Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Терапия фолиевой кислотой 2 страница




Хотя провозвестником функционализма по праву считается У. Джемс, как формальная система он был осн. Дж. Дьюи и Дж. Энджеллом и объединил два таких разных — как концептуально, так и в практическом плане — направления, как эволюционная теория Дарвина и тестирование умственных способностей. Общим элементом, объединившим эти разноплановые направления, оказалась их функция — их роль в определении поведения и сознательного опыта — двух предметов психологии.

Бихевиоризм. Наиболее колоритной и влиятельной фигурой в психол. науке США начала XX в. был Дж. Уотсон, общепризнанный основатель системы бихевиоризма. Он считал психологию наукой, единственным предметом к-рой должно быть поведение. Во второй половине XX в. место центральной фигуры американского бихевиоризма, принадлежавшее ранее Уотсону, занял Б. Ф. Скиннер, работы к-рого привлекали к себе наиболее пристальное внимание современников, вызывая и одобрение, и критику. Как и Уотсон, Скиннер в начале своей карьеры изучал поведение животных. Его систематический бихевиоризм нашел свое воплощение в оперантном обусловливании, к-рое делало упор на новое, эмитируемое (emitted) поведение, в отличие от павловского, или классического, обусловливания, в к-ром центральная роль отводилась вызываемому (elicited) поведению. Скиннера роднит с Уотсоном тж и интерес к прикл. психологии; наибольшую известность получил его метод модификации поведения — клиническая методика, не учитывающая внутреннее состояние организма и сконцентрированная на изменениях в поведении.

Гештальт-психология. Основателями гештальт-психологии считаются М. Вертгеймер и двое его более молодых коллег — В. Кёлер и К. Коффка. Осн. идея гештальтистов заключалась в том, что простые и естественные перцептивные впечатления скорее следует принимать как данность, т. е. воспринимать их такими, как они есть, а не сводить к каким бы то ни было предполагаемым элементам. Сейчас более известна иная формулировка принципиальной идеи гештальт-психологии: «целое больше суммы своих частей».

Психоанализ. Крайне привлекательная психоаналитическая система З. Фрейда оказала весьма заметное влияние как на психологию, так и на мн. др. дисциплины. Хотя психологи оценивают психоан. по-разному и разброс этих оценок очень велик, мало кто сомневается в том, что идеи Фрейда значительно обогатили наши представления о челов. поведении. Наибольшее влияние психоан. — с его повышенным вниманием к раннему развитию и прежде всего (если не исключительно) к бессознательной сексуальности как осн. детерминантам неврозов и психозов — оказал на клиническую психологию.

Теории

Теорию можно определить как попытку объяснить некую совокупность эмпирических рез-тов, особенно когда делаются предположения относительно того, как ликвидировать пробелы в имеющемся знании о лежащих в их основе факторах. Теории весьма существенно варьируют по орг-ции и масштабам; теориями наз. и простейшие интуитивные предположения, и разного рода гипотезы, касающиеся конкретных эмпирических предсказаний, и крупномасштабные системы дедуктивно связанных «законов». Следует особо подчеркнуть роль менее формализованного «теоретизирования», поскольку ему, как правило, уделяется знач. меньше внимания, чем формальным (строгим) теориям.

Термин «модель» возник как некий синоним термина «теория». В своем изначальном значении — это попытка объяснения к.-л. явления на основании представлений, принятых в др. дисциплине и получивших более надежное подтверждение; примером может служить использование мат. формулировки в качестве основы для выведения эксперим. тестов в психологии.

Дедуктивная теория характеризуется выведением утверждений, подлежащих эмпирической проверке, на основе логически связанных с ними более значимых исходных допущений.

Индуктивная теория диаметрально противоположна дедуктивной. Она складывается на базе отдельных фактов, к-рые по мере накопления постепенно оформляются в виде теорет. утверждений без опоры на к.-л. явно выраженные руководящие принципы (по крайней мере, в идеале).

Функциональная теория представляет собой попытку преодоления осн. недостатков дедуктивных и индуктивных теорий. Она осторожно развивается из той эмпирической базы, на к-рой строится, но при этом опирается на сформулированные в явной форме руководящие принципы.

См. также Бихевиоризм, Функционализм, Гештальт-психология, Психоанализ, Структурализм

М. Маркс

 

Склонность к несчастным случаям и техника безопасности (accident proneness and prevention)

 

Несчастные случаи яв-ся осн. причиной смерти, острой госпитализации и инвалидности во всех возрастных группах. Исслед. в психологии преим. фокусируются на трех областях, в к-рых несчастные случаи привлекают к себе особое внимание: несчастные случаи в детском и подростковом возрасте; несчастные случаи в условиях профессиональной деятельности; несчастные случаи, связанные с механическими транспортными средствами. Национальный центр по стат. здравоохранения (National Center for Health Statistics) в публикации «Национальное обследование состояния здоровья в США» (U.S. national health survey) и M. Лалонд в докладе «Новый взгляд на состояние здоровья канадцев» (A new perspective on the health of Canadians), указывают на то, что несчастные случаи яв-ся осн. причиной смерти среди лиц в возрасте от 5 до 19 лет. Несчастными случаями объясняется большинство острых госпитализаций, обращений в травматологические пункты и визитов к врачу в этой возрастной группе. Аналогичные статистические данные свидетельствуют о том, что несчастные случаи яв-ся одной из ведущих причин смерти, острой госпитализации и инвалидности у членов трудового сообщества. В сфере профессиональной деятельности несчастные случаи влекут за собой негативные последствия как для самого чел., так и для производительности. По данным Лалонда, несчастные случаи, связанные с механическими транспортными средствами, объясняют значительную долю смертей и острых госпитализаций во всех возрастных группах до 50-летнего возраста. Если учесть столь широкую распространенность несчастных случаев и серьезность их последствий для челов. деятельности, то, что психологи занялись изучением С. к н. с. и способов их предупреждения, не вызовет удивления.

Ведутся споры в отношении того, кто первым ввел термин «С. к н. с.». Бэквин и Бэквин утверждают, что этот термин впервые использовал в 1926 г. К. Марбе. Др. авторы приписывают его Г. Ф. Данбару, указывая на статью, опубликованную в 1944 г. Эпидемиологические исслед. показали, что сравнительно небольшая группа лиц характеризуется тенденцией знач. чаще подвергаться несчастным случаям, тогда как для большинства людей такого рода ситуации оказываются чрезвычайно редкими. Этот факт в сочетании с данными ряда наблюдений, свидетельствующих, что от 80 до 90% всех несчастных случаев яв-ся следствием челов. ошибки, привели к возникновению понятия С. к н. с. Было высказано предположение, что люди, являющиеся причиной неоднократного возникновения несчастных случаев, характеризуются склонностью или предрасположенностью к несчастным случаям, т. е. они обладают чертой или чертами личности, к-рые предрасполагают их снова и снова становиться жертвами несчастных случаев. Ряд авторов, утверждая, что термину «С. к н. с.» недостает точности и что он по-разному определяется каждым исследователем, предпочитают использовать термин «повторяемость несчастных случаев», к-рый подчеркивает тот факт, что индивидуум попадает в несчастные случаи с вероятностью, превышающей случайный уровень.

В литературе существуют значительные разногласия в отношении того, какая черта или набор черт приводят к повторяемости несчастных случаев. Было показано, что с повторяемостью несчастных случаев связаны такие индивидуальные черты, как обращенная внутрь агрессия, психол. неадаптированность, поиск острых ощущений, импульсивность и неумение справляться с провоцирующими несчастные случаи ситуациями. Несмотря на многочисленность исслед. по С. к н. с. и повторяемости несчастных случаев, рез-ты в отношении роли личностных черт в этом феномене так и не позволили прийти к к.-л. окончательным выводам. Когда теоретики в области личности освободились от чар подхода с позиции черт, они разраб. модели С. к н. с. и повторяемости несчастных случаев, отражающие идею взаимодействия.

Согласно подходу с позиций взаимодействия, в возникновение таких феноменов, как повторяемость несчастных случаев, вносят свой вклад как долговременные, так и более непосредственные личные и средовые характеристики. Моос и Доренвенд предложили общие модели взаимодействия, к-рые тж применимы в отношении С. к н. с. и повторяемости несчастных случаев. Исслед., к-рые провели Уитлок, Столл и Рекхдал, а тж Меграбян и Росс, подтвердили полезность более сложных моделей взаимодействия в объяснении повторяемости несчастных случаев. Др. важным аргументом в пользу этих более сложных моделей яв-ся возможность их согласования с моделями, разраб. в области предотвращения несчастных случаев. Напр., Доренвенд описывает различные коррекционные мероприятия, к-рые могут реализовываться в отношении каждого фактора в ее модели. Ее общий анализ совпадает с теми видами анализа, к-рые предлагаются в более специфической области Т. б.

Одной из наиболее содержательных работ по Т. б. яв-ся книга под ред. Марголиса и Креуса, озаглавленная «Челов. аспект техники безопасности» (The human side of accident prevention). Книга состоит из четырех глав, в к-рых описываются принципы, позволяющие создавать безопасные условия труда и тем самым предотвращать несчастные случаи в рабочей среде. В первой главе Таттл, Дачлер и Шнайдер излагают принципы, развиваемые с позиций организационной психологии. Авторы считают, что различные аспекты целей и политики орг-ции, взаимодействие между работой и работником, группой и межличностными процессами, руководством и системами обратной связи — все должно разраб. т. о., чтобы содействовать обеспечению безопасности на рабочем месте. Коротко говоря, безопасность должна стать важным приоритетом для орг-ции и поэтому должна учитываться во всех аспектах взаимодействия между чел. и орг-цией. Во второй главе Гретер излагает принципы, вытекающие из инж. психологии. В ней приведены специфические принципы, касающиеся орг-ции труда, характеристик и требований трудовой деятельности, орг-ции и компоновки рабочего места, характеристик и требований рабочих заданий и характеристик органов управления и дисплеев. По мнению автора, эти различные аспекты трудовой деятельности надлежит разраб. т. о., чтобы свести к минимуму челов. ошибки. В третьей главе, посвященной обучению, Голдштейн описывает набор принципов, связанных с разраб. и оценкой программ обучения Т. б. на пр-ве. В заключительной главе Мак-Интайр и Уайт представляют принципы, развиваемые с позиций модификации поведения, к-рые относятся к созданию и поддержанию безопасных условий труда. Несмотря на то что принципы, представленные в этой книге, предназначены для условий профессиональной деятельности, их можно легко распространить на др. условия — ведение домашнего хозяйства, досуг и т. д.

Др. подход к предотвращению несчастных случаев связан с анализом рабочих заданий и связанных с ними несчастных случаев с целью определения условий, к-рые способствуют возникновению травм, аварий и т. д. Рикетсон, Браун и Грэхем говорят о том, что дает такое изучение. Они пропагандируют анализ несчастных случаев, исходя из того, какого рода ошибки происходят при выполнении заданий, какие нарушения требований системы вызывают такие ошибки и, следовательно, какие меры по исправлению необходимы для предупреждения их повторного появления. Анализ затрат свидетельствует о том, что затраты на превентивные меры составляют лишь одну десятую от стоимости последствий несчастных случаев. Ф. Д. Фоулер использовал аналогичную методологию для выработки рекомендаций по предотвращению несчастных случаев, опираясь на единственный несчастный случай со смертельным исходом. Он рекомендовал применять при анализе несчастных случаев системный анализ, при к-ром рассматриваются аспекты всей системы в целом, а не отдельные ее части. Дополнительную аналитическую стратегию предлагают Рихтер, Гордон, Халэмиш и Грибец, к-рые советуют осуществлять анализ несчастных случаев в контексте трех временных моментов (до аварии, авария и после аварии) для разраб. процедур, к-рые позволят или предотвратить несчастный случай, или, если он все же произойдет, ослабят силу его воздействия.

Принимая во внимание всю важность задачи предотвращения несчастных случаев, представляется очевидным, что эта область исслед. не получила от психологов того внимания, к-рого она заслуживает. Первоначальные усилия, направленные на то, чтобы объяснить повторяемость несчастных случаев как рез-т специфических личностных предрасположенностей, скорее препятствовали, нежели способствовали прогрессу в этой области. Однако в последнее время начинают появляться исслед., фокусирующиеся на изучении роли взаимодействия долговременных и более непосредственных средовых и личных факторов в возникновении несчастных случаев. Как только относительная важность этих факторов установлена, могут применяться разнообразные способы вмешательства для противостояния несчастным случаям или ослабления их воздействия. Методы, заимствуемые из области организационного развития, инж. психологии, пед. психологии, модификации поведения и общественной психологии, могут использоваться в качестве надежных средств предотвращения несчастных случаев.

См. также Прикладные исследования, Эргопсихометрия, Производственные консультанты, Воздействия шума, Проектирование рабочих заданий, Употребление орудий, Проектирование рабочего пространства

Д. Р. Эванс

 

Скрытое обусловливание (covert conditioning)

 

С. о. — это процесс, посредством к-рого происходят изменения поведения, и комплекс процедур поведенческой терапии, основывающихся на модели С. о. Этот процесс предполагает взаимодействие таких скрытых, недоступных внешнему наблюдению явлений, как воображение, мышление и чувствование. При применении С. о. клиента просят представить себе целевое поведение, а затем вообразить к.-н. последствие, к-рое может изменить это целевое поведение.

В основе С. о. лежат 3 исходных допущения: а) допущение об однородности; б) допущение о взаимодействии; в) допущение о научении. В соответствии с допущением об однородности, все категории поведения, включая открытые и скрытые его формы, подчиняются одним и тем же законам. Согласно допущению о взаимодействии, различные категории поведения, такие как скрытая психич. деятельность, физиолог. деятельность и открытое поведение, находятся во взаимодействии и оказывают влияние друг на друга прогнозируемым образом. Допущение о научении гласит о том, что все формы поведения подчиняются одним и тем же законам научения.

Процедуры поведенческой терапии, опирающиеся на С. о., были разраб. Дж. Котела. В С. о. и само поведение, к-рое подлежит изменению, и его последствие, к-рое ответственно за изменение этого поведения, происходит в воображении клиента в соответствии с инструкциями терапевта. Первой из таких процедур была разраб. процедура скрытой сенсибилизации.

Скрытая сенсибилизация с успехом применялась в решении целого ряда поведенческих проблем, включая ожирение, злоупотребление наркотиками, членовредительство, алкоголизм, сексуальные расстройства, курение и непреодолимую тягу к воровству. В серии исслед., проведенных Д. Барлоу и его коллегами, были получены эмпирические подтверждения того, что скрытая сенсибилизация яв-ся эффективной процедурой лечения со сравнительно устойчивыми и продолжительными терапевтическими эффектами.

В 1970 г. Котела разраб. и предложил процедуру скрытого положительного подкрепления (covert positive reinforcement, CPR). В отличие от скрытой сенсибилизации, предназначенной для снижения частоты возникновения неадекватного, нежелательного поведения, СPR предполагала повышение вероятности возникновения адекватного, желательного поведения. В процессе CPR клиент пытается представить и пережить в своем воображении ситуации, связанные с целевым поведением. В CPR за образом желательного поведения непосредственно следует переживание клиентом образа приятной, оптимистической подкрепляющей сцены. Т. о., CPR — аналог своего оперантного двойника, положительного подкрепления. Скрытое положительное подкрепление использовалась для модификации таких беспокоящих форм поведения, как герои новая наркомания, фобии и повышенная чувствительность к боли. По сфере охвата СPR яв-ся наиболее универсальной из всех процедур С. о.

Существует определенное сходство между CPR и систематической десенсибилизацией Дж. Вольпе: опора на воображение, частое использование тренировок релаксации и эффективность в лечении фобий. Из-за этих сходств нек-рые психологи ошибочно считают CPR вариантом десенсибилизации. Однако применимость СPR к более широкому спектру поведения, включая и не содержащие аффективного компонента его формы, а тж рез-ты эксперим. исслед. механизмов CPR, представляют убедительные свидетельства в поддержку оперантной теоретической основы СPR.

Были разраб. еще 4 процедуры С. о.: скрытое моделирование (covert modeling, СМ), скрытое отрицательное подкрепление (covert negative reinforcement, CNR), скрытое угашение (covert extinction, CE) и скрытые издержки реакции (covert response cost, CRC). Во всех случаях процедура С. о. имела в своей основе соотв. оперантный аналог.

Скрытое моделирование яв-ся наиболее тщательно изученной и широко используемой из этих дополнительных процедур. А. Каздин написал обзор исслед. по скрытому моделированию в книге Дж. Сингера и К. Поупа «Сила челов. воображения» (The power of human imagination). Скрытое моделирование нашло применение в ситуациях обучения соц. навыкам и моторному поведению и оказывается особенно полезным для клиентов, испытывающих затруднения с воображением себя в соотв. ситуациях или при реализации определенных видов поведения. В СМ клиент представляет себе, что видит модель, реализующую целевое поведение. Скрытое отрицательное подкрепление может быть альтернативой СPR в случаях, когда клиенты затрудняются представить себе, что с ними происходит что-нибудь приятное. В CNR клиент начинает с визуализации аверсивной сцены, а затем переключается на сцену того поведения, к-рое подлежит улучшению. В процедуре скрытых издержек реакции, являющейся полезным дополнением скрытой сенсибилизации, клиент представляет себе потерю подкрепляющего стимула в рез-те неадекватного поведения. Скрытое угашение особенно эффективно в модификации излишествующего поведения, такого как злоупотребление алкоголем и переедание: клиент в этом случае просто представляет себя реализующим целевое поведение без ожидаемого рез-та.

Несмотря на то что процедуры С. о. обычно требуют от поведенческого терапевта предварительного обучения клиентов, они могут впоследствии легко переводиться на уровень самоконтроля, позволяя тем самым клиенту приобретать большую независимость от терапевта. Одним из таких приложений, иллюстрирующих способ комбинирования отдельных процедур, яв-ся триада самоконтроля (self-control triad, SCT). SCT включает сочетание остановки мыслей, тренировки релаксации и CPR.

Др. способы самоконтроля, использующие С. о., разраб. в индивидуальном порядке, в зависимости от индивидуальных потребностей клиентов и тех видов поведения, к-рые они хотят изменить.

См. также Поведенческая терапия, Когнитивно-поведенческая терапия, Новаторские психотерапии, Психотерапия

Дж. Р. Котела, А. Кёрни

 

Скука (boredom)

 

Хотя С. является эмоцией, к-рую, вероятно, испытывал каждый из нас, она вызывала к себе меньший исследовательский интерес по сравнению с такими эмоциями, как депрессия и гнев.

Существуют важные теорет. основания рассматривать С. как мотивационное понятие, связывающее внутренние чувства и мотивы с условиями среды. Мн. теории связывают С. с вниманием, возбуждением, процессом обработки информ. и стимульной недогрузкой. Согласно наиболее распространенному теорет. подходу, С. возникает в ситуациях с уровнем стимуляции ниже оптимального. При этом теоретики сосредоточиваются либо на внешних факторах, либо на внутренних условиях. Берлайн определял С. как «драйв, к-рый редуцируется в процессе направляемого интересом исследовательского поведения и актуализируется, когда внешняя стимуляция становится слишком редкой или слишком монотонной». В исслед. трудовой деятельности часто придается особое значение внешним условиям, поскольку они влияют на производительность труда. В противоположность этому, Цукерман подчеркивал роль внутренних элементов и рассматривал подверженность С. как компонент модели поиска стимулов (stimulus-seeking model). О'Хэнлон связывает С. с возбуждением, привыканием (габитуацией), усилием (effort) и стрессом. Лэйрд утверждает, что переживание С., по крайней мере отчасти, возникает в результате сознавания себя неспособным направить внимание на что-либо при отсутствии видимых на то причин.

Ксизентмихали исследовал баланс С. и тревоги, рассматривая оба эти состояния как результат несоответствия между требованиями окружения и личной компетентностью. С. возникает в ситуациях, в к-рых способности человека превышают ситуационные возможности для их проявления, в то время как тревога возникает тогда, когда окружение требует от данного человека больше, чем он оказывается в состоянии выполнить или предоставить на данный момент времени. Достижение баланса происходит в «потоке» («flow») или, говоря иначе, в состоянии радостного чувства поглощенности интересной деятельностью. Плутчик в свой структурной модели 8 базовых эмоций определяет С. как близкую к отвращению и раздражению, но более умеренную, а тж граничащую с др. умеренными эмоциями, такими как досада и легкая грусть. Экзистенциалисты различают экзистенциальную С. и невротическую С. В психоаналитическом подходе акцентируются проблемы конфликта или контроля; напр., Феничел утверждает, что С. появляется, «когда нам нельзя делать то, что мы хотим делать, или должны делать то, что мы делать не хотим». Кросс-культурные исслед. тж предлагают возможные направления для изучения С. как одного из важных факторов отношений между индивидуумом и окружающей средой.

Одно направление исслед. представлено экспериментами, в к-рых происходит манипулирование условиями: создается стимульная ситуация, к-рая предположительно вызывает С., напр., дается монотонное задание на вычеркивание определенной буквы на страницах, состоящих из наборов случайных букв. Др. подход подразумевает изучение повседневного опыта; он гл. обр. использовался Ксизентмихали и его сотрудниками. Третий подход состоит в коррелировании показателей оценочных шкал или опросников для измерения С. с др. измерениями или условиями.

При измерении С., как и в случае мн. др. эмоциональных состояний, таких как депрессия или тревога, чаще всего используются различные формы самоотчетов. Поведенческие признаки состояния С. включают зевоту, «потускневшие» глаза, облокачивание, ерзанье на месте и такие признаки невнимания, как рассматривание стен помещения. Противоположные С. эмоции пли состояния включают интерес, энтузиазм, вовлеченность, поглощенность (flow) и оптимальную стимуляцию.

В свою шкалу поиска стимулов Цукерман включил подшкалу подверженности С., к-рая использовалась во многих исслед.

К числу др. (к сожалению, немногих) релевантных измерений можно отнести шкалу склонности к С. (boredom proneness, ВР), 28-пунктовую самооценочную шкалу, к-рая демонстрирует хорошую надежность и достаточную валидность, но не имеет значимых корреляций с подшкалой Цукермана. Воданович и Касс выделили в шкале ВР 5 факторов, оказавшихся во многом концептуально сходными с теми, к-рые рассматривались в литературе: внешняя стимуляция, внутренняя стимуляция, аффективные реакции на С., восприятие времени и ограничивающие условия. Мужчины более подвержены состоянию С., чем женщины; к тому же в склонности к С. наблюдаются культурные различия. Кроме того, показатели по шкале ВР оказались связанными с нежеланием голосовать на выборах и патологическим влечением к азартным играм. В ряде исслед. была обнаружена умеренная взаимосвязь между депрессией и С. Нек-рые межличностные характеристики, такие как одиночество, тж оказываются связанными со С.

Преодоление С. является отдельной областью исслед. Воображение служит одним из способов преодоления однообразия ситуаций, и недостаток воображения может быть связан с показателями ВР. Есть данные, что аддиктивные формы поведения, напр. переедание, используются в качестве способа преодоления С. Робинсон показал, что С. может быть важным фактором школьной успеваемости, и предложил системно-ориентированную модель. Нек-рые клиницисты отмечают, что существует проблема преодоления скуки в ходе психотер. как со стороны пациента, так и со стороны терапевта; С. рассматривается в качестве индикатора проблем в осуществлении переноса и контрпереноса. Установлено тж, что С. является индикатором проблем, связанных с креативностью. Положительная функция С. может заключаться в подготовке индивидуума к выполнению др. деятельности. Несомненно, имеется достаточно свидетельств, указывающих на то, что С. как эмоциональное состояние заслуживает гораздо большего внимания исследователей. Работа по вычленению состояния С. из ряда др. эмоций, установлению ее специфики и встраиванию ее в общую теорию эмоций на сегодняшний день еще далека от своего завершения.

См. также Низкие учебные достижения, Когнитивная сложность, Диспозициональные наборы, Промежуточные переменные, Мотивация, Поиск ощущений

Н. Д. Сандберг

 

Словарные тесты (vocabulary tests)

 

В издании 1994 г. каталога Tests in print IV перечислено 40 англоязычных С. т. (нек-рые не вошли в этот список). Однако подобные перечни яв-ся лишь верхушкой айсберга. Наряду со словарными субтестами многочисленных интеллектуальных тестов и тестов достижений существуют еще разнообразные вербальные тесты, к-рые сильно коррелируют со словарными, требуют знания слов и измеряют во многом ту же самую функцию: словесные аналогии, синонимы—антонимы, классиф. слов и т. п.

С. т. обладают большой привлекательностью. Если бы можно было предположить, что все респонденты выросли в одном и том же общем окружении и имели сходные возможности в пополнении словарного запаса, оценки последнего в таком случае отражали бы способность. Однако большая часть традиционного обучения нацелена на приобретение понятий в специфической области, поэтому увеличение словарного запаса оказывается важным аспектом приобретения знаний. Словарный запас яв-ся базовым компонентом для овладении навыками чтения и письма, а тж необходимой предпосылкой различных форм интеллектуальных усилий.

Высокие интеркорреляции пунктов С. т. имеют следствием высокую надежность этих тестов, измеренную как путем оценки внутренней согласованности, так и методом взаимозаменяемых форм. Эмпирическая валидность С. т. в ситуациях, требующих интеллектуальных способностей, тж имеет тенденцию быть высокой, поскольку мн. интеллектуальные действия почти синонимичны оперированию вербальными понятиями.

См. также Меры интеллекта

Ф. ДюБуа

 

Словарный тест в картинках Пибоди (Peabody picture vocabulary test)

 

Тест Пибоди представляет собой 175-страничный буклет, каждая страница к-рого содержит 4 ил. широко распростр. объектов, таких как игрушки, кухонные принадлежности и животные. Тест проводится следующим образом: экзаменатор наз. стимульное слово (напр., «свеча») и просит испытуемого показать или как-нибудь еще обозначить правильный ответ. Этот тест имеет широкий диапазон измерений. Однако используемые в нем картинки не разделены границами, имеющими ясное психол. истолкование. Тестируемый получает общий показатель в виде числа правильных ответов, к-рый м. б. переведен в стандартный показатель, процентиль и, по желанию, в IQ.

Тест Пибоди отличает не только широкий диапазон измерений, но и многофункциональность. С этим тестом могут с удовольствием работать даже дети с задержками развития. Его можно рассматривать и как тест общего интеллекта на основании того, что (при сохранении постоянными условий проведения) более сообразительные от природы дети, в целом, справляются с ним успешнее, чем менее сообразительные. Тест имеет две формы. Показатели валидности и надежности считаются достаточными для его индивидуального клинического применения, и этот тест часто используют в сочетании с др. тестами, такими как тесты Векслера и Стэнфорд-Бине.

См. также Меры интеллекта

А. Симпкинс

 

Словарь профессий (dictionary of occupational titles, DOT)

 

Разраб. в 1939 г. Службой занятости Министерства труда США (U.S. Department of Labor's Employment Service), С. п. предоставляет стандартизованную информ. о профессиях, являющуюся полезным подспорьем для частных лиц и специалистов в процессе поиска работы. С. п. включает чрезвычайно широкое разнообразие профессий в отношении всего спектра направлений, по к-рым ведется трудоустройство службами занятости США.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных