Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Терапия фолиевой кислотой 3 страница




Разделы словаря содержат описания примерно 40 000 профессий, охватывающие почти все виды деятельности в экономике США. Поскольку он группирует профессии в рамках единой классификационной системы, опирающейся на то, как различные виды деятельности связаны с их задачами и требованиями, он оказывается чрезвычайно полезным в качестве инструмента трудоустройства. Он помогает работникам отделов кадров сравнивать имеющиеся рабочие умения с требованиями профессии.

Система представления информ. обладает множеством очень полезных свойств. С. п. может, напр., определить задачи, к-рые, вероятно, придется выполнять работникам в конкретной профессии; виды машин или инструментов, к-рые, вероятно, будут при этом использоваться; количество самостоятельных решений, к-рые работнику, вероятно, придется принимать в своей деятельности; и рабочую среду, в к-рой она, вероятно, будет реализовываться.

См. также Профконсультирование, Профессиографический анализ

С. Г. Осипов

 

Служба тестирования в образовании (education testing service)

 

В декабре 1947 г. Совет регентов ун-та штата Нью-Йорк (New York State Board of Regents) дал разрешение на создание Службы тестирования в образовании (СТО) — некоммерческой корпорации, к-рой передавались функции тестирования, выполнявшиеся ранее Советом по вступительным экзаменам в колледжи (College Entrance Examination Board), корпорацией Карнеги (Carnegie Corporation) и Федеральным советом по народному образованию. Среди пяти основателей СТО были Г. Чонси, бывший декан Гарвардского ун-та и инспектор ВМС США, и Д. Джозефс, бывший президент корпорации Карнеги. Деятельность новой корпорации была посвящена обслуживанию образовательных и правительственных учреждений, к-рые она снабжала тестами и предоставляла связанные с ними услуги, а тж распространению и развитию теории и методов тестирования через орг-цию н.-и. работы.

С момента своего основания СТО выросла в невероятной степени и расширилась от главного представительства в Принстоне (штат Нью-Джерси) до неск. региональных представительств в США и 5000 центров тестирования, 400 из к-рых находятся в др. странах. 90% доходов корпорации поступает за счет проведения тестирования, включающего программы учеб. тестирования на всех образовательных уровнях — от начальной и средней школы до аспирантуры и профессиональных школ. Безусловно, наибольший объем в практике тестирования занимает проведение Теста академических способностей (Scholastic Aptitude Test, SAT) и Предварительного SAT/Национального квалификационного теста для получения стипендии (Preliminary SAT / National Merit Scholarship Qualifying Test), в к-рых ежегодно принимают участие в качестве кандидатов более млн уч-ся. СТО, вместе с АСТ-программой — сходной, хотя и меньшей орг-цией, отвечают за отбор большей части абитуриентов и кандидатов на получение стипендии в США. В добавление к этому, такие программы СТО, как Вступительный тест для юридич. школ (Law School Admission Test), Тест для поступающих в аспирантуру по направлению «менеджмент» (Graduate Management Admission Test) и Письменные экзамены для аспирантов (Graduate Record Examination), широко применяются в аспирантурах и профессиональных школах для отбора кандидатов. Тест по английскому языку как иностранному (TOEFL) помогает колледжам и ун-там определить, владеют ли иностранные студенты английским языком на уровне, достаточном для поступления в высшие учеб. заведения США. СТО тж разраб. тесты для профессиональной аттестации, такие как Гос. экзамен для учителей (National Teacher Examination) и тесты достижений по самым разным предметам в рамках своих программ Опережающего отбора и экзаменов университетского уровня (Advanced Placement and College Level Examination programs).

Начиная с 1960-х гг., из различных источников все чаще стали звучать обвинения в адрес СТО в том, что своими программами тестирования она закрывает путь к поступлению в высшие учеб. заведения тысячам кандидатов. Эта критика касалась якобы недостаточной прогностической валидности у таких тестов, как SAT, необоснованно высокого веса, придаваемого тестовым показателям при принятии решений о зачислении, и излишне жестких защитных мер, применяемых при проведении таких тестов. Одним из рез-тов этой критики стало введение в силу в 1970-х гг. в штатах Калифорния и Нью-Йорк закона, регулирующего раскрытие информ. о тестах и тестировании. На неск. конференциях СТО решительно отстаивала право на свою деятельность.

Помимо проведения академических тестов, СТО предоставляет ряд услуг образовательным центрам. Сюда входят сбор информ. по необходимым финансовым вложениям в стипендиальные программы, выявление кандидатов на поступление в аспирантуру из числа национальных меньшинств, разраб. инструментария для оценки деятельности преподавателей колледжей и работы высших учеб. заведений, предоставление широкого спектра консультационных услуг, нацеленных на совершенствование практики оценивания и преподавания. В 1978 г. с целью координации деятельности с др. государствами было учреждено Междунар. представительство СТО.

Силами своего Центра программ профориентационных и профессиональных измерений (Center for Occupational and Professional Measurement Programs) СТО тж активно включилась в разраб. и проведение тестов в области лицензирования, аттестации, непрерывного образования и самооценки по более чем 50 профессиям и специальностям. СТО размещает у себя одну из крупнейших в мире открытых библиотек тестов, а тж Центр обмена информ. Информационного центра образовательных ресурсов (Educational Resources Information Center (ERIC) Clearinghouse), где собраны неопубликованные исслед. и документы по вопросам тестирования, измерения, оценки, теории научения и развития чел.

Около 8% бюджета СТО отводится на н.-и. деятельность, к-рую проводят исследовательские отделы. Финансируемые СТО, федеральным правительством и различными фондами, эти отделы имеют большой штат специалистов, к-рые проводят фундаментальные и прикл. исслед. по психологии и педагогике.

См. также Тесты академических способностей, Психометрика

С. Урбина

 

Службы системы здравоохранения (health care services)

 

В США система здравоохранения представляет собой сложную смесь отдельных подсистем, каждая из к-рых развивалась отдельно и ориентирована на обслуживание специфических сегментов населения.

В истории развития совр. системы здравоохранения США можно выделить 3 важных периода. Первый начался в середине XIX в., когда стали процветать большие больницы. Развитие больниц символизировало институционализацию здравоохранения в стране.

Начало второго периода приходится на конец XIX—начало XX в., с введением научного метода в медицину. До этого времени медицина представляла собой свободное собрание недоказанных обобщений и добрых намерений.

Перед Второй мировой войной США прошли бурный период соц., политического и технологического развития, с к-рым завершился второй этап развития здравоохранения. Научный прогресс продолжался, параллельно ему повышался интерес к соц. и организационной структуре здравоохранения. В это время внимание было в первую очередь обращено на финансирование здравоохранения и развитие мед. страхования. О повышении сосредоточения власти в федеральном правительстве свидетельствуют Закон о строительстве и контроле больниц (Hospital Survey and Construction Act), огромное бюджетное финансирование исслед. в Национальном ин-те здоровья и вступление в силу системы мед. страхования «Медикэр».

Полная система здравоохранения состоит из мн. служб. Каждая отдельная, частная система здравоохранения предоставляет различные услуги с различным уровнем интенсивности. Системы, предоставляющие обслуживание, м. б. формально или неформально организованы. Вне зависимости от типа системы или типа финансирования учреждений здравоохранения, существование осн. перечисленных далее элементов необходимо для того, чтобы обслуживаемое население смогло максимальным образом реализовать свой челов. потенциал.

Службы общественного здоровья и профилактической медицины имеют целью защиту пищи, воды, воздуха, дорог и окружающей среды. Специфической функцией яв-ся профилактика определенных заболеваний, включая вакцинирование от полиомиелита и различных детских инфекций. Выполняется тж и общая функция санитарно-просветительской работы среди населения.

Служба скорой помощи предоставляется для решения ургентных (неотложных) мед. проблем, простых или серьезных. Это включает срочную транспортировку, наличие подготовленного парамедицинского персонала, стационарных отделений «скорой помощи» и различных др. кадровых и институциональных средств.

Службы неургентной амбулаторной помощи обслуживают больных, состояние к-рых требует знач. более высокой профессиональной подготовки. Среди требуемых — навыки диагностики, мед. лечения и детальное знание диагностических тестов и лекарственных средств.

Простое стационарное обслуживание обеспечивает кратковременную госпитализацию с акцентом на технические и кадровые ресурсы, необходимые для решения проблем больного за короткий промежуток времени.

Сложное стационарное обслуживание обеспечивает лечение заболеваний, требующих гораздо более сложного, серьезного и продолжительного лечения в стационаре. Предоставляемые услуги более сложны, технически совершенны и дороги. Они требуют участия мн. высококвалифицированных специалистов из различных областей медицины.

Долговременное постоянное обслуживание и реабилитация необходимы в лечении нек-рых заболеваний но завершении интенсивной терапии в остром периоде. Это лечение может длиться неск. недель или лет, оно начинается в больнице и продолжается в учреждении долговременного содержания. Службы ориентированы на обслуживание средним медперсоналом, лечебную физкультуру, эмоциональную поддержку, решение соц. проблем, связанных с финансами, проживанием и семейными отношениями.

Обслуживание в связи с соц., эмоциональными проблемами и проблемами развития обычно требует широкого спектра учреждений. Эти службы предоставляют полную долговременную поддержку в повседневной жизни в большей степени, чем обычные врачебные или стационарные службы, ориентированные на лечение острых соматических состояний.

Транспортировка должна быть в распоряжении служб «скорой помощи» для обездвиженных пациентов или для малообеспеченных больных, не имеющих возможности воспользоваться услугами системы без предоставления им транспорта.

Финансовая компенсация инвалидности тж необходима. Общая результативность мед. обслуживания зависит не только от технической оснащенности служб здравоохранения. Процесс выздоровления больных может потребовать финансовой поддержки, необходимой для возобновления их прежнего стиля жизни.

См. также Первичная профилактика психопатологии, Право на получение лечения

Р. Т. Джубилато

 

Службы «горячих линий» (hot line services)

 

С. г. л. дают определенным группам населения возможность беспрепятственно и анонимно связаться с психол. консультационной службой, где в роли консультанта обычно выступает специально обученный волонтер или парапрофессионал. Изначально телефонные консультационные службы создавались для оказания помощи в экстренных ситуациях. Впоследствии их функции расширились и в настоящее время включают услуги по предоставлению информ., в т. ч. о возможных источниках получения помощи. Кроме того, в С. г. л. общественных центров психич. здоровья и консультационных центров колледжей сочувственно выслушивают тех, кто обращается по поводу любых, даже незначительных, проблем.

С. г. л. используют совр. технологии для решения проблем, вызванных издержками технократической культуры, в частности обезличенностъю общения и затрудненностью личных контактов. Использование телефона придает процессу консультирования нек-рые уникальные свойства, позволяет обеспечить анонимность консультанта и обратившегося за помощью, а тж возможность в случае необходимости направить по данному адресу соотв. специалистов.

Исторически С. г. л. делали акцент на более эффективном использовании профессионалов в роли консультантов и супервизоров, вместе с тем пользуясь услугами парапрофессионалов, имевших сходный опыт в прошлом. Кроме того, по функциям С. г. л. последовательно приближается к активной модели здравоохранения: их главной задачей в настоящее время яв-ся профилактика, напр., суицидов, в т. ч. посредством повышения соц. компетентности лиц из групп риска и развития у них навыков совладания со стрессом.

См. также Консультирование, Профилактика суицида, Ограниченная по времени психотерапия

К. Шапиро

 

Слуховая различительная способность (auditory discrimination)

 

Звуковые волны имеют длительность и м. б. описаны с помощью трех физ. характеристик: частоты, интенсивности и фазы. Слуховая система с ее анатомич. и нейрофизиологическими функциями не только способна обнаруживать акустические раздражители, но и анализировать их надпороговые различия по этим характеристикам в качестве основания для дифференциации раздражителей.

В границах типичного диапазона нормального слуха — примерно от 20 до 20 000 Гц — звуки разной частоты слышны в полной тишине неодинаково. Частоты в области от 1000 до 2000 Гц слышны при меньшей интенсивности сигнала; при выходе за границы этой области происходит незначительное повышение порогового уровня звукового давления в случае продвижения к верхней границе слышимого диапазона, но заметно его повышение для частот, приближающихся к нижней границе этого диапазона.

При частоте чистого тона ниже 1000 Гц челов. ухо различает абсолютные изменения до 3 Гц; при частоте чистого тона выше 1000 Гц испытуемый может точно сообщить об абсолютных изменениях, составляющих 0,2—0,3% от частоты тестового стимула. Наименьшее абсолютное изменение частоты, к-рое м. б. выявлено, принято называть едва заметным различием (ЕЗР, или Δ f). Эта величина м. б. выражена через относительное изменение частоты, Δ f / f а, где f — частота тестового тона. При частотах выше 1000 Гц величина Δ f / f (отношение Вебера) остается постоянной и составляет приблизительно 0,003; в области частот ниже 1000 Гц отношение Вебера возрастает по мере уменьшения частоты. Т. о., ухо менее чувствительно к изменениям низкочастотных тонов. Различение частоты улучшается по мере увеличения интенсивности тестового тона над порогом, с очень большими декрементами ЕЗР при частотах выше 2000 Гц. Существует по меньшей мере 1500 ЕЗР в частоте между нижней и верхней границами слышимого диапазона, при заданном значении порогового уровня звукового давления.

Различение двух тонов по интенсивности зависит от их частоты. Величина ЕЗР в интенсивности (Δ I) минимальна в диапазоне частот наибольшей слуховой чувствительности, т. е. в районе 2000 Гц. По мере отклонения частоты вверх и вниз от этого диапазона, величина Δ I постепенно возрастает, особенно для низких частот. Когда частота тона поддерживается постоянной, ΔI заметно снижается, как только интенсивность тестового тона превышает порог. Отношение Вебера (Δ I / I) не яв-ся постоянным, а варьирует от 1/20 для тона 2500 Гц на уровне 100 дБ выше порога до 7,5 для тона 35 Гц на уровне 5 дБ выше порога.

Для тона 1000 Гц и межушном фазовом угле (Θ) 45° испытуемый может обнаружить изменение (ΔΘ) примерно в 3°. Для частот до 900 Гц ΔΘ остается постоянной, но при возрастании частоты свыше 1000 Гц и изменении в от 0 до 180° или от 360 до 180° величина ΔΘ возрастает примерно до 30° при частоте 2000 Гц.

Что касается времени (t) звучания, отношение Вебера (Δ t / t) не является постоянным; оно уменьшается с увеличением длительности стандартного сигнала. Для тонов со значениями t от 0,4 мс до 4 мс отношение Вебера быстро уменьшается с 2,0 до 0,4; при изменении длительности стандартного сигнала от 4,0 до 400 мс отношение Вебера продолжает уменьшаться, но не так заметно. Поскольку способность различать неск. следующих один за др. звуковых сигналов определяется наличием между ними интервалов тишины, пара щелчков при моноуральном предъявлении, по данным С. М. Авеля, м. б. воспринята на слух как два сигнала, если интервал между ними составляет не менее 3—6 мс.

Объем относится к субъективной оценке размера или протяженности звука (не громкости) и зависит от частоты и интенсивности. Низкочастотные звуки субъективно воспринимаются как занимающие больший объем, а высокочастотные — как занимающие меньший объем. По мере увеличения интенсивности объем низкочастотных звуков растет медленно, а высокочастотных — гораздо быстрее. При значительной интенсивности все звуки независимо от частоты кажутся равными по объему.

Тоны могут оцениваться с т. зр. их плотности или насыщенности независимо от высоты, громкости и объема. Плотность относится к субъективной оценке концентрированности, резкости или жесткости звука. Громкие высокочастотные звуки кажутся более плотными по сравнению с тихими низкочастотными.

Качество чистых тонов, к-рое придаст им сходство с гласными звуками, получило назв. вокальности. Напр., тон 263 Гц напоминает по звучанию гласную «и» в слове «true»; тон 1053 Гц звучит как «а» в слове «father», а тон 4200 Гц воспринимается на слух как гласная «г» в слове «machine».

См. также Нарушения слуха, Локализация звука, Слуховое восприятие, Ухо

Дж. Ф. Корсо

 

Слуховое восприятие (auditory perception)

 

Процесс С. в. включает выработку поведенческих реакций на простые и сложные акустические стимулы: чистые тона, музыку, речь и шум.

Чистый тон — это звук, при к-ром изменение звукового давления определяется простой синусоидальной функцией времени; он м. б. описан через параметры частоты, амплитуды, фазы. Физ. изменения на континууме частоты от низкой до высокой вызывают соотв. психол. изменения высоты звука, а изменения физ. амплитуды связаны непосредственно с психол. громкостью. Вместе с тем на восприятие высоты звука дополнительно влияет интенсивность и длительность, а на воспринимаемую громкость — частота и длительность акустического стимула. Чистые тона могут тж различаться по таким психол. измерениям, как объем, плотность и вокальность.

Музыкальные топа — это сложные звуки, образованные периодически повторяющимися колебаниями, к-рые можно описать через осн. частоту и кратные ей частоты (гармоники или обертоны), с учетом их относительных амплитуд и фазовых соотношений. По мере возрастания осн. частоты в сложном звуке с 20 до 5000 Гц монотонно растет и высота тона. Музыкальные звуки, разделенные октавой, воспринимаются как сходные по окраске тона.

Сложные, изменяющихся во времени колебания звукового давления образуют речевые звуки, входящие в состав слов, к-рые воспринимаются и понимаются на основе их акустических свойств и лингв. контекста. Напр., в английском языке существуют 15 фонем с гласными звуками и 24 фонемы с согласными, каждая из к-рых имеет дифференциальные акустические признаки. На их основе образуются все слова. Разные части каждого слова содержат различные полосы частот (формантные зоны) с соотв. (различающимися) энергетическими характеристиками. Область осн. речевых частот лежит в диапазоне от 125 до 3500 Гц. В разговорной речи практически отсутствуют четкие границы между словами, однако знание языка позволяет слушателю придавать значение речевым звукам; это вызывает сегментацию (воспринимаемое деление) речевого потока на слова. Правильно семантически и синтаксически образованные предложения понять гораздо проще.

Шум — это сложный звук, образованный многочисленными частотами и характеризующийся отсутствием периодичности изменений звукового давления во времени. Когда эти частоты охватывают широкую часть спектра слышимых частот, в рез-те возникает т. н. «белый шум», воспринимаемый на слух как шум вырывающегося пара. Раздражающее действие шума определяется преим. его высокочастотной составляющей и ее относительной интенсивностью в сочетании с такими характеристиками шума, как непрерывность/прерывистость.

См. также Локализация звука, Нарушения слуха, Слуховая различительная способность, Ухо

Дж. Ф. Корсо

 

Случайные числа (random numbers)

 

С. ч. — это числа, генерируемые посредством случайного процесса, к-рый порождает любое число т. о., что каждая из десяти цифр (0, 1, 2,... 9) имеет разную возможность оказаться в его составе. В общем, вероятность появления любой конкретной последовательности С. ч., состоящей из п цифр, равна 0,1n. Таблицы С. ч. легко доступны и публикуются в виде приложения в большинстве учебников стат.

Психологи часто пользуются С. ч. для решения разных задач. Напр., можно сформировать случайную выборку, нумеруя потенциальных испытуемых в совокупности, а затем отбирая на основе таблицы С. ч. реальных испытуемых для включения в ее состав. Такой случайный процесс гарантировал бы получение случайной (непредвзятой) выборки — необходимого, по существу, условия всех видов статистического анализа.

С. ч. тж могут использоваться для распределения испытуемых по группам (соответственно условиям) в эксперименте, для выбора уровней предъявления независимой переменной или для эмпирического построения выборочных распределений статистик путем случайного извлечения выборок из совокупности с известным распределением.

См. также Вероятность, Статистика в психологии

М. Эллин

 

Смертельно больные люди (terminaly ill people)

 

Как свидетельствует история, во всех областях медицины психосоциальному уходу за умирающим больным уделялось мало внимания. Однако в 1960—70-е гг. наблюдалось заметное повышение интереса ко всем аспектам заболеваний с летальным исходом, в т. ч. к реакциям больного, уходу за умирающим и реакциям близких людей на болезнь и смерть пациента.

Кюблер-Росс описывает 5 эмоциональных «этапов», к-рые смертельно больной чел. проходит обычно в следующей последовательности: сначала отрицание и изоляция, сменяющиеся гневом; затем торг, депрессия и, наконец, принятие. Однако, в зависимости от индивидуальных характеристик пациента, мн. из этих эмоциональных этапов могут перекрывать друг друга по времени или переживаться одновременно. Д. Перец интерпретирует индивидуальные различия в способах совладания и реакции на смерть как рез-т устойчивого психол. стиля индивидуума.

В настоящее время в США работа строится по образцу моделей, используемых в Англии, где организуются хосписы для специального ухода за С. б. л. В хосписе обеспечивается обстановка, сходная с домашней, где предоставляется мед. обслуживание и психол. консультирование больным и членам их семей. Программа хосписа ориентирована на эмоции больного, его желания и установки по отношению к смерти, а не на типичные госпитальные проблемы соматической терапии. Такие программы обеспечивают тж ценную эмоциональную поддержку семьям, в т. ч. и после смерти пациента, способствующую выражению и пониманию сложных эмоций, связанных с процессом смерти и умирания.

См. также Хосписы, Утрата и скорбь, Танатология

Р. Д. Фелнер

 

Смещение результатов тестирования, связанное с расовыми (этническими) различиями (race bias in testing)

 

С. р. т., связанное с расовыми (этническими) различиями, представляют собой наиболее общую форму гипотезы о систематической ошибке теста, обусловленной культурными факторами, состоящую в утверждении, что отличия показателей умственных тестов у расовых и этнических групп яв-ся рез-том внутренних дефектов самих тестов. Различия в средних оценках у рас отсюда интерпретируются как артефакты теста, совершенно не отражающие к.-л. реальных различий в умственных способностях или навыках.

Различия в средних оценках у разных рас яв-ся одним из наиболее хорошо изученных феноменов в психол. исслед. индивидуальных различий. Первоначальные объяснения таких различий состояли в том, что они вносятся людьми, выросшими в сильно различающихся условиях, с более низкими оценками у групп, испытывавших сравнительную депривацию в отношении количества и качества стимуляции, получаемой ими в годы формирования их личности, или, напротив, что более низкие оценки у групп отражают различия в генетическом потенциале к интеллектуальному функционированию. Более совр. подход к объяснению таких различий связан с учетом взаимодействия генетических и средовых факторов. Хотя гипотеза о С. р. т., связанном с расовыми различиями, существовала как потенциальное объяснение, по крайней мере с тех пор, как она была сформулирована С. Бартом в серии публиковавшихся на протяжении ряда лет статей по этому вопросу, она не принималась широко в качестве серьезной гипотезы до конца 1960-х гг., когда Ассоц. черных психологов (Association of Black Psychologists, АВР) не призвала к мораторию на использование психол. тестов в отношении обучающихся категорий меньшинств и неимущих студентов.

Эти акции АВР повлекли за собой ряд чрезвычайно позитивных последствий. До призыва к мораторию на тестирование меньшинств в данной области практически не проводилось исслед. Позиция АВР побудила большинство исследователей к выдвижению гипотезы о систематической ошибке тестов в качестве осн. объяснения расовых различий в интеллекте. В ответ на этот призыв о моратории, Научный совет Американской психол. ассоц. (American Psychological Association Board of Scientific Affairs) образовал комитет по изучению применения тестов к категориями неимущих студентов.

Исслед. С. р. т., связанного с расовыми различиями, были и остаются важной задачей психологии и об-ва в целом. Систематические ошибки тестов, обусловленные культурными факторами, сегодня яв-ся, вероятно, одной из наиболее актуальных научных проблем, стоящих перед психологией. Если эта гипотеза в конечном итоге докажет свою правоту, то рез-ты продолжавшихся на протяжении 100 лет исслед. в области психологии индивидуальных различий должны быть признаны артефактами, или по крайней мере смешанными, поскольку такие исслед. опираются на стандартную психометрическую методологию. Систематические ошибки тестов, связанные с расовыми различиями, — это не только проблема для открытого научного обсуждения, но и юридич. проблема. Два важных судебных решения привели к созданию прецедентов конфликтующих мнений в отношении этой проблемы.

По сравнению с концом 1960-х гг., сегодня не существует дефицита в отношении исслед. С. р. т., связанного с расовыми различиями. По большей части, эти исслед. не оказали поддержки гипотезе о необъективности тестов, установив, что: а) тщательно разраб., хорошо стандартизованные образовательные и психол. тесты сходным образом прогнозируют будущую успешность популяций граждан, родившихся в США, независимо от их расовой и этнической принадлежности; б) внутренняя психометрическая структура этих тестов сохраняет свою инвариантность в отношении рас; в) содержание этих тестов в равной степени приемлемо для этих различных групп.

Будучи одной из наиболее противоречивых и острых эмоциональных проблем в психологии, проблема расовых предубеждений в тестировании не может разрешиться исключительно на основе объективных научных исслед. и беспристрастных фактов уже в силу того, что сама история тестирования свидетельствует о бесспорном злоупотреблении тестами в их прошлом использовании с группами меньшинств. Поэтому необходимо уделять особое внимание гарантиям того, что эти ошибки и злоупотребления прошлого преодолеваются «интеллектуальным тестированием».

См. также Культурно-свободные тесты, Наследуемость, Расовые различия

С. Р. Рейнолдс

 

Смещение (displacement)

 

С. агрессии указывает на перенаправление вредоносного поведения с первичной на вторичную мишень или жертву. Ранняя теория С. была предложена З. Фрейдом в его книге «По ту сторону принципа удовольствия». Фрейд полагал, что людям свойственно нападать на источники фрустрации, но, если конкретный чел. не в состоянии атаковать такой источник, поскольку данная мишень недостижима или слишком могущественна, жертвой его накапливающейся ярости может стать заместительная мишень. Этот механизм объяснял иррациональное поведение. Фрустрация накапливается как признак внутреннего напряжения и сбрасывается, когда индивидуум выражает агрессию к мишени. Постулируется, что количество агрессии прямо пропорционально накопленной внутренней энергии. Внезапное высвобождение энергии через акт агрессии наз. катарсисом.

Согласно Долларду и его коллегам, агрессивное поведение следует рассматривать, подобно любому др. поведению, как подчиняющееся законам научения. Когда чел. направляет агрессивную реакцию на фрустрирующий фактор и она оказывается успешной в устранении барьера к достижению цели, агрессия подкрепляется. Вероятность возвращения реакции повышается при повторном попадании в сходную ситуацию. Т. о., вместо вызывания катарсиса и снижения агрессивной тенденции успех способен повысить вероятность причинения вреда.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных