Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Информационный подход в психологии в




Годы

 

Несмотря на это, попытки количественно оценить “информационную составляющую” сложных психологических явлений продолжалось достаточно долго. В некоторых случаях, когда, например, речь шла об “информационной ценности” произведений искусства, результатом была дискредитация самой информационной идеи. До конца 1970-х годов продолжались попытки вычислить передаточную функцию оператора, благодаря чему открывалась бы возможность моделировать его поведение в сложных человеко-машинных устройствах.

Однако наибольшее внимание на рубеже 1960-1970–х годов привлекли не многочисленные полуприкладные исследования, характеризовавшиеся все более громоздким математическим аппаратом и все меньшей практической эффективностью, а ряд новых теоретических направлений, в которых информация, по-прежнему оставаясь ключевым понятием, приобретала более универсальный смысл, чем это позволяла сделать формула Шеннона. На Западе (прежде всего в Америке) таким направлением становится когнитивная психология, противостоящая как господствующему необихевиоризму, так и крайностям инфомационного подхода начального перода. В России (Советском Союзе) в это время также создается несколько информационно-кибернетических теорий, оказавших влияние на развитие психологии в последующие годы. К их числу, прежде всего, следует отнести теорию

Анохин

Петр Кузьмич

(1898-1974)

Выдающийся советский физиолог, академик Академии Наук СССР с 1966. В 1920-е годы Анохин был сотрудником лабораторий В.М. Бехтерева и И.П. Павлова. В 1934—1944 гг. он работал в Институте экспериментальной медицины в Москве. С 1946 г. Анохин возглавлял Институт физиологии Академии Наук СССР в Москве, создав здесь школу своих последователей.

Важным вкладом П.К. Анохина в психологию и психофизиологию стала разработка им теории «функциональных систем». Применение этой теории к эволюции функций дало возможность Анохину сформулировать понятие системогенеза как общей закономерности эволюционного процесса.

В наиболее полном виде теория Анохина представлена в книге «Очерки по физиологии функциональных систем», вышедшей в 1975 г., уже после его кончины.

 

функциональных систем, выдвинутую известным физиологом, академиком П.К. Анохиным, и информационную теорию эмоций, также предложенную известным нейрофизиологом, академиком П.В. Симоновым.

Согласно взглядам П.К. Анохина, функциональная система – это комплекс физиологических и психологических процессов, имеющий общей целью достижение полезного для организма результата.

При этом структура поведенческого акта состоит из нескольких последовательно сменяющих друг друга стадий: афферентного синтеза, принятия решения, акцептора результатов действия, формирования самого действия и оценки достигнутого результата.

Первым этапом поведенческого акта любой сложности является афферентный синтез, смысл которого состоит в том, чтобы путем обработки и сопоставления всей имеющейся информации подготовить условия, необходимые организму для адекватного приспособительного действия. Афферентный синтез, в свою очередь, включает несколько составляющих. В их числе: наличная доминирующая мотивация; обстановочная афферентация, т.е. совокупность всей внешней информации, которая позволяет выбрать действие, соответствующее актуальной в данный момент мотивации; пусковая афферентация, смысл которой состоит в том, чтобы выбрать нужный момент для запуска подготовленного с учетом доминирующей мотивации и обстановочной афферентации приспособительного действия и, наконец, память, содержащая следы прошлого опыта.

Завершение стадии афферентного синтеза означает переход к стадии принятия решения, которая реализуется благодаря очень важному этапу поведенческого акта - формированию акцептора результатов действия. Акцептор действия представляет, согласно П.К. Анохину, аппарат прогнозирования будущих событий в виде модели результатов действия.

Следующая стадия есть реализация принятого решения в действии и оценка получаемого результата. Благодаря аппарату акцептора действия, в котором программируются цель и способы поведения, организм имеет возможность сравнивать их с поступающей информацией о результатах совершаемого действия, т.е. с обратной афферентацией. Если это сравнение указывает на совпадение реальных результатов действия с их моделью в акцепторе действия, это означает достижение успеха и удовлетворение имевшейся потребности, что в свою очередь ведет к прекращению действия. Если же реальные результаты действия не совпадают с акцептором действия, весь цикл повторяется. Вновь начинается афферентный синтез, уже на новой основе, с учетом имевшейся неудачи. Принимается новое решение, формируется новый акцептор действия и т.д. Так будет происходить вплоть до того момента, когда результаты поведения не станут соответствовать акцептору действия.

Анохин указывает также на то, что сопоставление реальных результатов с акцептором действия сопровождается эмоциональными реакциями, которые наблюдаются и животных и у человека. При этом несовпадение реальных результатов действия с их моделью приводит к появлению отрицательных эмоций – испуга, гнева и т.д., а, напротив, совпадение реального и прогнозируемого результатов ведет к появлению положительных эмоций.

Своеобразным развитием этой части теории П.К. Анохина стала информационная теория эмоций П.В. Симонова. Согласно Симонову, эмоция является отражением мозговыми структурами силы актуальной потребности и вероятности ее удовлетворения в данный момент. Обобщая результаты собственных экспериментальных исследований, выполненных, в основном, на лабораторных животных и данные литературы, П.В. Симонов предложил в 1964 г. структурную формулу возникновения эмоций:

где: Э – интенсивность эмоции, ее качество и знак;

Jн – информация, необходимая для удовлетворения

потребности;

Симонов

Павел Васильевич

(1926 – 2002)

Известный российский психофизиолог, академик Российской академии наук. Родился в Ленинграде (С.Петербурге). Окончил в 1951 г. Военно-медицинскую академию им. С.М. Кирова. С 1960 г. до конца жизни работал в Институте высшей нервной деятельности и нейрофизиологии Академии Наук СССР (затем РАН) в Москве. На протяжении многих лет возглавлял лабораторию физиологии эмоций и был директором этого Института.

В психологии П.В. Симонов получил известность благодаря работам по моделированию эмоций методом актерского перевоплощения. Эти работы сыграли заметную роль при разработке методов диагностики эмоционального состояния человека по речевому сигналу, используемого при сопровождении космических полетов.

В 1970-1980-е годы известность получил цикл его работ по изучению мозговых механизмов развития эмоций у человека и животных (передних отделов новой коры, гиппокампа, миндалины, гипоталамуса), а также предложенная им «информационная теория эмоций».

Jk – имеющаяся информация об удовлетворении потребности П.

П – сила и качество актуальной потребности;

При этом разница (JнJk) представляет собой оценку вероятности удовлетворения потребности на основе имеющегося опыта.

Симонов подчеркивает, что термин «информация» он использует имея ввиду ее прагматическое значение, как отражение всей совокупности средств достижения цели: знаний, которыми располагает субъект, его навыков, энергетических ресурсов организма и т. п.

Разумеется, при такой расширительной трактовке информации ее практическая оценка становится весьма затруднительной. Однако главное, на что указывает формула П.В. Симонова, это зависимость вида и силы эмоций от степени неопределенности среды. Согласно информационной теории, положительные эмоции возникают в ситуации избытка прагматической информации по сравнению с существовавшим прогнозом или в ситуации возрастания вероятности достижения цели. Отрицательные эмоции представляют реакцию на дефицит информации или снижение вероятности достижения цели.

 

 

10.4 Когнитивная психология

 

Эволюция информационного подхода в 1960-1970-е годы была объективным явлением, причина которого не ограничивалась исчерпанием первоначального импульса, полученного психологией благодаря мощной волне технического прогресса в годы второй мировой войны и появлению на гребне этой волны теории информации и первых информационных технологий. К этому времени новая, релятивистская парадигма уже значительно потеснила прежний взгляд на природу психической жизни, как явление доступное точной, объективной оценке, построенной по образцам классической физики. Прежде всего, эта ситуация

Брунер Джером Сеймур (Bruner) (р.1915,)

Американский психолог, специалист в области исследования когнитивных процессов. Родился в Нью Йорке, закончил Гарвардский университет, получив в 1941 г. степень доктора философии. Участвовал во второй мировой войне. С 1944 по 1972 г. работал в Гарвардском университете, пройдя путь от преподавателя до профессора и директора Центра когнитивных исследований. С 1972 Брунер работал профессором Оксфордского университета в Англии.

Брунеру принадлежит ряд оригинальных описаний феноменов восприятия. Он показал, что, чем большая ценность приписывается предметам, тем больше кажется их физическая величина, и что при фрустрации нейтральные слова воспринимаются как тревожные и угрожающие. На основе своих исследований Брунер предложил выделять аутохтонные факторы восприятия, зависящие от биологически значимых признаков, и директивные, зависящие от личного прошлого опыта. Для обозначения зависимости перцептивных процессов от прошлого опыта он ввел термин социальное восприятие. Брунер также обосновал теорию перцептивных гипотез, в которой все познавательные процессы трактуются как накладывание категорий, представляющих собой правила объединения, на объекты или события. Процесс категоризации состоит из ряда решений относительно того, есть ли в объекте критические, т.е. наиболее важные для его существования, атрибуты, какой объект проверить следующим на наличие этих атрибутов и какую гипотезу о важности атрибутов выбрать следующей. Овладение понятием происходит как обучение тому, какие свойства среды являются релевантными для группировки объектов в определенные классы. На основе проведенных им кросс-культурных исследований, дал определение интеллекта как результата усвоения ребенком выработанных в данной культуре усилителей (как технических, так и символических) его двигательных, сенсорных и мыслительных возможностей: разные культуры дают разные усилители.

затронула позиции сторонников необихевиоризма, чьи идеи теперь стали казаться чрезмерно упрощенными даже в Америке – стране, где Уотсон и Скиннер являлись национальными знаменитостями. Реакцией на крайности бихевиористской концепции, с одной стороны, и желанием сохранить в новых условиях лучшее из того, что удалось получить пионерам информационного подхода – с другой, стало одно из последних крупных направлений в современной психологии, получившее название когнитивной психологии.

Развитие этого направления было связано с именами Дж.Брунера, А.Ньюэлла и Г.Саймона, создавших ряд известных компьютерных моделей мышления типа “универсального решателя проблем”, а также Дж.Миллера, создавшего вместе с Дж.Брунером в 1960 г. Центр когнитивных исследований в Гарвардском университете в Америке. В это же время благодаря У.Найссеру возникает и сам термин “когнитивная психология”, закрепившийся за обозначением кибернетического подхода к изучению познавательных процессов.

В методологическом отношении последователи этого течения гораздо осторожнее, чем их предшественники оценивают роль и содержание психических функций, рассматривая психику в целом как сложную систему разнообразных процессов приема, хранения и переработки информации. При этом информации придается расширительное толкование, явно выводящее ее за рамки концепции Шеннона, а все информационные процессы считаются подверженными влиянию, как внешних стимулов, так и многочисленных внутренних особенностей.

Одним из центральных положений когнитивной психологии стала «компьютерная метафора», устанавливающая тесную аналогию между работой человеческого мозга и работой компьютера. Сама идея компьютерной метафоры для объяснения работы мозга восходит к кибернетическим взглядам Н.Винера, однако, все убыстряющееся развитие компьютерных технологий

 

 

 
 

 


Найссер (Neisser) Ульрик

(р.1928)

Современный американский психолог. Родился в Германии. Закончил Гарвардский университет в 1950 г., затем учился в Свартморском колледже у одного из основателей гештальтпсихологии В. Келера. Найссер получил докторскую степень в 1956 г., после чего работал в различных университетах Америки, включая университет Брандейса под руководством А. Маслоу, и Корнельский университет.

Найссер получил известность в 1967 г., опубликовав книгу «Когнитивная психология», после чего стал одним из признанных лидеров этого нового направления в психологии.

Разделяя в эти годы основные положения информационного подхода, он рассматривал психику как информационный поток, проходящий через различные стадии обработки. Для некоторых из этих стадий он предложил названия, вскоре ставшие общеупотребительными, например, «иконическая память» или «процессы преднастройки». Впоследствии Найссер, также как и большинство его коллег, оставил крайности раннего периода информационного подхода, считая, что ввиду многообразия реально воздействующих на человека информационных стимулов, их точная количественная оценка затруднительна. В 1980-е годы Найссер сосредоточил свое внимание на изучении памяти и внутренних образов с позиции так называемого «экологического» подхода.

позволило насытить эту идею новыми, кажущимися все более убедительными данными. Так, и человек и компьютер получают с помощью перцептивных органов (устройств ввода данных) большой объем информации из внешней среды, затем селектируют эту информацию и переводят часть ее в долговременную и оперативную память.

Далее наступает этап обработки накопленной информации, и ее сопоставления с данными, извлекаемыми из различных хранилищ памяти. Наконец, наступает этап принятия решения и выдачи сигналов на эффекторные органы (внешние терминалы), благодаря чему осуществляется активное воздействие на внешнюю среду.

Несмотря на то, что собственно научные достижения когнитивной психологии оказались достаточно ограниченными, на что указывал еще и сам Найссер, в 1976 г. в своей книге «Познание и реальность», несомненная популярность этого направления в последующие годы во многом была вызвана тем, что на фоне стремительно развивающейся нейрофизиологии его стали рассматривать как одну из последних возможностей решить психологические проблемы психологическими методами. Говоря словами У.Найссера, изучить внутренние психические процессы, “не дожидаясь пока придет нейрофизиолог и все объяснит.”

 

 

* * *

 

Тем не менее, в конце двадцатого века популярность информационных методов в психологии заметно снизилась. Наиболее скептически настроенные исследователи стали рассматривать увлечение информационными идеями в предшествующие десятилетия всего лишь как эпизод на фоне продолжающегося с середины века общего теоретического кризиса. Реакцией на неудовлетворительное состояние дел в вопросах теории все чаще стал отказ признать главенство какого-либо одного теоретического направления. Дискуссии между различными школами утратили свою актуальность. Единственным критерием успеха остался полученный практический результат. На смену разбегающейся в начале века волне новых психологических направлений пришла отраженная волна движения навстречу друг другу, нередко приводящая к эклектическому смешению различных теоретических принципов. В этой ситуации поиск системообразующего начала стал не просто данью модной методологии, но и актуальной потребностью психологии. Отражением этой потребности стало особое методологическое направление в психологии, получившее название системного подхода.

 

Контрольные задания и вопросы

 

72. В чем заключаются основные положения теории информации?

73. Расскажите о теории функциональных систем П.К. Анохина.

74. Как раскрываются понятия «кибернетика» и «оперантное научение»?

75. Какие факторы повлияли на развитие когнитивной психологии?

76. Расскажите об информационной теории эмоций П.В. Симонова.

77. Какие вопросы изучал Дж. Брунер?

78. Что вы знаете о работах Дж. Миллера?

 

Рекомендуемая литература

 

119. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: в 2-х томах. – Т.1. М.: Педагогика, 1980.
120. Анохин П.К. Узловые вопросы теории функциональных систем. – М.: Наука, 1980.
121. Величковский Б.М. Современная когнитивная психология. – М.: Изд. МГУ, 1982.
122. Винер Н. Кибернетика, или управление и связь в животном и машине. – М.: Наука, 1983.
123. Ганзен В.А. Системные описания в психологии. - Л.: Изд. ЛГУ, 1984.
124. Ждан А.Н. История психологии: от античности до современности. – М.: Изд. Российское педагогическое агенство, 1997.
125. Миллер Дж. Магическое число семь плюс или минус два.// Инженерная психология. – М.:Сов. радио, 1964.
126. Миллер Дж., Галантер Е., Прибрам К. Планы и структуры поведения. – М., 1964.
127. Найссер У. Познание и реальность. - М., 1981.
128. Кун Т. Структура научных революций. - М.: АСТ, 2002.
129. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. - М.: Наука, 1984.
130. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. История и теория психологии. В 2-х томах. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1996.
131. Симонов П.В. Эмоциональный мозг. - М.: Наука, 1981.
132. Солсо Р. Когнитивная психология. - СПб. 1996.
133. Ярошевский М.Г. История психологии. – М.: Мысль, 1976.

 

 

ГЛАВА 11

 

СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД В ПСИХОЛОГИИ 20 ВЕКА

 

11.1 Развитие общесистемного движения

 

Изменение в общественном сознании ведущей гносеологической традиции – процесс не только весьма болезненный, но и длительный. В Европейской цивилизации переход от теологической традиции к философской продолжался почти 150 лет. Благодаря этому и сейчас часть историков датирует начало Нового времени рубежом 15-16 веков, связывая его с эпохой Великих географических открытий, высокого Возрождения в Италии и началом Реформации в Германии.

В то же время другая часть специалистов указывает иную дату – середину семнадцатого века. Именно тогда в Европе завершилась кровавая череда религиозных войн, в Англии утвердилось верховенство парламента и закона, и повсеместно стали заметны ростки нового рационалистического мышления.

Между этими датами стоят полтора столетия, заключающие в себе первый, глубочайший кризис европейского сознания. И различие между историками заключается лишь в том, принимают ли они за точку отсчета начало или конец этого кризиса.

Второй, не менее глубокий кризис общественного сознания был связан с переходом к позитивистской гносеологической традиции в середине 19 века. Его отправной точкой стало завершение классического периода европейской философии и начало общеевропейской промышленной революции. Завершение же этого кризиса пришлось на начало второй половины 20 века. Оно было подготовлено великими преобразования в физике, сделанными Альбертом Эйнштейном и его коллегами, и новым витком технической революции в связи с началом эры массового внедрения компьютерных технологий.

Сравнение исторических эпох, позволяет увидеть аналогию между трагическим развитием ситуации в Европе в тридцатилетие между началом первой и окончанием второй мировых войн (1914-1945) и эпохой Тридцатилетней войны (1618-1648). Обе эпохи объединяет основанная на идеологическом антагонизме крайняя ожесточенность противостояния сторон и вовлеченность в конфликт большинства европейских наций.

Временные рамки второго кризиса, также как и первого – около 120-150 лет. В сущности, их верхняя граница обозначает наступление новой общественной эпохи – Новейшего времени, которое продолжается приблизительно с начала 1960-х годов до наших дней. (В ряде работ предлагаются и другие даты, например, в советской историографии было принято считать началом Новейшего времени первую половину 20 века, имея в виду революцию в России и окончание Первой мировой войны).

Характерным признаком научного мышления Новейшего времени стал возврат к заложенному Гегелем пониманию системной сущности происходящих в мире процессов и, как следствие, формирование системного движения в общественных и естественных науках.

Для общественных наук это было возрождение утраченной после Гегеля традиции. Предшествующий этап их развития был связан с расцветом иррационалистического направления, представленного именами Шопенгауэра и Ницше, и, одновременно, развитием социологических (Макс Вебер), социально-экономических (К. Маркс) и социально-психологических теорий (Г. Спенсер). В 20 веке все эти направления получили дальнейшее развитие уже как элементы политических доктрин, а образовавшийся философский вакуум был заполнен нравственно-этическими учениями Ж.-П. Сартра, Кьеркегора и др. Однако выступить арбитром при решении принципиальных вопросов науки, например, в споре релятивистской и нерелятивистской физики, ни экзистенциализм, ни другие субъективистские течения философской мысли не смогли.

Одной из первых попыток найти общее методологическое решение многочисленных проблем, поставленных перед наукой 20 веком стала «всеобщая организационная наука» или «тектология» (от греческого «строю»), предложенная известным русским философом, писателем и политическим деятелем А. Богдановым. Задачей тектологии Богданов видел разработку общих способов организации различных элементов, из которых состоит мир, в единое целое. Исходным пунктом всякого организационного процесса, по мысли Богданова, является конъюгация (соединение) элементов. В то же время, организованный комплекс сопротивляется всякому разъединению и изменению.

Богданов выдвигает теорию равновесия, согласно которой все существующее представляет собой сменяющие друг друга состояния подвижного равновесия, устанавливающегося в результате столкновения различно направленных сил. Тектология различает механизм формирующий и механизм регулирующий системы. Основой формирующего механизма является конъюгация, соединение элементов непосредственно или через посредство какого-либо третьего элемента (ингрессия); основой регулирующего механизма является подбор новых состояний системы.

 
 

 


Богданов (Малиновский)

Александр Александрович

(1873 – 1928)

 

 

Известный российский философ-системолог и общественный деятель А.А. Малиновский (принявший в последствии псевдоним «Богданов») родился в Гродненской губернии. В 1899 г он закончил медицинский факультет Харьковского университета, однако, вступив в 1896 году в Российскую социал-демократическую рабочую партию (в будущем Коммунистическую партию большевиков), избрал путь профессионального революционера. На рубеже 20 века Богданов был одним из активнейших членов социал-демократического движения, ближайшим сподвижником и другом В.И. Ленина. Неоднократно избирался на руководящие должности большевистской партии, в 1905 г. организовал первую легальную большевистскую газету.

В 1909 г., по идеологическим сображениям, Богданов отошел от большевизма и вскоре прекратил свое участие в революционном движении, посвятив себя научным и литературным занятиям. В 1913 г. выходит первая часть его главного труда «Всеобщая организационная наука (Тектология)». Две остальных части выйдут в 1917 и 1922 гг. В годы первой мировой войны Богданов служил на фронте военным врачом. После революции участвовал в создании «Пролетарского университета», а затем в 1926 г. стал основателем и директором Института переливания крови в Москве. Скончался Богданов после неудачного эксперимента, сделав себе переливание крови больного человека.

Состояния равновесия сменяются состояниями нарушения равновесия или кризисами, изучение которых составляет задачу организационной диалектики. Основываясь на этих положениях, Богданов рассматривает несколько схем развития, которые, нося универсальный характер, могут быть применены к различным природным и общественным процессам. Так, в частности, он полемизирует с К. Марксом и В.И. Лениным, считая, что разделение общества на классы происходит в зависимости не от владения средствами производства, а от владения организационным опытом. Классы возникают в результате выделения в родовой общине патриарха-организатора; господствующим классом является класс организаторов производства; путь же к уничтожению классов лежит не через завоевание власти, а через усвоение организационного опыта всеми представителями общества, т.е., прежде всего, благодаря эффективной образовательной системе.

Разумеется, в 1917 и последующих годах такая точка зрения не встречала понимания в советской России. Близко знавший Богданова, В.И. Ленин неоднократно и резко критиковал его научные взгляды, хотя, по-видимому, относился к нему с уважением, благодаря высоким нравственным качествам А. Богданова и его несомненным таланту и отваге. Тем не менее, несмотря на множество оригинальных и, безусловно, интересных идей, во многом предвосхитивших будущие принципы системологии и кибернетики (принцип обратной связи), учение А. Богданова оказалось преданным забвению у себя на родине, оставаясь практически неизвестным для западных исследователей. Лишь в последние годы, благодаря деятельности его сына, известного специалиста в области теории системного анализа, А.А. Малиновского, труды А. Богданова получают свое второе рождение.

Иную судьбу имела созданная в более поздние годы, но весьма близкая по духу тектологии «общая теория систем» знаменитого австрийского философа и биолога Людвига фон Берталанфи, принесшая ее автору мировую известность и звание нобелевского лауреата.

 

 
 

 


Берталанфи (Bertalanffy)

Людвиг фон

(1901 – 1972)

 

 

Знаменитый австрийский философ и биолог-теоретик, создатель «общей теории систем». Берталанфи родился в г. Ацгерсдорф, в Австрии. Получил биологическое образование в Венском университете. С 1934 г. по 1948 г. Берталанфи работал доцентом, а затем профессором Венского университета. С 1949 г. по 1961г. он работал в различных университетах США и Канады, а с 1961 г. был профессором теоретической биологии университета Альберта (Канада).

Подходя к биологическим объектам как к организованным динамическим системам, Берталанфи дал развёрнутый анализ возникновения и развития организмических идей о целостности организма и на основе последних — формирования системных концепций в биологии. Предложенный им метод анализа открытых эквифинальных (т. е. стремящихся к некоторой цели) систем дал возможность широко использовать в биологии идеи термодинамики и кибернетики. Идеи Берталанфи нашли применение в медицине, психиатрии и др. прикладных дисциплинах. Берталанфи выдвинул первую в современной науке обобщённую системную концепцию, задачами которой стали разработка математического аппарата описания разных типов систем, установление изоморфизма законов в различных областях знания и поиск средств интеграции науки. Будучи активным пропагандистом системного подхода, он стал одним из главных организаторов «Общества по исследованиям в области общей теории систем» (создано в 1954г.) и его ежегодника «General Systems».

Основные положения этой теории были сформулированы накануне второй мировой войны. Кратко они утверждали следующее: “Существуют модели, принципы и законы, которые применимы к обобщенным системам, или к подклассам систем, безотносительно к их конкретному виду, природе составляющих элементов и отношениям, или силам, между ними... Общая теория систем представляет собой логико-математическую область исследований, задачей которой является формирование и выведение общих принципов, применяемых к системам вообще. Осуществляемая в рамках этой теории точная формулировка таких понятий, как целостность и сумма, дифференциация, централизация, иерархическое строение, финальность и эквифинальность, позволяет сделать эти понятия применимыми во всех дисциплинах, имеющих дело с системами, и установить их логическую гомологию”.

В послевоенные годы Берталанфи предлагает математическое описание системных параметров (целостность, эквифинальность и др.), с помощью одновременных дифференциальных уравнений. Эти уравнения он называет динамическими или уравнениями движения, полагая, что их совокупность дает полное описание поведения любой системы.

Берталанфи особенно отмечает тот факт, что системные законы проявляются в виде аналогий или “логических гомологий”, законов, представляющихся формально идентичными, но относящимися к совершенно различным явлениям или дисциплинам. Занимаясь биологической проблематикой, Берталанфи иллюстрирует эти положения примерами, взятыми из биологии, типа аналогии между центральной нервной системой и сетью биохимических клеточных регуляторов. Очевидно, что подобным примером служит и приведенная ранее аналогия между психофизическими и термодинамическими закономерностями. Не менее важным аспектом теории систем является решение проблемы устойчивости, т.е. реакции системы на деформацию. Для решения этой проблемы Берталанфи также предложил математический метод, опирающийся на анализ описывающих систему дифференциальных уравнений.

В шестидесятые годы область интересов Берталанфи смещается в сторону “системной философии”, которую он понимает как “новую философию природы”, заключающуюся в организмическом взгляде на мир, как на “большую организацию”, и представляющую новую парадигму науки.

В 1950-1960-е годы поток системной литературы многократно возрастает. Наряду с публикацией новых работ Берталанфи и близких к нему по духу работ Акоффа, Эшби и др., развивается так называемое системотехническое направление, целью которого является практическое применение принципов системного анализа при организации сложных объектов, типа городской транспортной структуры или животноводческой фермы.

Тенденция к созданию метанаучных системных концепций проявляет себя не только в развитии новых дисциплин, но и во вновь обостряющемся внимании к концептуальным проблемам физики макропроцессов и термодинамике. Примером этого является концепция А. И. Вейника, главный постулат которой - существование пяти основных законов (состояния, диссиципации и др.), описывающих общие закономерности природы, вне зависимости от уровня системного анализа - механического, биологического или социального. Используя понятия обобщенного потенциала системы и ее энергетического заряда, А. И. Вейник предложил ряд формальных закономерностей (систему дифференциальных уравнений состояния системы), дающих описание любой макросистемы. Элементарные законы статики и динамики макросистем различного уровня (законы Ома, Фурье, Джоуля-Ленца и др.) при этом оказываются частными случаями обобщенных закономерностей. Теория А. И. Вейника была предложена в середине 1960-х годов и с тех пор не раз становилась объектом критики, ввиду присутствия в ней ряда не вполне обоснованных выводов (например, о роли понятия “энтропия” для развития термодинамики). Вместе с тем, некоторые из содержащихся в ней положений вполне могут заинтересовать исследователя, работающего далеко за пределами физической теории.

В семидесятые годы системный подход воспринимается уже как магистральное направление науки, а системное движение выдвигает требование интегрировать всю совокупность знаний о системах в единую науку “системологию”. Продолжая путь, начатый Берталанфи, системология в начальный период развития уделяет много внимания совершенствованию своей методологии и категориального аппарата, чему во многом способствуют труды советских философов - М. И. Сетрова, В. Н. Садовского, А. И. Юдина и др. В результате их деятельности к середине семидесятых годов системология складывается как общефилософская дисциплина, постепенно принимающая на себя ту роль, которую до середины 19 века играла рационалистическая философия.

 

11.2 Синергетическое направление

 

 

Во второй половине 1970-х годов круг системологических исследований расширяется на всю область естественных наук и охватывает практически все явления природы, от уровня простейших организмов до Вселенной. Одновременно продолжает совершенствоваться математический аппарат системных исследований и моделей поведения сложных экологических и биологических систем, что хорошо видно на примере опубликованных в эти годы работах Б.С.Флейшмана “Основы системологии”, В.Г.Дружинина и Д.С.Конторова “Проблемы системологии”, содержащих развернутое описание понятийного аппарата и аксиоматики системологии.

Завершением этого процесса становится развитие синергетики - обобщающей науки, представляющей проекцию системологических взглядов на область неравновесных и необратимых процессов (к которым относится подавляющее большинство природных процессов). Синергетика (от греч. совместное действие) как междисциплинарное научное направление, изучающее закономерности процессов самоорганизации в сложных системах, сложилось к середине 1970-х годов благодаря деятельности выдающихся физиков конца 20 века, Нобелевских лауреатов Германа Хакена и Ильи Пригожина.

Синергетика представляет мир, как подвижную неравновесную систему, гармонически сочетающую случайные и стабильные структуры, связанные сложной сетью положительных и отрицательных обратных связей. Г. Хакен выделяет три общих черты всех сложных систем, изучаемых синергетикой. Во-первых, они являются открытыми, т.е. обмениваются с окружающей средой веществом или энергией. Во-вторых, они подвержены внутренним и внешним колебаниям и способны в процессе собственной эволюции утрачивать устойчивость и становиться нестабильными, претерпевая качественные изменения. В третьих, в ходе эволюции они приобретают новые свойства и в них самопроизвольно возникают пространственные и функциональные структуры, как упорядоченные, так и неупорядоченные.

Любое научное исследование начинается с описания состояния изучаемой системы. Однако если система состоит из очень большого количества элементов, точное описание всех их параметров становится невозможным. В таком случае прибегают к некоторым усредненным характеристикам. В физике ими могут быть, например, давление газовой среды или ее температура, в социальных науках – уровень экономического развития страны и т.п. В результате точность описания состояния системы неизбежно снижается. В отличие от большинства других дисциплин, синергетика изучает не параметры состояния, а параметры порядка систем. Основной принцип синергетики, принцип подчинения, гласит: все параметры состояния целиком и полностью определяются параметрами порядка и подчинены им. Но поскольку параметров порядка значительно меньше, чем параметров состояния, то переход к синергетическому описанию систем приводит к сжатию информации, позволяя более экономными средствами получать более точное знание.

 

 
 

 

 


Хакен (Haken) Герман

р. в 1927 г

.

Современный немецкий физик и математик, создатель новой научной дисциплины - синергетики.

Герман Хакен родился в 1927 году в Германии. Получил докторскую степень по математике в университете города Эрлангена. В 1956 г. он стал лектором теоретической физики в этом университете, а в 1967 году - профессором теоретической физики Штутгардского университета.

В 1973 г. Хакен предложил название «синергетика» для обозначения научного направления, занимающегося изучением процессов самоорганизации в системах самого различного порядка, от согласованного (когерентного) поведения атомов при работе лазера, до образования согласованно работающих нейрональных ансамблей мозга человека и формирования общественного мнения в социуме.

Герман Хакен почетный член многих иностранных академий и научных сообществ, в том числе почетный доктор университетов Эссена (Германия, 1982 г.), Мадрида (Испания, 1987 г.), Флориды (США, 1992 г.) и ряда других. Он имеет ряд почетных наград за исследования сложных самоорганизующихся систем. Значительная часть последних работ Хакена посвящена синергетике биологических и психологических явлений.

Синергетика выдвинула ряд научных принципов и создала соответствующий математический аппарат, позволяющий моделировать процессы эволюции в биологических и социальных самоорганизующихся системах. При этом, наряду с решением фундаментальных научных проблем, ей уже удалось получить ряд практически ценных медико-биологических результатов.

В настоящее время синергетика является ключевой дисциплиной, в рамках которой осуществляется синтез естественнонаучного и гуманитарного мышления, соединяющий физику и математику, с одной стороны, и биологию и психологию - с другой.

Весьма близкие к синергетике идеи высказал известный бельгийский физик-теоретик русского происхождения, Илья Пригожин. Его внимание привлекли так называемые необратимые процессы, которые прежде, как правило, рассматривались как помехи при изучении равновесных, обратимых процессов. Тем не менее, именно в необратимых процессах могут самопроизвольно возникать новые типы структур и происходить переходы от неупорядоченных структур к упорядоченным. Могут возникать новые динамические состояния системы, отражающие ее взаимодействие с окружающей средой.

Такие структуры были названы Пригожиным диссипативными, имея ввиду роль, которую играют в их возникновении процессы рассеяния энергии, диссипации.
В своей теории Пригожин описал модель диссипативных структур с помощью нелинейных функций времени, характеризующих способность систем обмениваться веществом и энергией с внешней средой и самопроизвольно восстанавливать свою устойчивость. При этом время оказалось связанным со степенью сложности системы.

Подтверждением теории Пригожина на уровне неживой материи стали так называемые "химические часы" - колебательные химические реакции. В этих реакциях жидкость меняет свой свет через равные промежутки времени без внешнего воздействия. Согласно классической теории, взаимные

 
 

 

 


Пригожин Илья Романович

1917 - 2003

 

Выдающийся физик и химик конца 20 века, создатель неклассической термодинамики. Пригожин родился в Москве. Его отец был инженером-химиком, а мать - пианисткой. В 1921 году семья Пригожиных эмигрировала из России (сначала в Литву и Германию, потом, в 1929 году, в Бельгию).

Пригожин закончил химический факультет Свободного университета в Брюсселе. В 1944 г. он получил докторскую степень, а в 1947 году стал профессором физической химии в Свободном университете, посвятив себя изучению термодинамики неравновесных процессов. Итогом его работы стало создание неравновесной или неклассической термодинамики, позволяющей описывать самые различные самоорганизующиеся структуры, от движения молекул, до экономических, биологических и социальных процессов.

В 1967 году, продолжая работать в Брюсселе, Пригожин был назначен директором Центра статистической механики и термодинамики, основанном им при Техасском университете в США. Этот центр носит его имя. В 1977 г. ему была присуждена Нобелевская премия по химии за работы по термодинамике необратимых процессов и их использование в химии и биологии.

Илья Пригожин был избран иностранным членом Российской Академии Наук, в 1980-1990-е годы он неоднократно приезжал в Россию.

превращения двух веществ должны приводить к усредненному цвету раствора. Однако реально через определенный промежуток времени в растворе генерируется своеобразный сигнал, по которому все молекулы реагируют одновременно.

Возвращаясь к термодинамическому описанию систем, И. Пригожин говорит: “Длительное время термодинамика интересовалась главным образом изолированными системами, находящимися в состоянии равновесия. Сегодня ее интерес сместился в сторону неравновесных систем, взаимодействующих со средой и обменивающихся с ней потоками энтропии. Это взаимодействие означает, что мы имеем дело с “погруженными” системами. Тем самым предмет рассмотрения сразу сближается с объектами вроде городов или живых систем, которые могут существовать только благодаря погруженности в соответствующую среду”. Сложность не рассматривается более как исключительная черта биологии или наук о человеке в обществе, замечает Пригожин, она проникает и в физические науки, оказываясь феноменом, имеющим глубокие корни в законах природы. Важнейшим следствием этой ситуации является возможность переноса нового теоретического инструментария, разрабатываемого в математической физике, в биологию и социально-гуманитарные науки. Тем самым размывается традиционное различение “точных” (hard) и “качественных” (soft) наук.

Таким образом, развитие системного мировоззрения завершается в наше время становлением метанаучной системной идеологии, которая в канве общего развития цивилизации занимает то же место, что в предшествующий период занимала рационалистическая философия. Основные законы и категории новой метанауки были постулированы в термодинамике и системных концепциях 20 века. Сегодня мы наблюдаем значительный прогресс в понимании механизмов системных взаимосвязей, связанный с развитием физики необратимых процессов, включая синергетику и неравновесную термодинамику. Результатом этого прогресса является приобретение системной методологией статуса фундаментального принципа для всей совокупности научных дисциплин. Для тех же отраслей науки, которые, подобно психологии, еще находятся в стадии становления, системная методология призвана стать теоретическим каркасом их научной парадигмы.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных