Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






В это время усадьбу Д занимала семья посадника Варфоломея Юрьевича. Им же принадлежала и 1 страница




ВВЕДЕНИЕ

В земле Новгорода найдено 20000 деревянных находок.— Более 800 предметов создано народными художниками.-.— Бытовое искусство Х—Х1У вв.— Художественнля, утваръ.


Археология Новгорода открыла неизвестный и не-виданный доселе мир деревянных вещей древней Ру-си. Мир этот многообразен и крайне интересен. Он дал нам новый источник информации по истории русской культуры и искусства X—XV вв.

Достоянием науки стали древние машины и слож-ные орудия труда, корабли и сани, дома и служеб-ные постройки, предметы домашней утвари в мебель, точеная и резная посуда, игрушки детей и игры взрослых, языческие идолы и музыкальные инстру-

менты

Все эти предметы найдены на Неревском раскопе в мощном напластовании культурного слоя, вырос-шего в Новгороде за 1000 лет, начиная с середины X в. Культурный слой Новгорода структурно состоит из двух пластов. Верхний — могдностью 1,5—2 м — состоит из сыиучей сильно перекопанной земли, до-вольно сухой, с нормальной аэрацией и с вкраплени-ями камня, стекла, керамики, строителыюго гцебня и т. д. В этом пласте органические вещества, и в том числе дерево, не сохраняются. Он датируется време-нем от второй половины XV в. до современности. Ни-же идет второй структурный пласт земли мощностью 4—6 м, совершенно ненарушенный, очень плотный, вязкий, темного, иногда коричнево-зеленоватого цве-та, с большим количеством навоза, древесных щепок, угля, золы и коричневого перегноя. Этот пласт земли довольно влажен, и в нем очень хорошо сохраняется дерево. Он начинается от материка, т. е. хронологиче-ски определяется временем от середины X до второй половины XV в.

На Неревском раскопе за 12 полевых сезонов с 1951 по 1962 г. собрано более 20 000 деревянных предме­тов, хорошо определимых археологически 2.

Они найдены в культурном слое живого, беспре-рывно существовавглего города. А в таких условиях в земле оказываются лишь вещи потерянные, брошен-ные или оставшиеся на месте после разрушения дома или иного сооружения. Поэтому среди огромной мас-сы находок 97 % разрушены, т. е. до нас дошли облом-ки разной сохранности, включая и маленькие фраг-менты.

Кроме того, необходимо заметить, что бросают или легко теряют вещи обычные, рядовые, массовые. Когда мы говорим, что достоянием науки стали древ­ние машины, корабли, мебель, посуда, музыкальные инструменты и т. п., — это значит, что в руки архео-

1 Описание этих вещей см.: Б. А. Колчин, 1968. 2 Б. А. Колчин, 1964, стр. 3.


лога нопала деталь машины, часть мебели, обломок сосуда или музыкального инструмента.

Деревянные вещи в культурном слое Новгорода сохраняются благодаря высокой влажности земли. Следовательно, сами вещи имеют тоже очень высо-кую влажность, доходящую до 300—400%. Влажная древесина, вынутая из земли, при свободной сушке на воздухе значительно деформируется, искажается форма предмета, трескается поверхность и довольпо часто предмет просто разрушается. Поэтому древеси­на, вынутая из культурного слоя, должна быть ста-билизирована, т. е. каким-то физико-химическим путем переведена в естественно сухое состояние и закреплена.

Проблема стабилизации мокрой археологической древесины оказалась очень сложной. Предложено не-сколько методов стабилизации 3, но все они для мас-совой практики пока еще оказываются мало пригод-ными.

Лучпгие вещи из коллекции деревянных находок Новгородской экспедиции хранятся в аквариумах с водой. Всего в аквариумы положено более 6000 пред­метов. В это число входят и все находки резного дере-ва.

Желательно, чтобы консерваторы и реставраторы музеев и научно-исследовательских институтов Со-ветского Союза значительно усилили работы по изыс-канию методов стабилизации древесины. Хотя архео-логическая древесина довольно хорошо сохраняется и в аквариумах с водой — многие вещи находятся в воде уже более 15 лет, но это очень затрудняет широ-кое изучение этих находок, их реставрацию и тем более показ в музейных экспозициях. Нужны, и как можно быстрее, серьезные поиски в этой области с постановкой разносторонних физико-химических ис-следований.

В коллекцию новгородского археологического де-рева входит более 800 предметов, украшенных резь-бой или иным видом орнамента, которые в той или иной степени отражают бытовое искусство древнего Новгорода4.

В основной массе это обломки многочисленной по-вседневной посуды, отдельные частично сломанные де-тали домашней мебели и утвари, разные предметы архитектурного убранства дома и горницы, детские

3 А. М. Hosen^vist, 1959; М. Н. Кислов и 0. Н. Чистякова. 1962; В. Е. Вихров, 1959; И. Л. Ногид и А. И. Поздняк, 1965; 5. Aиcиst, 1967.

4 В это количество не входят технические игрушки, Их найдено более 600.


\

 


игрушки, предметы языческого культа, детали саней и кораблей и другие подобные предметы. Перед нами предстают обыкновенные, рядовые предметы городского быта. Это очень важно, так как наша задача заключается в том, чтобы показать массовое бытовое искусство жителей Новгорода.

Форма, вид, конструкция и назначение деревянного изделия, а также качество материала и кон­струкция инструмента еще в X в. определили несколько формальных направлений декоративной трактовки замыслов художников. Эти формальные приемы вырабатывались в практике народа в течение многих предшествовавших столетий.

В древнем Новгороде мы встречаем уже в завершенных формах развития бытовую и архитектурную орнаментику на плоскости, объемную бытовую скульптуру, роспись красками и резьбу по бересте.

Задачей настоящего тома Свода археологических источников является систематизация и максимально полная публикация резного дерева Новгорода X— XV вв. Проследить историю развития искусства художественной резьбы по дереву в Новгороде за этот период и проследить связи новгородского прикладного искусства с искусством народов Запада и Востока в задачу автора не входило.

Датировка всех находок нами устанавливается стратиграфически по залеганию предмета в пласте и в ярусе. Четкая стратиграфия культурного слоя на раскопе, отсутствие поздних перекопов позволяют с довольно высокой точностью относить ту или иную находку к определенному строительному ярусу, соответствующему ярусу деревянной мостовой Великой, Холопьей и Кузьмодемьянской улиц Неревского рас­копа. Ярусом мы называем часть культурного слоя, образовавшегося за время существования одного горизонта деревянной мостовой. Датируя находку каким-либо ярусом, мы определяем время, когда данная вещь попала в культурный слой города, т. е. определяем верхнюю границу времени бытования данного предмета.

Даты постройки деревянных настилов Великой, Хо­лопьей и Кузьмодемьянской улиц, установленные методом дендрохронологии, таковы5:

28-го   яруса — 953 г.  
27-го   '" — 972 г.  
26-го   " — 989 г.  
25-го   " — 1006 г.  
24-го   " — 1025 г  
23-го   " — 1055 г.  
22-го   " — 1076 г.  
21-го   „ — 1096 г.  
20-го   " — 1116 г.  
19-го   " - 1134 г.  
18-го   „ - 1161 г.  
17-го   " — 1177 г.  
16-го   " — 1197 г.  
15-го   " — 1224 г.  
14-го   " — 1238 г.  

5 В. А. Колчин, 1963, стр. 5.


 

13-го   " — 1268 г.  
12-го   " — 1281 г.  
11-го   " — 1299 г-  
10-го   " — 1313 г.  
9-го   " — 1340 г.  
8-го   " — 1369 г.  
7-го   " - 1382 г.  
6-го   " — 1396 г.  
5-го   " — 1409 г.  
4-го   " — 1422 г.  
3-го   " — 1429 г.  
2-го   " — 1446 г.  
1-го   " — 1462 г.  

В Новгородской экспедиции принят трехчленный паспорт6. Первые одна или две цифры обозначают ярус, следующие одна или две цифры обозначают: пласт и затем идет номер квадрата, в котором найден предмет7. Вот, например, ручка ковша с головой дракона 28-36-155. Это значит, что фигурка дракона относится к 28-му ярусу, т. е. она попала в культурный слой в период между 953 и 972 годами и найдена в 36-м пласте в квадрате И\|» 155.

