Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Взаимодополняемость и взаимозаменяемость товаров и услуг.




 

Свойство товаров или услуг удовлетворятъ потребности (личные или производственные) лишь в комплексе друг с дру­гом называется взаимодополняемостью благ. Примером взаимо­дополняемых потребительских благ могут служить автомобиль и бензин, ручка и бумага, лыжи и лыжные крепления, стол и стул. Взаимодополняемыми могут быть не только потребительские бла­га, но и производственные ресурсы: капитал и труд, сталь и про­катный стан, компьютер и программное обеспечение. Взаимодополняемые блага называются комплементарными товарами (comple­mentary good). Взаимодополняемость бывает абсолютной (жест­кой), когда одному благу соответствует определенное количество другого блага, например лыжи и крепления к ним, и относитель­ной, например чай и сахар, автомобиль и бензин. График жесткой взаимодополняемости имеет одну точку пересечения кривых без­различия с любой бюджетной прямой (рис. 3.17). Выбор потреби­теля здесь является вынужденным и единственно возможным, не­зависимо от цен на блага X и Y, о чем наглядно свидетельствуют бюджетные линии HG и MN. Поэтому предельная норма замеще­ния равняется нулю: MRS = 0.

Однако чаще имеет место относительная взаимодополняемость, которая может быть выражена кривыми безразличия, изображен­ными на рис. 3.18.

 

Рис. 3.17. Абсолютная (жесткая) взаимодополняемость.

 

В этом случае зоной взаимодополняемости слу­жит отрезок кривой от точки С до точки D. Снижение цен на один из взаимодополняемых товаров, например на фотоаппараты, при­водит к увеличению спроса на них. С ростом спроса на фотоаппара­ты увеличивается спрос на фотобумагу, что при прочих равных условиях повышает цену на нее. Это означает, что снижение цен на один из взаимодополняемых товаров ведет к росту спроса и соот­ветственно цен на другой, и наоборот. Таким образом, если два про­дукта взаимодополняемы, между ценой на один из них и спросом на другой существует обратная связь.

Величину обратной связи можно подсчитать с помощью коэф­фициента перекрестной эластичности ЕDxy, показывающего элас­тичность спроса на одно благо относительно цен на другое благо:

 

Рис. 3.18. Относительная взаимозаменяемость.

 

Отрицательная перекрестная эластичность комплементарных благ (ЕDxy < 0) означает, что спрос на благо X и цена на благо Y изменяются в противоположных направлениях. Чем меньше эластичность, тем больше взаимодополняемость.

Поэтому жесткая вза­имодополняемость имеет коэффициент перекрестной эластичнос­ти ЕDxy = - . Это означает, что бесконечно малое увеличение цен на благо Y приводит к полному исчезновению спроса на благо X. Взаимодополняемость ресурсов аналогична взаимодополняемости потребительских благ.

Свойство благ (товаров или услуг) удовлетворять потребности (личные или производственные) за счет друг друга называ­ется взаимозаменяемостью благ. Примером взаимозаменяемых благ являются: розы и гвоздики; услуги авиационного, железнодорожного и автомобильного транспорта; услуги сферы досуга (кино —театр — цирк) и т.д. Взаимозаменяемыми могут быть не только потреби­тельские блага, но и производственные ресурсы: уголь, нефть, газ; гидро- и тепловые электростанции; металл и пластмассы и т.д. Вза­имозаменяемые блага называются товарами-субститутами (substitutional goods). Взаимозаменяемость бывает абсолютной (совер­шенной), когда одно благо может полностью заменить другое, на­пример красные и розовые гвоздики, а может быть относительной, например чай и кофе, сливочное масло и маргарин. Графически совершенная взаимозаменяемость изображается параллельными кривыми безразличия (рис. 3.19). Предельная норма замещения в этом случае постоянна: MRS = const.

Рис. 3.19. Совершенная взаимозаменяемость.

 

Кривые безразличия здесь вырождаются в прямые, предель­ная норма замены благ здесь всегда постоянна. Если провести бюд­жетное ограничение HG под углом к прямой безразличия, то найти решение проблемы равновесия нельзя. В реальной действительнос­ти чаще встречается не абсолютная, а относительная взаимозаме­няемость (рис. 3.20). В этом случае покупка блага X может быть в большей или меньшей степени приравнена к покупке блага Y. Рост цен на один из взаимозаменяемых товаров, например на розы, умень­шает спрос на них. С сокращением спроса на розы возрастает спрос на гвоздики, что при прочих равных условиях повышает цены на них, Это означает, что рост цен на один из взаимозаменяемых това­ров ведет к росту спроса и соответственно цен на другой, и наобо­рот. Таким образом, если два продукта взаимозаменяемы, между ценой на один из них и спросом на другой существует прямая связь. Ее величину можно подсчитать с помощью коэффициента перекрестной эластичности ЕDx,y.

Рис. 3.20. Относительная взаимозаменяемость.

 

Положительная перекрестная эластичность товаров-субсти­тутов (ЕDx,y > 0) означает, что спрос на благо X и цена на благо Y изменяются в одном направлении. Чем больше эластичность спроса на благо X по отношению к цене блага Y, тем выше степень взаимо­заменяемости двух благ. Поэтому совершенная субституция имеет коэффициент перекрестной эластичности ЕDx,y = + . Это означает, что бесконечно малое увеличение цен на благо Y приводит к почти полному перемещению спроса на благо X. Теория взаимозаменяе­мости ресурсов аналогична теории взаимозаменяемости потреби­тельских благ.

Понимание взаимодополняемости и взаимозаменяемости благ имеет важное значение для анализа правил поведения агентов и закономерностей ценообразования в условиях рыночной экономи­ки. Эффективная ценовая стратегия не может осуществляться без учета взаимодополняемости и взаимозаменяемости благ.

 

ПЛАН СЕМИНАРСКОГО ЗАНЯТИЯ.

 

1. Потребление и полезность. Общая и предельная полезность. Проблема оценки полезности благ.

2. Предпочтения потребителя. Кривые безразличия и их свойства. Предельная норма замещения.

3. Бюджетное ограничение потребителя. Правило максимизации полезности. Условия равновесия потребителя.

4. Динамика равновесия потребителя. Кривые "доход-потребление" и "цена-потребление".

5. Эффект дохода и эффект замещения.

 

 

ПОНЯТИЯ, КАТЕГОРИИ

 

Суверенитет потребителя, рациональный потребитель, полезность, общая полезность, предельная полезность, закон убывающей предельной полезности, кардинализм и ординализм, кривая безразличия, предельная норма замещения, линия бюджетных ограничений, правило максимизации полезности, равновесие потребителя, эффект дохода и эффект замещения, кривая "доход-потребление", кривая "цена-потребление", кривые Энгеля, нормальный и низший товары.

 

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных