ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Общая характеристика наркоситуации в России на современном этапе
Незаконный оборот наркотиков вызывает в настоящее время растущую тревогу во всем мире. В сравнении с развитыми странами Запада, где масштабы этого явления приобрели угрожающий характер уже в начале прошлого столетия, в России примерно до 70-х годов утверждать об опасном его размахе не было достаточных оснований. Локальные очаги наркомании существовали в ту пору лишь в некоторых регионах, на значительной территории которых произрастали наркотикосодержащие растения (Дальний Восток, Северный Кавказ, Поволжье). К концу второго - началу третьего тысячелетия наркотическая ситуация в стране коренным образом изменилась. Расширилась география наркомании, несопоставимо увеличилось число лиц, употребляющих наркотические средства, возросли масштабы и темпы развития наркомании, существенно усилилось его негативное воздействие на социальные процессы, на состояние преступности. Как и во многих других странах мира незаконный оборот наркотиков превратился для России в одну из долговременных угроз ее национальной безопасности. Стремительный рост наркомании в конце XX века поставил ее в число самых страшных социальных болезней на Земле. Мы уже приводили статистику выше, но еще раз остановимся на ней, так по данным межведомственной статистической отчетности, Минздрава России и Федерального медико-биологического агентства, в 2015 году число лиц, обратившихся за медицинской помощью в наркологические учреждения органов здравоохранения Российской Федерации в связи с зависимостью от употребления наркотиков (наркоманией), составило 416,5 тыс. человек, или 284,8 на 100 тыс. населения. Численность состоящих на профилактическом наблюдении в связи с употреблением наркотиков с вредными последствиями составила 241,4 тыс. человек, или 165 на 100 тыс. населения[4]. Сложная ситуация с заболеваемостью наркоманией складывается и в уголовно-исполнительной системе России. Прежде всего это связано с распространением ВИЧ-инфекции. Численность ВИЧ-инфицированных на 2015 год по сравнению с 2014 годом выросла на 5,1% (2014 год – 59 532; 2013 год – 56 509), больных наркоманией – 50,4 тыс., больных хроническим алкоголизмом – 20,0 тыс. [5]. Распространение наркомании угрожает сегодня всем слоям общества и наносит ему огромный ущерб, выражающийся в человеческих жертвах, расходах на здравоохранение, росте преступности и снижении производительности труда. Наркомания – одна из сложнейших проблем современности, касающихся всех людей, живущих на земном шаре. Наркомания не щадит ни бедных, ни богатых. Ей абсолютно безразлично, кто попал в ее сети: малолетний подросток, юноша или старик. Она хладнокровно и равнодушно пополняет свои ряды за счет все новых и новых людей, последовательно приводя их к гибели. Про наркоманию, ее общественную опасность, негативные последствия, борьбу с ней сказано и написано немало. Однако это явление не только не уменьшается, но, наоборот, оно расширяет свои границы, расползаясь вширь и вглубь, и, подобно раковой опухоли, своими метастазами проникает и поражает все большее число людей в разных государствах. Приобретает оно и новые, все более опасные формы и характеристики. Два десятилетия назад можно было говорить лишь о начале зарождения таких проявлений, как наркомафия, наркобизнес, и то применительно лишь к некоторым государствам. Сейчас наркомания – это настолько распространенное явление, что ни у кого не возникает сомнение в его реальности и чрезвычайно пагубном влиянии на всех людей. Наркобизнес является одним из самых доходных во всем мире. Не является исключением из правила и деятельность в данной области наших российских преступников, занимающихся распространением наркотических средств и психотропных веществ. В настоящее время наркомафия владеет миллиардными доходами, собранными на горе, боли и смерти тысяч людей. Несмотря на серьезные меры, принимаемые Организацией Объединенных Наций и правительствами большинства стран против распространения наркотиков, наркобизнес по объему финансовых операций вышел на второе место в мире после торговли оружием. Доходы преступных организаций, производящих и распространяющих наркотики по всему миру, достигают более 500 миллиардов долларов в год. Крайне негативное социальное явление – наркомания опасна, прежде всего, тем, что она неразрывно связана с преступностью, являясь одновременно и его составной частью, и «фоном», питательной средой, обусловливающей существование многих ее преступных проявлений, и следствием самой преступности. Проведенные исследования ученых в разных странах мира убедительно подтверждают тот факт, что значительная часть молодых людей не просто единожды попробовала на себе пагубное действие наркотиков, но пристрастилась к ним и стала употреблять их систематически. По данным российских криминологов, уровень наркотизации среди молодежи в России также высок, особенно в некоторых регионах страны. К их числу традиционно относится Дальний Восток. Его территория характеризуется наличием ряда специфических особенностей, которые накладывают отпечаток практически на все сферы жизнедеятельности людей, что в свою очередь отражается на распространении некоторых негативных явлений, включая наркоманию и преступность. Наблюдается и негативная тенденция увеличения количества лиц, распространяющих и потребляющих синтетические виды наркотиков, изготовляемых в подпольных лабораториях либо доставляемых из-за границы контрабандным путем. К примеру, в России, если в 2012 году удельный вес синтетических наркотиков в общей массе изъятых всеми правоохранительными органами страны наркотических средств составлял немногим более 3 %, то в 2013 году данный показатель превысил 5 %, в 2014 году достиг 13 %, а по итогам 9 месяцев 2015 года составил 15 %[6]. По оценкам экспертов, объемы изымаемых из незаконного оборота наркотических средств на территории России за последнее десятилетие возросли более чем в 130 раз. В целом же размах преступных операций с наркотиками, учитывая их высокую степень латентности, значительно выше указанной цифры. При этом следует отметить, что если двадцать лет назад высокий уровень наркотизации населения отмечался лишь в шести-восьми регионах России, к числу которых относился и Приморский край, то в настоящее время злоупотребление наркотиками распространено практически повсеместно. Обострение наркоситуации в мире в 1980-1990-х годах не могло не сказаться на динамике распространения наркомании и связанной с ней преступности на территории бывшего СССР. Его развал, несовершенство и несогласованность законодательств новых суверенных государств, прозрачность границ, благоприятные почвенно-климатические условия для произрастания дикорастущих и возделывания наркотикосодержащих культур стимулировали рост числа больных наркоманией и незаконный оборот наркотиков в регионах бывшего Советского Союза. В ближайшей перспективе наркоситуация в странах СНГ не улучшится. По оценкам экспертов ООН, составившим даже карту «разделения труда» между республиками, занимающимися наркобизнесом на постсоветском пространстве, Узбекистан будет продолжать специализироваться на выращивании опиумного мака, Украина – на производстве героина, Казахстан и Таджикистан активизируют производство опия и гашиша, Беларусь останется главным перекрестком для транспортировки наркотиков. России в этих прогнозах отводится роль безопасного транспортного пути, по которому наркотики из стран «Золотого полумесяца» будут транзитом переправляться в Западную Европу и Америку[7]. Особенность геополитического положения России, несовершенство действующего законодательства, сложность в организации и обеспечении таможенного и пограничного контроля вызывают повышенный интерес наркомафии. В то же время следует отметить, что действующее законодательство сформулировано таким образом, что правоохранительные органы, выполняя возложенные на них обязанности, львиную долю времени расходуют на выявление, раскрытие и расследование преступлений, не связанных напрямую с преступлениями в организованных формах. Так, согласно статистике ежегодно к уголовной ответственности за хранение наркотиков без цели сбыта привлекаются до 100 тыс. лиц, большинство из которых являются наркопотребителями и нуждаются в применении профилактических, медицинских и реабилитационных мер. В сложившейся ситуации возникла необходимость в изменении подхода к уголовно-правовой оценке деяний, связанных с незаконным хранением наркотиков без цели дальнейшего сбыта. В связи с этим ФСКН России в соответствии с перечнем поручений Президента Российской Федерации по итогам заседания президиума Государственного совета Российской Федерации 17 июня 2015 года подготовлены предложения по изменению санкций за преступления, предусмотренные статьей 228 УК России, совершенные наркопотребителями, а также о возможности прекращения уголовного дела по нереабилитирующим основаниям в отношении наркопотребителя, совершившего преступление небольшой тяжести, при условии его добровольного согласия на прохождение лечения от наркомании и комплексной реабилитации, а также возмещения, им причиненного вреда. Еще одним фактором, препятствующим эффективному противодействию организованной преступности в сфере незаконного оборота наркотиков, является действующая надзорная практика, требующая возбуждения уголовных дел по факту сбыта наркотиков при пресечении преступлений, связанных с незаконным приобретением, хранением и перевозкой наркотиков без цели сбыта, а также в случаях привлечения лиц к административной ответственности за наркопотребление. По мнению руководства правоохранительных органов, в последние годы Россия стала объектом экспансии международного наркобизнеса. Используя негативные факторы в социально-экономическом развитии, международные преступные группы приступили к систематическому крупномасштабному ввозу на ее территорию наркотиков из других государств, привлечению российского людского, промышленного и интеллектуального потенциала к обслуживанию международного наркотрафика и производства наркотиков. Интенсивная структурная перестройка на криминальном наркорынке характеризуется в настоящее время быстрым распространением наиболее опасных для жизни людей опия, героина, кокаина, синтетических наркотиков контрабандного происхождения. Особо стоит отметить, что наряду с глобальным трафиком афганского героина, существенную угрозу обществу представляет захлестнувший Россию поток синтетических наркотиков, в том числе их новых разновидностей. Так, на фоне некоторого снижения за январь-сентябрь текущего года массы изъятых ФСКН России наркотиков опийной и каннабисной групп наблюдается рост изъятий наркотиков синтетического происхождения на 22,1 %. Как мы уже отмечали тревогу общественности и правоохранительных органов вызывают не только количественные, но и качественные изменения в структуре потребления наркотиков. Наблюдается устойчивая тенденция распространения синтетических наркотических средств. Если в конце 1980-х годов синтетические наркотики, по мнению экспертов, составляли менее 1,5% в общем обороте наркотических средств[8], то к концу 2015 года их доля составляла не менее 90%. В нелегальном производстве наркотиков зачастую принимают участие квалифицированные специалисты-химики, фармацевты, врачи. Организованными преступными группами, специализирующимися на наркобизнесе активно используется современное оборудование и новейшие технологии. Характерной чертой подпольного производства является деятельность под прикрытием различных государственных и, прежде всего научно-исследовательских, медицинских и учебных заведений. Распространению подпольного производства наркотиков способствуют различные факторы: - возросшая прозрачность границ между странами и в частности, европейскими; - появление новых рынков сбыта; - изобретение аналогов наркотических веществ, оказывающих сильное разрушительное воздействие на организм и психику человека, не подпадающих под перечень контролируемых веществ: - борьба конкурирующих организованных преступных групп за рынки сбыта эффективных и дешевых наркотиков; - наличие в районах (регионах) химических объектов, научно- исследовательских химических лабораторий, учебных заведений, готовящих специалистов-химиков, биохимиков и фармакологов: - рост цен на наркотические вещества[9]; Определенный «вклад» в бесконтрольное распространение наркотиков вносят и государственные медицинские органы, откуда лекарственные наркотические и сильнодействующие препараты свободно переходят в коммерческие медицинские структуры, где реализуются без государственного контроля. Генезис понятия «наркотизм», реанимированного и вновь введенного в научный оборот, в середине 1980-х годов отражает различные точки зрения ученых на характер, структуру и социальную опасность этого явления. По мнению Т.А. Боголюбовой и К.А. Толпекина, под наркотизмом следует понимать социальное явление, сущность которого состоит в впоследствии сбывают их потребителям по баснословным ценам. На наш взгляд, наркотизм в современных условиях представляет негативное социальное явление, совокупность антиобщественных противоправных действий, направленных против здоровья населения и общественной нравственности, выражающихся в незаконном потреблении наркотических средств, незаконных операциях с ними, создании условий, способствующих их поступлению в незаконный оборот. Наркотизм – не статичное явление. Это – целостный, сложный, «живой» организм. Он изменчив по своей социальной природе, степени распространения, видам наркотической зависимости. Его общее состояние может определяться по числу всех случаев выявления наркомании, интенсивности проявления наркотического заражения населения, социально- демографическим признакам контингента, пораженного наркоманией, а также по доле судимых в их числе. Рассмотрим таблицу, в которой представлены основные составы преступлений лиц, отбывающих наказания во взрослых исправительных учреждениях (таблица 1). Если произвести анализ преступлений, связанные с наркотиками – ст. 228-234 УК РФ, то мы видим непрекращающийся рост. Характерным признаком наркотизма является его высокая латентность. Несмотря на декриминализацию уголовного законодательства по статьям, связанным с употреблением наркотических средств в немедицинских целях, познание его количественных характеристик затрудняется перманентным состоянием конфликта наркомана с обществом и противоправными деяниями, связанными с наркотическими средствами[10]. Социальная опасность наркотизма выражающаяся в различных деяниях, связанных с наркотическими средствами, проявляется также в негативных социальных последствиях этого явления, как элемента преступности, и наносит реальный вред, выражающийся в совокупности причинно связанных с преступным поведением прямых и косвенных, непосредственных и опосредованных негативных изменений (ущерб, урон, потери, убытки и т.п.), которым, в конечном счете, подвергаются социальные ценности. С ростом наркотизма прямо коррелирует динамика административных и иных правонарушений, аморальных явлений, самоубийств, проституции, бродяжничества, нищенства, распада семей, детской беспризорности, дезадаптации взрослых и детей, психических расстройств и других фоновых явлений и детерминаций. Социальная опасность наркотизма с каждым годом нарастает. Затрагивая многие стороны жизни человека и общества, наркомания и наркотизм существенным образом влияют на состояние экономики, здравоохранения, нравственности, преступности и, в конечном счете, при развитии общественных противоречий, национальной безопасности государства. С медицинской точки зрения потребление наркотиков вызывает предраковые процессы в легких, импотенцию, атрофию мозга, приводит к моральному упадку личности. Общая деградация личности человека при постоянном приеме наркотических средств наступает в 15-20 раз быстрее, чем, например, от алкоголя. Потребление наркотиков приводит к изменению процесса обмена веществ, резкому истощению организма и нередко к смерти. По мнению большинства ученых, наркомания влечет отрицательные биологические, психиатрические и психологические последствия для будущего поколения. При систематическом потреблении наркотиков у потомства развиваются инфекционные болезни. Наряду с текущими и прогнозируемыми финансовыми затратами на лечение наркоманов, общество несет и в перспективе будет нести экономические потери, связанные с неспособностью наркозависимых личностей эффективно использовать в трудовых коллективах имеющийся опыт и интеллектуальный потенциал. Пристрастие к наркотикам выбивает человека из трудовой колеи, влечет постепенную утрату профессиональных качеств и интересов к работе, порождает прогулы и брак, снижение производительности труда. Исследования различных аспектов борьбы с наркоманией и незаконным оборотом наркотиков начались в нашей стране еще в 70-х годах. Хотя существовавшие идеологические барьеры притупляли внимание к данной проблеме правоохранительных и медицинских органов, общественности, науки, в тот период появились заслуживающие внимания научные работы, освещающие медицинские и правовые аспекты борьбы с наркоманией[11]. С середины 80-х и на рубеже 90-х годов проблемы борьбы с незаконным оборотом наркотиков стали интенсивно разрабатываться в России и в других странах бывшего СССР. С тех пор стало уделяться пристальное внимание изучению этого негативного социального явления, анализу отечественного и зарубежного опыта борьбы с ним и связанной с ним преступности. Выводы и рекомендации развернувшихся в стране в 90-е годы крупномасштабных криминологических исследований широко использовались на практике при принятии управленческих решений. В частности, многие из них легли в основу таких программных документов федерального значения, как: Концепция государственной политики по контролю за наркотиками в Российской Федерации, утвержденной Президентом РФ 22.07.1993 года; Всероссийская программа комплексных мер противодействия злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту на 1993-1997 годы, а также нашли себе место в соответствующих разделах комплексных региональных программ борьбы с преступностью. Наряду с этим во многих регионах России разрабатывались целевые программы борьбы с незаконным оборотом наркотиков. В последние годы ФСКН России проводилась следующая политика по линии снижения спроса на наркотики, продолжалась работа по созданию системы комплексной реабилитации и ресоциализации наркопотребителей (далее – система реабилитации) в рамках подпрограммы 3 «Комплексная реабилитация и ресоциализация лиц, потребляющих наркотические средства и психотропные вещества в немедицинских целях» государственной программы «Противодействие незаконному обороту наркотиков», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 299. Но очевидно, что одной только интенсификацией мер полицейского характера проблему наркомании не решить. В связи с этим необходимо отметить, что задачи кардинального снижения уровня наркопотребления и последующей ликвидации наркомании как разрушительного социально-культурного явления невозможно решать без организации действенной системы реабилитации и ресоциализации наркопотребителей. Указом Президента России от 10.07.2014 № 507 и поручениями по итогам заседания президиума Государственного совета Российской Федерации на ФСКН России и ГАК возложена координирующая и организующая роль в создании такой системы. Вместе с тем в полном объеме приступить к реализации антинаркотической политики в части развертывания и эффективного функционирования системы реабилитации не позволяет отсутствие централизованного финансового обеспечения данной деятельности. В настоящее время ФСКН России решаются задачи формирования нормативно-правового поля и создания единых требований к деятельности организаций, осуществляющих мероприятия по реабилитации и ресоциализации наркопотребителей, порядок координации их деятельности, а также общественного контроля в данной сфере. Так, по инициативе ФСКН России Правительством Российской Федерации принято постановление от 15.08.2015 № 846 «О предоставлении поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям, осуществляющим деятельность в сфере комплексной реабилитации и ресоциализации лиц, потребляющих наркотические средства и психотропные вещества в немедицинских целях». Целью данного постановления является создание механизмов контроля и администрирования деятельности социально ориентированных негосударственных организаций, работающих в сфере комплексной реабилитации и ресоциализации наркопотребителей. Постановлением утверждены правила предоставления из федерального бюджета субсидий на государственную поддержку социально ориентированных некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность в области комплексной реабилитации и ресоциализации лиц, потребляющих наркотики в немедицинских целях, по итогам ежегодного конкурсного отбора. ФСКН России также разработан проект федерального закона, законодательно закрепляющий понятийный аппарат в сфере реабилитации и ресоциализации наркопотребителей, определяющий цели, принципы и состав системы реабилитации, требования к организациям, реализующим мероприятия в рамках социальной реабилитации и ресоциализации наркопотребителей, их права и обязанности, права и обязанности наркопотребителей, проходящих комплексную реабилитацию и ресоциализацию, порядок координации деятельности в данной сфере. В целях обеспечения формирования региональных сегментов системы реабилитации в субъектах Российской Федерации организована работа с высшими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в части координации совместной деятельности по развитию системы. Кроме того, в целях координации деятельности в сфере реабилитации и ресоциализации наркопотребителей на федеральном уровне в аппарате Государственного антинаркотического комитета создано соответствующее специализированное подразделение. В целях вовлечения максимального числа наркопотребителей в формируемую систему реабилитации и ресоциализации ФСКН России большое внимание уделяется реализации созданного механизма правового побуждения к освобождению от наркозависимости в рамках административного и уголовного судопроизводства. В связи с этим важной представляется реализация инициативы ФСКН России, поддержанной Президентом Российской Федерации в ходе заседания президиума Госсовета, в отношении установления адекватного наказания за преступления, связанные с хранением наркотиков без цели сбыта (статья 228 УК России), и распространения на лиц, совершивших преступления данной категории, действия статьи 82.1 УК России (Отсрочка отбывания наказания больным наркоманией). ФСКН России продвигаются и иные инициативы, направленных на вовлечение потребителей наркотиков в программы реабилитации и ресоциализации. Так, планируется распространить действие статьи 82.1 УК России также на лиц, совершивших соответствующие преступления не только впервые, но и повторно, действие статьи 72.1 УК России (Назначение наказания лицу, признанному больным наркоманией) – на лиц, не больных наркоманией, но допускающих немедицинское потребление наркотиков. Кроме того, предполагается наделить суды правом в рамках уголовного судопроизводства возлагать на наркопотребителей, осужденных условно, обязанность пройти не только лечение от наркомании, но и профилактические мероприятия, медицинскую и социальную реабилитацию. Таким образом, за счет консолидации усилий правоохранительных органов и институтов гражданского общества достигнуто снижение в Российской Федерации напряженности ситуации в сфере немедицинского наркопотребления и незаконного оборота наркотиков. Вместе с тем сохраняющийся высокий уровень наркотизации населения страны продолжает представлять серьезную угрозу национальной безопасности России, что диктует необходимость дальнейшего развития антинаркотической системы и совершенствования методов противодействия незаконному обороту наркотиков[12]. Однако принятыми мерами переломить неблагоприятное развитие наркотической ситуации в России пока не удалось. Перед правоохранительными органами России стоит задача максимально использовать все средства для профилактики, предотвращения и пресечения преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков. Систематизация и анализ научных теоретических и эмпирических данных, позволяет выделить основные тенденции наркотической угрозы. К ним относятся: - прогрессирующая наркотизация населения; - динамичные количественные и качественные изменения в структуре потребления наркотиков; - систематический, крупномасштабный ввоз наркотиков из других государств; - расширение подпольного производства наркотиков, особенно синтетических; - повышение степени общественной опасности преступлений, связанных с наркотическими средствами; - монополизация рынков сбыта наркотиков организованными преступными группами; - легализация денежных средств, полученных в результате наркобизнеса; - увеличение латентности преступлений, связанных с наркотиками. В заключение параграфа, необходимо сделать вывод о том, что более половины всех наркотиков, находящихся в незаконном обороте России, имеют зарубежное происхождение, ввозятся контрабандным путем (а в крупных городах и промышленных центрах России их доля достигает 80-90%). Поставки осуществляются из Центральной и Юго-Восточной Азии (крупные партии опия и героина), с территории Китая и Северной Кореи (эфедроносодержащие препараты), из Западной Европы (ввозятся синтетические наркотики), из Латинской Америки (кокаин). Внутри страны распространение наркотиков осуществляется путем незаконной транспортировки из регионов-производителей наркотиков и мест их произрастания в регионы-потребители. Эти обуславливает необходимость принятия кардинальных мер органами федеральной службы безопасности, а в том числе и федеральной пограничной службы ФСБ РФ, по пресечению международного незаконного оборота наркотиков. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|