ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Источники финансирования малого бизнеса.
Финансовые ресурсы формируются за счет целого ряда источников. Различают две крупные группы источников на основе права собственности: собственные и чужие денежные средства. Возможна более детальная классификация: собственные и приравненные к ним средства; ресурсы, мобилизуемые на финансовом рынке; денежные поступления в порядке перераспределения. К собственным источникам финансирования относятся: · амортизационные отчисления, направляемые предприятием на простое воспроизводство основных фондов; · привлеченные средства в результате выпуска и продажи организацией акций; · отчисление от прибыли, остающиеся в распоряжении организации (чистой прибыли), направляемые на прирост как оборотного, так и основного капитала организации; · суммы, выплаченные страховыми компаниями и учреждениями в виде возмещения ущерба от стихийных бедствий и т.п.; · средства, выделяемые вышестоящими холдинговыми, акционерными компаниями, финансово-промышленными группами на безвозвратной основе и пр. На долю собственных средств в общих источниках финансирования, приходится в настоящее время около 80% всех направляемых средств. Основным источником инвестирования в составе внутренних средств является амортизация, ее доля превышает 70%. К внешним источникам финансирования относятся: · ассигнования государственного и местных бюджетов, различных фондов поддержки предпринимательства, предоставляемые на безвозмездной основе; · иностранные инвестиции, предоставляемые в форме финансового пая или иного материального или нематериального участия в уставном капитале совместных предприятий, а также в форме прямых вложений международных организаций; · различные формы заемных средств, в том числе кредиты, предоставляемые государством и фондами поддержки предпринимательства на возвратной основе (в том числе на льготных условиях); · кредиты банков, инвестиционных фондов и компаний. Критерии оценки преимуществ и недостатков внешних и внутренних источников финансирования: · прибыль и рентабельность (рентабельность активов предприятия должна превышать стоимость привлечения капитала); · ликвидность; · независимость (форма финансирования влияет на уровень автономности и самостоятельности предприятия при использовании средств; есть риск нарушения структуры капитала); · накладные затраты (затраты, связанные с привлечением средств); · минимизация налогообложения; · объективные ограничения (отсутствие кредитного обеспечения, законодательные ограничения). Важнейшим фактором принятия решений в сфере финансирования является риск нарушения структуры капитала, т.е. соотношения собственных и ссудных источников. Учитывая общее состояние экономики и значительный дефицит государственного бюджета, единственным реальным внешним источником финансирования малого бизнеса в настоящее время является банковский кредит. Для объектов малого предпринимательства из-за высоких рисков, связанных с предоставлением кредита, кредитные сделки следует оформлять под какой-либо залог: недвижимости, товаров, ценных бумаг. Привлечение кредитных ресурсов расширяет возможности предприятия, способствует росту отдачи собственного капитала. Это свойство заемного капитала получило название эффекта финансового рычага, проявляющегося в приращении рентабельности собственного капитала, получаемом благодаря использованию кредита, несмотря на его платность. Выделяют коммерческий кредит и банковский кредит. Коммерческий кредит предприятие может получить при закупке товаров или создании производственных запасов у поставщика. Нужно более широко использовать и нетрадиционные виды финансовых услуг. Лизинг становится дополнением к традиционным источникам средств для удовлетворения финансовых потребностей предприятий. Лизинг — это долгосрочная аренда машин, оборудования и других товаров инвестиционного назначения, купленных лизингодателем для лизингополучателя с целью их производственного использования, при сохранении права собственности на них за лизингодателем на весь срок договора аренды. Производственная функция лизинга заключается в оперативном и гибком решении лизингополучателем своих производственных задач посредством временного использования, а не приобретения машин и оборудования в собственность. Он наиболее эффективен в отношении особо дорогостоящей, с наибольшим риском морального старения, техники. При факторинговых операциях при неоплате требований плательщиком они переуступаются факторинговому отделу банка, и последний платит определенный в договоре процент от суммы требований. Таким образом, в данном случае происходит переуступка просроченной задолженности. Внешним внебюджетным источником финансирования малого бизнеса, помимо коммерческих банков, является частное или спонсорское финансирование. На Западе нередко за малой фирмой стоит крупная частная корпорация, заинтересованная в результатах работы тех или иных предприятий, например, венчурных компаний, которые берут на себя риск конструкторской, технологической и проектной разработки принципиально новых технологий, опытного и промышленного их освоения. Венчурные фирмы - «рисковые» фирмы, представляющие собой небольшие, но очень гибкие и эффективные предприятия, которые создаются с целью апробации, доработки и доведения до промышленной реализации «рисковых» инноваций. Главный стимул венчурного инвестирования - прибыль от прироста стоимости акций компании. Кредитор рассчитывает на то, что последняя, быстро достигнув стадии серийного производства новой оригинальной продукции, станет приносить повышенную прибыль. В отличие от других форм инвестирования, инвестирование в венчурный бизнес характеризуется рядом отличительных особенностей: - финансовые средства вкладываются в венчурный бизнес без материального обеспечения и без гарантий, соответственно инвесторы идут на большой риск. - обязательно долевое участие инвестора в уставном капитале фирмы в прямой или опосредованной форме (как правило, доля не превышает 50%). Инвесторы имеют право на соответствующее получение прибыли финансируемой фирмы; - средства предоставляются на длительный срок и на безвозвратной основе, поэтому в некоторых случаях инвесторам приходится ожидать в среднем 3—5 лет, чтобы убедиться в перспективности вложений; - активное участие инвестора в управлении финансируемой фирмой. Еще одним внешним внебюджетным источником финансирования малых предприятий может служить совместное инвестирование – в зависимости от характера выполняемых работ и достигнутых между сторонами договоренностей финансирование производится путем частичной предварительной оплаты (авансирования) или предоплаты. Особый интерес представляет такой внешний источник финансирования, как привлечение капиталов с помощью выпуска и размещения акций и иных ценных бумаг при посредничестве инвестиционных институтов. Существенным недостатком акционирования в качестве способа привлечения дополнительных средств является возможность частичной или полной утраты финансируемым предприятием-эмитентом самостоятельности. Использование финансовых ресурсов предприятия осуществляется по следующим направлениям: · текущие затраты на производство и реализацию продукции (работ, услуг); · инвестирование средств в капитальные вложения, связанные с расширением производства и его техническим обновлением, использованием нематериальных активов; · инвестирование финансовых ресурсов в ценные бумаги; · платежи финансовой, банковской системам, взносы во внебюджетные фонды; · образование различных денежных фондов и резервов (на развитие, а также поощрительного и социального характера); · благотворительные цели, спонсорство и т. п. Финансовое планирование на предприятиях малого бизнеса. Финансовое планирование - это непрерывный процесс, который предусматривает формирование и использование финансовых ресурсов. Цель финансового планирования - сбалансировать будущие расходы предприятия с его финансовыми возможностями. В процессе финансового планирования решаются следующие задачи: 1. определяется потребность предприятия в финансовых ресурсах, 2. определяются источники и размеры собственных финансовых ресурсов предприятия (прибыль, амортизационные отчисления, устойчивые пассивы и др.); 3. принимаются решения о необходимости привлечения внешних финансовых ресурсов (за счет выпуска ценных бумаг, получения кредитов, займов, инвестиций); 4. устанавливаются оптимальные пропорции распределения и использования финансовых ресурсов (на внутрихозяйственные нужды, вложения капитала в другие предприятия и организации с целью получения дивидендов, процентов, прибыли, в том числе в совместное предпринимательство, в ценные бумаги и т.д.); 5. определяются финансовые отношения с бюджетом, банком, страховыми организациями и другими хозяйствующими субъектами; 6. определяется возможное увеличение прибыли за счет экономного использования средств. Финансовый план состоит из следующих частей: 1. баланс доходов и расходов; 2. план денежных потоков; 3. кредитный план; 4. кассовый план; 5. платежный календарь. Алгоритм разработки финансового плана включает следующие этапы: ■ анализ финансового состояния предприятия; ■ планирование доходов и поступлений; ■ планирование расходов и отчислений; ■ проверка баланса доходов и расходов; ■ формирование финансово-плановых документов. Для успешного ведения дел очень важное значение имеет анализ финансового состояния предприятия. Анализ позволяет увидеть реальное положение дел, сопоставить фактические данные с плановыми, разобраться в отклонениях от намеченного и их причинах, принять необходимые меры для совершенствования работы предприятия. Оценка финансового состояния предприятия включает анализ: · доходности и рентабельности; · финансовой устойчивости; · скорости оборота капитала; · окупаемости вложенных средств. Доходность предприятия характеризуется абсолютными и относительными показателями. Абсолютный показатель доходности – это сумма прибыли или доходов. Относительный показатель – уровень рентабельности. Одной из важных задач менеджера является распределение прибыли на развитие производства и выплату дивидендов собственникам. В целом анализ прибыли и рентабельности позволяет судить о степени эффективности работы предприятия и использования его ресурсов. Важными показателями, позволяющими определить финансовую устойчивость предприятия, являются коэффициент покрытия (ликвидности) и коэффициент устойчивости (надежности). Коэффициент покрытия рассчитывается путем деления текущих активов на краткосрочные обязательства и свидетельствует о способности предприятия быстро погасить свои краткосрочные долги. При предоставлении предприятию краткосрочных ссуд коэффициент покрытия считается одним из самых важных критериев его текущей платежеспособности и гарантией безопасности краткосрочного кредитования. В то же время необходимо помнить, что высокий коэффициент покрытия, вызванный большой дебиторской задолженностью и чрезмерными товарно-материальными запасами, – это негативное влияние. Очевидно, что коэффициент покрытия возрастает, если сумма текущих активов увеличится, а срочные обязательства останутся неизменными. Если это вызвано увеличением наличности, то это положительный факт. Степень обеспеченности фирмы собственными средствами и ее зависимость от внешних источников финансирования характеризуют коэффициент устойчивости (надежности). Естественно, чем больше фирма обеспечена собственными средствами, внутренними источниками финансирования и чем меньше она прибегает к использованию внешних источников, тем выше уровень финансовой независимости и устойчивости фирмы. Коэффициент устойчивости определяется в виде отношения суммы заемных средств по долгосрочным и краткосрочным кредитам к собственным средствам фирмы. Желательно, чтобы этот показатель был значительно меньше единицы. В этом случае снижается степень риска. Скорость оборачиваемости капитала характеризует мобильность использования средств, вложенных в бизнес. Показатель скорости оборота капитала измеряется в виде соотношения между выручкой от продаж за определенный период и денежной величиной активов фирмы, благодаря использованию которых удалось получить и реализовать товары. Такое соотношение показывает, какую выручку приносит денежная единица, вложенная в активы фирмы. Желательно, чтобы скорость оборота капитала существенно превышала единицу. Наконец, еще одним важным показателем, характеризующим эффективность работы предприятия, является срок окупаемости. Этот показатель позволяет судить о том, насколько быстро предприятие способно вернуть денежный капитал, вложенный в дело. Разделив объем денежных средств, вложенных в бизнес (капиталовложения), на величину готовой прибыли, получим количество лет, за которое средства окупятся. Принято считать, что средства, вложенные в малый бизнес, должны окупаться в срок, не превышающий пяти лет. Таким образом, расчет названных показателей, их сопоставление динамике, а также с аналогичными показателями конкурентов дают возможность оценить, успешно или не совсем идет бизнес, сделать необходимые выводы и принять соответствующие решения.
ЛИТЕРАТУРА
1. Варналій З. С. Основи підприємництва: Навч. посібник – К.: Знання-Прес, 2002. – 239 с. 2. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: Учебник. – 3-е изд. – М.: Гардарики, 2003. – 528 с. 3. Герчикова И.Н. Менеджмент: Учебник. М.: ЮНИТИ, 1995.- 480 с. 4. Козловський В.О., Погріщук Б.В. Основи підприємництва. Практикум: Навч. посібник. - вид. 5-е, доп. і перероб. – Тернопіль: ТзОВ «Терно-граф», 2005. – 297 с. 5. Мороз О.М., Невмержицька В.І. Основи підприємництва: Підручник, К.: 2005. 6. Мочерний С. В., Устенко О. А., Чоботар С. І. Основи підприємницької діяльності: Посібник – К. Академія, 2001. – 280 с. 7. Пелих А.С. Бизнес-план или как организовать собственный бізнес. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: «Ось-89», 2003. – 96 с. 8. Сизоненко В.О. Підприємництво: Підручник. - К.: Вікар. 1999. - 438 с. 9. Цигилик І. І., Паневник Т. М., Криховецька З. М. Основи підприємництва: Навчальний посібник. – Київ: Центр навчальної літератури, 2005.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|