Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Стадии психического развития ребенка и развитие идентичности




 

Некоторые авторы (Э. Эриксон, Фреш) полагают, что при­рода возникновения внутренних конфликтов лежит в особенно­стях переживаний ребенком стадий созревания своего «Я». Так, неспособность выработать навыки самостоятельности и инициа­тивности на второй и третьей стадиях развития «Я» приводит к страху независимости и самостоятельности.

И очень важно, сумел ли ребенок в соответствующий мо­мент своего личностного развития правильно реализовать свои психологические потребности — в любви, доверии, самостоя­тельности, в предприимчивости и признании и какую роль в данный период играли родители.

Итак, первая стадия: доверие-недоверие — охватывает пер­вый год жизни ребенка. В этот период развивается параметр социального взаимодействия, положительный полюс которого — доверие, а отрицательный — недоверие.

Что поможет ребенку доверять родителям? Основой явля­ется ощущение безопасности и доверия, которое испытывает ребенок. Психологической задачей для родителей выступает фор­мирование условий для возникновения доверия, которое бази­руется в первую очередь на привязанности к матери. Следует подчеркнуть, что привязанность и зависимость — не синонимы. Нервный, неуверенный ребенок может неправильно считаться более привязанным, чем уверенный, спокойный, который мо­жет исследовать окружающую обстановку, используя мать как защиту.

Вторая стадия: самостоятельность и нерешительность — наступает на втором и третьем годах жизни ребенка. В этот пе­риод у ребенка развивается самостоятельность на основе его моторных и интеллектуальных способностей. Если родители не ограничивают активность, то у него появляется самостоятель­ность.

Как помочь ребенку почувствовать, что он способен на что-то? Психологическая задача этого периода для родителей — от­деление и индивидуализация ребенка, которая выполняется бла­годаря умению родителей давать ему возможность почувствовать себя «большим». Помощь ребенку должна стать нормой поведе­ния для родителей.

Третья стадия: предприимчивость и чувство вины — прихо­дится на возраст от 4 до 5 лет. К этому возрасту ребенок приоб­рел множество навыков и создал психологическую базу для раз­вития изобретательности. Если родители показывают ребенку, что его игры вредны и утомительны, что вопросы назойливы, а фантазии бестолковы, то он начинает чувствовать себя винова­тым.

Задача родителей в этом периоде заключается в развитии навыков самообслуживания ребенка, насыщении его информа­цией, поддержке развития детской игры. Для детей этого возра­ста мир — очень страшное место. Они часто задают вопросы, на которые знают ответы. Главным образом затем, чтобы прове­рить, какая информация правильная, а какая — нет. Их самый серьезный страх — остаться одним. Усилия родителей сосредото­чены на развитии личности ребенка и его независимости.

Четвертая стадия: умелость-неполноценность — занимает годы от 6 до 11 лет. Когда детей поощряют мастерить что угодно и хвалят за результаты, то у ребенка вырабатывается умелость и творческое отношение к миру.

Главным образом, усилия ребенка направлены на то, что­бы справиться с проблемами, которые существуют вне семьи. Родителям предстоит объяснить ребенку то, что ребенок должен делать, а не то, что родитель не хочет видеть в его поведении.

Процесс развития идентичности Э. Эриксон понимает как одновременно интеграцию и дифференциацию различных вза­имосвязанных элементов (идентификаций). Всякий раз, когда возникают какие-либо изменения — биологические или соци­альные, — необходимы интегрирующая работа эго и переструк­турирование элементов идентичности, так как разрушение структуры ведет к потере идентичности и связанному с этим негативному состоянию. Развитие и обогащение образа Я в про­цессе личностного развития тесно связано с процессами реф­лексии на собственные эмоциональные переживания и жела­ния, различения собственных игровых фантазий и реальности, оценки и самооценки и т. д. И хотя такое развитие соответству­ющим образом меняет структуру эго-идентичности, оно сопро­вождается тем не менее «субъективным чувством непрерывно­сти самотождественности».

Э. Эриксон понимал развитие идентичности как взаимо­действие трех процессов: биологических, социальных и эго-процессов, причем это ответственно за интеграцию первых и вто­рых. Результатом эго-синтеза является некоторая конфигурация элементов идентичности, которая строится в течение всего дет­ства. Эта гипотетическая конфигурация обеспечивает пережива­ние чувства идентичности.

В подростковом возрасте происходит переструктурирование совокупности детских идентификаций в новую конфигурацию посредством отказа от некоторых из них и принятия других. Эрик­сон отмечает, что процесс формирования идентичности не за­канчивается в юношеском возрасте. Развитие идентичности не­линейно, оно проходит через так называемые кризисы идентич­ности, когда возникает конфликт между сложившейся к данно­му моменту конфигурацией элементов идентичности с соответ­ствующим ей способом «вписывания» себя в окружающий мир и изменившейся биологической или социальной нишей существо­вания индивида.

М. В. Заковоротная утверждает, что в становлении инди­видуальной идентичности первичным является интерперсональ­ный аспект идентичности. За ним следует развитие внутреннего потенциала. Позже у индивида возникает потребность в сравне­нии с другими. Доминирующим в развитии человека является социальный аспект. У индивида много возможностей иденти­фицировать себя, ориентируясь на реальных и идеальных лю­дей, на их привычки, черты, идеи. Каждая историческая эпо­ха предлагает ограниченный набор таких работающих моде­лей, но неизменной остается одна — модель своей собствен­ной семьи.

Дошкольник в семье

Рождение личности. Личность — это человеческая «самость», исключительность, выражаемая как в способностях, так и в нрав­ственном облике человека. Именно личность имеет сложившееся мировоззрение, которое она отстаивает во всех перипетиях жиз­ни (В. С. Мухина).

Когда малыш появляется на свет, первая забота родителей — его физическое и психическое здоровье. И только потом — значи­тельно позже — они начинают задумываться о том, каким чело­веком он станет. С этого и начинается формирование личности ребенка.

Малыш постепенно овладевает общими свойственными че­ловеку формами поведения среди людей и развивается как ин­дивидуальность. Сохранение положительных взаимоотношений со своими родителями и близкими — условие, при котором лич­ность ребенка будет развиваться благополучно. Хорошее отноше­ние со стороны родителей жизненно необходимо ребенку. Жела­ние заслужить похвалу, родительское одобрение является одним из рычагов воспитания. Оценка поведения со стороны родителей и близких — один из важнейших источников чувств малыша. По­хвала вызывает чувство гордости, постепенно начинает прояв­ляться такое важное образование, как самоуважение. Притяза­ние на признание — одна из самых значимых человеческих по­требностей. Она основана на стремлении получить высокую оцен­ку своих достижений, отвечающих общественным ожиданиям людей. Стремление к реализации притязаний развивает ребен­ка, делает его совершеннее.

Личность рождается постепенно — в развивающемся ре­бенке появляются такие образования, которые позволяют на­звать его личностью. К определяющим личность образованиям можно отнести: притязание на признание, осознание себя во времени, осознание своей половой принадлежности, осознание себя в социальном пространстве. Малыш уже в 3 года имеет чув­ство собственного достоинства, он гордится своими достижени­ями и стремится в чем-то быть лучше.

После того как у ребенка возникло отношение к самому себе как к «хорошему», у него появляется стремление к тому, чтобы соответствовать требованиям взрослых, быть признанным сейчас и в будущем. Поэтому важно, чтобы семья поддерживала в нем уверенность, что ребенок обязательно научится тому, чего пока еще не умеет; что он действительно хороший, честный, добросовестный, доброжелательный, замечательный ребенок.

Лишение ребенка перспективы, обесценивание его лично­сти в настоящем и в будущем не укрепляют его веры в свои возможности и не вызывают желания стать лучше. Только роди­тельская любовь и вера рождают оптимизм, желание быть хоро­шим. Это желание как бы подталкивает ребенка к исполнению родительских ожиданий.

Ребенок 5—6 лет уже может сознательно управлять своим поведением, своими действиями, помыслами, однако сфера при­менения этой способности достаточно ограничена. Родители не должны пропускать победы ребенка над самим собой. Заметить его борьбу с самим собой, поддержать малыша — значит при­дать ему силы для самого трудного — строить самого себя, опи­раясь на свои внутренние стремления и поступки.

Привязанность к родителям — важнейший компонент эмоци­онального развития дошкольника. Привязанность к родителям — это форма эмоциональной коммуникации, взаимодействия, общения с родителями, прежде всего с матерью как наиболее близким ли­цом. О начальных проявлениях привязанности можно говорить уже к середине первого года жизни. Беспокойство при разлуке с мате­рью сохраняется у девочек до 2,5 лет, у мальчиков до 3,5 лет*. Некоторые тревожные и властные по характеру матери непроиз­вольно привязывают к себе детей до такой степени, что создают у них искусственную или болезненную зависимость от себя и свое­го настроения. Эти матери испытывают страх одиночества, изжи­вая его чрезмерной заботой о ребенке. Подобная невротическая привязанность создаст инфантильность, несамостоятельность, неуверенность в своих силах и возможностях. К невротической привязанности приводит и излишняя строгость отца, не воспи­тывающего, а дрессирующего, требующего беспрекословного под­чинения своим непомерно высоким требованиям и наказываю­щего физически при малейшем непослушании. Эти отцы относят­ся к детям как к взрослым, забывая об их повышенной потребно­сти в нежности и ласке. Почти всегда в таких семьях существуют конфликты по поводу воспитания. Матери, в противовес отцу, стремятся восполнить недостаток эмоционального тепла, во всем уступая ребенку и окружая его избыточной заботой. Подобные крайности родительского отношения не проходят бесследно. В этих случаях дети невротически привязаны к матери, а также отлича­ются капризностью, неустойчивостью поведения и повышенной возбудимостью.

* Популярная психология для родителей. / Под ред. А. С. Спиваковской. СПб., 1997.

 

Другая крайность отношения родителей к детям состоит в недостатке эмоциональной заботы — их рано отдают в ясли или перепоручают уход за ними бабушкам, дедушкам или другим родственникам.

Чувствительные дети восполняют недостаток эмоциональ­ности и непосредственности тем, что часто приходят в возбуж­денное состояние, кричат, плачут, клянчат, словно опасаясь, что про них забудут, не приласкают. Вместо изменения поведе­ния родители только «закручивают» гайки, продолжая не обра­щать внимания на ухудшающееся эмоциональное состояние де­тей. Опасность данной ситуации, если она продолжительна, — в компенсаторном развитии самолюбия детей, когда они одно­сторонне начинают любить себя в противовес чувству любви к другим и не способны делиться с кем-либо своими радостями и печалями*.

* Там же.

 

Все, что затрудняет развитие эмоционального контакта де­тей с родителями, в том числе привязанности, относится к та­кой высшей человеческой ценности, как любовь. Ее предпосылкой является ответное чувство ребенка на проявления нежности и любви в семье.

Если ребенок не удовлетворен чувством любви, причину нужно искать прежде всего в родителях.

Как видим, чувства и установки родителей, семейные от­ношения и чувства детей могут быть очень тесно связаны. Не­трудно догадаться, что в самой неблагоприятной, драматичес­кой обстановке оказывается ребенок. Особенно трагично это положение для дошкольника.

Но возвратимся к нормальным особенностям развития де­тей. На фоне выраженной привязанности и любви к матери од­новременно происходит и процесс отождествления себя с роди­телем того же пола. Поскольку родители состоят друг с другом в ролевых отношениях мужа и жены, то понимание этого создает у ребенка потребность в подражании.

К 6 годам завершается для современного ребенка период дошкольного детства. Влияние семьи на дошкольника проявляет­ся в заложенных необходимых умениях и навыках, человеческих началах в формирующейся личности ребенка. Это означает, что дети 6 лет: 1) естественно проходят фазы своего развития и реша­ют закономерные возрастные проблемы; 2) испытывают чувства привязанности, нежности и любви в ответ на аналогичные чув­ства родителей; 3) реализуют свою потребность в авторитете и уважении, понимании со стороны близких и значимых для них лиц; 4) обладают устойчивым чувством «я», уверенностью в себе, адекватной самооценкой, в том числе уровнем притязаний и воз­можностей; 5) способны к сопереживанию; 6) не проявляют выраженных чувств ревности и зависти при наличии ведущего чувства доброжелательности к людям; 7) контактны и общитель­ны, стремятся к взаимодействию со сверстниками на равных.

Все эти приобретения личности ребенка — результат поло­жительного влияния семьи на личностное развитие ребенка, итог разумного воспитания и любви к детям.

Основные показатели воспитательного влияния семьи на ре­бенка-дошкольника. Как показывают данные исследований, на­чало активного этапа воспитания в семье приходится на возраст ребенка, составляющий в среднем 5—7 лет*. Этот период благоприятен для формирования готовности самого родителя осуще­ствлять различные виды воспитания. Характерной ошибкой пос­ледних является то, что, включившись в воспитание ребенка того или иного возраста, они не учитывают различные параметры его развития, не различают виды воспитания (нравственное, фи­зическое, половое, трудовое и др.) и никак не оценивают соб­ственно воспитательный процесс. При таком подходе весьма зат­руднительно дать оценку родительским усилиям.

* Буянов М. И. Ребенок из неблагополучной семьи. М., 1988.

 

Разумеется, изучению и оценке необходимо подвергать си­стему «ребенок—родитель» в целом. Итак, основными показате­лями при оценке воспитательного процесса дошкольника (3—7 лет) в семье могут быть:

а) для ребенка — характер проявления первых признаков нравственных качеств; общее физическое развитие и воз­можные дефекты; способность к игре; уровень внушае­мости; тенденции развития половой идентичности; ха­рактер проявления доминирующих способностей; спо­собность к подражанию; предрасположенности в игре; реакции на принятые нормы поведения; характер про­явления детской ответственности и т. п.

б) для родителя — мотивация воспитания; уровень знания особенностей ребенка этого возрастного периода; уме­ние формировать целевые и смысловые установки; по­нимание особенностей различных видов воспитания; понимание характера и силы собственных психогенных отклонений для этого периода и т. п.

Таким образом, возможность родителей оценивать собствен­ные воспитательные способности предоставляет им широкие ус­ловия их реализации и коррекции, а значит, устранения возни­кающих проблем в жизнедеятельности семьи.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных