Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Источники финансирования малого бизнеса.




 

Финансовые ресурсы формируются за счет целого ряда источников. Различают две крупные группы источников на основе права собственности: собственные и чужие денежные средства. Возможна более детальная классификация: собственные и приравненные к ним средства; ресурсы, мобилизуемые на финансовом рынке; денежные поступления в порядке перераспределения.

К собственным источникам финансирования относятся:

· амортизационные отчисления, направляемые предприятием на простое воспроизводство основных фондов;

· привлеченные средства в результате выпуска и продажи организацией акций;

· отчисление от прибыли, остающиеся в распоряжении организации (чистой прибыли), направляемые на прирост как оборотного, так и основного капитала организации;

· суммы, выплаченные страховыми компаниями и учреждениями в виде возмещения ущерба от стихийных бедствий и т.п.;

· средства, выделяемые вышестоящими холдинговыми, акционерными компаниями, финансово-промышленными группами на безвозвратной основе и пр.

На долю собственных средств в общих источниках финансирования, приходится в настоящее время около 80% всех направляемых средств. Основным источником инвестирования в составе внутренних средств является амортизация, ее доля превышает 70%.

К внешним источникам финансирования относятся:

· ассигнования государственного и местных бюджетов, различных фондов поддержки предпринимательства, предоставляемые на безвозмездной основе;

· иностранные инвестиции, предоставляемые в форме финансового пая или иного материального или нематериального участия в уставном капитале совместных предприятий, а также в форме прямых вложений международных организаций;

· различные формы заемных средств, в том числе кредиты, предоставляемые государством и фондами поддержки предпринимательства на возвратной основе (в том числе на льготных условиях);

· кредиты банков, инвестиционных фондов и компаний.

Критерии оценки преимуществ и недостатков внешних и внутренних источников финансирования:

· прибыль и рентабельность (рентабельность активов предприятия должна превышать стоимость привлечения капитала);

· ликвидность;

· независимость (форма финансирования влияет на уровень автономности и самостоятельности предприятия при использовании средств; есть риск нарушения структуры капитала);

· накладные затраты (затраты, связанные с привлечением средств);

· минимизация налогообложения;

· объективные ограничения (отсутствие кредитного обеспечения, законодательные ограничения).

Важнейшим фактором принятия решений в сфере финансирования является риск нарушения структуры капитала, т.е. соотношения собственных и ссудных источников.

Учитывая общее состояние экономики и значитель­ный дефицит государственного бюджета, единственным реальным внешним источником финансирования малого бизнеса в настоящее время является банковский кредит. Для объектов малого предприни­мательства из-за высоких рисков, связанных с предоставлением кре­дита, кредитные сделки следует оформлять под какой-либо залог: недвижимости, товаров, ценных бумаг.

Привлечение кредитных ресурсов расширяет возможности предприятия, способствует росту отдачи собственного капитала. Это свойство заемного капитала получило название эффекта финансового рычага, проявляющегося в приращении рентабельности собственного капитала, получаемом благодаря использованию кредита, несмотря на его платность.

Выделяют коммерческий кредит и банковский кредит.

Коммерческий кредит предприятие может получить при закупке товаров или создании производственных запасов у поставщика.

Нужно более широко использовать и нетрадиционные виды фи­нансовых услуг.

Лизинг становится дополнением к традиционным источникам средств для удовлетворения финансовых потребностей предприятий. Лизинг — это долгосрочная аренда машин, оборудования и других товаров инвестиционного назначения, купленных лизингодателем для лизингополучателя с целью их производственного использования, при сохранении права собственности на них за лизингодателем на весь срок договора аренды. Производственная функция лизинга заключается в оперативном и гибком решении лизингополучателем своих производственных задач посредством временного использования, а не приобретения машин и оборудования в собственность. Он наиболее эффективен в отношении особо дорогостоящей, с наибольшим риском морального старения, техники.

При факторинговых операциях при неоплате требований плательщиком они переуступаются факторинговому отделу банка, и последний платит определенный в договоре процент от суммы требований. Таким образом, в данном случае происходит пе­реуступка просроченной задолженности.

Внешним внебюджетным источником финансирования малого бизнеса, помимо коммерческих банков, является частное или спонсорское финансирование. На Западе нередко за малой фирмой стоит крупная частная корпорация, заинтересованная в результатах рабо­ты тех или иных предприятий, например, венчурных компаний, ко­торые берут на себя риск конструкторской, технологической и проек­тной разработки принципиально новых технологий, опытного и про­мышленного их освоения.

Венчурные фирмы - «рисковые» фирмы, представляющие собой небольшие, но очень гибкие и эффективные предприятия, которые создаются с целью апробации, доработки и доведения до промышленной реализации «рисковых» инноваций.

Главный стимул венчурного инвестирования - прибыль от при­роста стоимости акций компании. Кредитор рассчитывает на то, что последняя, быстро достигнув стадии серийного производства новой оригинальной продукции, станет приносить повышенную прибыль.

В отличие от других форм инвестирования, инвестирование в венчурный бизнес характеризуется рядом отличительных особенностей:

- финансовые средства вкладываются в венчурный бизнес без материального обеспечения и без гарантий, соответственно инвесторы идут на большой риск.

- обязательно долевое участие инвестора в уставном капитале фирмы в прямой или опосредованной форме (как правило, доля не превышает 50%). Инвесторы имеют право на соответствующее получение прибыли финансируемой фирмы;

- средства предоставляются на длительный срок и на безвозвратной основе, поэтому в некоторых случаях инвесторам приходится ожидать в среднем 3—5 лет, чтобы убедиться в перспективности вложений;

- активное участие инвестора в управлении финансируемой фирмой.

Еще одним внешним внебюджетным источником финансирова­ния малых предприятий может служить совместное инвестирование – в за­висимости от характера выполняемых работ и достигнутых между сторонами договоренностей финансирование производится путем час­тичной предварительной оплаты (авансирования) или предоплаты.

Особый интерес представляет такой внешний источник финанси­рования, как привлечение капиталов с помощью выпуска и размещения акций и иных ценных бумаг при посредничестве инвестиционных институтов. Существенным недостатком акционирования в качестве способа привлечения дополнительных средств является возможность частичной или полной утраты финансируемым предприятием-эмитен­том самостоятельности.

Использование финансовых ресурсов предприятия осуществляется по следующим направлениям:

· текущие затраты на производство и реализацию продукции (работ, услуг);

· инвестирование средств в капитальные вложения, связанные с расширением производства и его техническим обновлением, использованием нематериальных активов;

· инвестирование финансовых ресурсов в ценные бумаги;

· платежи финансовой, банковской системам, взносы во внебюджетные фонды;

· образование различных денежных фондов и резервов (на развитие, а также поощрительного и социального характера);

· благотворительные цели, спонсорство и т. п.

Финансовое планирование на предприятиях малого бизнеса.

Финансовое планирование - это непрерывный процесс, который предусматривает формирование и использование финансовых ресурсов.

Цель финансового планирования - сбалансировать будущие расходы предприятия с его финансовыми возможностями.

В процессе финансового планирования решаются следующие задачи:

1. определяется потребность предприятия в финансовых ресурсах,

2. определяются источники и размеры собственных финансовых ресурсов предприятия (прибыль, амортизационные отчисления, устойчивые пассивы и др.);

3. принимаются решения о необходимости привлечения внешних финансовых ресурсов (за счет выпуска ценных бумаг, получения кредитов, займов, инвестиций);

4. устанавливаются оптимальные пропорции распределения и использования финансовых ресурсов (на внутрихозяйственные нужды, вложения капитала в другие предприятия и организации с целью получения дивидендов, процентов, прибыли, в том числе в совместное предпринимательство, в ценные бумаги и т.д.);

5. определяются финансовые отношения с бюджетом, банком, страховыми организациями и другими хозяйствующими субъектами;

6. определяется возможное увеличение прибыли за счет экономного использования средств.

Финансовый план состоит из следующих частей:

1. баланс доходов и расходов;

2. план денежных потоков;

3. кредитный план;

4. кассовый план;

5. платежный календарь.

Алгоритм разработки финансового плана включает следующие этапы:

■ анализ финансового состояния предприятия;

■ планирование доходов и поступлений;

■ планирование расходов и отчислений;

■ проверка баланса доходов и расходов;

■ формирование финансово-плановых документов.

Для успешного ведения дел очень важное значение имеет анализ финансового состояния предприятия.

Анализ позволяет увидеть реальное положение дел, сопоставить фактические данные с плановыми, разобраться в отклонениях от намеченного и их причинах, принять необходимые меры для совершенствования работы предприятия.

Оценка финансового состояния предприятия включает анализ:

· доходности и рентабельности;

· финансовой устойчивости;

· скорости оборота капитала;

· окупаемости вложенных средств.

Доходность предприятия характеризуется абсолютными и относительными показателями. Абсолютный показатель доходности – это сумма прибыли или доходов. Относительный показатель – уровень рентабельности.

Одной из важных задач менеджера является распределение прибыли на развитие производства и выплату дивидендов собственникам.

В целом анализ прибыли и рентабельности позволяет судить о степени эффективности работы предприятия и использования его ресурсов.

Важными показателями, позволяющими определить финансовую устойчивость предприятия, являются коэффициент покрытия (ликвидности) и коэффициент устойчивости (надежности). Коэффициент покрытия рассчитывается путем деления текущих активов на краткосрочные обязательства и свидетельствует о способности предприятия быстро погасить свои краткосрочные долги.

При предоставлении предприятию краткосрочных ссуд коэффициент покрытия считается одним из самых важных критериев его текущей платежеспособности и гарантией безопасности краткосрочного кредитования. В то же время необходимо помнить, что высокий коэффициент покрытия, вызванный большой дебиторской задолженностью и чрезмерными товарно-материальными запасами, – это негативное влияние.

Очевидно, что коэффициент покрытия возрастает, если сумма текущих активов увеличится, а срочные обязательства останутся неизменными. Если это вызвано увеличением наличности, то это положительный факт.

Степень обеспеченности фирмы собственными средствами и ее зависимость от внешних источников финансирования характеризуют коэффициент устойчивости (надежности). Естественно, чем больше фирма обеспечена собственными средствами, внутренними источниками финансирования и чем меньше она прибегает к использованию внешних источников, тем выше уровень финансовой независимости и устойчивости фирмы.

Коэффициент устойчивости определяется в виде отношения суммы заемных средств по долгосрочным и краткосрочным кредитам к собственным средствам фирмы. Желательно, чтобы этот показатель был значительно меньше единицы. В этом случае снижается степень риска.

Скорость оборачиваемости капитала характеризует мобильность использования средств, вложенных в бизнес. Показатель скорости оборота капитала измеряется в виде соотношения между выручкой от продаж за определенный период и денежной величиной активов фирмы, благодаря использованию которых удалось получить и реализовать товары. Такое соотношение показывает, какую выручку приносит денежная единица, вложенная в активы фирмы.

Желательно, чтобы скорость оборота капитала существенно превышала единицу.

Наконец, еще одним важным показателем, характеризующим эффективность работы предприятия, является срок окупаемости. Этот показатель позволяет судить о том, насколько быстро предприятие способно вернуть денежный капитал, вложенный в дело. Разделив объем денежных средств, вложенных в бизнес (капиталовложения), на величину готовой прибыли, получим количество лет, за которое средства окупятся. Принято считать, что средства, вложенные в малый бизнес, должны окупаться в срок, не превышающий пяти лет.

Таким образом, расчет названных показателей, их сопоставление динамике, а также с аналогичными показателями конкурентов дают возможность оценить, успешно или не совсем идет бизнес, сделать необходимые выводы и принять соответствующие решения.

 

 

ЛИТЕРАТУРА

 

1. Варналій З. С. Основи підприємництва: Навч. посібник – К.: Знання-Прес, 2002. – 239 с.

2. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: Учебник. – 3-е изд. – М.: Гардарики, 2003. – 528 с.

3. Герчикова И.Н. Менеджмент: Учебник. М.: ЮНИТИ, 1995.- 480 с.

4. Козловський В.О., Погріщук Б.В. Основи підприємництва. Практикум: Навч. посібник. - вид. 5-е, доп. і перероб. – Тернопіль: ТзОВ «Терно-граф», 2005. – 297 с.

5. Мороз О.М., Невмержицька В.І. Основи підприємництва: Підручник, К.: 2005.

6. Мочерний С. В., Устенко О. А., Чоботар С. І. Основи підприємницької діяльності: Посібник – К. Академія, 2001. – 280 с.

7. Пелих А.С. Бизнес-план или как организовать собственный бізнес. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: «Ось-89», 2003. – 96 с.

8. Сизоненко В.О. Підприємництво: Підручник. - К.: Вікар. 1999. - 438 с.

9. Цигилик І. І., Паневник Т. М., Криховецька З. М. Основи підприємництва: Навчальний посібник. – Київ: Центр навчальної літератури, 2005.

 

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных