Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Схема психологической системы В. Вундта 3 страница




Одним из первых заметил признаки таких расстройств среди своих состоятельных и образованных пациенток выдающийся французский психиатр Жан Мартен Шарко, возглавивший с 1864 года всемирно известную женскую психиатрическую клинику Саль Петриер в Париже. Именно здесь, в стенах своей клиники, он впервые в 1885 году обратил внимание стажировавшегося у него молодого врача Зигмунда Фрейда на сексуальную обусловленность многих, казавшихся непонятными, заболеваний у молодых женщин.

На рубеже 19 и 20 веков с необходимостью идущий вслед за ростом образованности и социальной независимости женщин кризис брачно-семейных отношений уже ясно осознавался обществом. Рост числа разводов, резкое снижение рождаемости и распространение психических расстройств на сексуальной почве в образованных слоях населения - все это живо обсуждалось в литературе, прессе и научных кругах. Многие представители интеллектуальной элиты либерального толка с жаром отстаивали идею полной женской эмансипации и призывали к снятию всех моральных запретов на проявление женской сексуальности – грядущей «сексуальной революции».

Собственно совокупность этих явлений и стала питательной средой, благодаря которой весьма кстати появившееся учение Фрейда начало завоевывать мир.

Глубинная психология Фрейда, как и глубинная психология Платона, содержала в своей основе несколько важнейших принципов, принимаемых, практически, бездоказательно. Прежде всего, это был постулат о роли бессознательного в психической жизни человека и постулат о существовании особой психической энергии – либидо. Сознание, по образному выражению Фрейда, лишь видимая часть айсберга. Важнейшая часть психики, как подводная часть айсберга, скрыта от сознания и содержит в себе побудительные силы поведения человека.

Психическая энергия проявляет себя прямо в стремлениях, направленных на самосохранение индивида и развитие вида (влечение к размножению), и косвенно, в стремлениях разрушению, агрессии против препятствий для выживания и развития своего вида, включая и агрессию, направленную на самого себя. Последний момент, связанный с агрессией и аутоагрессией формировался в представлениях Фрейда не сразу, лишь постепенно отвоевывая себе позиции, по мере того как Фрейд, наблюдая великие общественные кризисы (первая мировая война) и переживая личные трагедии, убеждался в том, что различные формы агрессии есть оборотная сторона стремления к развитию жизни.

Собственно структура представлений Фрейда о психической жизни человека не выглядит сложной. В структуре человеческой личности Фрейд выделяет три инстанции: оно (ид) – это и есть глубинная, бессознательная часть личности, существующая с момента рождения и наполненная сексуальной энергией продолжения рода и

 

Фрейд (Freud) Зигмунд

(1856 - 1939)

Знаменитый психолог и психиатр; основоположник психоанализа. Родился в Австро-Венгрии в семье торговца сукном, закончил медицинский факультет Венского университета. Получил степень доктора медицины в 1881 г., В течение ряда лет работал клиническим неврологом и преподавал в Венском университете. В 1885 несколько месяцев стажировался в Париже в клинике Ж.М. Шарко, где впервые познакомился с влиянием сексуальных проблем на соматическое состояние пациентов. После возвращения в Вену Фрейд переходит в частную клинику д-ра И. Брейера, где успешно занимается лечением неврозов с помощью предложенного им метода психоанализа. В 1895 г. выходит их совместная работа «Исследования по истерии».

В 1896 г. следует разрыв с Брейером, произошедший из-за отказа последнего признать сексуальные проблемы исключительной причиной невротических расстройств. Находясь в состоянии тяжелой депрессии, Фрейд вынужден применять свой метод лечения неврозов по отношению к себе самому. Результаты самонаблюдения были обобщены в принесшей ему известность книге «Толкование сновидений» (1900 г.).

»

»

С 1902 г. Фрейд работал профессором Венского университета. В 1901-1905 гг. он опубликовал еще ряд работ, посвященных методу психоанализа, основанного на технике свободных ассоциаций, анализе ошибочных действий и сновидений как способе проникновения в бессознательное.

В последующие годы его интересы перемещаются в область теоретической психологии и создания общепсихологической теории строения психического аппарата как энергетической системы, в основе динамики которой лежит конфликт между различными уровнями психики, прежде всего — сознанием и стихийными бессознательными влечениями. В этот период растет известность Фрейда, как создателя нового направления в психологии и психиатрии, особенно, после триумфальной поездки в Америку в 1909 г. и создания в 1910 г. международной психоаналитической ассоциации. Однако, в 1911-1914 гг. Фрейда покидают некоторые из его самых способных сподвижников (А. Адлер, К. Юнг).

Под впечатлением итогов первой мировой войны Фрейд пересматривает отдельные части своей теории, вводя в качестве ведущих побудительных сил поведения, наряду с влечением к продолжению жизни, влечение к смерти. Последние годы жизни Фрейда были заполнены попытками обнаружить проявление этих космических сил в мировой культуре и религии. Работы Фрейда были удостоены литературной премии им. Гёте в 1930 г. После захвата Австрии Германией в 1938 г. Фрейд эмигрировал в Великобританию.

 

агрессией. Возрастание энергетического потенциала либидо приводит к повышению напряженности, требующей своей разрядки. Снятие напряженности воспринимается как наслаждение. Таким образом, наслаждение, удовольствие становится главным принципом существования «оно».

Другой частью личности является «сверх-Я» (супер-эго). Если «оно» - это биологическая часть личности, то сверх-Я – ее социальная часть. Исторически эта часть личности появляется вместе с развитием социальных форм жизни. У индивида она формируется прижизненно, по мере усвоения им норм и правил общественных отношений, по сути «оно» - это идеализированный образ личности, такой, каким личность должна была быть, следуй она всем усвоенным нормам общественной морали. Главным принципом существования «оно» становится долг по отношению к обшеству. Однако, создав новую, социальную форму жизни, природа не предусмотрела для ее развития новых источников энергии. Теперь либидо должно приводить в движение два механизма – биологический и социальный. Это порождает непримиримое противоречие между «оно» и «сверх-Я», подобно непримиримому противоречию материального и идеального в учении Платона.

И также как и у Платона, Фрейд предусматривает третью, сознательную инстанцию личности, называя ее «Я» (эго). Это посредник между «оно» и «сверх-Я» или возница человеческой души, по образу Платона. Принцип существования «Я» - рациональность, поиск вечного компромисса между властными требованиями «оно» и моральными нормами «свехр-Я».

Теории личности Фрейда дополняется учением о развитии личности, механизмах ее психологической защиты и методе психоанализа. Во всех этих направлениях Фрейд действует скорее как мудрый наблюдатель жизни и талантливый беллетрист, а не как скрупулезный ученый-экспериментатор. Развитие личности, по Фрейду, подразумевает прохождение ряда психосексуальных стадий: оральной, длящейся от рождения до середины второго года жизни, связанной с получением удовольствия благодаря акту сосания; анальной, длящейся следующие полтора года, на которой ребенок приучается к гигиеническим навыкам и приучается получать удовольствие при своих естественных отправлениях.

Наконец, после трехлетнего возраста наступает фаллическая стадия, когда ребенок начинает получать удовлетворение от созерцания половых органов, собственного и противоположного пола. На этой стадии мальчик переживает так называемый «Эдипов комплекс» (у девочек – комплекс Электры). Смысл этого комплекса – в бессознательной фиксации сексуального влечения на образе ближайшего взрослого противоположного пола, как правило матери у мальчика и отца у девочки. С Эдиповым комплексом Фрейд связывает формирование многих психологических стереотипов, проявляющих себя в жизни взрослого человека, в частности, с формированием идеалов красоты, влияющих на выбор брачного партнера.

После пяти лет, считает Фрейд, ребенок начинает активно познавать мир человеческих отношений. Идет формирование его «сверх-Я». В это период сексуальность переходит в латентную, скрытую стадию которая продолжается до 12 –13 летнего возраста, т. е. до наступления пубертатного периода. С наступлением половой зрелости начинается завершающая развитие генитальная стадия, связанная с усвоением взрослых норм сексуального поведения.

Важной частью теории Фрейда стало учение о способах психологической защиты. Напряженность, не находящая возможности для разрядки, вызывает дискомфортное состояние тревоги, предупреждающее о наличии опасности. Сама по себе тревога (как и боль) является биологически полезным индикатором опасности для организма. Но чрезмерно острое или чрезмерно длительное переживание тревоги приводит к истощению и может явиться причиной болезни. Учитывая это, в процессе эволюции складываются специальные защитные механизмы, предохраняющие личность от переживания тревоги. Эти механизмы играют существенную роль в жизни человека и, становясь привычными, участвуют в формировании его личности. В числе многих механизмов психологической защиты наряду с отрицанием, замещением, регрессией, проекцией и др. Фрейд особенно подчеркивает значение сублимации – перевода энергии либидо из социально неприемлимых импульсов на социально приемлимые цели. Именно благодаря механизму сублимации создаются многие шедевры художественного творчества.

Таким образом, Фрейд, хотя и не формирует подобно Вундту, целостной психологической системы, тем не менее, создает нечто большее: он конструирует свой собственный мир, живущий по своим собственным законам. И его нисколько не заботит, ни то, что этот мир охватывает лишь ограниченную часть психических явлений, ни то, что большинство психологов так никогда и не поверило в его реальность. Сегодня, спустя столетие после появления важнейших работ Фрейда, нельзя не заметить, что психоанализ, конечно, не решил всех важнейших задач психологии и, по существу, остался ее боковой, вполне обособившейся ветвью, но он удивительно удачно нашел свое место в современной западной культуре и, по-видимому, не собирается его никому уступать.

Можно отметить и еще одно обстоятельство, историческое. Разумеется, оно лишь косвенным образом соотносится с личностью Зигмунда Фрейда. Рожденное системным кризисом Европейской культуры, учение Фрейда оказалось единственной психологической концепцией, воспринятой интеллектуальной элитой Западного общества. Однако эта концепция, отталкиваясь от реальных проблем всего Европейского общества, уводила в мир иллюзий, мало способствуя решению этих проблем. Сегодня «биологический кризис» Европейской цивилизации вступил в новую фазу. Теперь коренное население практически всех европейских стран не только сокращается, но оно все более замещается представителями других народов (целые районы Парижа и многих других городов Европы уже заселены и продолжают заселяться представителями народов Азии и Африки). Однако феминизированное общественное мнение Европы с невозмутимостью наблюдает эти процессы, и поддерживает новые программы по дополнительному привлечению эмигрантов из других континентов.

Семнадцать столетий назад феминизированный христианский Рим, где женщины также отказались производить потомство, с той же толерантностью взирал на переполнявшие его толпы вольноотпущенников – вчерашних рабов со всех краев света. А еще через столетие варвары без боя захватили и разрушили великий город. В нем уже не осталось тех, для кого он был исторической родиной и кто хотел бы на его стенах защищать свою, а не чужую культуру. Возможно, проповедуя равенство и ненасилие, предпочитая внутреннее самообновление внешней борьбе, христианские священники той поры и психоаналитики дня сегодняшнего играли и играют одну и ту же историческую роль.

 

7.2. Гештальтпсихология и теория поля

 

В первой трети 20 века большинство психологов разделилось среди многочисленных школ и направлений, каждое из которых по-своему понимало предмет и методы психологической науки. В своем большинстве школы преувеличивали роль того или иного частного аспекта развития психики, что не только затрудняло их взаимопонимание, но, в конечном итоге, неизбежно приводило к самоизоляции. В результате, в то время как, некоторые из школ психологии, например, структурная школа или функционализм, достигнув кратковременного расцвета, вскоре стремительно теряли число своих сторонников; другие направления, например, психоанализ, превращались в подобие религиозного культа. Весьма примечательно, что именно в эти годы появляется новое направление, чьим кредо, напротив, становится общность законов внешнего, физического и внутреннего, психического миров. Этим направлением становится гештальтпсихология, до сих пор оставляющая впечатление некоторой неразгаданности и незавершенности.

Время наибольшего расцвета гештальтпсихологии - двадцатые годы 20 века - эпоха бурного прогресса психологической науки, плодотворное для многих ее отраслей и направлений. Но уже в этот период гештальтпсихология привлекает к себе внимание строгой обоснованностью своих положений, повторяемостью результатов и их независимостью от субъективного фактора, что выгодно отличает эту школу от интроспективной психологии и психоанализа. В то же время гештальтпсихология не замыкалась, подобно бихевиоризму, в поисках корреляционных связей между стимулом и реакцией, отстаивая специфику и приоритетность психологических законов.

Начало этому направлению было положено еще перед первой мировой войной, когда трое исследователей – Макс Вертгеймер, Курт Коффка и Вольфганг Келер предприняли попытку опровергнуть теоретическую концепцию В. Вундта на основе изучения особого рода зрительных иллюзий, названных ими фи-феноменом. Сущность этого феномена заключалась в том, что при определенном времени свечения двух попеременно включающихся источников света (около 60 миллисекунд), возникало впечатление маятникообразного движения света от одного источника к другому. Вертгеймер и его коллеги были убеждены, что обнаруженная иллюзия не поддается объяснению с точки зрения теории Вундта. Ведь согласно их интерпретации концепции Вундта, наблюдатель не мог видеть ничего кроме двух исходных элементов – источников света, с какой бы частотой они не включались.

Возможно, в данном отношении молодые исследователи, самому старшему из которых недавно исполнилось тридцать лет, были слишком увлечены открывающейся перед ними перспективой новой теории. Во-первых, сама иллюзия возникающего движения уже давно была использована братьями Люмьер при создании

 

Вертхеймер (Wertheimer) Макс

(1880 — 1943)

 

Один из основателей и главный теоретик гештальтпсихологии. Родился в Праге, учился в Берлинском университете. В 1904 г. получил докторскую степень в Вюрцбургском университете у О. Кюльпе. Работал в ряде университетов Германии и Центральной Европы. Во время первой мировой войны разрабатывал гидроакустические приборы для немецких подводных лодок. С 1929 г. Вертгеймер работал профессором университета во Франкфурте-на-Майне. С 1933 г. жил в эмиграции, в Нью-Йорке, работая в школе социальных исследований. В 1921 совместно с К. Коффкой и В. Кёлером основал журнал «Психологические исследования», где публиковались работы по гештальтпсихологии. Вертгеймер распространил принципы гештальтпсихологии на процессы мышления, которое объяснял как процесс последовательной смены гештальтов, разных типов видения ситуации под воздействием естественно возникшей или специально поставленной задачи. Решение задачи, согласно Вертгеймеру, наступает при совпадении структуры видения ситуации и объективной структуры самой ситуации.

кинематографа. К тому же, один из «законов психической жизни» Вундта гласил, что в разной системе связей элементы приобретают различные характеристики. В принципе, это позволяло истолковать фи-феномен, как приобретение исходными элементами новых свойств кажущегося движения благодаря соединению их особыми связями (попеременное включение с определенным периодом).

Однако, как показало время, истинное значение проведенного эксперимента состояло не в ниспровержении Вундта, а в утверждении новой, системной по своей сущности, концепции психологии. Ожесточенная полемика гештальтпсихологов со сторонниками взглядов Вундта (а она продолжалась долгое время) лишь подчеркивала родственность их исходных позиций. Причина непримиримости участников полемики скрывалась в общем системном основании обеих школ. При том, однако, что позиция Вундта (и еще более его ученика и последователя Э. Титченера) преувеличивала роль системно-дифференциального фактора, сосредоточив внимание на различиях между элементами сознания, с одной стороны, и сознанием и внешним миром - с другой. Позиция гештальтпсихологии, напротив, концентрировала внимание на упорядочивающем сенсорный состав сознания системно-интегрирующем факторе, и нередко пренебрегала анализом элементов образуемой системы.

Логика гештальтпсихологии заключалась в следующем: считая, что познание представляет отражение одними объектами существенных связей между другими объектами, необходимо признать затруднительное положение, в котором оказывается психология, построенная на самонаблюдении - поскольку ни один природный объект, включая и психику, не может непосредственно отражать самое себя. Поэтому достижения умозрительной и интроспективной психологии настолько ниже достижений естественных наук. Для познания внутренних закономерностей психической жизни необходимо рассматривать их как модели процессов, происходящих в независимо существующем внешнем мире.

Кёлер (Кöhler) Вольфганг

(1887 — 1967)

Выдающийся немецкий психолог, один из основателей гештальтпсихологии. Родился в Таллине. Учился в университетах Берлина, Бонна, Тюбингена на различных факультетах (в т. ч. занимался физикой под руководством М. Планка). Получив в 1909 г. докторскую степень, работал в университете Франкфурта-на-Майне, где вместе с М. Ветргеймером и К. Коффкой заложил основы гештальтпсихологии. В годы первой мировой войны работал на зоологической станции на острове Тенерифе в Атлантическом океане, изучая интеллект человекообразных обезьян. Имеются сведения о том, что работа с приматами была для Келера лишь прикрытием его разведывательной деятельности в интересах Германского генерального штаба. Истинной целью его присутствия на Тенерифе, возможно, был сбор данных о передвижениях кораблей противника, чьи морские коммуникации пролегали поблизости от острова. Хотя Келер в Америке отказывался обсуждать эту тему, известно, что в его лаборатории на Тенерифе находилась мощная радиоаппаратура, разрушенная им после окончания войны.

»

»

Тем не менее, с какими бы целями Келер не прибыл на остров, там он провел классические эксперименты, позволившие установить один из важнейших законов гештальтпсихологии – закон инсайта. Согласно этому закону принятие решения в нестандартной ситуации осуществляется в три этапа: в начале следует попытка решить задачу известными способами (на основе прежнего гештальта); затем наступает этап осознания несостоятельности этих попыток и, как следствие, отказ от деятельности. Смысл этого этапа в разрушении прежнего гештальта, «расчистки строительной площадки». Наконец, когда прежнее восприятие ситуации преодолено, наступает инсайт – внезапное озарение благодаря возникшему новому восприятию ситуации или новому гештальту.

Вернувшись в 1920 г. в Германию, Келер с 1922 г. работал профессором психологии и философии в Гёттингенском и Берлинском университетах, занимал пост директа института психологии в Берлине. В 1929 г. выходит его наиболее важный теоретический труд – «Гештальт психология». Этот, самый плодотворный, период его жизни закончился в 1933 г. со сменой политического руководства Германии и эмиграцией из страны почти всех его коллег. В последующий период, несмотря на попытки новой власти привлечь его на свою сторону, Келер неоднократно публично критиковал руководство Германии за преследование ученых-евреев. В 1935 г. Келер эмигрировал в США, где в течение продолжительного времени работал профессором в колледже г. Принстона.

 

В этой связи эксперимент должен показать адекватность моделей отражаемой реальности.

Такая точка зрения ставила Вертгеймера и его коллег В.Кёлера и К.Коффку перед необходимостью поиска наиболее общих принципов организации объективного мира, являющихся одновременно и психологическими законами. Наиболее важным при этом становится закон образования целостной структуры – гештальта, как в психических процессах восприятия или мышления, так и в физическом мире.

Характерно, что одной из первых работ Кёлера является монография “Физические гештальты в покое и стационарном состоянии”. Нередко, упоминая эту работу Келера, авторы психологических обзоров усматривают в ней лишь подтверждение “физикалистского редукционизма гештальтпсихологов”, упуская из виду, что без доказательства действенности принципа гештальта в физическом мире вся гештальтпсихология вырождалась бы в глазах ее создателей в бездоказательную схему. Обращение к миру физических явлений с их позиции не только закономерно, но и необходимо, ведь только установив принципы организации физического мира можно приблизиться к пониманию сущности психических процессов.

Одним из самых плодотворных исследователей, чьи идеи непосредственно вытекали из психологии гештальта и продолжали ее, был Курт Левин. Для него казалось более важным не прямое заимствование у точных наук приемов и способов описания действительности, а восприятие их стиля мышления.

Модифицируя мысль О. Конта о стадиях развития науки, Левин выделял в качестве первой стадии «спекулятивную» науку, основывающую свое знание о мире на нескольких универсальных догматах. Затем, считал Левин, наступает описательная стадия, задачей которой является регистрация фактов или элементов научного знания. Последняя стадия – конструктивная. На этой стадии наука

 

Левин (Lewin) Курт

(1890 - 1947)

Один из наиболее талантливых психологов 20 века. Родился в Германии, получил образование в нескольких немецких университетах, где наряду с психологией изучал физику и математику. В 1914 г. защитил докторскую диссертацию. Служил в германской армии в годы первой мировой войны, был ранен и награжден железным крестом. С 1920 г. преподавал в Берлинском университете. С 1926 по 1933 г. Левин был профессором этого университета. В Берлинский период жизни Левин разрабатывает основные положения теории поля. Под его руководством проводится ряд классических экспериментальных исследований по изучению эффекта незавершенного действия (Б.В Зейгарник), уровня притязаний и др.

Смена политического режима в Германии в 1933 вынуждает К. Левина эмигрировать в США, где до 1944 г. он работал в различных университетах страны, занимаясь, преимущественно, социальной психологией. В 1945 г. Левин организовал и возглавил исследовательский центр групповой динамики Массачусетсского технологического института. Там он работал до конца жизни, а заложенная им программа исследований продолжала выполняться на протяжении еще многих лет.

 

раскрывает фундаментальные законы, не только объясняющие мир, но и позволяющие прогнозировать частные и единичные явления.

Ключевым понятием теории К. Левина стало фундаментальное физическое понятие о динамическом поле, каждый элемент которого находится во взаимосвязи с другими элементами и характеризуется определенной напряженностью. Причем поле, пребывающее в стационарном состоянии, характеризуется балансом напряженностей составляющих его элементов, и нарушение этого баланса приводит в действие механизмы восстановления баланса.

Вклад К. Левина в развитие собственно психологической проблематики сосредоточился, в основном, в области изучения мотивационных процессов, на которые он распространяет понятие динамического поля. Согласно его теории в основе любой человеческой активности лежат потребности, которые могут быть как биологического, так и социального происхождения, образуясь в актуальной ситуации благодаря интересам, целям и намерениям личности. Последний класс потребностей Левин назвал квазипотребностями. Потребности и квазипотребности создают особое психологическое поле, с присущей ему напряженностью. Удовлетворение потребности представляет собой разрядку напряженности. Любые предметы, оказавшиеся в психологическом поле, нарушают баланс напряженностей и либо притягивают к себе (положительная валентность), либо отталкивают (отрицательная валентность).

Исходя из этих базовых представлений, К. Левин развил стройную психологическую концепцию, позволившую ему и его ученикам оригинальным образом сформулировать и решить целый ряд важных психологических задач, включая проблемы волевого и полевого поведения, запоминания завершенного и незавершенного действия и т.п.

Тем не менее, завершить создание целостной психологической теории, гештальтпсихология не сумела. Но, несмотря на это и уже отмеченный недостаток внимания к анализу элементов образуемой системы и связей между этими элементами, гештальтпсихологи оказались одними из первых, кто теоретически и экспериментально доказал универсально-системный характер природных закономерностей. Не случайно их исследования во многом определили взгляды основателей нового системного направления в науке от Л. фон Берталанфи до Н. Винера.

Сама гештальтпсихология разделила судьбу большинства других школ психологии, вступив с середины 30-х годов в фазу своего постепенного угасания. Не будучи отвергнутой как несостоятельное научное направление, она стала жертвой социальных катаклизмов 20 века. Прагматичная культура американских университетов, на которую в этот период Вертгеймер, Коффка и Кёлер были вынуждены сменить привычную среду классического немецкого университета, оказалась недостаточно восприимчивой к весьма сложным теоретическим конструктам этих исследователей. Более того, непривычная терминология гештальтистов, использование ими понятий типа “психологического поля”, нередко вызывало недоверие позитивистски настроенных американских ученых, порождая подозрение в спекуляциях на модной физической терминологии. Примером этому может служить резкая критика использования понятие поля вне физической науки, данная «отцом» американской атомной бомбы, знаменитым физиком Робертом Оппенгеймером. Об этом случае рассказывает в своей «Истории психологии» М.Г. Ярошевский. Он замечает, что когда, выступая на собрании Американской психологической ассоциации, Оппенгеймер сказал, что науке известна физическая теория поля, но с термином «психологическое поле» он никакой идеи соединить не может, в зале раздались смех и аплодисменты.

К сожалению, все эти неблагоприятные обстоятельства не позволили гештальтпсихологам завершить построение целостной психологической системы, хотя предпосылок для этого у них, возможно, было больше чем у представителей любой другой школы психологии. В итоге, в середине 20 века, вскоре после завершения научной деятельности признанных лидеров гештальтизма - Вертгеймера, Коффки, Левина - продуктивная работа созданной ими школы замирает.

 

 

***

 

По прошествию почти столетия может показаться, что напряженная теоретическая работа в психологии в конце 19 – начале 20 веков закончилась почти безрезультатно: большинство появившихся теоретических схем не выдержало испытания временем. Разумеется, это было бы очень поверхностным взглядом. С системной точки зрения, это была первая фаза развития новой науки. Этап интенсивного развития системы, которому предшествовала прафаза образования (вычленения) элементов будущей системы, объединенных под названием источников экспериментальной психологии.

При этом закономерно идет борьба между «центрами кристаллизации» новой науки, подобно тому, как на аналогичной стадии развития египетской или греческой культуры, периоду создания общенационального культа, предшествовала ожесточенная борьба между местными культами. Другая аналогия – семь мудрецов, стоящих у истоков греческой философии и основатели важнейших психологических школ – Вундт, Джемс, Фрейд, Павлов, Кюльпе, Титченер и Вертгеймер.

Благодаря своим реальным достижениям, а также в связи с обострившимся интересом общества к ее возможностям, в этот период психология оказывается в центре всеобщего внимания. Впервые многие ее направления становятся действующими технологиями, постепенно входящими в повседневную жизнь.

Тем не менее, блестящая эпоха школ оказалась весьма непродолжительной. Редкая из школ надолго пережила своих создателей. Кроме того, каждая из них работала только в одном, наиболее характерном для нее русле. Отстаивая приоритетность своих взглядов, школы неизбежно двигались в расходящихся направлениях, все более теряя друг друга из вида. В итоге, если одним из главных пороков системы Вундта была бедность связей, устанавливаемых ею между различными психическими явлениями, то для дальнейшей психологии все более заметным ограничением стала возрастающая узость проблематики, капсулирующая теорию в рамках замкнутого круга процессов и неизбежно превращающая ee в частный объяснительный принцип.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных