Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Пора идти на встречу




Будем помнить: если верно, что в таком серьезном деле, как журналистика, нет несущественных мелочей, то для встречи с героем интервью это втрое вернее.

Бывалые туристы хорошо знают, как дорого обходится забывчивость или легкомыслие при экипировке. Разведчики же, как известно из рассказов ветеранов, уходя в поиск, не преминут хорошенько попрыгать, чтобы убедиться, что ничто не скрипнет и не звякнет. Приблизительно такое тщание требуется от вас, когда вы отправляетесь на встречу.

Одежда не должна быть крикливой, или не по сезону, или неудобной, или неуместной (например, будет большой ошибкой прийти на беседу к руководителю ОРТ в футболке с эмблемой НТВ+). Вообще следует позаботиться о внешнем виде, помня при этом, что не на дискотеку идете и не на дачу едете. Вы, конечно, помните конец известной поговорки: «...по уму провожают». Это верно, и будьте покойны, так и случится. Но встречают все-таки по одежке!

Тщательно проверьте инструментарий. На месте ли блокнот, записная книжка, ручки, диктофон, запасные аудиокассеты и батарейки, фотоаппарат (если сами намерены снимать) и запасная пленка, визитные карточки... Если у вас есть какие-нибудь фирменные (т.е. с названием или эмблемой вашего издания) сувениры (значок, календарик, вымпел, блокнот и т.п.), захватите тоже. Маленькие подарки укрепляют большую дружбу; к тому же весьма вероятно, что в конце разговора ваш собеседник чем-нибудь подобным одарит вас, - будет чем отдариться. Если вы хотите, чтобы герой интервью прокомментировал какую-нибудь цитату или фотоснимок, захватите соответствующую книжку, или газету, или журнал, или кассету с записью. (В книжке на нужной странице должна быть закладка, а кассета отмотана до нужного места.)

Проверьте, хорошо ли работает диктофон. Установите часы точнехонько.

Наконец, позаботьтесь о том, чтобы в ближайшие два часа вам не хотелось прервать разговор, ну вы понимаете...

Кажется, самое время поговорить о времени. Ни при каких обстоятельствах не опаздывайте! Точно в назначенное время тоже лучше не приходить. Да-да! Дело в том, что в назначенное время вы, возможно, начнете беседу, если ваш собеседник пунктуален. А вам еще нужно приготовиться и осмотреться. По своему опыту знаю, что оптимальный вариант - прийти за четверть часа до назначенного срока.

Эти пятнадцать минут вы тоже не потратите даром. Во-первых, осмотритесь - это неуместно делать во время беседы, и поздно, когда она завершилась. Вполне вероятно, что некоторые предметы поведают о характере и привычках хозяина, а также подскажут вам какой-то вопрос, который будет кстати. Если у вашего собеседника есть секретарша, будет время познакомиться с ней, произвести благоприятное впечатление (очень важно!), разглядеть в приемной других возможных посетителей и понаблюдать за ними. Наконец, вы окончательно настроитесь на разговор - я называю это тонкой настройкой.

Войти в разговор

Начать, разумеется, следует с приветствия. Тут возможны варианты, и многое зависит от характеров - вашего и собеседника. Лично я стараюсь избегать сухого и нейтрального «здравствуйте» (вот секретарше как раз нужно сказать: «Здравствуйте!»), предпочитая «добрый день» или «добрый вечер». Если в этот день я уже говорил с человеком по телефону, избираю такую форму: «Еще раз здравствуйте!». Иногда, в случаях, когда интуиция подсказывает, что следует сделать нечто неожиданное, говорю: «Здравствуйте у вас!», добавляя, что так говорят на Смоленщине, где я вырос...

Улыбка при приветствии обязательна. Не ухмылка, не усмешка, не гримаска, а именно легкая улыбка.

Сразу, с порога, едва увидите какое-то движение человека вам навстречу или характерный жест, спокойно проходите, не топчитесь в дверях!

Хозяин кабинета, вероятнее всего, предложит выбрать место для разговора. Это важный момент, и сориентироваться следует быстро. Требования, а вернее пожелания к вашему месту такие: чтобы у вас был как можно более широкий обзор и чтобы в поле зрения была входная дверь; чтобы вам было удобно сидеть и писать; чтобы электрический шнур, если вы будете использовать диктофон с адаптером, дотягивался до розетки; чтобы как можно лучше видеть собеседника; чтобы при этом ему не видны были ваши записи в блокноте...

Если разговор происходит не в кабинете, постарайтесь сделать так, чтобы ничто не отвлекало от разговора. Посторонние шумы, обрывки чужого разговора, праздные (или, наоборот, слишком заинтересованные) зрители - все это помехи.

Независимо от того, встречаетесь ли вы с человеком впервые или это...дцатая беседа, не приступайте к делу с места в карьер. Минута-другая, проведенная в непринужденной болтовне, никогда не будет лишней. К тому же вы за это время успеете хорошо и удобно устроиться, разложить блокнот и ручки, последний раз проверить, хорошо ли записывает диктофон с того расстояния, на котором вы его установили. Я всегда замечал, что эти вполне профессиональные подготовительные действия производят приятное впечатление: человек видит перед собой добросовестного работника, уважающего свой труд и чужое время, заботящегося о качестве будущего материала.

Скорее всего вам предложат на выбор чай, или кофе, или прохладительные напитки. Ни в коем случае не отказывайтесь. (Лично я, выбрав чай или кофе, обычно намеренно прошу плюс к этому стакан чистой воды - заметил, что это воспринимается с небольшим удивлением и доброжелательно.)

Отдельно о курении. Не спрашивайте, можно ли курить! Если ваш собеседник сам закурит, значит, можно и вам. Если он не курит, не следует требовать от него столь малоприятной жертвы. Если же вы сами не курите, а хозяин испросит разрешения курить, обязательно разрешайте, даже если это вам неприятно.

Цель этих и иных (какие вам подскажут интуиция и опыт) действий одна - «растопить лед», создать требуемую атмосферу, вдвоем настроиться на беседу.

Правило третье: позаботьтесь о том, чтобы разговор хорошо начался, от этого напрямую зависит успех дела.

Кстати, никогда не повредит еще раз кратко и точно сформулировать цель интервью и напомнить о «формате» разговора. Если собеседник желает скорректировать тему (например, сузить или расширить), обязательно поинтересуйтесь причиной. Конечно, его мотивы следует понять, но не забывайте о собственных интересах и задании редакции.

И последнее: сначала (в крайнем случае в конце беседы) попросите героя интервью, чтобы он своей рукой записал в ваш блокнот: полностью имя, отчество, фамилию и телефон. Это верный способ избежать самой неприятной ошибки. (Например, на слух же не определишь, пишется фамилия Конрашев или Кондрашов...)

Приступаем к делу

Основные вопросы вы цепко держите в голове, однако и лист, на котором они записаны, должен находиться в поле зрения. Имейте в виду: эти вопросы - «скелет» разговора. Но не нужно ограничиваться только «костями». Помните о необходимости докопаться до всех нюансов и разузнать о побочных вещах.

C самого начала и до самого конца беседы следите за соблюдением четвертого правила: разговор ни в коем случае не должен принимать конфронтационный характер. Если по какой-либо причине вы хотите взять на себя роль «адвоката дьявола», недвусмысленно дайте понять собеседнику, что делаете это в его же интересах.

Раза два или три за всю более чем тридцатилетнюю карьеру журналиста мне приходилось вести интервью так, что я беспрерывно возражал собеседнику. Но! В самом начале я предупредил его, что поступаю так, чтобы его позиция (в материале) была как можно более убедительная и без «дыр». Однако и в этих обстоятельствах в ходе беседы, едва я замечал, что собеседник начинает не на шутку сердиться (все мы в конечном счете не больше чем обычные люди), я напоминал ему о наших «ролях». Это были тяжелые беседы, и без крайней нужды я не хотел бы снова повторить тот опыт.)

Много раз здесь я употребляю слова «разговор», «беседа», однако не будем забывать, что речь идет об интервью. Это специфическая беседа.

Не следует забывать: ваше дело - вопросы, его - ответы.

(Исключения редки. Это особый вид интервью - диалог. Это тот случай, когда журналист, а точнее сказать - публицист чувствует себя на равных с собеседником. Такие интервью и называются, как правило, диалогом.)

Правило пятое: максимально предоставляйте собеседнику возможность высказаться. Не перебивайте его. Если по ходу ответа у вас возникли дополнительные или встречные вопросы, запишите их и задайте потом. Точно так же поступайте, если что-то вам непонятно.

Правило шестое: если вы не поняли, но не переспросили (не уточнили, не попросили детализировать), не поймет и ваш читатель.

Перебить собеседника можно только в исключительных случаях. Точнее даже не перебить, а остановить. Если то, что он только что сказал, покажется вам очень важным, остановите его (лучше жестом) и произнесите примерно такую фразу: «То, что вы сейчас сказали, представляется мне особенно интересным. Пожалуйста, сформулируйте это еще раз, чтобы я мог записать дословно в блокнот».

