Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Фокус-группа 2.4.1. Из истории вопроса




Однозначного мнения насчет хронологии развития этого мето­да в литературе не сложилось. Многие авторы, в том числе Д. Стю­арт и П. Шамдесани17, считают, что прародителем метода фокус-группы выступает фокусированное интервью, которое впервые в ноябре 1941 г. применили Р. Мертон и П. Лазарсфельд для изуче­ния эффективности работы радио. Напротив, Р. Крюгер18, признан-

ный знаток этих технологий, полагает, что подобная методика ин­тервью появилась в конце 1930-х гг. в среде тех социальных уче­ных, кто разочаровался возможностями количественных методов сбора данных, прежде всего тем обстоятельством, что интервьюер навязывает опрашиваемым собственную точку зрения, пытаясь поместить его в прокрустово ложе формализованной анкеты.

Опыт применения фокусированных интервью (индивидуальных и групповых) в годы второй мировой войны по заказу военных ве­домств в исследованиях воздействия пропаганды и фильмов по обу­чению в армии впервые был обобщен в научном докладе Р. Мерто-на в 1946 г. В 1949 г. Т. Новак первым использовал групповое ин­тервью для исследования рынка, пригласив в свой офис домохозяек, которые обсуждали качество нового товара. Обобщающее теорети­ческое осмысление метода появилось в книге Р. Мертона, П. Кен-далла и М.Фиске «Фокусированное интервью» в 1956 г.19 С тех пор происходила постоянная эволюция фокусированного интервью в сторону превращения его в современный метод фокус-группы.

Уже в 1950-е гг. в США действовали десятки исследовательских центров, применявших этот метод для решения маркетинговых за­дач. Значительный вклад в совершенствование метода внесли пси­хологи и специалисты по групповой психотерапии, соединившие групповое интервьюирование с так называемой проективной техни­кой, используемой для изучения бессознательных мотиваций.

В конце 1970-х гг. масштабы подобных исследований в разви­тых странах были столь велики, что впору говорить о фокус-груп­повой индустрии. В 1970—80-е гг. метод фокус-группы становит­ся непременным атрибутом учебников и учебных пособий, его применение получает широкое распространение в маркетинговых, рекламных и социально-психологических исследованиях. К сере­дине 1990-х гг. среднестатический взрослый американец уже бо­лее двух раз был участником фокус-группы, а к 2000 г. этот пока­затель увеличился до четырех20.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных