Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






В это время усадьбу Д занимала семья посадника Варфоломея Юрьевича. Им же принадлежала и 8 страница




292. Целая крышка туеса диаметром 15 см найде­на в слоях начала XIII в. (15-22-739). Вся крышка покрыта орнаментом. По контуру ее окаймляют две круговые полосы, заполненные одна волнистой лини-ей, а другая — тонкой линией со штриховкой. Вся поверхность крышки вяутри круга заполнена узором, состоящим из квадратов, переплетающихся углами с другими квадратами (табл. 43, 5). Кроме того, вся крышка была покрыта светло-белой краской. Следы краски сохранились.

293. Крышка неболыпой продолговатой коробьи размером 30 X 19,5 см найдена в слоях второй по-ловины XIII в. (13-19-1179). Вся поверхность крыш­ки покрыта очень тонким сложным узором. Контур крышки образует две широкие овальные полосы с разным заполнением. В одной проведена волни-стая линия, а в другой — полоса, разбитая на квад­раты с диагоналями. Внутри овалов нанесен орна-мент из переплетающихся фигур. Вся площадь раз-бита на болыпие ромбы, соединенные в углах малыми ромбами (табл. 43,5). Внутри ромба изоб-ражен болыпой крест, а углы поля заполнены изги-бами полосы. Ширина полосьт, рисующей фигуры, 0,3 см. Фон заполнен перекрестной штриховкой.

294. В тех же слоях найден обрывок бересты раз­мером 10X6 см, покрытый очень мелким узором плетения (13-12-488). Полоса шириной 0,15 см об­разует квадраты, переплетающиеся в углах между собой. Квадраты заполнены четырьмя маленькими ромбами, нарисованными бескопечной полосой. Дру-гие квадраты заполнены четырьмя скобками (табл. 43,2).

295. Крышка маленького круглого сосуда, найден-ная в слоях конца XIV в., имела диаметр 18,5 см (7-10-1302). Четыре болыпих круга, нанесенные циркулем, образуют пространство, заполненное гео-метрическими круговыми композициями (табл. 43,9).

296. Крышка туеса нормального размера найдена тоже в слоях конца XIV в. Диаметр крышки 13 см, контур — 13 см. Контур крышки обрамлен четьгрь-мя кругами, а внутри — дугообразными линиями нарисован контур четырехконечного креста. Орна-


ментика на берестяных изделиях XIV в. упро-щается, и в ней уже преобладает циркульная ли-ния.

В новгородской коллекции предметы, расписан-ные красками, появляются лишь в слоях середины XII в. Означает ли это, что бытовая роспись краска­ми появляется в Новгороде лишь в XII в., мы ска-


зать не можем. В Новгороде при очень высокой влажности культурного слоя краски сохраняются довольно плохо, и поэтому отсутствие в XI в. и ра-нее предметов, покрытых краской, еще ни о чем не говорит, так как в этих слоях разрушение краски, возможно, было более интенсивным, и она не сохра-нилась.


 

Рис. 25. Реконструкция коробов

1 — 7-10-1302; 2 — 17-19-1179


(

 


Всего на раскопе в слоях XII—XIV вв. найден 51 предмет, покрытый краской. Это 32 предмета из де-рева и 19 обрывков бересты от стенок коробей. Среди деревянных предметов, расписанных краской, име-ются ложки, чаши, игрушки, декоративные доски и отдельные предметы.

Описание находок, расписанных красками, мы начнем с лубяных коробей. В основе росписи лежит геометрический орнамент, отдельные элементы кото-рого — полосы, волнистые линии, плетенка и другие геометрические фигуры — покрыты краской. В кра­сочной гамме ярких локализованных цветов насчи-тывается пять оттенков: черный, красный, коричне-вый, синий и светло-желтый. Полутона, как правило, отсутствугот.

19 фрагментов красочных росписей на стенках коробей по ярусам распределились так:

18-25-732 18-23-1221 16-13-676 16-13-706 12-18-1177 12-12-1905   13-19-1121 14-11-694 13-18-1234 13-19-1142 10-18-1395 12-19-627   8-9-887 8-15-1443 12-10-509 8-13-1212 8-9-1030  

Мы опигпем восемь находок. Остальные имели такие же элементы графики и красочной рас-цветки.

297. Фрагменты стенки коробьи размером 27 X X 25 см сохранились в слоях второй половины

XII в. (18-25-732). Красочный узор состоял из мно-гоцветного пояса шириной 7,5 см в верхней и ниж-ней частях стенки (табл. 44, 3). Цветной пояс со-ставлен из пяти полос шириной по 0,5 см — синей, коричневой, опять синей, коричневой и снова си­ней. Кроме того, в пространстве между второй, третьей и последующими полосами были проведены тонкие синие линии — прямая и волнистая. Пояс вверху завершался двумя тонкими синими линия-ми. Вся остальная береста и фон раскрашенной по­лосы были окрашены в светло-желтый цвет.

298. Обрывок стенки коробьи того же времени (18-23-1221) сохранился на всю высоту 27 см, ши-рина куска 9 см. Цветным узором была покрыта вся стенка. Сверху и снизу идут пояса из коричневых и красных полос, а средний пояс шириной 11 см был заполнен двухцветным узором плетенки. Пле­тенка нанесена бледно-желтой краской, а фон — коричневой.

299. Обрывок бересты от стенки коробьи из 16-го яруса (16-13-676) по росписи очень близок к наход-ке 297. Только пояс несколько уже — 6 см. Он об-разован одной толстой коричневой полосой и не-сколькими тонкими коричневыми и синими, между которыми проходит светлое поле (табл. 44, 2).

300. Болыпой фрагмент стенки короба середины

XIII в. (13-19-1142) по рисунку росписи, пожалуй, самый интересный. Стенка покрыта узором на всю высоту 40 см. Роспись состоит из трех горизонталь-ных поясов. Два крайних пояса у верха и низа (их ширина по 13 см) состоят из полосы перепле-тающихся цветных линий и обращенных к сред-


ней части стенки тараканьих усиков. На верхнем поясе по желтой основе линии проходят черные усики с закруткой. В средней части идет полоса, выполненная в более светлых тонах. Нанесен узор из переплетающихся квадратов и ромбов. Основ-ные цвета орнаментальных мотивов этого фрагмен-та темно-желтый и коричневый. Усики нанесены черным цветом. Средняя полоса выполнена в свет-ло-желтых тонах, фон плетенки — коричневый (табл. 43,5).

301. Неболыпой фрагмент того же времени (13-18-1234) размером 18 X 17 см сохранил только нижнюю часть росписи. Широкая красочная полоса шириной 11 см состояла из шести узких полосок шириной по 0,5 см — три полоски коричневые, три синие. В средней части полосы проходила двухряд-ная плетенка, нарисованная красной и коричневой линиями. Фон цветного узора светло-желтый.

302. Маленький обрывок расписной бересты из 12-го яруса (12-10-509) имел следующий рисунок: несколько коричневых и черных узких полос обра-зовывали неболыпой поясок, выше которого шла полоса шириной 5 см. Она была закрашена черными и коричневыми косыми линиями с промежутками в виде светлых завитков. Выше, немного отступя, шел широкий пояс сплошных завитков коричневого и желтого цветов с черными закрученными усика-ми (табл. 44, 4). Узор совершенно аналогичен узо-ру верхнего пояска на фрагменте 300.

303. Маленький обрывок размером 22 X 8 см из 12-го яруса (12-12-1905) внизу имел непшрокий поясок, окаймленный двумя коричневыми линиями, в котором темно-желтой краской были нарисованы последовательно идущие восьмерки (табл. 44,7).

304. Обрывок расписной бересты из 8-го яруса С8-13-1212) являлся частью стенки коробьи высо-той 44 см. Композиция рисунка состояла из трех поясов. Пояс, идущий непосредственно у дна ко­робьи шириной 11 см, состоял из четырех тонких коричневых линий и пояска шириной 1,7 см. В этом пояске нарисованы коричневые треугольнички, со-прикасающиеся своими вершинками. Средняя часть композиции шириной 18 см состояла из сложной геометрическоп плетенки, у которой основной рисунок создавала тонкая коричневая линия толщиной 0,2 см на желтом фоне. За этой полосой шла новая полоса, часть которой оборвана (табл. 44, 5).

Говоря в целом о геометрической орнаментике красками на бересте, нужно заметить, что компози-ция орнамента по высоте состояла, как правило, из трех цветных поясков: нижнего — окаймляющего, среднего — заполнения и верхнего — окаймления. Они всегда асимметричны и разны по рисунку. Ни-когда нижний и верхний пояса не повторяли мотивов орнамента и не были похожи один на другой. Вдоль же длины стенки коробьи рисунок повторялся с при-сущим геометрическому орнаменту ритмом.

Деревянных ложек с сохранившимися следами красочной росписи на раскопе найдено 10. Сохран-ность красок и рисунка очень плохая. К этим лож-кам мы можем прибавить еще несколько ложек, у которых на лопасти сохранился очень тонкий кон-турный рисунок, характерный для ложек с после-


 

 


дующим красочным покрытием. Все эти ложки сохрапились в слоях XII и XIII вв. Вот их паспорта:

28-31-317

19-24-1259 14-18-1528 9-15-1128

17-19-1645 12-15-1562 13-13-1079

22-27-102 14-17-1616 19-21-862

3-12-1945 11-14-1643 8-11-406

13-11-703 11-19-2145

Цвет краски и сюжет росписи можно опроделить лишь у шести ложек. Опишем их подробно.

305. Лопасть ложки середины XII в. (19-24-1259). Кр.асочный слой сохранился значительно лучше, чем у других находок. Вся лопасть ложки покрыта тол-стым слоем желтой краски яркого оттенка. В середи-не внутренней части лопасти нарисован линией черной краски сложный контур четырехконечного креста с завитками (табл. 45, 2). Ширина лопасти

ложки 5 см.

306. Лопасть ложки, найденной в слоях середины XIII в. (14-17-1616), также сохранила красочный слой. Вся ложка была покрыта желтой краской. На внутренней части ложки нарисованы черной тонкой контурной линией квадрат с завернутыми углами и две крестообразные полосы, пересекающие квад­рат. Внутреннее пространство квадрата и кружки в завитых углах покрыты яркой красной краской (табл. 45, 1). Кроме того, по концам крестообраз-ных полосок этой же красной краской нанесены по две жирные точки. Крайние точки обведены черны-ми кругами. На обратной стороне ложки нанесен четырехлепестковый цветок с четырьмя красными точками. Ширина лопасти ложки 5,7 см.

307. На ложке из 17-го яруса (17-19-1645) рос-пись сохраниласъ только на обратной стороне. На желтом фоне изображен коричневый ромб, пере-секаемый двумя линиями. От углов ромба отходят маленькие цветочки с красными лепестками

(табл. 45,5).

308. Ложка середины XIII в. (14-18-1528), сохра-нившаяся целиком, имеет следы росписи на лопасти и на ручке. Вся ложка была покрыта желтой крас­кой. Слой краски хорошо сохранился на внутренней поверхности и в середине ручки. От росписи оста-лись только места, покрытые красной краской, другие цвета смылись. На внутренней стороне лож­ки была нанесена крестообразная фигура, а на об­ратной стороне просматривается цветок с четырьмя лепестками. Шейка ручки имела поясок из красной краски. Какой-то узор был нанесен и на самой ручке

(табл. 45, 4).

309. На ложке конца XIII в. (12-15-1562) оста-лись следы желтого фона и красной росписи.