Ваши дополнительные вопросы должны преимущественно формироваться вокруг слов «как?», «каким образом?», «почему?», «с какой целью?». Ваши вопросы направлены на уточнение, углубление... Хорошо время от времени, когда собеседник начинает говорить слишком общо, попросить его: «приведите, пожалуйста, пример». Если ему не захочется отвлекаться, объясните, что пример только придаст сказанному убедительности в глазах читателя.

Случается, что собеседник излишне краток или вообще ограничивается короткими односложными ответами: «да», «нет», «возможно». Такое бывает, когда человек что-то хорошо знает и при этом думает, что это хорошо известно и понятно каждому. Для таких случаев есть любопытный прием. Допустим, собеседник сказал «да» и замолчал - наклонитесь немного вперед и ждите, не говоря ни слова, выдержите паузу в такой позе. Почти наверняка ваш собеседник сам начнет пояснять свой ответ, чтобы эту паузу заполнить.

Противоположный вариант: интервьюируемый уже все сказал, но не может остановиться и повторяет, повторяет... Немного откиньтесь назад и расслабьтесь - он почувствует, что вы уже поняли.

Следите за своими вопросами. Помните о следующих «НЕ»:

- Вопрос не должен быть пространным.

- В вопросе не должно содержаться два вопроса или более.

- В вопросе не должно содержаться ответа.

- Не задавайте следующий вопрос, пока не убедились, что ответ получен (или уже не будет получен).

- Задавая вопрос, не пользуйтесь казенным, неуклюжим языком. (Например, никуда не годится: «Можете ли вы рассказать подробнее об этом эпизоде?» Куда лучше простая просьба: «Расскажите об этом подробнее».)
- Вопросы не должны быть хаотичными. Или один ваш вопрос цепляется за предыдущий, или он цепляется за ответ на предыдущий. Любой вопрос-скачок должен быть обоснован и соответствующим образом обставлен.
- Вопрос не должен длиться более 10 - 15 секунд и не должен содержать больше двух, максимум трех предложений.

Чем конкретнее вопрос, тем содержательнее будет ответ. Неконкретный вопрос почти неизбежно подталкивает вашего собеседника к фантазиям и экспромтным умозаключениям.

На случай, если интервью отклоняется от темы, имейте наготове вопрос (в голове и в блокноте!), который вернет разговор в первоначальное русло.

Правило седьмое: остерегайтесь ситуации, когда вопросы задаются вам! Иные собеседники любят этак неназойливо спросить: «А что вы сами об этом думаете?». Скверная ситуация. К тому же наши роли заранее распределены, и незачем их менять. Имейте на такой случай, как говорят шахматисты, «домашнюю заготовку». Например, я заметил, что почти безотказно действует шутка: «У меня на этот счет есть свое мнение, но я с ним категорически не согласен».

Правило восьмое: сохраняйте беспристрастность. Вам не обязательно соглашаться с собеседником, но и демонстрировать несогласие ни к чему. Вы пришли узнать что-то у него - вот и узнавайте!

Случается, что собеседник сетует на то, что журналисты, с которыми он общался прежде, неверно освещали его слова и его деятельность. В таком случае твердо пообещайте, что приложите все усилия для справедливого и точного изложения содержания интервью.

(Кстати, в прежние времена существовал принцип: готовое интервью должно быть завизировано человеком, который его давал. Нынче нравы и правила стали куда мягче. Зачастую ограничиваются тем, что читают текст по телефону или посылают по факсу для ознакомления. Лучше все-таки визировать. Сам я чаще всего поступаю именно так; а в тех случаях, когда впервые имею дело с человеком, - непременно так.)

Проявляйте щепетильность по отношению к следующим просьбам собеседника:

- Не публиковать определенную информацию, полученную в ходе беседы.

- Сохранять в тайне источник информации.

- Ознакомиться с готовым материалом до его публикации.

Это одна из основ журналистской этики. (Что касается меня, то я не считаю возможным избыточно эксплуатировать доверие собеседника. Если он говорит: «Сейчас я скажу вам кое-что, но не хочу, чтобы это попало в печать», я демонстративно выключаю диктофон, пока эта конфиденциальная информация сообщается мне. Перед тем как снова включить диктофон, сообщаю об этом собеседнику.)

Случается, причем нередко, что вы что-то не поняли или почувствовали подвох. Попросите разъяснить, развить мысль, которая показалась вам спорной.

Иной раз постарайтесь повторить то, что сказал только что собеседник и спросите: «Так?». Или изложите только что сказанное своими словами и спросите: «Я вас верно понял?».

Бывает, что специалист говорит на языке, не вполне понятном неспециалисту. В таком случае попросите изложить то же самое простыми словами. Пусть собеседник приведет пример, подыщет сравнение...

Помните: вы помогаете собеседнику!






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных