Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Устройство помещения




Фокус-группы могут проводиться либо в стационарных поме­щениях, специально оборудованных для этой цели, либо в поме­щениях, временно приспособленных для проведения одной или нескольких групп.

В России на начало 1995 г. имелось не более десятка помеще­ний, оборудованных для проведения фокус-групп в соответствии с мировыми стандартами. Специально оборудованное помещение состоит как минимум из двух, а лучше из трех комнат: прихожая, комната для заседаний и комната для наблюдателей. Отличитель­ной чертой такого помещения является наличие полупрозрачно­го зеркала, отделяющего комнату заседаний от комнаты наблю­дателей. «Следует отметить, что социальные исследователи, рабо­тающие вне сферы рыночных опросов, сравнительно редко пользуются помещениями с полупрозрачной стеной и часто ог­раничиваются лишь звукозаписью с последующей текстовой рас­шифровкой. По мнению таких исследователей аудиозапись может обеспечить более 90% того, что необходимо зафиксировать во вре­мя заседания группы»29. Комната наблюдателей имеет отдельный вход, звукоизолирована и снабжена звукопроводящей аппарату­рой, т.е. обладает односторонней как видео-, так и звукопрони­цаемостью. Вместимость комнаты должна быть такова, чтобы в ней могли с удобством расположиться не менее шести человек.

Общие требования к обстановке помещения заключаются в том, чтобы не создавать дискомфорт или иные неблагоприятные эмоции. Неблагоприятная физическая среда отвлекает модератора и участни­ков группы, а также наблюдателей, что может негативно сказаться на проведении группы. Есть сведения, что по физиологическим и психологическим причинам участники лучше чувствуют себя в ком­нате, которая прохладнее, чем обычное жилое помещение.

В помещении, плохо изолированном от постороннего шума, вни­мание отвлекается. Шумы также могут повлиять на качество магнит­ной записи и оказаться помехой при прослушивании пленки.

Обеспечение явки. Договоренность об участии респондентов в фокус-групповом обсуждении достигается в ходе фильтрующего

опроса. Для привлечения респондентов обычно используются материальные стимулы. При привлечении групп населения с вы­соким доходом размер их гонорара должен быть либо существен-но увеличен, либо его не должно быть вовсе. Последнее означа-ет, что присутствие респондентов должно быть обеспечено за счет уговоров, моральных стимулов и т.д.

Питье и закуска. Фактически все участники группы ожидают какого-нибудь питья и закуски до или в течение проведения груп-пы. В связи с этим респондентам, которые пришли на заседание, должны быть предложены напитки и закуски в качестве оказания любезности и стимула к участию.

Набор участников и фильтрующая анкета. Основным инстру-ментом набора участников фокус-групп является фильтрующая анкета, разрабатываемая на основе отборочных критериев и с уче-том требования обеспечения гомогенности состава групп. Кроме того, фильтрующая анкета должна предотвращать набор лиц, чье участие нежелательно по профессиональному признаку (специа-листы по маркетингу и др.).

Наблюдение за дискуссией. Анализ взаимодействия в фокус-группе может показать:

1) что из сказанного было принято респондентами, а что — нет;

2) аргументы, которые высказывали участники в случае ocпа-ривания их точки зрения;

3) какие использовались источники для оправдания своих по-зиций и как другие участники на эти источники реагировали;

4) аргументы, источники и типы информации, которые побужда-ли участников менять свою точку зрения или реинтерпретировать ее;

5) тон голоса, язык телодвижений и уровень эмоциональности беседы30.

Размещение участников желательно проводить по типу «круг-лого стола», модератору нужно иметь хороший зрительный кон-такт со всеми участниками фокус-группы, участники должны хо-рошо видеть друг друга.

1.3.5. Функции и качества модератора

Функции модератора и функции интервьюера, проводящего индивидуальные глубокие интервью, схожи с точки зрения конеч-ных целей их работы, но не с точки зрения ее стиля. Хороший

модератор всегда может эффективно провести индивидуальное интервью, если оно относится к сфере профессионально знакомых ему предметов. Однако интервьюер, специализирующийся на про­ведении индивидуальных интервью, не всегда сможет стать эф­фективным модератором, хотя навыки проведения интервью, ко­нечно, в очень большой степени будут помогать ему в освоении новой профессии. Методисты убеждены: основная функция мо­дератора состоит не столько в опрашивании, сколько в регулиро­вании дискуссии.

Бытует мнение, что осведомленность модератора не должна существенно выходить за рамки тех знаний, которыми обладает типичный пользователь соответствующего продукта. К примеру, цель фокус-группы в маркетинге состоит в том, чтобы произво­дитель продукта мог взглянуть на него глазами потребителя.

Личностные качества модератора. Личностные качества чело­века являются производными от генетически заданного типа не­рвной системы и типа социализации. Хорошего модератора срав­нивают с капитаном корабля и с дирижером оркестра. Професси­ональные качества опытного модератора таковы: способность не терять нить обсуждения, соотносить ход дискуссии с целью ис­следования; способность воодушевлять участников обсуждения (активное слушание: внимание, понимание, адекватное реагиро­вание, сопереживание, эмпатия); способность отстаивать свою главенствующую роль; эффективное использование времени дис­куссии. Согласно мнению Р. Крюгера, модератор должен быть настороженным (бдительным) и внимательным, не должен суе­титься и поддаваться давлению; должен воспитывать в себе уме­ние слушать других; обязан помнить вопрос и уметь думать и слу­шать одновременно31. Бывает так, что модераторы оказывают раз­рушительное воздействие на качество и ход обсуждения. С чем это связано? Скорее всего, с недопониманием модератором своей функции или отсутствием вышеобозначенных личных качеств. Различают следующие деструктивные типы.

Растерянный и запуганный модератор. Типичный результат — механическое следование вопроснику, за который тревожный модератор хватается, как за спасательный круг.

Вообще, хороший модератор должен испытывать удовольствие от своей работы, невзирая на то, что она трудна и изматывающа. Попустительствующий модератор не может сосредоточить дискус­сию на обсуждаемых вопросах и сконцентрировать ее во време-

ни. Активизируются альтернативные лидеры, которые переклю­чают внимание на себя.

Модератор, влияющий на ход дискуссии. Основная причина та­кого влияния состоит в наличии у модератора собственной точки зрения, которая мешает ему адекватно воспринимать точки зре­ния участников.

Модератор-комедиант. Недопустимо использовать юмор в ка­честве средства развлечения респондентов.

Модератор-эксгибиционист. Это модератор, который использу­ет группу главным образом для целей самоутверждения, стремясь вызвать восхищение у ее членов и (или) у наблюдателей, находя­щихся за зеркалом.

А также соблазняющий модератор, модератор с болезненным лю­бопытством, авторитарный модератор, слишком активный моде­ратор, плохо слушающий модератор.

1.4. Отбор, подготовка, инструктаж интервьюеров

Подробно о том, какова зарубежная практика тренинга интер- вьюеров, пишет, например, И.В. Журавлева32.

При отборе интервьюеров советуют предусмотреть некий запас претендентов, поскольку часть их покидают обучение, узнав под­робности инструкции. Так, в период обучения интервьюеров для исследования «Проблемы федерализма в России», проведенного в июне 1997 г. исследовательским центром «Демоскоп» совмест-но с Принстонским университетом США в Казани и Нижнем Новгороде, отсеялось около половины пришедших33. Одних не устраивает район проведения опроса, другие сомневаются в сво их способностях общаться с людьми. Но и те интервьюеры, кото- рые остаются и успешно проходят обучение, в работе проявляют себя по-разному, иногда с неожиданной стороны:

«Интервьюеров, обучавшихся в Казани, можно было разде­лить на три типа. Первый тип: «всезнающие» — во время инст­руктажа говорили, что подробные объяснения им не нужны, они все поняли и могут приступать к работе. Чаще всего у таких ин­тервьюеров уже на этапе обучения были ошибки и масса вопро­сов по ведению интервью. Опыт показывает, что от услуг таких

интервьюеров следует отказаться. Второй тип интервьюеров — «въедливые» — просили уточнить некоторые аспекты, предлага­ли рассмотреть возможные ситуации. Во время обучения они раздражали своих коллег, складывалось впечатление, что до них плохо доходит информация. Видимо, таких людей Элизабет Но­эль назвала общительными педантами. Но в дальнейшем они не допускали ошибок, тщательно выполняли все требования, предъявляемые к проведению опроса. Третий тип — «молчаливо воспринимающие». Как правило, эти люди все понимали, тер­пеливо выслушивали инструкторов, усвоенный материал грамот­но применяли на практике»34.

Отечественная практика эмпирических исследований подтвер­ждает старую истину о том, что наиболее продуктивные интервью­еры — женщины около пятидесяти лет. С ними респонденты чув­ствуют себя более свободно во время ответов. Замечено, что рес­понденты были настроены дружелюбнее к интервьюерам старших возрастов и в том случае, если присутствовал дома супруг. Одна­ко люди в описанном выше исследовании, у которых присутство­вал во время интервью супруг, вели себя менее решительно, чаще затруднялись с ответом.

Большинство опросных фирм предпочитают брать на работу людей среднего или старшего среднего возраста с устойчивым социальным положением, средним специальным и высшим обра­зованием. Наиболее распространенной категорией интервьюеров являются преподаватели, учителя, домохозяйки.

Таким образом, типичный интервьюер сегодня — человек впол­не зрелый по летам и жизненному опыту. Ему присущи ответ­ственность и социальная активность. Он обладает определенным уровнем знаний, культуры, необходимых для общения с людьми различного социального положения, возраста, образования, для того, чтобы запомнить и в разговорной манере воспроизвести текст интервью (часто довольно обширный), соблюсти разнооб­разные инструкции. Чрезвычайно важно, чтобы это был человек добросовестный, умеющий точно выполнять инструкции, «постав­лять» доброкачественную информацию.

Интервьюер должен владеть навыками установления контакта с собеседниками, четкого и ясного изложения вопросов, уметь провести беседу в заинтересованном и доброжелательном тоне, независимо от того, совпадает ли его личное мнение с точкой зре­ния собеседника, постоянно следя за своими выражениями и ин-

тонациями, чтобы не внушать ожидаемого ответа. За внешней раскованностью опытного специалиста скрывается строгая внут-ренняя дисциплина. Такая работа требует постоянной концентра-ции внимания и быстрой реакции. Интервьюер должен непрерыв-но следить за ходом мысли опрашиваемого и фокусировать его на проблеме исследования. С.А. Белановский35 называет этот процесс «импровизацией по правилам», потому что последовательное рас-крытие респондентом темы предполагает наличие у интервьюера не только определенных навыков поддержания беседы и направ-ления ее в нужное русло, но и некоторой проницательности, на-учной интуиции и изобретательности. А главное, опытный специ-алист всегда создаст для своего собеседника комфортную атмосфе-ру, ощущение собственной значимости и чрезвычайной важности своих высказываний.

Такие качества выступают своеобразным тестом, который дол-жны выдержать претенденты в интервьюеры. После того как ин-тервьюеров отобрали на основе научно обоснованных критериев, наступают следующие две фазы, а именно обучение и инструктаж. Необходимо провести их как можно более качественно, посколь­ку отдельные ошибки и оплошности в работе кодировщиков, ин-тервьюеров и других сотрудников могут привести к краху oпроса в целом.

На занятиях с интервьюерами проводится инструктаж, во вре-мя которого каждый интервьюер получает полный комплект до-кументов (удостоверение интервьюера, список-задание с фамили-ями и координатами респондентов, инструкцию и бланк интер-вью), подробно знакомится с ними и выясняет возникшие вопросы. Затем слушатели могут разделиться на пары и провести учебные интервью, меняясь ролями респондента и интервьюера, для того чтобы освоить технику заполнения анкеты и правильно-го поведения во время беседы.

В ходе инструктажа излагаются правила поиска респондентов и замены отсутствующих запасными кандидатурами; содержание вводной беседы с респондентом, условия получения его согласия на интервью. Что же касается текста вопросника, то в нем пре-дусматриваются также пояснения по технике заполнения: могут быть указатели переходов от вопросов-фильтров к специа-лизированным вопросам; правила заполнения вопроса табличной формы; напоминания о карточках с перечнями вариантов ответов, которые интервьюер должен дать респонденту

Для лучшего усвоения материала инструктажа Дж. Мангейм и Р. Рич37 рекомендуют инструктировать одновременно не более пяти интервьюеров; таким образом, если проект крупный, на ин­структаж может понадобиться несколько занятий. Иногда бывает полезно показать интервьюерам фильм или продемонстрировать им на практике, как правильно проводить интервью. В любом случае, а особенно тогда, когда интервьюеры совсем неопытны, исследователь должен проследить, чтобы каждый интервьюер в его присутствии потренировался в ведении интервью на ком-нибудь из других членов группы.

Привлечение интервьюеров увеличивает затраты времени и средств на их обучение, отбор, контроль качества их работы. Одна­ко хорошо обученный интервьюер обеспечивает точность исполне­ния выборочной процедуры, благоприятную ситуацию опроса, кон­тролирует влияние третьих лиц на формирование ответов респонден­та, адаптирует текст анкеты к индивидуальным психологическим особенностям опрашиваемого. Роль и влияние интервьюера на ка­чество получаемых данных значительно выше, чем анкетера.

Поэтому при использовании интервью особое внимание уде­ляется изучению влияния (эффекта) интервьюера, которое может быть как положительным, так и отрицательным.

Исследователь-одиночка или целая организация, не имеющие в распоряжении собственных интервьюеров, могут обратиться к услугам фирмы, специализирующейся на проведении опросов и имеющей в своем штате опытных интервьюеров. Надо лишь най­ти нужные деньги. Если вопрос решен, то исследователю остает­ся только проинструктировать наемных интервьюеров. Да и то лишь в том, что касается особенностей применения именно это­го инструментария. Если денег немного, то приходится пользо­ваться услугами интервьюеров-совместителей либо бесплатной рабочей силой (в роли тех и других часто выступает одна и та же социальная категория — студенты). С ними сложности гораздо больше: их недостаточно инструктировать, прежде чем допускать к полевой работе, студентов надо предварительно обучить. Одна­ко студенты — не самый лучший контингент интервьюеров.

Иногда к проведению интервью привлекаются «общественни­ки», для которых участие в опросе является эпизодическим, а под­готовка ограничивается устным инструктажем и пробным опро­сом. В этих условиях исследователю при обращении к методу ин­тервью приходится каждый раз заново формировать и обучать

коллектив интервьюеров, что существенно увеличивает затраты времени не только на подготовку интервьюеров, но и на контроль за качеством их работы.

Когда дело закончено (проведены инструктаж и, если надо, обу-чение, люди потренировались в предстоящей работе), интервьюе-ры выступают на исходные позиции. Как считают специалисты, у каждого интервьюера должна быть своя папка-скоросшиватель, где находятся все материалы, касающиеся опроса, а именно:

1) листы бланка интервью; причем начало интервью с каждым новым респондентом хорошо бы отмечать листом цветной бума-ги, чтобы легче было ориентироваться; скалывать скрепками ли-сты отдельного интервью можно лишь после его завершения;

2) карта района, где будет работать интервьюер, с пояснения-ми, как ему найти адреса нужных респондентов;

3) рекомендательное письмо, предъявляемое респонденту в том случае, если он захочет удостовериться в цели интервью;

4) все необходимые наглядные пособия;

5) лист, на котором фиксируются детали договоренности с тем или иным респондентом (или семьей) о сроках посещения его (ее) интервьюером (в том числе повторного посещения);

6) набор ручек, заправленных чернилами какого-нибудь тем-ного цвета, чтобы он контрастировал одновременно и с белой бумагой, и с черным типографским шрифтом бланка интервью (это сразу облегчает фиксирование ответов и кодирование).

Папка-скоросшиватель позволяет интервьюеру по ходу интер-вью оперативно вынимать и вкладывать обратно нужные листы.|

На оборотной стороне первого листа каждого бланка интервью должно быть предусмотрено место для фиксирования причин и обстоятельств возможного отказа респондента от интервьюирова-ния, для описания обстановки, в которой протекает интервью (шумно, мешают посторонние и т.п.), и общей реакции респон-дента (настроен враждебно, дружелюбно, недоверчиво).

С опытом у интервьюера появляется не меньше проблем, чем в начале пути. Многое превращается в рутину, ему кажется, что это он уже где-то видел, слышал, знает, а потому заполняет документ автоматически, полагаясь на стереотипные реакции. Его глаз, что называется, замыливается. Прошлый опыт формирует стереотип-ный образ определенной группы людей, предвзятое отношение к ней. Ему начинает казаться, что он полностью «постиг» особенно-

 

сти опрашиваемых, может даже предвидеть типичные ответы, а если надо — составить процентные распределения по знакомым вопро­сам. Из интервьюера и исполнителя он превращается в исследова­теля-дирижера. Он уже гораздо менее внимательно слушает респон­дента, отмечая в бланке интервью такие варианты ответов, кото­рые отражают не столько мнение опрашиваемых, сколько его ожидания по поводу того, какими эти ответы «должны быть». По­этому правильный отбор и обучение, а что еще важнее, переобуче­ние интервьюеров является ключевой задачей.

Функцию переобучения, происходящего по ходу дела, выполня­ет, как ни странно такое может показаться, контроль поля. Конт­роль качества работы интервьюеров обычно состоит в выборочном повторном опросе респондентов контролерами. Когда контролер вернулся из своего обхода и составил отчет, с интервьюерами про­водится еще один инструктаж: им объясняют допущенные ошиб­ки, напоминают об ответственности и дисциплине, нерадивых штрафуют или увольняют, передовиков вознаграждают.

Содержательный разговор «по душам», серьезный и обстоятель­ный, напоминает «театральные разборки», которые после спектак­ля режиссер проводит с актерами. Не только новичкам, но и опыт­ным работникам они оказывают неоценимую помощь.

1.5. Эффект интервьюера

Привлечение интервьюеров увеличивает затраты времени и средств на их обучение, отбор, контроль качества их работы. Од­нако хорошо обученный интервьюер обеспечивает точность испол­нения выборочной процедуры, благоприятную ситуацию опроса, контролирует влияние третьих лиц на формирование ответов рес­пондента, адаптирует текст анкеты к индивидуальным психоло­гическим особенностям опрашиваемого. Роль и влияние интер­вьюера на качество получаемых данных значительно выше, чем анкетера.

Поэтому при использовании интервью особое внимание уде­ляется изучению влияния (эффекта) интервьюера, которое может быть как положительным, так и отрицательным.

Эффект интервьюера — так обозначают все погрешности, ко­торые связаны с влиянием интервьюера на качество получаемых данных. Он может даже не осознаваться самим интервьюером, происходить подспудно и проявляться в разговоре (вербальном общении), а также в неявных формах: в общем эмоциональном тоне беседы, мимике, поведении ее участников. Короче говоря, в

том психологическом и поведенческом контексте интервью,ко-торый называют невербальным общением.

Отрицательные проявления эффекта интервьюера: а) избиратель-ное восприятие, неправильное понимание и, следовательно, недо­стоверная регистрация ответов респондента (интервьюер истолко-вывает ответы с нечетко выраженной позицией как близкие его собственным убеждениям и в таком виде регистрирует ответ); б) «стереотип узнавания» — после нескольких проведенных бесед ин-тервьюер приобретает уверенность в том, что он уже с первых отве-тов респондента понимает, к какому типу его отнести и как люди данной категории обычно отвечают на вопросы. При этом опять-таки интервьюер может слышать не столько то, что реально отвечает рес-пондент, сколько то, что он заранее предполагал услышать.

Замечено, что респонденты в ряде случаев стремятся «угадать" такой ответ на заданный вопрос, который бы «понравился» интер-вьюеру, совпал с его предполагаемым мнением. Ясно, что преодо-леть эти отрицательные влияния интервьюеру помогут в первую очередь сдержанность в проявлении собственных реакций на по-ведение и ответы опрашиваемого, умение слушать доброжелатель-но и внимательно, не вступая в дискуссии с респондентом по по-воду его мнений.

Чем больше стандартизировано интервью, тем меньше вероят-ность влияния интервьюера. В то же время опыт исследований показывает, что интервьюер активно реагирует на недоработки автора вопросника, остро ощущает их в ситуации опроса и пыта-ется исправлять ошибки исследователя в меру своего умения и понимания. Так, если в вопроснике встречаются бестактные фор-мулировки вопросов, интервьюеры испытывают неловкость, зада-вая их респондентам и пытаясь избежать напряженности, либо меняют формулировку по своему усмотрению, либо совсем не за-дают этих вопросов. Таким образом, качество работы интервьюе-ра во многом определяется качеством вопросника и инструкции к нему, разработанных исследователем.

Специалисты, занимающиеся методикой опроса, выявили весь-ма широкий круг способов воздействия интервьюера на мнение опрашиваемых, в том числе в форме прямой подсказки, с помо-щью примера в ситуации, когда респондент находится в затруд-нении, либо в процессе записи ответа. Можно также предполо-жить, что респонденты учитывают личные особенности интервью-ера, например мужчины в общении с интервьюерами-женщинами строят тактику своих ответов иначе, чем в беседе с интервьюера-ми-мужчинами. В свою очередь интервьюеры ведут себя по-раз-ному в зависимости от пола респондента. Помимо собственны

хценностных ориентации у интервьюера, как правило, имеются вполне определенные представления о взглядах мужчин и жен­щин, что также обусловливает характер оказываемого им влияния.

Не только контакт в ходе интервью оказывается взаимным, построенным на принципе обратной связи, когда информация идет в ту и другую сторону. Обоюдным оказывается и влияние, оказываемое партнерами в ходе беседы. В процессе интервью обе стороны (может быть, в неодинаковой степени) воздействуют друг на друга, благодаря чему формируется мнение, которое обычно приписывается исключительно респонденту. Как показали иссле­дования Г.А. Погосяна40, на систему ценностей респондента как бы накладывается, изменяя ее, система ценностей интервьюера, хотя главным источником полученной информации служит сам опрашиваемый. Окончательный результат, таким образом, пред­ставляет собой наложение систем ценностей интервьюера и рес­пондента. Большое значение при этом имеют пол, возраст и, по-видимому, еще целый ряд факторов, хотя главным источником полученной информации служит сам опрашиваемый.

Методические исследования показывают, что интервьюер — не пассивный исполнитель инструкций, но активный участник сбора данных. Интервьюер остро реагирует на действительные (а иногда и мнимые) недостатки вопросника, на методические и организа­ционные просчеты исследователя и пытается их исправлять по ходу дела в меру своего умения и понимания.

Чтобы этого не случилось, в текст вопросника полезно включить специальный документ — «Инструкцию интервьюеру». Обычная структура такой инструкции: объяснение целей и задач исследова­ния, создание мотивации на добросовестную работу, описание роли, задач, обязанностей, прав и ответственности интервьюера; прави­ла поиска респондента, установления контакта с ним и получения согласия на интервью; организация ситуации интервью, правила заполнения отдельных видов вопросов; правила стимулирования внимания респондентов; правила завершения беседы.

Отрицательные проявления эффекта интервьюера: а) избира­тельное восприятие, неправильное понимание и, следовательно, недостоверная регистрация ответов респондента (интервьюер ис­толковывает ответы с нечетко выраженной позицией как близкие его собственным убеждениям и в таком виде регистрирует ответ); б) «стереотип узнавания» — после нескольких проведенных бесед интервьюер приобретает уверенность в том, что он уже с первых

ответов респондента понимает, к какому типу его отнести, и как люди данной категории обычно отвечают на вопросы. При этом опять-таки интервьюер может слышать не столько то, что реаль-но отвечает респондент, сколько то, что он заранее предполагал услышать.

Эффект интервьюера обнаружен и в других методах исследо-вания, в частности в эксперименте и наблюдении. По имени про-веденных в 1927—1932 гг. знаменитых хоторнских исследований (в ходе которых обнаружено влияние человеческого фактора на производительность труда) это явление приобрело название хотор-некого эффекта. Явно или неявно оно присутствует практически во всех проводимых социологами, психологами и антропологами эмпирических исследованиях.

Существует огромное число публикаций, связанных с описа-нием различных эффектов, вызванных присутствием, поведени-ем, манерой и т.п. интервьюера. Большие усилия направляются на то, чтобы если не снять, то по крайней мере свести к минимуму последствия этих эффектов41. Например, специалисты выяснили, что при телефонном опросе влияние интервьюера на респонден-та ниже, чем в традиционном интервью.

Для того чтобы снизить эффект интервьюера, с последним проводится тщательный инструктаж, где излагаются правила по-иска респондентов и замены отсутствующих запасными канди-датурами; содержание вводной беседы с респондентом, условия получения его согласия на интервью. В тексте вопросника предус-матриваются пояснения по технике заполнения: указатели пере-ходов от вопросов-фильтров к специализированным вопросам; правила заполнения вопроса табличной формы; напоминания о карточках и т.д.42 Формируется стройная система контроля каче-ства работы интервьюера, наиболее распространенной формой которого является выборочное повторное посещение респонден-тов. Контролеры-интервьюеры выясняют, состоялась ли беседа и с кем именно, спрашивают о содержании интервью и впечатле-нии, которое произвел интервьюер

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных