ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Учебно-методические материалы лекционного курсаЛекция №1. Введение. Общая характеристика литературы ХIХ века 1-й пол. – 2ч. Цель: Дать представление о своеобразии литературного процесса в России первой половины 19 века. Задачи: 1. Познакомить с периодизацией русской литературы данного периода. 2. Раскрыть основные литературные направления, их взаимосвязь и борьбу по идейным и литературно-эстетическим вопросам. 3. Охарактеризовать особенности развития и эстетику различных течений русского романтизма.
Цели и задачи курса. Понятие классической литературы. Положение и функции литературы в структуре общественного сознания в Х1Х в. Ведущие идеи и проблемы. Сочетание высокой идейности, содержательности, правдивости с блестящей художественной формой. Основные направления русской литературы Х1Х в. Романтизм. Реализм. Классический русский роман. Романтизм как художественный метод и литературное направление. Исторические, социальные и эстетические предпосылки возникновения романтизма. Идеи, герой, жанры. Своеобразие русского романтизма. Типология русского романтизма: «гражданский» и «психологический» (элегический) романтизм; философский романтизм и др. Условность подобной классификации. Литературные кружки начала XIX в. «Московское дружеское общество»; «Вольное общество любителей российской словесности, наук и художеств». Языковая реформа Н. М. Карамзина (статьи «Что нужно автору?», «Отчего в России мало авторских талантов?»), ее значение для судеб русского литературного языка. Полемика А.С. Шишкова с Н.М. Карамзиным «о старом и новом слоге российского языка». Создание «Беседы любителей российского слова». Общественная и эстетическая программа литературного общества «Арзамас». Основные тенденции развития русской литературы.
Литература 1. История русской литературы: В 4 т. Т.2. От сентиментализма к романтизму и реализму / Отв. ред. Е.Н. Купреянова. - Л., 1981. 2. История русской литературы XIX века: 1800-1830-е годы: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений: В 2-х ч. / Под ред. В.Н. Аношкиной, Л.Д. Громовой. - М., 2001. Рекомендовано МО РФ. 3. Кулешов В. И. История русской литературы 19 века: учеб. пособие для студ. вузов, обучающихся по направлению 520300 и спец. 021700 - “Филология”/ В. И. Кулешов. - М., 2005. - Рекомендовано УМО. 4. Маймин Е.А. О русском романтизме. - М., 1975. 5. Манн Ю.В. Динамика русского романтизма. - М., 1995. 6. Скатов Н. Искусство великого синтеза. (Об особенностях русской литературы начала прошлого века) // Русская литература и культура нового времени. - СПб., 1994.- С. 3-21.
Перечень необходимого оборудования: аудиторная доска, стационарный или переносной комплекс мультимедийного презентационного оборудования. Перечень используемых образовательных технологий: лекция-визуализация, проблемное обучение. Вопросы студентам для самопроверки 1. Дайте общую характеристику особенностей развития русской литературы начала 19 века. 2. Определите важнейшие особенности русского романтизма, его эстетические принципы. Лекция № 2. Жизнь и творчество В.А. Жуковского – 2ч. Цель: Познакомить с жизнью и творчеством основоположника русского романтизма В.А. Жуковского. Задачи: 1. Охарактеризовать различные периоды в творчестве поэта. 2. Раскрыть жанровое разнообразие творческого наследия Жуковского (элегическая поэзия, баллады, патриотическая лирика, эпическое творчество). 3. Показать место и роль творчества Жуковского в отечественной литературе. Основные этапы биографического и творческого пути поэта. Гуманистическо-элегическая и этико-психологическая сущность романтизма Жуковского. Идейно-стилевое своеобразие программных произведений: «Сельское кладбище», «Вечер», «Теон и Эсхин». Изображение внутреннего мира человека. Гибкость, напевность, музыкальность стиха. Патриотический пафос «Певца во стане русских воинов». Религиозно-мистическое начало в творчестве 20-40-х гг. («Невыразимое» и др.). Жуковский-балладник («Людмила», «Светлана»). Мастерство переводчика. Место и роль творчества Жуковского в отечественной литературе. Пушкин, Гоголь, Белинский о Жуковском. Литература 1. Белинский В.Г. Русская литература в 1841 г.; Сочинения Александра Пушкина (ст. 2).- Люб. изд. 2. Бессараб М. Жуковский. - М., 1983. 3. Веселовский А.Н. В.А. Жуковский. Поэзия чувства и сердечного воображения. - М., 1999. 4. Гуревич А.М. Романтизм в русской литературе. - М., 1980. 5. Касаткина В.Н. «Здесь сердцу будет приятно…». Поэзия В.А. Жуковского. - М., 1995. 6. Семенко И. Поэты пушкинской поры. - М., 1970. - С. 58- 94. 7. Он же. Жизнь и поэзия Жуковского. - М., 1975. 8. Эткинд Е. Русские поэты-переводчики от Тредиаковского до Пушкина. - Л., 1975. - С. 55-115. 9. Янушкевич А.С. Этапы и проблемы творческой эволюции. В.А. Жуковский. - Томск, 1985. Перечень необходимого оборудования: аудиторная доска, стационарный или переносной комплекс мультимедийного презентационного оборудования. Перечень используемых образовательных технологий: проблемное обучение, лекция с ассистированием, использование информационных технологий (комплекты слайдов). Вопросы студентам для самопроверки 1. Охарактеризуйте основные этапы творчества Жуковского и особенности каждого из них. 2. Покажите, какую роль играет пейзаж в лирике поэта, отметьте своеобразие изображения картин природы в его поэзии. 3. На конкретных текстах Жуковского отметьте особенности стихотворной речи и языка поэта.
Лекция № 3. Жизнь и творчество К.Н. Батюшкова – 2ч. Цель: Познакомить с жизнью и творчеством К.Н. Батюшкова. Задачи: 1. Раскрыть сложность литературной позиции Батюшкова. 2. Показать жанровое разнообразие творческого наследия Батюшкова («легкая поэзия», послания, литературная сатира, элегия, антологические стихи). 3. Раскрыть место Батюшкова в литературном процессе начала 19 в. Своеобразие социальной, политической, эстетической позиции Батюшкова. Его поэтическое кредо ведущего представителя «легкой поэзии». Связь «изящного эпикуреизма» с идеями просветительского гуманизма. Кризис мировоззрения. Усиление противоречий. Своеобразие жанра элегии в творчестве Батюшкова. Лирический герой. Антологическая лирика. Проза – реалистические тенденции. Батюшков в оценке Белинского. Значение творчества поэта в развитии русской поэзии. Литература 1. Батюшков, его жизнь и сочинения. - М., 2001. 2. Белинский В.Г. Русская литература в 1841 г.; Сочинения Александра Пушкина (ст. 3) 3. Григорьян К.Н. Батюшков // Григорьян К.Н. Пушкинская элегия: Национальные истоки, предшественники, эволюция. - Л., 1990. 4. Кошелев В. Константин Батюшков. Странствия и страсти. - М., 1987. 5. Фридман Н.В. Поэзия Батюшкова. - М., 1971.
Перечень необходимого оборудования: аудиторная доска, стационарный или переносной комплекс мультимедийного презентационного оборудования. Перечень используемых образовательных технологий: проблемное обучение, лекция с ассистированием, использование информационных технологий (комплекты слайдов). Вопросы студентам для самопроверки 1. Сформулируйте тематическое, стилистическое и жанровое своеобразие «легкой поэзии» Батюшкова. 2. Расскажите о жанре элегии в творчестве поэта. Лекция №4. Творчество декабристов: К.Ф. Рылеев. Мировоззрение и личность П.Я. Чаадаева – 2ч. Цель: Дать общее представление о творчестве поэтов-декабристов, остановиться на гражданско-героическом романтизме К.Ф. Рылеева. Познакомить с вкладом П.Я. Чаадаева в русскую и мировую культуру. Задачи: 1. Раскрыть характер творчества Рылеева как наиболее яркого представителя декабристской литературы. 2. Показать жанровое разнообразие творчества поэта (социально-политические стихи, сатира, гражданская лирика, исторические думы, агитационно-сатирические песни, поэмы). 3. Объяснить сущность и значение для русского самосознания «негативного патриотизма» П.Я. Чаадаева.
Творчество поэтов-декабристов (литературная программа декабристов; «Мнемозина» как орган печати декабристов; принципы декабристской народности). Творческий путь К.Ф. Рылеева. Идейная эволюция. Ведущий пафос поэзии Рылеева – борьба против деспотизма и угнетения. Сатира «К временщику», ода «Гражданское мужество». Поэтизация социально-политического героизма. Думы («Смерть Ермака», «Дмитрий Донской», «Иван Сусанин»). Жанр, средства типизации героев, композиция, язык, стих. Романтизм, историческая ограниченность дум. Пушкин о думах Рылеева. Проблематика, ведущие идеи, сюжет и основные герои поэмы «Войнаровский». Особенности композиции и языка поэмы. Гражданская лирика последних лет («Гражданин»). Агитационные песни. Незавершенные произведения (поэма «Наливайко»). Литературно-общественное значение творчества Рылеева. Место Чаадаева в современной общественной мысли и публицистике. Происхождение, воспитание, образование. Участие в войне 1812г. Знакомство с Пушкиным-лицеистом. Эпиграмма «Он вышней волею небес». Послания 1821 и 1824гг. Отставка, вступление в тайное общество, поездка за границу. Мистицизм и пиетизм. Возвращение, деревенское уединение, создание «Философических писем», возвращение в свет. Публикация 1-го письма в «Телескопе». Содержание. Всеобщее негодование на Чаадаева, царское наказание автора. «Апология сумасшедшего», ее краткое содержание. Письмо Пушкина от 19 окт. 1836г. Последние 20 лет жизни, затворничество, дружба с великими людьми. Чаадаев как один из первых русских иностранцев в Отечестве. «Философические письма» как первая оригинальная попытка русского национального самосознания. «Негативный патриотизм» как выдающийся вклад Чаадаева в русскую и мировую культуру. Литературные источники писем Чаадаева. Литература По К.Ф. Рылееву: 1. Афанасьев В.В. Рылеев. Жизнеописание. - М., 1982. 2. Базанов В.Г. Очерки декабристской литературы. Поэзия. - М.-Л., 1961. 3. Коровин В.И. Поэты пушкинской поры. - М., 1980. 4. Касаткина В.Н. Поэзия гражданского подвига. Литературная Деятельность декабристов. - М., 1987. По П.Я. Чаадаеву: 1. Лебедев А.А. Чаадаев. - М., 1965. 2. Гершензон М.О. Грибоедовская Москва. П.Я.Чаадаев. Очерки прошлого. - М., 1989. 3. Мандельштам О. Слово о культуре. - М., 1987 (гл. «Чаадаев»). 4. Тарасов Б.Н. Чаадаев. - М., 1986. Перечень необходимого оборудования: аудиторная доска, стационарный или переносной комплекс мультимедийного презентационного оборудования. Перечень используемых образовательных технологий: проблемное обучение, лекция-визуализация и лекция с ассистированием. Вопросы студентам для самопроверки 1. Охарактеризуйте важнейшие черты декабристской литературы и этапы ее развития. 2. Объясните, почему Пушкин критически отнесся к думам Рылеева. 3. Дайте общую оценку литературной деятельности Чаадаева. Лекция №5. И.А. Крылов-баснописец. «История государства Российского» Н.М. Карамзина как явление русской культуры – 2ч. Цель: Охарактеризовать басенное творчество И.А. Крылова и исторический труд Н.М. Карамзина. Задачи: 1. Показать новаторство басенного творчества И.А. Крылова. 2. Раскрыть мастерство Крылова-баснописца, его роль в развитии русской литературы. 3. Дать представление о многотомном труде Н.М. Карамзина «История государства Российского», влиянии книги на автора, его современников и потомков.
Путь Крылова к реалистической басне. Крылов – новатор басенного творчества. Ирония как главный художественный прием и принцип художественного мышления в поэтической басне Крылова. Образ рассказчика. Основная проблематика басен: социально-политическая («Рыбьи пляски»), морально-философская («Листы и корни»), социально-бытовая («Разборчивая невеста»); басни, посвященные Отечественной войне 1812г. Народность крыловских басен. Эпистолярная полемика о Крылове Пушкина и Вяземского. Анализ структуры басни по разным ее уровням: содержанию, поэтической речи, стиху, жанровому своеобразию и т.д. («Кукушка и Орел», «Безбожники», «Лягушки, просящие царя», «Лисица и Осел» и др.) Место и роль Крылова-баснописца в истории русской литературы. Белинский о творчестве Крылова. Позиция Карамзина-историка. Взгляды Карамзина на государство. Жизнь Карамзина в период работы над книгой. Выход первых 8 томов. Реакция декабристов и Пушкина. Тома 9-11 – вершина Карамзина-историка. Фигура Ивана Грозного. Историческое открытие Карамзина: разрыв государства и нравственности. Его последствия. Изменения в отношении к Карамзину декабристов, Российской Академии, царя. Изменение карамзинской оценки Б. Годунова. Охлаждение Карамзина к своему труду. Научная критика «Истории государства Российского». Ключевский о Карамзине. Возвращение Карамзина-историка в 1980-90-х гг. XX в. и его актуальность. «История государства Российского» как явление литературы. Книга Карамзина как главный источник исторических взглядов Пушкина, Толстого. Литература По И.А. Крылову: 1.Архипов В.А. И.А. Крылов Поэзия народной мудрости. - М., 1974. 2. Белинский В.Г. И.А. Крылов. Люб. изд. 3. Гордин М., Гордин Я. Театр Ивана Крылова. - Л., 1983. 4. Гордин М.А. Жизнь Ивана Крылова. – М., 2000. 5. Коровин В.И. Поэт и мудрец. Книга об Иване Крылове. - М., 1996. 6. Медриш Д.Н. Персонажи приходят в басню // Рус. речь. - 1995. - №6. - С. 102-107. 7. Попов И. Спор о Крылове (1823-1825) // Проблемы русской поэзии, критики, драматургии ХIХ в. - Куйбышев, 1978. - С. 70-76. 8. Степанов Н.Л. Басни И. Крылова.- М., 1969. По Н.М. Карамзину: 1. Вацуро В.Э., Гиллельсон М.И. «Сквозь умственные плотины». - М., 1972 (гл. «Подвиг честного человека»). 2. Лотман Ю.М. Сотворение Карамзина. - М., 1987. 3. Он же. Колумб русской истории // Н.М. Карамзин. История государства Российского. Репринт. изд. - М., 1988. - С. 3-16. 4. Эйдельман Н.Я. Последний летописец. - М., 1983. Перечень необходимого оборудования: аудиторная доска, стационарный или переносной комплекс мультимедийного презентационного оборудования. Перечень используемых образовательных технологий: лекция с ассистированием, использование информационных технологий (комплекты слайдов). Вопросы студентам для самопроверки 1. Разъясните основные положения статьи Белинского «Иван Андреевич Крылов», определяющие сущность народности басен Крылова 2. Охарактеризуйте образ рассказчика в баснях Крылова. 3. Раскройте характер исторического открытия Карамзина в «Истории государства Российского».
Лекция №6. Личность А.С. Грибоедова и комедия «Горе от ума» – 2ч. Цель: Раскрыть идейно-художественное своеобразие гениальной комедии Грибоедова. Задачи: 1. Познакомить с творческой историей «Горя от ума». 2. Рассмотреть проблематику, систему образов и художественные особенности произведения. 3. Показать влияние «Горя от ума» на русскую литературу и театр.
Загадка личности Грибоедова. Проблема авторства «Горя от ума». Грибоедов и декабристы. Проблематика комедии. Неоднозначные оценки образа Чацкого как результат сложно-противоречивого отношения Грибоедова к герою. Основные герои комедии (образы Фамусова, Молчалина, Софьи). Стилевое и жанровое своеобразие «Горя от ума». Композиция, вольный стих. Пушкин о языке комедии Грибоедова. Русские писатели и критики о пьесе. Мировое значение пьесы, ее современные сценические интерпретации. Литература 1. Борисов Ю.М. Просеминарий по творчеству А.С. Грибоедова. «Горе от ума». - Саратов, 1998. 2. Глухов В.И. Шедевр просветительского реализма /о комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»/ // Проблемы языка и стиля в литературе. - Волгоград, 1975, или то же в кн.: Глухов В.И. Становление реализма в русской литературе ХVIII – начала ХIХ вв. - Волгоград, 1976. - С.194-224. 3. Лебедев А.А. Грибоедов: Факты и гипотезы. - М., 1980. 4. Он же. Куда влечет тебя свободный ум. - М., 1982. 5. Нечкина М.В. Грибоедов и декабристы. - М., 1977. 6. Пиксанов Н.К. Творческая история «Горя от ума». - М., 1971 7. Смирнов В.Б. По закону бумеранга. Сюжет и жанр комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» // Смирнов В.Б. Больше века назад. - Волгоград, 1997. - С. 7-25. 8. Фомичев С.А. Комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума». Комментарий. - М., 1983. 9. Хечинов Ю. Жизнь и смерть Александра Грибоедова. - М., 2003. Перечень необходимого оборудования: аудиторная доска, стационарный или переносной комплекс мультимедийного презентационного оборудования. Перечень используемых образовательных технологий: проблемное обучение, лекция-визуализация и лекция с ассистированием. Вопросы студентам для самопроверки 1. Раскройте идейное содержание и проблематику комедии «Горе от ума». 2. Определите художественные особенности комедии Грибоедова. Лекция №7. Творческий путь А.С. Пушкина (общая характеристика). Лирика – 2ч. Цель: Проследив идейное и художественное становление Пушкина, дать целостное представление о характере его творчества. Задачи: 1. Познакомить с проблемой периодизации пушкинского творчества. 2. Охарактеризовать основные этапы творчества родоначальника новой русской литературы и языка, показать эволюцию творчества поэта. 3. Раскрыть роль Пушкина в развитии русской литературы. История вопроса о периодизации творческого пути Пушкина. Проблема эволюции пушкинского творчества в современном литературоведении. Основные критерии членения лирического творчества Пушкина (биографический, процесс внутреннего развития, эволюция жанров и т.д.). Характеристика основных этапов творчества Пушкина. Лицейский период – пора ученичества и творческих поисков. Основные мотивы и образы лицейской лирики. Пушкин в Петербурге. Лирика, поэма «Руслан и Людмила». Литературные традиции и новаторство. Южный период творчества Пушкина, его своеобразие. Общая характеристика пушкинского романтизма. Лирика южного периода. Мировоззренческий кризис Пушкина. Южные поэмы «Кавказский пленник», «Бахчисарайский фонтан», «Братья-разбойники». Пушкин и Байрон. Поэма «Цыганы» как переходное произведение от романтизма к реализму. Пушкин в Михайловском. Общая характеристика творчества. Лирика Пушкина «михайловского» периода. Тематическое многообразие. Движение к историзму. Драма «Борис Годунов». Творчество Пушкина в 1826-30 гг. Основные темы, мотивы, образы. Реалистические поэмы («Домик в Коломне», «Полтава»). Проблемы свободы творчества. Завершение романа в стихах «Евгений Онегин». Творчество Пушкина 30-х гг. Усиление социально - философских обобщений, объективно-повествовательных тенденций, расширение границ поэтической лексики. Работа в разных жанрах (лирика, поэма «Медный Всадник», сказки, художественная и документальная проза, публицистика). Мировое значение Пушкина, современное звучание его творчества. Литература 1. Архангельский А.Н. Герои Пушкина. - М., 1999. 2. Белинский В.Г. Сочинения Александра Пушкина. Люб. изд. 3. Благой Д.Д. Мастерство Пушкина. - М., 1955. 4. Бочаров С.Г. Поэтика Пушкина. - М., 1974. 5. Вацуро В., Фомичев С. «Тень, знай свое место!»: Пушкинисты о сегодняшней пушкинистике // Литературная газета. - 1998.- № 22. 6. Гуковский Г.А. Пушкин и русские романтики. - М., 1965. 7. Гуревич А.М. Романтизм Пушкина. - М., 1993. 8. Жирмунский В.М. Байрон и Пушкин. - Л., 1978. 9. Зуева Т.В. Сказки А.С. Пушкина: Книга для учителя. - М., 1989. 10. Измайлов Н.В. Очерки творчества Пушкина. - Л., 1976. 11. Лотман Ю.М. Александр Сергеевич Пушкин: Биография писателя. 2-е изд. - Л., 1983. 12. Макогоненко Г.П. Творчество А.С. Пушкина в 1830-е годы (1830-1833). - Л., 1974; (1833-1836). - Л., 1982. 13. Медриш Д.Н. Путешествие в Лукоморье. Сказки Пушкина и народная культура. - Волгоград, 1992. 14. Непомнящий В. Лирика Пушкина // Литература в школе. - 1994. - №№ 4-6. 15. Он же. Пушкин. Русская картина мира. - М., 1999. 16. А.С. Пушкин: pro et contra / Сост. В.М. Маркович, Г.Е. Потапова, коммент. Г.Е. Потаповой. - СПб., 2000 (Русский путь). 17. Скатов Н.Н. Далекое и близкое - М., 1981 (гл. «Это русский человек в его развитии»). 18. Томашевский Б.В. Пушкин: Работы разных лет. - М., 1990. 19. Фомичев С.А. Поэзия Пушкина. Творческая эволюция. - Л., 1986. Перечень необходимого оборудования: аудиторная доска, стационарный или переносной комплекс мультимедийного презентационного оборудования. Перечень используемых образовательных технологий: лекция с ассистированием, использование информационных технологий (комплекты слайдов). Вопросы студентам для самопроверки 1. Дайте общую характеристику лицейской лирики, определите ее основной пафос и важнейшие мотивы. 2. Дайте общую оценку своеобразия творчества Пушкина петербургского периода. 3. Проследите, как происходило развитие творчества Пушкина в период южной ссылки, чем был вызван духовный кризис поэта в это время. 4. Охарактеризуйте особенности и место михайловского периода в творческом развитии Пушкина. 5. Дайте оценку основных принципов реалистического метода в творчестве поэта 1826-1830-го годов. 6. Определите важнейшие мотивы и художественное своеобразие пушкинской лирики 1830-х годов.
Лекция №8. Драматургия Пушкина («Борис Годунов», «Маленькие трагедии») – 2ч. Цель: На примере драматических произведений Пушкина раскрыть характер пушкинской концепции театра. Задачи: 1. Показать новаторство Пушкина-драматурга в трагедии «Борис Годунов». 2. Объяснить социально-философскую, психолого-этическую проблематику «Маленьких трагедий». 3. Раскрыть значение пьес Пушкина в истории русской драмы.
Пушкин о сущности драматического искусства. Трагедия «Борис Годунов», ее новаторский характер. Национально-историческая и социально-политическая проблематика трагедии. Разоблачение самодержавия. Изображение народа. Воплощение идеи о решающей роли народа в истории. Пушкин об источниках трагедии (Шекспир, Карамзин). «Борис Годунов» – первая реалистическая и подлинно народная историческая трагедия в мировой литературе (характеры, композиция, язык). Проблема представленности автора в трагедии. Пимен и Юродивый. «Маленькие трагедии», их социально-философская и этическая проблематика, идейный смысл, глубина психологического анализа, художественное мастерство. Связи с западноевропейской литературой. Оценка Белинского. Литература 1. Архангельский А.Н. Герои Пушкина. - М., 1999. 2. Он же. Третья шапка: К 170-летию «Бориса Годунова» // Знамя. - 1995. - №6. 3. История русской драматургии: ХVII- перв. пол. ХIХ в. - Л., 1982 (гл.8 и 10). 4. Карпов А.А. «Борис Годунов» Пушкина // Анализ драматического произведения. - Л., 1988. 5. Коровин В.И. Размышления Пушкина о русской и западноевропейской истории как фон «Бориса Годунова»// Филологические науки. - 1995. - №№ 5,6. 6. Непомнящий В. Поэзия и судьба. Над страницами духовной биографии Пушкина. - М., 1987. 7. Рассадин С.Б. Драматург Пушкин. - М., 1977. 8. Фельдман О. Судьба драматургии Пушкина. - М., 1975. Перечень необходимого оборудования: аудиторная доска, стационарный или переносной комплекс мультимедийного презентационного оборудования. Перечень используемых образовательных технологий: проблемное обучение, использование информационных технологий (видеозаписи). Вопросы студентам для самопроверки 1. Раскройте новаторский характер трагедии А.С. Пушкина «Борис Годунов». 2. Определите своеобразие «маленьких трагедий» как художественного цикла.
Лекция №9. «Евгений Онегин» – 2ч. Цель: Раскрыть идейно-художественное своеобразие реалистического социально-психологического романа в стихах «Евгений Онегин». Задачи: 1. Рассмотреть принципы реалистической типизации, композицию, стилевые особенности, ритмическую организацию романа. 2. Проследить эволюцию главных героев. 3. Показать значение произведения в развитии русского реализма.
«Евгений Онегин» – этапное произведение в творчестве Пушкина и в развитии отечественного реализма, «энциклопедия русской жизни» (Белинский). Социальная проблематика. Образный мир. Противоречивость и эволюция характера Онегина. Образ Татьяны как воплощение национального характера. Образ Ленского – свидетельство преодоления поэтом романтизма. Принципы типизации. Образ автора. Поэтика романа: композиция, жанр, язык. Художественные открытия Пушкина в романе. «Евгений Онегин» в оценке литературной критики.
Литература 1. Белинский В.Г. Сочинения Александра Пушкина. Люб. изд. 2. Баевский В. Сквозь магический кристалл. - М., 1981. 3. Благой Д.Д. Мастерство Пушкина. - М., 1955. 4. Бродский Н.Л. «Евгений Онегин». Роман А.С. Пушкина. Пособие для учителей средней школы. Люб. изд. 5. Гуковский Г.А. Пушкин и проблемы реалистического стиля. - М., 1957. 6. Кошелев В.Н. «Онегина» воздушная громада» (статьи о Пушкине) // Вопросы литературы. -1999, 2000гг. 7. Лотман Ю.М «Евгений Онегин». Комментарий. 2-е изд. - М., 1983. 8. Мартьянова С.А. Татьяна Ларина в последней главе романа «Евгений Онегин» // Русская словесность. - 2000. - № 1. 9. Соловей Н.Я. Роман Пушкина «Евгений Онегин»: Учебное пособие. - М., 1992. Перечень необходимого оборудования: аудиторная доска, стационарный или переносной комплекс мультимедийного презентационного оборудования. Перечень используемых образовательных технологий: лекция с ассистированием, использование информационных технологий (видеозаписи). Вопросы студентам для самопроверки 1. Подготовьте ответы на вопросы, содержащиеся в плане практического занятия на тему «Евгений Онегин»: метод и стиль. Лекция №10. Проза Пушкина («Повести Белкина», «Пиковая дама», «Капитанская дочка») – 2ч. Цель: Раскрыть идейно-художественные особенности пушкинской прозы. Задачи: 1. Рассмотреть теоретические положения Пушкина о прозе. 2. Раскрыть проблематику, своеобразие образной системы, язык художественной прозы Пушкина. 3. Определить роль прозаического наследия Пушкина в развитии русской и мировой литературы.
Идейно-художественные искания Пушкина в прозе. Попытка исторического романа («Арап Петра Великого»). «Повести Белкина»: творческая история, хронология новелл. Проблематика, художественная структура. Образ Белкина и связанная с ним проблема языка художественной прозы. Своеобразие сюжетов, композиции, жанра. Значение повестей Пушкина для последующего развития русской прозы. «Пиковая дама». Тема власти денег, уродующей человеческую личность. Образ Германна. Драматическая напряженность, психологическая глубина, стремительность развития сюжета. Изменение восприятия новеллы от анекдотического при жизни Пушкина до философского, символического во 2-й пол. ХIХв. и ее дальнейшая «жизнь» в русской культуре. «Капитанская дочка». История создания. Жанр. Глубина и широта изображения России ХVIIIв. Тема народа и народного восстания. Образ Пугачева. Социальный и моральный аспекты решения вопроса о крестьянском восстании. Тема чести и долга в «Капитанской дочке». Художественные типы, своеобразие их обрисовки. Речь персонажей и автора. Роль Пушкина-прозаика в развитии русской литературы.
Литература 1. Виноградов В.В. Стиль Пушкина. - М., 1999. 2. Гей Н.К. Проза Пушкина: Поэтика повествования. - М., 1989. 3. Гуковский Г.А. Пушкин и проблемы реалистического стиля. - М., 1957. 4. Зуев Н. Одна из вершин философской прозы. «Повести Белкина» А.С. Пушкина // Литература в школе. - 1998. - № 8. - С. 21-35. 5. Лотман Ю.М. Идейная структура «Капитанской дочки» // Лотман Ю.М. Пушкин. - СПб., 1995. - С. 212-227. 6. Макогоненко Г.П. Творчество А.С. Пушкина в 1830-е годы (1830-1833). - Л., 1974. 7. Он же. Творчество А.С. Пушкина в 1830-е годы (1834-1836). - Л., 1982. 8. Петрунина Н.Н. Проза Пушкина: Пути эволюции. - Л., 1987. 9. Хализев В.Е., В.Шешунова С.В. Цикл А.С. Пушкина «Повести Белкина». - М., 1989. Перечень необходимого оборудования: аудиторная доска, стационарный или переносной комплекс мультимедийного презентационного оборудования. Перечень используемых образовательных технологий: проблемное обучение, использование информационных технологий (видеозаписи). Вопросы студентам для самопроверки 1. Охарактеризуйте художественное своеобразие «Повестей Белкина». 2. Раскройте идейное содержание, проблематику, особенности композиции и системы образов в романе «Капитанская дочка». 3. Дайте самостоятельный анализ повести Пушкина «Пиковая дама». Лекция №11-12. Творчество М.Ю. Лермонтова (общая характеристика) – 4ч. Цель: Дать целостное представление о характере творчества Лермонтова, проследив его идейное и художественное становление. Задачи: 1. Познакомить с проблемой периодизации лермонтовского творчества. 2. Охарактеризовать основные этапы творчества писателя, используя анализ художественных текстов, показать его творческую эволюцию. 3. Раскрыть роль Лермонтова в развитии русской и мировой литературы.
Периодизация творчества М.Ю. Лермонтова. Общая характеристика каждого периода. Идейная и художественная цельность творчества Лермонтова. Пора ученических исканий. Формирование поэта действенной мысли и социальной борьбы. Романтическая устремленность ранней лирики Лермонтова. Тема гражданского патриотизма («Два великана»), борьбы за свободу («Из Андрея Шенье»). Воздействие на Лермонтова западноевропейской литературы (Шиллер, Байрон и др.). Творчество 1837-1841 гг. Лермонтов – преемник Пушкина, новатор отечественной литературы. Ведущие мотивы зрелой лирики Лермонтова. Характер лирического героя и стилистическое своеобразие лирики Лермонтова. Особенности его стиха и языка. Появление и рост в романтической поэзии Лермонтова реалистических тенденций; расширение просторечной лексики, ослабление романтической метафоричности. Поэмное, драматургическое и прозаическое творчество Лермонтова (обзор). Ранние поэмы Лермонтова. Их ведущие проблемы, герои, идеи, романтическая поэтика. Поэмы «Мцыри» и «Демон» – вершина русского романтизма. Своеобразие конфликта в поэмах. Двойственность образа Мцыри («душой дитя, судьбой монах»). Героико-трагедийный пафос поэмы. Романтическая форма поэмы (жанр, композиция, язык). Апология индивидуализма в «Демоне». Эволюция содержания на протяжении 8 редакций поэмы. (Путь Демона от свободного знания, сомнения к гармонии естественно-природной жизни через любовь к Тамаре). Божий мир как основание различения добра и зла. Порыв Демона к гармонии с мир. целым как естественное право личности. Художественное своеобразие поэмы. Образы Мцыри и Демона в традициях русского романтизма, в интерпретациях другими видами искусств (в живописи, музыке, театре). «Песня про царя Ивана Васильевича» – «историческая поэма в народном духе» (Белинский). Обращение к истории как результат неудовлетворенности действительностью. Идейный пафос, поэтизация сильных характеров. Образ народного героя. Сравнение с «Медным Всадником»: конфликт простого человека с тираном. Народнопоэтические источники и художественные средства поэмы. Поэмы «Сашка», «Тамбовская казначейша», «Сказка для детей», их обличительно-реалистический характер. Ранние романтические пьесы, их темы и идеи. «Маскарад»: проблематика, персонажи, художественные средства. Противоречивая сущность образа Арбенина. Поединок с судьбой. Единство романтических и реалистических традиций в драме Лермонтова (Арбенин-игрок – форма демонического аморализма в контексте реалистически изображенного дворянского света). «Герой нашего времени».Смысл заглавия романа. Отказ от традиционного повествования романного типа. Объединение отдельных новелл в сложное композиционное целое. Прием несоответствия фабулы и сюжета. Функция двух предисловий. Художественные средства типизации характера главного героя. Типы портретных характеристик. Прием двойничества как основной принцип построения системы образов романа. Диалектика противоречий: добра и зла, чувства и рассудка, «природного» и социального, Проблема судьбы в романе. Новелла «Фаталист» и ее значение в идейно-философской концепции «Героя нашего времени». Лермонтов – родоначальник классического русского романа. Лермонтов в оценке критики. Современное звучание литературного наследия поэта. Литература 1.Белинский В.Г. Стихотворения М. Лермонтова. «Герой нашего времени». Люб. изд. 2. Виноградов И. Философский роман Лермонтова // Русская классическая литература. Разборы и анализы. - М., 1969. - С. 156-185. 3. Гернштейн Э. «Герой нашего времени» Лермонтова. - М., 1976. 4. Коровин В.И. Творческий путь М.Ю. Лермонтова. - М., 1973. 5. М.Ю. Лермонтов: pro et contra / Сост. В.М. Маркович, Г.Е. Потапова, вступ. статья В.М. Марковича, коммент. Г.Е. Потаповой и Н.Ю. Заварзиной. - СПб., 2002 (Русский путь). 6. Лермонтов в школе. - М., 1976. 7. Лермонтовская энциклопедия. - М., 1981. (2-е изд. - 1999). 8. Максимов Д.Е. Поэзия Лермонтова. - Л., 1964. 9. Манн Ю.В. Динамика русского романтизма. - М., 1995 (гл.6). 10. Мережковский Д. Лермонтов: Поэт сверхчеловечества // Литературное обозрение или Вопросы литературы. - 1989. - № 10. 11. Серман И. Михаил Лермонтов: Жизнь в литературе: 1836-1841. 2-е изд. - М., 2003. 12. Фохт У.Р. Лермонтов. Логика творчества. - М., 1975.
Перечень необходимого оборудования: аудиторная доска, стационарный или переносной комплекс мультимедийного презентационного оборудования. Перечень используемых образовательных технологий: проблемное обучение, лекция с ассистированием, использование информационных технологий (презентация). Вопросы студентам для самопроверки 1. Охарактеризуйте творческий метод зрелой лирики поэта, покажите ее отличие от ранней, проследите, как изменился в новый период характер лирического героя, раскройте его отношение к окружающему миру и его поэтический идеал. 2. Дайте общую характеристику проблематики, идейного содержания и художественного своеобразия ранних поэм Лермонтова. 3. Отметьте, какие изменения наметились в содержании и поэтике поэм Лермонтова, написанных во второй половине 1830-х годов. 4. Определите сущность основного конфликта драмы «Маскарад». 5. Охарактеризуйте раннюю прозу Лермонтова («Вадим», «Княгиня Лиговская»). 6. Охарактеризуйте особенности жанра и сюжетно-композиционного построения романа «Герой нашего времени».
Лекция №13. Повести Н.В. Гоголя – 2ч. Цель: На примере повестей проследить рост реалистических тенденций в творчестве Гоголя. Задачи: 1. Рассмотреть сборники гоголевских повестей, выделив в них романтическое и реалистическое начала. 2. Раскрыть формы комического в «Вечерах», «Миргороде» и «Арабесках». 3. Осветить причины трагедии «маленького человека» в петербургских повестях Гоголя. Идейно-эстетическое формирование писателя. Национальная тематика в «Вечерах на хуторе близ Диканьки» (творческая переработка народных преданий и других фольклорных материалов). Жизнеутверждающий пафос «Вечеров». Религиозно-мистические и трагические мотивы некоторых повестей. Романтизм «Вечеров» (завуалированная фантастика) и реалистические тенденции («Иван Федорович Шпонька и его тетушка»). Образы рассказчиков в «Вечерах». Лиризм повестей. Творческое воздействие Пушкина на Гоголя. «Миргород». Рост реалистических тенденций. Социальная проблематика и идейный смысл сборника. Обличение «пошлости пошлого человека», паразитизма «существователей». Сатира и юмор в первых книгах писателя. «Тарас Бульба» – народно-историческая повесть. «Петербургские повести» Гоголя: проблематика, идейный смысл. Разлад между пошлой действительностью и возвышенной мечтой («Невский проспект»). Реалистический гротеск в повести «Нос». Снятие антитезы реальное/фантастическое у Гоголя. Проблемы искусства в повести «Портрет», 2 ее редакции, их различие. Противоречия действительности, обусловившие трагедию «маленького человека» («Записки сумасшедшего»). Повесть «Шинель», ее место в «Петербургских повестях». Образ Башмачкина, способы его обрисовки. Композиция повести. «Шинель» – этапное произведение русской литературы (ср. со «Станционным смотрителем» Пушкина и «Бедными людьми» Достоевского). Литература 1. Белинский В.Г. О русской повести и повестях г. Гоголя. // Белинский В.Г. Собр. соч.: В 9 т. Т.9. - М., 1979. 2. Гуковский Г.А. Реализм Гоголя. - М.-Л., 1959. 3. Золотусский И.П. Гоголь. 2-е изд. - М., 1984. 4. Кривонос В.Ш. Мотивы художественной прозы Гоголя. - СПб., 1999. 5. Манн Ю.В. Поэтика Гоголя. Вариации к теме, - М, 1996; В поисках живой души. М., 1987; Гоголь. Труды и дни: 1809-1845. - М., 2004; Творчество Гоголя. Смысл и форма. - СПб., 2007. 6. Маркович В.И. Петербургские повести Н.В. Гоголя. - Л., 1989. 7. Машинский С.И. Художественный мир Гоголя. - М., 1979. - С. 223-321. 8. Соколов Б. Расшифрованный Гоголь: Вий. Тарас Бульба. Ревизор. Мертвые души. - М., 2007. Перечень необходимого оборудования: аудиторная доска, стационарный или переносной комплекс мультимедийного презентационного оборудования. Перечень используемых образовательных технологий: проблемное обучение, использование информационных технологий (комплекты слайдов и видеозаписи). Вопросы студентам для самопроверки 1. Определите особенности творческого метода Гоголя в «Вечерах на хуторе близ Диканьки». 2. На конкретных примерах покажите, как происходила эволюция романтизма Гоголя от «Вечеров на хуторе близ Диканьки» к «Миргороду». 3. Выделите важнейшие художественные принципы Гоголя в петербургских повестях.
Лекция №14. Драматургия Н.В. Гоголя («Ревизор», «Женитьба»). Поздний Гоголь – 2ч. Цель: Раскрыть драматическое мастерство Гоголя. Дать представление о взглядах писателя позднего периода, отраженных в его произведениях 1842-1852 годов. Задачи: 1. Раскрыть основные принципы гоголевской теории драмы. 2. Рассмотреть идейный смысл и художественные особенности комедий Гоголя «Ревизор» и «Женитьба». 3. Показать характер духовной эволюции Гоголя, сущность и основную мысль «Выбранных мест». 4. Отметить значение Гоголя в мировом литературном процессе.
Миражная интрига как преобладающая сюжетная схема в пьесах Гоголя. «Ревизор»: идейный смысл, основные персонажи. Хлестаков – центр миражной интриги. Иронически-сатирический и гиперболический характер изображения героев пьесы. Композиция и язык комедии. Смысл образа настоящего ревизора как выражение мечты Гоголя об идеальном мире. Метафизический пласт комедии. Драматическое мастерство Гоголя. Авторское истолкование комедии. Значение комедии для русской драматургии и театра. Создание общественно-бытовой комедии «Женитьба»; ее проблематика и идейный смысл. Традиционность ситуации в «Женитьбе» и ее миражный характер. Последнее 10-летие в творчестве Гоголя. 2-й том «Мертвых душ». Его объективно-познавательные, сатирические элементы (характеристика Петуха, Тентетникова, Бетрищева). Слабые стороны 2-го тома. Образы Костанжогло и Муразова, их нежизненность. Поиски автором правильного решения коренных вопросов жизни (образы генерал-губернатора, Уленьки) и характер духовной эволюции Гоголя. «Выбранные места из переписки с друзьями». Жанр книги, ее структура, краткое содержание. Особое место писем о России. Миссия автора «Выбранных мест». Общественная реакция на книгу. Письмо Белинского к Гоголю (1847г.). Современное прочтение «Выбранных мест». Место и значение наследия Гоголя в литературном процессе. Литература 1. Анненкова Е.И. «Мертвые души» и «Выбранные места…». Н.В. Гоголь // Литература в школе. - 1999. - № 2. 2. Ардов М. Мысли о Гоголе: Человеческая трагедия // Октябрь. - 1994. - № 2. 3. Барабаш Ю. «Верный путь и тесные врата»: Над страницами «Выбранных мест…» Н.В. Гоголя // Наука и религия. - 1991. - № 6. 4. Войтоловская Э.Л. Комедия Гоголя «Ревизор». Комментарий. - М., 1971. 5. Гуковский Г.А. Реализм Гоголя. - М.-Л., 1959. 6. Жаравина Л.В. А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Н.В. Гоголь: Философско-религиозные аспекты литературного развития 30-40-х гг. - Волгоград, 1996 (раздел о Гоголе). 7. Манн Ю.В. Поэтика Гоголя. Вариации к теме. - М, 1996; 8. Мочульский К. Духовный путь Гоголя. - М., 2004 9. Романычева Е.С. Мы опять стоим перед этой книгой: Некоторые аспекты изучения «Выбранных мест…» Н.В. Гоголя // Литература в школе. - 1992. - № 1. 10. Соколов Б.В. Гоголь: Энциклопедия. – М., 2003. Перечень необходимого оборудования: аудиторная доска, стационарный или переносной комплекс мультимедийного презентационного оборудования. Перечень используемых образовательных технологий: проблемное обучение, использование информационных технологий (комплекты слайдов, видеозаписи). Вопросы студентам для самопроверки 1. Охарактеризуйте важнейшие особенности драматургии Гоголя. 2. Выделите основные черты новаторского мастерства Гоголя-драматурга в «Ревизоре». 3. Дайте оценку позднего творчества Гоголя. Лекция № 15. Поэзия Е.А. Баратынского – 2ч. Цель: Раскрыть характер творчества «поэта мысли», его стремление к философским обобщениям, внутреннюю напряженность и психологизм. Задачи: 1. Рассмотреть основные мотивы лирики поэта. 2. Раскрыть своеобразие жанра элегии в творчестве Баратынского. 3.Объяснить трагические мотивы позднего творчества поэта.
Общее с Пушкиным и Батюшковым литературное происхождение: легкая поэзия, французский элегизм Парни, Шенье. Карамзинизм, школа гармонической точности. Просветительство и сентиментализм, декабристски вольнолюбиво окрашенное эпикурейство молодого поэта. Отрыв от общепоэтического фона в стихотворениях начала 20-х гг. Придание элегии психологизма и аналитизма. Элегическое слово в поэзии Баратынского как точное обозначение состояния души лирического героя. Утрата обязательных элегических тропов. Переходный период 2-й пол. 20-х гг. Утрата вольнолюбивого контекста и целостности мировосприятия. Стихотворные повести «Эда», «Бал», «Цыганка». Читательский неуспех сборников 1827 и 1835 гг. Стремление углубиться в собственное «я», выделяющее Баратынского из романтизма 30-х гг. Главная тема позднего Баратынского – самосознание изолированной от мира общих ценностей личности. Жизненная основа этой темы – судьба последекабристского поколения. Резко индивидуальная трактовка вечных тем. Тризна как художественная доминанта позднего Баратынского. Баратынский 30-х гг. как «поэт мысли» в восприятии Дельвига, Пушкина, Вяземского. Отсутствие романтического единства личности в сборнике 1835г. Непризнанность Баратынского романтиками, любомудрами, Белинским. Пушкин как единственный ценитель высокоинтеллектуальной лиры Баратынского. Литература 1. Лебедев Е. Тризна. Книга о Боратынском. - М., 1985. 2. Манн Ю.В. Динамика русского романтизма. - М., 1995 (гл. 5). 3. Песков А.М. Баратынский. - М., 1990. 4. Фризман Л.Г. Творческий путь Баратынского. - М., 1966. 5. Он же. Жизнь лирического жанра. Русская элегия от Сумарокова до Некрасова. – М., 1973. Перечень необходимого оборудования: аудиторная доска, стационарный или переносной комплекс мультимедийного презентационного оборудования. Перечень используемых образовательных технологий: проблемное обучение, лекция с ассистированием. Вопросы студентам для самопроверки 1. Дайте определение жанра элегии (тематика, лирический герой, стиль) и обоснуйте новаторство Баратынского в этом жанре. 2. Проследите традиции философской лирики Баратынского в русской поэзии. Лекция №16. Литературно-критическая деятельность В.Г. Белинского – 2ч. Цель: Дать представление о литературно-критическом наследии Белинского. Задачи: 1. Показать эволюцию социально-политических и философских взглядов критика. 2. Раскрыть основные положения работ Белинского о классиках русской литературы. 3. Охарактеризовать значение утверждений Белинского для развития русской реалистической литературы.
Драма «Дмитрий Калинин» и статья «Литературные мечтания» – произведения, определившие начало литературной деятельности Белинского. Эволюция его социально-политических и философских взглядов (от Шеллинга, Фихте и Гегеля к Фейербаху). Отражение этой эволюции в статьях 30-х гг. Белинский – критик. Глубокое постижение современного литературного процесса. Литературно-эстетическое значение годовых обзоров русской литературы (1846 и 1847 гг.). Белинский – историк литературы. Верные и ошибочные оценки литературных явлений в истории русской литературы. Концепция развития русской литературы (от подражательности к самобытности и народности; типологическая концепция параллельного развития «риторического» и «сатирического» направлений и движения русской литературы к реализму). Белинский и «натуральная школа». Основные историко-литературные работы Белинского (статьи о Пушкине, Лермонтове, Гоголе). Значение историко-литературных положений и утверждений Белинского для развития русской реалистической литературы и для формирования русского литературоведения. Литература 1. Егоров Б.Ф. Литературно-критическая деятельность В.Г. Белинского. - М., 1982. 2. Кийко Е.И. В.Г. Белинский: Очерк литературно-критической деятельности. – М., 1972. 3. Мезенцев П.А. В.Г. Белинский и русская литература. - М., 1965. 4. Нечаева В.С. В.Г. Белинский. Жизнь и творчество. 1842-1848. – М., 1968. 5. Прохоров Е.П. В.Г. Белинский. - М., 1978. 6. Соболев П. Эстетика Белинского. - М., 1978. 7. Тихонова Е.Ю. Человек без маски: Личность Белинского в его переписке. – М., 2002. Перечень необходимого оборудования: аудиторная доска, стационарный или переносной комплекс мультимедийного презентационного оборудования. Перечень используемых образовательных технологий: проблемное обучение, метод мозгового штурма.
Вопросы студентам для самопроверки 1. Раскройте основные положения историко-литературных работ Белинского (статьи о Гоголе, Крылове, Кольцове, Лермонтове, Пушкине). 2. Покажите роль Белинского как организатора и теоретика «натуральной школы».
Лекция №17. Художественная и мемуарная проза А.И. Герцена – 2ч. Цель: Познакомить с художественным и мемуарным наследием Герцена. Задачи: 1. Проследить идейную эволюцию социально-политических и философских взглядов Герцена. 2. Рассмотреть идейно-художественные особенности художественной прозы Герцена («Кто виноват?», «Сорока-воровка», «Доктор Крупов»). 3. Раскрыть проблематику и жанровое своеобразие «Былого и дум». Литературно-эстетические взгляды Герцена. Ранние произведения, их революционно-романтический характер. Переход от абстрактно-гуманистической романтики к реализму в «Записках одного молодого человека». Герцен и «натуральная школа», гоголевские традиции в его творчестве. Роман «Кто виноват?». Проблематика, стилевое своеобразие романа, жанр, композиция, язык. Система образов. Сатирическое изображение крепостников. Образ Бельтова. Разночинцы в романе. Черты новой женщины в образе Любоньки Круциферской. «Сорока-воровка» – повесть о трагической судьбе крепостной интеллигенции. Сатира на самодержавно-крепостническую Россию в повести «Доктор Крупов». Художественные особенности повести. «Былое и думы»: проблематика, жанровое своеобразие. Многосторонний показ действительности. Личность автора, история его идейных исканий. «Былое и думы» - энциклопедия русской идейной жизни 30-60-х гг. ХIХ века. Стилевое новаторство «Былого и дум». Литературная критика о Герцене. Литература 1. Белинский В.Г. Взгляд на русскую литературу 1847 года. Люб. изд. 2. Берлин И. Александр Герцен и его мемуары // Вопросы литературы. - 2000.- № 2. 3. Бабаев Э.Г. Художественный мир А.И. Герцена.- М., 1981. 4. Гиллельсон М.И. и др. А.И. Герцен. Семинарий. - М., Л., 1965. 5. Гинзбург Л. Я. «Былое и думы» Герцена. - Л., 1975. 6. Она же. История отражается в человеке. - М., 1981. 7. Путинцев В. Герцен-писатель. - М., 1963. 8. Туниманов В.А. А.И. Герцен и русская общественно-литературная мысль XIX в. - СПб., 1994. 9. Эльсберг Я. А.И. Герцен. Жизнь и творчество. - М., 1963.
Перечень необходимого оборудования: аудиторная доска, стационарный или переносной комплекс мультимедийного презентационного оборудования. Перечень используемых образовательных технологий: проблемное обучение, использование информационных технологий (комплекты слайдов, видеозаписи). Вопросы студентам для самопроверки 1. Сформулируйте типологию образа «лишнего» человека в романе «Кто виноват?» (происхождение, воспитание, образование, социальное положение, общественные идеалы и деятельность, испытание любовью, открытость финала). 2. Охарактеризуйте специфику жанра и художественное своеобразие «Былого и дум» А.И. Герцена. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|