Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Предприятие (фирма) как объект хозяйствования.




Основ­ным субъектом хозяйствования на микроуровне является предприятие (фирма). Понятия "предприятие" и "фирма" не являются синонимами.

Предприятие — это самостоятельный хозяйствую­щий субъект, обладающий правами юридического ли­ца, который, используя факторы производства, произ­водит и реализует продукцию, оказывает услуги.

Фирма — это организация под единым управлени­ем, которая владеет и ведет хозяйственную деятель­ность на предприятии.

Предприятие — это всегда одна производственная единица. Фирма может состоять из одного или нес­кольких предприятий. В теории производства рас­сматривают фирму, имеющую одно предприятие. По­этому понятия "фирма" и "предприятие" используют­ся как идентичные.

Предприятие является первичным звеном в систе­ме хозяйствования. Именно здесь осуществляется процесс соединения факторов производства, создают­ся блага и услуги, реализуются экономические инте­ресы субъектов хозяйствования. Предприятие имеет ряд характерных признаков. Во-первых, оно всегда представляет организацию людей (коллектив), связан­ных разделением и кооперацией труда, общими эко­номическими интересами. Во-вторых, производствен­но-хозяйственная деятельность на предприятии осу­ществляется путем использования комплекса машин, станков, которые представляют определенную техно­логию производства. В-третьих, предприятие отлича­ют экономическая обособленность и хозяйственная самостоятельность. Экономическая обособленность проявляется в том, что каждое предприятие имеет свои, обособленные ресурсы и использует их самостоя­тельно; затраты на осуществление производственной де­ятельности возмещаются за счет собственных средств; предприятие может иметь цели, отличающиеся от це­лей других звеньев экономики и общества в целом. Основу экономической обособленности составляет разграничение собственности на факторы и результа­ты производства разных предприятий. Экономичес­кая обособленность относительна, так как каждое предприятие в большей или меньшей степени связано с другими фирмами, организациями, государством и является лишь элементом экономической системы об­щества.

Экономическая обособленность предполагает эко­номическую, хозяйственную самостоятельность пред­приятия, которое является юридическим лицом с оп­ределенными правами и обязанностями, имеет соб­ственный счет в банке, ведет самостоятельный бух­галтерский баланс, в котором отражаются результаты деятельности фирмы. Предприятие самостоятельно определяет свою организационную структуру, формы управления; принимает решения об ассортименте вы­пускаемой продукции, технологических способах ее производства, ценах; заключает договора с поставщи­ками и покупателями продукции и т.д. Степень эко­номической самостоятельности предприятия зависит от его места в системе отношений собственности, т.е. от того, какие функции присвоения (владения, распо­ряжения, пользования) реализуют субъекты, осущес­твляющие хозяйственную деятельность на этом пред­приятии. Кроме того, на деятельность предприятия влияют изменения цен, спроса, предложения и целый ряд других факторов. Ни одно решение не может быть принято без учета требований рынка. В этом смысле самостоятельность предприятия имеет определенные границы экономического характера.

Основной стратегической целью фирмы является максимизация прибыли. В отдельные периоды време­ни у предприятия могут быть краткосрочные (локаль­ные) цели хозяйствования. Например, реконструк­ция и техническое перевооружение, освоение выпус­ка новых видов продукции, расширение рынков сбы­та и т.д. Однако эти цели подчинены главной, страте­гической.

К основным функциям предприятия относятся: производство благ, удовлетворяющих общественные потребности; максимизация прибыли.

Участниками деятельности предприятия являют­ся: собственник, управляющий и работник. Иногда собственник и управляющий — одно лицо. Общий стратегический интерес всех участников — повышение эффективности функционирования предприятия. Вместе с тем каждый из субъектов имеет свои интере­сы, которые могут не совпадать с интересами других. Собственник стремится приумножить свое имущес­тво, увеличить получаемую прибыль. Управляющий (менеджер) заинтересован в закреплении своего эко­номического положения, стабилизации и росте своих доходов. Он также стремится стать собственником, получить право не только распоряжения, но и владе­ния. Работник старается закрепить свое положение на предприятии, обеспечить рост заработной платы, по­вышение квалификации.

В зависимости от критерия классификации выделяют различные виды предприя­тий. Если за основу принять цель предприятия, то можно выделить коммерческие и некоммерческие предприятия. Цель коммерческих — максимизация прибыли. Основная часть предприятий — коммерчес­кие. Некоммерческие предприятия создаются для обеспечения занятости, оказания социальных услуг (школы, учреждения здравоохранения и т.д.). Это мо­гут быть государственные предприятия, фирмы, соз­даваемые различными фондами, общественными ор­ганизациями. Расходы, связанные с их функциониро­ванием, покрываются за счет средств госбюджета, взносов, благотворительных средств. В теории произ­водства рассматривается функционирование только коммерческих фирм.

Предприятия можно классифицировать и по фор­ме собственности на средства производства. Различа­ют государственные, частные и смешанные предприя­тия. Имущество государственных предприятий нахо­дится в собственности государства. Оно принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного веде­ния или оперативного управления. Частные предпри­ятия принадлежат одному лицу или семье. В смешан­ных компаниях одна часть акций принадлежит госу­дарству в лице какого-либо министерства или держательной компании, а другая — физическим и юриди­ческим лицам. Если государство владеет более 50 % акций, то такую компанию, как правило, называют государственной.

По принадлежности капитала выделяют нацио­нальные, иностранные и совместные предприятия. Национальные — это предприятия, капитал которых принадлежит предпринимателям данной страны. К ним относят и государственные предприятия. Иност­ранными называют фирмы, которые либо являются собственностью иностранных предпринимателей, ли­бо последние имеют право контроля над ними. К сов­местным относят предприятия, капитал которых принадлежит как отечественным предпринимателям, государству, так и иностранным. Доли участия в ка­питале (уставном фонде) определяются ими самостоя­тельно. Контроль над предприятием осуществляют предприниматели той страны, в которой оно располо­жено.

Предприятия отличаются друг от друга отрасле­вой принадлежностью и подразделяются на промыш­ленные, сельскохозяйственные, торговые, кредитно-финансовые и т.д.

Законодательства стран определяют организацион­но-правовые формы предприятий. Основные из них — единоличное владение, партнерство, корпорация.

Индивидуальная фирма (единоличное владение) — предприятие, которым владеет одно лицо или семья. Оно имеет ряд преимуществ: его легко учредить, уп­равляет предприятием владелец и как таковой он рас­полагает свободой действий и более всех заинтересо­ван в эффективном ведении дел. Предприятие имеет гибкий механизм функционирования, хозяйственные решения принимаются оперативно. Вместе с тем для единоличного владения характерны следующие не­достатки: ограниченность финансовых ресурсов, от­сутствие специализации в управлении, неограничен­ная ответственность. Последнее означает, что в случае банкротства предприятия его владелец теряет не толь­ко тот капитал, который вложил в данную фирму, но и все свое имущество.

Партнерство (товарищество) — предприятие, об­разующееся путем объединения капиталов двух или нескольких лиц, заключающих соглашение, в кото­ром определяются вклад (пай) каждого партнера в общее дело, их обязательства и права, способы распреде­ления прибыли и т.д. Партнерства имеют ряд досто­инств: их легко учредить; финансовые ресурсы значи­тельно больше, чем у индивидуальной фирмы; ис­пользуется специализация в управлении. К недостат­кам относятся: неограниченная ответственность (име­ет место не при всех видах товариществ); возможность возникновения конфликтов между партнерами, что затрудняет управление фирмой и может привести к ее распаду.

Партнерства бывают с неограниченной, ограничен­ной ответственностью и смешанные.

Партнерство с неограниченной ответст­венностью предусматривает ответственность его членов по обязательствам фирмы всем своим движи­мым и недвижимым имуществом, а также личное учас­тие каждого пайщика в делах фирмы. Распределение прибыли или убытков осуществляется пропорциональ­но доле каждого участника в совокупном капитале.

При партнерстве с ограниченной ответ­ственностью пайщики отвечают по обязательст­вам фирмы только их вкладом в общий капитал парт­нерства.

Коммандитное (смешанное) партнер­ство имеет место тогда, когда часть членов участвует в фирме только капиталом (но не лично), а часть при­нимает личное участие в ее деятельности, но не вкла­дывает капитал. Взаимоотношения определяются до­говором. При этом хотя бы один партнер отвечает всем своим имуществом без ограничений, а другие — только суммой вложенного капитала (коммандитная, или доверительная, сумма).

Корпорация (акционерное общество) — уставное общество с правом юридического лица. В корпорации объединяется собственность многих лиц (как физи­ческих, так и юридических, государства) путем вы­пуска и продажи акций. Покупая акции, акционеры приобретают долю собственности в корпорации и име­ют право на долю ее> доходов, право участия в управле­нии. Все, кто работает в корпорации, являются наем­ными работниками. Здесь невозможно объединение в одном лице собственника и управляющего. Акционер­ные общества имеют ряд преимуществ. Во-первых, корпоративная форма позволяет путем выпуска ак­ций и облигаций привлекать значительные финансо­вые ресурсы, наращивать капитал. Во-вторых, акцио­нерные общества, как правило, являются крупными предприятиями, что позволяет им получать опреде­ленные выгоды за счет массового производства про­дукта. В-третьих, акционеры несут ограниченную от­ветственность. В случае банкротства фирмы они рис­куют только капиталом, вложенным в акции. В-чет­вертых, акционеры могут относительно легко продать свои права собственности. Акции корпораций можно продать на рынке ценных бумаг, что дает инвесторам возможность для маневра, большую свободу действий по сравнению с лицами, вложившими свой капитал в индивидуальную фирму или партнерство.

Вместе с тем корпорациям присущи и недостатки. Так, регистрация устава корпорации требует времени и расходов на юридические услуги. Отделение соб­ственников от менеджеров может привести к кон­фликтам между ними, создает возможность злоупот­реблений. Кроме того, во многих странах существует двойное налогообложение прибыли корпорации: во-первых, фирма платит налог на прибыль, и, во-вто­рых, акционеры платят подоходный налог на диви­денды, которые корпорация выплачивает из прибы­ли. Преимущества данной формы организации хозяй­ственной деятельности перевешивают ее недостатки. Поэтому практически все крупные фирмы являются корпорациями.

Акционерные общества бывают двух видов: от­крытые и закрытые. Акции открытых свободно продаются на рынке ценных бумаг. Продажа акций закрытых обществ на фондовом рынке запрещена или ограничена и осуществляется в основном только акционерам.

Большое распространение в настоящее время по­лучили различного рода объединения предприятий, разрешенные законом: концерны, консорциумы, хол­динги и т.д.

По размерам предприятия делятся на крупные, средние, малые. Функциональное назначение круп­ных предприятий в том, чтобы производить массо­вую, стандартную продукцию. Они обладают рядом преимуществ. Во-первых, крупные предприятия име­ют большие финансовые возможности для внедрения новой техники, технологии. Во-вторых, они могут ис­пользовать специализацию труда и управленческого персонала. В-третьих, на крупных предприятиях можно более эффективно использовать имеющееся оборудование. В-четвертых, здесь возможно произ­водство нескольких видов продукции, что позволяет более эффективно использовать имеющиеся ресурсы, уменьшать риск, связанный с изменением рыночной конъюнктуры. Эти преимущества обусловливают бо­лее низкие издержки производства единицы продук­ции на крупном предприятии по сравнению со сред­ним и малым. В странах с рыночной экономикой доля крупных фирм в общем числе предприятий невелика, однако на них производится значительная часть об­щественного продукта.

Средние предприятия занимают промежуточное положение между крупными и малыми и не имеют преимуществ ни тех, ни других. Исключение состав­ляют преуспевающие средние фирмы, которые зани­мают определенные "ниши" на рынке. Они выпуска­ют продукцию, пользующуюся постоянным, но огра­ниченным спросом. Такие фирмы выступают как минимонополии. Перед ними бессильны как крупные (им не выгодно выпускать такой продукт, так как мал объем производства), так и мелкие (у них нет финан­совых ресурсов для производства такой продукции) предприятия.

Малые (мелкие) предприятия в странах с рыноч­ной экономикой занимают основную долю в общем ко­личестве фирм (до 90 %), на них работает значитель­ная часть занятого населения, но по объему выпуска продукции они не являются лидерами.

Существуют два критерия, согласно которым фир­мы относятся к малым: численность занятых на пред­приятии и объем производимой продукции. В экономической литературе и практике в основном применя­ется первый критерий, однако второй точнее. Для каждой отрасли существует свое определение малого предприятия, равно как и среднего и крупного.

Малые предприятия являются юридическими ли­цами. Они могут создаваться отдельными лицами или группой лиц и быть полностью независимыми или организовываться при крупном предприятии и в оп­ределенной степени зависеть от него. В развитых ста­нах, например, получило широкое развитие коопери­рование крупного и мелкого производства. Часто ис­пользуется контрактная система, при которой круп­ные фирмы делают мелким заказы на производство продукции и помогают обновлять техническую базу, предоставляют технологии и т.д.

Малые предприятия имеют много достоинств. Во-первых, существует ряд отраслей, где мелкие про­изводители действуют более эффективно, нежели крупные (строительство, пищевая промышленность, сфера услуг и т.д.). Во-вторых, малые предприятия более гибки, восприимчивы к рынку: быстрее, чем крупные, изменяют ассортимент продукции, внедря­ют новшества. В-третьих, они используют технику в сочетании с высокой интенсивностью труда и создают занятость с применением значительно меньшего ка­питала по сравнению с крупными фирмами. Здесь соз­дание одного рабочего места обходится в несколько раз дешевле, чем на крупных предприятиях.

Рынки, обслуживаемые малыми предприятиями, можно разделить на четыре категории: рынки, свя­занные с производством неэкономичных для крупно­го бизнеса товаров (производство предметов роскоши, предметов специального назначения и т.д.); рынки, на которых малые фирмы являются поставщиками для крупных корпораций (автомобильная, авиацион­ная промышленность); рынки, на которых малые фирмы непосредственно конкурируют с крупными благодаря использованию новейших технологий, вы­сокой интенсивности труда, небольшому значению для данной отрасли экономии на масштабе производ­ства; рынки принципиально нового продукта.

Вместе с тем у малых предприятий есть свои не­достатки. Это — небольшие финансовые возможнос­ти, трудность получения кредита, ограниченность ин­формации и т.д.

Значимость малого бизнеса и его зависимость от общего состояния экономики обусловливают необхо­димость его поддержки со стороны государства. Во многих странах существуют программы помощи и со­действия малому бизнесу, ему оказывают финансо­вую, консультативную, информационную поддержку.

Особая роль отводится малому бизнесу в переход­ной экономике, так как он способствует развитию ры­ночных отношений, формирует класс собственников, снижает социальную напряженность в обществе.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных