ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Предприятие (фирма) как объект хозяйствования.Основным субъектом хозяйствования на микроуровне является предприятие (фирма). Понятия "предприятие" и "фирма" не являются синонимами. Предприятие — это самостоятельный хозяйствующий субъект, обладающий правами юридического лица, который, используя факторы производства, производит и реализует продукцию, оказывает услуги. Фирма — это организация под единым управлением, которая владеет и ведет хозяйственную деятельность на предприятии. Предприятие — это всегда одна производственная единица. Фирма может состоять из одного или нескольких предприятий. В теории производства рассматривают фирму, имеющую одно предприятие. Поэтому понятия "фирма" и "предприятие" используются как идентичные. Предприятие является первичным звеном в системе хозяйствования. Именно здесь осуществляется процесс соединения факторов производства, создаются блага и услуги, реализуются экономические интересы субъектов хозяйствования. Предприятие имеет ряд характерных признаков. Во-первых, оно всегда представляет организацию людей (коллектив), связанных разделением и кооперацией труда, общими экономическими интересами. Во-вторых, производственно-хозяйственная деятельность на предприятии осуществляется путем использования комплекса машин, станков, которые представляют определенную технологию производства. В-третьих, предприятие отличают экономическая обособленность и хозяйственная самостоятельность. Экономическая обособленность проявляется в том, что каждое предприятие имеет свои, обособленные ресурсы и использует их самостоятельно; затраты на осуществление производственной деятельности возмещаются за счет собственных средств; предприятие может иметь цели, отличающиеся от целей других звеньев экономики и общества в целом. Основу экономической обособленности составляет разграничение собственности на факторы и результаты производства разных предприятий. Экономическая обособленность относительна, так как каждое предприятие в большей или меньшей степени связано с другими фирмами, организациями, государством и является лишь элементом экономической системы общества. Экономическая обособленность предполагает экономическую, хозяйственную самостоятельность предприятия, которое является юридическим лицом с определенными правами и обязанностями, имеет собственный счет в банке, ведет самостоятельный бухгалтерский баланс, в котором отражаются результаты деятельности фирмы. Предприятие самостоятельно определяет свою организационную структуру, формы управления; принимает решения об ассортименте выпускаемой продукции, технологических способах ее производства, ценах; заключает договора с поставщиками и покупателями продукции и т.д. Степень экономической самостоятельности предприятия зависит от его места в системе отношений собственности, т.е. от того, какие функции присвоения (владения, распоряжения, пользования) реализуют субъекты, осуществляющие хозяйственную деятельность на этом предприятии. Кроме того, на деятельность предприятия влияют изменения цен, спроса, предложения и целый ряд других факторов. Ни одно решение не может быть принято без учета требований рынка. В этом смысле самостоятельность предприятия имеет определенные границы экономического характера. Основной стратегической целью фирмы является максимизация прибыли. В отдельные периоды времени у предприятия могут быть краткосрочные (локальные) цели хозяйствования. Например, реконструкция и техническое перевооружение, освоение выпуска новых видов продукции, расширение рынков сбыта и т.д. Однако эти цели подчинены главной, стратегической. К основным функциям предприятия относятся: производство благ, удовлетворяющих общественные потребности; максимизация прибыли. Участниками деятельности предприятия являются: собственник, управляющий и работник. Иногда собственник и управляющий — одно лицо. Общий стратегический интерес всех участников — повышение эффективности функционирования предприятия. Вместе с тем каждый из субъектов имеет свои интересы, которые могут не совпадать с интересами других. Собственник стремится приумножить свое имущество, увеличить получаемую прибыль. Управляющий (менеджер) заинтересован в закреплении своего экономического положения, стабилизации и росте своих доходов. Он также стремится стать собственником, получить право не только распоряжения, но и владения. Работник старается закрепить свое положение на предприятии, обеспечить рост заработной платы, повышение квалификации. В зависимости от критерия классификации выделяют различные виды предприятий. Если за основу принять цель предприятия, то можно выделить коммерческие и некоммерческие предприятия. Цель коммерческих — максимизация прибыли. Основная часть предприятий — коммерческие. Некоммерческие предприятия создаются для обеспечения занятости, оказания социальных услуг (школы, учреждения здравоохранения и т.д.). Это могут быть государственные предприятия, фирмы, создаваемые различными фондами, общественными организациями. Расходы, связанные с их функционированием, покрываются за счет средств госбюджета, взносов, благотворительных средств. В теории производства рассматривается функционирование только коммерческих фирм. Предприятия можно классифицировать и по форме собственности на средства производства. Различают государственные, частные и смешанные предприятия. Имущество государственных предприятий находится в собственности государства. Оно принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. Частные предприятия принадлежат одному лицу или семье. В смешанных компаниях одна часть акций принадлежит государству в лице какого-либо министерства или держательной компании, а другая — физическим и юридическим лицам. Если государство владеет более 50 % акций, то такую компанию, как правило, называют государственной. По принадлежности капитала выделяют национальные, иностранные и совместные предприятия. Национальные — это предприятия, капитал которых принадлежит предпринимателям данной страны. К ним относят и государственные предприятия. Иностранными называют фирмы, которые либо являются собственностью иностранных предпринимателей, либо последние имеют право контроля над ними. К совместным относят предприятия, капитал которых принадлежит как отечественным предпринимателям, государству, так и иностранным. Доли участия в капитале (уставном фонде) определяются ими самостоятельно. Контроль над предприятием осуществляют предприниматели той страны, в которой оно расположено. Предприятия отличаются друг от друга отраслевой принадлежностью и подразделяются на промышленные, сельскохозяйственные, торговые, кредитно-финансовые и т.д. Законодательства стран определяют организационно-правовые формы предприятий. Основные из них — единоличное владение, партнерство, корпорация. Индивидуальная фирма (единоличное владение) — предприятие, которым владеет одно лицо или семья. Оно имеет ряд преимуществ: его легко учредить, управляет предприятием владелец и как таковой он располагает свободой действий и более всех заинтересован в эффективном ведении дел. Предприятие имеет гибкий механизм функционирования, хозяйственные решения принимаются оперативно. Вместе с тем для единоличного владения характерны следующие недостатки: ограниченность финансовых ресурсов, отсутствие специализации в управлении, неограниченная ответственность. Последнее означает, что в случае банкротства предприятия его владелец теряет не только тот капитал, который вложил в данную фирму, но и все свое имущество. Партнерство (товарищество) — предприятие, образующееся путем объединения капиталов двух или нескольких лиц, заключающих соглашение, в котором определяются вклад (пай) каждого партнера в общее дело, их обязательства и права, способы распределения прибыли и т.д. Партнерства имеют ряд достоинств: их легко учредить; финансовые ресурсы значительно больше, чем у индивидуальной фирмы; используется специализация в управлении. К недостаткам относятся: неограниченная ответственность (имеет место не при всех видах товариществ); возможность возникновения конфликтов между партнерами, что затрудняет управление фирмой и может привести к ее распаду. Партнерства бывают с неограниченной, ограниченной ответственностью и смешанные. Партнерство с неограниченной ответственностью предусматривает ответственность его членов по обязательствам фирмы всем своим движимым и недвижимым имуществом, а также личное участие каждого пайщика в делах фирмы. Распределение прибыли или убытков осуществляется пропорционально доле каждого участника в совокупном капитале. При партнерстве с ограниченной ответственностью пайщики отвечают по обязательствам фирмы только их вкладом в общий капитал партнерства. Коммандитное (смешанное) партнерство имеет место тогда, когда часть членов участвует в фирме только капиталом (но не лично), а часть принимает личное участие в ее деятельности, но не вкладывает капитал. Взаимоотношения определяются договором. При этом хотя бы один партнер отвечает всем своим имуществом без ограничений, а другие — только суммой вложенного капитала (коммандитная, или доверительная, сумма). Корпорация (акционерное общество) — уставное общество с правом юридического лица. В корпорации объединяется собственность многих лиц (как физических, так и юридических, государства) путем выпуска и продажи акций. Покупая акции, акционеры приобретают долю собственности в корпорации и имеют право на долю ее> доходов, право участия в управлении. Все, кто работает в корпорации, являются наемными работниками. Здесь невозможно объединение в одном лице собственника и управляющего. Акционерные общества имеют ряд преимуществ. Во-первых, корпоративная форма позволяет путем выпуска акций и облигаций привлекать значительные финансовые ресурсы, наращивать капитал. Во-вторых, акционерные общества, как правило, являются крупными предприятиями, что позволяет им получать определенные выгоды за счет массового производства продукта. В-третьих, акционеры несут ограниченную ответственность. В случае банкротства фирмы они рискуют только капиталом, вложенным в акции. В-четвертых, акционеры могут относительно легко продать свои права собственности. Акции корпораций можно продать на рынке ценных бумаг, что дает инвесторам возможность для маневра, большую свободу действий по сравнению с лицами, вложившими свой капитал в индивидуальную фирму или партнерство. Вместе с тем корпорациям присущи и недостатки. Так, регистрация устава корпорации требует времени и расходов на юридические услуги. Отделение собственников от менеджеров может привести к конфликтам между ними, создает возможность злоупотреблений. Кроме того, во многих странах существует двойное налогообложение прибыли корпорации: во-первых, фирма платит налог на прибыль, и, во-вторых, акционеры платят подоходный налог на дивиденды, которые корпорация выплачивает из прибыли. Преимущества данной формы организации хозяйственной деятельности перевешивают ее недостатки. Поэтому практически все крупные фирмы являются корпорациями. Акционерные общества бывают двух видов: открытые и закрытые. Акции открытых свободно продаются на рынке ценных бумаг. Продажа акций закрытых обществ на фондовом рынке запрещена или ограничена и осуществляется в основном только акционерам. Большое распространение в настоящее время получили различного рода объединения предприятий, разрешенные законом: концерны, консорциумы, холдинги и т.д. По размерам предприятия делятся на крупные, средние, малые. Функциональное назначение крупных предприятий в том, чтобы производить массовую, стандартную продукцию. Они обладают рядом преимуществ. Во-первых, крупные предприятия имеют большие финансовые возможности для внедрения новой техники, технологии. Во-вторых, они могут использовать специализацию труда и управленческого персонала. В-третьих, на крупных предприятиях можно более эффективно использовать имеющееся оборудование. В-четвертых, здесь возможно производство нескольких видов продукции, что позволяет более эффективно использовать имеющиеся ресурсы, уменьшать риск, связанный с изменением рыночной конъюнктуры. Эти преимущества обусловливают более низкие издержки производства единицы продукции на крупном предприятии по сравнению со средним и малым. В странах с рыночной экономикой доля крупных фирм в общем числе предприятий невелика, однако на них производится значительная часть общественного продукта. Средние предприятия занимают промежуточное положение между крупными и малыми и не имеют преимуществ ни тех, ни других. Исключение составляют преуспевающие средние фирмы, которые занимают определенные "ниши" на рынке. Они выпускают продукцию, пользующуюся постоянным, но ограниченным спросом. Такие фирмы выступают как минимонополии. Перед ними бессильны как крупные (им не выгодно выпускать такой продукт, так как мал объем производства), так и мелкие (у них нет финансовых ресурсов для производства такой продукции) предприятия. Малые (мелкие) предприятия в странах с рыночной экономикой занимают основную долю в общем количестве фирм (до 90 %), на них работает значительная часть занятого населения, но по объему выпуска продукции они не являются лидерами. Существуют два критерия, согласно которым фирмы относятся к малым: численность занятых на предприятии и объем производимой продукции. В экономической литературе и практике в основном применяется первый критерий, однако второй точнее. Для каждой отрасли существует свое определение малого предприятия, равно как и среднего и крупного. Малые предприятия являются юридическими лицами. Они могут создаваться отдельными лицами или группой лиц и быть полностью независимыми или организовываться при крупном предприятии и в определенной степени зависеть от него. В развитых станах, например, получило широкое развитие кооперирование крупного и мелкого производства. Часто используется контрактная система, при которой крупные фирмы делают мелким заказы на производство продукции и помогают обновлять техническую базу, предоставляют технологии и т.д. Малые предприятия имеют много достоинств. Во-первых, существует ряд отраслей, где мелкие производители действуют более эффективно, нежели крупные (строительство, пищевая промышленность, сфера услуг и т.д.). Во-вторых, малые предприятия более гибки, восприимчивы к рынку: быстрее, чем крупные, изменяют ассортимент продукции, внедряют новшества. В-третьих, они используют технику в сочетании с высокой интенсивностью труда и создают занятость с применением значительно меньшего капитала по сравнению с крупными фирмами. Здесь создание одного рабочего места обходится в несколько раз дешевле, чем на крупных предприятиях. Рынки, обслуживаемые малыми предприятиями, можно разделить на четыре категории: рынки, связанные с производством неэкономичных для крупного бизнеса товаров (производство предметов роскоши, предметов специального назначения и т.д.); рынки, на которых малые фирмы являются поставщиками для крупных корпораций (автомобильная, авиационная промышленность); рынки, на которых малые фирмы непосредственно конкурируют с крупными благодаря использованию новейших технологий, высокой интенсивности труда, небольшому значению для данной отрасли экономии на масштабе производства; рынки принципиально нового продукта. Вместе с тем у малых предприятий есть свои недостатки. Это — небольшие финансовые возможности, трудность получения кредита, ограниченность информации и т.д. Значимость малого бизнеса и его зависимость от общего состояния экономики обусловливают необходимость его поддержки со стороны государства. Во многих странах существуют программы помощи и содействия малому бизнесу, ему оказывают финансовую, консультативную, информационную поддержку. Особая роль отводится малому бизнесу в переходной экономике, так как он способствует развитию рыночных отношений, формирует класс собственников, снижает социальную напряженность в обществе.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|