Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Лечебные факторы — Q-сортировка




Двенадцать категорий лечебных факторов, которые были выбраны из источников, упомянутых в данной книге, и пять пунктов, входящих в каждую категорию дали в целом шестьдесят пунктов, представленных в таблице 1. Каждый пункт был напечатан на карточке, размером 3x5, имеющей свой особый номер; каждому пациенту дали стопку перетасованных карточек и попросили их разложить, на семь групп, обозначенных следующим образом:

1. Наиболее полезно для меня в группе (2 карточки);

2. Чрезвычайно полезно (6 карточек);

3. Очень полезно (12 карточек);

4. Полезно (20 карточек);

5. Едва ли полезно (12 карточек);

6. Менее полезно (6 карточек);

7. Менее всего полезно для меня в группе (2 карточки)

Таблица 1

Лечебные факторы

I. Альтруизм Рейт.балл

1. Помощь остальным повышает мое самоуважение. 40 Т

2. Ставить потребности других выше собственных. 52 Т

3. Пренебречь собой и думать о помощи другим. 37 Т

4. Часть себя посвятить другим. 17

5. Помогать другим и стать важным в их жизни. 33 Т

II. Групповая сплоченность

6. Принадлежность к группе и принятие группой. 16

7. Продолжительные близкие контакты с другими.

8. Принятие группой несмотря на открытие нелицеприятных фактов обо мне 11Т

9. Не испытывать в дальнейшем чувств одиночества. 37 Т

10. Принадлежать к группе людей, которые понимают и принимают меня. 20 Т

III. Универсальность

11. Познание того, что я не одинок в своих проблемах: «Мы все в одной лодке». 45 Т

12. Осознание, что мне также «везло», как другим. 25 Т

13. Открытие того, что у других могут быть такие же «нехорошие» мысли и чувства, как и у меня. 40Т

14. Понимание того, что мне не повезло с родителями и родственниками и они мешают мне, точно также как другим людям. 31 Т

15. Понимание того, что я не очень отличаюсь от других людей дало мне чувство общности с другими людьми. ЗЗТ

IV. Интерперсональное влияние

А. Входящая информация

16. Благодаря группе я понял, какое впечатление я произвожу на окружающих. 5 Т

17. Осознание того, какое впечатление я произвожу на других. 8

18. Другие участники честно высказываются о том, что они обо мне думают. 3

19. Члены группы указывают мне на некоторые мои привычки или манеры, которые досаждают другим людям. 18 Т

20. Осознание того, что я иногда сбиваю людей с толку, не говоря, что я думаю на самом деле. 13 Т

V. Интерперсональное влияние.

Б. Исходящая информация

21. Совершенствование умения ладить с людьми. 25 Т

22. Чувство большего доверия к группам и другим людям. 10

23. Понимание того, как я отношусь к другим членам группы. 13Т

24. Группа дает мне возможность узнать, как сблизиться с другими. 27 Т

25. Проработка моих проблем с одним из участников группы. ЗЗТ

VI. Руководство

26. Предложения и советы врача о том, что мне делать. 27 Т

27. Предложения и советы участников группы о том, что мне делать. 55Т

28. Члены группы говорят мне, что делать. 56Т

29. Кто-нибудь в группе дает конкретные советы, касающиеся жизненных проблем. 48Т

30. Члены группы советуют мне вести себя иначе с важным для меня человеком. 52Т

VII. Катарсис

31. Освободить, очистить свою душу. 31Т

32. Выражение негативных и/или позитивных чувств по отношению к другому участнику. 5Т

33. Выражение негативных и/или позитивных чувств по отношению к лидеру группы. 18Т

34. Научение тому того как выражать свои чувства. 4

35. Возможность высказать то, что беспокоило меня, вместо того, чтобы держать это в себе. 2

VIII. Идентификация

36. Стремление подражать в группе тому, кто адаптировался лучше меня. 58

37. Наблюдение за тем, как другие смогли раскрыть компрометирующие их факты и пошли на риск, помогло мне сделать то же самое. 8

38. Усвоение манер или стиля другого члена группы. 59

39. Восхищение терапевтом и подражание ему. 57

40. Встреча в группе с человеком, на которого я мог бы в дальнейшем равняться. 60

IX. Воспроизведение семьи

41. Пребывание в группе, по ощущению, подобно проживанию и пониманию моей жизни в семье, в которой я вырос. 51

42. Пребывание в группе помогло мне понять мои старые проблемы, которые имели место в прошлых отношениях с моими родителями, братьями, сестрами и другими важными людьми. 30

43. Пребывание в группе было, по ощущению, подобно пребыванию в семье, только на этот раз более принимающее и понимающее. 44

44. Пребывание в группе помогло мне понять как произошло мое созревание в моей семье. 45 Т

45. Группа была в чем-то похожа на мою семью — некоторые ее участники или терапевты были словно моими родителями, а другие - моими родственникам (братьям, сестрам и т. д.) 48Т

Самопонимание

46. Понимание того, что мои симпатии и антипатии к людям зависят не столько от них самих, сколько от моих собственных проблем, или переживаний, связанных с другими людьми, из моего прошлого. 15

47. Понимание того, почему я думаю и чувствую именно так, как я это делаю (то есть изучение причин и источников моих проблем). 11 Т

48. Открытие и принятие прежде неизвестных или непризнанных сторон самого себя. 1

49. Осознание того, что я реагирую на некоторых людей или ситуации нереалистично (с чувствами, которые принадлежат более ранним периодам моей жизни). 20 Т

50. Понимание того, что мои переживания и способы поведения связаны с моим детством и развитием (то, что я из себя представляю — есть следствие происходящего со мной в раннем детстве) 50

XI. Внушение надежды

51. Наблюдение за тем, как, что другим становилось лучше, вдохновляло меня. 42 Т

52 Знание того, что другие справились с проблемами, сходными с моими собственными. 37 Т

53. Наблюдение за тем, как другие решили проблемы, сходные с моими. 33 Т

54. Наблюдение за тем, что у других членов группы произошли улучшения, ободрило меня. 27 Т

55. Знание, что группа помогла другим справиться с проблемами, подобными моей, ободряет меня. 45 Т

XII. Экзистенциальные факторы

56. Признание того, что жизнь временами бывает жестокой и несправедливой. 54

57. Признание того, что по большому счету, нельзя избежать боли, которую причиняет жизнь и осознание смерти. 42 Т

58. Признание того, что независимо от моей открытости для других, я всегда могу столкнуться с одиночеством. 23 Т

59. Столкновение с основной проблемой — проблемой жизни и смерти требует от меня большей честности и меньшей зависимости от мелочей 23Т

60. Понимание того, что я должен взять на себя полную ответственность за жизнь, которой живу, независимо от того, в какой мере я буду зависеть от других и получать от них поддержку 5Т

 

Интервью

После Q-сортировки, которая заняла приблизительно от тридцати до сорока пяти минут, каждый пациент был опрошен тремя исследователями. В процессе интервью, которое длилось около часа, рассматривались причины, по которым пациенты выбирали наиболее и наименее полезные факторы, а также обсуждались другие вопросы, относящиеся к лечебным факторам (имеются в виду иные, не специальные терапевтические воздействия на жизнь пациентов, переполненные события в процессе терапии, смена целей, период улучшения, их собственное мнение относительно лечебных факторов).

 

Результаты

Данные шестидесятипунктной Q-сортировки, полученные от двадцати испытуемых, представляют собой сложную картину. Наверно самый простой способ, позволяющий вывести результат, — просто определить порядок распределения шестидесяти пунктов. Вернемся к списку из шестидесяти пунктов (таблица 1). Число, проставленное после каждого пункта представляет его рейтинговый балл. Так, пункт 48 («открытие и принятие ранее неизвестных или неприемлемых сторон самого себя»), был оценен как наиболее важный, согласно общему мнению пациентов, лечебный фактор; пункт 38 («усвоение манер или стиля другого члена группы») — как наименее важный и так далее. («Т» (tie) обозначает совпадение баллов)

Десять пунктов пациенты сочли наиболее полезными для себя (в порядке значимости):

48. Открытие и принятие ранее неизвестных или неприемлемых сторон самого себя.

35. Возможность высказать то, что беспокоило меня, вместо того, чтобы держать это в себе.

18. Другие участники честно рассказывают то, что они думаю обо мне.

34. Научение тому того как выражать свои чувства.

16. Благодаря группе я понял, какое впечатление я произвожу на окружающих.

32. Выражение негативных и/или позитивных чувств по отношению к другому участнику.

60. Понимание того, что я должен взять на себя полную ответственность за жизнь, которой живу, независимо от того, в какой мере я буду зависеть от других и получать от них поддержку.

17. Осознание того, какое впечатление я произвожу на других.

37. Наблюдение за тем, как другие смогли раскрыть компрометирующие их факты и пошли на риск, помогло мне сделать то же самое.

22. Чувство большего доверия к группам и другим людям.

Заметим, что первые семь пунктов представляют собой некоторые формы катарсиса или «инсайта». Я снова использую термин «инсайт» в наиболее широком смысле; пункты, по большей части, отражают первый уровень инсайта (дающего объективную перспективу чьего-либо межличностного поведения), описанного во второй главе. Это примечательное открытие придает существенный вес принципу, описанному там же, что терапия представляет собой дуальный процесс, состоящий из эмоциональных переживаний и размышлений о них. Подробнее на этом мы остановимся позже.

Если мы переведем наше внимание с отдельных пунктов на двенадцать общих категорий, мы увидим, что они расположены в порядке своей значимости.

1. Входящая интерперсональная информация

2. Катарсис

3. Сплоченность

4. Самопонимание

5. Исходящая интерперсональная информация

6. Экзистенциальные факторы

7. Универсальность

8. Внушение надежды

9. Альтруизм

10. Воспроизведение семьи

11. Руководство

12. Идентификация.

Прежде чем обсуждать данное исследование дальше, я включу эти открытия в более широкую дискуссию по вопросам, поставленным вначале этой главы, — о взаимоотношениях лечебных факторов и их сравнительного потенциала.

 

Катарсис

Катарсис, как всегда предполагалось, играет важную роль в терапевтическом процессе, хотя рациональные основания его использования существенно различались. Веками пациенты вынуждены были сами освобождаться от чрезмерной раздражительности, злых духов и инфекционных токсинов. Со времени выхода в 1895 году трактата Брейера и Фрейда, посвященного истерии, многие терапевты пытались помочь пациентам избавиться от вытесненного материала, подавляемых аффектов. То, что понял Фрейд, а впоследствии все психотерапевты динамического направления, так это то, что катарсиса недостаточно. В конце концов, мы испытываем эмоциональные переживания, иногда очень сильные, в течение всей нашей жизни и безо всяких последствий.

Факты подтверждают этот вывод. Исследования Либермана, Ялома и Майлза и исследование Берзона ясно иллюстрируют пределы катарсиса, как такового. Те члены групп, чей критический опыт состоял только из сильных эмоциональных выражений, не могли рассчитывать на позитивный результат; на самом деле, с большей вероятностью, они могли иметь возрастающие негативные последствия. В исследовании лечебных факторов в групповой терапии, наиболее выбираемыми пунктами в категории «катарсис», являются те, которые передают чувство нечто большего, чем просто акта разрядки напряжения через высказывание: «Возможность высказать то, что беспокоило меня» или «Научение тому, как выражать свои чувства», передают чувство освобождения, овладения навыками для будущего. «Выражение чувств по отношению к другому участнику» указывает на роль катарсиса в непрерывном межличностном процессе. Пункт (31), передающий чистое чувство разрядки, имел довольно низкий рейтинг. Обсуждение с пациентами в ходе интервью причин их выбора тех или иных пунктов, подтвердило этот взгляд. Катарсис — это часть межличностных взаимоотношений; еще никто не заявил о том, что получил стойкий положительный результат от выражения своих чувств в пустом туалете. Далее, как мы уже отмечали в третьей главе, сильное выражение эмоций влечет за собой развитие сплоченность; члены групп, которые выражали друг другу сильные чувства, и добросовестно работали с этими чувствами, разовьют сильные взаимные связи.

B заключение, таким образом, можно сказать, что открытое выражение аффекта, вне всякого сомнения, жизненно важно для группового терапевтического процесса; без аффектов группа дегенерирует до бесплодной праздной церемонии. Однако, это только один аспект процесса, который должен быть дополнен другими факторами.

И последнее, интенсивность эмоционального выражения в высшей степени относительна и должна оцениваться не с точки зрения лидера, а с точки зрения участника. Кажущееся безмолвным выражение эмоции, может в случае с крайне застенчивым человеком, представлять собой событие небывалой напряженности и интенсивности.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных