ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Структура или композиция?Не так давно выяснилось, что помимо чисто логических законов при составлении социологической анкеты действуют еще психологические и эстетические законы. Оказалось, что предыдущие вопросы могут влиять на восприятие и понимание последующих, что чрезмерное количество тех и других утомляет респондента, что некрасиво оформленная анкета вызывает большее число отказов от участия в опросе, чем анкета с современным дизайном, и т.д. Одним словом, методисты, опираясь на данные самых разных наук и множество специальных экспериментов, пришли к выводу о том, что конструирование социологической анкеты — это не какое-то ремесло или производственная технология, которые можно свести к точному перечню правил и требований, а некое импровизационное искусство, лишь опирающееся на подобные правила, но целиком к ним не сводящееся. Вот тогда-то и появилось на свет новое слово — композиция. Это слово, происходящее от латинского compositio (составление, связывание), имеет множество значений. Одно из них — постро- ение художественного произведения, обусловленное его содержанием, характером, назначением и во многом определяющее его восприятие. Композиция — важнейший, организующий элемент художественной формы, придающий произведению единство и цельность, соподчиняющий его компоненты друг другу и целому. В художественной литературе композиция — мотивированное расположение компонентов литературного произведения; компонентом (единицей композиции) считают «отрезок» произведения, в котором сохраняется один способ изображения (характеристика, диалог и т.д.) или единая точка зрения (автора, рассказчика, одного из героев) на изображаемое. Взаиморасположение и взаимодействие этих «отрезков» образуют композиционное единство произведения. Композицию часто отождествляют как с сюжетом, системой образов, так и со структурой художественного произведения (иногда синонимами понятий «композиция» и «структура» служат слова: «архитектоника», «построение», «конструкция»). Есть и другие значения слова «композиция»: 1) музыкальное, живописное, скульптурное или графическое произведение; 2) произведение, включающее различные виды искусств (например, литературно-музыкальная композиция) или составленное из различных произведений и отрывков; 3) сочинение музыки; учебный предмет в музыкальных учебных заведениях. У термина «структура» гораздо меньший послужной список. Он намного беднее в части этимологического разнообразия, имеет всего одно значение. Структура (от лат. structura — строение, расположение, порядок) — совокупность устойчивых связей объекта, обеспечивающих его целостность и тождественность самому себе, т.е. сохранение основных свойств при различных внешних и внутренних изменениях. С первого взгляда ясно, что интеллигентная, художественно раскрепощенная композиция выигрывает у армейски суровой структуры количеством и качеством своих практических приложений. Использование композиции для определения науки и ис- кусства составления социологической анкеты кажется более правильным и уместным. Итак, в чем же заключается композиционное искусство анкетирования? Если верить С. Новаку, социологическая анкета как особый тип научного инструмента имеет четкий иерархический вид, который не видим нашими глазами, но чувствуется нашим разумом. Он подчеркивает принципиальное значение связей между анкетными вопросами: «Как правило, мы получаем ответ на проблемы при помощи формулирования множества вопросов, связанных между собой. Получение ответа на один из них является обязательным условием для задавания других. Поэтому и вопросы формулируются в иерархической системе»2. Вопросы-фильтры, вопросы-ловушки, запутанная сюжетная линия повествования, анкеты-лабиринты с глубоко спрятанным исследователем ключом к разгадке — все это на вершине профессионального искусства социологического опроса. Но сейчас мы пока еще находимся у подножия этой пирамиды, учимся делать первые шаги. И они должны быть правильными. Незримая логика анкетных вопросов, иногда напоминающая запутанный лабиринт, до конца не прояснена ни методистами, ни методологами. По сравнению с физическими или химическими инструментами, такими, как микроскоп, реторта, вольтметр и даже камера Вильсона для изучения элементарных частиц, социологическая анкета на несколько порядков более сложное и многомерное изобретение человеческого разума. Многомерное и во многом непредсказуемое. Строго говоря, это средство одноразового использования. Анкета обладает свойствами уникальности: ♦ создается под конкретное исследование и изобретается заново для следующего случая; ♦ отражает индивидуальное мировоззрение, видение мира, уровень и направленность интеллектуальной компетентности своего автора, поэтому утверждают, что для одних и тех же целей, задач, обследуемой совокупности разные авторы сотворили бы совершенно разные инструменты; ♦ адресно приспособлена именно к этому объекту изучения и не допускает переноса на другой объект. Последнее свойство следует оговорить особо. Оно нарушает абсолютные каноны естествознания. К примеру, открытие какой-либо физической или биологической закономерности будет доказано и принято научным сообществом лишь тогда, когда открытие повторят в других частях света другие ученые и на других объектах. Создавать для разных объектов разные инструменты никакой здравомыслящий физик никогда не станет. Не делают этого в массовом порядке и социологи, используя один и тот же инструмент, например в маркетинговом исследовании, на разных объектах. А зря! Тиражировать можно отдельные вопросы, блоки вопросов, тесты (да и то весьма осторожно), но не анкету как сложное композиционное устройство в целом. Когда отечественные ученые, участву-322 ющие в международном проекте, пытаются использовать на российской аудитории американский инструментарий, прекрасно зарекомендовавший себя на аборигенном населении, они сталкиваются с множеством непреодолимых препятствий. Дело в том, что социологическая анкета или текст интервью — это, программа коммуникативного общения двух разных людей, ученого и респондента. Они представляют разные социальные группы, разные субкультуры, часто разные поколения и системы культурных ценностей. Это поликулътурный диалог, общение разных социокуль-турных миров. Найти общую площадку для общения в подобных условиях чрезвычайно непросто. К тому же анкета должна точно выполнить исследовательский замысел, измерить те признаки, на которые она рассчитана, получить надежную и достоверную инфор-мацию. Согласимся, что с такого рода сложностями, соединивши-мися в одной точке, не сталкивается ни физик, ни биолог. Социологическая анкета представляет собой весьма сложный, если не сказать — изощренный сценарий беседы ученого с респондентом. Вначале опишем несколько очевидных и не таких уж слож-ных принципов составления анкетной композиции. Эти принци-пы выкристаллизовались в ходе многолетнего опыта проведения опросов. Они не так уж сложны, однако соблюдение их во многом будет способствовать точности и достоверности полученных в ходе опроса данных и предотвратит искажение информации. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|