Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ОБ ОЦЕНКЕ ЗА ЭКЗАМЕН

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

 

Экзаменационный билет в сокращенной форме, т.е. с учетом результатов аттестаций, будет включать:

· 2 вопроса из группы «Основные понятия и определения».

Ответы на данные вопросы должны быть краткими без пространных пояснений.

· 1 вопрос из группы «Комплексные вопросы».

Ответ на данный вопрос должен быть максимально полным, со всеми необходимыми рассуждениями, обоснованиям, доказательствами.

· 3 практических задания по следующей тематике:

- построение эффективного множества (см. комплексный вопрос № 9);

- метод уступки;

- построение парето-эффективных множеств;

- алгоритм комплексной оценки структур;

- метод ELECTRE.

При этом, одно из заданий будет полным (задачу нужно будет решить от начала до конца), второе - выполнить фрагмент задачи (например, одну итерацию), третье – проанализировать ситуацию и выполнить одно необходимое действие.

ВОПРОСЫ, ВЫНОСИМЫЕ НА АТТЕСТАЦИЮ

 

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ, ОПРЕДЕЛЕНИЯ, МОДЕЛИ И ФОРМУЛЫ

1. Запишите математическую модель многокритериальной задачи.

2. Какие методы многокритериальной оптимизации относятся к 1-ой группе?

3. Какие методы многокритериальной оптимизации относятся к 2-ой группе?

4. Какие методы многокритериальной оптимизации относятся к 3-ой группе?

5. Какие методы многокритериальной оптимизации относятся к 4-ой группе?

6. Какие методы многокритериальной оптимизации относятся к 5-ой группе?

7. Что такое n-арное отношение? Бинарное отношение?

8. Какое отношение называется рефлексивным? Антирефлексивным? Иррефлексивным?

9. Какое отношение называется симметричным? Ассиметричным? Антисимметричным?

10. Какое отношение называется транзитивным?

11. Что такое «отношение эквивалентности»?

12. Что такое «отношение строгого порядка»?

13. Что такое «отношение нестрогого порядка»?

14. Дайте определение отношению «больше либо равно, но не совпадает» в n-мерном пространстве.

15. Дайте геометрическую интерпретацию отношению «больше либо равно, но не совпадает» на плоскости.

16. Что такое «отношение предпочтения ЛПР»?

17. Что такое «отношение неразличимости»?

18. Что такое «множество эффективных оценок (решений)»?

19. Сформулируйте теорему о непустоте множества эффективных оценок.

20. Сформулируйте «сильную» аксиому Парето.

21. Сформулируйте «слабую» аксиому Парето.

22. Дайте определение парето-эффективности в сильном (слабом) смысле.

23. Что такое «функция ценности»?

24. Как связана парето-эффективность с функцией ценности.

25. Что такое «отношение лексико-графического предпочтения»?

26. Дайте геометрическую интерпретацию отношению лексико-графического предпочтения на плоскости.

27. Сформулируйте теорему о свойствах отношения лексико-графического предпочтения.

28. На каком предположении базируется метод уступки.

29. В чем идея метода уступки?

30. Как формируется дополнительное ограничение в методе уступки.

31. Что ранжирует эксперт в модифицированном алгоритме Кемени-Снелла.

32. Как составляется матрица бинарных предпочтений для k-го критерия в модифицированном алгоритме Кемени-Снелла?

33. Как составляется матрица потерь в модифицированном алгоритме Кемени-Снелла?

34. Из каких действий состоит цикл обработки матрицы потерь в модифицированном алгоритме Кемени-Снелла?

35. В чём суть дополнительного анализа альтернатив в модифицированном алгоритме Кемени-Снелла?

36. Дайте определение возрастающей функции.

37. Сформулируйте достаточное условие парето-эффективности.

38. Как строится аддитивная возрастающая функция?

39. Как строится мультипликативная возрастающая функция?

40. Как строится возрастающая функция, основанная на операции минимума?

41. Как строится возрастающая функция, основанная формуле расстояния между точками?

42. Сформулируйте теорему о непустоте множества парето-эффективных точек.

43. Какие подмножества критериев формируются для пары альтернатив в методе ELECTRE?

44. Как рассчитывается индекс согласия в методе ELECTRE?

45. Как рассчитывается индекс несогласия в методе ELECTRE?

46. Как задается бинарное отношение превосходства в методе ELECTRE?

47. Что такое «ядро недоминируемых элементов» в методе ELECTRE?

48. Как строится матрица бинарных предпочтений ЛПР в методе комплексной оценки структур?

49. Как рассчитываются веса критериев, отражающие систему предпочтений ЛПР, в методе комплексной оценки структур?

50. Как рассчитываются веса критериев, отражающие разброс векторных оценок, в методе комплексной оценки структур?

51. Как находятся безразмерные оценки в методе комплексной оценки структур?

52. Как находятся обобщённые скалярные оценки в методе комплексной оценки структур?

53. Как вычисляется средняя эффективность в методе комплексной оценки структур?

54. Принятие решений в условиях риска и неопределенности: критерий Байеса-Лапласа.

55. Принятие решений в условиях риска и неопределенности: критерий Вальда.

56. Принятие решений в условиях риска и неопределенности: критерий Сэвиджа.

57. Принятие решений в условиях риска и неопределенности: критерий Гурвица.

 

КОМПЛЕКСНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Постановка задачи многокритериальной оптимизации.

2. Классификация методов многокритериальной оптимизации.

3. Бинарные отношения и их свойства.

4. Отношение эквивалентности. Определение, свойства.

5. Отношение порядка. Определение, свойства.

6. Отношение предпочтения ЛПР и его свойства.

7. Отношение неразличимости и его свойства.

8. Отношение «больше или равно, но не совпадает». Отсутствие транзитивности у отношения неразличимости, связанного с отношением «больше или равно, но не совпадает».

9. Множество эффективных решений (оценок). Теорема о его непустоте, алгоритм построения.

10. Аксиомы Парето и их геометрическая интерпретация.

11. Функция ценности. Свойство отношения неразличимости при условии существования функции ценности.

12. Лексико-графическое предпочтение. Определение и интерпретация.

13. Методы второй группы. Метод многокритериальной уступки.

14. Методы второй группы. Модифицированный алгоритм Кемени-Снелла.

15. Понятие возрастающей функции. Достаточное условие парето-эффективности.

16. Способы построения возрастающих функций. Алгоритмы третьей группы.

17. Теорема о непустоте множества парето-эффективных точек.

18. Методы четвертой группы. Метод ELECTRE.

19. Методы пятой группы. Общая схема метода комплексной оценки структур.

20. Алгоритм метода комплексной оценки структур.

21. Принятие решений в условиях риска и неопределенности (материал по этому вопросу приведен в КЛ_БГУИР.pdf, стр 113-117).


ОБРАЗЕЦ БИЛЕТА

 

1. Что такое «отношение предпочтения ЛПР»? (10 баллов)

2. Сформулируйте теорему о непустоте множества парето-эффективных точек. (10 баллов)

3. Лексико-графическое предпочтение. Определение и интерпретация. (30 баллов)

4. В ходе решения многокритериальной задачи методом уступки на его k-ом шаге использовался критерий:

L(x)= 3x1-2x2-x3→min

Найдено его оптимальное значение: L(x*)=-80. Построить дополнительное ограничение, если уступка составляет 20%. (10 баллов)

5. В ходе поиска рациональной структуры получены матрица «критерии-структуры»:

Кj Ед. изм. Напр. экстр Dkj N =30
S2 S3 S4
К1 с Min 0,7 9.64 7.99 6.15
К2 % Max 10,0      
К3 зад./с Max 0,5 2.55 2.63 2.69
К4 - Max 0,2 0.91 0.95 0.99
К5 т.руб. Min 100,0      

матрица бинарных предпочтений ЛПР:

j } К1 К2 К3 К4 К5
К1     0,5 0,5  
К2     0,5    
К3 0,5 0,5      
К4 0,5       0,5
К5       0,5  

Найти обобщенные оценки структур. (20 баллов)

6. Построить парето-эффективные множества: (20 баллов)

 

 


ОБ ОЦЕНКЕ ЗА ЭКЗАМЕН

Оценка за ответ выставляется следующим образом:

1. Полный ответ по каждому из вопросов оценивается указанным количеством баллов.

2. Неполный ответ или ответ с ошибками может оцениваться частью от указанного количества баллов, но эта часть не может составлять менее 50% от всего количества баллов за вопрос.

3. Баллы за отдельные вопросы суммируются и полученная сумма делится на 10. Полученное число округляется по стандартным правилам округления (5.6 → 6; 7.3 → 7; 8.5 → 9) и принимается в качестве оценки за билет.

4. К оценке за билет добавляются оценки, полученные на предыдущих этапах аттестации, сумма делится на 3 и округляется по стандартным правилам. Последний результат принимается в качестве оценки за экзамен в целом.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Тестовые задания по разделу «Основы знаний» обязательного экзамена по физической культуре в 9-х классах общеобразовательных учреждений области | для студентов 3-го курса дневного отделения


Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных