Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Этиология аддиктивности




Аддиктивность вызывается меняющимися на разных стадиях жизни индивидуума этиологическими факторами, к-рые оказываются малодоступными для анализа к тому времени, когда уязвимость превращается в безошибочно распознаваемую аддикцию. А. п. становится автономным и самосохраняющимся. Первичные причины зачастую остаются не выявленными и не поставленными в связь с сохранением процесса, который теперь превратился в саморазвивающийся.

Аддикт — это человек, которому в начале жизни выпало испытать поляризованные эксцессы, непоследовательность или депривацию хотя бы в одной из следующих значимых областей: близость, дисциплина, родительские ролевые модели (гендерно-эротические), пассивность—агрессивность, функции работы и игры, фрустрационная толерантность и способность к контролю собственных побуждений. Перекосы в данных сферах ответственны за разные степени деструкции самооценки и контроля импульсов.

Для аддиктивного индивидуума отношения с окружающими становятся все более болезненными, сопровождаясь учащением случаев спровоцированного, условного (в наказание) или абсолютного отвержения. Подросток часто вовлекается в А. п. из-за стремления к бунту. Могут появляться садомазохистские интеракции. Всегда отмечается высокая степень нарциссизма и переход от преувеличения собственных достоинств к самоуничижению как защите от реакции общества на аддиктивную практику. Непросто определить, что возникает сначала — актуальные деструктивные межличностные отношения и низкая самооценка или аддиктивная практика. В любом случае процесс поддерживается поляризованными эксцессами в интер- или интраперсональном взаимодействии и восприятии себя.

Группа сверстников может быть центральным этиологическим фактором в А. п. Потребность упрочить свое положение и быть принятым в среде сверстников нередко способствует непредвиденному соскальзыванию в А. п. Чрезмерно пассивные молодые люди в особенности уязвимы к давлению со стороны сверстников. Аддикция может также быть следствием сильной потребности подростков в лидерстве среди сверстников, когда не они в состоянии приобрести статус лидера иным путем. Аддиктивное поведение становится в таком случае формой псевдолидерства. Центральным провоцирующим фактором А. п. может оказаться неспособность подростка определить, принять и реализовать в поведении прототипическую для об-ва гендерно-эротическую роль и ценимые в нем модели сексуального поведения. Неудивительно, что индивидуум втягивается в аддиктивную практику в тайном сговоре со сверстником, чтобы справиться со страхом, чувством вины или тревоги.

Средства массовой информации могут способствовать А. п., рекламируя аддиктивную практику как способ достижения успеха или совладания с болью, конфликтами, напряжением, стрессом. Они часто отражают родительские поляризованные эксцессы, давая противоречивую информ. Информ. пространство забито сообщениями как о ценности, так и об опасностях, связанных с аддиктивными агентами и практиками, напр. традиционная реклама, крупным шрифтом оповещающая о радостях курения и мелким — о том, что сигареты обладают канцерогенным эффектом.

Чтобы понимать и лечить аддикции, мы не должны ограничиваться изучением специфического агента, а попытаться вникнуть в многофакторную этиологию, динамику и межличностные отношения. Нужно исследовать А. п., описать и диагностировать. Он связан с общими этиологическими факторами и психодинамикой и, помимо пациента и агента, всегда предполагает действие других сил. Необходимо определить специфический аддиктивный комплемент и пусковые механизмы. Процесс имеет биографическую историю, в которой могут происходить переключения с одной аддикции на другую или множественные аддикции в разное время. Понимание этих факторов существенно для постановки диагноза и успешности лечения.

См. также Реабилитация при наркоманиях, Лечение наркомании, Героиновая наркомания

Л. Хэттерер

 

Адлерианская психология (adlerian psychology)

 

А. п., известная тж как индивидуальная психология, была создана Альфредом Адлером после его выхода в 1911 г. из Венского психоаналитического об-ва. Индивидуальная психология часто неправильно понимается как психология индивидуума или индивидуальных различий, тогда как в действительности она обращена к неделимости личности на элементы, к человеку во всей его полноте.

А. Адлер (1870—1937) был венским офтальмологом, переквалифицировавшимся в невропатолога, к-рого Фрейд пригласил участвовать в заседаниях руководимого им кружка, собиравшегося по средам. В 1907 г. Адлер опубликовал работу «Исследование неполноценности органов и ее психической компенсации», к-рую Фрейд приветствовал как значительный вклад во фрейдистскую психологию. Хотя понятиям неполноценности органа и компенсации нашлось место и в более поздней теории Адлера, они больше не рассматриваются как краеугольные камни А. п. В 1908 г. Адлер выдвинул идею агрессивных инстинктов в качестве дополнения сексуальных инстинктов, занимавших центральное место в теории Фрейда. Несмотря на то что Фрейд первоначально отверг эту идею Адлера, позднее (в 1923 г.) он включил концепцию агрессивных инстинктов в состав психоаналитической теории.

Адлер поднялся до ключевых постов Венского психоаналитического об-ва, стал редактором его журнала и президентом. Этот период ознаменован полемикой Фрейда и Адлера по поводу понятия «зависть к пенису». Фрейд считал зависть к пенису универсальным желанием женщин. Адлер заменил его понятием мужского протеста, согласно к-рому женщины хотят иметь равный статус с мужчинами (что для нек-рых из них означает обладать пенисом) или даже более высокий, в то время как нек-рые мужчины стремятся к статусу «настоящих» мужчин. После ожесточенных дебатов было проведено голосование. Проиграв его, Адлер и его сторонники покинули Венское психоаналитическое об-во и основали собственное Об-во свободных психоаналитических исслед. Вскоре после этого была опубликована первая книга Адлера «Невротическая конституция».

Во время Первой мировой войны Адлер служил в австрийской армии, и деятельность нового об-ва была приостановлена. После окончания войны оно возобновило работу под названием Об-во индивидуальной психологии и учредило свой печатный орган — «Журнал индивидуальной психологии» (Zeitschrift fur Individualpsychologie). Движение процветало в Вене и др. городах Европы вплоть до прихода к власти нацистов. В последние 10 лет своей жизни Адлер делил свое время между Европой и США. Верховной организацией адлерианского движения является Международная ассоциация индивидуальной психологии. Национальные об-ва существуют в США, Германии, Швейцарии, Австрии, Франции, Голландии, Италии и Великобритании.

Исходные положения

Теория Адлера основывается на следующих исходных положениях:

1. Вслед за Сматсом она предполагает холистическое, а не редукционистское понимание каждого конкретного чел. Все его органы и функции рассматриваются с т. зр. обслуживания потребностей чел. как целостной системы.

2. Поведение людей не предопределено, они не являются жертвами своего прошлого, своей наследственности или своей окружающей среды. Люди имеют выбор и делают его. Теория учит личной ответственности.

3. Все поведение является целенаправленным и лучше всего может быть понято на основе целевых стремлений или тенденций конкретного чел. или на основе его неповторимой траектории движения (к цели). Личность всегда находится в процессе становления. По замыслу, это движение к цели способствует изменению положения чел. с «минуса на плюс».

4. Поскольку люди могут выбирать, они рассматриваются как проактивные, а не только как реактивные существа. Они способны осознавать события, оценивать их и делать соотв. выводы.

5. Люди не просто приспосабливаются к своему окружению, событиям или стимулам. Они могут создавать и частично или полностью изменять эти стимулы — объективно или субъективно.

6. Люди воспринимают мир субъективно, поэтому, чтобы понять конкретного чел. «мы должны быть способны видеть его глазами и слышать его ушами» (А. Адлер).

7. А. п. — это соц. психология. Все поведение должно пониматься в рамках соц. среды. Люди изменяют свое положение, как это описывалось в ранней гештальт-психологии, в феноменальном поле. А. п. часто характеризуют как теорию поля.

8. Адлер представил миру психологию ценностей. Наивысшая ценность — идеальная ценность для людей — заключается в соц. интересе, к-рый многими понимается как переформулирование на языке психологии таких религиозных заповедей, как «Возлюби ближнего твоего, как самого себя» и «Не отделяй себя от народа своего». Многое в мыслях и практике Адлера относится к нормам чел. общежития. Адлер был предшественником совр. экзистенциализма, т. к. придавал особое значение таким понятиям, как выбор, личная ответственность и смысл жизни.

9. А. п. можно охарактеризовать как идиографическую психологию. Номотетические описания могут использоваться в целях обучения, однако всякий раз, когда Адлер позволял себе такие формулировки, он предостерегал своих учеников: «Впрочем, все может быть совсем иначе».

10. Психология Адлера — скорее психология пользования, чем психология владения. Она функциональна, динамична. Адлерианцы, кроме как в эвристических целях, не прибегают к категоризации. Диагностическая номенклатура не слишком созвучна адлерианской практике.

Теория личности

Дитя чел. — самое беспомощное по сравнению с детенышами всех остальных животных. Чтобы выжить, младенец должен научиться оценивать окружающую среду и делать о ней правильные заключения. Семья является первичной соц. средой ребенка, и он пытается найти свое место в ней. Каждый ребенок хочет быть связанным с др. людьми, быть значимым для них, считать их своими и считаться своим сначала в семье, а затем и в более широкой соц. среде. Восприятие детьми своего положения в семье помогает им оценивать себя и др. Эти оценки включаются в когнитивную карту, или стиль жизни, влияющий на жизненный путь чел.

В учеб. целях, входящие в стиль жизни взгляды и убеждения человека можно классифицировать различным образом. Одна из схем подразделяет их на следующие категории: представления о себе (Я-концепция), идеальное Я (Я-идеал), Weltbild (образ мира) и личная этическая позиция. Несоответствие этих элементов друг другу может вызвать чувство неполноценности. Напр., чел., придерживающийся убеждения «чтобы занять подобающее положение, мне следует быть первым» (Я-идеал) и одновременно говорящий себе «увы, я — второй» (Я-концепция), будет чувствовать себя неполноценным. Эти взгляды и убеждения, первичное чувство неполноценности, являющееся следствием младенческой беспомощности, и вторичное чувство неполноценности, порожденное несоответствием различных взглядов и убеждений, формируют стиль жизни конкретного человека. Хотя большинство таких взглядов и убеждений являются бессознательными (по Адлеру, не находятся в центре сознания), поведение чел. тем не менее, в целом соответствует им. Так, в рамках одного и того же жизненного стиля чел. может преуспеть в жизни, если его что-то или кто-то вдохновляет, и оказаться ни на что не годным, если он теряет веру в себя.

Эмоции, будучи поведением, имеют свое назначение. Они вызываются для того, чтобы люди продвигались по направлению к своим целям. Люди являются создателями, а не жертвами собственных эмоций. Эмоции в теории Адлера, как и в РЭТ, имеют когнитивную основу.

Чувство неполноценности является нормальным в том смысле, что всем людям знакомо ощущение, будто они не достигли чего-то нужного. Когда люди ведут себя так, как если бы они были хуже других, развивают симптомы, действуют, как больные, или отреагируют подавленные импульсы и желания, они демонстрируют комплекс неполноценности — термин, охватывающий все, что обычно называют «психопатологией» и что адлерианцы именуют «обескураженностью».

Т. к. овладение окружающей средой является жизненно важным, чел. создает стиль жизни, приближающий его к достижению этой цели. Главные цели жизненного стиля — понимать, предсказывать и контролировать жизнь и себя. Жизнь призывает людей найти решение трех задач. Первая — работа, к-рая для детей и мн. взрослых предполагает еще и учебу. Работа включает такие подзадачи, как профессиональный выбор, профессиональная подготовка и исполнение профессиональных обязательств; использование свободного времени, и, наконец, отход от дел и/ или уход на пенсию. Вторая — соц. задача, включающая две подзадачи: подзадачу принадлежности к соц. группе (организации, общине и т. д.) и подзадачу, к-рую Э. Берн включил в название своей книги «Игры, в которые играют люди» (Games people play). Третья задача, как указывал Адлер, основана на том, что челов. род делится на два пола и каждый должен как-то вести себя по отношению к др. полу. Адлер не одобрял термин «противоположный пол», ибо, являясь сторонником равенства полов, считал, что он может ассоциироваться с соперничающими отношениями между полами. Подзадачи этой группы сосредоточены на определении половой роли и полоролевой идентификации, прохождении фаз сексуального развития (напр., пубертата, менопаузы), ухаживании, любви, браке, совместной жизни и, для нек-рых, на разводе.

Сталкиваясь с жизненными задачами, люди занимают три позиции: «да», «да, но» (это звучит в адлерианской литературе как «если только») и «нет». Люди, реагирующие на задачи жизни с установкой «да», демонстрируют соц. интерес, или Gemeinschaftsgefuhl (чувство общности). Эта утвердительная реакция не подразумевает пассивного приспособления к жизни. А. п., будучи нормативной психологией, требует от людей, чтобы те брали на себя личное обязательство производить изменения в об-ве, когда последнее не оправдывает ожиданий. Соц. интерес — это конструкт, включающий такие характеристики, как приверженность жизни, соц. кооперация, содействие общему благосостоянию и соц. помощь. Люди, демонстрирующие соц. интерес, встречают жизнь смело, уверенно и с оптимизмом. Степень проявляемого соц. интереса служит показателем психич. здоровья, или нормальности.

Люди, отвечающие «да, но», признают необходимость решения жизненных задач, но вместе с тем всегда готовы «по тревоге» защитить себя, свою репутацию и самооценку. Они отвечают «да» жизненным задачам, «но» не могут разрешить их прямым методом решения проблем. Люди, постоянно пользующиеся формулой «да, но», — это невротики: те, кто заявляет «да, но я болен» (или кому что-то постоянно мешает), относятся к категории психоневротиков, а те, кто провозглашает «да, я знаю, что проблема существует, но не обращаю на нее внимания» (т. е. поступают наперекор), составляют группу невротических характеров. Рассматриваемый т. о. невроз представляет собой попытку обескураженных людей выполнить жизненные задачи, избегая прямого решения проблем. Поступая так, невротики избегают субъективного провала или успеха, к-рые сделали бы их уязвимыми к угрозам собственному Я, самоуважению или занимаемому положению. Третья группа борется с жизненными задачами, поворачиваясь к ним спиной и говоря «нет» традиционным в их культуре задачам и их решениям. Этих людей относят к психотикам. Т. к. адлерианцы применяют модель психологии роста, люди с т. н. психопатологией рассматриваются скорее как обескураженные, потерявшие веру в себя, чем как психически больные.

Прикладные аспекты

Осн. сферами интересов адлерианцев были клиника и педагогика, однако в поле их зрения оказался почти полный спектр индивидуального и группового поведения.

В области диагностики фокус внимания был нацелен на структуру семьи и ранние воспоминания. И то и другое рассматривается в структуре сюжетов жизненного стиля. Ранние воспоминания, согласно Р. Л. Манрою, были «фактически первым обращением к методу проективных тестов, столь широко используемому в наше время». Ранние воспоминания важны потому, что они сохраняются в памяти, а не потому, что произошли соотв. им события. На самом деле они могут быть неосознанно сфальсифицированы. Интерпретация ранних воспоминаний основана на предположении, что память избирательна и что мы из мн. доступных вспоминанию событий вызываем из памяти именно те, к-рые отражают наше актуальное положение в жизни. Для каждого человека они являются «историей моей жизни». Попутно отметим, что если пациент в ходе психотер. меняется, его ранние воспоминания тж изменятся, и это дает нам меру прогресса и исхода психотер.

Чтобы разобраться в том, почему у индивидуума развились определенные взгляды и убеждения в стиле жизни, изучают структуру его семьи — сеть отношений между сиблингами и между сиблингами и родительскими фигурами. Нек-рые адлерианцы понимают эти отношения исходя из порядка рождения или порядковой позиции сиблингов; другие пытаются интерпретировать их в более идиографической манере, учитывая психол. позиции сиблингов.

Адлерианцы меньше полагаются на психол. тестирование, чем др. практики. Когда они все же прибегают к тестированию, то выбирают «динамические» тесты, к-рые совместимы с их теорет. позицией или позволяют переводить измеряемые переменные в термины А. п.

Адлерианская психотер. представляет собой пример психотер., ориентированной на рост (или развитие), цель к-рой — усиление выражения соц. интереса. Терапия описывалась как когнитивная, поведенческая, экзистенциальная, гуманистическая и транзактная, а тж инсайт-ориентированная. Адлерианцы занимаются групповой терапией, психодрамой, супружеской и семейной терапией. Рудольф Дрейкурс ввел в середине 1920-х гг. групповую терапию в условиях частной практики и был одним из основателей сопутствующей супружеской терапии. Семейная терапия вышла из публичного семейного консультирования, к-рое проводилось в школах Вены до нацистской оккупации.

Тогда как Фрейд реконструировал детство своих взрослых пациентов по свободным ассоциациям, Адлер изучал детей непосредственно. Вследствие такого подхода его психология ребенка была скорее нормативной, чем связанной с развитием. Эта позиция нашла свое приложение в семейном консультировании и в педагогике. Что касается первой сферы, то Адлер ввел публичное семейное консультирование в школах Вены. 28 таких Erziehungsberatungsstellen (консультационных пунктов по вопросам воспитания), предлагавших венцам свои услуги, были ликвидированы с вторжением нацистов в Австрию. Типичной процедурой, до сих пор используемой, правда, с нек-рыми модификациями, было проведение семейного интервью перед публикой, состоявшей из родителей и педагогов, после чего консультант вносил практические предложения по улучшению семейной ситуации. Процесс считался пед., а не клиническим. В связке с этим семейным консультированием, в США и Канаде широкое распространение получили родительские семинары. Заинтересованные родители встречались с руководителем семинара, обычно еженедельно, для изучения и обсуждения методов воспитания детей. Дискуссия обычно разворачивалась вокруг адлерианского пособия по таким методам.

В области педагогики теории Адлера впервые были внедрены в практику Оскаром Шпилем, основателем эксперим. школы на базе индивидуальной психологии в Вене, описанной в его книге «Дисциплина без наказания» (Discipline without punishment). Филлис Боттом, романист и биограф Адлера, руководила аналогичной школой в Китцбюэле (Австрия). В США эта работа велась Дрейкурсом и его сотрудниками в школах по всей стране. Число приверженцев А. п. неуклонно росло. Одновременно мн. из ее понятий и методов проникли в др. системы психологии. Термины «чувство неполноценности» и «комплекс неполноценности» вошли в обыденную речь.

См. также Адлерианская психотерапия, Индивидуальное обучение, Теории личности, Социальный интерес, «Мягкий» детерминизм

Г. Г. Мозак

 

Адлерианская психотерапия (adlerian psychotherapy)

 

Основы А. п. были разработаны А. Адлером еще в то время, когда он входил в состав группы З. Фрейда. После отделения от кружка Фрейда в 1911 г. Адлер быстро расширил осн. положения своей теории и продолжал развивать ее вплоть до своей смерти в 1937 г. Его последователи продолжили разрабатывать теорию и ее практическое приложение.

Теория Адлера основана на нек-рых психоаналитических положениях, таких как психич. детерминизм, целенаправленная природа поведения, существование множества неосознаваемых мотивов и положение о том, что сновидения могут рассматриваться как продукт психич. деятельности и что проникновение в суть своих неосознаваемых мотивов и предпосылок (инсайт) обладает целительной силой. Адлер, однако, отказался от энергетической модели либидо, заменив ее, по существу, телеологической моделью стремления к субъективно определяемой позиции значимости. Он также отверг трехкомпонентную структуру личности (Оно — Я — Сверх-Я), заменив ее холистической моделью личности как неделимой единицы.

Модель человека

Адлерианцы рассматривают организм как открытую систему, стремящуюся к совершенству и полноте в ходе непрерывного развития. Характер этого стремления определяется взаимодействием между врожденными программами и ранним жизненным опытом. Обратная связь с ранним жизненным опытом обусловливает избирательность и дифференцированность восприятия, в результате чего складывается организованная перцептивная система с ядерными конструктами, управляющими дальнейшей перцептивной обработкой поступающей информ. Задача перцептивной системы как подсистемы организма заключается в орг-ции стимулов в поддающийся интерпретации гештальт для облегчения достижения целей организма. Эта подсистема функционирует как креативное Я (creative self) — самоуправляемый элемент (self-directing principle), создающий набор субъективных предположений, вытекающих из практической необходимости справиться с задачами внешнего мира и превращающихся в набор правил восприятия и действия в этом мире. Эти правила со временем согласуются между собой, становятся более твердыми и действующими обычно за пределами непосредственного сознания. Адлер называл эти правила стилем жизни — всеобъемлющей главной программой, созданной перцептивной системой. Наличие общего плана делает личность единым целым. Выявление стиля жизни становится важной частью психотер.

Правильное понимание жизни, по Адлеру, есть признание того, что люди нуждаются друг в друге, должны уважать друг друга и учиться объединяться и сотрудничать в выполнении общих задач, а не соперничать друг с другом деструктивным образом или прельщаться нарциссическим тщеславием. Адекватные цели, адекватные стремления, интерес и непредвзятое отношение к жизни, понимание себя, необходимые навыки межличностного общения и Gemeinschaftsgefuhl (чувство общности или соц. интерес) — все это помогает придать правильное направление жизни.

Теория терапии

Несмотря на гибкость подхода, А. п. столь же систематична, как и психоан. Терапевт преследует конкретные цели и использует конкретные диагностические методы для понимания пациента. Цели терапевта — открыть человека себе самому и побудить его к полезным изменениям образа жизни. Для этого терапевт должен выполнить 4 задачи: а) установить терапевтический контакт, б) понять гипотетический мир индивидуума, в) раскрыть его перед ним т. о., чтобы г) составляющие его предположения подверглись самокоррекции и содействовали изменению.

Практика терапии

Оценка. Поскольку цель терапии включает исправление опасных заблуждений в гипотетическом мире индивидуума, большинство адлерианцев пытается понять этот аспект чел. с самого начала установления терапевтического контакта. Это может быть сделано в систематизированной серии формальных интервью, если пациент способен и готов на такое сотрудничество, а при меньшей расположенности пациента — в ходе более свободных и нерегулярных встреч, чтобы позволить терапевтическим отношениям развиваться в ходе процедур, направленных на ослабление текущих страданий, симптомов и стрессов жизненной ситуации. Две осн. области исслед., ведущие к пониманию этих базисных предположений (стиля жизни), — это структура семьи и воспоминания раннего детства.

В соответствии со своим холистическим пониманием психич. жизни Адлер считал, что воспоминания о ранних годах жизни ретросп. конструируются под влиянием стиля жизни. Назначение памяти — способствовать адаптации к задачам жизни. Поэтому тщательное изучение картины детства позволяет обнаружить, как человек реконструировал свое прошлое, чтобы оно поддерживало его настоящее. История детства пациента дает ключ к пониманию стиля жизни. Структура семьи — это история раннего опыта взаимоотношений с родителями и сиблингами, она показывает адаптивные изменения человека в ответ на требования этих ранних межличностных отношений. В сущности, состав и динамика семьи показывают, как конкретный чел. нашел нишу в экологической семейной системе, кто из членов семьи служил ему образцом для подражания, какое поведение подкреплялось окружением и в каких направлениях этот чел. еще ребенком начал готовиться к будущим адаптивным изменениям. Ранние трудности, потеря родителя или родительское неприятие, сферы, в к-рых чел. достиг успеха, и сферы, в к-рых он потерпел ранние неудачи, — все это проливает свет на будущее адаптивное поведение.

Самые ранние воспоминания имеют особое значение, т. к. они составляют проективную методику для прямой оценки того значения, к-рое чел. придал жизни. Они выявляют интерпретацию ребенком ранних сложностей жизни и характер реакции на них, его способность или неспособность преодолевать трудности и общий план совладания с непредвиденными жизненными обстоятельствами.

Исходя из этого материала терапевт пытается понять общий план жизни чел. и в особенности узнать, на какой стадии реализации данный план приводит к дезадаптивному поведению. Если терапевт разберется в этом, он сможет соотнести текущие трудности чел. с этими ошибками восприятия — ошибочными выводами о жизни, представленными в ее стиле. В сущности, терапевту теперь должны быть известны те факторы личности, к-рые вносят свой вклад в текущие трудности пациента. Если терапевт понял эти факторы и их влияние, он готов к тому, чтобы сообщить о своем понимании пациенту. Однако процесс оценки этим не исчерпывается и продолжается на протяжении всего курса терапии, имея следствием как постоянное углубление понимания пациента терапевтом, так и непрерывное применение результатов этого понимания к поведению пациента в реальной жизни и к его продукции в терапевтической ситуации.

Этот непрерывный процесс оценки требует от терапевта восприимчивости ко всем аспектам поведения пациента, как вербальным, так и невербальным. Адлер особенно рекомендовал терапевтам учиться использовать свою эмпатию и интуицию, чтобы стать опытным «отгадчиком» (guesser), способным увидеть события с т. зр. пациента и затем найти возможные доказательства для проверки точности своих предположений о нем. Эта методика интуитивной оценки («угадывания») состоит в поиске частей, к-рые подходят друг к другу и при совмещении дают понятное целое, показывающее индивидуума с т. зр. его постоянного движения к субъективно выбранной значимой цели. В этом смысле адлерианцы являются сторонниками холистического и телеологического подхода. Все поведение, включая симптомы, считается адаптивным по назначению.

Адлер обозначал сугубо личные предположения индивидуума термином «частная логика» (private logic). Эти предположения обычно непосредственно не сознаются. Сознательно воспринимаются мысли, эмоции, интересы, побуждения и импульсы, к-рые чел. объясняет посредством различных рационализации либо вообще отрицает или игнорирует. Терапевт же пытается выяснить скрытые мотивы, защитные тенденции и обнаружить попытки сохранить б. или м. вымышленные ценности стиля жизни.

Создание благоприятных условий для инсайта. Чел., как правило, не сознает свою частную логику, свой общий план жизни и большинство своих мотивов, лежащих в основе мыслей. Хотя изменение личности может произойти и без глубокого понимания чел. внутренних движущих сил, инсайт обычно является необходимым условием для собственного изменения, а интерпретация служит главным инструментом для создания благоприятных условий инсайта. Терапевт исходит из предпосылки, что пациент не знает, в чем он заблуждается, и именно терапевту предстоит выяснить это. Адлерианцы интерпретируют высокоспецифические элементы: скрытые мотивы поведения, направление изменения, а тж саморазрушительные и нереалистичные предположения.

Скрытые мотивы. Мотивы интерпретируются исходя из конечной цели. Целью симптома может быть предохранение от крушения личных планов, нейтрализация ожидаемого антагонизма окружающих, достижение мнимой победы или любая др. защита чувства собственного достоинства. Цель сильной эмоции — облегчение действия, иногда вопреки более здравому суждению.

Направление изменения. Осн. изменения происходят в трех направлениях: продвижение к решению сложных жизненных задач, отказ от их решения или поиск обходных путей.

Саморазрушительные и нереалистичные предположения. Все осн. ошибки, обнаруживаемые в стиле жизни, могут быть поняты как заблуждения здравого смысла. Они включают неправильную фокусировку, предубежденность, ограниченность мыслительных категорий, оторванность мышления от действительности, приверженность необычным идеям, необоснованные предпосылки, нереалистичные ожидания и помыслы, неточную оценку событий. Все это — результат неспособности проводить адекватное перцептивное различение.

Способ интерпретации. Инсайт, даже если он не всегда ведет к изменению, дает информ. о том, что должно быть изменено.

Нек-рые интерпретации чел. охотно принимает, т. к. они предоставляют долгожданное разъяснение того, что с ним происходит, и дающее удовлетворение понимание себя. Др. интерпретации встречают сопротивление, поскольку знакомят индивидуума с теми аспектами его Я, к-рые угрожают самооценке или чувству самоконтроля. Адлерианцы часто облекают интерпретации в предположительные формы, напр. «возможно,...» или «могло ли быть, что...?», давая возможность чел. не согласиться. Здесь могут быть использованы подходящие примеры из литературы, метафоры или афоризмы, чтобы помочь чел. в самораскрытии.

Настоящий инсайт вызывает аффект. Открытие и признание своих подлинных намерений часто делает для чел. невозможным продолжать чувствовать себя жертвой или требовать особых привилегий. Распознавание своих ошибочных предположений помогает чел. начать правильно строить свою жизнь и разработать более эффективные копинг-стратегии.

Отношение «терапевт—пациент». Терапия — это диалог, требующий сотрудничества. Первая задача терапевта — наладить значимое сотрудничество с пациентом. Используя желание пациента получить помощь, терапевт ведет себя как заинтересованный друг, показывающий, что он понимает и принимает его таким, какой он есть. Терапевт достигает этого, избегая высказываний с негативной окраской о поведении пациента, используя высказывания, свидетельствующие о понимании и уважении им чувств пациента, и включая в свои комментарии позитивную информ. о нем. Демонстрируя свое сочувствие и тщательно формулируя вопросы, терапевт все глубже проникает в жизнь пациента, его мысли, чувства, сны, фантазии и проблемы. Полноценные отношения «терапевт—пациент» предполагают откровенное обсуждение проблем с пациентом, внимательным к интерпретациям и открытым для самоисследования.

Перенос. Терапевт ожидает, что при нормальном развитии терапевтического процесса пациент будет к нему хорошо относиться. Эти чувства он рассматривает как естественную для людей тенденцию к объединению с другими, когда они вместе работают над общей задачей. Однако, в дополнение к этому, пациент привносит в терапевтическую ситуацию собственные, характерные для него способы решения задач и установления отношений, а тж искаженные предположения и бессознательные ожидания. Они рассматриваются как феномены стиля жизни и интерпретируются как таковые, в особенности там, где они препятствуют освоению нового, более совершенного адаптивного поведения. Хотя невроз переноса может сделать возможным дополнительное самообучение, адлерианцы считают его искусственным продуктом терапии как таковой и негласным соглашением между пациентом и терапевтом, позволяющим первому вести себя по-детски. Намеренное его поощрение в большинстве случаев ведет к неоправданному удлинению срока терапии.

Сопротивление. Феномен сопротивления вызывается целым рядом причин, из к-рых главными считаются четыре. Самой распространенной причиной сопротивления является неспособность терапевта и пациента согласовать цели. Если пациент не идет на рынок купить то, что терапевт выставляет на продажу, покупка не состоится. Вторая причина сопротивления — проявление пациентом девальвирующей тенденции (обесценивания того, что предлагают другие) как основного способа сохранения своей положительной самооценки. Третьей причиной является естественное сопротивление пациента любому вмешательству, угрожающему лишить законной силы его личные толкования («конструкты»), а четвертой — прочно укоренившаяся у нек-рых людей перцептивная установка, жестко фильтрующая не соотв. ей информацию (ср. «непроницаемые конструкты» Джорджа Келли). Работа с сопротивлением требует от терапевта постоянной восприимчивости к текущему умонастроению пациента и умения следить за его колебаниями между открытостью и глухой обороной.

Облегчение изменения. Изменение становится возможным благодаря творческой силе пациента, достаточной вследствие возросшего понимания для реконструирования его перцептивной системы. Желаемое направление изменения — к возрастающему осознанию не сознававшихся ранее мотивов и приводящего к неудачам поведения, растущему чувству собственной компетентности, большей способности понимать других и эффективно взаимодействовать с ними, реалистическому самоопределению и принятию себя, замене неадекватных эгоистических ценностей просоциальными (соц. интерес), признанию своих реальных потребностей вместо вымышленных целей личного превосходства и активному, смелому включению в решение жизненных задач.

Осознание своего ошибочного гипотетического мира и его последствий — это только первый шаг к изменению. Не менее важно преодолеть нежелание встречаться лицом к лицу с реалиями жизни. Активная жизненная позиция предполагает готовность испробовать альтернативные формы поведения, отказаться от дополнительных защит и особых запросов, а тж принять свои неудачи в процессе освоения новых копинг-стратегии. Терапевт действует как консультант, советчик, помощник и вдохновитель пациента в том, что касается этих новых вариантов поведения. Когда дело касается простых вариантов поведения, терапевт сам может стать моделью для пациента. Безусловная поддержка терапевтом смелого продвижения пациента вперед дает последнему чувство безопасности даже перед лицом трудностей (терапевт демонстрирует свою веру в пациента). Вдобавок к этому терапевт благоразумно предлагает для решения такие задачи, к-рые дадут почувствовать успех, и предостерегает от тех, к решению к-рых пациент еще не готов.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных