети инновационных федеральных экспериментальных площадок, часть членов которого кооптируется ведомством в силу контрактных отношений между площадками и Министерством образования РФ, а часть непосредственно избирается педагогическим сообществом. Более крупным (коллективным, корпоративным) субъектом в рамках педагогического проектирования выступают образовательные учреждения. Формы проявления их субъектных свойств специфичны, поскольку они одновременно являются и объектами проектного преобразования. В этом, по мнению В. Е. Радионова, заключается двойственность природы объектов педагогического проектирования. Каждый из них представляет сложную систему — самостоятельный социальный «организм», самоуправляемый и имеющий внутренние ресурсы развития. Сетевой субъект проектирования. Впоследние годы в общественно-педагогическом и инновационном движении появляется все больше проектов, объединенных общим подходом, который получил название «сетевой». Феномен сетевого взаимодействия основан на эффекте кооперации и неформального общения. Проектирование в сети основано на личном опыте и социальной инициативе. Для сетевого взаимодействия характерно наличие общего коммуникативно-информационного пространства. Это открывает возможность обмениваться информацией с другими участниками сети, создавать собственные каналы информации. По наблюдению А. М. Цирульникова, в таких проектах, как «Сообщество именных школ» (Пензенская область), Сетевой университет (г. Красноярск), Агентство образовательного сотрудничества (Санкт-Петербург), система образования предстает как горизонтальная самоорганизующаяся сеть. В ее переплетениях (узлах) расположились авторские школы, оригинальные образовательные модели, вариативные курсы, творческие педагогические объединения, создатели коих связаны информационно-коммуникативными отношениями, центральными понятиями которых являются «кооперация», «партнерство», «сотрудничество», «самоорганизация». Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|