Особо в нашей коллекции археологического дере-ва стоят две деревянные ложки, найденные в слоях первых десятилетий XIV в. в 11-м ярусе. Одна лож­ка найдена в 1958 г. в 14-м пласте квадрата 1643 на усадьбе И, другая — в 1961 г. в 19-м пласте квад­рата 2145 на усадьбе Д. Они интересны в разных аспектах. Во-первых, они найдены на территории посаднических усадеб, где жила многочисленная боярская семья Мишиничей.

В это время усадьбу Д занимала семья посадника Варфоломея Юрьевича. Им же принадлежала и


усадьба И'. Кто там жил, мы не знаем, но во вся-ком случае ложки принадлежали семье посадника Варфоломея, и одна из них была потеряна на усадьбе И. Во-вторых, обе ложки происходят из од-ного столового набора, о чем мы скажем ниже. В-третьих, ложки являются образцом высокого ху-дожественного мастерства бытового искусства кон­ца XIII — начала XIV в.

В том, что эти ложки из одного столового ком-плекта и сделаны одновременно одним мастером, нас убеждает анализ техники их изготовления: она абсолютно одинакова и художественный «почерк» мастера, который сделал ложки, тоже един (табл. 46).

Мастер украшает ложки в одной орнаментальной манере: на лицевой строне батальные сценки — че-ловек с мечом и Геракл, борющийся со львом. На тыльной стороне — круговая полоса с лентой вет-чатого орнамента (они одинаковы до мелочей) и в середине ложки — 8-видный завиток, оканчи-вающийся листьями с тремя завитками и почками. На одной ложке две ветки заканчиваются мордами драконов, а на другой — пятилистной пальметтой. Одинаковы на шейке ручки пояски из трех рядов двухрядной двухременной плетенки. Выше пояска ручка украшена узкой лентой ветчатого орнамента; эти ленты также схожи до мелочей. Наконец, обе ложки были расписаны красками. Сохранились кра­ски: красная, желтая и коричневая. Ложки разного размера: одна — болыпая, другая — меныпе среднего стандарта ложек того времени.

310. Ложка, найденная на усадьбе И (11-14-1643), имела длину 25,4 см, ширину 7 см, длину лопасти 9,5 см, диаметр ручки 1,7 см, ширину пояска из плетенки 7,5 см (табл. 46, 3). Геракл с плащом на плечах оседлал льва, левой рукой держит его за гриву, правую руку поднял для удара круглой бу-лавой, которую он держит в руке. Голова героя не покрыта. Хвост льва поднят, и его конец расцвел в пальметту. Фон ложки покрыт мелкой перекре-стной насечкой для нанесения красочного слоя. Вся остальная орнаментика описана выше. Рас-сматриваемый мотив был распространен в скульп-туре средневековья, в том числе и во владимиро-суздальской.

311. Ложка, найденная на усадьбе Д (11-19-2145), имеет длину 21 см (она немного обломана), ширина ложки 5,7 см, длина.лопасти 8,5 см, диаметр ручки 1,3 см, ширина пояска из плетенки 3,3 см. Рисунок изображает воина в пластинчатом доспехе и шапке. Правой рукой он держит поднятый обнаженный меч. Подробный анализ этого изображения сделал А. В. Ар-циховский в специальной статье2. Изображение на ложке окантовывает полоска, заполненная кружка-ми с точкой. Вся остальная орнаментика ложки опи­сана выше и, как мы уже говорили, аналогична узо-рам на ложке 310. На черенке имеется надпись вла-дельца «Еванова Олъфоромеевица», т. е. Ивана Вар-фоломеевича, сына посадника Варфоломея. Судя по времени, когда ложка была потеряна, и по тому, что она меныпе обычной ложки, она принадлежала ма-

1 В. Л. Янин, 1965, стр. 111.

2 А. В. Арциховский, 1965, стр. 266.


ленькому сыну посадника, Ивану, который сделал подпись сам, еще неуверенной рукой на свободном пространстве ручки.

Эти ложки являются образцом высокого мастерст-ва художников-прикладников, хорошо знакомых с «болыпим» искусством Руси и с лучшими образцами западноевропейского прикладного искусства.

Мы уже говорили о том, что токарная деревянвая посуда, наиболее массовая посуда новгородцев, в основном не покрывалась ни красками, ни резьбой. Но все же на раскопе в слоях XIII в. найдено не-сколько фрагментов точеных сосудов, покрытых рос-писью, при этом два фрагмента — сюжетной роспи-сью. Вот эти обломки.

312. В слоях первой половины XIII в. найден об-ломок деревянной чаши (15-17-902). Чаша была расколота по диаметру (в свое время эту трещину зашивали сосновой лозой) и по всему верху у нее обломан край. Диаметр чаши был около 28 см, диа-метр поддона — 12 см. Наружные стенки чаши бы-ли покрыты росписью, изображавшей фигуры вои-нов с поднятыми мечами (табл. 47,1). Изображены два воина в шлемах и плащах. Один воин в правой, а другой — в левой руке держат мечи. Кроме того,


у каждого из них имеется по щиту. Лица воинов изображены в профиль. Этот рисунок сделан очень тонкой порезкой, вероятно иглой, и был покрыт краской. Следы краски темного цвета сохранились. Внутренняя поверхность чаши изображений не име-ла, но, судя по остаткам краски, была расписана. 313. Другой обломок точеного сосуда, вероятно чаши, найден в слоях конца XIII в. (11-12-1060). Диаметр чаши был около 22 см, диаметр поддона — 8 см. На внутренней поверхности обломка чаши, не-много обуглившейся, очень хорошо сохранилась часть изображения, сделанного той же техникой, что и у чаши 312. На дне чаши изображено женское красивое лицо в головном уборе (табл. 47, 2). Правой рукой женщина держит птицу — реалистично нарисо-ванного голубя. Фон рисунка заштрихован мелкими перекрестными линиями. Он был покрыт краской. На ободке вокруг изображения сохранились остатки надписи. Надпись начинается именем «Александр» и кончается буквами «говицю». Рисунок, изобра-жающий женццину, был выполнен красками; оттенок красок не сохранился.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 


Декоративное искусство древнерусского города нам было хорошо известыо по изделиям «кузнецов меди, серебру и золоту» и по произведениям мелкой пластики в камне и кости. Но это в основном были произведения ювелирного и художественного про-изводства '.

Памятников же древнерусского бытового искус-ства до раскопок в Новгороде мы имели очень мало. Теперь и эта частица древнерусской жизни стала достоянием науки. Дерево из раскопок принесло нам тысячи рядовых предметов быта и труда новгородцев. Мы увидели, как и что новгородцы украшали в своем обычном, каждодневном быту. Резьба по дереву явля-лась наиболее доступным и самым массовым народ-ным искусством.

Новгородцы в X—XI вв., украшая свой дом, ут-варь, одежду и другие вещи, старались во всем вос-петь природу и подражать ей. С другой стороны, они хотели окружить себя предметами и символами, ко-торые бы защитили их от «леших», «водяных» и другой «нечистой силы», которой был наполнен, как они считали, окружавший их мир.

Бытовое искусство всегда, в древности и сейчас, связано с уровнем материального цроизводства. В X и XI вв. условия развития бытового искусства были таковы, что в него широкой струей проника-ли различные фантастические образы языческого мировоззрения с богатейшей языческой символикой. В это время создаются бытовые вещи наиболее кра-сочные, имеющие богатый декор и наделенные глу-бокой смысловой значимостью языческого миропони-мания. Сближаясь в некоторых случаях со сканди-навским, новгородский орнамент сохраняет свой славянский характер.

Домашняя утварь — чаши, ложки, мисы, детали интерьера, орудия труда и т. п. в это время создаются в наиболее сложных и сочных художественных фор-мах. Следует заметить, что технология производства этих предметов довольно трудоемка и сложна. В это время часто художник, мастер-исполнитель и потре-битель изделия являются одним и тем же лицом.

В начале XII в. в связи с бурным развитием город-ского ремесла, его высокой дифференциацией по про-фессиям и работой на рынок резко меняется техноло­гия производства, в том числе и деревообрабатыва-ющего. Упрощается конструкция предмета, форма становится более лаконичной и утилитарной, и вмес-те с этим меняются понятия декоративности массово-го предмета. Линии делаются более прямыми, а пло-скости — гладкими, предмет рассчитан на массовое производство.

1 5. А. Рыбаков, 1951, стр. 196; А. В. Арциховский, 1954, стр. 284.

 

Мастерство прикладного искусства, и в частности резъбы по дереву, в народе остается, но это умение прикладывается к более ограниченному кругу пред­метов, которые становятся дороже, а следовательно, и более ограниченными в сбыте.

Меняется и сама изобразительная манера резьбы. Орнаментальные мотивы становятся более геометри-ческими, постепенно трансформируются фантасти­ческие звери, и на смену магической символике при-ходит новый принцип — эстетический.

В XIII в. подобный процесс продолжается. Но в это же время продолжает совершенствоваться и техника художественного ремесла, и его творческая основа. Появляются произведения бытового искусства, сде-ланные профессиональными художниками. В стиле резьбы наблюдаются точки соприкосновения с деко-ративным искусством других русских областей, в ча­стности с владимиро-суздальским.

XIV век в Новгороде — это время экономического и политического расцвета города. Вместе со всем ремеслом развиваются и ремесла по обработке дерева. Искусство резьбы по дереву, как и все бытовое искус­ство, становится профессиональным.

Художественная вещь становится дорогой. Ремес-ленники изготовляют уже два вида продукции — ря-довой дешевый товар без какой-либо орнаментики на широкий рынок для массового покупателя и высо-кохудожественные произведения, которые доступны лшпь небольшой части горожан, боярству, духовен-ству, купечеству и т. п. Примером такой продукции являются ложки, найденные на усадьбах посадника Варфоломея Юрьевича. Они говорят о хорошем зна-комстве новгородцев с европейским искусством.

На всем Неревском раскопе в слоях XIV в. средн бытовых предметов обычного состава жилого комп-лекса мы не нагдли ни одной деревянной вещи, укра-шенной резьбой. Исключением являются только самшитовые гребни. Резьба по дереву сохраняется только в архитектурном убранстве дома и интерьера. Кстати, следует заметить, что болыпинство предметов архитектурной резьбы нашей коллекции найдено в слоях XIV в.

Искусство резьбы по дереву в Новгороде в XIV в. становится профессиональным и редко снисходит до массовой рядовой продукции, а произведения худо-жественной промышленности и в том числе художе-ственные деревянные изделия не доходят до рядовых горожан. Массовость и рационализация производства лигпают предметы их декоративности и художествен-ности. Бытовое народное искусство в начале XIV в. уходит в деревню с ее более натуральным хозяйством и застойным укладом жизни. В деревне это искусство сохранилось вплоть до XX в.

 

ЛИТЕРАТУРА

 


Арциховский А. В. 1954. Колонна из новгородских раско-

пок.— Вестник Московского университета, К» 4. Арциховский А. В. 1965. Изображение и надпись на ложко

из Новгорода.— Новое в советской археологии. М. Бломквист Е. Э. 1956. Крестьянские постройки восточных

славян.— Восточнославянский этнографический сборник.

М. Вобринский А. А. 1912. Народные русские деревянные изде-

лия. М. Бочарое Г. Н. 1969. Прикладное искусство Новгорода Вели-

кого. М. Вагнер Г. К. 1900. К изучению рельефов Георгиевского со-

бора в г. Юрьеве-Польском.— СА, К° 1. Вихров В. Е. 1958. Использование древесины в древыем Нов-

городе.— Труды Института леса и древесины, т. XXXVII.

М. Вихров В. Е. 1959. Некоторые наблюдения над стойкостыо

древесины из археологичсских раскопок.— СА, К» 2. Вихров В. Е. и Колчин В. А. 1962. Древесина в хозяйстве и

быте дровнего Новгорода.— Труды Института леса и дре­весины, т. I. М.

Воронов В. II. 1924. Крестьянское искусство. М. Даркевич В. П. 1900. Символы небесных светил в орнамепте

древней Руси.— СА, К» 4. Динцес Л. А. 1951. Древние черты в русском пародном ис-

кусстве.— История культуры древней Руси. М. Иванов П. В. 1890. Игры крестьянских детей в Купянском

уезде. Харьков.

Кирпичников А. Н. 1900. Древнерусское оружие, вып. I. Л. Колчин Б. А. 1959. Железообрабатывающее ремесло Новго­рода Великого.— МИА,,К° 05. Колчин Б. А. 1963. Дендрохронология Новгорода.— МИА,

Я° 117. Колчин Б. А. 1904. К итогам работ Новгородской археологи-

ческой экснедиции (1951—1962 гг.).— КСИА АН СССР,

вып. 99.


Колчин Б. А. 1968. Новгородские древности. Деревянные из-

делия.— САИ, Е1-55. М. Колчин Б. А., Линдер И. М. 1961. Шахматы в древнеы Нов-

городе.— Шахматы в СССР, Л° 8. Ковалевский А. П. 1956. Книга Ахмеда Ибн-Фадлана о его

путешествии на Волгу в 921—922 году. Харьков. Кислов М. Н. и Чистякова 0. Н. 1902. Консервация деревян-

ных изделий из Новгородских раскопок.— Историко-ар-

хеологический сборник. М. Маковецкий И. В. 1962. Архитектура русского народного

жилища. М. Медведев А. Ф. 1959. Оружие Новгорода Великого.— МИА,

Л» 65. Погид И. Л. и Поздняк А. И. 1965. Консервация мокрой ар-

хеологической древесины.— СА, К° 3.

Покровский Е. А. 1892. Русские детские подвижные игры. М. Рыбаков Б. А. 1951. Прикладное искусство и скульптура.—

Исторпя культуры древней Руси. М.

Соболев Н. Н. 1934. Русская народная резьба по дереву. М. Харузина В. О. 1912. Игрушки у малокультурных народов.—

Игрушка, ее история и значение. М. Янин В. Л. 1965. Я послал тебе бересту. М. АисивН 8. 1967. СоттепЬ 1игеп1 гсз1апгеез 1ез зси1рШгез еп

Во!в dи Тетр1е de МерпШз.— Archeologia, К 16. Рапз. Barnycz-Gиpieniec В.. 1959. Naczynia dre'^vniane г Gdaпska ш

X—XIII теМи. Ъойг. НатШоп 1. 1933. ВухапЦпе АгсЫ1ес1иге and ВесогаИоп. Ьоп-

don.

Но1иЬотсг \У. 1956. Оро1е \у ^viekach X—XII. Ка1о\у1се. О^еШ НепсНеп Н. 1933. А Оаттд Boaгd о! 1Ье У1Ыпг Age.—

Ас1а агсЬао!., V. IV, Н 1. B.osen^vist А. М. 1959. Тпе 81аЫНзт^ о£ 'VVood Ррш^ 1п 1Ье

Vikшg ЗЫр of Оsebeгg.— Stиdies ш СопзегуаЫоп, V. 3—4

^ondon. Strzygoшski I. 1929. В1е аИз1ау1зсЬе Кипз1.


Объяснения к таблице 1

7— 11 — ручки резных чаш: 7 — 28-31-317 (1); 2 — 25-27-1837 (6); 3 — 28-31-901 (7); 4 — 28-26-537 (9); 5 — 20-26-957 (5); 6 — 28-35-1402 (3); 7 — 28-32-128 (8); 5 — 26-30-2064 (4); 9 — 7-11-359; 10 — 26-25-471 11 — 15-19-1494 (11); 12 — резная чаша 12-19-1921 (12); 13 — клепка кадки 8-13-1129 (14); 14, — крышка от короОа 9-14-1312 (16); 15 — крышка от кадки 27-26-523 (13); 16—22 — копылы: 16— 18-16-1699 (65); 17 — 22-23-930; 75 — 21-23-891; 79 — 23-20-487 (62); 20—22-20-495 (63); 27 — 23-25-924; 22 — 18-15-1713 (64)


5 Б. Д. Колчин

Таблица 1. Резная утварь (объяснения к табл. 1 см. на стр. 64).


Таблица 2. Резная утварь

1—2 — ручки резных чаш: 1 — 26-30-2064 (4); 2 — 28-31-901 (7); 3 — крышка от кадки 27-26-523 (13)- 4 — крышка от короба 9-14-1312 (16); 5—9 — ручки ложек: 5 — 12-10-610; в — 14-20-2101; 7 — Ил-19-ш' 8 — Ил-20-16; 9 — Ил-25-32; 10—11 — орнаментальные мотивы ручек жезлов: 10 — 5-7-1265; 11 — 16-23-2048


Таблица 3. Ложки

7 — 17-20-1541 (23); 2 — 13-16-1607 (31); 3 — 12-13-1927(32); 4—18-27-1370 (21); 5 — 24-29-141 (17); 6 — 22-22-1945; 7 — 16-15-527 (24); 8 — 21-26-165 (39); 9 — 12-19-118 (25); 10 — 20-27-2065 (19); 11 — 20-21-876 (37); 12—18-21-8 (22); 13 — 26-21-1700 (36); 14 — 19-24-108(20); 15 — 28-32-149 (38); 16 — 13-16-1609 (34); 17 — 21-29-97; 18 — 22-31-1399 (30); 19 — 23-30-746 (29); 20—23-25-1549; 21 — 26-26-1099 (28); 22—10-12-1899 (35); 23 — 11-12-1042; 2-1 — 16-18-1058 (33); 25 — 13-16-1607(31); 26 — 21-26-165 (39); 27-12-13-1044 (40); 28— 17-20-1541; 20 — 18-21-8; 30 — 20-21-876; 31 — 20-27-2065 (19); 32 — 24-29-141 (17); 33 - 12-19-118 (25); 34— 18-27-1370 (21); 35 — 14-20-2101 (27); 36 — 22-27-102 (42)



Окончание таблицы 3

 




 


Таблица 4. Пряничные доски и гребни

13-15438 (48); 3 — 11-12-1829; 4—13-15-1807 (49); 5 — 10-16-1369; 6 — 9-10-1968 (74); 7 _ 14-19-1185


Таблица 5. Копылы, прялки и разные изделия

2—4 —копылы: 7 — 18-15-1713 (64); 2 — 21-23-891; 3—23-25-924; 4 — 22-20-495 (63); 5—в — прялки: 5 — 8-7-1979 (60); 6 — 10-17-1341 (61); 7 — клешня хомута 6-4-2017 (68); 8 — уключина Ил-17-21 (71); 9 — рукоятка

чесала 4-7-1220



 


Таблица 6. Церы;_ Ил-19-81 (80); 2-21-23-1589 (79); 3 - то же, вид сбоку


Таблица 7. Разные резные вещи

прорезной узор 25-26-1632 (92); 2 — пенал 7-8-1046 (83); 3 — планка Ил-17-132 (87); 4 — планка 18-24-1375 (86); 5 — 8-16-1417; 6 — ножны меча XIII в. (85); 7— «веревочка» 14-22-768 (89)






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных