Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Причины и механизмы отклоняющегося поведения




В социологии девиантного поведения выделяются несколько направлений, объясняющих причины возникновения отклоняющегося поведения. Так, Роберт Мертон, используя выдвинутое Э. Дюркгеймом понятие аномии (например, в работе "Социальная структура и аномия"), причиной отклоняющегося поведения считает несогласованность между целями, выдвигаемыми обществом, и средствами, которые оно предлагает для их достижения. Люди начинают приспосабливаться к состоянию аномии разными индивидуальными способами: либо конформизмом, либо различными видами отклоняющегося поведения ("инновация", "ритуализм", "ретретизм" и "мятеж"), в которых отвергаются или цели, или средства. Или то и другое вместе.

Второе направление сложилось в рамках теории конфликта. Согласно этой точке зрения, культурные образцы поведения являются отклоняющимися, если они основаны на нормах другой культуры (А. Коэн). Например, преступник рассматривается как носитель определенной субкультуры, конфликтной по отношению к господствующему в данном обществе типу культуры.

Еще одно направление в изучении причин девиации представляет австрийский теоретик психологии личности Виктор Франкл, разработавший основы логотерапии, которая проявила себя как эффективное средство в решении проблем утраты людьми смысла жизни. Теория логотерапии и экзистенциального анализа Франкла представляет собой сложную систему воззрений на природу и сущность человека, механизмы развития личности в норме и патологии, пути и способы коррекции аномалий в развитии личности.

Я.И.Гилинский, считает источником девиации наличие в обществе социального неравенства, высокой степени различий в возможностях удовлетворения потребностей для разных социальных групп. Известно - любые действия, в конечном счете, осуществляются ради удовлетворения потребностей. И, переходя к проблеме причин изучаемых процессов, можно предположить, что в иерархии противоречий социально-экономического развития, составляющих "причинный комплекс" девиантного поведения, наиболее значимо противоречие между относительно равномерно растущими потребностями и весьма неравными возможностями их удовлетворения, зависящими, прежде всего от социальной позиции индивидов и общественных групп, их места в социальной структуре. Иначе говоря, источником девиантного поведения как социального явления служит социальное неравенство.

На уровне индивидуального поведения наиболее общей причиной девиации служит "социальная неустроенность" как результат несоответствия объективных свойств индивида, включая его задатки, способности, а также свойства, приобретенные в процессе социализации требованиям занимаемой позиции в системе общественных отношений. Позиция может быть "ниже" (философ-истопник) или "выше" (посредственность в директорском кресле) своих объективных возможностей; индивид может оказаться вне официальной структуры общества (бродяга, тунеядец).

Формы отклоняющегося поведения:

- антисоциальное (делинквентное) поведение;

- асоциальное (аморальное) поведение;

- аутодеструктивное (саморазрушительное) поведение.

Антисоциальное поведение – это поведение, противоречащее правовым нормам, угрожающее социальному порядку и благополучию окружающих. В детском возрасте (5-12 лет) наиболее распространены такие формы антисоциального поведения, как насилие в отношении сверстников или более младших и слабых детей, жестокое отношение с животными, воровство, порча чужого имуществ. У подростков (13-18 лет) преобладают хулиганство, кражи, вандализм, физическое насилие, торговля наркотиками.

 

Асоциальное поведение – это уклонение от выполнения морально-нравственных норм, принятых в обществе.

У детей наиболее распространены побеги из дому, систематические пропуски в школе, воровство, агрессивное поведение, вымогательство, ложь.

В подростковом возрасте характерны уходы из дому, бродяжничество, отказ от обучения, агрессивное поведение, ненормативная лексика.

Аутодеструктивное поведение – это поведение, отклоняющееся от медицинских и психологических норм, угрожающее целостности и развитию самой личности.

Дети склонны к курению, токсикомании, но в целом для этого возраста аутодеструкция маловероятна. У подростков эта форма поведения выражается в употреблении наркотиков и алкоголя, в самопорезах, в игровой и компьютерной зависимости, в пищевых злоупотреблениях и отказах пищи, возможны суицидальное поведение и самоубийства.

Выделение отдельных форм отклоняющегося поведения условно, поскольку в реальной жизни описанные формы, как правило, сочетаются в зависимости от совокупности индивидуальных и социальных предпосылок личностного развития.

Нравственные понятия, принципы, правила поведения невозможно вложить ребенку в готовом виде. Они вырабатываются им в собственной житейской практике, а в поведении проявляются. Поэтому выявление форм поведения ребенка, в которых проявляются отклонения от общепринятых норм, представляет собой психологическую, социальную, правовую, педагогическую и медицинскую задачу.

Девиантные действия выступают в разном качестве:

- как средство достижения значимой цели

- как способ психологической разрядки, замещения блокированной потребности и переключения деятельности

- как самоцель, удовлетворяющая потребность в самореализации и самоутверждении.

Считается, что в подростковых девиациях наиболее ярко проявляются следующие особенности:

- высокая аффективная заряженность поведенческих реакций

- импульсивный характер реагирования на фрустрирующую ситуацию

- кратковременность реакций с критическим выходом

- недифференцированная направленность реагирования

- высокий уровень готовности к девиантным действиям.

 

Генезис девиантного поведения обусловлен рядом взаимосвязанных механизмов, выделяемых в соответствии с компонентами человеческого поведения различного уровня – биологическими, социальными, психолого-педагогическими:

1. Индивидуальный механизм (биогенетические причины) возникновения отклоняющегося поведения действует на уровне психобиологических предпосылок девиантного поведения, которые затрудняют социальную и психологическую адаптацию ребенка или подростка:

- врожденное поражение нервной системы (по данным зарубежных исследований у детей девиантного поведения от 20% до 90% наблюдается органическая недостаточность нервной системы).

- приобретенная патология (радиация, алкоголь, инфекционные заболевания, психические травмы родителей).

 

Сторонники биогенетической концепции первопричиной отклонения в поведении считают врожденный характер. Инстинкт превосходства Адлера, который объяснял преступность как врожденное стремление к лидерству, власти, превосходству.

2. Психолого-педагогический механизм, раскрывающий неблагоприятные особенности взаимодействия подростка со своим ближайшим окружением в семье, на улице, в коллективе, который прежде всего проявляется в активно-избирательном отношении подростка к предпочитаемой среде общения. К нормам и ценностям своего окружения, к психолого-педагогическим воздействиям семьи, школы, общественности, к саморегулированию своего поведения. Проявление в дефектах школьного и семейного воспитания, педагогическая и социальная запущенность, глубокий психический дискомфорт, неблагоприятный микроклимат в семье, постоянные неуспехи в учебе, негативные отношения со сверстниками и учителями.

3. Социальный механизм, определяющийся социально-экономическими условиями существования, морально-политическим аспектом (отсутствие у молодого поколения высоких идеалов, старые кумиры низвергнуты, а новых нет. А если и имеются, то часто они – образцы того же девиантного поведения.

Усвоение асоциальных, отклоняющихся от нормы ролей определяется социальными свойствами личности:

А) теория стигматизации или клеймения Лемерта. Усвоение норм асоциального поведения происходит вследствие частоты их воздействия на личность (если подростку насильно навязывать роль, он будет таким).

Б) теория дифференцированной связи Сатерленда. Представления об обществе как конгломерат ценностей (дома ребенку прививают ценности, которые идут в разлад с общепринятыми).

В) теория Дюргейма. Отклонения возникают из-за противоречия между позитивной целью и недопустимыми в обществе средствами ее достижения (один подросток завидует богатству другого, считает несправедливым такую ситуацию, но сам не знает нормальных путей разрешения конфликта, следовательно – кража и др.).

Г) теория субкультуры Коэна. Теория построена на противоречиях бедных и богатых.

 

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных