Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА 3 страница




Предложенные темы учитывают разные интересы учащихся: одни темы требуют воспроизведения материала уроков, другие рассчитаны на творческое воображение, третьи — на самостоятельный анализ произведений драматического и изобразительного искусства.

Приведем пример обобщенного урока-беседы по комедии Гоголя «Ревизор», проведенного учителем-словесником И. Д. Соколовой (г. Ульяновск) 1.
Предлагаем провести беседу с учащимися по следующим вопросам:
— С времен античности греческий философ Аристотель выделил три литературных рода по предмету и способу изображения. Какие? (Эпос: предметом эпического произведения является событие; лирика: предмет лирики — чувство; драма: предмет драмы — действие.)
— Без действия нет драмы. Поэтому о драме говорят, что она рассказывает о жизни голосом самой жизни, и поэтому драма считается универсальным литературным родом. Посмотрим, как это происходит в пьесе, обратившись к бессмертной комедии Гоголя «Ревизор». «Я пригласил вас, господа, с тем, чтобы сообщить вам пренеприятное известие. К нам едет ревизор». Что произошло в пьесе?
Ответы учеников: «Дается посыл к развитию действия. Чиновники уездного города и городничий напуганы этим известием. В страхе они стараются принять необходимые меры и приготовиться к встрече с ревизором».
«Действие завязалось в один крепкий узел. В словаре литературоведческих терминов завязка толкуется как начало противоречия, исходный момент».
«В комедии можно выделить две завязки. Первая — письмо Чмыхова, вторая — сообщение Бобчинского и Добчинского о приезде ревизора. Недурная наружность, „наблюдательность“ (в тарелки заглянул), известие, что чиновник из Петербурга, денег ни за проживание, ни за обеды не платит, — все это позволило Бобчинскому и Добчинскому принять Хлестакова за ревизора, тем более что они и так были сильно напуганы».
«Фразой городничего не только завязывается действие, а намечается конфликт. Конфликт, или противоречие, или коллизия, заложен уже в самом названии произведения между тем, кто проверяет, и тем, кого проверяют, между чиновниками уездного города и ревизором».
— Давайте посмотрим, как передается драматургом нарастание чувства страха среди чиновников.
«Сообщение городничего напугало чиновников, Бобчинский и Добчинский, переполошившись, принимают Хлестакова за ревизора. Начинается паника».
«Городничий в панике путает слова („Возьмем в руки по улице...“) и действия (на голову вместо шляпы надевает коробку)».
«В VIII явлении второго действия, когда происходит встреча городничего и Хлестакова, заметно, что боятся оба. Хлестаков — тюрьмы за долги, а городничий — за свои „грешки“».
«Это заметно и в диалоге, и в репликах про себя (в сторону). Говорят о разном, но не понимают друг друга. Хлестаков наконец спрашивает денег в долг, а городничий с радостью дает, полагая, что Хлестаков намекает на взятку, да еще вместо двухсот четыреста „ввернул“».
«Всесильная взятка сделала свое дело. Оба успокоились. Паника прекратилась. И действие стало развиваться более спокойно, не так стремительно».
— Как разрастается конфликт между мнимым ревизором и чиновниками уездного города?
«Провести чиновников Хлестакову было бы трудно, если бы он обманывал по расчету. Но он действовал искренно, по обстоятельствам, в которых оказался. Городничий был великим мошенником. Он сам о себе говорил так: «Мошенников над мошенниками обманывал, трех губернаторов обманул!»
«Чиновники решают дать взятку Хлестакову, и дают все, но дают по-разному. Судье Ляпкину-Тяпкину первому доверяют выполнить это важное задание. Он умело выходит из трудного положения, говоря при этом: „Ну, город наш“. А Хлестаков о нем: „Хороший человек судья“».
«Попечитель богоугодных заведений Земляника оправдывает характеристику, данную ему автором: „Сам толст, а плут тонкий“. При встрече с Хлестаковым он клевещет на своих товарищей. Землянике первому приходит идея о взятке, но дает он ее последним».
«Хлестаков при деньгах обручился с Марьей Антоновной, счастлив, ему хочется прихвастнуть, пустить пыль в глаза и показать себя важной персоной».
— Давайте посмотрим сцену хвастовства, которую приготовили ребята. Подумаем, какое место занимает эта сцена в комедии.
«Сцена хвастовства — наивысший момент в развитии действия».
«Это кульминация. Хлестаков из „елистратишки“ (так называет его Осип, а это самый низший чин в Табели о рангах — коллежский регистратор) вырастает в министра, управляющего департаментом».
— Здесь проявилось высочайшее комедийное мастерство Гоголя. Приемы создания комического самые разнообразные. Какие вы заметили?
«В сцене хвастовства автор прибегает к гиперболе, преувеличению („За один вечер три произведения сочинил: „Норма“, „Роберт Дьявол“и „Женитьба Фигаро“). А эти произведения являются операми».
«Суп в кастрюльке прямо из Парижа, а чего стоит прием 35-ти тысяч иностранных курьеров за один вечер» и т. д.
«Гоголь использует в своем произведении гротеск. Все действие комедии держится на ошибке».
— Есть ли еще такие моменты в развитии действия, которые можно назвать кульминационными? Как разрешается противоречие в комедии?
«Наивысшим моментом можно назвать и мечты городничего о жизни в Петербурге. Городничий торжествует от открывшейся ему возможности неограниченной власти над людьми».
«Внешний конфликт разрешается как будто благополучно. Хлестаков, обручившись с Марьей Антоновной, прихватив денег, коврик и лучшую тройку лошадей, уезжает. Чиновники успокаиваются. Но тут почтмейстер приносит письмо Хлестакова к Тряпичкину, в котором Хлестаков описывает все случившееся с ним и смеется над чиновниками. Чиновники обмануты, оскорблены».
«Письмо служит как бы развязкой, разрешением внешнего конфликта».
«Ситуация из комической вырастает в трагическую, когда городничий произносит фразу: „Над кем смеетесь, господа, над собой смеетесь...“, он уже выглядит не смешным, а жалким».
«Эта вторая развязка может послужить завязкой для другой пьесы, действие которой выходит за рамки комедии».
— Необычайное мастерство Гоголя отмечали и литературоведы, и театральные деятели. Классически четкий план пьесы — от завязки до развязки. Легко, изящно, одной только фразой Гоголь начинает действие и заканчивает его. (А что же могло произойти в уездном городе с приездом настоящего ревизора, мы узнаем из сочинений, где ребята проявили свою фантазию. При их обсуждении мы отмечаем версии, наиболее близкие духу гоголевской комедии.)

 

ИВАН СЕРГЕЕВИЧ ТУРГЕНЕВ
(1818—1883)

«Ася»

В 5—7 классах на уроках литературы произведения Тургенева изучались не раз. Но нельзя не заметить, что все они одного тематического ряда: «Муму», «Бирюк», «Бежин луг», стихотворения в прозе «Русский язык», «Близнецы», «Два богача». Только в 8 классе ученики впервые встречаются с произведением, которое можно было бы отнести к теме «тургеневской любви», с образом так называемой тургеневской девушки.
Вступительное слово учителя о Тургеневе в 8 классе должно создать у учащихся представление об этой стороне жизни и творчества писателя, имевшей для читателей не меньшее значение, чем его антикрепостническая аннибалова клятва и его яркие общественные выступления. И та и другая тема определили характер исторической эпохи середины XIX века.
«…В том величие и обаяние „тургеневской любви“, что она развивается как подготовка души к самопожертвованию, как предчувствие заветной бури, в которой томящаяся душа обретет свое всечеловеческое счастье» (Анат. Горелов).
«Тургенев был убежден, что любовь сопряжена с наивысшим подъемом чувств. Именно потому для проверки крепости и богатства натуры своих героев он непременно ставил их в центр любовной коллизии... Сразу обнаруживалось, есть ли у героя „натура“ или нет ее и вместо нее „одна голова“» (С. Шаталов).
Следует подчеркнуть, что активной силой в любви является именно «тургеневская девушка», а герой-мужчина, не получивший в повести «Ася» даже имени, будет в ответственный момент «нести какую-то жалкую околесицу», а после припадка малодушия кинется вслед уехавшей Асе, будет проклинать себя, а затем утешится мыслью, что он, «вероятно, не был бы счастлив с такой женой». Конечно, этот вывод должен родиться в итоге изучения повести, но понимание его учителем определит изучение темы с самого начала.
Повесть «Ася» создается Тургеневым в 50-е годы XIX века, которые писатель считал переломными для себя как в литературно-общественном, так и в личном плане. Он занимался вопросами «личного счастья» человека, вернее, права человека на личное счастье в столкновении с его нравственным и общественным долгом.
Повесть «Ася» относительно недавно включена в программу, и поэтому не сложилась еще прочная традиция ее изучения. Лишь в 1994 году журнал «Литература в школе» (№ 6) опубликовал в разделе «Впервые в программе» две статьи об изучении «Аси» в 8 классе.
Учитель О. Харитонова поделилась своим опытом, предложив развернутый конспект системы уроков.
1-й урок знакомит учащихся с рассказчиком, с главным персонажем, обстановкой действия на материале чтения 1—3-й глав повести. Предлагаются ориентировочные вопросы для беседы:
— От чьего имени ведется повествование в произведении?
— Как вы понимаете слова героя: «Я жил без оглядки...»?
— Что особенного в Асе? Можно ли назвать ее красавицей? Что в поведении Аси показалось вам необычным?
2-й урок имеет у автора статьи заголовок: «Что за хамелеон эта девушка!» (4—10-я главы).
Ориентировочные вопросы для беседы:
— Какие черты характера героини проявляются в эпизодах, описанных в 4, 5-й главах?
— Как вы понимаете слова рассказчика: «Что за хамелеон эта девушка!»?
— Как тайна рождения Аси, поведанная Гагиным, объясняет «странности» характера девушки?
— Прочитайте диалог героев в 9-й главе. В чем различие жизненных позиций героев?
3-й урок. «У счастья нет завтрашнего дня» (11—20-я главы).
Опережающие вопросы и задания:
— Что изменилось в поведении Аси? Почему?
— В чем суть размышлений героя после визита Гагина? Какой выбор сделал герой?
— Прочитайте сцену свидания. Оцените поведение г-на Н. Н. Как впоследствии сам герой его оценивает?
— Виноват ли герой в том, как в дальнейшем сложилась его судьба?
4-й урок. Повесть «Ася» глазами современников писателя и в оценке критиков наших дней.
Завершающие вопросы обобщают представления учащихся о содержании повести:
— В чем, по-вашему, вина и беда главного персонажа повести?
— Каково авторское отношение к герою? Предлагается и план к теме «Образ „тургеневской девушки“ в повести „Ася“».
1. «Тургеневская девушка» как историко-литературное понятие.
2. Образ «тургеневской девушки» в повести «Ася»:
1) Портрет героини: подвижность, изменчивость как главные черты внешнего облика героини; обаяние и грация.
2) Основные черты характера Аси: непосредственность, естественность, самобытность; любовь к природе; сложность, «странность» внутреннего мира героини: большие духовные запросы, стремление к самосовершенствованию; нравственный максимализм; требовательность в выборе предмета любви; «окрыленность».
3) Образ Аси как олицетворение жизни.
4) Драматизм судьбы «крылатой» натуры в мире «бескрылых» существ.
3. В чем привлекательность тургеневской героини для современного читателя?
В статье Н. С. Танковой «Тургеневская девушка» (Литература в школе. — 1996. — № 5) учитель найдет вопросы для беседы в классе, дополняющие приведенный выше материал.
— Повесть называется «Ася». Почему? Какое полное имя носит героиня? Имя Анна означает «грация, миловидность» (на самом деле — «благодать»); Ася — «рожденная заново». Когда же происходит новое рождение Аси?
— Как зовут героя? Почему Тургенев отказывает ему в имени?
— Анализируя портреты героев, выявите ключевое слово, которое играет важную роль в повествовании. В портрете Гагина это слово «мягкий». А в портрете Аси?
— Символом чего окажется разбитый героем лунный столб?
— В чем именно Ася «совершенно русская»?
— Что обозначает ключевой образ-символ — образ летящей птицы?
— Какая же она, «тургеневская девушка»? Это девушка странная и милая, с легким смехом или с заплаканными глазами, девушка, которая может подарить счастье.
— Согласны ли вы с таким выводом: «...родилась новая женщина — Анна Николаевна, которая уже не будет смотреть на мир „черными, светлыми глазами“, не будет „наклоняться с забавной важностью“, не будет мечтать о полете, в ней остается миловидная грация, но Аси уже не будет»? Обоснуйте свое мнение.
И. В. Калинина уточняет вопросы, которые в основном связаны с рассказчиком:
— Что вы можете сказать о г-не Н. Н., от лица которого ведется рассказ?
— Каково состояние души г-на Н. Н. после первого дня его знакомства с Гагиными?
— Как нравственно-психологическое состояние героя передается через пейзаж?
— Как в дальнейшем меняется душевное состояние героя? Что же открыл для себя герой в Асе? Чем она ему нравилась?
— В каком состоянии шел г-н Н. Н. на свидание с Асей? Понравился ли он вам в сцене свидания? В чем он обвиняет Асю? В чем хочет оправдать себя?
— Когда же приходит к герою осознание того, что он любит?
Ж. И. Стрижекурова считает важным при изучении повести «Ася» напомнить учащимся об исповедальном характере поэмы Лермонтова «Мцыри». Следует выяснить вместе с учениками, как форма исповеди, повествования от первого лица помогает раскрыть духовный мир героя, поддержать лирический тон произведения, создать впечатление достоверности изображения.
Связующим звеном предлагаемых для изучения «Аси» уроков методист считает поиск ответа на главные вопросы:
— Что помешало счастью героев повести? Почему счастье, которое было «так близко, так возможно», не состоялось и кто виноват в этом?
Методическое пособие «Литература в 8 классе. Урок за уроком» предлагает свой вариант системы уроков по теме.
1-й урок. Рассказ учителя о жизни и творчестве писателя, сопровождаемый вопросами для обсуждения:
— Чем, на ваш взгляд, интересна биография И. С. Тургенева? Какие стороны его произведений глубже раскрываются через данный биографический материал?
— В каких прочитанных вами произведениях Тургенева отразились впечатления детства и т. д.? Комментированное чтение 1—10-й глав повести. Вопросы к беседе по этим главам:
— Что мы узнаем из этих глав о герое-рассказчике? Чем он занят? Какова цель его путешествия?
— Какое впечатление и почему произвело на г-на Н. Н. лицо Аси?
— Какое значение имеет в сцене прощания после первой встречи возглас Аси: «Вы в лунный столб въехали. Вы его разбили!»?
— Что можно сказать о человеке, способном, как г-н Н. Н., поэтично увидеть и почувствовать природу? Как характеризует героев их восприятие музыки?
— Что в поведении Аси удивляет, восхищает рассказчика, а что вызывает неприязнь?
2-й урок. Образ «тургеневской девушки». Тайна Аси и ее брата.
— Какой облик Аси складывался из характеристик, данных ей Гагиным? Что в поведении Аси объясняет ее предыстория?
— Как мечты Аси характеризуют ее? Почему страстность девушки, ее устремленность в будущее вызывают колебания в душе г-на Н. Н.?
В связи с этим авторы пособия формулируют характерные особенности литературного типа «тургеневской девушки»:
— Душа, которую невозможно не полюбить.
— Нежность, способность на искренние сильные чувства, отсутствие искусственности, фальши, кокетства.
— Устремленность в будущее. Сильный характер, готовность к самопожертвованию.
— Активность и самостоятельность в решении своей судьбы.
3-й урок. Драма рассказчика, обреченного на одиночество.
Предлагаются задания учащимся по вариантам:
1-й вариант. Дайте обобщенную характеристику г-ну Н. Н.
2-й вариант. Как характеристика, которую г-н Н. Н. дает Гагину, помогает понять самого г-на Н. Н.?
3-й вариант. Определите черты характера Аси, которые более всего подчеркивают ее странность.

Вопросы для обобщения:
— Почему Ася полюбила г-на Н. Н.? Любил ли г-н Н. Н. Асю? Почему он потерял ее?
4-й урок. Мотив превосходства «тургеневской девушки» в силе характера и решительности.
— В чем вы видите нравственное превосходство героини повести над героем?
— Только ли в сцене последнего свидания становится очевидной несостоятельность героя?
Можно предложить учащимся своеобразную викторину-конкурс на лучшее знание и понимание текста повести И. С. Тургенева «Ася»:
— Портрет Аси часто называют динамическим. Как вы это понимаете?
— Найдите в тексте пейзажи. Каково их назначение в повести? Определяют ли они место действия, создают ли фон для событий, делают ли необходимую паузу в развитии сюжета, соответствуют ли характеру описываемой ситуации или контрастируют с ней?
— Рассказчик описывает свое волнение от запаха степной конопли, возбудившего в его душе страстную тоску по русскому воздуху, по русской земле. Почти сразу же за этим следует портрет Аси, сделанный героем: «Ася показалась мне совершенно русской девушкой, да, простой девушкой...» Случайно ли такое «соседство» фрагментов? Как вы его понимаете?
— Тургенев четыре раза переделывал сцену первого прощания г-на Н. Н. с Асей. 1-й вариант был таким: «Я... хотел было пожать руку Асе, но она, как бы смеясь, уклонилась»; 2-й вариант: «Я... протянул было свою руку Асе, но она спрятала ее с особенным ей свойственным выражением»; 3-й вариант: «Я... протянул было свою руку Асе, но она только посмотрела на нее и значительно покачала головой».
В последнем же варианте Ася «посмотрела на меня и покачала головой». Какой характер носят эти изменения? Что подчеркивает в характере Аси последний вариант?
— Герои повести сравнивают Асю с грозой, молнией, птицей, хамелеоном. Кто из персонажей так говорит об Асе? Как эти образы характеризуют и девушку, и говорящего?
— «Асе, — говорит Гагин, — нужен герой, необыкновенный человек — или живописный пастух в горном ущелье». Это одновременно характеристика Аси и косвенно характеристика г-на Н. Н. Как вы понимаете это утверждение?
— Какой смысл вы видите в глаголе, употребленном автором для описания отношения г-на Н. Н. к Асе: «...ее образ втеснился мне в душу»?
— Перед свиданием с Асей герой видит заплаканную немку-служанку Ганхен (т. е. тоже Анну), проводившую жениха в солдаты. Почему после отъезда Аси автор вновь говорит о встрече героя повести с Ганхен? Лицо Ганхен было бледно, но не грустно, а лицо Аси в последнем свидании быстро краснело. За кого Асе было стыдно: за себя или за г-на Н. Н.?
— Почему повесть носит название по имени только одной ее героини? Можно ли было бы назвать ее, например, так: «История давно минувших дней из жизни г-на Н. Н.»?
— Тургенев дал однажды удивительное определение: «Первая любовь — та же революция: однообразно-правильный строй сложившейся жизни разбит и разрушен в одно мгновение». О чьей любви в повести «Ася» вы могли бы так сказать и почему?
(Использованы материалы Е. Виноградовой, А. Горелова, Л. Гороховской, Г. Елизаветиной, И. Калининой, Е. Комиссаровой, Н. Кулагиной, Г. Курляндской, Н. Танковой, Т. Трониной, Ж. Стрижекуровой, Б. Турьянской, О. Харитоновой, А. Чичерина, С. Шаталова, Н. Якушина.)

Предлагаем познакомиться с опытом изучения повести Тургенева „Ася“ учителя-словесника Е. Е. Фроловой.
1-й урок. «Повесть И. Тургенева „Ася“. Знакомство с книгой».
Этот урок вводный, его задача — создать определенный настрой, подготовить школьников к изучению произведения. В начале урока звучит романс «В дороге» («Утро туманное, утро седое...»), и учитель сообщает, что эти стихи принадлежат перу И. С. Тургенева, автора «Муму», «Записок охотника», «Отцов и детей», который начал свой творческий путь как поэт. Мягкая грусть о прошедшем, вера в силу самого красивого на свете чувства — любви, звучащие в этом романсе, стали главными мотивами всего тургеневского творчества.
Затем следует небольшой рассказ о жизни писателя, его личной и творческой судьбе. Это выступление специально подготовившегося ученика.
Далее переходим к разговору о повести «Ася». Знакомимся с материалами, повествующими о жизненных впечатлениях, положивших начало работе писателя над книгой.
Затем ученики, прочитавшие повесть (это было задано на дом), делятся своими впечатлениями о том, что особенно понравилось, кто из героев показался симпатичным и почему, чьи поступки кажутся непонятными и т. д.
Далее предлагаем восьмиклассникам проверить, хорошо ли они знают текст прочитанного произведения, ответив на блицвопросы:
— Где происходит действие повести?
— Какова продолжительность описанных в книге событий?
— Назовите настоящее имя главной героини.
— От чьего лица ведется повествование?
— Каким событием заканчивается повесть?
— Как бы вы определили основную тему произведения?
Кроме того, читаются фрагменты текста (пейзажные зарисовки городков З. и Л., портретные описания Аси, Гагина и т. д.), ученикам предлагается определить, о ком или о чем идет речь в каждом из отрывков.
Ответы на некоторые вопросы вызывают, конечно, у школьников затруднения. Это позволяет им убедиться в необходимости на предстоящих уроках внимательно вчитаться в страницы тургеневской повести. Домашнее задание: перечитать 1—3-ю главы, отметить материал, который можно использовать для характеристики г-на Н. Н.
2-й урок. «Г-н Н. Н.» (1—3-я главы).
Урок посвящен рассказчику. Начинаем его с вопроса о том, сколько лет было герою повести и в каком возрасте он ведет повествование. Школьники понимают, что повествование построено как воспоминание о давно минувшем. Как это влияет на восприятие читателем описываемых событий? Перед читателем два взгляда на события, две точки зрения — человека двадцати пяти лет и человека пожилого, более опытного, который с позиции прожитых лет может оценить себя и других.
Каким же был г-н Н. Н. в свои двадцать пять лет? Это один из основных вопросов урока. Отвечая на него, находим в тексте упоминание рассказчика об отсутствии у героя повести жизненной позиции, о жизни «без оглядки» на свои поступки, их последствия. При этом г-ну Н. Н. интересны окружающие его люди, он жаждет общения с ними. Молодой человек не лишен романтичности, некоторой чувствительности, утонченности души (здесь уделяем особое внимание пейзажным зарисовкам, раскрывающим особенности натуры героя; вспоминаем о приеме психологического параллелизма).
Читаем сцену встречи г-на Н. Н. с Гагиными. Ученики отвечают на вопросы:
— Что кажется необычным герою во внешности Аси?
— Что подчеркивает автор в портрете героини? (Говоря об изменчивости выражения глаз девушки, вспоминаем о художественной детали и ее роли в характеристике литературного героя.)
— Прочитайте описание местности, которую Ася выбрала для жительства. Как это ее характеризует?
— Что в поведении девушки кажется необычным с самого первого взгляда?
— С каким чувством г-н Н. Н. покидает Гагиных? Почему он испытывает такие чувства?
— Может ли читатель, познакомившийся с началом повести, предположить, как будут развиваться события дальше? Почему? Отвечая на последний вопрос, ученики говорят о некотором сходстве в характерах Аси и г-на Н. Н. — чувствительность, романтичность, чуткий интерес к людям. Каждый из них по-своему необычен, это привлекает героев друг в друге.
Домашнее задание: какие дополнения к портрету главной героини вносят 4, 5-я главы?
3-й урок. «Что за хамелеон эта девушка!» (4—8-я главы).
Начинаем урок с того, что вспоминаем, какой предстает героиня повести в начале произведения (материал прошлого урока). Учитель сообщает восьмиклассникам о существовании особого понятия «тургеневская девушка», о чертах характера героинь такого типа (неяркая внешность, огромная внутренняя сила, способность на серьезный поступок во имя любви, цельность натуры и т. д.). Ученики признают, что и Асю можно отнести к таким характерам. Но эта героиня вместе с тем и ни на кого не похожа.
Своеобразная натура Аси в центре нашего внимания на этом уроке. Отвечая на вопрос домашнего задания, восьмиклассники говорят, что героиня предстает в последующих главах смелой, своенравной, честолюбивой девушкой, способной не соблюдать никаких условностей, бросить вызов окружающим. Она несколько смешна, наивна, словно примеряет разные маски, пытаясь найти себя.
— Что помогает отчасти понять ее странное поведение?
— Почему Гагин решился рассказать историю жизни Аси почти незнакомому человеку?
Затем восьмиклассники пересказывают историю жизни героини, объясняют, как эта история помогает понять причины ее странностей: изменчивость Аси, ее различные маски, крайности в поведении — действительно попытка найти себя, свое место в этом мире. Это своеобразная защитная реакция ранимой души.
— Можно ли считать, что причина непредсказуемости Асиного поведения заключается только в этом?
Восьмиклассники понимают, что в глубине души героини зреет большое чувство к г-ну Н. Н., оно, может быть, пугает ее, потому что незнакомо и непонятно.
Точную характеристику душевному состоянию Аси, своеобразию ее внутреннего мира дает Гагин (8-я глава), знакомство с этими цитатами и их обсуждение становится своеобразным итогом характеристики героини.
Домашнее задание: глава 9. Разговор Аси и г-на Н. Н. В чем отличие этой беседы главных героев от их предыдущих разговоров?
4-й урок. «У счастья нет завтрашнего дня...»
Отвечая на вопрос домашнего задания, ученики отмечают, что в рассматриваемом диалоге герои особенно откровенны; Ася впервые не примеряет никакой маски, а говорит о самом сокровенном, волнующем ее душу.
Затем читаем по ролям часть диалога (со слов «Ася подняла голову и встряхнула кудрями» до слов г-на Н. Н. «Попытайтесь...»). Сравниваем мировосприятие героев: Ася увлечена романтическим стремлением к подвигу, а г-н Н. Н. уже не верит в это. Это первый «сигнал», намекающий на глубокое различие героев, на будущий их разрыв.
Далее обращаемся к разговору «о крыльях» (конец 9-й главы) и предлагаем учащимся поразмыслить о том, как они понимают слово «окрыленность» (способность искренне и глубоко полюбить, умение оторваться от обыденного, мечтательность, романтичность и т. д.).
10-я глава — своеобразное стихотворение в прозе, проникнутое ожиданием счастья, гармонией человеческого чувства и природы. Так верится в счастье и герою, и читателю, но... «у счастья нет завтрашнего дня; у него нет и вчерашнего; оно не помнит прошедшего, не думает о будущем; у него есть настоящее — и то не день — а мгновение». Все это понял герой повести значительно позже.
На уроке обращаем внимание на то, как изменилась Ася (11-я глава) и почему (серьезные раздумья, глубокое чувство делают ее взрослее, она понимает трагичность, некоторую обреченность своей судьбы: «крылья у меня выросли — да лететь некуда»); следим за тем, какая большая внутренняя работа происходит в г-не Н. Н. (13, 14-я главы) (открытие об Асиной влюбленности пугает его, он отчаянно пытается сделать выбор между нахлынувшим чувством и разумным доводом: «Жениться на семнадцатилетней девочке, с ее нравом, как это можно!..»).
Читаем и анализируем сцену свидания (16-я глава), отвечая, в частности, на вопросы:
— Почему г-н Н. Н. рассказывает Гагину о записке Аси с предложением свидания? Правильно ли он поступил?
— Почему г-н Н. Н. обвиняет девушку в неизбежном разрыве? Прав ли он?
— Верит ли г-н Н. Н. сам в свои доводы? Чем продиктованы его слова?
— Как впоследствии рассказчик оценил свой поступок?
Желая оправдать себя, свои страхи и сомнения, г-н Н. Н. перекладывает ответственность на Асю. Он понимает, что поступок его (отказ от счастья) лишен благородства; оценивает свое поведение как предательство по отношению и к Асе, и к собственному чувству. Бессонная ночь, переосмысление всего убеждают героя в необходимости попытаться удержать возможное счастье, но уже поздно: Ася уехала.
— Почему она уехала? Ответом на этот вопрос завершается урок.
Домашнее задание: какова дальнейшая судьба героя? Виноват ли он в том, что она так сложилась?
5-й урок. Подготовка к сочинению по повести И. С. Тургенева «Ася».
В начале урока, отвечая на вопросы домашнего задания, ребята говорят о наказании героя одиночеством за отказ от счастья, за то, что он испугался ответственности, к которой в тот момент не был готов; за то, что предал свое настоящее чувство. Беседуем об авторском отношении к герою, выраженном в позиции рассказчика.
Затем подробнее останавливаемся на образе Аси. Ученики высказывают свое отношение к героине, ее поступкам, характеру, высказывают предположения о ее возможной судьбе, обосновывая свое мнение; вспоминаем об особенностях всех «тургеневских девушек». Восьмиклассники, познакомившиеся с другими повестями Тургенева, рассказывают об их героинях.
Далее на этом уроке обсуждаем отбор материала, примерные планы для сочинения на тему «Образ „тургеневской девушки“ в повести „Ася“», которое ребята пишут дома.
Одну из ученических работ приводим полностью.

Образ «тургеневской девушки» в повести «Ася»
В произведениях И. С. Тургенева любовь чаще всего имеет печальный, трагический оттенок, но героям она доставляет как горе, так и радость, делая их души возвышеннее и чище. Это не случайно, ведь писатель искренно и бескорыстно любил замужнюю певицу Полину Виардо и остался верен любви до конца своих дней.
Героини его повестей всегда необычны. «Тургеневская девушка» — так называют особый тип героини, отличающейся своеобразным глубоким внутренним миром, превосходством душевной красоты над внешней. Например, Зинаида из повести «Первая любовь» сначала кажется читателю авантюристкой, бессердечной кокеткой, потешающейся над своими поклонниками, противоречивой натурой; но потом становится ясно, что она способна любить по-настоящему, жертвуя собой и своей честью. Еще можно сказать о романтичной, заботливой, жизнерадостной Джемме из произведения «Вешние воды». Она не побоялась изменить свою судьбу, бросив богатого господина Клюбера ради бедного, но благородного Санина. Все эти девушки — сильные, незаурядные личности.
К типу «тургеневских девушек» принадлежит и Ася.
Она была невысокого роста, «грациозно сложенной, но как будто не вполне еще развитой». «Ее черные волосы, остриженные и причесанные, как у мальчика, падали крупными завитками на шею и уши. Было что-то свое, особенное в складе ее смугловатого лица, с небольшим тонким носом, почти детскими щечками и черными, светлыми глазами», — такой предстает героиня рассказчику, который с первого взгляда отмечает ее своеобразие, детскость.
Не только внешне походила она на ребенка. Ей было семнадцать лет, но Ася не переставала удивлять окружающих своими «детскими выходками». Девушка то карабкалась по развалинам, чтобы полить дикорастущие цветы, то изображала часового, то чопорную благовоспитанную барышню, то вдруг начинала шалить и хохотать. Сначала господин Н. Н. счел ее «капризной девчонкой с натянутым смехом», сравнил с хамелеоном — так быстро она менялась.
Действительно, она вела себя несколько неестественно, потому что не знала, как ей себя вести, как держать себя. Анна была незаконнорожденной дочерью барина и служанки. После смерти матери, воспитывавшей девочку в строгости, Ася поселилась в доме любящего отца, но все время чувствовала «свое ложное положение» там. Все для нее было ново, а позже, когда героиня привыкла к обстановке, пришло новое чувство. Она стала стыдиться своего происхождения. Меняя маски, Ася пыталась найти свой образ поведения, скрыть свою неуверенность, доказать свое право на существование в этом мире.
И за всеми ее масками скрывалась окрыленная натура, романтичная девушка, не желавшая ни под кого подстраиваться, мечтавшая прожить свою жизнь с пользой, оставить после себя след. Ей было нелегко найти такого же окрыленного человека, который сумел бы до конца понять ее и принял бы Асю такой, какой она на самом деле была. Этим избранником ей представлялся господин Н. Н., тоже, как ей казалось, романтичный, чувствительный.
Поняв, что любит, девушка стала много думать о своем поведении, характере, положении в обществе. Она поняла, что господин Н. Н. совсем не такой, как она, что ради любви ей придется измениться. И Ася была готова слушаться его советов, читать книги, которые он предложит, заняться своим образованием, воспитанием. К сожалению, ее избранник не был готов к этому, он променял любовь на спокойную жизнь, не оправдал надежд девушки, разбил ей сердце. Почувствовав, что молодой человек не уверен в своем чувстве, Ася делает решительный шаг. Она уезжает, потому что «у нее ни одно чувство не бывает вполовину».
Ася была обречена на непонимание со стороны других людей. Она другая, не как все. Возможно, она не была бы счастлива с г-ном Н. Н., но им стоило попробовать сделать шаг навстречу чувству.
Я думаю, что и сегодня можно встретить девушек, напоминающих Асю. Всегда будет много загадочных людей, милых, романтичных, но непонятых другими. Нам следует быть внимательнее к окружающим, снисходительнее к чужим странностям, ведь мы не можем проникнуть во внутренний мир каждого, узнать о нем все. Это стоит делать, чтобы не было людей, страдающих от непонимания и нечуткости остальных, как Ася. Повесть о ней оставляет чувство легкой грусти, а сама героиня, безусловно, яркая, сильная личность.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных