Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Терминологическая правка В.Данченко 25 страница




2. Kenneth Clark, Dark Ghetto: A Study in the Effect of Powerlessness (New York, Harper and Row, 1965). Это выдержка из разделов книги, цит. в: Psychology Today, I/5, September, 1967, p.38.

3. To же самое верно в отношении индейцев Южной Америки, у которых символ способности к порождению детей настолько важен, что он сводит на нет все усилия просвещенных медсестер и докторов ввести контроль над рождаемостью. Женщина с готовностью признает, что не хочет больше иметь детей, но "муж" - обычно по неписанному закону - считает это унижающим его "мужское достоинство"; если он не может каждый год становиться отцом ребенка, он оставляет ее, предпочитая ей других, коль скоро не может доказать с ней свою потенцию.

4. T.S.Eliot, "The Hollow Men", Collected Poems (New York, Harcourt, Brace & Company, 1934), p. 101.

5. Самый захватывающий момент фильма Сладкая жизнь - не его сексуальные сцены, а то, что пока все были сексуально возбуждены и находились во власти эмоций, никто не слышал никого другого. Начиная с первой сцены, когда шум вертолета заглушает крики мужчин, адресованные женщинам, и до последней сцены, в которой герой силится услышать девушку, находящуюся на другом берегу реки, но не может это сделать из-за шума волн океана, никто не слышит другого. Как раз в тот момент, когда в замке мужчина и женщина собираются объявить друг другу о своей настоящей любви, разговаривая между собой через эхо, она не может услышать его голос из соседней комнаты и тут же забывается в сексуальном возбуждении со случайным прохожим. Обесчеловечивающим моментом является так называемая безотносительная эмоция, секс - это самый доступный наркотик, чтобы скрыть свой ужас перед этим обесчеловечиванием.

6. Joseph Campbell, Occidental Mythology, vol.III from The Masks of God (New York, Viking Press, 1964), p.235.

7. Webster's Collegiate Dictionary (Springfield, Mass., G.&C. Merriam Company).

8. Webster's Third New International Dictionary (Springfield, Mass., G. & C.Merriam Company, 1961).

9. На тот довод, что в действительности Платон говорил о педерастии, любви мужчин к мальчикам, и что греки ценили гомосексуальность выше гетеросексуальности, я отвечаю, что эрос имеет одни и те же особенности независимо от формы любви, о которой вы говорите. Я не считаю, что это каким-то образом умаляет понимание любви Платоном. Кроме того, "существует доказательство, что Сократ не занимался педерастией, - пишет профессор Морган, - и нет никаких убедительных доказательств, что этим занимался Платон. Мне кажется, что этот вопрос интересен только для ученых, изучающих Афинскую историю культуры. Философское толкование любви Платона стоит совершенно в стороне от гомосексуальности и гетеросексуальности....Если бы Платон жил сегодня, то его язык, вероятно, отражал бы наши общественные устои, но не требовал бы никаких фундаментальных поправок в связи с этим.. В любом культурном окружении человек, который охвачен только плотскими стремлениями и удовлетворяется только плотским образом, правильно и по праву порицается как бесстыдное, глупое, легкомысленное животное; изложение любви, представленное Платоном, может сегодня занимать такое же прочное место, как и когда-либо". (Douglas N.Morgan, Love: Plato, the Bible and Freud (Englewood Cliffs, N.J., Prentice-Hall, 1964), pp.44-45).

10. W.H.Auden, ed., The Portable Greek Reader (New York, Viking Press, 1948), p.487.

11. Ibid., p.493.

12. Ibid., pp.493-494.

13. Ibid., p.495.

14. Это отвечает связующей функции эроса; по своей этимологии слово "религия" (re-ligio) означает связь.

15. Сумерки богов (Москва, Изд-во политической литературы, 1989), с.308.

16. Фрейд, конечно же, не хотел представить секс и любовь как нечто банальное. Он сам удивлялся бы, как настойчиво в нашем обществе придерживаются его акцента на сексуальности как основе жизни, вплоть до reductio ad absurdum Он бы пришел в ужас от Кинси и Мастерса, которые определяли секс таким образом, что утрачивалось именно то, что Фрейд больше всего хотел сохранить - интенциональность половой любви и ее широкий смысл в психологическом созвездии человеческих переживаний. Неважно как часто Фрейд изъяснялся в таких физиологических понятиях, как "наполнение и опорожнение семенных пузырьков", в его взгляде на секс всегда присутствовало чувство mystehum tremendum, в духе Шопенгауэровского: "половая страсть - это ядро воли к жизни".

17. Morgan, p.136.

18. Ibid., p139.

19. Sigmund Freud, "On the Universal Tendency to Debasement in the Sphere of Love" (1912), Standard Edition of The Complete Psychological Works of Sigmund Freud, trans, and ed. James Strachey (London, Hogarth Press, 1961), XI, pp.187-188.

20. Зигмунд Фрейд, "По ту сторону принципа удовольствия" в Психология бессознательного (Москва, Просвещение, 1980), сс.382-424.

21. Там же, с.35. Фрейд сам выделил эти предложения курсивом.

22. Там же, с.38.

23. Здесь в наши намерения не входит обсуждение достоинств этой теории инстинкта смерти, которую так яростно критиковали и отвергали как фрейдисты, так и Хорни и другие последователи культурологической школы. Я могу только повторить то, что уже говорил прежде: хотя эта теория биологически может не иметь смысла или идти вразрез с буквальным определением "инстинкта", она имеет большое значение как миф, выражающий трагический характер человеческой жизни. Здесь голос Фрейда звучит в великой традиции Экклезиаста, Ницше, Шопенгауэра и всех тех мыслителей, которые веками были движимы глубоким уважением к неумолимости Апапке, или Неизбежности в природе.

24. Morgan, p. 144.

25. Зигмунд Фрейд, "Я и Оно", в: Психология бессознательного, сс.425-439.

26. Там же.

27. Там же. (Между прочим, именно здесь Фрейд упоминает тот факт, что трутень и богомол умирают после совокупления, и использует его в качестве иллюстрации смерти после удовлетворения.)

28. Например: Ernest Jones, The Life and Work of Sigmund Freud. (New York, Basic Books, 1957), III, p.276: "Цель заключалась в установлении взаимосвязи между принципом стабильности Фехнера, который Фрейд отождествлял со своим принципом нирваны, и, в конечном итоге, с инстинктом смерти и вторым законом термодинамики. Этот злополучный закон, пугало всех оптимистов, строго говоря, может быть выражен только на языке математики, как, например, количество тепла, поделенное на температуру; закон энтропии гласит, что в замкнутой системе эта величина со временем увеличивается. Однако это верно только для гипотетически закрытой системы, которая никогда не встречается в природе, а тем более в живых существах, как утверждал выдающийся физик Шредингер; получая энергию извне, они фактически приобретают отрицательную энтропию".

29. Morgan, p. 173.

30. Ibid.

31. Ibid., p. 165.

32. Ibid.

33. Ibid., p. 164.

34. Ibid., p. 165.

35. Ibid.

36. Профессор Морган, выражает удивление по поводу того, что Фрейд, так хорошо зная классику, сделал такую странную ошибку. Достаточно отметить лишь очевидное: что в любом обществе настолько велика склонность видеть реальность сквозь очки наших предубеждений, что мы, как правило, интерпретируем прошлое с точки зрения наших пристрастий, к каковым в культуре XIX века, во времена Фрейда, относилась физика Гельмгольца."В своей работе Три очерка по теории сексуальности Фрейд совершает еще одну удивительную ошибку, демонстрируя чудовищно неправильное понимание любви в Афинах: "Самое поразительное различие между эротической любовью античности и нашей собственной, несомненно, заключается в том факте, что древние ставили акцент на самом инстинкте, тогда как мы подчёркиваем его объект. Древние прославляли инстинкт и были готовы ради него почитать даже низший объект; в то время как мы презираем саму по себе инстинктивную активность и находим для нее оправдание только в достоинствах объекта". Если под "древними" мы должны понимать Платона, то трудно понять такое странное, извращенное толкование Фрейда. Для Платона динамизм любви черпает всю свою ценность из ее конечного объекта; "низшие объекты" почитались не в силу любви к ним, а, скорее, потому что они в своей ограниченности раскрывали истинный, в конечном счете, объект любви. И здесь, по-видимому, Фрейд так же ошибается в отношении психоанализа, как и в отношении Платона!"

37. Абрахам Маслоу прекрасно обосновывает это положение в своих работах.

38. Paul Tillich, Love, Power and Justice (New York, Oxford University Press, 1954), p.22.

39. Helene A.Guerber, Myth of Greece and Rome (London, British Book Centre, 1907), p.86.

40. "Eros", Encyclopaedia Britannica, vol.VIII (1947), p.695.

41. См.: Vance Packard, The Sexual Wilderness: The Contemporary Upheaval in Male-Female Relationships (New York, David McKay Company, 1968), in: The New York Times Book Review, October, 13, 1968: "Пакард цитирует здесь обширную, хотя и почти забытую работу Дж.Д.Анвина Секс и культура (1934), посвященную исследованию 80 примитивных обществ, а также ряда исторически развитых культур. Анвин пытался определить связь между половой терпимостью различных обществ и их энергией к цивилизованному развитию. Он делает вывод, что "степень культурного подъема примитивных обществ вплотную связана со степенью ограничений, которые они накладывали на внебрачные половые отношения". Почти все изученные Анвином цивилизованные общества - вавилоняне, афиняне, римляне, англо-саксы и англичане - начинали свое историческое развитие в "состоянии абсолютной моногамии". Единственным исключением явились марокканцы, где полигамия поддерживалась особым религиозным предписанием. "Любое человеческое общество, - пишет Анвин, - свободно выбирать: либо проявлять большую энергию, либо наслаждаться сексуальной свободой; существуют свидетельства, что оно не может делать и то и другое дольше, чем на протяжении жизни одного поколения". Пакард отмечает, что это различным образом подтверждается другими историками, такими как: Карл Циммерман, Арнольд Д.Тойнби, Чарльз Уинник и Питирим А.Сорокин".

42. См.: Denis de Rougement, The Myths of Love (New York, Pantheon Books, 1963).

IV. ЛЮБОВЬ И СМЕРТЬ

1. Campbell, III, p.67.

2. Гесиод, Теогония, 120-122.

3. Там же.

4. Действие любви можно сравнить с эффектом наркотика ЛСД. И то и другое рушит стены привычного мира и разрушает нашу защиту, оставляя нас обнаженными и уязвимыми. Приняв ЛСД, можно ощутить благоговение и рвение, но это может быть паранойя и полная дезинтеграция без какого бы то ни было наслаждения. Параллель этому наблюдается и в любви. Ревность, зависть, подозрение, ярость и даже ненависть могут быть намного сильнее, будучи спровоцированы любовью. Многие пары остаются вместе, казалось бы, движимые скорее ненавистью, чем любовью. Как и в пьесе Эдварда Олби Кто боится Вирджинии Вульф?, иногда бывает очень трудно сказать то ли ненависть маскирует любовь, то ли наоборот.

5. См.: Зигмунд Фрейд, "Я и Оно".

6. Campbell, III, p.235. Смотрите также трактовку Тристана и Изольды у Дени де Ружмана, Denis de Rougement, Love in the Western World (New York, Pantheon Books, 1956).

7. Ibid.

8. Ср.: Robert Litton, "On Death and Death Symbolism", Psychiatry, publ. by The William Allison White Foundation, Washington, D.C., 27, 1964, pp.191-210. Ср.: Geoffrey Gorer, "The Pornography of Death", in: The Berkley Book of Modern Writings, eds. W.Phillips and P.Rauch, 3rd ed. (New York, Berkley Publishing Corp., 1956), pp. 56-62.

9. В отношении сатиры на это см.: Aldous Huxley, After Many a Summer Dies the Swan.

10. Четкие примеры склонности всячески избегать реальности смерти представлены в поздних работах Эриха Фромма. "Горе - это грех", - пишет он, давая психологическое обоснование подавления сознавания смерти. Далее он настаивает, что человек удерживает себя от самой мысли о смерти. Я не вижу, как такое уклонение может не быть разрушительным для личности. Ср.: The Heart of Man (New York, Harper & Row, 1964).

11. Тенденция подавления смерти также имеет свою историю. После потери веры в бессмертие в XVIII и XIX столетиях мы подавили смерть нашей верой в прогресс; если мы можем победить природу, победить болезни, то почему нельзя экстраполировать успехи прогресса, хотя бы в далеком радужном будущем, и на нашу победу над смертью?

12. Tillich, р.23.

13. См.: Зигмунд Фрейд, "По ту сторону принципа удовольствия".

14. Frobenius, in: Der Kopf als Schicksal (Munich, 1924), quot. by Jung Kerenyi, Introduction to a Science of Mythology.

15. Seymour L.Halleck, "The Roots of Student Despair", THINK, publ. by IBM, XXXIII/2, March-April, 1967, p.22.

V. ЛЮБОВЬ И ДЕМОНИЧЕСКОЕ

1. См.: Платон, Апология.

2. William Butler Yeats, Mythologies (New York, Macmillan Co., 1959), p. 332.

3. См.: Иоганн Вольфганг Гете, "Из моей жизни: Поэзия и правда", в: СС в 10 т. (Москва, Худ. лит., 1976), т.З.

4. Webster's Collegiate Dictionary.

5. E.R.Dodds, The Greeks and the Irrational (Berkeley, University of California Press, 1968), p.120.

6. Henry Murray, "The Personality and Career of Satan", The Journal of Social Issues, XVIII/4, p.51.

7. Henrik Ibsen, Peer Gynt, trans. Michael Meyer (New York, Doubleday Anchor, 1963), p.xxviii.

8. William Butler Yeats, Selected Poems, ed. M.L.Rosental (New York, Macmillan Co., 1962), p.xx.

9. Yeats, Mythologies, p.332.

10. Storr, p.1.

11. Из приветственного обращения на ежегодном собрании Американской психиатрической ассоциации в 1967 г. в Атлантик Сити. См.: The American Journal of Psychiatry, 124/9, March, 1968, рр.58-64. Для тех, кто склонен придерживаться обычного уничижительного взгляда на примитивную терапию и ритуалы, заметим, что доктор Принс высоко уважал искусство местных целителей. Когда клинические средства психиатрического лечения не позволяли оказать помощь туземцу, доктор Принс направлял его к местному целителю, которому доверял. Эти целители, по-видимому, имели довольно сносное понятие о различных типах расстройств, которые мы называем шизофренией, и имели некоторое представление о том, какие из них они могут вылечить, а какие нет. Я думаю, что мы должны не оценивать терапию такого рода, сравнивая ее с нашими современными методиками или рассматривая ее просто как "примитивное" лечение в пренебрежительном смысле, а относиться к ней как к выражению архетипных способов решения человеческих проблем, которые должны быть так же адекватны условиям их племени, как наши методы адекватны нашим условиям. Эти, так сказать, ранние формы могут пролить свет на наши современные проблемы.

12. Здесь я обязан доктору Вольфгангу Цукеру за идеи, подсказанные его неопубликованной статьей: "The Demonic from Aeschylus to Tillich", Theology Today, XXV/1, April, 1969.

13.?????????????????. См.: Dodds, p. 182. Эта фраза часто неправильно переводится как "Характер человека - это его судьба". Доддс переводит здесь "daimon" ["даймон"] как "destiny" ["судьба"]. В то время как это придает иные аспекты демоническому, не следует забывать, что греческим словом является??????.

14. Эсхил, "Эвмениды",989-994, в: Античность и современность сквозь призму мифа об Атридах.

15. Dodds, p. 183. "По этому вопросу [корни человеческого поведения] первое поколение софистов, особенно Протагор, придерживались взгляда, оптимизм которого в ретроспективе кажется патетическим, но исторически понятным. "Добродетели или состоятельности (arete) можно научиться": можно критиковать традиции, модернизировать Nomos, созданный предками, и исключая из него последние следы "варварской глупости", человек может научиться новому Искусству Жить, и человеческая жизнь может быть поднята до новых, прежде невообразимых высот. Такая надежда оправданна для человека, явившегося свидетелем быстрого роста материального благополучия после персидских войн и последовавшего беспрецедентного расцвета духа, достигшего кульминации в уникальных достижениях Афин времен Перикла. Для этого поколения Золотой век не был утерянным раем смутного прошлого, как считал Гесиод; для них он лежал не позади, а впереди и к тому же не очень далеко впереди. В цивилизованном обществе, энергично провозглашал Протагор, самый худший гражданин уже более достойным человек, чем предположительно благородный дикарь. Фактически пятьдесят лет Европы лучше, чем век Китая. Но век оптимистов в истории, увы, недолог. Я думаю, если бы Теннисон испытал на себе последние пятьдесят лет Европы, то он пересмотрел бы свои приоритеты; и Протагор, прежде чем он умер, имел достаточно оснований пересмотреть свои. Вера в неизбежность прогресса просуществовала в Афинах даже меньший срок, чем в Англии".

16. Herbert Spiegelberg, ed., The Socratic Enigma (Indianapolis, Bobbs-Merill Co., 1964), p.127.

17. Ibid., pp. 127-128.

18. New English Dictionary, ed. James A.H.Murray (Oxford, 1807).

19. Zucker.

20. Ibid.

21. Иоганн Вольфганг Гете: "Из моей жизни: Поэзия и правда".

22. Там же.

23. Sigmund Freud, "Analysis of Case of Hysteria", Collected Papers (New York, Basic Books, 1959), III, pp.131-132.

24. Morgan, p. 158. Пусть те психологи и социологи, которые несколько десятилетий тому назад обычно обходили эти жесткие высказывания Фрейда, легкомысленно навешивая на них ярлык "пессимизма", теперь вспомнят, что произошло с тех пор, как он убеждал нас в трагизме жизни: Гитлер и Дахау, атомная бомба и Хиросима, а теперь перед нами зрелище самой могущественной в мире нации, завязнувшей в трясине разрушительной войны во Вьетнаме без какой-либо надежды на конструктивное решение.

Фрейд дает конкретную иллюстрацию демонического с точки зрения того, как частные аспекты личности берут верх над целым, со всеми разрушительными последствиями для нашей целостности: "Именно в садизме, где инстинкт смерти искажает эротическую цель в ее собственном смысле и в то же самое время удовлетворяет эротическое влечение, нам удалось яснее всего понять его характер и его отношение к Эросу. Но даже там, где он появляется безо всякой сексуальной цели, в самой слепой ярости разрушения, мы не можем не заметить, что удовлетворение этого инстинкта сопровождается исключительно высокой степенью нарциссического наслаждения вследствие того, что преподносит эго свершение его извечной жажды всемогущества". (Civilization and Its Discontents (1927-1931), Standard Edition (London, The Hogarth Press, 1961), XXI, p.121).

25. James, II, pp.553-554.

26. Я говорю о легких, потому что страх в приступе одиночества, по-видимому, воздействует на аппарат дыхания, и боль представляется резким сокращением легких, а не болью "в сердце", которую мы ощущаем в состоянии горя или печали. Все это имеет под собой большее основание, чем простая локализация боли, ибо страх в целом связывается с узким проходом, через который должен выйти младенец при рождении, а трудности при дыхании могут ассоциироваться с этим узким проходом, "выпрямленными воротами" (для наших целей у нас нет необходимости выяснять, действительно ли "вызваны" они этим или нет). Французский корень слова angoisse, беспокойство, буквально связан со значением прохождения через узкий проход, так же как английское слово "anguish" [страдание] (лат. angustia, узость, горе; фр. angoisser, прижиматься). См.: Rollo May, The Meaning of Anxiety).

27. О том, что мы боимся, потому что бежим, а не бежим, потому что боимся. Джемс считал, что ощущение, связанное с эмоцией, является нашим восприятием внутренних химических и мышечных изменений в теле, вызванных нашим действием, таким как бегство.

VI. ДЕМОНИЧЕСКОЕ В ДИАЛОГЕ

1. Spiegelberg, p.236.

2. Сократ скромно называл себя "повитухой", считая что его функция состоит в том, чтобы не говорить людям конечную истину, но помогать им "родить" их собственную истину при помощи наводящих вопросов. Кто знает, сколько иронии скрывалось на самом деле, за скромностью Сократа? Во всяком случае, функцию психотерапевта он описал бы, пожалуй как маевтическую.

3. Из высказывания профессора Рикера в частной беседе с автором.

4. Псалтирь, 68:29; Исход, 32:32; Откровение, 3:5.

5. От Иоанна, 8:32.

6. Webster's Collegiate Dictionary.

7. James, I, p.565. Курсив Джемса.

8. Этим наблюдением я обязан Томасу Лоусу из Колумбийского Университета,

9. Бытие, 32:29, 30.

10. The New York Times, October 10, 1967, p.42.

11. Когда происходит коронация принца или официальное возведение в сан Папы Римского, они обретают новую сущность и получают новое имя. Когда в нашем обществе женщина выходит замуж, она берет себе фамилию мужа, что символически выражает ее новую сущность.

12. Jan Frank, "Some Aspects of Lobotomy Under Analytic Scrutiny", Psychiatry, vol.13, February, 1950.

13. Эсхил, Эвмениды, 739 (Античность и современность сквозь призму мифа об Атридах, М., 1996, с.184.)

14. Там же.

VII. ВОЛЯ В УСЛОВИЯХ КРИЗИСА

1. Sigmund Freud, General Introduction to Psychoanalysis, trans. Joan Riviera (New York, Garden City Publishing Co., 1938), p.95.

2. Allan Wheelis, "Will and Psychoanalysis", Journal of the American Psychoanalytic Association, IV/2, April, 1956, p.256. Предложенное Уилисом в данной статье и в последних главах The Quest for Identity (New York, W.W.Norton & Co., 1958) решение проблемы уступает, однако, проницательности его анализа.

3. Modern Man is Obsolete [Современный человек устарел] - название книги Нормана Кузенса, написанной сразу же после взрыва первой атомной бомбы.

4. Из кинофильма Семь дней в мае.

5. Prof. L.S.Feuer, "American Philosophy Is Dead", The New York Times Magazine, April 24, 1966.

6. См.: Walter Kaufmann, Nietzsche: Philosopher, Psychologist, Antichrist (Princeton, N.J., Princeton University Press, 1950), p.75.

7. Sylvano Arieti, "Volition and Value: A Study Based on Catatonic Schizophrenia", представлена на зимнем заседании Академии Психоанализа в декабре 1960 г. и опубликована в: Comprehensive Psychiatry, II/2, April, 1961, р.77.

8. Ibid., p.78.

9. Ibid., p.79.

10. Ibid., p.80.

11. Ibid., p.81.

12. См.: Wheelis. См. также: Bruno Bettelheim, The Informed Heart.

13. См. выступление Жюля Массермана и Джадсона Мармора на Американском съезде психиатров и собрании Американской Академии Психоанализа в мае 1966 г.

14. Примечательно и вполне понятно, что вопрос силы был недавно поднят в психологии психологом-негром, который высказывается с точки зрения расовых конфликтов, где этого вопроса избежать нельзя. См.: Clark, Dark Ghetto.

15. Robert Knight, "Determinism, Freedom, and Psychotherapy", Psychiatry, 1946/9, pp.251-262.

16. См.: Зигмунд Фрейд, "Я и Оно".

17. Wheelis, р.287.

18. Vera M.Gatch and Maurice Temerlin, "The Belief in Psychic Determinism and the Behavior of the Psychotherapist" Review of Existential Psychology and Psychiatry, pp. 16-34.

19. См.: Knight.

20. Hudson Hoagland, "Science and the New Humanism", Science, 143, 1964, p.114.

VIII. ЖЕЛАНИЕ И ВОЛЯ

1. Уильям Джемс в главе, посвященной воле, в книге Принципы психологии заявляет, что проблема свободы воли неразрешима на психологическом уровне. Это метафизический вопрос, и если психолог занимает относительно свободы воли позицию детерминизма, он должен знать, что изъясняется на языке метафизики, и должен принять соответствующие меры предосторожности.

2. Wheelis, р.289.

3. Эрнест Шахтель сообщил мне, что птенцы морских чаек реагируют как на кормление на вид желтого пятнышка, нарисованного, например, на дощечке и похожего на отметину на шее матери-чайки.

4. Из неопубликованной работы Уильяма Линча, представленной в качестве доклада на Конференции по проблемам воли и ответственности (Нью-Йорк, 1964).

5. Wright Thomas and Stuart Brown, Reading Poems: An Introduction to a Critical Study (New York, Oxford University Press, 1941), p.716.

6. Ibid.

7. Речь Уильяма Линча на ежегодном собрании Американской ассоциации экзистенциальной психологии и психиатрии в 1964 г

8. Там же.

9. Там же.

10. Доклад Лесли Фарбера, представленный на Конференции по проблемам воли и ответственности (Нью-Йорк, 1964). Позднее опубликован в: The Ways of the Will: Essays Toward a Psychology and Psychopathology of Will (New York, Basic Books, 1966), pp.1-25.

11. E.R.Hilgard, "The Unfinished Work of William James", статья, представленная на ежегодном съезде Американской Психологической Ассоциации в Вашингтоне, штат Колумбия, в сентябре 1967 г. (Готовится к публикации.)

12. В Принципах психологии, шедевре Джемса, опубликованном в 1890 г., за десять лет до того, как Фрейд опубликовал Толкование сновидений.

13. Джемс считал, что система мотивации удовльствие/боль - согласно которой мы проявляем волю к определенным вещам потому, что они дают нам удовольствие, и отказываемся от других потому, что они приносят нам боль, - имеет два серьезных изъяна. Первый состоит в том, что, хотя удовольствие и боль являются мотивациями на поверхностном уровне, это лишь два среди множества различных мотивов. Второй изъян - это то, что на более глубоком уровне удовольствие и боль скорее сопровождают действие, чем выступают его причинами: я действую для того, чтобы достичь какого-то самоосуществления, и если мое действие способствует этому, оно приносит мне удовольствие. Как говорит Джемс, я продолжаю писать не потому, что это доставляет мне удовольствие, а потому, что в процессе писания я ощущаю умственное возбуждение, и продолжаю осуществлять свой замысел или задачу в силу их собственных причин; впрочем, в действительности я могу получать разного рода удовольствие от самого факта, что я продолжил писать.

14. James, II, р.546.

15. Ibid., p.321.

16. Ibid., р.322.

17. Ibid., p.524. Курсив мой.

IX. ИНТЕНЦИОНАЛЬНОСТЬ

1. Взято мной из философского словаря Пауля Тиллиха.

2. Там же.

3. Здесь слово "конформность" исключительно важно и означает "со-формированность".

4. Цит. по: Arthur Koestler, The Act of Creation (New York, Macmillan Co., 1964), p.251.

5. Цит. по: Quentin Lauer, The Triumph of Subjectivity (New York, Fordham University Press, 1958), p.29.

6. Webster's Collegiate Dictionary.

7. Ibid.

8. Процитировано на одном из семинаров проф. Полем Рикером.

9. Из личной переписки.

10. Речь на ежегодном собрании Нью-Йоркской психологической ассоциации, февраль, 1953 г.

11. См. статьи профессора Роберта Розенталя о предубеждении в эксперименте (Harvard Social Relations Department).

12. Цитируется Полем Рикером в личной переписке.

13. Eugene Genlin, "Therapeutic Procedures in Dealing with Schizophrenics", Ch.16, in: The Therapeutic Relationship with Schizophrenics, by Rogers Genlin and Kiesler (Madison, Wis., University of Wisconsin Press., 1967).

14. Из Сонета 27. Курсив мой.

15. Исследования и семинары Поля Рикера, профессора философии Университета Сорбонны, являются исключительно важным современным вкладом в понимание воли. Я благодарен профессору Рикеру за ряд идей, высказанных на его семинарах и в личных беседах.

16. Это соответствует концепции доктора Роберта Лифтона о том, что психическое заболевание обусловлено "ослаблением чувства символического бессмертия". Доктор Юджин Минковский построил теорию депрессии как искажения будущего временного измерения, выступающего не как результат депрессии, а как ее причина. (См.: Existence: A New Dimension of Psychiatry and Psychology, Ch.4, eds. Rollo May, Ernest Angel and Henri Ellenberger, New York, Basic Books, 1958.) To, что нас интересуют надежды пациента как одна из сторон его желаний, является здравым и конструктивным аспектом психотерапии. Эти надежды и желания, конечно же, могут быть романтичны, нереальны, проникнуты чувством зависти или мести; но по этой причине они тем более требуют выявления. Состояние пациента может приближаться к поистине полному отсутствию надежды, в таком случае у него будут наблюдаться выраженные симптомы апатии. В любом случае его интенциональность по отношению к его будущему будет в значительной мере определять то, что он помнит, то есть то, как он поступает со своим прошлым, как я уже указывал в книге, упоминавшейся выше. (Existence: A New Dimension of Psychiatry and Psychology).

17. May, The Meaning of Anxiety.

18. Paul Tillich, The Courage to Be (New Haven, Yale University Press, 1952), pp.81-82.

19. Ibid., p. 83.

X. ИНТЕНЦИОНАЛЬНОСТЬ В ТЕРАПИИ

1. Из работы Эрнеста Кина, готовящейся к публикации. Эрнест Кин, ранее ассистировал мне в преподавании моего курса в Гарвардском университете летом 1964 года, сейчас профессор в университете Бакнелла.

2. Доктор Роберт Найт ошибается, когда называет детерминизм Спинозы разрушающим человеческую свободу. Это неправильное понимание, которое отождествляет весь детерминизм с научными, причинно-следственными зависимостями. Они действительно могут препятствовать человеческой свободе, если их неоправданно возвести в ранг основополагающих принципов. Но так как детерминизм Спинозы представляет собой углубление человеческого опыта, отнюдь не умаляющее его достоинства, то он делает свободу купленной дорогой ценой, но поэтому еще более реальной. "Необходимость" для Спинозы - это факт жизни и смерти, а не необходимость технических процессов, как полагает доктор Найт.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных