ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Психотерапия и психокоррекция девиантного поведенияК возможным путям решения проблемы девиантного поведения относится следующее: изоляция, лечение, психотерапия и психокоррекция, а также их сочетание в зависимости от «глубины» нарушенного поведения. Вопрос состоит в том, чтобы решить, какой именно тип психотерапевтического воздействия использовать. Основной выбор существует между применением культуры наказания и культуры безопасности, справедливости и конструктивной заботливости. Критерием компетентности психолого-педагогического общения является сохранение внутренней свободы в общении. В игре «Кто виноват?» не бывает победителей. Намерение исправить последствия несправедливости состоит в том, чтобы завершить какую-либо важную задачу или же воссоединить людей в рамках продуктивных отношений. Для построения эффективных взаимоотношений следует озаботиться обнаружением скрытой цели нарушения поведения. Прежде всего для выявления мотивационной цели следует ответить на вопрос: «Чего хотят достичь дети, когда плохо себя ведут?» Каждый человек выбирает определенное поведение в определенных обстоятельствах. Психологу не изменить прошлое и обстоятельства жизни. Но конкретное поведение – это один из выборов. Свободная личность – это ответственная личность. И в этом заключается оптимистический психотерапевтический пафос в работе с девиантными детьми. Но в этом же и главная сложность. Чтобы грамотно строить конструктивное взаимодействие с нарушителями дисциплины и поведения в целом, необходимо: 1) распознать истинную цель проступка; 2) выбрать способ для немедленного вмешательства в ситуацию и прекращения выходки; 3) разработать стратегию своего поведения, которая привела бы к постепенному снижению числа подобных проступков в будущем. Прежде всего, необходимо установить личное знакомство с трудными детьмии, чтобы они знали психолога и могли относиться к нему с симпатией. Эти личные отношения помогут в тех случаях, когда возникнет необходимость урегулирования конфликта. Подобные отношения должны быть не манипулятивными, а эмпатическими; при этом придется приготовиться к тому, чтобы очень много слушать и побуждать подопечных к самостоятельному мышлению. Поддразнивание, принижение, нотации, просьбы, угрозы, запугивание неэффективны. Далее следует выявить дисфункциональную систему убеждений, идентифицировать ее, раскрыть суть. Важно корректно обозначить поведение и четко определить проблемы. Поведение, которое в основе является враждебным или вызывающим, не должно быть подтверждено как дружеское. Следует подумать о других путях воздействия и вариантах поведения. Обязательным моментом является конкретизация проблемы (проблемой является поведение, а не персона). При этом психологу следует избегать решения проблем за ребенка. Следует поощрять его автономию, давать возможность самостоятельно искать альтернативные варианты и прорабатывать пути решения проблем. Психолог должен смотреть на то, что происходит, – это более важно, – вместо того, чтобы выжидать, что будет. Поощряя подростков делать что-либо конструктивное, психологу подобает признавать это во всеуслышание. Изменение поведения, урегулирование конфликтов – это поэтапный процесс, протекающий с использованием расследования, активного понимания, предложения выборов, определения культуры справедливости, с применением выборов и установлением пределов. Цель процесса – научиться новым методам мышления и поведения. Проведение психотерапии и психокоррекции в случаях девиантного поведения с необходимостью предполагает предварительное проведение диагностического обследования. При этом следует иметь в виду основные параметры изучения девиантного поведения: 1 группа параметров. Психические и психофизиологические расстройства: • адекватность поведения ребенка нормам, соответствующим его возрасту и половой принадлежности; • длительность сохранения расстройства; • появление изменений в поведении ребенка по сравнению с обычным поведением; • появление тяжелых и часто повторяющихся симптомов (ночные кошмары); • одновременное существование целого ряда симптомов, психологические особенности личности, порожденные аномалиями или акцентуациями. 2 группа параметров. Особенности социальной ситуации или психологическая специфика проявлений характера подростка: • отношение общества к подросткам; • дефекты правового и нравственного сознания; • содержание потребностей личности; • особенности характера; • особенности эмоционально-волевой сферы; • неблагоприятная социальная ситуация развития; • незавершенность процесса формирования личности, отрицательное влияние семьи и ближайшего окружения; – следование за группой; • низкая самооценка и, как ее следствие, частое возникновение депрессии. 3 группа параметров. Возрастные кризисы развития: • возрастные кризисы – условные обозначения более или менее выраженных состояний конфликтности при переходе из одного периода возрастного развития в другой. По Немову, это задержка в психическом развитии человека, сопровождающаяся депрессивными состояниями, выраженной неудовлетворенностью собой, а также трудно разрешимыми проблемами внутреннего и внешнего характера. Любой кризис несет в себе и конструктивное, и разрушительное начало. Важно как взрослые реагируют на негативные проявления; • кризис3 лет, кризис 7 лет: физиологические изменения; отношения, складывающиеся с взрослыми; опережающее развитие интеллектуальной сферы по сравнению с личностным развитием.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|