ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Характеристика методовНаблюдение - это планомерное и целенаправленное восприятие явлений, результаты которого в той или иной форме фиксируются наблюдателем. Особенность: исследователь не вмешивается в ход событий, они протекают естественно, как в жизни. Значение - позволяет наиболее достоверно получить информацию о конкретных поступках и действиях учащихся, его оценочных суждениях, к событиям, явлениям, его психической особенности, уровень воспитанности, особенности взглядов, убеждений, поведения в целом. При наблюдении надо иметь ввиду: 1. обстановку, общий фон, на котором происходит наблюдаемый педагогический процесс; 2. действия учителя, его приемы, методы, способы воздействия на учеников, отношение учителя к ученикам; 3. действия, поступки учеников, их отношение к окружающей обстановке, к делу, друг к другу, реакцию на приемы и методы, используемые учителем. Функции наблюдения: 1.обеспечить теоретическое исследование эмпирической информации; 2. проверить адекватность и истинность теории в практике. Недостатки: 1. значительная трудоемкость; исследователя интересует не любое проявление поведения, а лишь такое, которое связано с конкретной исследовательской задачей. Поэтому необходимо ожидать интересующего проявления свойств личности или психических состояний; 2. наблюдения и фиксации единичных проявлений психических свойств недостаточно для надежных выводов. Исследователь должен убедиться в типичности того или иного свойства, применяя другие методы; 3. субъективизм исследователя; 4. трудность осуществления количественной статистической обработки полученных данных. Этапы проведения наблюдения 1) выбор объекта, постановка цели и задачи наблюдения; 2) получение разрешения на проведение наблюдения; 3) составление плана наблюдения; 4) подготовка документов и оборудования наблюдения (инструкции, протоколы, аппаратура); 5) сбор данных наблюдения (записи, протоколы, таблицы и т.д.); 6) оформление результатов наблюдения; 7) анализ результатов наблюдения; 8) теоретические и практические выводы наблюдения. Результаты наблюдения следует фиксировать в протоколах наблюдений, таблицах, стенограммах, магнитной записи или видеозаписи, дополнениях к конспектам уроков либо другим образом. Форма протокола свободная, но в нем должно быть указаны: дата наблюдения, наблюдаемые объекты (учебное заведение, учебная группа, учащиеся, преподаватели), тема занятия, задания, содержание и характер наблюдаемых действий, цель наблюдения. Отмечается дозировка времени действия учителя, учащихся. Виды наблюдений: 1. по частоте наблюдений: постоянные, повторные, однократные; 2. по объему охвата объекта: сплошные (перепись), несплошные (частичные, выборочные - обследуется часть группы, а выводы при правильной организации можно сделать о характеристике группы в целом); 3. по способу получения сведений: непосредственные (сам наблюдатель фиксирует данные), косвенные (инструментальные, регистрация с помощью специальных датчиков); 4. пассивное: исследователь наблюдает за поведением человека или группы, не вмешиваясь в изучаемую ситуацию; 5. активное: наблюдатель активно участвует в деятельности изучаемой группы. Требования к методу наблюдения: 1. наблюдать и изучать учащихся следует в естественных условиях их обучения и воспитания. 2. наблюдение должно быть целенаправленным, наблюдатель должен отчетливо представлять и понимать, что наблюдать и для чего наблюдать; 3. плановость и систематичность наблюдения (для чего составляется специальная программа) после предварительного изучения объекта и предмета исследования; 4. наблюдение вести таким образом, чтобы складывалось целостное представление о личности; 5. наблюдаемые особенности поведения нужно связывать с теми условиями, в которых оно проявляется; 6. изучать личность в коллективе и через коллектив; 7. не ограничиваться результатами однократных наблюдений, а принимать во внимание многообразие проявлений поведения данной личности; 8. необходимо для достижения точности и объективности наблюдения использовать ТСО: киносъемку, магнитофон, фотографию; 9. необходимо рассматривать черты и особенности личности учащегося в развитии; 10. фиксация наблюдаемых результатов. Беседа – метод сбора фактов о психических явлениях в процессе личного общения по специально составленной программе; – это источник и способ познания психологических явлений в процессе речевого общения в естественной обстановке жизни. При изучении детей метод беседы используется в двух направлениях: беседа с родителями (учителями, воспитателями) с целью сбора аналитических данных; беседа с ребенком с целью установления контакта с ним. Метод беседы используется для определения ориентировки ребенка в окружающем пространстве и времени (круг представлений, возможность общения), особенностей и мотивов поведения ребенка, отношение к семье и школе, причины затруднений в учебе, склонностей, интересов. Трудности бесед с родителями: 1) не всегда раскрывают недостатки детей, а предпочитают говорить о положительных качествах; 2) необходимо расположить родителей к воспитателю. Виды бесед: 1) открытые - цель которой определяется заранее; 2) закрытые - цель которой не раскрывается педагогом. Вопросы в такой беседе носят косвенный характер. Требования: · целенаправленность; · плановость; · избирательность; · индивидуальность подхода; · соблюдение педагогического такта; · заранее определить предмет беседы и участников, время и место проведения; · между участниками беседы должна установиться атмосфера доверия, доброжелательности и искренности; беседу необходимо проводить в обстановке максимальной естественности, живо и непринужденно; · результаты беседы точно записываются, а затем анализируются и обобщаются. Требования к вопросам: · вопросы не должны быть слишком длинными; · необходимо избегать сдвоенных вопросов, поскольку в этом случае ребенок чаще всего отвечает только на один из них; · следует так формулировать вопрос, чтобы избежать шаблонных ответов; · в вопросе не должно быть слов, которые сами по себе вызывают определенное отрицательное или положительное отношение; · вопрос не должен внушать ребенку определенный ответ; · намеченные вопросы должны всесторонне охватывать проблему исследования; · каждый последующий вопрос должен задаваться с учетом ответа на предыдущий. Анкетирование – метод опроса, позволяющий проникнуть в суть изучаемых явлений, проследить изменения во взглядах, интересах. Анкета состоит из вопросов, на которые люди должны дать ответ в письменной форме. Анкетные данные имеют ценность для количественного анализа. Анкета позволяет получить большой материал, необходимый для установления типичных отношений личности определенной социальной группы к каким-либо явлениям. С помощью анкетирования можно получить информацию, которая иными методами не может быть получена.
Анкеты бывают различных типов:
Вопросы в анкетах и интервью бывают трех видов: - открытые – когда характер ответов, их форма, вид заранее не предусмотрены; - закрытые – опрашиваемый выбирает один или несколько ответов из ряда предложенных; - полузакрытые – опрашиваемый может выбрать один или несколько ответов и ему предоставляется возможность дать свободный ответ на поставленный вопрос. Требования: правильная разработка анкеты; вопросы, поставленные в анкете, должны быть достаточно понятными, однозначными, не противоречивыми, лаконичными, корректными с точки зрения этики; лучше пользоваться анонимными анкетами; предлагая варианты ответов, следует предоставлять возможность отвечающему написать собственный вариант; затраты времени на заполнение анкеты не должны превышать 20-25 мин.; вопросы, поставленные в анкете, не должны противоречить друг другу; пояснительный текст к анкете не должен навязывать отвечающему определенную точку зрения; необходимо создать условия, благоприятные для сосредоточенности, внимательной работы; обязательным является соблюдение закона уравнения условий: испытуемые должны быть одного возраста, образования, профессии; всем должно быть предоставлено достаточное количество времени для обдумывания вопросов; анкеты должны быть строго тематическими и по возможности небольшими по объему требуемой информации; каждая анкета должна быть сопровождена инструкцией; ответы на вопросы должны быть даны в присутствии исследователя или его уполномоченного; анкетирование проводится в группах и подписей не требуется. Необходимо составить анкету таким образом, чтобы она предусматривала фазу адаптации, в процессе которой осуществляется подготовка опрашиваемых к анкетированию и складываются мотивы к ответам на вопросы. Это достигается соответствующим обращением, которое предшествует анкетированию, и несколькими вопросами в начале анкеты. В обращении необходимо разъяснить цели исследования, показать важность ответов для решения изучаемой проблемы, обратить внимание на анонимность анкетирования. Первые вопросы должны снимать эмоциональное напряжение опрашиваемых, вызывать их заинтересованность, подводить к основной фазе, содержать ключевые вопросы.
Изучение документации и продуктов деятельности учащихся. Документ – специально созданный человеком предмет, предназначенный для передачи или хранения информации. По форме фиксации: - Письменные документы (содержат буквенный текст) - Статистические данные (цифровая информация) - Иконографическая документация (кино- и фотодокументы) - Фонетические документы (магнитофонные записи, грампластинки, кассеты) - Технические продукты (чертежи, поделки, техническое творчество) Письменная документация: классные журналы, дневники, КТП учителей, медицинские карты, протоколы собраний, тетради учащихся. Значение: помогает устанавливать причинно-следственные зависимости, взаимосвязи между изучаемыми явлениями. Интересные данные можно получить в процессе изучения тетрадей, дневников, читательских формуляров и т.д. При изучении тетрадей можно получить разносторонний материал о системе работы ученика, о соотношении классной и домашней работы и т.д. Кроме этого исследователи могут организовать специальные письменные работы: сочинения, контрольные работы, работы с целью изучения читательских интересов. Большой и разносторонний материал может быть получен путем изучения документации: планов работы учителей, воспитателей, руководителей школы; отчетов органов народного образования, классных журналов и др. (личные дела учеников, медицинские карты). Творческие работы: - Сочинения, результаты творчества Значение: изучение индивидуальных особенностей, наклонностей и интересов, отношения к делу и своим обязанностям, прилежания, мотивов деятельности.
Изучение педагогического опыта – организованная познавательная деятельность, направленная на установление исторических связей воспитания; изучение и теоретическое осмысление практики работы лучших школ и учителей, успешно осуществляющих обучение и воспитание. Требования: · Особое внимание обращать на факты, противоречащие господствующим теориям · Во всех тонкостях раскрыть механизм достижения высоких результатов обучения и воспитания · Чем глубже и разностороннее анализ опыта, тем больше ценных идей извлекают исследователи Виды: 1. в реальных условиях, 2. 2. изучение теоретических источников Этапы: 1. Обнаружение противоречия между сложившимися формами и методами работы, с одной стороны, и потребностями повышения её эффективности, с другой 2. Выявление находок, новинок в работе отдельных педагогов, имеющих определённые достижения 3. Сбор педагогических фактов, информационного материала 4. Осмысление: анализ фактов, взаимосвязь между ними, зависимость от конкретных условий. Осмысленный материал оформляется в виде доклада, статьи, методической разработки, текста лекции, книги, диссертации С помощью названных методов открываются и формируются эмпирические зависимости, связи и отношения. Однако педагогика не может ограничиться этим. Опираясь на эмпирические знания, она должна подняться на уровень теоретического познания, овладеть знанием законов и сущности педагогических явлений. Это достигается теоретическими методами исследования: эксперимент и моделирование. Педагогический эксперимент (от лат. experimentum – проба, опыт) – научно обоснованный опыт, это метод познания, с помощью которого в естественных или искусственно созданных, контролируемых и управляемых условиях исследуется педагогическое явление, ищет способ решения научной задачи. Таким образом, эксперимент – это метод педагогического исследования, при котором происходит активное воздействие на педагогические явления путем создания новых условий, соответствующих цели исследования. Эксперимент должен быть ответом на какой-либо вопрос. Он должен быть направлен на проверку гипотез. В ходе эксперимента сознательно изменяют характер какого-нибудь явления путем введения в него новых факторов. Новый фактор, вводимый или изменяемый исследователем, называется экспериментальным фактором или независимой переменной эксперимента. Фактор, изменяющийся под влиянием независимой переменной, называется зависимой переменной. Виды эксперимента: - лабораторный – проводится в специально созданных условиях; он позволяет точно регистрировать (с помощью приборов) характер воздействия на испытуемых и их ответные реакции; - естественный – проводится в обычных условиях жизни и воспитания школьников. Экспериментатор вносит лишь необходимые условия в игру, учебу, организацию жизни. Цель этих условий – выяснение влияния вводимых изменений на испытуемых. Естественный и лабораторный эксперименты используются во взаимосвязи; В педагогике выделяются в основном четыре вида эксперимента: - констатирующий – определяются исходные данные (начальный уровень сформированности качества и т.д.), выявляются причины исходного состояния; - формирующий (обучающий), при котором формирование происходит с введением нового фактора (новые средства, приемы, формы, методы, технологии и пр.) и определяется эффективность (или применимость, оптимальность, доступность) их применения; - контролирующий, с помощью которого через какой-то промежуток времени определяется полученный уровень сформированности качества; - сравнительный, при котором сравниваются результаты эксперимента в контрольных и экспериментальных группах. В педагогическом эксперименте особенно важно критически оценивать различные дополнительные переменные. Эти переменные обусловлены уровнем обученности (развитости, воспитанности) учащихся, профессиональной компетентностью учителя, особенностями учебного процесса, диагностических методик. План эксперимента должен включать: 1) гипотезу(ы). 2) цель и задачи эксперимента; 3) объем (выборка, время, состав учеников, классы, курсы); 4) характеристику выборки; 5) описание экспериментальных материалов; 6) описание методики проведения эксперимента; 7) описание всех переменных, могущих оказать влияние на результаты эксперимента; 8) описание методики обработки результатов; 9) описание методики интерпретации результатов эксперимента. Требования: предварительный тщательный анализ явления; четкая постановка задач; точность и объективность фиксации результатов; контроль над проведением.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|