ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Духовные истоки пения христианского. «Пятая чаша». Покров Богородицы.Началом собственно христианских песнопений считается пение Христа и его учеников после совершения Тайной Вечери. На это указывает митрополит Евгений в своих “Исторических рассуждениях”: “<...> песнопение церковное древностию своею современно древности самой Церкви; оно началось от примера Самого Спасителя и Апостолов Его. Когда сей Ходатай человеческого рода совершил с учениками Своими последнюю тайную вечерю, коею установлено христианское таинство Евхаристии, то святой Евангелист Матфей свидетельствует, что Спаситель и ученики Его вдруг после вечери воспевше изыдоша в гору Елеонскую.”[150] Металлов обращает внимание на то, что евангельский текст не содержит указания на то, какие именно псалмы воспел Христос со своими учениками. В связи с этим он высказывает суждение, что это был «дополнительный акт пасхальной вечери» - пятая чаша, которая не входила существенно в ритуал еврейской пасхи, а была чашей добавочной, ярким символом и прообразом чаши, ожидающей Спасителя на кресте, чаши страданий. А что именно «воспев пошли» - это, очевидно, певшиеся после пятой чаши псалмы 120 - 127, имевшие характерное отличие в наименовании от псалмов галлела - славословия, называясь песнями восхождения. Эти песни - псалмы пелись паломниками в их шествии в храм Иерусалимский. Совершив вечерю земную, последнюю в земной жизни своей, Христос, как Божественный паломник направил путь свой от земли на небо, в нерукотворный Храм, на святую Голгофу, воспевая по пути песни восхождения, в небесный Иерусалим для спасения мира.[151] Так было освящено пение земной церкви, образец которого являют хоры сил бесплотных, прославляющие величие Божие в церкви небесной. “Псалом — занятие Ангелов, небесное сожительство, духовный фимиам”.[152] Небесное и земное пение соединяются, когда “изгнав из души все земное, переселив всего себя на небо и как бы стоя близ самого престола славы и воспаряя вместе с серафимами <...> каждый взносит всесвятую песнь Богу славы и величия”.[153] Иоанн Дамаскин называет среди первоучредителей христианского пения Иоанна Богослова, Иосифа Аримафейского, пением возгласившего “на боготелесное погребение пресвятыя троицы сочетание”.[154] С гимнами апостолы хоронили мертвых, как это было при успении Богоматери, равно как и при погребении первомученика архидиакона Стефана.[155]
Во времена Романа бушевала монофизитская ересь (первая половина VI века), и он отвечал на нее, стремясь показать наличие у Христа совершенной человеческой природы через раскрытие материнских чувств Богородицы. “Куда Ты идешь, Чадо? Для чего так быстро шествуешь? Не другой ли брак опять в Кане, И Ты теперь спешишь, чтобы из воды им сотворить вино? Дай мне слово, Слове. Не пройди, молча, мимо меня.”[156] Иконография Покрова Пресвятой Богородицы представляет собой образец ликопения древней церкви и соединяет на иконе образы св. Романа, находящегося обычно в центре внизу в окружении поющих, и самой Богоматери, держащей покров над всеми предстоящими в храме и над всем родом человеческим. С особым покровительством Богоматери связана деятельность такого столпа православия и песнопений восточной Церкви, каким был Иоанн Дамаскин[157]. Высокий статус пения в богослужебной практике первых христиан определил тот факт, что песнотворчество в этот период было делом высших представителей церковной иерархии. С одной стороны, обоснование певческого канона требовало глубокой образованности, знания музыкальной теории эллинов. У греков учились музыке самые известные устроители и творцы богослужебного пения — Климент Александрийский, Василий Великий, Григорий Нисский, Косьма Маюмский и Иоанн Дамаскин. С другой стороны, для песнотворчества было необходимо “совершенное знание Священного Писания, прочно установившаяся христианская настроенность и сугубая благодать Св. Духа, носителями чего могли быть только епископы”.[158] К первым епископам-гимнографам церковная традиция относит св. Дионисия Ареопага, св. Иустина Философа (кн. “Певец”) и св. Климента Александрийского, оставившего наряду с теоретическими размышлениями о музыке и пении много гимнов и песней, весьма популярных в его время. Музыкальной теории и практике посвящали свои занятия в III веке св. Иполит; св. Григорий Чудотворец, еп. Неокесарийский; св. Анатолий, еп. Лаодикийский; св. Афиноген, еп. Каппадокийский и др. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|