Материал внутри тома свода мы рассматриваем по формальным признакам декоративной обработки вещи. Выделяются разделы:

а. Бытовая резьба, где нами рассматривается плоскостная орнаментика посуды, утвари, орудий труда и т. п. (Я» 1—108).

б. Раздел архитектурной резьбы, где рассматри­вается тот же вид орнаментики, но только на предметах архитектурного убранства дома и его интерьера (Л» 109-188).

в. В особый раздел мы выделяем предметы малой бытовой скульптуры (К° 189—251).

г. Отдельно рассматриваются детские игрушки, а также предметы игр взрослых (М 252—289).

д. Еще раздел посвящается росписи на дереве и бересте (.14° 290—313).

Для удобства пользования рисунками и фотографиями Свода каждая художественная вещь описывается под определенным порядковым номером8.

Главной составной частью нашего Свода являются
таблицы рисунков и фотографий конкретных вещей
и орнаментальных мотивов с подробным описанием
орнамента и предмета. Кроме того, даются полные
выходные данные и паспорт предмета. На 48 таблицах тома Свода мы публикуем более 300 лучших художественных находок из дерева или их орнаментальных деталей. Настоящий выпуск Свода является вторым томом серии публикаций «Новгородских древностей».

6 Б. А. Колчин, 1959, стр. 6.

7 Поквадратный план Неревского раскопа опубликован в первом томе «Новгородских древностей» (В. А. Колчин, 1968).

8 В подписях под таблицами порядковый номер дан в скобках.


ГЛАВА ПЕРВАЯ

Виды древесины, шедшей в пластическую обработку.— Техника резъбы.—Контурная резъба.—Выемчато-трехгранная резьба.— Плоскорелъефная резъба.— Прорезъ.— Роспись красками.— Инструменты


В декоративном искусстве, самом массовом из всех искусств, художественной обработке дерева принадлежит первое место. В каждом доме новгородцев имелись произведения бытового искусства. Чаши и ложки, лавки и столы, гребни и шкатулки, конские хомуты и корабельные уключины, прялки и юрки, детские игрушки и шахматы были украшены тем или иным узором или имели форму, соответствующую с наибольшей выразительностью практическому назначению и художественному замыслу вещи.

На Неревском раскопе нами вскрыто в слоях X—XV вв. около 500 жилых домов. И почти в каждом доме или около каждого дома мы находим произве­дения бытового искусства в металле, глине, стекле и главным образом в дереве.

Тесно связанное с повседневной жизнью народа бытовое искусство являлось почти единственным видом художественного творчества, доступным широкому кругу людей. Умение обработать кусок дерева, свободно владея таким инструментом, как нож, было доступно и взрослому и подростку. Резчик по дереву был одновременно художником и исполнителем. Довольно часто он был и потребителем этого произведе­ния.

Технический и художественный строй бытового искусства в древней Руси был создан еще до принятия Русью христианства. К концу X в. прикладное искусство Руси, и в частности искусство резьбы по дереву, пришло с большим запасом художественных образов, со своим стилем орнаментики, со своими техническими и конструктивными приемами '.

В X и XI вв. декоративное искусство было тесно связано с языческим мировоззрением и с народными обрядами, которые художественно олицетворяли силы природы. В бытовом искусстве еще очень сильна была языческая символика. Излюбленными являлись звериный и растительный орнаменты, фигуры которых вписывались в узоры лент плавной бесконечной плетенки.

В конце XI—начале XII в. бытовое искусство в Новгороде начинает освобождаться от магического содержания и старую символику перекрывают уже эстетические принципы и понятия красивого. Но в геометрический узор XII—XIII вв., более строгий и скупой, включаются еще многие формы языческих символов. Например, одна из формальных групп в виде радиального расчлененного круга, системы кругов и их секторов, сегментов, радиусов и крестов, обозначающих древний языческий символ солнца, живот-

Б. А. Рыбсмов, 1951, стр. 406.


ворящего светила, дошла в народном искусстве до наших дней2.

Дерево, наиболее массовый и универсальный материал из всех материалов, известных человечеству. В древнем Новгороде оно было основным и господствующим материалом в жизни новгородцев. Древесина наиболее податлива для всех видов технической обработки при изготовлении и оформлении изделия. Особенно дерево удобно для пластической обработки его фактуры. Поэтому декоративное искусство новго­родцев, имея дерево своей постоянной материальной основой, могло успешно развиваться, процветать и быть массовым художественным ремеслом.

Как мы увидим ниже, новгородцы обогащали искусством очень многие вещи, входившие в их бытовой и трудовой крут,— от резной и яркой игрушки до затейливо обработанного посоха и строгого намогильного креста.

Состав древесины, шедшей в пластическую обработку, по видам был довольно широк. В первую очередь он отвечал конструктивным требованиям того или иного изделия. Среди предметов, покрытых каким-либо видом резьбы, мы встречаем изделия из сосны, ели, лиственницы, дуба, березы, самшита, можжевельника, яблони, ясеня, клена и липы.

Все эти виды древесины, как я уже сказал, в пер­вую очередь удовлетворяли требованиям технических условий изделия. Но был среди них один вид материала, отвечавший первую очередь требованиям художника. Это древесина липы.

Диагностический анализ древесины новгородской коллекции, проведенный профессором В. Е. Вихро-вым3, показал, что из 27 художественных предметов, покрытых резьбой (были отобраны именно художественные вещи), были сделаны из сосны 4, из ели 4, из березы 3, из лиственницы 1. из яблони 1 и из липы 14. Из липы были сделаны орнаментальные доски от мебели, художественные шкатулки, крышки коробов, пряничные доски, накладные розетки и т. п.

Для резных работ липа считается наилучшим мате­риалом и позволяет выполнять самую сложную и тонкую орнаментику. Древесина липы имеет белый цвет с легким желтоватым оттенком. Она легкая, равномерно усыхающая и очень мягкая. Физико-механические свойства липы довольно низки, но ее древесина имеет однородное строение, поэтому она легко режется, хорошо колется, гладко строгается и мало растрескивается. Будучи хорошо высушенной, она мало чувстви-

2 В. П. Воронов, 1924; Л. А. Динцес, 1951; 5. Я. Даркевич, 1960, стр. 56; Я. Я. Соболев, 1934.

3 В. Е. Вихров, 1958; В. Е. Вихров и Б. А. Колчин, 1962.


Рис. 1. Инструменты для резьбы по дереву

1 — фигурное тесло 12-8-690, 2 — нож Ил-28-87 (XI в.),3 — лезвие от колодочного наструга Ил-19-123 (XII в.), 4 — долото 21-18-609, 5 — фигурная стамеска 17-22-1180,6 — сверло 13-20-2096, 7а~7б — лучковые циркульные резцы 17-18-1101, 23-28-2063, 8 — скобель одноручный 21-25-1295, 9 — резец 18-20-1047, 10 — лезвие фигурного резца-клюкарзы 19-21-855


тельна к изменениям влажности воздуха, и поэтому изделия из липы не деформируются.

Технической основой всех видов новгородской резьбы по дереву является система выемок, так или иначе выраженных и органически связанных с мотивом и смысловым значением орнамента. Новгородское искусство резьбы технически выражалось главным образом резьбой в глубь материала. Рельефная резьба почти отсутствует.

В декоративной обработке дерева как плоскости новгородцы применяли несколько видов резьбы — контурную, выемчато-трехгранную, плоскорельефную, прорезную.

Контурная резьба является одним из самых распространенных видов бытовой резьбы. Резец четко и смело очерчивает на поверхности тонкий контур изображения, прокладывая на дереве в два приема узкую двугранную канавку — порезку. Изображение получает тонкое линейное очертание. Контурная резьба очень похожа на гравировку.

Графика контурной резьбы характерна четкостью и твердостью прямых, ломаных и кривых линий, заостренностью их пересечения и наличием при этом мелкой узорной детализации. Контурные линии в сочетании с узорными деталями являются постоянным элементом для исполнения различных каемок, поясков и других форм, расчленяющих отдельные части общей композиции. Этим приемом выполняются многие геометрические узоры, и прежде всего плетеный орнамент и атрибуты в разнообразных изображениях, и, наконец, на плоскость доски наносятся основные разнообразные пластические изображения. Острые, четкие и выразительные линейные порезки создавали контур рисунка любого образа. Контурная резьба являлась как бы графикой в приложении к деревянным поверхностям предметов. Контурной резьбой предметы украшались уже в X в.

Распространенным видом была выемчато-трехгранная резьба. Основную орнаментальную роль здесь играет треугольник. Из доски вырезаются малые трехгранные пирамидки. Эти треугольные в плане вырезы располагаются в определенном ритмическом порядке и сочетании. Основными орнаментальными элементами в выемчато-трехгранной резьбе являются расчлененные круг и квадрат. Часто в этой технике выполняются полоски и окаймляющие пояски. По-лоски заполняются рядами треугольников или ром-биков, и их иногда окаймляют контурными линиями. Внутренние расчленения кругов имеют несколько вариантов, но в основном рисунок имеет лучистый ха-рактер и всегда связан с центром круга. Этот орна-ментальный мотив несет в себе древнейшее символи-ческое изображение солнца. Выемчато-трехгранная резьба в Новгороде бытует уже с X в.

Широкое применение в новгородской орнаментике имела плоскорельефная резьба. На поверхности дере­ва рисунок узора обрезается по контуру боковыми гранями, перпендикулярными к плоскости. Дерево на участках между узорами выбирается, в силу чего фон орнамента попижается с разной степенью глубины. Часто границы рельефного рисунка немного сглажи-ваются. На поверхности плоского рельефа наносят различной техникой (например, контурной резьбой) дополнительные узоры. Например, у плетенки, выпол-


ненной плоскорельефной резьбой, каждая полоса (ряд) плетения членится продольными порезками на отдельные ремни. Плоскорельефная резьба в Новго­роде широко применяется уже в середине X в.

Применяли новгородские резчики по дереву и про-резь. В основном прорезная техника применялась в архитектурной резьбе. Техническим признаком про-резной техники резьбы являются орнаментальные отверстия разных форм и, самое главное, разнообраз­ных сочетаний. Орнаментальные отверстия в сквоз-ной резьбе явились как бы дальнейшим развитием выборки фона в плоскорельефной резьбе. Часто, про-резь ограничивается нанесением на гладь доски круг-лых, овальных, ромбовидных или более сложной фор-мы отверстий, которые сами создают ритм орнамента. Но в Новгороде получила развитие и прорезь, где от­верстия лишь выявляли рисунок узора в виде симмет-рично построенных растений со стилизованными вет-ками и листьями, со спиральными завитками и лепестками. Прорези в такой резьбе делались долотом, стамеской, резцом и ножом. Наиболее древняя про­резь в Новгороде встречена в слоях XI в.

Нож, прямые и полукруглые стамески, долото, ре-зец и игла являлись главными инструментами новго-родского искусства резьбы по дереву. Применялись и другие режущие инструменты, такие, как топор, пила, сверло, циркульный резец и т. п. (рис. 1).

Все эти инструменты в древнем Новгороде дела­лись из высокоуглеродистой стали и обрабатывались термически. Получались закаленные, очень твердые, а следовательно, очень острые режущие лезвия4.

Высокое качество режущего инструмента, т. е. его остроту и рациональность формы, мы покажем на примере ножа и фигурного резца.

Специальные ножи для резьбы по дереву имели особую форму режущего лезвия. Острый режущий конец лезвия был оттянут вниз с таким расчетом, чтобы острие находилось значительно ниже оси руко-ятки ножа. Таким ножом удобпее резать орнамепт и обрабатывать объем. Кроме того, сама технология конструкции ножа позволяла иметь всегда очень ост-рое лезвие. Лезвие ножа тем острее, чем болыпе угле-рода в стали, из которой оно сделано. Но из высоко­углеродистой стали, которая в закаленном состоянии очень хрупка, цельный нож сделать нельзя. Русские кузнецы создали несколько технологических схем, сочетающих в изделии высокоуглеродистую сталь (на лезвии) с мягким железом (в клинке и обухе). Таких схем было несколъко: слоистые пакеты, торцо-вая наварка, косая наварка и т. п. Остроту новго-родского ножа X—XI вв. можно сравнить лишь с ост-ротой современной хорошей «опасной» бритвы5.

В ииструментарии новгородских мастеров были и стальные резцы с фигурным желобчатым лезвием в форме перевернутой буквы П, так называемые клю-карзы. Такие резцы необходимы при обработке пло-скорельефных орпаментов и в объемной резьбе для подбора фона и обработки сложных криволинейных поверхностей. Здесь мы наблюдаем тот же конструк-тивный принцип сочетания мягкого железа — основы лезвия с высокоуглеродистой наваркой на острие.

4 В. А. Колчин, 1959, стр. 23. 5 Там же, стр. 54.


ГЛАВА ВТОРАЯ

Бытовая резъба.— Чаши X в.— Крышки коробов.— Ложки. Пряничные доски.— Прялки и юрки.— Копылы и грядки. Хомуты.— Гребни. — Церы.— Пеналы и вешалки.— Булавы


Бытовая резьба по дереву в древнем Новгороде была широко представлена на таких предметах, как столо-вая посуда, кухонный инвентарь, пряничные доски, гребни, шкатулки, пеналы, церы. Украшались и ору-дия труда — чесала, ткацкие юрки и ряд других пред-метов. Описание орнаментальных мотивов мы будем вести по группам предметов.

Посуда. Основная массовая посуда для хранения и подачи на стол пищи изготовлялась из дерева. В подавляющем количестве посуда была точеная, т. е. делалась на токарном станке. Резной посуды делали сравнительно мало. Резали вручную в основном только ложки, ковши, уполовники и несколько видов фигурных сосудов.

В Новгороде бытовало более 20 видов точеной по­суды. Уже сама форма многих сосудов являлась художественным произведением с высокой декоративностью. Типологию форм деревянной посуды мы изучили в Своде «Новгородские древности. Деревянные изделия» *. Новгородские точеные сосуды в подавляющей массе ничем не покрывались. В натуральном цвете текстура клена и ясеня, из которых делали сосуды, выглядела очень эффектно и нарядно. Каких-либо дополнительных украшений на массовой посуде не делали, хотя техникой росписи красками и техникой художественного выжигания новгородцы владели в совершенстве. Несколько сосудов, покрытых краской или расписанных жанровыми сюжетами. в Новгороде найдено.

Художественной резьбой новгородцы покрывали лишь ложки, уполовники, ручные и резные чаши и некоторые сосуды других видов.

В X и XI вв. в Новгороде были распространены низкие одноручные чаши для напитков. Они всегда вырезались из корневищ или березового капа. Всего найдено 22 чаши. Все чаши имели по одной плоской ручке длиной 3—6 см. У некоторых чаш верхняя лицевая сторона ручек украшена резьбой. Наиболее интересна орнаментация на девяти чашах.

1. Чаша из клада ковшей от братчины середины X в. (28-31-317). Плоская ручка треугольной формы имеет длину 6 см и ширину 12 см. Она оформлена в виде трех рядов волют, схваченных в середине коль-цом (табл. 1,1). Техника резьбы плоскорельефная с небольшим неглубоким фоном. Контурные порезки довольно глубокие, завиток сделан порезкой.

2. Чаша из этого же клада. Ручка размером 5,5 X Х3,5 см покрыта орнаментом лшпь в средней части. Орнамент состоит из дугообразных линий, выполнен-

1 Б. А. Колчин, 1968.


ных контурными порезками. Внутри полосы с неболь­шим перехватом вырезано несколько переплетаю-щихся линий.

3. Чаша из слоев середины X в. (28-35-1402). Диаметр чаши 14,5 см. Ручка треугольной формы с перехватом у основания имеет длину 6 см и ширину 4 см. Вся верхняя сторона ручки покрыта геометри-ческим узором, выполненным неглубокими контур­ными порезками. Поверхность ручки разделена на четыре пояса, внутри которых вырезаны стрельчатые арочки. Края ручки обрамлены тремя контурными линиями.

4. Чаша из слоев конца X в. (26-30-2064). Сохра-нилась ручка с неболыпой частью стенок. Ручка треугольная с перехватом, размером 5X6 см. Кон­турными линиями нанесен сложный узор из перепле-тдющихся 8-видных петель. Две основные полосы узора в середине перехвачены кольцом (табл. 1, 8).

5. От чаши конца X в. (26-26-957) сохранилась только ручка. Высота ее 6 см, ширина 8 см. Контуром ианесен растительный узор, состоящий из трех сое-диненных в пучок трилистников (табл. 1).

6. Чаша начала XI в. (25-27-1837) более крупного размера, чем все остальные. Диаметр чаши 20 см, цлина ручки 8,5 см, ширина 9 см. Ручка имеет до­вольно сложное очертание — в сечении это квадрат, поотавленный на угол, верхний и нижний углы его охвачены двумя скобами, связанными в середине двумя петлями. Контурный узор сделан глубокой, уверенно нанесенной линией (табл. 1,2).

7. Очень интересную резьбу имеет чаша середины X в. (28-31-901). Она найдена на самом материке в неглубокой яме. Чаша сохранилась полностью, но была разломана на несколько кусков. Диаметр чаши 17 см, высота 4,3 см. Ручка плоская треугольной фор­мы размером по высоте 4,5 см и шириной у основа­ния 10 см. Вся лицевая сторона ручки покрыта орна­ментом в виде треугольных фигур, вытянутые концы которых уходят под такие же фигуры, расположен-ные рядом (табл. 2, 2). Таким образом, каждая фигу-ра своими сторонами прикрывает три вытянутых угла соседних фигур, а ее три угла уходят под другие фигуры. Техника резьбы плоскорельефная. Кромв того, каждая фигура по контуру очерчена неглубокой линией. На ручку нанесено всего 19 фигур. На обо-ротной стороне чаши и ручки панесены, вероятно как памятные знаки владельца, три фигурът двулубцев — знаков Рюриковичей. Очень оригинален рпсунок ор-намента. Если для многих декоративпых мотивов новгородской резьбы мы можем найти аналогии в славянском или византийском прикладном искусст-


 

 


ве, то в данном случае аналогию мы находим лишь в орнаменте средневековой Ирландии3. Еще две на-ходки с подобной орнаментацией известны в Поль-ше4.

8. Обломок резной чапти середины X в. (28-32-128). Сохранился только резной венчик с ветчатым орна-ментом. В небольшом рельефе вырезан узор из полу-овальных лепестков, окаймленных неглубокой лини-ей. Ширина лепестка 1,2 см.

9. От этого же времени сохранилась резная ручка от неболыпого черпачка (28-26-537). Длина ручки 11 см. Она вырезана в виде двух закрученных жгу-том полос. Полосы внутри заполнены насечками.

10. В слое середины XII в. (19-29-1381) найден неболыпой целый резной сосудик типа малой чаши диаметром 8 см. Сосуд с тремя ручками. Каждая руч­ка в месте крепления к стенке сосуда имеет форму руки с пятъю пальцами. Рука как бы придерживает чашу. Сделана оиа в высоком рельефе.

11. Плоская ручка от чаши начала XIII в. (15-19-1494) покрыта узором плетенки. Переплета-ются три овала: два удлиненных и один, приближа-ющийся к квадрату. Плетенка двухременная.

12. Следует отметить еще одну резную чашу кон-ца XIII в. (12-19-1921). Чаша диаметром 12,5 см тонкостенная, по внешней стороне венчика имеет круговую орнаментальную полосу пшриной 2,2 см, сложный растительный узор изображен переплете-нием 8-видных фигур, концы которых образуют пет-ли (табл. 1, 12).

Бондарная посуда, применявшаяся чаще всего на


15. На одной из крьтшек кадки серецииы XIII в. (13-20-1441) был нанесен бесконечной полосой пле-теный узор, образующий четыре петли. Орнамент на­несен контурной линией.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных