ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Методика изучения учащихся в целях дифференциации учебной работыВ современной школе при организации процесса обучения наиболее часто осуществляется внутренняя уровневая дифференциация. Для осуществления уровневой дифференциации необходима диагностика. Работая в данном направлении, учитель сначала выбирает основание для дифференциации, затем проводит соответствующую диагностику, далее на основании диагностики осуществляет дифференциацию и организовывает учебный процесс с учётом дифференцированного подхода в обучении. Диагностика развития математических способностей предложена в работе В.А. Тестова и Л.Д.Ухановой [6,с.36-37], о которой говорилось в теоретической части. Авторы предлагают осуществлять уровневую дифференциацию в 3 классе на основе уровня развития математических способностей. Данная работа проводится во всех классах на параллели. Этапы проведения диагностики: - наблюдения в процессе изучения нового материала, - анализ контрольного задания (решение задач). Для наблюдения выделены те признаки математических способностей, которые наиболее ярко проявляются у младших школьников: 1) относительно быстрое овладение математическими знаниями, умениями и навыками. Быстрота понимания объяснений учителя; 2) логичность мышления; 3) находчивость и сообразительность при изучении математики; 4) быстрое и прочное запоминание математического материала; 5) пониженная утомляемость при занятиях математикой; 6) гибкость мышления, способность переходить с прямого на обратный ход мысли; 7) развитость образно – геометрического мышления и пространственных представлений. В конце 2 (3) класса учителя заполняют таблицу математических способностей школьников, в которой оценили в баллах каждое из выше перечисленных качеств (0 – низкий уровень, 1 – средний уровень, 2 – высокий уровень). Математические способности.
Затем школьникам даётся контрольное задание: 1. Волк и заяц соревнуются в бассейне. Волк проплывает за 1 мин 8м, а заяц 800 см. Кто приплыл к финишу раньше? 2. Начерти квадрат и прямоугольник с одинаковым периметром, равным 16 см. 3. Оля начертила две прямые линии. На одной из них она отметила 4 точки и на другой 4 точки. Всего было отмечено 7 точек. Как она это сделала? 4. В овощную палатку завезли 368 кг картофеля. Часть этого картофеля продали. Остальной картофель лежит в 6 мешках, по 46 кг в каждом. Во сколько раз меньше картофеля продали, чем осталось? 5. В танцевальном кружке занимались 22 девочки и несколько мальчиков. Когда 4 девочки ушли, девочек стало в 2 раза больше, чем мальчиков. Сколько детей первоначально занималось в кружке? 6. Как изменится разность двух чисел, если из вычитаемого вычесть 6 единиц, а к уменьшаемому прибавить 4 единицы? 7. Сколько нулей в конце записи числа, выражающего произведение всех натуральных чисел, начиная от 20 и кончая 30? 8. Сколько всего чётных двузначных чисел?
Анализ работы: 2 балла - правильный ответ, 1 балл – частично правильный ответ, 0 баллов – неправильный ответ или задание не выполнено.
После проведения исследования и заполнения результатов в таблицу можно разделить учащихся 3 (4) классов на 2 группы – А и Б. 1 группа (Б) – это учащиеся, для которых основной задачей является достижение уровня возможностей, т.е. уровня, соответствующего содержанию основной программы и учебника, 2 группа (А) – это учащиеся, которые способны идти дальше учебника, способны достичь уровня углублённого изучения предмета. [6 с.35]. В дальнейшем на уроках математики и русского языка ученики соответствующих групп из двух классов объединяются. Учащиеся группы А одного класса объединяются с учащимися группы А другого класса, у них проводится урок математики по программе углублённого изучения, соответственно объединяются учащиеся из групп Б, у них проводится урок русского языка по базовой программе. На следующем уроке в группах А проводится урок русского языка, а в группах Б урок математики. Анализируя основания для дифференциации, рассмотренные в теоретической части, считаю, что результативной будет являться дифференциация по способу восприятия информации. Данная дифференциация даст возможность учителю преподносить информацию на уроке, используя тот канал восприятия, который более развит у ребёнка. Для дифференциации по способу восприятия информации можно использовать диагностику, предложенную Н.А. Карпушиной [8, с.83-84]. Предложенная диагностика осуществляется при помощи методов: теста-опроса, наблюдения. Тест – опрос для родителей включает в себе вопросы, соответствующие характеристике типов: 1. Чем больше всего любит заниматься ваш ребёнок? 2. Как он устанавливает контакт с детьми во дворе? 3. Как он ведёт себя, когда приходят гости? 4. Как он играет с животными? 5. Разборчив ли в еде, одежде? 6. Как он переживает неудачу? 7. Как он просит? 8. Что он рассказывает о своей школьной жизни? 9. Какие уроки делает охотнее всего? 10. Любит ли он рисовать? 11. Какие идеи и фантазии приходят ему в голову? Анализ теста - опроса проводится с использованием таблицы характеристики типов людей, по способу восприятия информации. Учитель находит в таблице соответствующую характеристику и отмечает напротив фамилии ребёнка, ставя буквы В, А, К.
Характеристика типов людей, по способу восприятия информации [8, с.83-84].
Наблюдения за детьми учитель осуществляет в разных видах деятельности, фиксируя результаты в таблице, пользуясь таблицей особенностей детей в разных видах деятельности.
Особенности детей в разных видах деятельности.
Заполняя таблицу, учитель ставит букву (В, А, К), соответствующую группе в таблице. Кроме букв могут быть записаны словесные формулировки, которые помогут более точно проанализировать результаты. Проанализировав ответы родителей и результаты наблюдений, можно распределить детей на три группы (А, В, К): -аудиалы (больше букв А)– люди, для сознания которых преимущественное значение имеет информация, полученная на слух; - визуалы (больше букв В) – люди, для сознания которых преимущественное значение имеет зрительная информация; - кинестетики (больше букв К)– люди, для сознания которых преимущественное значение имеют ощущения тела, движения, запахи, вкус и т.д. Дифференциация процесса обучения будет заключаться в том, что на уроке учитель предлагает задания в различной форме, каждая из которых соответствует ведущему каналу восприятия той или иной группы детей. Аналогичной является дифференциация, предложенная Лорен Брэдвей и Барбарой Алберс Хил.[7, c.91-95]. Они предлагают использовать блиц-опрос для родителей для выявления, каким способом познания пользуется ребёнок. По результатам опроса учитель определяет кем в процессе познания является ребёнок - зрителем, слушателем, деятелем. Блиц – опрос для родителей первоклассников: 1. Общение. Когда моему первокласснику хочется выразить свои мысли…..
2.Любимые игрушки и занятия. Когда мой первоклассник играет…..
3.Микро-моторика. Когда мой первоклассник работает руками……
4.Навыки поведения в коллективе. Когда мой первоклассник общается с другими детьми….
5. Память. Когда мой первоклассник учится…..
6. В школе. Когда мой первоклассник находится в классе….
По результатам опроса детей можно разделить по способу познания на три группы: зритель, слушатель, деятель (первый столбик ответов на вопросы характерен, если ребёнок зритель, второй – если слушатель, третий – деятель). С учётом полученных результатов учитель организует работу с группами учащихся, активизируя тот способ познания, который им характерен. У авторов также разработан блиц – опрос для родителей четвероклассников. В теоретической части был сделан вывод о том, что чаще всего уровневая дифференциация осуществляется по степени обученности учащихся. Диагностика уровня обученности необходима для выявления уровня овладения учеником системой заданных учебной программой знаний и умений, приобретённых за определённый период обучения. Данную диагностику предлагаю осуществлять путём проведения контрольных работ, разработанных В.Н.Максимовой [4, с.20,22]. Диагностическая контрольная работа проводится в течение одного урока (не реже 1 раза в полугодии) и содержит 6 вопросов разного характера: на узнавание, запоминание, понимание, обобщение внутри темы, межтемное обобщение, межпредметное обобщение. Для определения уровня обученности по русскому языку в 1 классе, в 1 полугодии можно использовать следующую диагностическую работу: 1. на узнавание (0-1) Ливень льёт! Ливень льёт! Пляшут капли в лужице. Плот плывёт! Плот плывёт! Плот по луже кружится! Выпиши предложения, которые соответствуют данной схеме: ! __ ____ ____ ____. 2. на запоминание (0-2) Подчеркни одной чертой в словах часы, ветер, новость согласные буквы. 3. на понимание (0-3) Раздели слова на слоги: парта, парус, пары, парник. 4. на обобщение внутри темы (0-4) Измени слова так, чтобы они обозначали один предмет: гуси-……., двери-………., дома-………, машины-………. 5. межпредметные обобщения (0-5) (диктант) Снежинки падали, кружились. Упали снежинки и на кота Ваську. 6. межпредметные связи (0-6) Закончите текст 2-3 предложениями. Жили мужик да баба. Был у них кот Рыжик. Выдумал он в лес убежать……..
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|