Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Определение уровня обученности 1 класс, 2 полугодие.




 

1. Выпиши правильный перенос слов (0-1):

я-годы, яго-ды, ягод-ы.

2. Запиши буквы, которые ты напишешь в словах:

р(е,и)бята, м(о,а)роз.

3. Измени слово по образцу:

стучать – я стучу

тащить – я……..

кричать – я …...

4. Выпиши предлоги со словами, к которым они относятся.

У маленькой девочки в клетке жил чиж. Она выпустила чижа из красивой клетки. Птица весело запела на воле.

5. Диктант (0-5).

Коля и Петя гуляли. Вот роща. Под кустом дети нашли ёжика. Коля взял ежа домой.

Допишите 1-2 предложения.

6. Составьте пословицы и запишите их (0-6):

Вода с гор потекла,…….. апрель с травой.

Март – с водой,………… год кормит.

Весенний день………….. весну принесла.

Диагностические работы для определения уровня обученности необходимо проводить по всем предметам.

Оценка результатов: подсчитывается количество баллов, набранных учеником, и делится на максимальное количество баллов за работу, таким образом получается коэффициент обученности учащегося.

Коэффициент обученности:

0,8-1 – высокий уровень, 0,6 – 0,8 – средний уровень, меньше 0,6 – низкий уровень. На основании диагностика учащиеся делятся на три группы: с высоким, средним, низким уровнем обученности.

Учитель организует работу в классе, с учётом выявленных групп.

Вывод

Существуют разные основания для дифференциации в процессе обучения, и мастерство учителя заключается в умении найти наиболее правильный способ её осуществления. Дифференцированный подход считаю необходимым, т.к. его использование приводит к улучшению результатов процесса обучения на основе учёта особенностей учащихся. В условиях современного образования из-за большого объёма учебного материала, необходимости быстрого его усвоения учитель не имеет возможности реализовать индивидуальный подход к учащимся. Альтернативой может стать дифференцированное обучение на основе учёта индивидуальных особенностей группы детей.

Хочу ещё раз подчеркнуть, что дифференциация процесса обучения необходима и должна осуществляться в каждом классе с момента поступления ребёнка в школу. Сначала основанием для дифференциации может стать степень готовности ребёнка к школе, в дальнейшем можно дифференцировать по способу восприятия информации, по степени обучаемости, обученности, по степени творчества, самостоятельности, запоминания, познавательной активности и т.д.

Учитель, на мой взгляд, сам должен выбирать основание для дифференциации, которое на данном этапе считает более актуальным.

Дифференциация обязательно должна осуществляться после проведённой диагностики, для которой могут быть использованы различные методы: наблюдение, анализ продуктов деятельности учащихся, тестирование, беседа, опрос родителей и т.д. Проблема дифференциации обучения чрезвычайно сложная и требует участия высококвалифицированных специалистов для отбора учащихся в разные по уровню группы.

Анализируя опыт учителей и свой личный, убеждаюсь в правильности вывода, что дифференцированный подход в учебном процессе означает действенное внимание к каждому ученику, его творческой индивидуальности в условиях классно-урочной системы обучения по обязательным учебным программам, предполагает разумное сочетание фронтальных, групповых и индивидуальных занятий для повышения качества обучения и развития каждого.

Хочу отметить положительные моменты внутренней уровневой дифференциации, которую считаю самой оптимальной в условиях современного образования [6, с.35]. У учителя появилась возможность более тщательно отбирать методы и приёмы дифференцированного подхода при обучении, темп работы учащихся в одной группе примерно одинаков, поэтому объём выполняемой работы и степень сложности отбираемого на урок материала для разных групп легче распределять. При дифференцированном методе обучения нет необходимости дополнительно заниматься со слабыми учащимися после уроков, тем самым решается проблема дефицита свободного времени у детей.

В то же время хочется подчеркнуть, что разноуровневая форма обучения не может дать положительного результата сама по себе, она требует огромной работы над содержанием и методикой преподавания.

 

Литература:

1. Под ред. Раева А.И. Педагогическая психология. С-Пб.,1999.

2. Унт И. Индивидуализация и дифференциация обучения. М.,1990.

3. Бударный А.А., Розенталь У.Д. Об одной из возможностей преодоления второгодничества. \Советская педагогика. 1966. №7.

4. Под ред. д.п.н., проф. В.Н.Максимовой. Диагностика обученности (начальная школа). СПб., 1999.

5. Интернет. http://www.lotos. km. ru mo_smir_03.htp/

6. Тестов В.А., Уханова Л.Д. Развитие познавательных способностей у школьников в условиях уровневой дифференциации. \\ Начальная школа. 1999, №2.

7. Бредвей Л., Алберс Хил Б. Ребёнок от 7 до 14 лет. Как научить Вашего ребёнка учиться. М., 1997.

8. Карпушина Н.А. Учитывать индивидуальные особенности детей. \\ Начальная школа. 2000, №2.

9. Новикова Л.И. Дифференцированный подход к учащимся в процессе обучения. \\ Начальная школа. 2002, №1.

10. Деменева Н.Н. Дифференцированная работа на уроках математики в начальной школе. \\ Начальная школа. 2004, №2.

11. Ушинский К.Д. Сборник сочинений. Т.1-2. М., 1952.

12. Чередов И.М. О дифференцированном обучении на уроках. Омск, 1993.

13. Одегова В.Ф. Дифференцированная работа при чтении художественного произведения. \\ Начальная школа. 2004, №2.

 

 

4. Подласый И.П. Педагогика. М., 2005.

Диагностика уровня вербального (словесного) мышления. [4, с. 95-96].

Этот тест, разработанный чешским психологом Й. Йырасеком, входит в комплекс тестов для определения школьной зрелости.

Материал: лист бумаги с таблицей, в которой учитель фиксирует ответы детей, бумажные часы.

  №? ответ баллы
Аня К. 1. 2. 3. и т.д.    
      всего-

 

Для анализа ответов детей и определения количества баллов предлагаю воспользоваться данной таблицей:

вопрос правильный ответ баллы неправильный ответ баллы
1.Какое животное больше – лошадь или собака? лошадь   собака -5
2.Утром мы завтракаем, а в полдень…?   обедаем   полдничаем, ужинаем, спим -3
3.Днём светло, а ночью…? темно   др. варианты -4
4. Небо голубое, а трава…? зелёная   др. варианты -4
5. Черешни, груши, сливы, яблоки…это что? фрукты   др. варианты -1
6. Почему раньше, чем проедет поезд, вдоль пути опускаются шлагбаумы? чтобы никто не попал под поезд   др. варианты -1
7. Который час? (показать на бумажных часах: четверть седьмого, без пяти минут восемь, четверть двенадцатого, пять минут двенадцатого) хорошо показано, показано только четверть, целый час, четверть и час правильно   не знает  
8. Что такое Москва, Санкт- Петербург, Колпино. города   станции др. вариант -1
9. Маленькая корова – это телёнок, маленькая собака – это…, маленькая овечка – это…? щенок, ягнёнок одно из двух   др. варианты -1
10. Собака больше похожа на кошку или на курицу? Чем, что у них одинаково? на кошку (достаточно одного признака) на кошку (без приведения признаков)   на курицу -3
11. Почему во всех автомобилях тормоза? две причины (тормозить с горы, остановиться и т.д.) одна причина   др. варианты -1
12. Чем похожи друг на друга молоток и топор? два общих признака, одно подобие   др. варианты  
13. Чем похожи друг на друга белка и кошка? млекопитающее, два общих признака (4 ноги, хвост и т.д.) одно подобие     др. варианты  
14. Чем отличаются гвоздь и винт? Как бы ты их узнал? у винта нарезка, винт завинчивается или у винта гайка   др. варианты  
15. Футбол, прыжок в высоту, теннис, плавание…это? спорт (физкультура) игры (упражнения, гимнастика, состязания)   др. варианты  
16. Какие ты знаешь транспортные средства? 3 наземных транспортных средства и самолёт или корабль, после подсказки     др. варианты  
17. Чем отличается старый человек от молодого? три признака одно или два различия   у него палка, он курит и др.  
18. Почему люди занимаются спортом? две причины, одна причина   др. варианты  
19. Почему это плохо, когда кто-нибудь уклоняется от работы? правильный ответ   др. варианты  
20. Почему на письмо нужно наклеивать марку? так платят за пересылку, чтобы не платить штраф   др. варианты  

 

Подсчёт количества баллов (суммы баллов + и -) даёт возможность проанализировать результаты и сделать вывод об уровне вербального (словесного) мышления ребёнка.

Классификация результатов:

- отлично + 24 и более,

- хорошо + 14 до +23,

- удовлетворительно + 0 до +13,

- плохо -1 до -10,

- очень плохо -11 и хуже.

 

10. Аршавина Л.И. Уровень сформированности учебной деятельности. \\ Начальная школа. 1999, №7.

Большое значение, на мой взгляд, имеет уровень сформированности учебной деятельности, для определения которого можно воспользоваться диагностиками, разработанными Л.И.Аршавиной [10, с.81-82]. Каждая диагностика направлена на выявления уровня сформированности одного из учебных действий.

1. Диагностика уровня сформированности действия анализа.

2. Диагностика уровня развития действия планирования.

3. Диагностики наличия у учащихся рефлексии на способ действия.

4. Для диагностика степени сформированности действия контроля.

Для выявления уровня сформированности действия анализа у учащихся 2 класса предлагаю использовать методику «Полоски».

Задача, содержащаяся в данной методике, предъявляется учащимся в предметно-действенной форме.

Методика проведения. Ученикам даётся три пары полосок различной длины.

Задача: от большой полоски из пары отрезать такую часть, чтобы в результате добавления отрезанной части к меньшей полоске они стали одинаковыми.

Методика состоит из трёх однотипных задач: в двух из них полоски разграфлены на одинаковые деления, а последняя пара полосок предлагается учащимся без делений.

Принцип решения этих однотипных задач состоит в том, что «лишняя» часть любой полоски должна быть представлена как сумма одинаковых частей. Для выделения этого принципа учащиеся должны отбросить «навязываемый» им эмпирический способ (подсчёт делений, на которые разграфлены полоски) и применить теоретический способ (согнуть «лишнюю» часть большей полоски пополам).

Об уровне развития способности анализа можно судить по способу действия, который учащиеся применяли в каждой из трёх однотипных задач.

Оценка результатов: Выделяются 4 уровня развития действия анализа учащихся:

4 уровень – наиболее высокий. К нему относятся дети, которые самостоятельно (без вспомогательных вопросов-подсказок) находят принцип решения в представленной задаче и действуют в соответствии с этим принципом. Поисковая – исследовательская активность у таких учащихся протекает преимущественно в умственном плане.

3 уровень – учащиеся, которые не могут сразу самостоятельно найти принцип решения задачи. Для этого им требуется либо наводящий вопрос учителя, либо изменение способа решения в очередной однотипной задаче (после решения 1-2 задач эмпирическим способом ученики находят теоретический способ решения задач и выделяют искомый принцип).

2 уровень – учащиеся, которые не смогли найти принцип решения и все задачи решали эмпирическим (необобщённым) способом. У всех учащихся данной категории поисково – исследовательская активность не выделяется в отдельный этап, а разворачивается в предметном плане, предваряя выполнение каждого отдельного действия. У учащихся нет самостоятельной направленности на выделение существенных условий задачи, что свидетельствует об эмпирическом способе их анализа.

1 уровень – развитие действия анализа выполняется у таких учащихся, которые не только не могут выделить принцип решения ни в одной задаче (даже с подсказками), но зачастую в течение длительного времени не могут понять инструкцию. Они выделяют чисто внешние, несущественные признаки в условиях задачи. Эти учащиеся не умеют рассуждать и действовать логично. Они не могут найти самостоятельно даже эмпирический способ решения задач, что свидетельствует о наличии лишь зачатков элементарного анализа.

2.Методика для выявления уровня развития действия планирования «Найди фигуру».

Для определения уровня развития планирования при решении задачи в наглядно-образной форме.

3. Методика «Анаграммы».

Для диагностики наличия у учащихся рефлексии на способ действия.

4. Методика «Пути».

Для диагностики степени сформированности действия контроля.

Проведя диагностику, учитель получает представление об уровне сформированности учебной деятельности и определяет для себя пути работы с полученными группами учащихся.

ем похожи равенства? Чем отличаются? Расскажи маме правила о перестановке слагаемых.(

т:"анятные истории, используя слова " по

 

Такого же основания для дифференциации придерживается Л.И.Новикова, которая даёт свою характеристику групп по уровню обучаемости [9, с.73-74]:

1 группа – ученики с высокими учебными способностями:

а) высокий уровень развития и высокая работоспособность (оценки 5);

б) средний уровень развития и высокая работоспособность (оценки 5,5,4);

в) высокий уровень развития и средняя работоспособность (оценки 4,5,4).

1 группа учащихся ведёт работу с материалом большой сложности, требующим умения применять знания в незнакомой ситуации и самостоятельно творчески подходить к решению учебных задач.

2 группа – учащиеся со средними способностями:

а) средний уровень способностей к учению и средняя работоспособность (оценки 5,4,3);

б) низкий уровень развития и высокая работоспособность (оценки 4 и 3);

в) низкий уровень развития и средняя работоспособность (оценки 3 и 4, редко).

Эта группа учащихся выполняет задания первой группы, но с помощью учителя или опорных схем, или после разъяснения сильными учащимися.

3 группа – учащиеся с низкими учебными способностями:

а) высокий уровень развития и низкая работоспособность (оценки 3,2,4,5);

б) средний уровень развития и низкая работоспособность (оценки 3, 3, 2);

в) низкий уровень развития и низкая работоспособность (оценки 3, 2).

Эта группа учащихся требует точного ограничения учебных заданий, большого количества тренировочных работ и дополнительных разъяснений нового на уроке.

При сравнении предложенных вариантов можно найти характеристики полностью совпадающие, т.к. основание для дифференциации одно и тоже. Наряду с найденным сходством можно обратить внимание, что у Л.И.Новиковой в каждой группе выделены подгруппы, и показано какая может быть успеваемость у учащихся каждой подгруппы.

 

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных