Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Терминологическая правка В.Данченко 24 страница




 

В наше время вечной спешки приязнь чтится, скорее, как след ушедших дней, когда у людей было время на дружбу. Мы считаем себя настолько перегруженными, отправляясь с работы на совещания, затем на поздний ужин, потом спать, а на следующее утро опять все сначала, что вклад приязни в наши жизни оказывается потерян. Или же мы ошибочно связываем ее с гомосексуальностью; американские мужчины особенно боятся мужской дружбы, боятся, чтобы в ней не оказалось какого-то следа гомосексуальности. Но, по меньшей мере, мы должны помнить о важности приязни, способствующей нам в процессе самоопределения и в начале развития личности. Приязнь - филия, в свою очередь, предполагает агапэ. Мы определили агапэ как высокую оценку другого, как заботу о благополучии другого без всякой выгоды для себя; как бескорыстную любовь, подобную любви Бога к человеку. Милость, как это слово переводится в Новом Завете, является неполноценным толкованием, но оно действительно содержит в себе элемент бескорыстной отдачи. Это аналогично - хотя и не тождественно - биологическому аспекту природы, который благодаря внутреннему механизму заставляет мать-кошку защищать своих котят даже перед угрозой смерти, а человеческое существо любить своего ребенка, невзирая на то, что этот ребенок может причинить ему. Агапэ всегда несет в себе риск покровительственного отношения. Но это риск, который необходимо и можно принять. Мы сознаем, что не существует чисто бескорыстных человеческих мотиваций, что мотивации каждого, в лучшем случае, являются смешением этих различных видов любви. Так же, как я бы не хотел, чтобы кто-то "любил" меня чисто бесплотно, не обращая внимания на мое тело и безотносительно того, мужчина я или женщина; точно так же я не хотел бы, чтобы меня любили только за мое тело. Ребенок чувствует ложь, когда ему говорят, что взрослые делают что-то "только для его пользы", и каждому не нравится, когда ему говорят, что его любят только "духовно".

Однако каждый вид любви предполагает заботу - именно это доказывает, что что-то действительно имеет смысл. В нормальных человеческих взаимоотношениях каждый тип любви несет в себе элемент трех других, каким бы неясным он ни был.

Любовь, воля и формы общности

Любовь и воля занимают свое место в рамках форм общности Это мифы и символы, жизненные в данный период. Они являются каналами, по которым передаются жизненные силы общества Творчество есть результат борьбы между жизненной силой и формой. Как известно каждому, кто пытался написать сонет или дать оценку написанному другими, в идеале форма не обедняет творчество, но может обогащать его. И современный бунт против формы доказывает только обратное: в наш переходный век мы ищем, изучаем, исследуем происходящее вокруг, пытаемся определить новые формы для того, что удается обнаружить в эксперименте. Простой иллюстрацией является рассказ Дюка Эллингтона о том, как он пишет музыку. Он говорит, что должен помнить, что его трубач неуверенно берет самые высокие ноты, тогда как его тромбонисту они удаются очень хорошо и, сочиняя в пределах этих ограничений, он отмечает: "Хорошо иметь границы". И не только в отношении либидо и эроса, но также и в отношении других форм любви, с одной стороны, полное удовлетворение означает смерть человеческого существа; с другой стороны, со смертью влюбленных любовь уходит. Таков характер творчества - ему необходима форма для своей созидательной силы, таким образом, ограничение выполняет положительную функцию.

Эти формы общности создают и представляют нам в первую очередь художники. Именно художники учат нас видеть, прокладывают дорогу для расширения нашего сознания; они указывают путь к новым, отвечающим современности измерениям восприятия, в которых мы нуждаемся в данный момент. Вот почему, когда мы воспринимаем произведение искусства, у нас возникает внезапная вспышка самоосознания. Джотто, предтеча замечательной эпохи рождения самосознания, известной как Ренессанс, увидел природу в новой перспективе и впервые изобразил скалы и деревья в трехмерном пространстве. Это пространство существовало все время, но его не замечали из-за поглощенности человека средневековья своим отношением к вечности, имевшим лишь вертикальное измерение, что отражалось в двухмерности мозаик. Джотто расширил пределы человеческого сознания, потому что его перспектива требовала, чтобы индивидуальный человек стоял в определенной точке, для того чтобы видеть эту перспективу. Теперь был важен сам индивид; критерием была уже не вечность, а собственное переживание индивида и его способность видеть. Искусство Джотто явилось предвестием индивидуализма Ренессанса, которому суждено было вступить в пору расцвета сто лет спустя.

Новая картина пространства, рисуемая Джотто, явилась существенно важной с точки зрения новых географических открытий Магеллана и Колумба, которые изменили отношение человека к своему миру, и астрономических открытий Галилея и Коперника, которые изменили отношение человека к небу. Эти новые пространственные открытия привели к радикальному перевороту в представлении человека о самом себе. Наш век не первый столкнулся с одиночеством, порожденным открытием новых измерений пространства и требующим нового расширения границ человеческого разума. Психологический сдвиг и духовное одиночество этого периода выражены в поэзии Джона Донна:

И люди открыто признают, что этот мир исчерпан,

Когда в Планетах и на Небосводе

Они непрестанно обнаруживают что-то новое;

... "Все вдребезги разбито, распалась связь;

Все применительно, все относительно;

Принц, Отец и Сын - все забыто,

Ибо каждый человек в одиночестве, ему остается лишь

Стать Фениксом..."7

Одиночество нашло выражение и в философии Лейбница - в его доктрине изолированных монад "без окон и дверей", через которые одна могла бы сообщаться с другой. То же касается и Паскаля:

"Узрев слепоту и мизерность человека, увидев, что вселенная безмолвствует, а человек пребывает во тьме, предоставленный самому себе, словно заблудившийся в этом уголке вселенной, не ведая ничего, - ни кто поместил его туда, ни зачем он там, ни что ожидает его после смерти, - я испытал страх, как человек, которого, пока он спал, перенесли на пустынный остров и который проснется, не зная, где он и безо всякой надежды покинуть этот остров".8

И точно так же, как эти люди смогли найти новые плоскости сознания, которые до некоторой степени заполнили пустоту новых измерений пространства, так и в наши дни необходим подобный сдвиг.

Сезанн в начале нашего столетия увидел и изобразил пространство по-новому, теперь уже не в перспективе, а в спонтанной целостности, в непосредственном понимании формы пространства. Он изобразил скорее сущность пространства, а не его измерения. Глядя на камни, деревья и горы на его полотнах, мы обнаруживаем, что вовсе не думаем: "Эта гора расположена за тем деревом"; нас охватывает непосредственно целое, мистическое в том смысле, что оно охватывает близкое и далекое, прошлое и настоящее, сознательное и бессознательное в одной непосредственной целостности нашего взаимоотношения с миром. Действительно, недавно, глядя в Лондоне на одну из написанных маслом картин Сезанна, Озеро д'Анннеси (которой я никогда прежде не видел), я с удивлением заметил, что он фактически накладывает мазки горы на дерево, в полном противоречии тому реальному факту, что гора, когда он смотрел на нее, располагалась в двадцати милях от дерева. У Сезанна формы предстают перед нами не как обособленные предметы, собранные вместе, а как единое присутствие, овладевающее нами. То же самое верно и в отношении портретов Сезанна - человек представляется нам не как лицо, имеющее лоб, уши и нос, а как присутствие. Выразительность этого присутствия превосходит наше наивное раболепие перед буквальностью и раскрывает нам большую истину о человека, чем весь реализм. Здесь важно то, что требуется наше участие в самой картине, для того чтобы она заговорила с нами.

У Сезанна мы открываем этот новый мир пространств, камней, деревьев и лиц. Он говорит нам, что старый мир механики ушел, и мы должны увидеть новый пространственный мир и жить в нем. Это очевидно, даже в его, казалось бы, банальных яблоках и персиках на столе. Но особенно выразительно и ясно это предстает в его картинах деревьев. В свои студенческие годы я обычно шел на занятия по территории колледжа под высокими вязами, восхищаясь их величием. Сегодня я направляюсь к своему офису под вязами на Риверсайд Драйв. За время, что прошло между этими двумя событиями, я увидел и научился любить картины вязов Сезанна в их архитектурном величии, и то, что я сейчас каждое утро вижу, - или, вернее, переживаю, - совершенно отлично от того, что я чувствовал в колледже. Теперь деревья являются для меня частью музыкального движения форм, которое не имеет никакого отношения к буквальным размерам деревьев. Белые треугольники неба так же важны, как и ветви деревьев, создающие их форму; зримая сила, витающая в воздухе, не имеет никакого отношения к размерам деревьев, но заключена в линиях, прочерченных ветвями по серо-голубой воде Гудзона.

Новый мир, который открывает Сезанн, выходит за рамки причины и следствия. Здесь нет линейной взаимосвязи в смысле "А" дает "В", а "В" дает "С"; все грани форм рождаются в нашем видении одновременно - или вообще не рождаются. Это демонстрирует ту новую форму, которую в наше время принимает воля. Картина мистична, а не буквальна или реалистична: она вмещает все категории времени - прошлое, настоящее и будущее - сознательное и бессознательное. И что самое главное, я не могу даже просто видеть картину, оставаясь вне ее; она заговаривает, только если я участвую в ней. Я могу увидеть Сезанна, не рассматривая его скалы как точное их изображение, а только глядя на эти скалы как на сочетание форм, которые говорят со мной через мое собственное тело, мои чувства и мое восприятие моего мира. Это мир, в который я должен вжиться. Я должен отдаться ему во вселенной первичных форм, лежащих в основании собственной жизни. Эти картины бросают вызов моему сознанию.

Но как я могу знать, что снова найду себя, если позволю себе взлететь на орбиту новых форм и пространств Сезанна? Этот вопрос объясняет значительную часть того яростного, иррационального и неистового сопротивления, которое многие люди чувствуют по отношению к современному искусству; оно действительно разрушает их старый мир и поэтому ненавистно. Они никогда уже не смогут снова увидеть мир по-старому, никогда не смогут по-старому ощутить жизнь; после того, как старое сознание раскалывается, нет никакого шанса восстановить его снова. Хотя Сезанну, как буржуа, должны быть ближе, упрочившиеся формы, гарантирующие чувство безопасности в жизни, это не должно нас вводить в заблуждение, мешая сознавать, что язык в его картинах совершенно иной. Это тот уровень сознания, который привел Ван Гога к психозу несколькими годами ранее и с которым большой ценой боролся Ницше.

Работы Сезанна представляют собой противоположность принципа "разделяй и властвуй", который характеризовал отношение человека к природе, начиная с Бэкона, и привел нас на грань катастрофы. У Сезанна есть высказывание, что мы можем и должны волеть и любить мир как непосредственную, спонтанную целостность. Сезанн и его единомышленники используют новый мифо-символический язык, который был более адекватен любви и воли в тех условиях, которые нас еще ожидали.

Это страстное стремление художника, какого бы то ни было направления или цеховой принадлежности, "сообщить" нам то, что он воспринимает как бессознательный и сознаваемый смысл своего отношения к творимому им миру. "Сообщение" как передача смысла предполагает "сообщество" и это в свою очередь открывает пути через общение к переживанию общности с нашими собратьями.

Мы любим и волеем мир как непосредственную, спонтанную целостность. Мы волеем мир, творим его своим решением, своим выбором; мы любим его, привносим в него чувство, энергию, силу любить и изменять нас, в то время как мы формируем и изменяем его. Вот что означает всю полноту связи со своим миром. Я вовсе не имею в виду, что мир не существует до того, как мы начинаем любить или волеть его; человек может ответить на этот вопрос только на основании своих допущений. Я, будучи среднестатистическим человеком западной культуры, с врожденно присущим мне реализмом, склонен предполагать, что мир все же существует. Но покуда я не оказываю на него никакого влияния, он не обладает для меня реальностью, не имеет никакого отношения ко мне; я двигаюсь как во сне, вслепую, не чувствуя почвы под ногами и даже не наощупь. Человек может выбирать - отмежеваться от всего мира, как средний житель Нью-Йорка, когда он едет в метро, или же видеть его и творить его. В этом смысле мы сами придаем искусству Сезанна или Собору Парижской Богоматери силу воздействовать на нас.

Что это означает применительно к нашей личной жизни, к которой мы наконец сейчас возвращаемся? Микрокосм нашего сознания предполагает знание макрокосма вселенной. В том, что человек способен сознавать себя и свой мир, заключена исполненная благоговения радость, благословение и проклятие человека.

Ибо сознание неожиданно обнаруживает удивительный смысл в наших, иначе абсурдных, действиях. Эрос, всецело проникая нас собой, манит нас своей силой, обещанием того, что эта сила может стать нашей. А демоническое, - его зачастую душераздирающий голос, который одновременно является выражением нашей творческой силы, - зовет нас к жизни, если мы не убиваем эти демонические переживания, а принимаем их, признавая ценность того, что есть мы и что есть жизнь. Интенциональность, сама обусловленная углубленным самоосознанием, является средством сообщения нашим действиям неожиданно выявленных сознанием смыслов.

Мы стоим на вершине сознания всех предшествующих веков, и их мудрость доступна нам. История - эта избирательная сокровищница прошлого, которую каждый век завещает последующему - сформировала нас таким образом, что мы, пребывая в настоящем, можем глядеть в будущее. Однако, наши интуиции, новые формы, теснящиеся у самых границ нашего разума, всегда уводят нас в девственную страну, где мы, хотим мы того или нет, вступаем на чужую и зыбкую почву. Единственный выход - впереди, и выбор наш состоит в том, чтобы либо отступить, либо утвердиться на этой новой земле.

Ибо в каждом акте любви и воли - а в конечном итоге и то, и другое присутствует в каждом подлинном действии - мы одновременно формируем и самих себя и наш мир. Вот что значит зачать свое будущее.

 

Примечания

I. ВВЕДЕНИЕ: НАШ ШИЗОИДНЫЙ МИР

1. Carl Oglesby, in: A Prophetic Minority, by Jack Newfield (New York, New American Library, 1966), p.19.

2. Leslie Farber, The Ways of the Will (New York, Basic Books, 1965), p.48.

3. Anthony Storr, Human Aggression (New York, Atheneum, 1968), p.85.

4. Ibid.

5. Ibid., c.88.

6. Личная переписка.

7. Кеннет Кенистон отмечает здесь параллель, а именно: проблемы нашего времени сильнее всего мучают не глупых и слабых, а интеллигентных. "Чувство бытия, неизбежно зажатое в психосоциальные тиски, часто оказывается наиболее парализующим именно для тех мужчин и женщин, которые лучше всего понимают сложность своего общества и которые вследствие этого наиболее способны разумно планировать его будущее". The Uncommitted: Alienated Youth in American Society (New York, Harcourt, Brace & World, 1960).

8. Sir Herbert Read, Icon and Idea: The Function of Art in the Development of Human Consciousness (Cambridge, Mass., Harvard University Press, 1955).

9. Maurice Merleau-Ponty, Sense and Non-Sense (Evanston, III., Northwestern University Press, 1964), p.21.

10. Ibid.

11. См.: Эсхил, "Агамемнон", в: Античность и современность сквозь призму мифа об Атридах (Москва, Школа-Пресс, 1996), сс.55-112.

12. Там же.

13. Тот факт, что порнография и другие аспекты сексуальности присутствовали также и в викторианский период, как показал Стивен Маркус в книге Другие викторианцы (1964), не опровергает мой тезис. В таком расслоенном обществе всегда будет подавление, которое будет тайно выходить наружу пропорционально блокированию насущных влечений.

14. См.: Rollo May, The Meaning of Anxiety (New York, Ronald Press, 1950).

15. Ibid., pp.6-7.

16. Драмой, наиболее ясно возвестившей о кончине ценностей в духе Горацио Альгера (работа + успех), на которых большинство из нас основывали свое чувство собственной индивидуальности и значимости, явилась Смерть коммивояжера, опубликованная Артуром Миллером в 1949 г. По словам Миллера, основной проблемой Уилли Ломана было то, что "он никогда не знал, кто он такой".

17. J.H.van den Berg, "The Changing Nature of Man", int. to A Historical Psychology (New York, W.W.Norton & Co., 1961).

18. См.: David Shapiro, Neurotic Styles (New York, Basic Books, 1965), p.23.

19. P.H.Johnson, On Iniquity: Reflections Arising out of the Moors Murder Trial (New York, Scribners).

20. Rollo May, Man's Search for Himself (New York, W.W.Norton & Co., 1953), p.14. Проблему, которая, как представлялось мне, проявляется в новой, уникальной форме, я вначале назвал "пустотой" пациента. Это выражение было выбрано не совсем удачно. Я подразумевал под этим состояние, близкое к апатии.

21. Ibid., p. 24.

22. Ibid.

23. Ibid., p. 24-25.

24. Ibid., p. 25.

25. The New York Times, March 27, 1964.

26. Ibid., April 16, 1964.

27. Ibid., May 6, 1964.

28. Кенистон, говоря об этом беззаконии (The Uncommitted), пишет: "Наш век мало вдохновляет на энтузиазм. Индустриальному Западу, а теперь все больше и странам третьего мира не хватает пыла; вместо этого люди говорят о растущей пропасти, отделяющей их друг от друга, от социальных устоев, от их работы и развлечений, от ценностей и героев, которые в, возможно романтизируемом, прошлом, казалось, вносили порядок, смысл и согласие в их жизни".

29. James H.Billington, "The Humanistic Heartbeat Has Failed", Life Magazine, p.32.

30. Ibid.

31. Ibid.

32. "Общественная апатия, - говорит доктор Карл Меннингер, - сама по себе является проявлением агрессии". Из выступления на конференции Медицинской коррекционной ассоциации по проблемам насилия - The New York Times, April 12, 1964.

33. Потребность нашего общества в общении и протест против запретов на него демонстрируется распространением всевозможной терапии общения, начиная с методик Эзалена и до групповой терапии в соседней комнате. Они верно отражают потребность, но заблуждаются в своей антиинтеллектуальной предвзятости, преследуя грандиозные цели, когда по существу речь идет о корректирующих мерах. Их ошибкой является также неспособность видеть, что это одна из граней общества в целом, которое требует изменения, и изменения на более глубоком уровне, затрагивая всего человека.

34. Harry Stack Sullivan, The Psychiatric Interview (New York, W.W.Norton & Co., 1954), p.184.

35. Bruno Bettelheim, The Informed Heart (Glencoe, III., The Free Press, 1960), pp.20-21.

36. Arthur J.Brodbeck, "Placing Aesthetic Developments in Social Context: A Program of Value Analysis", Journal of Social Issues, January, 1964, p. 17.

II. ПАРАДОКСЫ ЛЮБВИ И СЕКСА

1. William James, Principles of Psychology (New York, Dover Publications, 1950; первое издание Henry Holt, 1890), II, p.439.

2. Atlas, November, 1965, р.302. Перепечатано из: The Times Literary Supplement, London.

3. Ibid.

4. Howard Taubman, "Is Sex Kaput?", The New York Times, sect.2, January 17, 1965.

5. Leon Edel, "Sex and Novel", The New York Times, sect.7, pt.1, November 1, 1964.

6. Ibid.

7. См.: Taubman.

8. John L.Schimel, "Ideology and Sexual Practices", Sexual Behavior and the Law, ed. Ralph Slovenko (Springfield, III., Charles C. Thomas, 1965), pp.195, 197.

9. Иногда пациентка, описывая, как мужчина пытался соблазнить ее, рассказывает, что как часть своего плана совращения он упоминал о том, каким великолепным любовником является, и обещал совершить акт в высшей степени удовлетворяющим ее образом. (Вообразите моцартовского Дон Жуана выдвигающим такой довод!) Отдавая должное элементарной человеческой природе, я должен добавить, что, насколько я помню, женщины рассказывали, что это "предварительное афиширование" не прибавляло совратителю шансов на успех.

10. То, что истинные пуритане XVI и XVII столетий совершенно отличались от нынешних представителей вырожденной формы пуританства, можно видеть из ряда источников. Рональд Бейнтон в главе "Пуританство и современный период" своей книги о христианском понимании секса, любви и брака (What Christianity Says About Sex, Love and Marriage, New York, Reflection Books, Association Press, 1957) пишет: "Идеал пуритан в том, что касается отношений между мужем и женой, резюмировался словами нежная почтительность". Он цитирует Томаса Хукера: "Мужчина, чье сердце отдано любимой им женщине, видит ее во сне, она стоит у него перед глазами и занимает его мысли, когда он просыпается; он думает о ней, когда сидит за столом; не расстается с ней, когда путешествует; и продолжает разговор с ней, где бы он ни был". Рональд Фрай в своей глубокомысленной статье ("The Teachings of Classical Puritanism on Conjugal Love", Studies from the Renaissance, II, 1955) представляет убедительное доказательство того, что классическое пуританство проповедовало взгляд на половую жизнь в браке как на "Венец всего нашего блаженства", "Основанную на Разуме, Верную, Честную и Чистую". Он считает, что "остается фактом, что воспитание в Англии более либерального взгляда на супружескую любовь в XVI и начале XVII столетий в значительной мере было делом той части английского протестантизма, которая называется пуританством". Пуритане выступали против похоти и действий, побуждаемых физическим влечением вне брака, но они также сильно верили в половую сторону брака и считали долгом всех людей поддерживать ее активной в течение всей жизни. И лишь с последующей путаницей понятий им стали приписывать аскетизм и воздержание в браке. Фрай говорит: "Много читая пуританских и других протестантских авторов XVI и начала XVII столетия, я не нашел ничего, кроме противостояния этому типу аскетического совершенства".

Стоит лишь внимательно взглянуть на церкви Новой Англии, построенные пуританами, в целом на наследие пуритан, чтобы увидеть ту большую изысканность и величие формы, которые, несомненно, говорят о страстном отношении к жизни. Они обладали величием контролируемой страсти, которое делало возможной действительную жизнь в страсти, в противоположность нашей нынешней манере высказывания и распыления всякой страсти. Вырождение пуританства в наши современные светские позиции было вызвано слиянием трех направлений: индустриального духа, викторианских эмоциональных разграничений и секуляризации всех религиозных устоев. Первое привнесло сюда специфическую механическую модель; второе - эмоциональную неискренность, что так хорошо проанализировал Фрейд, третье нивелировало глубину религиозного измерения и перевело проблемы "поведения" человека в таких вопросах, как курение, употребление алкоголя и секс, в поверхностные формы, которые мы критиковали выше. (Для ознакомления с восхитительной любовной перепиской того периода между мужем и женой смотрите двухтомную биографию Джона Адамса (автор Пейдж Смит). Смотрите также работы о пуританах Перри Миллера.)

11. Эта формулировка первоначально была предложена мне доктором Людвигом Лефебром.

12. Atlas, November 1965, p.302.

13. Philip Rieff, Freud: The Mind of the Moralist (New York, Viking Press, 1959), цит. в: James A.Knight "Calvinism and Psychoanalysis: A Comparative Study", Pastoral Psychology, December, 1963, p.10.

14. Knight, p.11.

15. См.: Marcus, The Other Victorians, pp.146-147. Далее в письме Фрейда говорится: "Весь наш образ жизни предполагает, что мы защищены от крайней бедности и что существует возможность того, что мы все больше и больше сможем освобождаться от социальных невзгод. Бедные люди, массы, не могут выжить без своей толстокожести и своего беспечного образа жизни. Почему они должны пренебрегать удовольствиями данного момента, если никакие иные удовольствия их не ждут? Бедные слишком беспомощны, слишком беззащитны, чтобы вести себя так, как мы. Когда я вижу людей, доставляющих себе удовольствие безо всякого чувства умеренности, то неизменно думаю, что в этом заключается их компенсация за то, что они представляют собой беспомощную мишень всех налогов, эпидемий, болезней и зла социальных институтов".

16. См. доклад Пауля Тиллиха "Психоанализ и Экзистенциализм", представленный на конференции Американской ассоциации экзистенциальной психологии и психиатрии (февраль 1962 г.).

17. Schimel, p.198.

18. См.: Leopold Caligor, Rollo May, in: Dreams and Symbols (New York, Basic Books, 1968), p.108. Мы полагаем, что современные пациенты в целом представляются озабоченными в своих сновидениях головой и гениталиями и оставляют в стороне сердце.

19. Playboy, April, 1957.

20. Статьи, написанные выдающимися людьми, могут быть предвзятыми, как это было с известным интервью Тимоти Лири, которое так широкого использовал Playboy в своей рекламе, утверждая, что ЛСД делает возможным для женщины "сотню оргазмов" и что "ощущение от приема ЛСД будет на самом деле неполным в отсутствие окончательного слияния". В действительности по внешним проявлениям ЛСД временно "выключает" половые функции. Это интервью вызвало возражение со стороны писателя, специалиста как по ЛСД, так и в области секса, доктора Э.Л.Мастерса, который писал: "Такие заявления о действии ЛСД не только ложны, но и опасны... В том, что случайные, редкие случаи могут подтверждать некоторые из его заявлений, я не сомневаюсь; но он утверждает, что дает описание правила, а не исключения, а это совершенно неверно".

21. "Playboy's Doctrine of the Male", in: Christianity and Crisis, XXI/6, April 17, 1961.

22. Дискуссия на симпозиуме по сексу, Мичиганский Государственный университет, февраль 1969 г.

23. См. сн.22.

24. Gerald Sykes, The Cool Millennium (New York, 1967)

25. В отчете об обследовании студентов трех колледжей Нью-Йорка/Нью Джерси, проведенном доктором Сильвией Герц, председателем Совета по проблемам наркомании графства Эссекс, представленном в Нью-Йорк Таймс 26 ноября 1967 г., говорится: "Употребление наркотиков стало настолько распространенным, что сместило секс на второе место".

Вместе с тем как секс начал терять свою силу в качестве арены для доказательства индивидуальности человека через протест и слился с употреблением наркотиков как с новым рубежом, и то и другое стало ассоциироваться с пристрастием к актам насилия. То там, то здесь появляются попытки использовать секс как орудие протеста против общества. Когда я делал доклад в одном из колледжей Калифорнии, мой шофер-студент по дороге в колледж рассказал мне, что у них существует общество, посвятившее себя, как указывает его название, "Сексу без границ". Я заметил, что не видел, чтобы кто-то в Калифорнии пытался ограничить секс, чем же тогда занимается это общество? Он ответил, что на прошлой неделе его члены (которых оказалось шесть или семь студентов) в полдень разделись и обнаженными прыгнули в бассейн с золотыми рыбками, расположенный в центре территории колледжа. Прибыла полиция и забрала их в участок. Я ответил, что если кто-то хочет оказаться под арестом, то проделанное - хороший способ добиться этого, но я не вижу в этом абсолютно никакой связи с сексом.

26. Marshall McLuhan, George G.Leonard, "The Future of Sex", Look Magazine, July 25, 1967, p.58. Эта статья выделяет важный момент в отношении опросов о сексе: "Когда интервьюирующие "доказывают", что никакой сексуальной революции среди молодежи не наблюдается, опираясь на то, что никакого значительного увеличения частоты половых сношений не наблюдается, они совершенно не улавливают сути. На самом деле, частота половых сношений в будущем может снизиться в связи с реальной революцией в отношении к сексу, в чувствах, связанных с ним, и в использовании его, особенно же в понимании ролей мужчины и женщины".

27. Не будучи антропологом, я проконсультировался по этому вопросу с Эшли Монтегью.

28. McLuhan and Leonard, p.58. Курсив авторов.

29. Eleanor Garth, "The A Sexual Society", Center Diary, publ. by Center for the Study of Democratic Institutions 15, November-December 1966, p.43.

30. Ibid.

31. Ibid.

III. ЭРОС В ПРОТИВОБОРСТВЕ С СЕКСОМ

1. U.S. Departament of Health Statistics Medical World News, March, 1967, pp.64-68. Эти отчеты также говорят нам, что распространенность венерических заболеваний среди подростков также увеличивается на 4% в год. Это увеличение может быть обусловлено факторами, отличными от причин внебрачной беременности, но оно подтверждает мой общий тезис. Что касается роста заболеваемости в пятнадцать раз по сравнению с тем, что было десять лет назад, то эти данные взяты из: Report of Teamsters Joint Council 16, The New York Times, July 1, 1968.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных